Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2014 / №1
Брумфилд У. К. Россия и Запад в «педагогическом» романе Ф. Достоевского «Подросток»
(Университет Тулейна, г. Новый Орлеан, США)
Аннотация ♦ В статье исследуется роман Ф. М. Достоевского «Подросток» в двух аспектах: как роман о развитии или формировании характера («педагогический роман» — Bildungsroman в гегельянском смысле) и как комментарий автора о развитии России и Запада.
Сложности формирования характера, иллюстрированного посредством восприятия «подростка» Аркадия Долгорукого, связаны с темой «случайной семьи» и попытки Аркадия компенсировать отсутствие или неуверенность отца (Версилова). Юный искатель индивидуальности проходит через фазу отчуждения. В процессе поисков Аркадий должен перевоспитать сам себя и преодолеть свой комплекс неполноценности и духовного надрыва в терминах Достоевского.
Ложная компенсация неполноценности выражена в тщетных поисках Аркадия власти через богатство (идея Ротшильда). Этот внутренний процесс рассматривается в статье как отражение сложного отношения России к Западу, отношение, наполненное любовью и негодованием, комплексом неполноценности и требованием величия.
В исследовании этой темы автор ссылается на политический трактат Н. Я. Данилевского «Россия и Европа», с его пророчеством апокалиптического конфликта между Россией и Западом. Характеры Версилова (дворянина, преданного Европе) и Крафта (идеологического радикала) представляют собой полярные стороны в понимании подростка, который борется за идентичность, ищет себя. И это отражает борьбу и поиски самой России. В конце романа Аркадий прощает отца и двигается от разочарованности к зрелости, образом чего стал Петр Великий.
Ключевые слова: Bildungsroman, формирование характера, отчуждение, Гегель, надрыв, идея Ротшильда, Н. Я. Данилевский, Россия и Европа, золотой век, Макс Шелер, коммунизм, атеизм, Русская православная церковь, Ф. М. Достоевский, Петр Великий.
Брумфилд Уильям Крафт — доктор наук, профессор славистики Университета Тулейна (Tulane University) (Новый Орлеан, США). Адрес: 6823 Saint Charles Avenue, New Orleans, Louisiana, 70118, USA. Тел.: +1 (504) 865-5276. Эл. адрес:
William.brumfield@gmail.com
Библиограф. описание: Брумфилд У. К. Россия и Запад в «педагогическом» романе Ф. Достоевского «Подросток» // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 214–222.
Дата поступления: 10.12.2013 г.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Викторович, В. А. (1988) Достоевский и В. П. Мещерский: К вопросу об охранительстве писателя // Русская литература. № 1. С. 205–216.
Данилевский, Н. (1894) Россия и Европа. СПб.
Достоевский, Ф. М. (1975) Полн. собр. соч. : в 30 т. Л. : Наука. Т. 13. 445 с.
Достоевский, Ф. М. (1976a) Полн. собр. соч. : в 30 т. Л. : Наука. Т. 16. 438 с.
Достоевский, Ф. М. (1976b) Полн. собр. соч. : в 30 т. Л. : Наука. Т. 17. 388 с.
Достоевский, Ф. М. (1980) Полн. собр. соч. : в 30 т. Л. : Наука. Т. 21. 551 с.
Достоевский, Ф. М. (1986) Полн. собр. соч. : в 30 т. Л. : Наука. Т. 29. 565 с.
MacMaster, R. E. (1967) Danilevsky: A Russian Totalitarian Philosopher. Cambridge : Harvard University Press.
Hyppolite, J. (1946) Genese et structure de la 'Phenomenologie de l'espirit' de Hegel. Paris : Editions Montaigne.
Scheler, M. (1970) L'Homme du ressentiment. Paris : Gallimard.
Venturi, F. (1966) Roots of Revolution / trans. by F. Haskell. N. Y. : Grosset & Dunlap.
Wasiolek, E. (1964) Dostoevsky: The Major Fiction. Cambridge : The M.I.T. Press.
|