Аннотация ♦ В статье рассматриваются проблемы профессионального становления молодых представителей литературы и искусства в современной России. Автор показывает сложившуюся систему художественного образования в сфере культуры и искусства, которая предполагает три уровня профессиональной подготовки: начальный, средний профессиональный и высший. В стране удалось сохранить творческие школы, которые формировались веками. Принадлежность к творческой школе — это знак качества, который создает определенную перспективу для молодых деятелей культуры и искусства. Система профессионального становления в сфере искусства наряду с творческими школами, которые создают основу подготовки творческих работников, предполагает постоянный отбор лучших из лучших представителей талантливой молодежи. Конкуренция в сфере искусства создает высокую творческую планку и является важным стимулом, мотивацией в стремлении к совершенству. Национальным достоянием России, его визитной карточкой в сфере высокого искусства для всего мира стал русский классический балет. Формирование творческого имиджа, профессиональной репутации требует огромных трудов. Важнейшим условием мирового лидерства России в балетном искусстве является поддержание традиций в подготовке артистов классического балета, вокалистов, а также сценаристов, сценографов, других специалистов в этой области. Рассматривается опыт Москвы в работе по профессиональному становлению творческой молодежи. Для реализации развития профессиональных навыков молодых режиссеров, актеров, сценаристов, критиков в столице созданы экспериментальные молодежные театральные студии. В стране широко используются различные формы влияния на творческий рост молодых писателей, художников, музыкантов, актеров, режиссеров и других представителей художественной культуры. В этой области используются профессиональные конкурсы, мастер-классы, фестивали, творческие школы, экспериментальные сценические площадки. Среди них Международный конкурс им. П. И. Чайковского, Всероссийский конкурс молодых исполнителей «Русский балет», Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик», конкурс молодых литераторов «Дебют» и другие. Они способствуют отбору наиболее способных и талантливых молодых представителей различных видов искусства и дают им путевку в творческую жизнь.
Бородай Александр Дмитриевич — доктор исторических наук, профессор, декан факультета рекламы, профессор кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций Московского гуманитарного университета, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3, оф. 516. Тел.: +7 (499) 374-54-51. Эл. адрес:
ad.bor@mail.ru
Библиограф. описание: Бородай А. Д. Профессиональное становление творческой молодежи России в сфере художественной культуры // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 153–166.
Постановление Правительства Москвы № 679-ПП от 7 августа 2007 г. [Электр. ресурс] // MosOpen.ru. Электронная Москва. URL: http://mosopen.ru/document/679_pp_2007-08-07 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.11.2013).
Путин, В. В. (2012) Строительство справедливости. Социальная политика для России [Электр. ресурс] // Комсомольская правда. 13 февраля. URL: http://www.kp.ru/daily/3759/2807793 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.11.2013).