Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2013 / № 1
Борзова Т. В. Понимание текста в учебном процессе: особенности, специфика, перспективы (по материалам зарубежных источников)
(Дальневосточный государственный гуманитарный университет, г. Хабаровск)
Аннотация ◊ В статье рассматриваются основополагающие направления в исследовании понимания текста в учебном процессе в зарубежной науке. Анализируются особенности, специфика, перспективы становления понимания текста в обучении с целью улучшения качества образования.
Ключевые слова: понимание текста, обучение, зарубежные исследования, качество образования.
Борзова Татьяна Владимировна — кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры психологии Дальневосточного государственного гуманитарного университета, г. Хабаровск. Тел.: +7 (4212) 21-13-06. Эл. адрес:
borzova_tatiana@mail.ru
Библиограф. описание: Борзова Т. В. Понимание текста в учебном процессе: особенности, специфика, перспективы (по материалам зарубежных источников) // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 213–218.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Albrecht, J. E., O’Brien, E. J. (1993) Updating a Mental Model: Maintaining both Local and Global Coherence // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. Vol. 19. No. 5. Р. 1061–1070.
Anderson, R. C., Pearson, P. D. (1984) A Schema-theoretic View of Basic Processes in Reading Comprehension // Handbook of Reading Research / еd. by P. D. Pearson. N. Y. : Longman. Р. 255–291.
Asoko, H. (1996) Developing Scientific Concepts in the Primary Classroom: Teaching about Electric Circuits // Research in Science Education in Europe / ed. by G. Welford, J. Osborne, P. Scott. L. : The Falmer Press. P. 36–49.
Clark, H. H. (1993) Arenas of Language Use. Chicago : University of Chicago Press.
Dansereau, D. F., Collins, K. W., McDonald, B. A., Holley, C. D., Garland, J., Diekhoff, G., Evans, S. H. (1979) Development and Evaluation of a Learning Strategy Training Program // Journal of Educational Psychology. Vol. 71. No. 1. P. 64–73.
Driver, R. (1994) The Fallacy of Induction in Science Teaching // Teaching Science / ed. by R. Levinson. L. : Routledge. P. 41–48.
Graesser, A. C., Millis, K. K., Zwaan, R. A. (1997) Discourse Comprehension // Annual Review of Psychology. Vol. 48. P. 163–189.
Hiebert, J., Wearne, D. (1996) Instruction, Understanding and Skill in Multidigit Addition and Subtraction // Cognition and Instruction. Vol. 14. No. 3. P. 251–283.
Inferences in Text Processing (1985) / ed. by G. Rickheit, H. Strohner, Amsterdam : North-Holland.
Johnson-Laird, P. N. (1983) Mental Models: Towards a Cognitive Science of Language, Inference, and Consciousness. Cambridge : Cambridge University Press.
Kerdeman, D. (2003) Pulled Up Short: Challenging Self-Understanding as a Focus of Teaching and Learning // Journal of Philosophy of Education. Vol. 37. No. 2. P. 293–308.
Keseling, G. (2006) Schreibblockaden überwinden // Die Technik wissenschaftlichen Arbeitens. 12. Auflage / N. Franck, J. Stary (Hrsg.). Paderborn : Schöningh UTB. S. 197–222.
Lesekompetenz. Bedingungen, Dimensionen, Funktionen. (2004) / N. Groeben, B. Hurrelmann (Hrsg.). Weinheimm ; München : Juventa.
Minnaert, А., Janssen, P. J. (1992) Success and Progress in Higher Education // British Journal of Educational Psychology. Vol. 62. No. 2. P. 184–192.
Newton, D. P., Newton, L. D. (2000) Do Teachers Support Causal Understanding through their Discourse when Teaching Primary Science? // British Educational Research Journal. Vol. 26. No. 5. P. 599–613.
Nickerson, R. S. (1985) Understanding Understanding // American Journal of Education. Vol. 93. No. 1. P. 201–239.
Sanford, A. J., Garrod, S. C. (1981) Understanding Written Language: Exploration of Comprehension beyond the Sentence. N. Y. : Wiley.
Schnotz, W. (1994) Aufbau von Wissensstrukturen. Weinheim : Beltz PVU.
Schnotz, W. (2006) Textverständnis // Handwörterbuch Pädogogische Psychologie. 3. Auflage / D. H. Rost (Hrsg.). Weinheim ; Basel ; Berlin : Beltz Verlag. S. 769–778.
Schnotz, W., Dutke, S. (2004) Kognitionspsychologische Grundlagen der Lesekompetenz. Mehrebenenverarbeitung anhand multipler Informationsquellen // Struktur, Entwicklung und Förderung von Lesekompetenz / U. Schiefele, C. Artelt, W. Schneider, P. Stanat (Hrsg.). Wiesbaden : VS Verlag für Sozialwissenschaften. S. 61–100.
Shenk, D. (1997) Data Smog. L. : Abacus.
Sierpinska, A. (1994) Understanding in Mathematics. L. ; N. Y.: The Falmer Press.
Thomas, E. L., Robinson, H. A. (1972) Improving Reading in Every Class: A Sourcebook for Teachers. Boston : Allyn & Bacon.
Van Dijk, T. A., Kintsch, W. (1983) Strategies of Discourse Comprehension. N. Y. : Academic Press.
Vom Umgang mit Lehrtexten. (1987) / H. F. Friedrich, P. M. Fischer, H. Mandl, T. Weis (Hrsg.). Tübingen : Deutsches Institut für Fernstudien an der Universität Tübingen.
Wildy, H., Wallace, J. (1992) Understanding Teaching or Teaching for Understanding // American Educational Research Journal. Vol. 29. No. 2. P. 143–156.
Winkles, J. (1986) Achievement, Understanding, and Transfer in a Learning Hierarchy // American Educational Research Journal. Vol. 23. No. 2. P. 275–288.
|