Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2012 / №2
Суркова Е. Г., Власова Н. Н. Успешность совладающего поведения подростков, предпочитающих творческие стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций
(Московский гуманитарный университет)
Аннотация ◊ В статье анализируется связь между творческим потенциалом подростков и их успешностью в разрешении трудных жизненных ситуаций. Выделены три типа преодолевающего поведения подростков: эволюционно-положительный, гомеостатический и эволюционно-отрицательный.
Ключевые слова: совладание, трудные жизненные ситуации, развитие личности, типы совладания, пассивные стратегии совладания, активные стратегии совладания, творческие стратегии совладания, стресс-индуцированный личностный рост, жизнестойкость, творческий потенциал личности.
Суркова Елена Германовна — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологии и социальной работы Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-67-20. Эл. адрес:
sparrow@yandex.ru
Власова Наталья Николаевна — аспирант кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологии и социальной работы Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-67-20. Эл. адрес:
vlasna_80@mail.ru
Библиограф. описание: Суркова Е. Г., Власова Н. Н. Успешность совладающего поведения подростков, предпочитающих творческие стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 267–275.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абульханова, К. А. (2000) Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения // Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. М. : Академический проект. С. 13–26.
Анцыферова, Л. И. (1994) Личность в трудных жизненных условиях : переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. Т. 15. № 1. С. 3–18.
Знаков, В. В. (2003) Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. Т. 24. № 2. С. 95–106.
Крюкова, Т. Л. (2005) Психология совладающего поведения в разные периоды жизни : автореф. дис. … д-ра психол. наук. М.
Крюкова, Т. Л. (2008) Человек как субъект совладающего поведения // Психологический журнал. Т. 29. № 2. С. 88–95.
Леонтьев, Д. А., Рассказова, Е. И. (2006) Тест жизнестойкости. М. : Смысл.
Мадди, С. Р. (2005) Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. Т. 26. № 6. С. 87–101.
Реан, А. А. (2005) Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. СПб. : Прайм-Еврознак.
Сергиенко, Е. А. (2007) Субъектная регуляция и совладающее поведение // Психология совладающего поведения : материалы Международной науч.-практ. конф. / отв.ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова. С. 64–66.
Сирота, Н. А., Ялтонский, В. М. (2003) Профилактика алкоголизма и наркомании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Изд. центр «Академия».
Суркова, Е. Г. (2004) Преодоление трудных жизненных ситуаций младшими школьниками : автореф. дис. … канд. психол. наук. М.
Суркова, Е. Г. (2011) Творческая парадигма процесса совладания с трудными жизненными ситуациями // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 222–228.
Туник, Е. Е. (1997) Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб. : СПбУПМ.
Aldwin, C. M. (1994) Stress, Coping and Development : An Integrative Perspective. New York : Guilford Press.
Tedeschi, R. G., Calhoun, L. G. (2004) Posttraumatic Growth : Conceptual Foundations and Empirical Evidence // Psychological Inquiry. Vol. 15. P. 1–18.
|