Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2011 / №3
Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Групповая рефлексивность: основные подходы и перспективы исследований
(Институт психологии Российской академии наук)
Аннотация ◊ Дается понимание групповой рефлексивности как социально-психологического феномена, представлены ее свойства, причем как сходные, так и различные с индивидуальной рефлексивностью. Выделены основные теоретические подходы к изучению групповой рефлексивности в современной социальной и организационной психологии. Предложены перспективы новых исследований в данной области.
Ключевые слова: рефлексия, команда, групповая рефлексивность, совместная деятельность, фактор эффективности, организационные изменения.
Журавлев Анатолий Лактионович — член-корреспондент Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии РАН, заведующий кафедрой социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета, академик Международной академии наук (IAS). Тел.: +7 (495) 683-38-09. Эл. адрес: adm3@psychol.ras.ru
Нестик Тимофей Александрович — кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института психологии Российской академии наук. Тел.: +7 (495) 683-38-09. Эл. адрес: nestik@gmail.com
Библиограф. описание: Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Групповая рефлексивность: основные подходы и перспективы исследований // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 212–221.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аникина, В. Г. (2009) Проблема осознания в культурно-исторической психологии Л. С. Выготского в контексте исследования рефлексии // Психологический журнал. Т. 30. № 2. С. 81-86.
Аникина, В. Г. (2010) Психотехническая модель рефлексии: теоретические основания и описание // Психологический журнал. Т. 31. № 6. С. 50–56.
Аникина, В. Г. (2000) Экзистенциальная рефлексия личности в проблемно-конфликтных ситуациях : автореф. дис. … канд. психол. наук. М.
Арджирис, К. (2004) Организационное научение. М. : Инфра-М.
Дударева, В. Ю., Семенов, И. Н. (2008) Феноменология рефлексии и направления ее изучения в современной зарубежной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 5. № 1. С. 101–120.
Журавлев, А. Л. (2000) Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М. : Академический Проект. С. 133–150.
Журавлев, А. Л. (2009) Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. Т. 30. № 5. С. 72–80.
Журавлев, А. Л., Нестик, Т. А. (2010) Психология управления совместной деятельностью: Новые направления исследований. М. : Изд-во Института психологии РАН.
Карпов, А. В. (2004) Психология рефлексивных механизмов деятельности. М. : Изд-во Института психологии РАН.
Коллисон, К., Парселл, Дж. (2006) Учитесь летать : Практические уроки по управлению знаниями от лучших научающихся организаций. М. : Институт комплексных стратегических исследований.
Лефевр, В. А. (2003) Рефлексия. М. : Когито-Центр.
Матис, Т. А., Полуянов, Ю. А. (1990) Присвоение позиции другого человека при коллективных формах учебной деятельности детей // Современное состояние и перспективы развивающего обучения. Красноярск: КГУ. С. 32–37.
Недоспасова, В. А. (1985) Роль позиции в развитии логического мышления // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / под ред. Н. Н. Поддьякова и А. Ф. Говорковой. М.
Нестик, Т. А. (2009) Психологические аспекты управления знаниями // Инновационное развитие: Экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б. З. Мильнера. М. : ИНФРА-М. С. 590–611.
Огурцов, А. П. (2001) Рефлексия // Новая философская энциклопедия. Т. 3. М. : Мысль. С. 445–450.
Перре-Клермон, А. Н. (1991) Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М. : Педагогика.
Рубцов, В. В. (1987) Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М. : Педагогика.
Семенов, И. Н. (1990) Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М. : НИИОПП АПН СССР.
Семенов, И. Н., Степанов, С. Ю. (1989) От психологии рефлексии к рефлексивной культуродигме в психологии // Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск : ИФН СО РАН.
Сенге, П. М., Клейнер, А., Робертс Ш. и др. (2003) Танец перемен : Новые проблемы самообучающихся организаций / П. М. Сенге, А. Клейнер, Ш. Робертс, Р. Б. Росс, Дж. Рот, Б. Дж. Смит. М. : Олимп-Бизнес.
Степанов, С. Ю. (2006) Психология творчества и рефлексии в современных социальных практиках // Психология творчества : Школа Я. А. Пономарева / под ред. Д. В. Ушакова. М. : Изд-во Института психологии РАН. С. 482–511.
Томсон, Л. (2006) Развитие команды. М. : Баланс Бизнес Букс.
Филатова, О. В. (2003) Рефлексивность как детерминанта деятельности исполнительского типа : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль.
Щедровицкий, Г. П. (2005) Мышление. Понимание. Деятельность. М. : Наследие ММК.
Carter, S., West, M. A. (1998) Reflexivity, Effectiveness and Mental Health in BBC-TV Production Teams // Small Group Research. № 29. Р. 583–601.
De Dreu, C. K. W. (2002) Team Innovation and Team Effectiveness: The Importance of Minority Dissent and Reflexivity // European Journal of Work and Organizational Psychology. № 11 (3). Р. 285–298.
Gibson, C. B., Zellmer-Bruhn, M. E. (2001) Metaphors and Meaning: An Intercultural Analysis of the Concept of Teamwork // Administrative Science Quarterly. Vol. 46. № 2. Р. 274–303.
Gurtner, A., Tschan, F., Semmer, N. K., Nagele, Chr. (2007) Getting Groups to Develop Good Strategies: Effects of Reflexivity Interventions on Team Process, Team Performance, and Shared Mental Models // Organizational Behavior & Human Decision Processes. Vol. 102. № 2. Р. 127–142.
Hoegl, M., Parboteeah, K. P. (2006) Team Reflexivity in Innovative Projects // R&D Management. Vol. 36. № 2. Р. 113–125.
Kayes, A. B., Kayes, D. C., Kolb, D. A. (2005) Developing Teams Using the Kolb Team Learning Experience // Simulation & Gaming. Vol. 36. № 3. Р. 355–363.
Kerth, N. L. (2001) Project Retrospectives: A Handbook for Team Reviews. N. Y. : Dorset House Publishing.
Kolb, A. Y., Kolb, D. A. (2009) The Learning Way: Meta-cognitive Aspects of Experiential Learning // Simulation & Gaming. Vol. 40. № 3. Р. 297–327.
Kolb, D. (1984) Experimental Learning. Englewood Cliffs, N. J. : Prentice-Hall.
Larsen, D. (2006) Agile Retrospectives. Making Good Teams Great. N. Y. : Pragmatic Bookshelf.
Schippers, M. C., Hartog, D. N., Koopman, P. L. (2007) Reflexivity in Teams: A Measure and Correlates // Applied Psychology: An International Review. Vol. 56. № 2. Р. 189–211.
Tjosvold, D., Tang, M. M. L., West, M. (2004) Reflexivity for Team Innovation in China: The Contribution of Goal Interdependence // Group and Organization Management. Vol. 29. No. 5. Р. 540–559.
Weick, K. E. (1995) Sensemaking in Organizations. Thousand Oaks. CA : Sage Publications.
Weick, K. E., Putnam, T. (2006) Organizing for Mindfulness: Eastern Wisdom and Western Knowledge // Journal of Management Inquiry. Vol. 15. Р. 275–287.
Weick, K. E., Roberts, K. H. (1993) Collective Mind in Organizations: Heedful Interrelating on Flight Decks // Administrative Science Quarterly. Vol. 38. Issue 3. Р. 357–331.
Weick, K. E., Sutcliffe, K. M.. (2001) Managing the Unexpected: Resilient Performance in an Age of Uncertainty. San Francisco : Jossey-Bass.
West, M. A. (1996) Reflexivity and Work Group Effectiveness: A Conceptual Integration // Handbook of Work Group Psychology / Ed. by M. A. West. Chichester, UK : Wiley. Р. 555–579.
West, M. A., Hirst, G., Richter, A., Shipton, H. (2004) Twelve Steps to Heaven: Successfully Managing Change through Developing Innovative Teams // European Journal of Work and Organizational Psychology. Vol. 13. Р. 269–299.
|
|
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|