Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение»  / Содержание / 2011 / №3

Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Групповая рефлексивность: основные подходы и перспективы исследований

(Институт психологии Российской академии наук)

Аннотация ◊ Дается понимание групповой рефлексивности как социально-психологического феномена, представлены ее свойства, причем как сходные, так и различные с индивидуальной рефлексивностью. Выделены основные теоретические подходы к изучению групповой рефлексивности в современной социальной и организационной психологии. Предложены перспективы новых исследований в данной области.

Ключевые слова: рефлексия, команда, групповая рефлексивность, совместная деятельность, фактор эффективности, организационные изменения.


Журавлев Анатолий Лактионович — член-корреспондент Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии РАН, заведующий кафедрой социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета, академик Международной академии наук (IAS). Тел.: +7 (495) 683-38-09. Эл. адрес: adm3@psychol.ras.ru

Нестик Тимофей Александрович — кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института психологии Российской академии наук. Тел.: +7 (495) 683-38-09. Эл. адрес: nestik@gmail.com

Библиограф. описание: Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Групповая рефлексивность: основные подходы и перспективы исследований // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 212–221.

ENGLISH VERSION


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аникина, В. Г. (2009) Проблема осознания в культурно-исторической психологии Л. С. Выготского в контексте исследования рефлексии // Психологический журнал. Т. 30. № 2. С. 81-86.

Аникина, В. Г. (2010) Психотехническая модель рефлексии: теоретические основания и описание // Психологический журнал. Т. 31. № 6. С. 50–56.

Аникина, В. Г. (2000) Экзистенциальная рефлексия личности в проблемно-конфликтных ситуациях : автореф. дис. … канд. психол. наук. М.

Арджирис, К. (2004) Организационное научение. М. : Инфра-М.

Дударева, В. Ю., Семенов, И. Н. (2008) Феноменология рефлексии и направления ее изучения в современной зарубежной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 5. № 1. С. 101–120.

Журавлев, А. Л. (2000) Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М. : Академический Проект. С. 133–150.

Журавлев, А. Л. (2009) Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. Т. 30. № 5. С. 72–80.

Журавлев, А. Л., Нестик, Т. А. (2010) Психология управления совместной деятельностью: Новые направления исследований. М. : Изд-во Института психологии РАН.

Карпов, А. В. (2004) Психология рефлексивных механизмов деятельности. М. : Изд-во Института психологии РАН.

Коллисон, К., Парселл, Дж. (2006) Учитесь летать : Практические уроки по управлению знаниями от лучших научающихся организаций. М. : Институт комплексных стратегических исследований.

Лефевр, В. А. (2003) Рефлексия. М. : Когито-Центр.

Матис, Т. А., Полуянов, Ю. А. (1990) Присвоение позиции другого человека при коллективных формах учебной деятельности детей // Современное состояние и перспективы развивающего обучения. Красноярск: КГУ. С. 32–37.

Недоспасова, В. А. (1985) Роль позиции в развитии логического мышления // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / под ред. Н. Н. Поддьякова и А. Ф. Говорковой. М.

Нестик, Т. А. (2009) Психологические аспекты управления знаниями // Инновационное развитие: Экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б. З. Мильнера. М. : ИНФРА-М. С. 590–611.

Огурцов, А. П. (2001) Рефлексия // Новая философская энциклопедия. Т. 3. М. : Мысль. С. 445–450.

Перре-Клермон, А. Н. (1991) Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М. : Педагогика.

Рубцов, В. В. (1987) Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М. : Педагогика.

Семенов, И. Н. (1990) Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М. : НИИОПП АПН СССР.

Семенов, И. Н., Степанов, С. Ю. (1989) От психологии рефлексии к рефлексивной культуродигме в психологии // Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск : ИФН СО РАН.

Сенге, П. М., Клейнер, А., Робертс Ш. и др. (2003) Танец перемен : Новые проблемы самообучающихся организаций / П. М. Сенге, А. Клейнер, Ш. Робертс, Р. Б. Росс, Дж. Рот, Б. Дж. Смит. М. : Олимп-Бизнес.

Степанов, С. Ю. (2006) Психология творчества и рефлексии в современных социальных практиках // Психология творчества : Школа Я. А. Пономарева / под ред. Д. В. Ушакова. М. : Изд-во Института психологии РАН. С. 482–511.

Томсон, Л. (2006) Развитие команды. М. : Баланс Бизнес Букс.

Филатова, О. В. (2003) Рефлексивность как детерминанта деятельности исполнительского типа : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль.

Щедровицкий, Г. П. (2005) Мышление. Понимание. Деятельность. М. : Наследие ММК.

Carter, S., West, M. A. (1998) Reflexivity, Effectiveness and Mental Health in BBC-TV Production Teams // Small Group Research. № 29. Р. 583–601.

De Dreu, C. K. W. (2002) Team Innovation and Team Effectiveness: The Importance of Minority Dissent and Reflexivity // European Journal of Work and Organizational Psychology. № 11 (3). Р. 285–298.

Gibson, C. B., Zellmer-Bruhn, M. E. (2001) Metaphors and Meaning: An Intercultural Analysis of the Concept of Teamwork // Administrative Science Quarterly. Vol. 46. № 2. Р. 274–303.

Gurtner, A., Tschan, F., Semmer, N. K., Nagele, Chr. (2007) Getting Groups to Develop Good Strategies: Effects of Reflexivity Interventions on Team Process, Team Performance, and Shared Mental Models // Organizational Behavior & Human Decision Processes. Vol. 102. № 2. Р. 127–142.

Hoegl, M., Parboteeah, K. P. (2006) Team Reflexivity in Innovative Projects // R&D Management. Vol. 36. № 2. Р. 113–125.

Kayes, A. B., Kayes, D. C., Kolb, D. A. (2005) Developing Teams Using the Kolb Team Learning Experience // Simulation & Gaming. Vol. 36. № 3. Р. 355–363.

Kerth, N. L. (2001) Project Retrospectives: A Handbook for Team Reviews. N. Y. : Dorset House Publishing.

Kolb, A. Y., Kolb, D. A. (2009) The Learning Way: Meta-cognitive Aspects of Experiential Learning // Simulation & Gaming. Vol. 40. № 3. Р. 297–327.

Kolb, D. (1984) Experimental Learning. Englewood Cliffs, N. J. : Prentice-Hall.

Larsen, D. (2006) Agile Retrospectives. Making Good Teams Great. N. Y. : Pragmatic Bookshelf.

Schippers, M. C., Hartog, D. N., Koopman, P. L. (2007) Reflexivity in Teams: A Measure and Correlates // Applied Psychology: An International Review. Vol. 56. № 2. Р. 189–211.

Tjosvold, D., Tang, M. M. L., West, M. (2004) Reflexivity for Team Innovation in China: The Contribution of Goal Interdependence // Group and Organization Management. Vol. 29. No. 5. Р. 540–559.

Weick, K. E. (1995) Sensemaking in Organizations. Thousand Oaks. CA : Sage Publications.

Weick, K. E., Putnam, T. (2006) Organizing for Mindfulness: Eastern Wisdom and Western Knowledge // Journal of Management Inquiry. Vol. 15. Р. 275–287.

Weick, K. E., Roberts, K. H. (1993) Collective Mind in Organizations: Heedful Interrelating on Flight Decks // Administrative Science Quarterly. Vol. 38. Issue 3. Р. 357–331.

Weick, K. E., Sutcliffe, K. M.. (2001) Managing the Unexpected: Resilient Performance in an Age of Uncertainty. San Francisco : Jossey-Bass.

West, M. A. (1996) Reflexivity and Work Group Effectiveness: A Conceptual Integration // Handbook of Work Group Psychology / Ed. by M. A. West. Chichester, UK : Wiley. Р. 555–579.

West, M. A., Hirst, G., Richter, A., Shipton, H. (2004) Twelve Steps to Heaven: Successfully Managing Change through Developing Innovative Teams // European Journal of Work and Organizational Psychology. Vol. 13. Р. 269–299.


в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»