Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2010 / №2
Хватов И. А. Эмпирическое исследование проблемы филогенетических предпосылок становления самосознания
(Московский гуманитарный университет)
Аннотация В результате теоретико-экспериментального исследования показано, что собаки, как представители низшего уровня интеллектуальной стадии развития психики, способны узнавать собственное отражение в зеркале и использовать эту информацию для ориентации во внешнем пространстве. Однако такое самоузнавание происходит лишь при условии наличия необходимости использовать данную информацию в структуре предметной деятельности с посторонними объектами.
Ключевые слова: самоузнавание в зеркале, отражение себя, самосознание, Я-концепция, онтогенез, филогенез, собаки.
Хватов Иван Александрович — старший преподаватель, аспирант кафедры психологии развития и акмеологии Московского гуманитарного университета. Тел.: (495) 374-70-82. Эл. адрес: ittkrot@mail.ru
Библиограф. описание: Хватов И. А. Эмпирическое исследование проблемы филогенетических предпосылок становления самосознания // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 2. С. 242–246.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авдеева, Н. Н. (1991) Вы и младенец: у истоков общения. М. : Педагогика.
Барабанщиков, В. А. (2002) Восприятие и событие. СПб. : Алетейя.
Звездкина, Э. Ф. (1986) Социальная природа самосознания. Красноярск.
Зорина, З. А., Полетаева, И. И. (2001) Зоопсихология: элементарное мышление животных : учеб. пособие для вузов. М. : Аспект Пресс.
Ладыгина-Котс, Н. Н. (1935) Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М. : Изд. Гос. Дарвиновского музея.
Ломов, Б. Ф., Сурков, Е. Н. (1980) Антиципация в структуре деятельности. М. : Наука.
Мешкова, Н. Н., Федорович, Е. Ю. (1996) Ориентировочно-исследовательская деятельность, подражание и игра как психологические механизмы адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде. М. : Аргус.
Филиппова, Г. Г. (2004) Зоопсихология и сравнительная психология : учеб. пособие. М. : Академия.
Хватов, И. А. (2004) Специфика и закономерности развития отражения себя у животных в процессе эволюции психики // Актуальные проблемы современной педагогики. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 216–224.
Чеснокова, И. И. (1985) Проблемы самосознания в психологии. М. : Наука.
Anderson, J. R. (1983) Response to Mirror Image Stimulation and Assessment of Self-recognition in Mirror and Peer-reared Stumplail macaques // Quarterly Journal of Experimental Psychology. V. 35. P. 210–212.
Gallup, G. G. Jr. (1970) Chimpanzees: Self-recognition // Science. V. 167. P. 86–87.
Gallup, G. G. Jr. (1979) Self-awareness in Primates // American Scientist. V. 67. P. 417–421.
Gallup, G. G. Jr. (1994) Self-recognition: Research Strategies and Experimental Design // Self-Awareness in Animals and Humans: Developmental Perspectives / S. T. Parker, R. W. Mitchell, M. L. Boccia (eds.). Cambridge : Cambridge Univ. Press. P. 35–50.
Marino, L., Reiss, D., Gallup, G. G. (1994) Mirror Self-recognition in Bottlenose Dolphins: Implication for Comparative Investigations of Highly Dissimilar Species // Ibid. P. 380–391.
Pepperberg, I. M., Garcia, S. E., Jackson, E. C. et al. (1995) Mirror Use by African Grey Parrot (Psittacus erithacus) // J. Comp. Psychol. V. 109. P. 182–195.
Plotnik, J. M., Waal de, F. B. M., Reiss, D. (2006) Self-recognition in an Asian Elephant // PNAS. November 7, V. 103. No. 45. P. 17053–17057.
Povinelli, D. J. (1989) Failure to Find Self-recognition in Asian Elephants (Elephas Maximus) in Contrast to their Use of Mirror Cues to Discover Hidden Food // J. Comp. Psychol. V. 103. No 2. P. 122–131.
Reiss, D., Marino, L. (2001) Mirror Self-recognition in the Bottlenose Dolphin: A Case of Cognitive Convergence // PNAS. May 8. V. 98. No. 10. P. 5937–5942.
Suarez, S. J., Gallup, G. G. Jr. (1981) Self-recognition in Chimpanzees and Orangutans, but Not Gorillas // J. Human Evolution. V. 10. P. 175–188.
|