Главная / Гуманитарные технологии / Социальное и культурное проектирование
Юдин Б. Г. Социальная справедливость как проблема биоэтики
Гуманитарный аспект проблемы. Когда шла подготовка международной конференции ЮНЕСКО «Социальная справедливость в здравоохранении: биоэтика и права человека» (конференция прошла в декабре 2005 г. в Московском гуманитарном университете), мы столкнулись с некоторым непониманием по двум аспектам: первый — почему не-медики обсуждают проблемы социальной справедливости в здравоохранении; второй — почему социальная справедливость, биоэтика и права человека идут вместе.
Вообще это проблемы, которые касаются далеко не только медиков, но всех и каждого из жителей России. Поэтому представляется уместным, чтобы голос тех, на кого все реформы направлены, — голос потребителей — тоже был представлен.
Между тем, у нас нет надлежащего информирования потребителей услуг здравоохранения. Граждане не получают информации о том, какие шаги предпринимаются в их отношении. Кроме того, представляется необходимым, чтобы граждане не только владели информацией, но и принимали участие в формировании политики в области здравоохранения.
Достаточно сложен вопрос о формах участия. Проблема в том, чтобы не получилось такого «базара», где каждый будет о чем-то говорить, не слыша других. Но тем не менее надо искать эти формы, отрабатывать их. Нам представляется, что биоэтика выступает одной из таких площадок, на которых эти формы могут конструироваться и отрабатываться формы участия гражданского общества в разработке и реализации политики в области здравоохранения.
О Декларации по биоэтике ЮНЕСКО. Декларация по биоэтике, принятая ЮНЕСКО в ноябре 2005 г., — это не первый международный документ в области биоэтики, но по сравнению с предыдущими он обладает некими новыми специфическими особенностями. Эти особенности, на наш взгляд, связаны с тем, что этот документ, который готовился экспертами, представлявшими разные страны и регионы мира, мировое сообщество, отразил новое явление, суть которого состоит в том, что сейчас происходит сдвиг интересов в области биоэтики. Этот сдвиг связан с тем, что данной проблематикой все больше занимаются те, кто живет в странах третьего мира. И соответственно, происходит переакцентировка основного корпуса положений биоэтики.
Так, например, принцип социальной справедливости, будучи одним из ведущих в биоэтике, оставался все-таки в подчиненном положении по сравнению с другими принципами. Происходящие изменения характеризуются тем, что вопросы социальной справедливости в том, что касается здоровья человека, доступности медицинской помощи, качества оказываемой медицинской помощи, выходят на первый план. В значительной мере это влияние того, что все более основательным становится голос развивающихся стран в определении повестки дня мировой биоэтики, но не только. На одном из последних конгрессов по биоэтике в Бразилии проблемы социальной справедливости были заявлены как тема конгресса. В 2004 г. такой конгресс проходил в Австралии, в Сиднее, и тоже вопросы социальной справедливости были заявлены как тема конгресса. В 2006 г. в Пекине будет проходить VIII конгресс по биоэтике, тема его — «Здоровое и справедливое общество».
Новые биотехнологии и социальная справедливость. Говоря об актуализации проблем социальной справедливости, нельзя не обратить внимания на такое новое обстоятельство, как появление чрезвычайно эффективных биотехнологий. Эти технологии порождают новые возможности, а распределение этих возможностей оказывается далеким от справедливости. Прогресс биомедицинских технологий приводит к тому, что растет разрыв между теми, кто имеет возможности доступа к этим новейшим достижениям, и основной массой населения. Он принимает угрожающие размеры, и это начинает осознаваться мировым сообществом как одна из ключевых проблем нашего времени. 90% средств, которые тратятся сегодня на развитие биотехнологий, адресованы на те болезни, которые актуальны для 10% мирового населения, и только 10% средств, расходуемых на биомедицинские исследования, идут на заболевания, которые преобладают у 90% населения (проблема «10 к 90»).
Что касается ситуации в нашей стране, то следует отметить новое явление: постепенно начинает осознаваться, что охрана здоровья должна быть приоритетом. Впрочем, это первые ростки нового отношения к человеку. Трудно понять только: нам все время говорят, что инвестиции в человека выгодны для человека и общества. Но когда формируются бюджеты, оказывается, что все, что касается здоровья человека, относится к расходам, убыткам. Одно с другим явно не стыкуется. Существует много высокотехнологичных предприятий, где понимают, что самый ценный капитал, которым они обладают — это те кадры, те высококвалифицированные люди, которые прошли достаточную подготовку и работают на этом предприятии. Здоровье этих людей становится составляющей того капитала, которым обладает это предприятие. Предприятия организуют программы сохранения здоровья своих работников.
Большая проблема — отношение граждан к своему здоровью. Сохраняются патерналистские установки: с одной стороны, люди привыкли к заботам со стороны государства, но с другой, государство требует от них ответственности. Тем не менее, отношение россиян к своему здоровью как к ценности начинает меняться. Это факт существенный и обнадеживающий.
Вопросами социальной справедливости в отношении здоровья человека мы должны заниматься более основательно. Именно в биоэтике разработаны очень важные механизмы, которые заслуживают, на наш взгляд, применения в более широких масштабах: механизм информированного согласия и механизм этической экспертизы, в проведении которой обязательно должны быть представлены непрофессионалы. Это, если угодно, голос потребителя того, что нам дает медицина.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|