«Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» — эти знаменитые слова А. С. Пушкина знакомы каждому еще со школьных лет. Дело ученых-филологов, преподавателей русской литературы углубляться в смысл процитированных строк. Обычно интерпретаторам Пушкина здесь видится противостояние «поэта» и «толпы», «черни». Однако если отойти от такого привычного толкования, то слова Пушкина применимы для описания совсем иной ситуации. Речь идет о жизни современного ученого, которому теперь нужно не только проводить научные исследования, но и самому искать источники их финансирования. Понятно, что настоящая наука делается подвижниками, энтузиастами своего дела. Гениальные открытия возможны без компьютера, доступа к сети Интернет, без собственных электронных баз данных. И все же прорваться, а тем более удерживаться на передовых рубежах науки XXI века, не имея прочной материально-технической базы исследований, невозможно — уровень развития цивилизации в целом и науки в частности не позволяет.
Социальный идеал современного ученого вмещает в себя сразу две «ипостаси» — «физика» и «лирика», «прагматика» и «романтика», «материалиста» и «идеалиста», как кому нравится называть это сочетание. Суть «единства противоположностей» заключается в том, что ученый должен жить и работать по «вдохновению», но в то же время демонстрировать деловые качества, быть своего рода предпринимателем. Для того чтобы успешно взаимодействовать с научными фондами, ассоциациями, иными благотворительными организациями и частными спонсорами, важно умение «позиционировать» и «продавать» результаты своей научной деятельности, иными словами, необходимо профессионально вести переговоры, работать с документами, разбираться в азах бухгалтерии и т. д.
Российское научное сообщество продемонстрировало деловые качества в 1992-1994 гг., когда фундаментальная наука погибала из-за катастрофического отсутствия финансирования. Благодаря совместным усилиям ряда известных ученых и организаторов науки, а также пониманию и поддержке со стороны министра науки РФ Б. Г. Салтыкова, удалось создать Российский фонд фундаментальных исследований (1992 г.) и Российский гуманитарный научный фонд (1994 г.). Ученые получили возможность через развернутую трехуровневую экспертную систему сами определять приоритетные направления научных исследований и финансировать их через фонды. Приблизительно в этот же период на территории России активизировались и зарубежные научные фонды.
В ответ на появление новых жизненных реалий в русском кодифицированном литературном языке утвердилась норма употребления слова «фандрайзинг».
Сложный термин-понятие «фандрайзинг» образован из двух английских слов — fund (фонд, денежные средства) и raising (повышение, улучшение положения, прибавка к зарплате). Таким образом, ясно, что речь идет о дополнительном финансировании, о взаимодействии с фондами, с помощью которых улучшается ситуация в той или иной области человеческой жизнедеятельности.
Когда мы говорим о фандрайзинге в гуманитарных науках, то по сути, имеем в виду научное проектирование, искусство подготовки, написания и сопровождения заявок на конкурсы, организованные научными фондами и иными благотворительными учреждениями, с целью привлечения денежных средств для реализации проектов по проведению научных исследований и научно-организационных мероприятий.
Гуманитарные научные фонды объявляют конкурсы научных проектов по следующим областям знаний гуманитарных наук: археология, искусствоведение, история, литературоведение, науковедение, педагогика, политология, правоведение, психология, социология, философия, экономика, этнография; языкознание. Самый крупный в России гуманитарный научный фонд — РГНФ — помимо перечисленных предлагает ученым подавать заявки по таким направлениям исследований, как социальные проблемы медицины и экологии человека, а также комплексное изучение человека.
Основными видами конкурсов (типами научных проектов) на сегодняшний день являются следующие:
- конкурс научно-исследовательских проектов;
- конкурс проектов по развитию научных телекоммуникаций и материальной базы научных исследований в области гуманитарных наук;
- конкурс проектов создания информационных систем;
- конкурс проектов по организации научных мероприятий (конференций, семинаров и т. д.);
- конкурс проектов по изданию научных трудов;
- конкурс экспедиционных проектов экспедиций (полевых исследований);
- конкурс экспериментально-лабораторных и научно-реставрационных работ;
- конкурс проектов участия российских ученых в научных мероприятиях за рубежом.
Как правило, к научным конкурсам фонды допускают ученых любого статуса. Декларированная независимость результатов экспертизы проектов от возраста, ученого звания, ученой степени или должности авторов заявок, а также независимость от ведомственной принадлежности научной организации, в которой работает участник конкурса, разумеется, не работает на все 100%. Однако фонды дают реальный шанс молодым ученым реализовать свой научный потенциал. Многие отечественные и зарубежные фонды даже специально в условиях конкурсов призывают молодых исследователей участвовать в их научных программах.
Определяя и укрепляя свой научный потенциал, мы обретаем понимание того, как и куда нам двигаться дальше, какие направления исследований признавать приоритетными, в какие фонды обращаться за поддержкой.
Сама форма и суть научного проектирования, условия и правила научных фондов способствуют развитию процесса интеграции, повышают оперативность и эффективность исследований, мобильность ученых.