Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №5 2016
Очирова Н. Ч. Истоки и развитие калмыцкой поэзии 1920–1930-х гг.
УДК 82-1
Ochirova N. Ch. The Origins and Development of Kalmyk Poetry of the 1920s–1930s
Аннотация ♦ В статье отражены истоки и основные этапы развития калмыцкой поэзии 1920–1930-х гг. В этот период калмыцкая поэзия приобретает новые очертания, благодаря жанровому многообразию, возникают новые формы, ранее не встречавшиеся в литературном творчестве авторов. Появляются басни, пародии, частушки, баллады, литературные пародии. Исследуемый период интересен возрождением малых фольклорно-литературных жанров, таких как йорялы (благопожелания), магталы (хвалебные поэтические произведения).
Ключевые слова: история калмыцкой литературы, советская калмыцкая поэзия, 1920–1930-е годы, истоки калмыцкой литературы, развитие калмыцкой литературы, фольклорные и литературные традиции, жанровое многообразие.
Abstract ♦ The article describes the origins and main stages of the development of Kalmyk poetry in the 1920–1930s. In this period, Kalmyk poetry discovered new forms, as result of genre diversity; it was taking on new forms not previously encountered in literary works of Kalmyk authors. Fables, parodies, ditties (chastushki), ballads, literary parodies were emerging. The studied period is interesting because of the revival of minor folk and literary genres such as ioryaly (good wishes), magtaly (praise poetry).
Keywords: history of Kalmyk literature, Soviet Kalmyk poetry, 1920s–1930s, origins of Kalmyk literature, development of Kalmyk literature, folk and literary traditions, genre diversity.
История калмыцкой художественной литературы имеет свои традиции и многовековое развитие и, как правило, делится на дореволюционный (ойрат-калмыцкий) и современный калмыцкий периоды. В начале своего исторического развития калмыцкая литература находилась в тесном взаимодействии со старомонгольской письменностью, характеризующаяся осознанием калмыками своей национальной идентичности.
После образования Калмыцкого ханства и создания собственной письменности калмыцкая литература получила свое развитие под значительным влиянием буддийской тибетской литературы и калмыцкого устного народного творчества (см., например: Бембеев, 1987; Калмыцкая литература: Электронный ресурс).
В 1648 г. выдающийся ойрат-калмыцкий ученый, просветитель, религиозный и политический деятель Центральной Азии середины XVII века Зая-Пандита Намкай Джамцо (ок. 1599–1662) на основе старомонгольской письменности создал алфавит «тодо бичиг» («ясное письмо»).
Письменность «тодо бичиг» получила широкое распространение не только среди ойрат-калмыков, но и других народов Центральной и Средней Азии. Великим просветителем Зая-Пандитой с тибетского на ойратский (калмыцкий) язык были переведены свыше 170 различных буддийских религиозных текстов, философских и медицинских научных трактатов, художественных и фольклорных произведений. На сегодняшний день сохранилось немало уникальных образцов старописьменных памятников устной и письменной литературы на ойрат-калмыцком языке, религиозные тексты буддийской канонической энциклопедии «Ганджур» и «Данджур», героические эпосы «Джангар» и «Гэсэр», древнеиндийская «Рамаяна», сборники сказок «Панчатантра», «Сидтә күр» и др. Письменностью «тодо бичиг» калмыки в России пользовались вплоть до 1924 г.
Актуальность исследуемой темы определяется тем, что советская калмыцкая поэзия 1920–1930-х гг. явилась новым витком в истории развития калмыцкой художественной литературы. В творчестве калмыцких литераторов того времени, принимавших активное участие в общественно-политической и культурной жизни послереволюционной России, отражались ценностные ориентиры духовно-нравственного развития личности.
Одной из основных задач современного калмыцкого литературоведения является создание целостной концепции истории калмыцкой литературы XX века. В этой связи возникает необходимость исследования его истоков и выяснения роли национальной поэзии в литературном процессе XX столетия.
Степень научной разработанности темы характеризуется крайней неравномерностью в исследованиях последних десятилетий XX века. Коллективный труд ученых Института востоковедения АН СССР, Института мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР, Калмыцкого научно-исследовательского института истории, филологии и экономики и Калмыцкого государственного университета «История калмыцкой литературы» представляет собой двухтомник, охватывающий дооктябрьский период и советский периоды. В первом томе рассматриваются проблемы развития дореволюционной литературы, исследуется роль фольклорных традиций, освещается духовное наследие народа (История калмыцкой литературы, 1981). Во втором томе характеризуется творчество калмыцких писателей, анализируется историко-литературный процесс в Калмыкии в свете основополагающих принципов социалистического реализма (История калмыцкой литературы, 1980).
В имеющихся литературоведческих работах преимущественно рассматриваются общие теоретико-литературные вопросы, связанные с формированием типологии жанровых систем в калмыцкой литературе (В. Д. Пюрвеев, Р. А. Джамбинова), особенности формирования и развития поэтики жанров (А. В. Бадмаев, Н. Н. Мусова, А. Г. Салдусова и др.), фольклорные традиции в калмыцкой литературе (Б. А. Бичеев, М. А. Лиджиев) и т. д. (см.: Очирова, 2015: 168).
Первый том «Калмыцкая художественная проза XX века» трехтомника «Калмыцкая литература XX века», вышедший в Калмыцком институте гуманитарных исследований РАН, посвящен художественной прозе от первых литературных опытов до произведений конца XX столетия в национально-культурном контексте. В своей книге Р. А. Джамбинова рассматривает вопросы формирования новой системы жанров, рождения повествовательных традиций, определяющих национальное мировидение (Джамбинова, 2006).
На сегодняшний день современная калмыцкая поэзия XX века еще не получила целостного анализа и находится в стадии исследовательской разработки.
Исследуемый период 1920–1930-х гг. можно отметить как начальный этап развития советской калмыцкой литературы. Начиная с 1920-х гг. начинает формироваться художественный метод, называемый социалистическим реализмом. Литературное творчество того времени должно было воспевать достижения нового строя, показывая его преимущества перед буржуазным строем и подчиняться «интересам Советского государства, воплощающего в жизнь великий эксперимент по переустройству “старого мира”» (Пищулин, 2011: 4). Как отмечает С. В. Балдано, «Октябрьская революция определила приоритет классовых ценностей как высшее достижение справедливости. Всё, что было связано со старой идеологией и прежней государственностью, к 1930-м гг. оказалось за рамками революционной законности» (Балдано, 2009: 98).
Калмыцкая поэзия рассматриваемого периода начиналась с агитационно-пропагандистских стихотворений, песен, листовок, которые явились основой национальной литературы. Агитационная поэзия тех лет стала переломным этапом в развитии современной калмыцкой литературы. У истоков ее стояли Харти Кануков, Антон Амур-Санан, Нимгир Манджиев, Xасыр Сян-Белгин, Аксен Сусеев, Санджи Каляев и др. Их поэтическое творчество в значительной степени было направлено на решение злободневных проблем своего времени.
В сентябре 1919 г. в Саратове при политотделе Калмыцкой кавалерийской части была создана походная типография, в которой поэт, переводчик, публицист, революционный и общественный деятель времен Гражданской войны Харти Бадиевич Кануков (1883–1933) организовал издание первой калмыцкой газеты «Улан хальмг» («Красный калмык»), в которой публиковались произведения молодых калмыцких поэтов и писателей (см.: История калмыцкой литературы, 1980: 22–23).
Идея использования литературно-художественного слова в агитационно-пропагандистских целях принадлежала Х. Канукову. Будучи блестящим знатоком калмыцкого устного народного творчества и старописьменной литературы, он стал слагать агитационные песни-стихотворения, которые быстро распространялись и имели широкую популярность среди бойцов-калмыков — участников Гражданской войны.
Первыми литературными произведениями современной калмыцкой литературы стали листовки-воззвания в стихотворной форме, написанные Х. Кануковым для воинов-калмыков: «Эцкнрт болн ахнр-хальмгудт» («Отцам и братьям-калмыкам»), «Хальмгин дун» («Голос калмыка»), «Была ли раньше коммуна», «О коммуне» и агитационные рассказы-аллегории в поэтической форме «Кɵглҗрhнә туск тууҗ» («Сказания о голубях»), «Аралҗн болн батхн» («Пауки и мухи») и др.
Революция 1917 года и Гражданская война стали одной из основных, ведущих тем наиболее значительных поэтических произведений 1920-х гг. В калмыцкой поэзии начали зарождаться эпические формы: поэмы «Болд зүркн» («Стальное сердце», 1928) Аксена Сусеева, «Шажна хувргин йовдл» («Проделки духовенства», 1929) Xарти Канукова, «Баатр улан һәрднр» («Орлы», 1929) Санджи Каляева, «Улан одн» («Красная звезда», 1930) Нимгира Манджиева стали первыми крупными поэтическими произведениями, которые положили начало развитию калмыцкой эпической поэзии. Названные поэмы были, прежде всего, социально-политическими по содержанию и лирико-публицистическими по своей направленности.
Поэзия тех лет оказалась более активной в разработке лирико-публицистических жанров, что было обусловлено агитационными задачами времени, потребностями эпохи, а также молодостью советской литературы (см.: Мусова, 1982: 75).
В 1930-е гг. калмыцкая литература, как и все малые литературы народов СССР, вступила на новый этап своего развития. Прибывало новое поколение молодых поэтов: Гаря Даваев, Петр Джидлеев, Басан Дорджиев, Давид Кугультинов, Церен Леджинов, Михаил Тюлюмджиев, Лиджи Инджиев, Константин Эрендженов, Мутул Эрдниев и др.
В 1934 г. в Москве состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей, ставший значительным событием в культурной и литературной жизни страны, которое положительно отразилось на работе многих литератур малочисленных народов, в том числе и калмыцкой литературы. Калмыцкую писательскую организацию на этом съезде представляли Баатр Басангов, Аксен Сусеев, Санджи Каляев, Константин Эрендженов и др.
Вследствие этого творческое освоение традиций русского реализма стало одним из главных путей становления калмыцкой литературы 30-х гг. прошлого столетия. Калмыцкие поэты обращались к традициям классиков: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Т. Г. Шевченко и др. Продолжением литературных связей калмыцких поэтов с писателями других литератур явилось заметное расширение переводческой деятельности. Вопросы художественного перевода на новом этапе развития национальной поэзии приобретают все возрастающее значение, как один из важных моментов литературного процесса в Калмыкии. Переводческая деятельность поэтов и писателей способствовала повышению художественного мастерства молодых авторов и обогащению калмыцкой национальной литературы в жанрово-тематическом отношении.
В 1935 г. состоялся Калмыцкий областной съезд писателей, проходивший в рамках Олимпиады самодеятельного искусства Калмыцкой области. Проведение таких мероприятий способствовало развитию национального искусства, культуры в целом, вызывая глубокий интерес к историческому прошлому калмыцкого народа и его духовному наследию.
В 1930-е гг. вышли в свет эпические произведения («Теегин үкл» («Смерть в степи»), «Алтма» Г. Даваева, «Бригадир» С. Каляева, «Колхозин тег» («Степь колхозная») К. Эрендженова, «Ɵнчн бɵк» («Борец-сирота») Х. Сян-Белгина, «Теегин үрн» («Сын степей») А. Сусеева), предоставляющие возможность говорить о развитии жанра поэмы, углубления ее качества, разнообразия ее типов и форм.
Калмыцкая поэзия приобретает новые очертания, благодаря жанровому многообразию, возникают новые формы, ранее не встречавшиеся в литературном творчестве авторов. Появляются басни, пародии, частушки, баллады, литературные пародии «Цецн меклә» («Мудрая лягушка») Г. Даваева, «Хɵɵтин баллад» («Баллада о будущем») М. Эрдниева, «Пионерские частушки» К. Эрендженова и др. Развивается жанр сатиры, который представлен произведениями «Улучшим» Г. Даваева, «Слишком умный» и «Скорее, я больна» Б. Дорджиева, «Богач, сменивший свое лицо» К. Эрендженова и др.
В эти годы создаются песни самого разнообразного характера от маршевых «Пионермүдин марш» («Марш пионеров») Г. Даваева, «Комсомолын марш» («Комсомольский марш») П. Джидлеева, «Дәәнә марш» («Военный марш») М. Хонинова, «Хальмг стахановцнрин марш» («Марш калмыцких стахановцев») К. Эрендженова до лирических «Күүкнә дун» («Песня девушки») Б. Дорджиева, «Киштән дун» («Песня Кишти») Л. Инджиева, «Марха», «Саглар» Ц. Леджинова, «Чамаhан санхла…» («Когда вспомню тебя…») Х. Сян-Белгина и др.
Исследуемый период интересен возрождением малых фольклорно-литературных жанров, таких как йорялы (благопожелания), магталы (хвалебные поэтические произведения), принадлежащие перу С. Каляева («Җаңhрчин йɵрәл» («Благопожелание джангарчи»)), Ц. Леджинова («Ɵвгнә йɵрәл» («Благопожелание старика»)), М. Тюлюмджиева («Мини йɵрәл» («Мое благопожелание»)), К. Эрендженова («Әмд нарн» («Живое солнце»), «Максим Горькийд» («Максиму Горькому»)) и др.
В 20–30-е гг. прошлого столетия калмыцкие поэты, писатели, журналисты, общественные, религиозные деятели и др. подверглись массовым репрессиям. К глубокому сожалению, значительное большинство представителей творческой интеллигенции, стоявших у истоков становления современной калмыцкой литературы и культуры, были уничтожены. Остальные, пройдя долгий и унизительный путь лагерей ГУЛАГа, разделившие участь всего калмыцкого народа, высланного в Сибирь, смогли реабилитироваться лишь по возращению калмыков на свою Родину в 1957–1958 гг. Будучи стойкими людьми, талантливые поэты и писатели, выйдя на свободу, сумели заняться литературной деятельностью. Молчавшие десятилетиями, они вернулись к жизни и творчеству, настолько неиссякаемыми были их нравственные истоки и энергия. Их жизненные и творческие пути — пример того, как благодаря духовным началам калмыцкого народа смогла уцелеть нация, этнос (Джамбинова, 1996: 15–16).
Таким образом, калмыцкая поэзия 1920–1930-х гг., опираясь на исторические традиции своей национальной культуры и богатый опыт классической и советской литературы, достигла существенных идейно-художественных успехов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Балдано, С. В. (2009) Бурятская художественная интеллигенция в структуре общества и власти (1920–1930-е гг.) // Власть. № 7. С. 97–99.
Бембеев, Т. О. (1987) Калмыцкая литература // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М. : Советская энциклопедия. 752 с. С. 146.
Джамбинова, Р. А. (1996) Писатель и время : [Проблемы отображения ссылки калмыцкого народа в годы сталинских репрессий в литературе]. Элиста : АПП «Джангар». 204, [2] с.
Джамбинова, Р. А. (2006) Калмыцкая литература XX века : в 3 кн. / отв. ред. А. М. Казиева. Элиста : Аор НПП «Джангар». Кн. первая: Калмыцкая художественная проза XX века. 272 с.
История калмыцкой литературы (1980) : в 2 т. Элиста : Калм. кн. изд-во. Т. 2: Советский период / отв. ред. Л. И. Залесская, Р. А. Джамбинова. 446 с.
История калмыцкой литературы (1981) : в 2-х т. Элиста : Калм. кн. изд-во. Т. 1: Дооктябрьский период / отв. ред. Г. И. Михайлов, Р. А. Джамбинова. 336 с.
Калмыцкая литература [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Калмыцкая_литература [архивировано в
WebCite] (дата обращения: 5.11.2016).
Мусова, Н. Н. (1982) К проблеме формирования жанра поэмы // Становление социалистического реализма в калмыцкой литературе (30-е годы) / отв. ред. Р. А. Джамбинова. Элиста : КНИИИФЭ ; Волжский : Заволжское полиграфобъединение. 112 с. С. 60–75.
Очирова, Н. Ч. (2015) Своеобразие концепции эпохи и личности в поэме Хасыра Сян-Белгина «Өнчн Бөк» — «Борец-сирота» (1935 г.) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. № 4. С. 167–170.
Пищулин, В. И. (2011) Государственная власть и творческая интеллигенция Советской России в 1920–1930 гг. : автореф. дис. … д-ра ист. Наук / [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. М. 33 с.
REFERENCES
Baldano, S. V. (2009) Buriatskaia khudozhestvennaia intelligentsiia v strukture obshchestva i vlasti (1920–1930-e gg.) [The Buryat artistic intelligentsia in the structure of society and authorities (1920–1930)]. Vlast', no. 7, pp. 97–99. (In Russ.).
Bembeev, T. O. (1987) Kalmytskaia literatura [Kalmyk literature]. In: Literaturnyi entsiklopedicheskii slovar'
[Literary encyclopedic dictionary] / ed. by V. M. Kozhevnikova and P. A. Nikolaeva. Moscow, Sovetskaia entsiklopediia Publ. 752 p. P. 146. (In Russ.).
Dzhambinova, R. A. (1996) Pisatel' i vremia : Problemy otobrazheniia ssylki kalmytskogo naroda v gody stalinskikh repressii v literature [Writer and time: Issues of the representation of Kalmyk people during the Stalin repressions in literature]. Elista, Dzhangar Publ. 204, [2] p. (In Russ.).
Dzhambinova, R. A. (2006) Kalmytskaia literatura XX veka [Kalmyk literature of the 20th century] : in 3 bks. / ed. by A. M. Kazieva. Elista, Dzhangar Publ. Bk. 1: Kalmytskaia khudozhestvennaia proza XX veka [Kalmyk fiction prose of the 20th century]. 272 p. (In Russ.).
Istoriia kalmytskoi literatury [History of Kalmyk literature] (1980) : in 2 vols. Elista, Kalm. kn. izd-vo [Kalmyk Book House]. Vol. 2: Sovetskii period [Soviet period] / ed. by L. I. Zalesskaia and R. A. Dzhambinova. 446 p. (In Russ.).
Istoriia kalmytskoi literatury [History of Kalmyk literature] (1981) : in 2 vols. Elista, Kalm. kn. izd-vo [Kalmyk Book House]. Vol. 1: Dooktiabr'skii period [Pre-October period] / ed. by G. I. Mikhailov and R. A. Dzhambinova. 336 p. (In Russ.).
Kalmytskaia literatura [Kalmyk literature]. Vikipediia: svobodnaia entsiklopediia [Wikipedia: The free encyclopedia]. [online] Available at:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Калмыцкая_литература [archived in
WebCite] (accessed 5.11.2016). (In Russ.).
Musova, N. N. (1982) K probleme formirovaniia zhanra poemy [On the problem of the development of the genre of poem]. In: Stanovlenie sotsialisticheskogo realizma v kalmytskoi literature (30-e gody) [Formation of socialist realism in Kalmyk literature (the 1930s)] / ed. by R. A. Dzhambinova. Elista, KNIIIFE Publ. ; Volzhskii, Zavolzhskoe poligrafob"edinenie. 112 p. Pp. 60–75. (In Russ.).
Ochirova, N. Ch. (2015) Svoeobrazie kontseptsii epokhi i lichnosti v poeme Khasyra Sian-Belgina «Өnchn Bөk» — «Borets-sirota» (1935 g.) [The peculiarity of the concept of epoch and personality in Khasyr Sian-Belgin’s poem “Өнчн Бөк” — “Fighter Orphan”]. Vestnik Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovanii RAN, no. 4, pp. 167–170. (In Russ.).
Pishchulin, V. I. (2011) Gosudarstvennaia vlast' i tvorcheskaia intelligentsiia Sovetskoi Rossii v 1920–1930 gg. [State power and creative intelligentsia of Soviet Russia in the 1920s–1930s] : Abstract of the diss. … Doctor of History / [Moscow State Pedagogical University]. Moscow. 33 p. (In Russ.).
Очирова Нюдля Четыровна
— кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела письменных памятников, литературы и буддологии Калмыцкого научного центра Российской академии наук. Адрес: 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Илишкина, д. 8. Тел.: +7 (927) 592-76-23.
Ochirova Nudlya Chetyrovna, Candidate of Philology, Researcher, Department of Written Monuments, Literature and Buddhology, Kalmyk Scientific Center, Russian Academy of Sciences. Postal address: 8 Ilishkina St., 358000 Elista, Republic of Kalmykia. Tel.: +7 (927) 592-76-23.
E-mail:
ochirnudlya@mail.ru
Библиограф. описание: Очирова Н. Ч. Истоки и развитие калмыцкой поэзии 1920–1930-х гг. [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2016. № 5 (сентябрь — октябрь). С. 40–48. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/5/Ochirova_Kalmyk-Poetry/ [архивировано в
WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Дата поступления: 6.10.2016.
|