Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №6 2015
Гневашева В. А. Источники покрытия дефицита трудовых ресурсов регионов России
Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект №14-02-00364).
The article was prepared with support from the Russian Foundation for the Humanities (project No. 14-02-00364).
УДК 331.5
Gnevasheva V. A. Sources for Tackling Labour Shortages in Russian Regions
Аннотация ♦ Современные интеграционные процессы вносят коррективы во все сферы жизнедеятельности общества. Формирование рабочей силы представляет собой не просто процесс активного взаимодействия рынков профессионального образования и рынка труда, но также и процесс, отражающий межстрановую социально-экономическую интеграцию, универсализацию подходов подготовки рабочей силы и ее использования, наращивания «интеграционных маршрутов» построения и ведения экономических и социальных направлений развития общества. Усиливающаяся тенденция структурной безработицы современной экономики, определяемой по профессиональному критерию, требует построения комплексных микро- и макромоделей ее регулирования на основе активного взаимодействия рынка труда, рынка образовательных услуг как со стороны государства, так и со стороны частного и общественного секторов экономики.
Ключевые слова: рынок труда, структурная безработица, формирование рабочей силы, профессиональное образование, инновационная экономика.
Abstract ♦ Modern integration processes make adjustments in all spheres of society. The formation of the labour force is not simply a process of active interaction between markets of vocational education and the labor market, but it is also a process reflecting cross-country socio-economic integration, universalization of approaches to the labour force training and its utilisation, development of “integration routes” for building and maintaining economic and social trends of the development of society. The increasing trend in structural unemployment of the modern economy determined by professional criteria requires a construction of complex micro and macro models of its regulation based on the active cooperation between the labor market, the education market from both the state and the private and public sectors.
Keywords: labour market, structural unemployment, formation of manpower, vocational training, innovative economy.
Вопросы занятости и безработицы сегодня активно обсуждаются органами государственного управления, разрабатываются механизмы покрытия дефицита кадров, изменения подходов формирования рабочей силы. Рассмотрим ряд методов и механизмов, применяемых в мировой практике для стабилизации рынка труда, уравновешивания спроса и предложения рабочей силы.
Баланс трудовых ресурсов
В России на современном этапе развития рынка труда как один из инструментов используется баланс трудовых ресурсов. Прогноз баланса будет являться базой для детального прогноза спроса и предложения на рынке труда. Баланс трудовых ресурсов составляется ежегодно по стране в целом, республикам в составе государства, краям и областям с распределением на городскую и сельскую местность. Баланс трудовых ресурсов состоит из двух разделов ресурсного и распределительного. В первом разделе характеризуются трудовые ресурсы и источники их формирования: трудоспособное население в трудоспособном возрасте и работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (лица пенсионного возраста и подростки). Во втором разделе трудовые ресурсы распределяются на экономически активное население (занятые экономической деятельностью и безработные) и экономически неактивное население с выделением отдельной позицией учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства. Занятые экономической деятельностью распределяются по видам деятельности и формам собственности (Гневашева, 2012).
Расчет баланса трудовых ресурсов согласно требованиям включает оценку ряда показателей с определением действующих величин расчетных показателей и прогнозных значений.
Существенным упущением в представленном подходе оценки баланса трудовых ресурсов является отсутствие в расчетах блока использования трудовых ресурсов и неясность в оценке прогнозных значений рассчитываемых показателей, что, ввиду поставленных перед балансом трудовых ресурсов целей, требует более детальной проработки и обоснования.
По сути, в представленном балансе трудовых ресурсов из трех фаз воспроизводства трудовых ресурсов рассматривается только первые две: формирование и распределение. Третью фазу воспроизводства трудовых ресурсов составляет процесс их использования, под которым понимается уровень занятости трудоспособного населения общественно полезным трудом; его распределение между отраслями, сферами хозяйства и по территории страны, что также отчасти можно увидеть в справочной информации баланса, но что более важно — эффективность использования рабочей силы непосредственно на производстве.
В практической деятельности с понятием использования трудовых ресурсов тесно связано понятие занятости, характеризующее различные формы участия трудоспособной части населения в общественно полезной деятельности с получением соответствующих доходов. При этом занятость включает в себя не только работу по найму на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности, но и предпринимательство, самозанятость, индивидуальную трудовую и творческую деятельность, работу в личном подсобном хозяйстве, занятость домашним хозяйством и воспитанием детей, исполнение государственных и общественных обязанностей, обучение в средних специальных и высших учебных заведениях. Представленный сегодня на государственном уровне подход оценки третьей фазы воспроизводства трудовых ресурсов не позволяет в полной мере оценить социально-экономический эффект от внедряемых мероприятий на основе изучения спроса и предложения труда.
Прогнозирование занятости
Необходимость прогнозирования занятости обусловлена рядом причин, в том числе и стремлением к эффективному использованию имеющихся в экономике ресурсов в виду их ограниченности.
Выбор метода прогнозирования определяется степенью точности исходных данных, масштабов исследования, диапазоном имеющихся данных.
В любом случае оптимальным будет комплексный подход к изучаемой проблеме и выбору спектра методов анализа и прогнозирования.
Метод прогнозирования занятости на основе данных государственной службы занятости и частных кадровых агентств можно использовать как самостоятельный, проводя анализ данных предприятий о потребности в работниках, данных служб занятости о тенденциях роста структурной безработицы, данных учебных заведений о выпуске специалистов различных специальностей (Новая модель рынка труда, 2014). Сопоставляя их, выявляя временные тенденции можно составить представление о ситуации на рынке труда сегодня и предположить перспективы развития. Так, например, рассматривая данные по количеству безработных, которые ранее не имели работы, большую часть из которых составляют выпускники учебных заведений, можно предположить, какие специальности или направления обучения не пользуются спросом. Оценив динамику развития, можно спрогнозировать ситуацию в будущем. То же самое можно сделать, оценивая данные по распределению численности безработных по профессиональной принадлежности.
По оценкам Федеральной службы государственной статистики, сегодня большую долю безработных составляют люди со средним общим образованием.
Если же рассматривать распределение вакансий по профессиональной принадлежности, понятно, что больше всего требуется квалифицированных рабочих промышленных предприятий со среднеспециальным образованием. Работников же с высшим образованием требуется значительно меньше, кроме того, здесь следует обратить внимание на перечень требуемых специальностей, как правило, это учителя редких предметов, врачи узких специальностей и т. д.
По данным предприятий и организаций, доля необходимых рабочих составляет от 60 до 90% общего количества требуемых работников, естественно, что от отрасли к отрасли ситуация различна. В такой отрасли, как, например, сельское хозяйство, потребность в рабочих сравнительно ниже, однако эта тенденция не является характерной для экономики в целом.
В то же время доля выпускников высших учебных заведений примерно равна доле выпускников средних специальных учебных заведений: в 2000 г. в количественном выражении это составляло соответственно 578,9 тыс. человек и 567,7 тыс. человек. При этом большее количество студентов получают среднее специальное и высшее образование вовсе не по тем специальностям, которые сегодня востребованы.
Служба занятости не обладает всей информацией по вакантным местам в экономике страны. Многие предприятия сами подбирают себе персонал, не привлекая службу занятости, и, как правило, отказывают ей в предоставлении списков о наличии вакантных мест, это присуще в первую очередь крупным градообразующим предприятиям, которые склонны искать людей по собственным схемам. Как правило, и мелкие организации прибегают к поиску сотрудников по рекомендации своих же подчиненных либо знакомых, тем самым ограждая себя от случайных людей, поэтому база данных вакантных мест служб занятости далеко не полная, и судить о реальной безработице, а особенно об ее структурной компоненте полностью на основе имеющихся данных невозможно. Поэтому для более точных прогнозов уровня занятости и ее структуры следует использовать данные рекрутинговых агентств с целью рассмотрения более полной картины ситуации на рынке труда в стране. Анализ данных по рынку труда, полученных из различных источников, поможет более точно представить реальное положение с трудовыми ресурсами сегодня.
Метод международных сопоставлений (метод эталонного образца)
Процесс роста доли населения, занятого в сфере услуг, проходил во всех странах по одной схеме: по мере экономического роста в стране снижается сначала доля занятых в первичном секторе экономики (сельское хозяйство и добывающая отрасль), затем и во вторичном (перерабатывающая отрасль), а доля работников в сфере услуг (третичном секторе) одновременно растет. В развитых странах в последнее время выделяют еще дополнительный сектор — услуги государственного сектора экономики — и наблюдают перераспределение работников внутри сферы услуг.
Специалисты называют этот процесс деиндустриализацией занятости. Живой труд с развитием производства замещается капиталом и вытесняется в сферу услуг, где квалифицированные специалисты незаменимы. Уровень экономического развития оценивается по показателю ВВП на душу населения. Страны по данному показателю группируются в кластеры: более высокий среднедушевой доход в среднем сопровождается и более высокой долей работников в отраслях сферы услуг. Используя кластерный анализ, с помощью метода эталонного образца можно прогнозировать на будущее динамику структуры занятости в той или иной стране. Выбирая в отдельном кластере эталонную страну, координаты которой ближе всего к центру кластера, можно проследить динамику изменения показателей ВВП и занятости в течение последних лет. Соответственно, чтобы одной стране перейти в другой кластер, ей понадобится столько времени, сколько понадобилось эталонной стране этого кластера. В целом с помощью этого метода можно строить довольно успешно прогнозы для развивающихся стран, а при устойчивом развитии отдельной страны можно прогнозировать занятость в ней на уровне секторов экономики.
Регулирование уровня подготовки специалистов
Оценка уровня подготовки специалистов в процессе формирования их профессиональных компетенций сегодня представлена необходимостью выполнения вузом аккредитационных показателей по учебно-методическому, техническому обеспечению вуза, по программам внеучебной деятельности, по санитарным нормам и т. д. Выполнение данных требований зачастую является формальным. Среди нововведений Министерство образования вводит оценку качества обучения в вузе через мониторинговый опрос студентов, что позволит проследить динамику изменения основных показателей учебы, науки, внеучебной работы в вузе и может косвенно отразить действительную ситуацию в вузе. Подобного рода исследования носят характер мониторинга по комплексному изучению качества учебно-воспитательного процесса в вузе с позиции непосредственных потребителей этих услуг — студентов. Измерение удовлетворенности студентов учебно-воспитательным процессом основывается на анкетировании студентов. Для решения задач данного исследования за основу берется анкета студента, размещенная на сайте Рособрнадзора (www.nica.ru) для проведения в рамках аккредитации вузов опроса студентов. В структуре анкеты представлены:
-
общая характеристика опрошенных;
-
процесс обучения в оценке студентов (удовлетворенность обеспеченностью учебной и методической литературой; оснащением учебных аудиторий; санитарно-гигиеническим состоянием учебных аудиторий, общественных туалетов, пунктов общественного питания и бытовых условий общежития);
-
организация и проведение внеучебной деятельности в общественном мнении студентов (удовлетворенность студентов уровнем информационного обеспечения внеучебной деятельности; работой кураторов; материально-технической базой, используемой во внеучебное время; системой поощрения за достижения в учебе и успехи во внеучебной деятельности; уровнем профилактической работы девиантного поведения студентов в университете);
-
мнение студентов об их перспективах на рынке труда;
-
социальная активность студентов в их общественном мнении (участие в работе студенческих общественных организаций, характеристика занятий во внеучебное время и мероприятий, в которых опрошенные принимали участие в прошлом и текущем году).
Болонская система подготовки кадров и ее значимость для
отечественной системы высшего профессионального образования
Процесс выбора вуза и специальности во многом предопределен желаниями родителей, хотя многие респонденты стремятся в этом вопросе проявить самостоятельность, но вряд ли она обоснована их профессиональными ожиданиями, поэтому все чаще причиной выбора вуза для респондентов является позиция «находится рядом с домом». На основе данных мониторинга Московского гуманитарного университета «Российский вуз глазами студентов» и других исследований невозможно утверждать устойчивую профессиональную ориентацию абитуриентов.
Болонская система предполагает трехступенчатую систему обучения, где ступень высшего профессионального образования совпадает с процессом получения степени бакалавра, по сути, означающая привитие студентам знаний, умений, навыков общего профессионального характера, не требующих узко специализированной подготовки, а значит и не предполагающей наличие устойчивой профессиональной ориентации у абитуриентов и студентов первых курсов, но в то же время дающей возможность получить диплом о высшем образовании, что, как показывают исследования, является приоритетом для современных студентов по отношению к позиции «знания» (Гневашева, 2008). В то же время и работодатели не ждут от потенциальных сотрудников — бывших студентов — узко специализированных знаний. Обратной стороной процесса перехода на трехступенчатую систему подготовки кадров является потеря качества образования, связанная со снижением аудиторной нагрузки студентов, теоретической базы подготовки и перестановкой акцента на навыки и умения учащегося. Направления подготовки бакалавров носят более широкий профессиональный характер, что при последующем трудоустройстве студентов позволяет формально снизить структурную и скрытую безработицу, сформировав предпосылки для увеличения в сопоставимых величинах производительности труда и трудового потенциала нации.
Действующее трудовое законодательство РФ
о мерах регулирования рынка труда
Система действующего трудового законодательства в Российской Федерации предполагает следующий набор основных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ.
1. Меры по опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы массового увольнения.
Опережающее профессиональное обучение включает в себя:
Профессиональное обучение проводится на основании ученического договора или дополнительного соглашения к трудовому договору. Работникам в период ученичества может выплачиваться стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Работники могут совмещать профессиональное обучение с работой. Профессиональное обучение осуществляется на основании договоров, заключаемых между работодателем, работником, а также соответствующими учебными заведениями. В отдельных случаях допускается заключение договоров между работниками и учебными заведениями при предоставлении соответствующих гарантий со стороны работодателя по трудоустройству или сохранению рабочего места.
2. Мероприятия по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы для безработных граждан, граждан, ищущих работу.
Дополнительные мероприятия по организации общественных работ, временному трудоустройству осуществляются в отношении работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, находящихся под угрозой массового увольнения.
Под временными работами понимаются работы, организуемые работодателями на период до двух месяцев, не относящиеся к общественным работам.
К работникам, находящимся под угрозой массового увольнения, относятся работники:
-
в отношении которых работодателем, в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке, введен режим неполного рабочего времени (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя);
-
находящиеся в простое (временной приостановке работ);
-
находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы.
Дополнительные мероприятия по организации стажировки осуществляются в отношении безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, в целях приобретения ими опыта работы.
Проведение оплачиваемых общественных работ организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия в области содействия занятости населения.
Перечень общественных работ определяется нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в региональных программах содействия занятости.
В случаях угрозы массового увольнения работников разрабатываются и утверждаются региональные и территориальные (районные, городские) программы развития общественных работ, на базе которых формируется система организации временных рабочих мест.
Отношения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости и работодателями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ.
В договорах определяются права и обязанности сторон по выполнению договоров об организации и проведении общественных работ.
Условия договора должны определять производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест и численность участников, место проведения и характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда.
3. Мероприятия по оказанию адресной поддержки граждан, включая организацию из переезда в другую местность для замещения рабочих мест.
Переезд в другую местность для замещения рабочих мест является одним из дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. Направление граждан на работу в другую местность осуществляется по направлению органов службы занятости.
При переезде в другую местность для замещения рабочих мест гражданину производится:
-
авансирование транспортных расходов по нормативам, предусмотренным для переезда безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения;
-
выплата суточных расходов за время следования к месту работы и обратно (согласно нормативам);
-
возмещение расходов, по найму жилого помещения за время пребывания в другой местности (согласно нормативам).
При направлении гражданина в другую местность органами службы занятости с ним заключается договор об осуществлении расходов, связанных с переездом. При переезде в другую местность с гражданином на новом рабочем месте заключается трудовой договор о работе на условиях совместительства. В договорах с органами службы занятости предусматривается ответственность гражданина за нарушение условий договора и порядок возврата сумм.
4. Мероприятия по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Мероприятие самозанятости осуществляются в отношении граждан, признанных в установленном порядке безработными и желающих организовать собственное дело посредством создания малого предприятия либо осуществления в иной форме предпринимательской деятельности.
Мероприятия самозанятости, предоставляемые дополнительно к государственной услуге содействия самозанятости безработных граждан, включают в себя выделение безвозмездной субсидии на создание малого предприятия либо для осуществления в иной форме предпринимательской деятельности. Безвозмездная субсидия предоставляется в виде разовой выплаты денежных средств взамен годового размера причитающегося пособия по безработице и предназначена, как правило, для частичной компенсации расходов граждан, связанных с организацией собственного дела.
Органы службы занятости могут организовывать для безработных консультации по вопросу создания собственного дела, целью которых является предоставление им минимума знаний и повышение заинтересованности к самостоятельной занятости.
Обобщая, таким образом, описанные механизмы и мероприятия регулирования рынка труда можно перечислить следующие группы мер возможных к применению с целью увеличения их эффективности, а именно:
-
Интегрированные схемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг: формирование интегрированных схем взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг посредством создания и развития инновационных форм образовательных учреждений, интегрированных в рынок труда, участвующих в формировании эффективного предложения рабочей силы, т. е. соответствующего объему и качеству потенциального спроса. Среди таких интегрированных схем можно отметить: исследовательские вузы, корпоративные университеты, вузы распределенного типа.
-
Баланс трудовых ресурсов, как мера макроэкономического регулирования рынка труда: формирование баланса трудовых ресурсов с акцентом на изучение в процессе расчета баланса трех фаз процесса воспроизводства трудовых ресурсов, а именно: формирование, распределение и использование. Особый интерес представляет третья фаза — использование, оценка которой позволяет сформировать предложение рабочей силы соответствующее спросу по объему и качеству.
-
Меры микроэкономического регулирования рынка труда: прогнозирование занятости в отраслях, секторах экономики, отдельных предприятиях с целью определения спроса на объем и качество рабочей силы в среднесрочной перспективе, достаточной для профессиональной подготовки трудовых ресурсов, с целью формирования соответствующего объему и качеству рабочей силы предложения. Возможности прогнозирования, применяемые на отдельных предприятиях, позволяют повысить эффективность занятости, сформировать структуру занятости, отвечающую реальным потребностям производственного процесса организации.
-
Меры микроэкономического регулирования рынка образовательных услуг: развитие трехуровневой системы подготовки кадров в соответствии с Болонской конвенцией с учетом профессиональной структуры и объема компетенций, необходимых для национальной экономики; развитие системы «непрерывного образования», включающей и объединяющей в едином комплексе все уровни профессиональной подготовки рабочей силы. Укрупнение центров профессиональной подготовки рабочей силы позволит обеспечить более эффективное распределение ресурсов и осуществить контроль за формированием предложения рабочей силы на основе прогнозного спроса на нее; взаимодействие с работодателями в системе интегрированный форм рынка труда и рынка образовательных услуг; развитие системы образовательного кредита, гарантированного государством, а также системы грантов на профессиональное образование; развитие конкурентной среды в сфере высшего образования за счет формирования и развития интегрированных форм взаимодействия рынка труда с рынком образовательных услуг с гарантиями трудоустройства при соответствии качеству и объему запрашиваемой потенциальным работодателем рабочей силы; формирование селективной поддержки системы профессионального образования за счет развития практики государственного заказа на подготовку специалистов; разработка системы индикаторов оценки качества образовательного процесса в вузе посредством проведения ежегодного мониторинга студентов как части аккредитационной проверки по разработанному инструментарию.
Резюмируя предложенные мероприятия, следует отметить, что разработанный комплекс мероприятий макро- и микроэкономического регулирования рынка труда предполагает последовательное воздействие на рынок труда путем изучения спроса и предложения труда, прогнозирования занятости, формирования баланса трудовых ресурсов; воздействия на рынок образовательных услуг через государственные программы регулирования уровня подготовки специалистов, основываясь на накопленном отечественном опыте с учетов перехода на Болонскую систему подготовки кадров, универсализации критериев аккредитационной оценки вузов с учетом удовлетворения потребительских и инвестиционных ожиданий обучающихся.
Основой данного механизма является гармоничное осуществление макро- и микроэкономического регулирования сферы образования и сферы труда, где государство, путем прогнозирования занятости и совместно с инновационными университетскими комплексами, построенными по принципу венчурного финансирования, поддерживает баланс трудовых ресурсов в стране через совместные государственные программы регулирования уровня профессиональной подготовки. В вопросах развития самой системы профессионального образования, основной акцент делается на укрепление научно-образовательного сотрудничества, интеграцию образования и производства, через систему гибкого, открытого и непрерывного образования, реализованного посредствам новых информационно-коммуникативных технологий. Разработанные интегрированные схемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг направлены на формирование механизма взаимодействия и развития современных систем инновационных университетских комплексов согласно их образовательному потенциалу, особенностям территориального размещения и социально-экономическим предпосылкам регионов и территорий для максимального обеспечения соответствия уровня профессиональных компетенций трудовых ресурсов страны требованиям современной экономики и общества в условиях глобализации мирового хозяйства и интеграции российского рынка труда в мировое трудовое пространство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гневашева, В. А. (2008) Российская молодежь в начале XXI века: ее социальный образ для нас и для мира // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 24–28.
Гневашева, В. А. (2012) Развитие молодежного сегмента рынка труда на основе формирования профессиональных компетенций через систему высшего профессионального образования : дис. … д-ра экон. наук / ОАО «Всероссийский центр уровня жизни». М. 362 с.
Новая модель рынка труда России: роль внешних факторов (2014) / под ред. чл.-корр. РАН С. В. Рязанцева, д.э.н. В. А. Гневашевой. М. : Экон-информ. 411 с.
REFERENCES
Gnevasheva, V. A. (2008) Rossiiskaia molodezh' v nachale XXI veka: ee sotsial'nyi obraz dlia nas i dlia mira [Russian youth in the beginning of the 21st century: Its social image for us and for the world ]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 24–28. (In Russ.).
Gnevasheva, V. A. (2012) Razvitie molodezhnogo segmenta rynka truda na osnove formirovaniia professional'nykh kompetentsii cherez sistemu vysshego professional'nogo obrazovaniia [The development of youth segment of the labour market on the basis of the formation of professional competences through the system of higher professional education] : Diss. … Doctor of Economics / All-Russian Centre of Living Standards. Moscow. 362 p. (In Russ.).
Novaia model’ rynka truda Rossii: rol’ vneshnikh faktorov [New model of the labour market in Russia: The role of external factors] (2014) / ed. by S. V. Ryazantsev and V. A. Gnevasheva. Moscow, Ekon-inform Publ. 411 p. (In Russ.).
Гневашева Вера Анатольевна — доктор экономических наук, доцент, директор Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-75-95.
Gnevasheva Vera Anatolievna, Doctor of Economics, Associate Professor, Director, Center for the Sociology of Youth, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; leading researcher, Institute of Social and Political Researchers, Russian Academy of Sciences. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-75-95.
E-mail:
vera_cos@rambler.ru
Библиограф. описание: Гневашева В. А. Источники покрытия дефицита трудовых ресурсов регионов России // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2015. № 6 (ноябрь — декабрь). С. 56–69. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/6/Gnevasheva_Tackling-Labour-Shortages/
[архивировано в
WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Дата поступления: 10.11.2015.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|