Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №6 2015
Елисеев Г. А. Всё о праславянах: опыт историко-культурной реконструкции от С. В. Алексеева
УДК 94
Eliseev G. A. Everything about the Proto-Slavs: S. V. Alekseev’s Attempt at Historical and Cultural Reconstruction
Аннотация ♦ Рецензия на монографию С. В. Алексеева «Праславяне: опыт историко-культурной реконструкции».
Ключевые слова: праславяне, историография, С. В. Алексеев.
Abstract ♦ This is a review of the monograph by S. V. Alekseev entitled “The Proto-Slavs: An Attempt at Historical and Cultural Reconstruction”.
Keywords: Proto-Slavs, historiography, S. V. Alekseev.
Проблема этногенеза славян является не только принципиально сложной для научного изучения, но и, к сожалению, одной из широко «раскрученных» в средствах массовой информации и околонаучной литературе. Спекуляций о «великой древности славянского племени» существует огромное количество еще и потому, что эта тематика оказывается связана с конкретными политическими проблемами и идеями нашего времени.
Поэтому столь отрадно выглядит появление в печати книги, где на современном научном уровне обобщены результаты исследования предыстории раннего славянства. Речь в этой монографии идет о таком раннем этапе формирования славянского племени, что ее создатель совершенно справедливо озаглавил свой текст, как «Праславяне».
Автором монографии о праславянстве является известный отечественный специалист по истории славянских народов, профессор, доктор исторических наук Сергей Викторович Алексеев. Его перу принадлежат научные биографии древнерусских князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, а также подробное исследование ранней истории славян, выходившее под заголовком «Славянская Европа». После различных переработок и дополнений в настоящее время это издание состоит из целых четырех томов, выпущенных издательством «Вече» в 2015 году: «Заря славянства» (период с V. по первую половину VI века н. э.); «Славяне и авары» (вторая половина VI — начало VII века н. э.); «Великое расселение славян» (602–679 гг.); «Славяне на пороге цивилизации» (679–800 гг. н. э.). (Алексеев, 2015abеf).
Среди самых последних работ исследователя можно специально отметить подготовку к публикации перевода ценного памятника югославянской истории и литературы «Летопись попа Дуклянина». Эта книга недавно вышла в издательстве «Петербургское востоковедение» в серии «Slavica Petropolitana» (Алексеев, 2015c).
Выпущенная же издательством «Академический проект» монография «Праславяне», посвященная предыстории славянства начиная со второго тысячелетия до н. э. (Алексеев, 2015d), явно займет особое место среди работ этого историка. С. В. Алексеев четко отмечает, как формировался, а затем и трансформировался замысел и конкретное воплощение его исследования: «Изначально в качестве верхней границы нашей “прелюдии” предполагался IV в. н. э., что достаточно объяснено ранее вышедшей частью “Славянской Европы”. Однако… уложить весь требующийся материал в рамки одной монографии оказалось маловероятно. Поэтому мы выделили для нее собственно праславянский период, в наиболее узком из возможных смыслов этого слова, период пребывания первых славяноязычных племен на их предполагаемой прародине» (там же: 7). «Работа над этой книгой продолжалась более пяти лет. За это время содержание ее далеко вышло за предполагавшиеся рамки “прелюдии”, объем привлекаемых материалов — и как следствие самого текста — многократно возрос. Многое, начиная со структуры труда и кончая конкретными авторскими концепциями, претерпело серьезные изменения. Самое главное — для автора стало совершенно ясно, что работа по воссозданию праславянского прошлого не может ограничиться рамками историко-археологического обзора. Так определился жанр и характер этой книги — историко-культурная реконструкция. Точно — опыт таковой, поскольку последняя точка была бы поставлена рано даже в том случае, если бы все потенциальные источники были исчерпаны. Объем же материала определили хронологические рамки работы, оставляющие обширное поле для продолжения труда» (там же: 22).
Впрочем, проделав столь серьезную исследовательскую и реконструкторскую работу, С. В. Алексеев четко представляет и честно отмечает пределы возможного в области изучения исторического прошлого раннего славянского населения Европы: «Есть, однако, черты, восстанавливаемые с трудом или вовсе не поддающиеся восстановлению» (там же: 230–231).
В тексте монографии автор широко опирается на самые последние исторические, археологические, лингвистические и даже генетические данные, способствующие объемной и полноценной реконструкции раннего этапа этногенеза славян.
Например, уделив достаточно много внимания лингвистическому изучению истории праславянства, С. В. Алексеев в итоге подчеркивает один очень важный момент: «“Праславянский язык” — научный термин, означающий только ранний этап истории общеславянского языка, до начал его диалектного распада. Поэтому “праславяне” — всего лишь славяне на раннем этапе своей истории. Термин употребляется здесь условно, чтобы отличить их от “исторических” славян V и последующих веков, в том числе достоверно пользовавшихся уже самоназванием “словене”» (там же: 48). То есть книга посвящена именно этногенезу славян, пусть и на самом раннем периоде их истории.
И так же лингвистические наблюдения позволяют сделать автору достаточно уверенный вывод о двух началах, обусловивших формирование собственно славянской языковой общности: «Славянские языки содержат лишь немногим меньше изоглосс с южными древнеевропейскими языками — италийскими и, насколько они известны, иллирийскими, чем с балтийскими. Это побуждает не без условности видеть в рождении славянства на рубеже II/I тысячелетий до н. э. или немногим позднее (до V в. до н. э.) слияние двух начал, балтославянского и некоего “иллирославянского”… Именно с венето-италийским или венето-иллирийским началом, и только с ним, можно связать восприятие славянами (и их соседями применительно к ним) названия “венеды”» (там же: 27).
Несмотря на углубленные разыскания в лингвистических и генетических проблемах, касающихся истории праславянства, автор монографии, конечно же, прежде всего опирается на данные археологии. Праславянская общность отождествляется преимущественно с поморской археологической культурой и культурой подклешевых погребений, а генезис праславян — с миграциями в Поморье из ареала лужицкой культуры.
Автор отмечает: «Смешение балтославян и венетов в этих приморских землях положило начало цепочке исторических событий, породивших собственно славянство. <…> Проникновение лужицких венетов в Поморье началось в XIII XI вв. до н. э. <…> В итоге к концу XI в. до н. э. лужицкая культура охватила все Поморье от Одры на западе до Вислы на востоке, и здесь возникли ее местные варианты» (там же: 56). В первой главе историк проводит подобную реконструкцию всех сторон жизни праславянских племен, отождествленных с лужицкой археологической культурой.
Реконструкции общественного строя, хозяйства, быта, религиозных воззрений и культуры праславян выглядят в книге С. В. Алексеева в высшей степени убедительно и базируются на глубокой научной основе.
Во второй, значительно более подробной, части монографии автор тщательно описывает социальные и экономические отношения, характерные для славян в период времени, связанный с расцветом поморской археологической культуры и культурой подклешевых погребений. Именно эти культуры характерны для нового этапа эволюции праславянства. С. В. Алексеев особо отмечает: «В VII–VI вв. до н. э. в Восточном Поморье происходят глубокие культурные изменения. На смену восточнопоморской группе лужицкой культуры постепенно приходит новая, особая археологическая культура. В науке предлагались разные ее названия — поморская, восточнопоморская, вейхеровско-кротошинская. В итоге закрепилось наиболее раннее, хотя и не своем точное географически — поморская» (там же: 134–135). Ее преемницей оказывается последняя праславянская археологическая культура: «Но есть основания все-таки понимать культуру подклешевых (клешевых) погребений как особую, сменяющую поморскую в старых лужицких землях на протяжении IV в. до н. э.» (там же: 175).
Во второй части своей глубокой проработанностью выделяются главы, связанные с религиозной и духовной жизнью славян: «Религия и мифология» (там же: 203–230); «Реконструкция праславянской обрядности: календарные обычаи» (там же: 230–246); «Реконструкция праславянской обрядности: семейные традиции» (там же: 246–267); «Фольклор» (там же: 267–294); «Этика и народные знания» (там же: 294–299); «Народное искусство» (там же: 299–305).
Очень интересными и нетривиальными выглядят аналогии, проводимые С. В. Алексеевым между обычаями и традициями нуристанских племен и возможными обычаями и традициями праславян. Действительно, обитатели так называемого «Кяфиристана», сохранившие до XIX в. пережитки родоплеменного строя, оказываются лучшим аналогом для славян-индоевропейцев, нежели жители Африки или Океании. При этом между нуристанцами и праславянами автором монографии прослеживаются очень яркие, убедительные и доказательные параллели (там же: 91, 120–123 и др.).
В результате подробного изучения проблемы С. В. Алексеев все-таки приходит к конкретному выводу о расположении территории, на которой и начался этногенез славян как таковых. Он склоняется к так называемой «западно-восточной» теории возникновения славян, которая помещает их «первоначальную прародину в Южной Прибалтике и Повисленье» (там же: 46). Автор «Праславян» особенно подчеркивает выигрышные моменты этой теории, указывая, как она объясняет многие спорные моменты в реконструкции истории праславянства: «“Западно-восточная” теория разрешает все перечисленные выше затруднения “восточной”. Слияние “иллирославян” и балтославян на заре истории славянства оказывается тождественно слиянию лужицкой и поморской культур либо рождению самой поморской культуры под влиянием лужицкой. Италийское воздействие находит археологические параллели как в тех же лужицко-поморских связях, так и в появлении на севере Европы культуры лицевых урн с корнями в Италии. Все эти факты вполне объясняют именование славян венедами. Нечего и говорить, что история поморской и подклешевой культур блестяще укладывается в хронологию первоначальных этапов праславянского языка. Разделение славян на две ветви оказывается следствием движения подклешевых, а затем пшеворских племен на восток, их участия в рождении зарубинецкой и черняховской культур» (там же: 46).
Подробная библиография (там же: 316–329) в книге поможет желающим ознакомиться со всей обширной литературой по праславянской проблематике. В столь же тщательно подготовленные и обширные примечания автор вынес информацию об историографических спорах, касающихся тех или иных вопросов, существенных для изучении истории праславянства (там же: 330–429).
Из возможных небольших недостатков монографии можно было бы отметить отсутствие четкого заключения, в котором автору стоило бы обобщить еще раз свои выводы. Впрочем, возможно, как это уже было в случае со «Славянской Европой», автор «Праславян» планирует выпустить еще один монографический том, где и будут подытожены сделанные сразу в двух книгах наблюдения.
В финале историк подводит такой итог своим изысканиям: «В этой работе представлена по возможности полная реконструкция древнейшего этапа становления славянской культуры. Данные этой реконструкции сопоставлены, опять же по мере ограниченных возможностей, с археологическими данными об истории поморско-подклешевых племен. Отождествление их с предками славян по итогам исследования кажется автору наиболее убедительным. Однако научная дискуссия о происхождении славян ежегодно обогащается новыми аргументами и, что гораздо существеннее, новооткрытыми фактами. Поэтому ни одно сколь угодно полное и достоверное построение не может претендовать на окончательность» (там же: 315).
Вполне согласившись с заключительными словами автора, все же следует подчеркнуть, что С. В. Алексеев проявил излишнюю осторожность. Его выводы, сделанные на представленном материале, выглядят вполне научно убедительными, а сама книга «Праславяне: опыт историко-культурной реконструкции» оказывается этапной для нынешнего периода изучения раннего славянства в целом.
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев, С. В. (2015а) Великое расселение славян. 672–679 гг. М. : Вече. 352 с.
Алексеев, С. В. (2015b) Заря славянства. V — первая половина VI в. М. : Вече. 288 с.
Алексеев, С. В. (2015c) Летопись попа Дуклянина. Перевод и комментарий. СПб. : Петербургское востоковедение. 288 с. (Сер.: Slavica Petropolitana).
Алексеев, С. В. (2015d) Праславяне: опыт историко-культурной реконструкции. М. : Академический проект. 430 с.
Алексеев, С. В. (2015е) Славяне и авары. Вторая половина VI — начало VII в. М. : Вече, 2015. 256 с.
Алексеев, С. В. (2015f) Славяне на пороге цивилизации. 679–800 гг. М. : Вече, 2015. 352 с.
REFERENCES
Alekseev, S. V. (2015a) Velikoe rasselenie slavian. 672–679 gg. [The great transmigration of the Slavs. 672–679]. Moscow, Veche Publ. 352 p. (In Russ.).
Alekseev, S. V. (2015b) Zaria slavianstva. V — pervaia polovina VI v. [Dawn of the Slavs, the 5th — first half of 6th century]. Moscow, Veche Publ. 288 p. (In Russ.).
Alekseev, S. V. (2015c) Letopis' popa Duklianina : perevod i kommentarii [The chronicle of the priest of Duklja: Translation and commentary]. St. Petersburg, Peterburgskoe vostokovedenie Publ. 288 p. (Series: Slavica Petropolitana). (In Russ.).
Alekseev, S. V. (2015d) Praslaviane: opyt istoriko-kul'turnoi rekonstruktsii [Pre-Slavs: An attempt at historical and cultural reconstruction]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ. 430 p. (In Russ.).
Alekseev, S. V. (2015e) Slaviane i avary. Vtoraia polovina VI v. — nachalo VII v.
[The Slavs and Avars. The second half of the 6th — early 7th c.]. Moscow, Veche Publ. 256 p. (In Russ.).
Alekseev, S. V. (2015f) Slaviane na poroge tsivilizatsii. 679–800 gg. [Slavs at the threshold of civilization. 679–800]. Moscow, Veche Publ. 352 p. (In Russ.).
Елисеев Глеб Анатольевич — кандидат исторических наук, доцент, руководитель исследовательской группы Историко-просветительского общества «Радетель». Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-55-81.
Eliseev Gleb Anatolyevich, Candidate of History, Associate Professor, Head, Research Group, Historical and Educational Society “Radetel’”. Postal address: Bldg. 3, 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-55-81.
E-mail:
geliseev@mail.ru
Библиограф. описание: Елисеев Г. А. Всё о праславянах: опыт историко-культурной реконструкции от С. В. Алексеева // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2015. № 6 (ноябрь — декабрь). С. 84–90. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/6/Eliseev_Proto-Slavs/
[архивировано в
WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Дата поступления: 23.12.2015.
|