Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №5 2015
Коромыслов В. В. Материальность как фундаментальная составляющая человеческой сущности
УДК 111.6 ; 130.12
Koromyslov V. V. Materiality as a Fundamental Component of Human Essence
Аннотация ♦ С опорой на материал конкретно-всеобщей теории развития в данной статье обобщаются особенности и черты материальности в человеке, выявляется её роль в человеческом бытии.
Ключевые слова: материальность общества, сущность человека, конкретно-всеобщее, социально-всеобщее, социальная онтология.
Abstract ♦ Based on the material of the concrete universal theory of development, this article generalizes the features and traits of materiality in human being. We reveal its role in human existence.
Keywords: materiality of society, human essence, the concrete universal, the social universal, social ontology.
Наиболее широкой и фундаментальной характеристикой человеческой сущности выступает материальность, точнее, материальность в её наивысшей форме, наиболее высокоорганизованным проявлением которой является человеческий мозг. В то же время в современной философии столь фундаментальной составляющей сущности человека почти не уделяется внимание. На наш взгляд, такое пренебрежение этой проблемой является одной из причин того, что современные философские концепции человека оказываются малосодержательны в отношении решения актуальных проблем современности, бессильны перед лицом встающих перед человечеством угроз.
Догадка о нерядовой роли и месте в мире материальности в человеке появилась ещё в древности, что было первоначально выражено проницательной мыслью, определяющей человека микрокосмом, который своеобразно повторяет в себе весь бесконечный космос. В философии XIX–XX веков была создана развёрнутая концепция мира как единого закономерного мирового процесса (ЕЗМП), в которой показано, что человек возникает в результате процесса развития материи, который характеризуется абстрактно-всеобщими и конкретно-всеобщими закономерностями (Концепция единого … , 1987; Орлов, 1999a: 71–78).
Как известно, ЕЗМП представляет собой бесконечную закономерную последовательность основных форм материи, выступающих в качестве основных ступеней развития материи. В настоящее время современной науке известны четыре из них: физическая, химическая, биологическая и социальная. В ходе изучения этих форм материи был выявлен ряд закономерностей развития. Большую роль в их обнаружении сыграл Г. В. Ф. Гегель, который, однако, понимал их в идеалистическом ключе. В научной философии их впервые сформулировал Ф. Энгельс в «Диалектике природы», им была выявлена всеобщая закономерность развития, «железная необходимость», которая заложена «в самой природе материи» и определяет всю бесконечную последовательность ступеней развития материи вплоть до появления человека, как «высшего цвета материи», в которой материя приходит к осознанию самой себя (Энгельс, 1961: 357, 363, 523–524), а также три закономерности соотношения высших и низших форм материи: возникновение высшей формы материи из низшей, включение части низшего в состав высшего, подчинение «включённого» низшего высшему.
В дальнейшем исследование этих закономерностей получило развитие в рамках конкретно-всеобщей теории развития (Барг, 1997, 2006; Васильева, 1984, 1995, 1999; Капранов, 1968; Козин, 1994; Ласточкин, 1975, 1992; Оконская, 1992; Орлов, 1974ab, 1985, 1997, 1999, 2006; и др.). Понимание обнаруженных закономерностей было углублено, что привело к уточнению их формулировки и выявлению четвёртой и пятой закономерности, при этом они обрели следующий вид:
1. Возникновение высшей формы материи из низшей.
2. Включение части низшего в состав высшего и сохранение его в нём в изменённом виде в качестве своей основы или фундамента.
3. Оставшаяся часть низшего, которая не включается в высшее сохраняется, образуя природную среду, в которой существует новая, высшая форма материи.
4. Включённое в состав высшего низшее подчинено высшему, не имеет полностью самостоятельного значения, но сохраняет свою общую природу и законы.
5. Высшее не сводится к включённым в его состав низшим уровням, а включает также в себя собственно высшее, специфический высший уровень. Каждая форма материи имеет интегративную природу (качество, сущность), является интеграцией, сплавом всех включённых в неё уровней и собственно высшего уровня (Орлов, 1999: 71‒76).
Было выявлено также, что всеобщая закономерность развития имеет две стороны, связанные с количественным и качественным аспектами действительности. С количественной стороны развитие заключается в неуклонном закономерном сокращении распространённости или объёма форм материи при переходе от низших ступеней к высшим (закономерность конвергентного развития), что закономерно приводит к появлению последней, наивысшей формы материи — человека как наиболее универсального существа, способного к дальнейшему, бесконечному, принципиально ничем не ограниченному развитию в рамках наличного вида, путём преобразования среды. С качественной стороны в процессе развития происходит включение основного содержания низших форм материи в высшие, непрерывное накопление и «уплотнение» этого содержания. Включая в себя низшие формы материи и представляя собой бесконечную иерархию предшествующих ступеней развития материи, каждая форма материи не утрачивает всего содержания низших, а несёт его в себе в обобщённом и интегрированном, уплотнённом виде (закономерность аккумулятивного развития) (Концепция единого … , 1987; Орлов, 1999: 90‒92).
Закономерность аккумулятивного развития также впервые была подмечена Гегелем, который, однако, понимал её как особенность развития абсолютной идеи. Он писал: «…на каждой ступени дальнейшего определения всеобщее поднимает выше всю массу своего предыдущего содержания и не только ничего не теряет вследствие своего диалектического поступательного движения, не только ничего не оставляет позади себя, но уносит с собой всё приобретённое и обогащается и уплотняется внутри себя» (Гегель, 1939: 315).
С закономерностью аккумулятивного развития связана ещё одна закономерность: в процессе перехода от высшего к низшему и развития каждой формы материи происходит своеобразная универсализация содержания на основе интеграции результатов предшествующего развития. Чем сложнее форма материи, тем шире диапазон качественно многообразных факторов среды, с которыми она вступает во взаимодействие. В результате, эволюция приводит к появлению всё более и более живых существ (Орлов, 1985: 108–110; 1999: 92).
Изложенный ряд закономерностей развития подводит к пониманию особенностей материального содержания, аккумулированного в человеческом существе. Человек, таким образом, — высшая форма материи, представляющая собой единство всеобщего, особенного и единичного, конечного и бесконечного. Как результат бесконечного процесса аккумуляции содержания ступеней развития материи, человек несёт в себе всеобщее. В процессе развития материальное многообразие мира подвергается обобщению и интеграции, человеческая сущность в этом плане представляет собой концентрат, аккумулят сущностей основных форм материи, она есть «синтез бесконечной последовательности предшествовавших сущностей, “запись” бесконечного числа текстов, которые мы должны расшифровать» (Орлов, 1999: 98). При этом итогом такого материального обобщения является то, что в человеке всеобщее выражено в наиболее полном, завершённом и всестороннем виде, выражено как целое, в обобщённой и концентрированной форме (там же: 101‒103).
Концентрация всеобщего происходит в форме особенного, образуя то специфическое, что составляет человеческий род (те свойства материальной организации человека, что являются условиями отличительной для него трудовой и мыслительной деятельности) и единичного, образуя материальность той или иной личности (там же: 102).
Материальность в человеке выражена через всё многообразие индивидуальных социально-материальных существ в их материальной деятельности и материальных отношениях между собой. В индивиде материальность всегда принимает свою уникальную, неповторимую форму, обусловленную своеобразием как его врождённых черт, так и его индивидуального процесса производства своей жизни. Благодаря чему материальность в человеке получает автономизированный характер (там же: 103).
Человеческая сущность, аккумулировав в себе сущности основных форм бытия материи, приобретает интегральный характер, является социально-интегральной (Орлов, 1974a, 1974b: 245; Биология человека … , 1982; Рыбин, 2001). При этом включённые в её состав биологические, химические, физические и т. д. процессы, сохраняя свою общую природу и законы, в конечном счёте, подчинены интегральной природе человека и её законам, обретают в нём более сложную организацию, чем в природном мире (Орлов, 1974b: 179–183, 1999: 77). Специфика их организации обусловлена тем, что, будучи включёнными в состав человеческой сущности, они становятся направленными на достижение социальных интересов.
Таким образом, включённые в состав человеческой сущности уровни организации материи, в человеке получают свою наиболее развитую форму. Так, В. В. Орлов пишет: «Любая форма материи (исключая социальную!) получает наивысшее развитие не тогда, когда она развивается самостоятельно, “в свободном виде”, а когда она включается в состав более высокой ступени развития» (Орлов, 1999: 77).
Материальность в человеке, включая в себя предшествующие формы материи, образующие в нём иерархичную систему подчинённых уровней, в то же время не сводится к ним, а включает также собственно социальный уровень, сложный сплав этих уровней с которым составляет специфический материальный социальный субстрат. Так, В. В. Орлов отмечает: «Свойства материальной организации человека, которые соответствуют специфически трудовой деятельности, являются не биологическими, а социальными. Перечень этих свойств и даёт нам описание человека как специфически материального существа, как особой материальной системы или субстрата надбиологического уровня» (Орлов, 1968: 85‒86).
То же отмечает и Г. С. Краснов: «Человек в его материальной сущности отнюдь не тождествен “телу” как биологическому субстрату. Собственно социальное содержание человека как материального существа заключается в его способности к материальной трудовой деятельности и обуславливающих эту способность материальных структурах человека, несводимых к его биологическим структурам» (Краснов, 1968: 145–146).
О наличии особого социального субстрата пишет также А. В. Ласточкин. По его мнению, такой субстрат существует посредством специфических морфофизиологических структур, включающих в себя, помимо биологических, особое социальное «приращение» к последним (Ласточкин, 1992).
На основе такого субстрата становится возможным не только материальная трудовая деятельность, но и появление высшей, наиболее универсальной формы отражения — сознания, способного отражать любые качества и свойства бесконечного мира (Орлов, 1974a: 73–91; 1999: 116–117).
Богатство материального содержания человека, его универсальность обуславливает универсальность отношений человека с бесконечным миром и другими людьми. Человек, являясь итогом материального обобщения по мере предшествующего развития, аккумулируя в своём существе бесконечное число качеств и сущностей бесконечного мира, обретает способность к универсальной деятельности, принципиальную способность к бесконечному познанию и преобразованию мира (Орлов, 1974a; 2006: 17–18).
В частности, способность человеческого интеллекта к принципиально ничем неограниченному познанию мира обусловлена тем, что природа человека, его интеллекта включает в себя в обобщённом виде бесконечную совокупность сущностей основных форм материи: масс-энергетический принцип физического, надмасс-энергетический принцип прямого субстратного синтеза химического мира, принцип самосохранения через приспособление к среде живой материи и т. д. (Орлов, 1974b, 1985; Васильева, 1984).
Универсальность человеческой деятельности в свою очередь является условием всего многообразия материальных продуктов труда, т. е. материальной культуры общества или, как её ещё называют, «второй природы».
Как известно, удачную характеристику материальной субстанции бесконечного мира дал Б. Спиноза, определивший её как causa sui. Данная концептуальная характеристика материальности не выражена — в её полноте — ни в одной, отдельно взятой, форме материи. Таковой она выражена только в природе человека как микрокосма, своеобразно повторяющего бесконечный космос. Таким свойством быть causa sui способен обладать только человек, оно заключено в его сущности как высшей формы материи, в самом способе его существования.
В марксизме эта характеристика в наиболее концентрированном виде содержится в определении сущности человека как существа производящего самого себя. Так, К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» писали: «Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии — вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, — шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоё свою материальную жизнь» (Маркс, Энгельс, 1955: 19; курсив авторов. — В. К.).
При этом производство здесь понимается в широком смысле как образ жизни человека в целом, способ его существования: «…способ производства надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В ещё большей степени — это определённый способ деятельности данных индивидов, определённый вид их жизнедеятельности, их определённый образ жизни» (там же; курсив авторов. — В. К.).
Как отмечает В. В. Орлов, данная характеристика сущности человека является закономерным результатом материального обобщения по мере предшествующего развития, в итоге которого свойство субстанциальности материи выразилась в человеческом существе наиболее полно. Он пишет: «Производство самого себя, как глубинная сущность человека, теоретически безукоризненно выводится современной научной философией из сущности предшествующих известных нам форм материи — масс-энергетической сущности физического, с его способом существования (от дифференциации до прямого субстратного синтеза), надмасс-энергетической природы химического, с его прямым субстратным синтезом, самосохранения путём приспособления живой материи с её превращением как способом существования и развития — явного преддверия социальной сущности и её деятельного способа существования» (Орлов, 1999: 97).
Материальность, в её наиболее развитой, обобщённой, концентрированной и богатой форме, выражена во всех сущностных силах человека, играет в них ту или иную роль. Так, свобода во многом есть следствие сущностной способности человека творить самого себя и своё бытие, которая является наивысшим выражением субстанциального свойства материи быть causa sui. Материальность в человеке в её наивысшем выражении задаёт аспект его относительной самостоятельности, активной, творческой роли в созидании своего бытия.
Субстанциальное свойство материи быть causa sui, выражаясь в способности человека производить самого себя, своё бытие и сущность, предполагает также ответственность за то, что человек производит, за порождаемые им последствия. Ведь причина этого производства кроется не в боге, абсолютном разуме или других внешних факторах, а в нём самом.
Человек, являясь высшим цветом материи, высшей её формой, содержит, поэтому, смысл своей жизни не вне себя, а в себе самом, в самом человеческом существовании. Свойство субстанциальности материи, выраженное в способности человека производить самого себя, своё бытие, составляет глубинную основу его сущности, а значит, вместе с тем, содержит и принципиальный смысл человеческого существования вообще (Ласточкин, 1975: 101; Маслянка, 2006: 279–280). По мнению В. А. Капранова, черты смысла жизни человека могут быть выведены из особенностей и свойств материального содержания, — интегрированных в человеческой сущности уровней организации материи (Капранов, 1968).
В основе труда, очевидно, также лежит субстанциальное свойство материи быть causa sui. Благодаря этому свойству конструируется принципиальная неисчерпаемость труда как сущностного свойства человека, точнее, его способность к непрерывному самовозрастанию в силу возможности приложения его к любым качествам бесконечного мира, присоединения к нему всё новых сил природы (Орлов, 1985: 169–170). Труд — это процесс, который непрерывно превосходит самого себя.
Итак, материальность в человеке представлена в своей наивысшей, всесторонней, обобщённой, концентрированной и автономизированной форме. Однако поскольку понятие материальности в человеке имеет предельно широкое толкование, то более развёрнутый ответ на вопрос как именно представлена материальность в человеке, какие черты и свойства в нём образует, развёртывается через анализ того как представлены в человеческой сущности все остальные моменты объективного всеобщего: движение, развитие, пространство и время, бесконечность, многообразие, необходимое и случайное и т. д. Конкретная же форма взаимосвязи этих моментов в человеческой сущности и жизни может быть выявлена при анализе конкретно-всеобщих механизмов сущностных сил человека (Коромыслов, 2006).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Барг, О. А. (1997) Человек и мир: как материя заставляет человека ее усложнять // Новые идеи в философии. № 6. С. 55–59.
Барг, О. А. (2006) Философские проблемы химии: конкретно-всеобщий подход. Пермь : Изд-во Пермского гос. ун-та. 165 с.
Биология человека и социальный прогресс (1982) : межвузовский сборник научных трудов / под ред. В. В. Орлова. Пермь : Пермский гос. ун-т. 198 с.
Васильева, Т. С. (1984) Химическая форма материи и закономерный мировой процесс. Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та. 136 с.
Васильева, Т. С. (1995) Современная теория развития общества // Новые идеи в философии. № 3. С. 50–58.
Васильева, Т. С. (1999) Всеобщий исторический закон // Новые идеи в философии. № 8. С. 23–27.
Гегель, Г. В. Ф. (1939) Соч. : в 14 т. М. : Гос. соц.-эконом. изд-во. Т. VI : Наука логики, т. 2. LXXII, 386 с.
Капранов, В. А. (1968) Проблема смысла жизни в свете концепции уровней // Философия пограничных проблем науки. № 2. С. 120–131.
Козин, Н. Г. (1994) Необходимость человека // Новые идеи в философии. № 2. С. 100–109.
Концепция единого закономерного мирового процесса и современность (1987) : Материалы Всесоюзной конференции, проходившей 24–28 марта 1987 г. / гл. ред. В. В. Орлов. Пермь : Изд-во Пермского ун-та. 327 с.
Коромыслов, В. В. (2006) Всеобщее как категориальный каркас сущности человека // Новые идеи в философии. № 15. Т. 1. С. 195–205.
Краснов, Г. С. (1968) Библиографические обзоры // Философия пограничных проблем науки. № 2. С. 141–146.
Ласточкин, А. В. (1975) Общество как высшая форма (ступень) развития материи // Философия пограничных проблем науки. № 8. С. 78–126.
Ласточкин, А. В. (1992) О социальном качестве человеческого тела // Новые идеи в философии. № 1. С. 63–66.
Маркс, К., Энгельс, Ф. (1955) Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. : в 50 т. 2-е изд. М. : Политиздат. Т. 3. XII, 629 c. С. 7–544.
Маслянка, Ю. В. (2006) Проблема смысла жизни и современность // Новые идеи в философии. № 15. Т. 1. С. 279–294.
Оконская, Н. Б. (1992) Концепция материального обобщения // Новые идеи в философии. № 1. С. 61–63.
Орлов, В. В. (1968) К понятию человеческой природы // Философия пограничных проблем науки. № 2. С. 79–86.
Орлов, В. В. (1974a) К общей философской концепции человека // Философия пограничных проблем науки. № 6. С. 72–92.
Орлов, В. В. (1974b) Материя, развитие, человек. Пермь : Изд-во Перм. ун-та. 397 с.
Орлов, В. В. (1985) Человек, мир, мировоззрение. М. : Молодая гвардия. 220 с.
Орлов, В. В. (1997) Фундаментальные проблемы философской антропологии // Новые идеи в философии. № 6. С. 3–16.
Орлов, В. В. (1999) История человеческого интеллекта. Пермь : Изд-во Перм. ун-та. Ч. 3: Современный интеллект. 183 с.
Орлов, В. В. (2006) Природа и предыстория человеческого интеллекта // Новые идеи в философии. № 15. Т. 1. С. 17–24.
Рыбин, В. А. (2001) О некоторых путях разработки концепции интегрально-социальной сущности человека // Новые идеи в философии. № 10. С. 65–69.
Энгельс, Ф. (1961) Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. : в 50 т. 2-е изд. М. : Политиздат. Т. 20. XXII, 827 с. С. 339–626.
REFERENCES
Barg, O. A. (1997) Chelovek i mir: kak materiia zastavliaet cheloveka ee uslozhniat' [The human being and the world: How matter makes the man complicate it]. Novye idei v filosofii, no. 6, pp. 55–59. (In Russ.).
Barg, O. A. (2006) Filosofskie problemy khimii: konkretno-vseobshchii podkhod [Philosophical problems of chemistry: The concrete and universal approach]. Perm, Perm State University Publ. 165 p. (In Russ.).
Biologiia chelovekai sotsial'nyi progress [Biology of the human being and social progress] (1982) : An interuniversity collection of scientific works / ed. by V. V. Orlov. Perm, Perm State University Publ. 198 p. (In Russ.).
Vasilieva, T. S. (1984) Khimicheskaia forma materii i zakonomernyi mirovoi protsess [The chemical form of matter and natural world process]. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk University Publ. 136 p.
Vasilieva, T. S. (1995) Sovremennaia teoriia razvitiia obshchestva [Modern theory of the development of society]. Novye idei v filosofii, no. 3, pp. 50–58. (In Russ.).
Vasilieva, T. S. (1999) Vseobshchii istoricheskii zakon [Universal law of history]. Novye idei v filosofii, no. 8, pp. 23–27. (In Russ.).
Hegel, G. W. F. (1939) Sochineniia [Works] : in 14 vols. Moscow, Gosudarstvennoe sotsial'no-ekonomicheskoe izdatel’stvo [State Social and Economic Publ.]. Vol. VI: Nauka logiki, tom 2 LXXII, 386 p. (In Russ.).[Science of logic, vol. 2].
Kapranov, V. A. (1968) Problema smysla zhizni v svete kontseptsii urovnei [The problem of the meaning of life in the light of the conception of levels]. Filosofiia pogranichnykh problem nauki, no. 2, pp. 120–131. (In Russ.).
Kozin, N. G. (1994) Neobkhodimost' cheloveka [Necessity of the human being]. Novye idei v filosofii, no. 2, pp. 100–109. (In Russ.).
Kontseptsiia edinogo zakonomernogo mirovogo protsessa i sovremennost' [A conception of a single consistent global process and modernity] (1987) : Proceedings of the All-Union conference that took place on March 24–28, 1987. / ed. by V. V. Orlov. Perm, Perm State University Publ. 327 p. (In Russ.).
Koromyslov, V. V. (2006) Vseobshchee kak kategorial'nyi karkas sushchnosti cheloveka [Universal as the categorical frame of the essence of the human]. Novye idei v filosofii, no. 15, vol. 1, pp. 195–205. (In Russ.).
Krasnov, G. S. (1968) Bibliograficheskie obzory[Bibliographic surveys]. Filosofiia pogranichnykh problem nauki, no. 2, pp. 141–146. (In Russ.).
Lastochkin, A. V. (1975) Obshchestvo kak vysshaia forma (stupen') razvitiia materii[Society as the highest form (step) of development of matter]. Filosofiia pogranichnykh problem nauki, no. 8, pp. 78–126. (In Russ.).
Lastochkin, A. V. (1992) O sotsial'nom kachestve chelovecheskogo tela [On the social quality of human body]. Novye idei v filosofii, no. 1, pp. 63–66. (In Russ.).
Marx, K. and Engels, F. (1955) Nemetskaia ideologiia [German ideology]. In: Marx, K. and Engels, F. Sochineniia [Works] : in 50 vols. 2nd edn. Moscow, Politizdat Publ. Vol. 3. XII, 629 p. Pp. 7–544. (In Russ.).
Maslianka, Yu. V. (2006) Problema smysla zhizni i sovremennost' [Issue of the meaning of life and modern age]. Novye idei v filosofii, no. 15, vol. 1, pp. 279–294. (In Russ.).
Okonskaia, N. B. (1992) Kontseptsiia material'nogo obobshcheniia [A conception of material generalization]. Novye idei v filosofii, no. 1, pp. 61–63. (In Russ.).
Orlov, V. V. (1968) K poniatiiu chelovecheskoi prirody [On the concept of human nature]. Filosofiia pogranichnykh problem nauki, no. 2, pp. 79–86. (In Russ.).
Orlov, V. V. (1974a) K obshchei filosofskoi kontseptsii cheloveka [To the general philosophical conception of the human]. Filosofiia pogranichnykh problem nauki, no. 6, pp. 72–92. (In Russ.).
Orlov, V. V. (1974b) Materiia, razvitie, chelovek [Matter, development, human being]. Perm, Perm State University Publ. 397 p. (In Russ.).
Orlov, V. V. (1985) Chelovek, mir, mirovozzrenie [Human being, world, world view]. Moscow, Molodaia gvardiia Publ. 220 p. (In Russ.).
Orlov, V. V. (1997) Fundamental'nye problemy filosofskoi antropologii [Fundamental problems of philosophical anthropology]. Novye idei v filosofii, no. 6, pp. 3–16. (In Russ.).
Orlov, V. V. (1999) Istoriia chelovecheskogo intellekta [The history of human intellect]. Perm, Perm State University Publ. Pt. 3: Sovremennyi intellekt [Modern intellect]. 183 p. (In Russ.).
Orlov, V. V. (2006) Priroda i predystoriia chelovecheskogo intellekta [Nature and prehistory of human intelligence]. Novye idei v filosofii, no. 15, vol. 1, pp. 17–24. (In Russ.).
Rybin, V. A. (2001) O nekotorykh putiakh razrabotki kontseptsii integral'no-sotsial'noi sushchnosti cheloveka[On some ways of the development of the conception of the integral and social essence of man]. Novye idei v filosofii, no. 10, pp. 65–69. (In Russ.).
Engels, F. (1961) Dialektika prirody [Dialectics of nature]. In: Marx, K. and Engels, F. Sochineniia [Works] : in 50 vols. 2nd edn. Moscow, Politizdat Publ. Vol. 20. XXII, 827p. Pp. 339–626. (In Russ.).
Коромыслов Виталий Валерьевич — кандидат философских наук, доцент кафедры философии Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени Д. Н. Прянишникова.
Koromyslov Vitaly Valerievich, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy, Pryanishnikov Perm State Agricultural Academy.
E-mail:
vvk79@mail.ru
SPIN-код РИНЦ: 1558-9950.
Библиограф. описание: Коромыслов В. В. Материальность как фундаментальная составляющая человеческой сущности [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2015. № 5 (сентябрь — октябрь). С. 83–94. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/5/Koromyslov_Materiality-Human-Essence/ [архивировано в
WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Дата поступления: 8.08.2015.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|