Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №5 2015

Демидова И. В. Воображаемый Шекспир в эпоху цифровых технологий: интернет-проекты «Мой Шекспир» и «Сонеты Шекспира»

УДК 004; 009

Demidova I. V. Imaginary Shakespeare in the Digital Era: Internet Projects “myShakespeare” and “Shakespeare’s Sonnets”

Аннотация ♦ Статья посвящена творческим интернет-проектам «Мой Шекспир» и «Сонеты Шекспира», предложенных Королевской шекспировской компанией. Несмотря на то, что все люди имеют врождённую тягу к творчеству, они станут заниматься им, только если занятие покажется важным, интересным и увлекательным. Осознавая тот факт, что не все наши современники любят читать книги и ходить в театр, авторы идеи предложили новый подход к решению творческих задач. При должном содержательном и методическом наполнении проекты, основанные на творчестве У. Шекспира, смогли заинтересовать современных читателей, раскрыть их креативные способности, помочь им в самовыражении.

Ключевые слова: Интернет, цифровые гуманитарные проекты, У. Шекспир, Королевская шекспировская компания, творчество, воображение, цифровые технологии, шекспиросфера.

Abstract ♦ The article looks at the internet projects “myShakespeare” and “Shakespeare’s Sonnets” introduced by the Royal Shakespeare Company. Being creative by nature, all people look for inspiration to start something new. But they are unlikely to do anything unless they find an idea involving, exciting, satisfying and challenging. Due to the fact that many modern people have disregard for books and theatre, the Royal Shakespeare Company launched a few web projects to trial a different approach to reading and creating activities. This approach led to a new appreciation of W. Shakespeare`s works and provided inspiration and motivation in the projects’ participants.

Keywords: Internet, digital humanities projects, W. Shakespeare, Royal Shakespeare Company, creativity, imagination, digital technologies, Shakespearean sphere.


В 2003 г. я была обескуражена новостью о разработке компьютерной игры «Буря» по одноименному произведению У. Шекспира (см., например: Thorpe, 2003: Электронный ресурс). Сам факт возникновения идеи создания игры меня, конечно, не удивил — видеоигры уже тогда выходили в огромном количестве, правда, тематика их была однообразной — в основном «стрелялки» и «бродилки». Удивило то, что игру «Буря» решила создать Королевская шекспировская компания (Royal Shakespeare Company, RSC), самая, пожалуй, известная и авторитетная театральная организация, занимающаяся постановками пьес У. Шекспира и его современников.

Созданная по указу королевы Елизаветы II ещё в 1961 г. и базирующаяся в Стратфорде-на-Эйвоне организация подверглась тогда жёсткой критике как учёных-исследователей творчества Шекспира, так и простых театралов и читателей, которые считали такие методы модернизации классических произведений абсолютно недопустимыми и подозревали компанию в том, что она просто хочет заработать в связи со своим непростым финансовым положением. RSC оправдывала свои действия искренним желанием привлечь больше зрителей в театры и пробудить интерес к чтению у подрастающего поколения.

Как можно заставить человека обратиться к книге классика мировой литературы, которого даже не все англичане читают? Возможно, игра пробудит интерес к оригинальному творению У. Шекспира или растормошит в игроке жажду творчества. Например, он захочет нарисовать картинку-иллюстрацию, перескажет историю младшему брату, напишет продолжение сюжета, создаст скульптурную композицию из пластилина, станет создателем мюзикла «Буря» или исследователем дальних земель. Люди обладают уникальным даром, который можно назвать творческим воображением. Ощущения, накопленные нашей психикой, оставляют свой след в сознании. Даже когда внешние импульсы уже утрачены, образы продолжают жить в нашей памяти, будоража воспоминания и фантазию. Воображение создаёт новые реалии, что и лежит в основе любого творчества.

В статье «Уильям Шекспир: цифровое переосмысление» (William Shakespeare … , 2012: Электронный ресурс) журнала “The Economist” утверждается, что в век цифровых технологий в быстро меняющемся мире мы не можем обойтись без модернизации самого подхода к обучению, чтению и творчеству. Далее в ней рассказывается о веб-сайте Королевской шекспировской компании, на котором помимо традиционных разделов с историческими, библиографическими, справочными статьями, анонсами театральных постановок, отзывами критиков о спектаклях и игре актёров, существует страница «Мой Шекспир» (myShakespeare: Электронный ресурс). Автор идеи Сара Эллис (Sara Ellis) назвала этот раздел совместным проектом творческих людей со всего мира, местом, где работы У. Шекспира получают новую трактовку и переосмысление современным читателем.

Читателей разных возрастов, национальностей, социального и образовательного статуса приглашают прочитать или перечитать произведения английского драматурга, а затем написать о своих мыслях, ощущениях и ассоциациях. Предлагается вообразить себе встречу с поэтом или героями его произведений, перенести события их жизни в наше время или даже самим представить себя на их месте, пофантазировать на темы таинственных мистических знаков, обрядов, символов и народных традиций. Участники проекта могут на свой вкус выбрать жанр будущего произведения: рассказ, сказка, очерк, литературный портрет, путевые заметки, стихотворение, рецензия, эссе и др. Но участие в проекте, конечно, не ограничивается только эпистолярным жанром.

Например, на сайте Центрального колледжа искусства и дизайна имени Святого Мартина (Central Saint Martins College of Art and Design) были опубликованы иллюстрации своих студентов к произведениям У. Шекспира. Молодые художники в своих комментариях к работам пишут о том, что не ожидали того, насколько интересными, захватывающими и современными являются пьесы великого Барда. В проекте представлены поэты, музыканты, скульпторы, аниматоры, дизайнеры, коллекционеры, чтецы-декламаторы со всего мира. Просто удивительно, что классик смог вдохновить столь разных людей на творчество. Меня особенно поразило стихотворение «Мой Шекспир», написанное и прочитанное Кейт Темпест (Kate Tempest). На видео, выложенном на сайте, девушка очень эмоционально читает свое творение в стиле рэп. Я бы обязательно рекомендовала это видео к просмотру — оно впечатляет. Только прислушайтесь! “He’s in every girl who ever used her wits // To outsmart the status quo <…> // He’s less the tights and garters // More the sons demanding answers from the absence of their fathers. <…> // And if you listen you’ll hear him everywhere. // He’s my Shakespeare” (My Shakespeare by … : Электронный ресурс)[1]. Музыкант, поэт и драматург из Нью-Йорка Уилл Пауэр (Will Power) написал музыку в стиле хип-хоп к монологу Калибана из шекспировской пьесы «Буря» (см., например: Shenton, 2012: Электронный ресурс), а художник Эмма Волуко-Ванамбва (Emma Wolukau-Wanambwa) выложила в своем блоге коллекцию вывесок, обложек книг, афиш фильмов, где присутствуют герои произведений У. Шекспира (Nicelyturned: Электронный ресурс).

Ещё один подарок Королевской шекспировской компании — мобильное приложение для смартфонов и планшетов «Сонеты Шекспира» (Shakespeare’s Sonnets: Электронный ресурс). Здесь все 154 сонета Шекспира можно услышать в исполнении самых маститых актёров. Стивен Фрай (Stephen Fry), Фиона Шоу (Fiona Shaw), Дэвид Теннант (David Tennant), Патрик Стюарт (Patrick Stewart) с удовольствием согласились принять участие в проекте. Язык Шекспира довольно сложен для восприятия современного читателя, необходимо обладать знаниями и желанием разобраться в трудностях, прочувствовать всю красоту и неповторимость его произведений. Драматург писал на ранненовоанглийском языке, имеющем свои грамматические, фонетические, орфографические особенности, в его поэзии много заимствований из других языков, огромное количество неологизмов, аллитераций, метафор и аллюзий.

Кроме того, будучи поэтом-новатором, У. Шекспир нарушает все мыслимые каноны жанра сонета: например, в заключительных двух строках своих сонетов автор может неожиданно высказать что-то совершенно противоречащее сказанному ранее или обратиться к читателю с призывом, советом, наставлением. Неподготовленному современному читателю может потребоваться помощь, чтобы разобраться во всех нюансах. Поэтому после каждого видео с выступлениями профессиональных актёров можно найти комментарии лингвистов, историков, культурологов и философов. В свою очередь, актёры могут вступать в спор с учёными и трактовать спорные ситуации по-своему и зачастую выходят победителями в этих захватывающих дебатах. Возможность следить за дискуссиями и участвовать в них наверняка привлечёт многих обладателей этого приложения.

Опыт проекта «Мой Шекспир» показывает, что под воздействием приложения у читателей и зрителей формируется устойчивый интерес не только к творчеству У. Шекспира. Удивительным образом, ненавязчиво и естественно, проект способствует преобразованию внешне заданных целей во внутренние потребности человека, раскрывает его креативный потенциал и помогает найти способы самовыражения. А что может быть важнее в жизни любого, безотносительно его возраста, национальности, рода занятости и интересов?


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Версия текста, представленная в видеоклипе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

My Shakespeare by Kate Tempest [Электронный ресурс] // myShakespeare. URL: http://myshakespeare.rsc.org.uk/gallery/my-shakespeare-by-kate-tempest/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 20.05.2015).

myShakespeare [Электронный ресурс]. URL: http://myshakespeare.rsc.org.uk/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 20.05.2015).

Nicelyturned [Электронный ресурс]. URL: http://nicelyturned.tumblr.com/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 20.05.2015).

Shakespeare’s sonnets [Электронный ресурс]. URL: http://shakespeares-sonnets.touchpress.com/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 20.05.2015).

Shenton, M. (2012) Will Power creates a hip hop version of Caliban’s speech for RSC’s online myShakespeare project [Электронный ресурс] // Playbill.com. July 26. URL: http://playbill.com/news/article/will-power-creates-a-hip-hop-version-of-calibans-speech-for-rscs-online-mys-196036 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 20.05.2015).

Thorpe, V. (2003) RSC aims to prosper with Tempest video game [Электронный ресурс] // The Guardian. March 30. URL: http://theguardian.com/uk/2003/mar/30/arts.artsnews [архивировано в WebCite] (дата обращения 20.05.2015).

William Shakespeare: A digital reinvention [Электронный ресурс] // The Economist. August 28. URL: http://economist.com/blogs/prospero/2012/08/william-shakespeare [архивировано в WebCite] (дата обращения: 20.05.2015).


REFERENCES

My Shakespeare by Kate Tempest. myShakespeare. [online] Available at: http://myshakespeare.rsc.org.uk/gallery/my-shakespeare-by-kate-tempest/ [archived in WebCite] (accessed 20.05.2015).

myShakespeare [online] Available at: http://myshakespeare.rsc.org.uk/ [archived in WebCite] (accessed 20.05.2015).

Nicelyturned [online] Available at: http://nicelyturned.tumblr.com/ [archived in WebCite] (accessed 20.05.2015).

Shakespeare’s sonnets [online] Available at: http://shakespeares-sonnets.touchpress.com/ [archived in WebCite] (accessed 20.05.2015).

Shenton, M. (2012) Will Power creates a hip hop version of Caliban’s speech for RSC’s online myShakespeare project. Playbill.com. July 26. [online] Available at: http://playbill.com/news/article/will-power-creates-a-hip-hop-version-of-calibans-speech-for-rscs-online-mys-196036 [archived in WebCite] (accessed 20.05.2015).

Thorpe, V. (2003) RSC aims to prosper with Tempest video game. The Guardian. March 30. [online] Available at: http://theguardian.com/uk/2003/mar/30/arts.artsnews [archived in WebCite] (accessed 20.05.2015).

William Shakespeare: A digital reinvention. The Economist. August 28. [online] Available at: http://economist.com/blogs/prospero/2012/08/william-shakespeare [archived in WebCite] (accessed 20.05.2015).


Демидова Ирина Викторовна — старший преподаватель кафедры иностранных языков № 2 Центра гуманитарной подготовки Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

Demidova Irina Viktorovna, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages No. 2, Humanities Training Center, Plekhanov Russian University of Economics.

E-mail: kravdem@yandex.ru


Библиограф. описание: Демидова И. В. Воображаемый Шекспир в эпоху цифровых технологий: интернет-проекты «Мой Шекспир» и «Сонеты Шекспира» [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2015. № 5 (сентябрь — октябрь). С. 95–100. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/5/Demidova_Imaginary-Shakespeare-Digital-Era/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 20.09.2015.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»