Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №4 2015

Лапшин В. А. О неоязыческой форме неотрадиционализма молодежи в России

Выполнено при поддержке РГНФ (проект «Социология молодежи: Электронная энциклопедия», грант №15-03-12019/14).

The article was written with support from the Russian Foundation for the Humanities (project “Sociology of Youth: An Electronic Encyclopedia”, grant No. 15-03-12019/14).


УДК 316.356

Lapshin V. A. On the Neo-Pagan Form of Youth’s Neo-Traditionalism in Russia

Аннотация ♦ В статье неоязыческая форма неотрадиционализма молодежи в России рассматривается как форма освоения и адаптации ценностных ориентаций и ценностных эталонов молодежью, основанная на реконструкции, подражании, воссоздании древних языческих учений, духовных практик, ценностных систем, а также как процесс освоения системы мировоззрения, коренящейся в языческих или псевдоязыческих философских системах через участие молодежи в субкультурах и религиозных практиках.

Ключевые слова: молодежь, социология молодежи, неоязычество, неотрадиционализм.

Abstract ♦ The article examines the neo-pagan form of Russian youth’s neo-traditionalism as a form of appropriation and adaptation of value orientations and value models by young people. This form is based on reconstruction, imitation, and recreation of ancient pagan teachings, spiritual practices, and value systems. The author also considers this form as a process of assimilation of a world outlook system rooted in pagan and pseudo-pagan philosophical systems when young people take part in subcultures and religious practices.

Keywords: youth, sociology of youth, modern paganism, neo-paganism, neo-traditionalism.


Неоязыческую форму неотрадиционализма молодежи в России есть основания рассматривать в двух ее выражениях. Первая представляет собой форму освоения и адаптации ценностных ориентаций и ценностных эталонов молодежью, основанная на реконструкции, подражании, воссоздании (зачастую не основанном на реальном историко-этнографическом материале) древних языческих учений, духовных практик, ценностных систем. Более глубокий характер носит неоязыческая форма неотрадиционализма, когда в ее характеристиках обнаруживается процесс освоения системы мировоззрения, коренящейся в языческих или псевдоязыческих философских системах через участие молодежи в субкультурах и религиозных практиках.

Применение исследовательского подхода к рассмотрению неотрадиционализма как процесса использования норм, ценностей из традиционной культуры и их адаптации к современным условиям осуществляется рядом исследователей (Николаева, 2004; Мадюкова, Попков, 2010, 2011; Ламажаа, Намлинская, 2013). Наиболее значимые результаты дало социально-философское исследование «тувинского феномена», осуществленное Ч. К. Ламажаа. Она раскрывает основания и внутреннюю динамику архаизации общества в современных условиях (Ламажаа, 2012). В этом исследовании успешно применен методологический тезаурусный подход, что отмечено в литературе (Луков, 2012; Луков, Погорский, 2014).

В этом ключе трактовка неотрадиционализма оказалась продуктивной для изучения социокультурных процессов в молодежной среде. В частности, в исследованиях, проведенных в Северо-Западном федеральном округе РФ, показано, что одной из адаптационных форм, характерных для молодежи, является неоязыческая форма неотрадиционализма (Лапшин, 2014).

Данное явление наиболее ярко представлено в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Оно рассматривается исследователями неоднозначно и зачастую представляется как отрицательное явление социальной жизни. По мнению ряда современных исследователей данного феномена, современное язычество выступает как результат духовного поиска населения, ищущего корни своей идентичности в культурных корнях российского народа дохристианского периода (Серегин, 2001; Неоязычество на просторах Евразии, 2001).

Неоязычество представляется как возрождение, реконструкция, подражание древним языческим учениям, духовным практикам, оно неоднородно, что позволяет исследователям рассматривать его как субкультуру, религиозное движение, форму мировоззрения, общественное движение национал-патриотического характера. Оно может проявляться и в виде этнографических движений, и в форме псевдоучений.

Согласно исследованию феномена неоязычества, проведенному А. В. Гайдуковым, славянское неоязычество в Северо-западном федеральном округе разделяется на три вида:

1) национал-патриотическое (оно же социально-политическое): использование неотрадиционализма для политического и социального противостояния тенденциям глобализации и вестернизации, формирование на его базе «национальной идеи»;

2) природно-экологическое (идеи единства с природой, культ «Матери Земли»);

3) этнографическо-игровое (ролевые игры и реконструкции) (Гайдуков. 1999).

Кроме того, важной является религиозно-мировоззренческая составляющая данного вида неотрадиционализма.

На территории Северо-западного федерального округа наиболее яркими течениями неоязычества, согласно Гайдукову, являются:

  • «Ведизм»: «Союз венедов» оформился весной 1990 г. в Санкт-Петербурге. Союзом создана своя идеологическо-религиозная доктрина — ведизм, а также альтернативная концепция исторического развития человечества;

  • «Родобожие» («Схорон еж словен», «Шаг волка»): представляет собой, по словам создателей, продолжение родовой традиции славян, передаваемой несколькими кланами, до крещения Руси являвшимися частью жреческой системы (волхвами). Основой данной ветви неоязычества является обожествление и почитание предков, формирование собственного морального кодекса поведения (и ценностных ориентаций), построение собственной религиозной системы.

Отношение к православию и христианству в целом в неоязычестве отрицательное, базирующееся на чужеродности и привнесенности данного учения на Русь извне, отчуждении им человека от природы, чуждости христианской морали. Это, соответственно, вызывает волну информационного противодействия со стороны РПЦ, выражающуюся не только в традиционном виде (проповедь во время церковной службы и т. п.), но в виде организации конференций, форумов, открытых лекций, круглых столов, активного использования средств Интернета. Так, 11 марта 2014 г. в Санкт-Петербурге состоялась Научно-практическая конференция «Древняя Русь. Язычество и христианство. Мифы и реальность», целью которой было показать отсутствие преемственности и традиционности язычества в России (Бархатова, 2014: Электронный ресурс), что дает возможность интерпретировать неоязычество как псевдоязычество (псевдоучение о язычестве).

В целом рассматриваемая форма неотрадиционализма тесно переплетена с неоязыческими тенденциями, характерными для всей постсоветской России. Обусловлено это распадом единой государственной идеологии, мировоззренческим поиском, попытками противостоять тенденциям глобализации и вестернизации, а также процессом адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Эта форма также тесно переплетается с другими формами неотрадицонализма, создавая новые направления как в фольклорно-этнографической форме неотрадиционализма — что проявляется в проведении этнофольклорных исследований неоязычества, деятельности различных творческих коллективов неоязыческой направленности (Неклюдов, Балла, 2010), — так и в военно-этнографической форме неотрадиционализма: различные виды «славянского рукопашного боя», «славяно-горицкая борьба» и т. д., как правило, представляющие собой вольную компиляцию уже существующих боевых стилей, а не продолжения русской воинской традиции (Родноверие в России, 2013: Электронный ресурс).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бархатова, А. (2014) «Подлинно национальное мировоззрение возможно только в христианстве» [Электронный ресурс] // Русская народная линия. 15 марта. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2014/03/15/podlinno_nacionalnoe_mirovozzrenie_vozmozhno_tolko_v_
hristianstve/
[архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.08.2015).

Гайдуков, А. В. (1999) Молодежная субкультура славянского неоязычества в Петербурге // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ) / под ред. В. В. Костюшева. СПб. : Норма. 303 с. С. 24–50.

Ламажаа, Ч. К. (2013) Архаизация общества. Тувинский феномен. М. : Книжный дом «Либроком». 272 с.

Ламажаа, Ч. К., Намлинская, О. О. (2013) Российские модели архаизации и неотрадиционализма в условиях модернизации // Современное состояние культуры и общества: особенности и перспективы развития России : сб. науч. статей / отв. ред. А. В. Костина. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 99–103.

Лапшин, В. А. (2014) Неотрадиционализм в Центральной России: формы, движения, идеология // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 102–108.

Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.

Луков, В. А., Погорский, Э. К. (2014) Информационное общество и молодежь : науч. монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 160 с.

Мадюкова, С. А., Попков, Ю. В. (2010) Социокультурный неотрадиционализм: воспроизведение традиций и воспроизводство этничности [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 2. С. 25–39. URL: http://tuva.asia/journal/issue_6/1743-madyukova-popkov.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 14.06.2015).

Мадюкова, С. А., Попков, Ю. В. (2011) Феномен социокультурного неотрадиционализма / под ред. Е. А. Тюгашева. СПб. : Алетейя. 132 с.

Неклюдов, С. Ю., Балла, О. (2010) Фольклор после фольклора // Знание — сила. № 7. С. 91–98.

Неоязычество на просторах Евразии (2001) : сб. выпущен по материалам конф., провед. Ин-том этнологии и антропологии РАН (Москва, июнь 1999) / сост. В. А. Шнирельман. М. : Библейско-богослов. ин-т св. апостола Андрея. 177 с.

Николаева, Е. В. (2004) Неотрадиционализм в культуре повседневности: Российская версия конца XX века : автореф. дис. … канд. культ. М. 27 с.

Родноверие в России (2013) [Электронный ресурс] // Славянская культура. 14 марта. URL: http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/rodnoverie-v-rossii.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 19.06.2015).

Серегин, А. В. (2001) Владимир Соловьев и «новое иррелигиозное сознание» // Новый мир. № 2. С. 134–148.


REFERENCES

Barkhatova, A. (2014) «Podlinno natsional'noe mirovozzrenie vozmozhno tol'ko v khristianstve» [“Authentic national world outlook is possible only in Christianity”]. Russkaia narodnaia liniia, March 15. [online] Available at: http://ruskline.ru/news_rl/2014/03/15/podlinno_nacionalnoe_mirovozzre­nie_vozmozhno_tolko_v_hristianstve/ [archived in WebCite] (accessed 10.08.2015). (In Russ.).

Gaidukov, A. V. (1999) Molodezhnaia subkul'tura slavianskogo neoiazychestva v Peterburge [Youth subculture of Slavic neo-paganism in Peterburg]. In: Molodezhnye dvizheniia i subkul'tury Sankt-Peterburga (sotsiologicheskii i antropologicheskii analiz) [Youth movements and subcultures in St. Petersburg (A sociological and anthropological analysis)] / ed. by V. V. Kostiushev. St. Petersburg, Norma Publ. 303 p. Pp. 24–50. (In Russ.).

Lamazhaa, Ch. K. (2013) Arkhaizatsiia obshchestva. Tuvinskii fenomen [Archaization of society. The Tuvan phenomenon]. Moscow, Librokom Publ. House. 272 p. (In Russ.).

Lamazhaa Ch. K. and Namlinskaia O. O. (2013) Rossiiskie modeli arkhaizatsii i neotraditsionalizma v usloviiakh modernizatsii [Russian models of archaization and neo-traditionalism under modernization]. In: Sovremennoe sostoianie kul'tury i obshchestva: osobennosti i perspektivy razvitiia Rossii [The contemporary state of culture and society: Features and prospects of Russia’s development] : A collection of articles / ed. by A. V. Kostina. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. Pp. 99–103. (In Russ.).

Lapshin, V. A. (2014) Neotraditsionalizm v Tsentral'noi Rossii: formy, dvizheniia, ideologiia [Neo-traditionalism in Central Russia: Forms, movements, ideology]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 102–108. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2012) Teorii molodezhi: mezhdistsiplinarnyi analiz [Theories of the youth: An interdisciplinary analysis]. Moscow, Kanon+ Publ., RPOD “Reabilitatsiia”. 528 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. and Pogorskiy, E. K. (2014) Informatsionnoe obshchestvo i molodezh' [Information society and the youth] : A monograph. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 160 p. (In Russ.).

Madyukova, S. A. and Popkov, Yu. V. (2010) Sotsiokul'turnyi neotraditsionalizm: vosproizvedenie traditsii i vosproizvodstvo etnichnosti [Sociocultural neo-traditionalism: Rehabilitation of tradition and reproduction of ethnicity]. Novye issledovaniia Tuvy, no. 2, pp. 25–39. [online] Available at: http://tuva.asia/journal/issue_6/1743-madyukova-popkov.html [archived in WebCite] (accessed 14.06.2015). (In Russ.).

Madyukova, S. A. and Popkov, Yu. V. (2011) Fenomen sotsiokul'turnogo neotraditsionalizma [The phenomenon of sociocultural neo-traditionalism] / ed. by E. A. Tiugashev. St. Petersburg, Aleteiia Publ. 132 p. (In Russ.).

Nekliudov, S. and Balla, O. (2010) Fol'klor posle fol'klora [Folklore after folklore]. Znanie — sila, no. 7, pp. 91–98. (In Russ.).

Neoiazychestvo na prostorakh Evrazii [Neo-paganism in Eurasia] (2001) : The proceedings of the conference held by the Institute of Ethnology and Anthropology, RAS (Moscow, June 1999) / collected by V. A. Schnirelmann. Moscow, St. Andrew’s Biblical Theological Institute Publ. 177 p. (In Russ.).

Nikolaeva, E. V. (2004) Neotraditsionalizm v kul'ture povsednevnosti: Rossiiskaia versiia kontsa XX veka [Neo-traditionalism in everyday culture: Russian version of the late 20th century] : Abstract of the diss. … Candidate of Culturology. Moscow. 27 p. (In Russ.).

Rodnoverie v Rossii [Rodism in Russia]. (2013) Slavianskaia kul'tura, March 14. [online] Available at: http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/rodnoverie-v-rossii.html [archived in WebCite] (accessed 19.06.2015). (In Russ.).

Seregin, A. V. (2001) Vladimir Solov'ev i «novoe irreligioznoe soznanie» [Vladimir Soloviev and the “new irreligious consciousness”]. Novyi mir, no. 2, pp. 134–148. (In Russ.).


Лапшин Василий Андреевич — кандидат философских наук, доцент кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-55-11.

Lapshin Vasily Andreevich, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy, Culturology and Politology, Moscow University for the Humanities. Postal address: Bldg. 3, 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-55-11.

E-mail: socrab@inbox.ru


Библиограф. описание: Лапшин В. А. О неоязыческой форме неотрадиционализма молодежи в России [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2015. № 4 (июль — август). С. 66–72. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/4/Lapshin_Pagan-Form-Youth-Neo-Traditionalism-Russia/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 10.08.2015.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»