Ильинская Н. И., Макаров В. С., Захаров Н. В., Гайдин Б. Н. Информационно-исследовательская система «Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом»
Подготовлено в рамках проекта «Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом», поддержанного грантом РГНФ (грант № 13-06-12034в).
The paper was prepared within the framework of a project supported by the Russian Foundation for the Humanities (“Software Development for the Information and Research System Innovative Educational Technologies in Russia and Abroad”, №13-06-12034в).
УДК 004.9:378
Ilinskaya N. I., Makarov V. S., Zakharov N. V., Gaydin B. N. The Information and Research System “Innovative Educational Technologies in Russia and Abroad”
Аннотация ♦ Об инновационных технологиях в образовании в последнее время много говорят и пишут, в том числе люди, далекие от образовательной практики. Оценки того, что происходит в мире онлайн-образования, варьируются от безудержного оптимизма до крайнего скептицизма. Многие вопросы (Как вузы справятся с вызовом массовых открытых онлайн-курсов? Как изменится содержание учебного курса после внедрения онлайн-компонента? Что станет с автономией преподавателя?) пока остаются без ответа.
Именно поэтому сейчас, как никогда, важен спокойный и реалистичный взгляд на те изменения, которые электронные технологии произвели и производят в образовательном пространстве. Исчез монопольный контроль преподавателя над информацией, но сами отношения «преподаватель» — «слушатель» сохранились и не собираются исчезать. Важно понять, что никакие изменения не придут извне, что воплощать их придется преподавателям, студентам, сотрудникам и администрации университетов. Этой аудитории и адресован проект «Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом».
В статье представлены итоги второго года работы по проекту.
Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, образовательные технологии в России, образовательные технологии за рубежом, информационно-исследовательская система, программное обеспечение, сетевое образование, телекоммуникации, технологии электронного обучения, личностно-ориентированный подход.
Abstract ♦ The goal of our project is to set up and develop the Information and Research System “Innovative Educational Technologies in Russia and Abroad”. In creating it, we aim to build a networked space for the sphere of education, where the federal standards, innovative educational technologies and the global and best practices could blend together, enriching the experience of educators at the grassroots level. Our site will help organize an open exchange of opinions and innovations in online education and other novel forms of transforming the academic space.
The site contains systematized information on how online education technologies are created and applied both in developed and developing societies. We intend to analyze the experience of building MOOCs by the leaders of the market in open education and to provide a fresh perspective on how their experience can be re-imagined or re-created in other educational and cultural spaces, primarily in Russia.
By accumulating theoretical and practical information on the issues of innovative educational technologies in Russia and abroad, we want to give educators an analytical and methodological tool of comprehending how best global practices can be applied to their individual experience of teaching and learning. Social network-integrated comments and forums are open for everyone to voice their opinion. For a more academic exchange, “Obrazovatelnye Tekhnologii” (Educational Technologies) journal is now fully featured on the site and accepting articles from all interested educators.
Our wider plans include interaction with national and international academic centers working on innovations in education, Internet conferencing and participation in field-oriented international conferences. All of these can be of importance for Russia’s further integration into the Bologna Process and the global educational system in general.
The paper covers some results of the second year of the development of the project.
Keywords: innovative educational technologies, educational technologies in Russia, foreign educational technologies, information and research system, network, telecommunications, e-learning technologies, personality oriented approach, innovations in education.
Центр образовательных технологий продолжил курс на задачи реализации инновационной деятельности в сфере современного образования, постепенно расширения зоны понимания человеком себя и окружающего мира (Ильинский, 2002; 2004; 2006; 2011). Предназначенная для формирования единого сетевого пространства в сфере отечественного и зарубежного образования информационно-исследовательская система «Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом» получила свое дальнейшее совершенствование с учетом последних требований в области эргономики сетевых решений (Ермошкин, 2006).
В 2014 г. была усовершенствована эргономика информационно-исследовательской системы «Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом» (www.iedtech.ru), произведена техническая отладка программного обеспечения, усовершенствован интерфейс, обновлены ссылки на информационные и нормативные документы, периодические издания, специализированные информационные источники, проведены анализ статистики и аудитории портала, сформированы выборки для аналитических и исследовательских документов, создан открытый форум и интерактивные сервисы: на сайт были интегрированы социальные плагины Facebook и «ВКонтакте», с помощью которых посетители имеют возможность высказать свое мнение по той или иной проблеме и прокомментировать опубликованные материалы. В целях организации на портале постоянно действующей интернет-конференции для обсуждения опубликованных материалов к созданным в 2013 г. страницам Facebook, Twitter и «ВКонтакте» были добавлены страницы в социальной сети Google+ и видео-канал в YouTube. Исходя из анализа обращений пользователей и опыта функционирования портала, проведены мониторинговые исследования интернет-аудитории с использованием электронной рассылки. По результатам опроса мнения пользователей ИИС разработаны новые рубрики и добавлен модуль «Видео». Осуществлялось сопровождение бесперебойной работы портала и пополнение его новым контентом.
В 2014 г. было опубликовано более 60 новостных обзоров и аналитических статей и около 30 анонсов событий и вебинаров по тематике проекта в России и за рубежом, были значительно расширены разделы «Полезные ссылки» и «Библиотека», выполнен перевод значимых материалов портала на английский язык, созданы многоязычные пользовательские входы на портал, продолжена подготовка текстов для размещения их на портале и наполнение его новым контентом. Опубликованы архив журнала «Образовательные технологии» за 2011–2012 гг., а также новые номера текущего года (общим объемом более 100 п. л.). Осуществлен перевод 15 значимых материалов по проблемам инноваций в образовании (научных статей и текстов публичных выступлений известных российских и зарубежных ученых) на английский язык; материалы размещены на сайте проекта.
Результаты исследования представлены в созданном интернет-ресурсе «Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом», они опубликованы в виде статей в печатных и электронных СМИ, в том числе входящих в список ВАК (Ильинский, 2014; Романюк, 2014; Ситаров, 2014; Макаров, 2014).
Основные выводы, положения и результаты исследования были апробированы в 6 докладах, представлены в выступлениях и презентациях на международной научной конференции: 27 ноября 2014 года, в рамках XI Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (Московский гуманитарный университет, Центр образовательных технологий) состоялось специальное пленарное заседание «Цифровой университет: новые концепции развития образования» (Ильинский, Луков, 2013). Со вступительным словом и пленарным докладом выступил руководитель проекта И. М. Ильинский. С докладами по теме проекта выступили: Н. И. Ильинская («Стратегии развития электронного образования в гуманитарной среде»); П. Шилов (Менеджер по развитию образовательной индустрии, Microsoft Russia), Г. В. Ившина (Казань, «Электронное обучение в открытом образовании: опыт казанского федерального университета»); Н. В. Смирнова (Петрозаводск; «Инновационные образовательные технологии в преподавании истории стран Азии и Африки на историческом факультете»); Ф. К. Атабаева (г. Алматы, Казахстан; «Иноязычная информационно-образовательная среда: содержание, квалификационные требования и механизмы организации»); Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин (Москва; «Виртуальный мир Шекспира как инновационная образовательная технология»).
Исполнители проекта активно участвовали в международных научно-образовательных мероприятиях, посвященных внедрению инновационных образовательных технологий, в том числе в качестве электронного СМИ (по специальному приглашению организаторов): конференция «Edtech Russia-2014: Монетизация online образования», 20 марта 2014 г., центр Digital October Rusbase и BeSmart; конференция EdCrunch, организаторы МИСиС, Edutainme.ru и центр Digital October, 17–18 октября 2014 г. [см. видео-интервью Н. И. Ильинской с заместителем генерального директора — директором проектного офиса, членом правления ОАО «Российская венчурная компания» Е. Б. Кузнецовым (http://www.youtube.com/watch?v=ZXqzagU_JAY) и В. С. Макарова с президентом EdX Анантом Агарвалом (OpenEdX на институциональном и национальном уровне — http://www.youtube.com/watch?v=SSlLvXNpwUg)].
На YouTube-канале проекта «Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом» (http://www.youtube.com/user/iedtechru) размещены уникальные видеоматериалы, созданные в рамках проекта. На этом же канале агрегировано более 50 видео на русском, английском и французском языках. Отобраны лучшие видео по теме онлайн-образования и массовых открытых онлайн-курсов, которые помогут посетителям канала в рамках одной площадки узнать мнение ведущих экспертов, разработчиков, создателей стартапов (президент Coursera Дафна Колер, президент EdX Анант Агарвал, создатель Iversity Ханнес Клеппер и т. д.) Видео разделены на несколько плей-листов, например: «Что такое МООК?» — краткие видео, вводящие пользователя в тему онлайн-образования; «Лекции» — видеоверсии российских и зарубежных публичных лекций, круглых столов и конференций.
22 мая 2014 года в Париже проректор МосГУ Н. И. Ильинская записала видеоинтервью с заместителем председателя правления Университета Пантеон-Ассас II профессором Бертраном Креттэ, в котором он рассказал о собственном опыте создания МООК и внедрении онлайн-технологий в университете (http://www.youtube.com/watch?v=P6YkzuiJD9U). 23 мая Н. И. Ильинская встретилась и взяла интервью (http://www.youtube.com/watch?v=Nwm7s0LoozE) у руководителя национальной программы FUN (Франция, Цифровой университет) — онлайн-платформы для создания и размещения МООК французских университетов Катрин Монжнэ (Министерство высшего образования и научных исследований).
Значительно расширен и дополнен раздел «Мой МООК», в него добавлены ссылки на аналитические доклады и научные исследования об истории, теории и лучших практиках создания МООКов в Европе, США и России. Обновлен и приведен в соответствие с текущим законодательством раздел сайта «Законы и стандарты», в него, в частности, добавлены ссылки на материалы публичных слушаний и дискуссий в Государственной Думе ФС РФ и в Минобрнауке.
На 11 ноября 2014 г. в поисковой системе «Яндекс» проиндексировано 556 страниц сайта, а в Google— 575 страниц. Зарегистрировано 446 ссылок на проект в блогах и социальных сетях. Средняя посещаемость составила около 50 уникальных посетителей в сутки, 724 уникальных посетителей за прошедший месяц. За год ресурс посетили 4587 уникальных пользователей. Среднее время пребывания на сайте 2:44.
В социальной сети Facebook страница проекта (https://www.facebook.com/iedtech) получила 504 лайка. По состоянию на 20 ноября 2014, средний недельный охват пользователей Facebook новостями проекта составлял около 900 человек (максимум — 2450 человек). Средняя вовлеченность пользователей — 40–65 человек в неделю. 22% постоянных читателей страницы — в возрасте 25–34 лет, 14% — 35–44 лет. Эти данные подтверждают мнение исследователей, что проблемы онлайн-образования и образовательных инноваций в целом интересны прежде всего людям, находящимся в возрасте наивысшей экономической активности. Гендерное распределение читателей — 58–42% с преобладанием женщин. Абсолютное большинство постоянных читателей отметили Россию как страну постоянного проживания (444 из 504). Среди читателей — также граждане Украины, США, Великобритании, Франции и ряда стран СНГ. Географическое распределение российских читателей страницы проекта в Facebook доказывает, что проблемы инноваций в образовании прежде всего интересны жителям крупных и развитых городов и регионов, где население наиболее мобильно и имеет высокоскоростной доступ в Интернет (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Петрозаводск, Тюмень, Волгоград, Иркутск).
В октябре — ноябре 2014 г., согласно плану работ по гранту, были проведены интернет-опросы об отношении посетителей сайта к онлайн-образованию и МООКам. Всего в опросах приняли участие 250 человек.
Анализ полученных ответов показал, что термин «МООК» хорошо знаком 34% респондентов и в целом знаком 24%. Это в целом выше, чем показывают аналогичные европейские и американские исследования (см., например: http://chronicle.com/blogs/wiredcampus/survey-finds-only-limited-public-awareness-of-moocs/44549 и http://www.slideshare.net/heytodd/the-tldr-on-moocs-in-corporate-learning-092014). Типичным для Западной Европы и США является результат в 25–30% респондентов, знакомых или хорошо знакомых с МООКами, однако с учетом того, что наши опросы проводились прежде всего среди посетителей сайта проекта (а также их контактов, интересующихся проблемами инновационных технологий в образовании), результат следует признать удовлетворительным.
Опрос также показал, что высокая осведомленность о МООКах среди посетителей сайта проекта «Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом» напрямую связана с их образовательным статусом: 95% респондентов имеют как минимум законченное высшее образование.
Нетипичным и нуждающимся в дополнительном анализе следует признать высокий процент «пассивного знания»: 64% респондентов никогда не участвовали в МООКах, но лишь 16% никогда о них не слышали.
Из провайдеров МООКов мирового уровня наиболее известным в России можно признать компанию Coursera (о ней слышали 58% респондентов), за которой с большим отрывом следуют другие провайдеры «большой тройки» — EdX (20%) и Udacity (16%). Примерно пятая часть ответивших не назвали ни одной платформы провайдеров, и лишь несколько человек упомянули российские аналоги МООК-провайдеров («Интуит» и «Лекториум»). Высокий результат Coursera можно объяснить ее успешным партнерством с центром Digital October и российскими вузами, разместившими на ее платформе свои курсы (НИУ ВШЭ, МФТИ, СПбГУ).
Данный результат является не окончательным, так как опросы остаются открытыми для ответов респондентов; вместе с тем, количество и разнообразие источников, через которые получены ответы (форма на сайте iedtech.ru, социальные сети, веб-рассылки) позволяют предположить, что процентное соотношение вариантов ответов не будет кардинально изменяться.
Из 36% участвовавших в МООКах респондентов большинство (61% и 22% от общего числа респондентов) закончили курс. Это довольно высокий результат в сравнении со средним по МООКам на платформах, упомянутых респондентами (13-15%), что можно объяснить как расплывчатостью трактовок «окончания курса» (ознакомление с большей частью материалов, выполнение большей части заданий, получение сертификата), так и повышенной мотивацией среди посетителей сайта «Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом».
Выделяя самые важные аспекты массового онлайн-обучения, респонденты отдают безоговорочный приоритет репутации разработчиков курса (преподавателей и/или университета — 80%). Репутационный фактор оказался даже более важным, чем «бесплатность» (54%) и «открытость для всех» (48%). Далее со значительным отрывом следуют «наличие интересного мультимедийного контента» (40%) и возможность получить сертификат об окончании курса (38%). Иные требования по структуре курса, кроме мультимедийного элемента (наличие форумов и тестов) встречаются реже (30% и 22% соответственно). Всего 8% респондентов затруднились с ответом, из чего следует, что даже ни разу не участвовавшие в МООКах в целом имеют представление об их образовательной роли и — правда, лишь отчасти — об их структуре.
Очень показательны ответы респондентов на вопрос о том, от каких акторов образовательного рынка они ждут разработки онлайн-курсов. Подавляющее большинство (90%) считает, что это должны делать университеты, 58% — что преподаватели могут разрабатывать и предлагать их самостоятельно. 36% допускает, что онлайн-курсы могут предлагать центры дополнительного образования, и лишь 24% видит в этом процессе место для частных компаний. Позиции институциональных некоммерческих игроков на образовательном рынке России, как следует из опросов, чрезвычайно сильны. Вероятно, именно этим объясняется слабое знакомство с отечественными стартапами в области онлайн-образования.
Итоги опросов показывают, что необходимо более подробно изучать мнение аудитории проекта «Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом», чтобы корректировать тематику размещаемых на сайте материалов и подходов к описанию инновационных практик в онлайн-образовании с учетом потребностей аудитории проекта и пробелов в ее представлениях. Так, например, высокая осведомленность об американских и менее высокая — о европейских и отечественных провайдерах платформ онлайн-образования отражает как объективную степень их развития, так и частоту обращения к их опыту в материалах нашего проекта. Вместе с тем, для того, чтобы повысить значимость проекта для развития отечественного онлайн-образования, план работы на третий год финансирования проекта включает больше материалов (обзоров, аналитических статей) о новых российских проектах МООКов и других видов онлайн-курсов.
Работы по проекту, запланированные на 2014 год, выполнены в полном объеме.
В 2015 г. будет продолжено сопровождение работы портала и пополнение его новым контентом, перевод значимых материалов портала на французский язык. Будет создана консультативная служба проекта для различных групп пользователей. Определена специализация сетевого форума с профильными образовательными учреждениями по направлениям обучения и воспитания.
Исполнение проекта завершится подготовкой серии аналитических статей, материалов и итогового отчета по его итогам для научных изданий и СМИ.
Основные результаты выполнения проекта будут представлены в докладах, презентациях и выступлениях на секции «Цифровой университет: новые концепции развития образования» в рамках XII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (Московский гуманитарный университет, Центр образовательных технологий, ноябрь 2015 г.) и других научно-образовательных форумах. В секции планируется участие представителей академического и бизнес-сообществ. В целях интеграции исследовательской деятельности и инновационной методики преподавания учебных дисциплин проект предполагает разработку пилотной версии Массового образовательного онлайн-курса (МООК) (совместно с преподавателями МосГУ).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ермошкин, Н. Н. (2006) Демистификация ИТ : Что на самом деле информационные технологии дают бизнесу / Н. Н. Ермошкин, А. Тарасов, С. Карминский, П. Черкашин, М. Эренбург, А. Коротков, М. Арутюнян. М. : Альпина Паблишер. 296 с.
Ильинский, И. М., Луков, Вал. А. (2013) Высшее образование для XXI века: итоги десятилетнего осмысления проблем высшей школы. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 16 с.
Романюк, Л. В. (2014) Традиции и новации в историко-педагогической культуре: оппозиция и интеграция // Педагогика и психология высшей школы: современное состояние и перспективы развития : монография / науч. ред. В. А. Ситаров, М. В. Крулехт. М. : Изд-во Московского гуманит. ун-та, 2014. 204 с. С. 37–46.
Ситаров, В. А. (2014) Теория и технология проблемного обучения // Педагогика и психология высшей школы: современное состояние и перспективы развития : монография / науч. ред. В. А. Ситаров, М. В. Крулехт. М. : Изд-во Московского гуманит. ун-та, 2014. 204 с. С. 74–86.
REFERENCES
Ermoshkin, N. N. (2006) Demistifikatsiia IT : Chto na samom dele informatsionnye tekhnologii daiut biznesu [Demystification of IT : What Information Technologies Provide to the Business in Practice] / N. N. Ermoshkin, A. Tarasov, S. Karminskii, P. Cherkashin, M. Ehrenburg, A. Korotkov, M. Arutiunian. Moscow, Al'pina Publ. 296 p.
Ilinskiy, I. M. (2002) Obrazovatel'naia revoliutsiia [The Educational Revolution]. Moscow, Moscow Humanitarian and Social Academy Publ. 592 p. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2006) Mezhdu Budushchim i Proshlym : Sotsial'naia filosofiia Proiskhodiashchego [Between the Future and the Past: The Social Philosophy of the Occurrent]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 664 p. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2011) Kuda idet otechestvennoe obrazovanie [Where Russian Education Goes]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 4–13. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2014) Vospitanie v uvazhenii i liubvi [Upbringing in Respect and Love]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 5–10. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. and Lukov, Val. A. (2013) Vysshee obrazovanie dlia XXI veka: itogi desiatiletnego osmysleniia problem vysshei shkoly [Higher Education for the 21st Century: The Results of the Ten-year Conceptualization of the Issues of Higher School]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 16 p.
Makarov, V. S. (2014) Massovye otkrytye onlain-kursy: otsenki effektivnosti i rekomendatsii ekspertov [Mass Open Online Courses: Estimations of Efficiency and Experts’ Recommendations]. Obrazovatelnye tekhnologii, no. 2, pp. 38–46.
Romaniuk, L. V. (2014) Traditsii i novatsii v istoriko-pedagogicheskoi kul'ture: oppozitsiia i integratsiia [Traditions and Novations in Historical and Pedagogical Culture: Opposition and Integration]. In: Pedagogika i psikhologiia vysshei shkoly: sovremennoe sostoianie i perspektivy razvitiia [Pedagogy and Pscyhology of Higher School: The Current State and Development Prospects] : monograph / ed. by V. A. Sitarov and M. V. Krulekht. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. Pp. 37–46.
Sitarov, V. A. (2014) Teoriia i tekhnologiia problemnogo obucheniia [Theory and Technology of Troubled Training]. In: Pedagogika i psikhologiia vysshei shkoly: sovremennoe sostoianie i perspektivy razvitiia [Pedagogy and Pscyhology of Higher School: The Current State and Development Prospects] : monograph / ed. by V. A. Sitarov and M. V. Krulekht. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. Pp. 74–86.
Ильинская Наталья Игоревна — кандидат педагогических наук, директор АНО «Центр образовательных технологий», г. Москва. Тел.: +7 (495) 917-14-93.
Ilinskaya Natalia Igorevna, Candidate of Science (pedagogy), Director, Autonomous Non-Commercial Organization “Center for Educational Technologies”, Moscow. Tel.: +7 (495) 917-14-93.
Макаров Владимир Сергеевич — кандидат филологических наук, заведующий Отделом электронного образования Московского гуманитарного университета, заместитель директора Центра теории и истории культуры Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: +7 (499) 374-59-30.
Makarov Vladimir Sergeyevich, Candidate of Philology, Head of Electronic Education, Moscow University for the Humanities; Deputy Director, Center for the Theory and History of Culture, Institute for Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities. Postal address: Bldg. 6, 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-59-30.
Захаров Николай Владимирович — кандидат филологических наук, доктор философии (PhD), помощник ректора Московского гуманитарного университета, директор Центра теории и истории культуры Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, академик Международной академии наук, ученый секретарь Шекспировской комиссии Российской академии наук. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: nikoltine@yandex.ru
Zakharov Nikolay Vladimirovich, Candidate of Philology, PhD, Aide to the Rector; Director, Center for Theory and History of Culture, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; Full member, International Academy of Sciences; Academic Secretary, Shakespeare Committee, Russian Academy of Sciences. Postal address: Bldg. 6, 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel. +7 (499) 374-75-95.
Гайдин Борис Николаевич — кандидат философских наук, заместитель директора Центра теории и истории культуры Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: +7 (499) 374-59-30.
Gaydin Boris Nikolaevich, Candidate of Science (philosophy), the deputy director of the Theory and History of Culture Center of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities. Postal address: Bldg. 6, 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-59-30.
Библиограф. описание: Ильинская Н. И., Макаров В. С., Захаров Н. В., Гайдин Б. Н. Информационно-исследовательская система «Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом» [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2014. № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/6/Ilinskaya_et-al_Innovative-Educational-Technologies/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).