Фокина А. Б. Тезаурусный подход к формированию профессионального потенциала молодежи
УДК 031; 316.43
Fokina A. B. Thesaurus Approach to the Development of Youth’s Professional Potential
Аннотация ♦ В статье в контексте тезаурусного подхода выявлены некоторые позиции осмысления процессов формирования профессионального потенциала молодежи в условиях образовательного пространства вуза.
Ключевые слова: профессиональный потенциал, молодежь, виртуальное образовательное пространство, тезаурусный подход.
Abstract ♦ The article reveals some points of conceptualization of the development of youth’s professional potential in the educational space of a tertiary institution in the context of the thesaurus approach.
Keywords: professional potential, youth, virtual educational space, thesaurus approach.
Одним из приоритетных направлений государственной политики как в развитых европейских странах, так и в России является всестороннее развитие потенциала молодых людей. При этом в связи с обостряющейся конкуренцией на рынке труда, повышением требований к молодежи при трудоустройстве и карьерном росте, усложнением международного сотрудничества в профессиональной сфере, особую актуальность приобретает вскрытие резервов повышения профессионального потенциала.
Здесь уместно учитывать особые функции и сущностные характеристики молодежи как социальной категории.
Так, можно выделить ценные социальные функции, которые выполняет молодежь в условиях современности.
Во-первых, молодежь воспроизводит структуру социальных взаимодействий предшествующих поколений;
Во-вторых, отражает квинтэссенцию трансформации общества;
В-третьих, приобретает более активную роль в происходящих в современном обществе преобразованиях;
В-четвертых, при условии достаточно высокого уровня личностно-профессионально потенциала, молодежь способна к обновлению и передаче социального, научного, профессионального опыта.
При этом молодежи, как социальной категории, присущи с одной стороны такие позитивные сущностные характеристики, как гибкость, способность воспроизводить и обновлять социальную структуру общественных взаимодействий нынешних и предшествующих поколений, а с другой стороны негативные — маргинальность социального положения, неполная готовность к культурной, общественной, профессиональной практике.
Как отмечают Ю. А. Зубок и В. И. Чупров, маргинальное положение молодежи, неполнота социального статуса проявляется в неопределенности ее социальных идентификаций, что обостряет отождествление себя с ингруппами и аутгруппами, обостряет противоречие в самосознании между «МЫ» и «ОНИ», что в свою очередь проявляется в экстремальности ее сознания и поведения. В условиях социальной неопределенности и риска экстремальность на групповом и индивидуальном уровнях приобретает свои крайние, преимущественно спонтанные проявления, под влиянием самых разных объективных и субъективных факторов, усиливающих или ослабляющих этот процесс (Зубок, Чупров, 2008).
Учитывая вышесказанное, а также принимая во внимание иллюстрируемые материалами современных ученых трансформационные процессы (Даргын-оол, 2003; Ламажаа, 2008; 2011; Ткачева, 2010; Кирина, Симонов, 2011; Фокина, 2013; Хайруллина, Воробьев, 2014), провоцирующие социальные риски как в обществе в целом, так и в профессиональных сообществах в частности, актуальность приобретает разработка и применение новых методологических подходов к формированию профессионального потенциала молодого поколения, достаточно высокий уровень которого способствует успешной социализации как профессиональной, так и в различных социальных сферах жизнедеятельности общества.
Потребность в регуляции процессов формирования профессионального потенциала молодежи в высшем учебном заведении в первую очередь побуждает задуматься над вопросами теоретико-методологических оснований профессионального потенциала, которые позволят выработать целесообразный социальный механизм управления.
На взгляд автора, значительные перспективы для совершенствования механизма формирования профессионального потенциала молодежи в пространственном континууме вуза может дать новый междисциплинарный, социокультурный методологический подход — субъектно-ориентированный (тезаурусный), развитие которого с 1990-х гг. под руководством Вл. А. Лукова и Вал. А. Лукова ведет одна из научных школ Московского гуманитарного университета.
Разработанная методология нашла применение в докторских и кандидатских диссертациях в областях гуманитарного, в том числе социального знания, изданы монографии, опубликованы научные статьи.
Ключевое понятие концепции Вал. А. и Вл. А. Луковых — «тезаурус» — восходит к греческому слову thésaurós, что означает «сокровище», «сокровищницу». Тезаурус — это полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации в окружающей среде, а сверх того также знаний, которые непосредственно не связаны с ориентационной функцией, но расширяют понимание субъектом себя и мира, дают импульсы для радостной, интересной, многообразной жизни (Луков Вал., Луков Вл., 2013ab). В тезаурусе отражается полнота некоторого знания (как качественная, а не количественная характеристика) для субъекта и соответствие этого знания целям, потребностям, интересам, установкам субъекта.
Субъективность тезауруса выражается систематизацией знаний не от общего к частному, а от своего — к чужому как наиболее важному принципу отбора и выстраивания знаний об окружающем пространстве. Для того чтобы занять определенное место в тезаурусе, все новое должно быть в той или иной мере освоено (буквально: сделано своим).
Основное назначение тезауруса для субъекта — ориентировать его в окружающей среде и обеспечивать таким образом его жизнеспособность. Такая ориентация не сводится к адаптационной стратегии. Она содержит в себе и творчество, и эксперимент, и дестандартизацию (Ламажаа, 2012).
При этом существенной особенностью сконструированной реальности молодых является то, что тезаурус их весьма подвижен в ходе их социализации, не является завершенным, как у взрослых. Это проявляется в относительно быстрых переменах в суждениях, изменчивости поведения молодых в разных условиях и в зависимости от целого ряда факторов (Хайруллина, Салихова, 2005; Ткачева, 2008; Хайруллина, 2011; Лапшин, 2013a).
Вышеизложенное обуславливает применение тезаурусного подхода к исследованию вопросов формирования профессионального потенциала молодых людей следующим образом.
Придерживаясь в нашем исследовании определения профессионального потенциала как «формы проявления человеческого потенциала в сфере трудовых отношений» (Гаврилюк и др., 2012), актуализируется необходимость изучения человеческого потенциала молодежи при помощи тезаурусного подхода.
В этой связи научный интерес представляет исследование В. А. Лапшина в области перспектив изучения проблем человеческого потенциала молодежи, открывающиеся в рамках тезаурусного подхода (Лапшин, 2013c).
Трактуя человеческий потенциал как «совокупность духовных, интеллектуальных, инновационных, социокультурных и биолого-физических свойств, способностей и ресурсов» (Лапшин, 2013b: 52), В. А. Лапшин отмечает, что с точки зрения тезаурусного подхода, эти характеристики приобретают значение способностей: выстраивать ориентацию в окружающей среде путем создания нового знания; ставить цели и искать средства их реализации; воспроизводить, транслировать, создавать, изменять ценностные ориентации. Далее автор в структуре человеческого потенциала выделяет и исследует наиболее ценные компоненты — инновационный, интеллектуальный, культурный.
Продолжая мысли автора, сужая фокус рассмотрения и выделяя из человеческого потенциала профессиональный, инновационный потенциал молодежи в соответствии с тезаурусным подходом может быть раскрыт в исследовании условий, сложившихся в профессиональном обществе и образовательном пространстве вуза для мотивирования молодых людей к инновациям в сфере профессиональной деятельности.
Изучение интеллектуального потенциала молодежи в рамках тезаурусного подхода целесообразно рассматривать с точки зрения исследования процесса мотивации молодежи к накоплению и активизации профессионального потенциала, способности создавать новые смыслы, пребывать в состоянии интеллектуального поиска, процесса профессионального карьерного роста, самовыражения.
К изучению культурного потенциала применение тезаурусного подхода следует выстраивать по линии исследования ценностных ориентаций, сложившихся в социальном окружении молодых людей: профессиональном сообществе, образовательном пространстве вуза, семье, у значимых представителей профессионального сообщества и др.
Получая образование в высшем учебном заведении, молодой человек овладевает несколькими тезаурусами, способствующими накоплению профессионального потенциала, который, в определенной ситуации задействует тезаурусную генерализацию — композицию из тезаурусных конструкций, концептов и эталонных событий, дающих определенные импульсы для ориентации в профессиональной сфере деятельности.
В этом смысле тезаурус — кладезь бесчисленных вариантов решений, оценок, алгоритмов действий, которые способны мгновенно всплыть в сознании (индивидуальном или коллективном) в момент мобилизации всей функциональной системы при решении жизненно важной задачи (Луков Вал., Луков Вл., 2008).
В результате, опираясь на тезаурусный подход, отметим некоторые позиции осмысления процессов формирования профессионального потенциала молодежи в образовательном пространстве вуза:
процессы становления профессионального потенциала связаны со становлением индивидуальных тезаурусов молодых людей;
ситуации профессионального риска запускают механизмы активизации накопленного профессионального потенциала, реализующегося в форме определенной тезаурусной генерализации;
виртуальное образовательное пространство создает возможности установления межличностных контактов молодежи с территориально удаленными значимыми-другими, что служит сильным импульсом для накопления профессионального потенциала;
свойство неустойчивости тезауруса молодежи может приводить к изменениям в профессиональном выборе, ценностных ориентациях, что тормозит процессы формирования профессионального потенциала;
наиболее ценные компоненты в структуре профессионального потенциала — инновационный, интеллектуальный, культурный, сформированные на основе тезаурусного подхода, в динамично изменяющихся условиях профессиональной социализации обеспечат конкурентоспособность молодого специалиста;
вероятность того, что понимание в когнитивных системах будущего будет занимать центральное место в структуре профессионального потенциала и играть решающую роль в профессиональном росте, оттеснив с главных ролей знание, актуализирует применение тезаурусного подхода для совершенствования социальных технологий управления процессами формирования профессионального потенциала молодежи в образовательном пространстве высшей школы;
поликультурное образовательное пространство современного вуза способно создать условия для интенсификации диалога полов, поколений, культур, тем самым развивая понимание посредством расширения человеческих горизонтов, в контексте тезаурусного подхода рассматриваемого как обновление тезауруса, освоение чужого и чуждого с целью ввести его в состав своего;
формирование профессионального потенциала может привести к корректировке смысложизненных ориентиров в результате корреляции индивидуального тезауруса с установками социокультурной профессиональной среды.
Таким образом, комплексное исследование молодежи через ее тезаурус позволит коснуться фундаментальных, глубинных характеристик, что может быть применено в формировании профессионального потенциала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гаврилюк, В. В. и др. (2012) Профессиональный потенциал молодых преподавателей провинциальных вузов : коллективная монография / В. В. Гаврилюк, В. В. Майер, В. В. Маленков, Л. Л. Мехришвили, Н. И. Скок, Д. Ю. Трушников, Ш. Ф. Фарахутдинов // Вестник ТОГИРРО. № S2(26). 182 с.
Даргын-оол, Ч. К. (2003) Культура как основа социального развития регионов России (на примере Тувы) // Гуманитарные науки в Сибири. № 3. С. 40–43.
Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. (2008) Экстремизм в молодежной среде: социальные условия и пути преодоления // Россия: процесс консолидации власти и общества. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2007 году / под ред. Г. В. Осипова, В. В. Локосова. М. : ИСПИ РАН. С. 139–159.
Кирина, И. Л., Симонов, С. Г. (2011) Динамика социальных трансформаций в системе высшей школы тюменского региона // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 1. С. 88–92.
Ламажаа, Ч. К. (2008) Поколения Тувы XX века // Человек. № 4. С. 57–73.
Ламажаа, Ч. К. (2012) Тезаурусный подход к анализу тувинской культуры [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 1 (13). С. 25–46. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_13/4470-lamazhaa.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 21.06.2014).
Лапшин, В. А. (2013a) Проблема человеческого потенциала молодежи и тезаурусный подход // Youth World Politic. № 1. С. 58–68.
Лапшин, В. А. (2013c) Человеческий потенциал молодежи как источник социокультурных изменений : дисс. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т]. М. 153 с.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013b) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.
Ткачева, Н. А. (2008) К проблеме социального партнерства в сфере трудовой миграции // Академический вестник. № 1. С. 67–73.
Ткачева, Н. А. (2010) Социологическая концепция миграционной политики региона в системе национальной безопасности : дисс. ... д-ра социол. наук. Тюмень. 405 с.
Фокина, А. Б. (2013) Глобализация и регионализация: влияние на изменение профессионального потенциала // Социально-экономическое, социально-политическое и социокультурное развитие регионов: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции РФ. Тюмень : ТюмГНГУ. С. 345–349.
Хайруллина, Н. Г. (2011) Свободное время: оценка и мнение тюменцев // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 1. С. 63–66.
Хайруллина, Н. Г., Воробьев, Е. М. (2014) Межэтнические отношения в Тюменской области: динамика и тенденции. Тюмень : ТюмГНГУ. 196 с.
Хайруллина, Н. Г., Салихова, А. Р. (2005) Динамика социокультурной ситуации на юге Тюменской области // Вестник Тюменского нефтегазового университета. Региональные социальные процессы. № 1. С. 103–113.
REFERENCES
Gavriliuk, V. V. et al. (2012) Professional'nyi potentsial molodykh prepodavatelei provintsial'nykh vuzov : kollektivnaia monografiia [Professional Potential of Young Readers at Provincial Tertiary Institutions] / V. V. Gavriliuk, V. V. Maier, V. V. Malenkov, L. L. Mekhrishvili, N. I. Skok, D. Yu. Trushnikov and Sh. F. Farakhutdinov. Vestnik TOGIRRO, no. S2(26). 182 p.
Dargyn-ool, Ch. K. (2003) Kul'tura kak osnova sotsial'nogo razvitiia regionov Rossii (na primere Tuvy) [Culture as a Basis for Social Development of Russian Regions (The Case of Tuva)]. Gumanitarnye nauki v Sibiri, no. 3, pp. 40–43.
Zubok, Yu. A. and Chuprov, V. I. (2008) Ekstremizm v molodezhnoi srede: sotsial'nye usloviia i puti preodoleniia [Extremism in Youth Milieu: Social Conditions and Ways of Negotiation]. In: Rossiia: protsess konsolidatsii vlasti i obshchestva. Sotsial'naia i sotsial'no-politicheskaia situatsiia v Rossii v 2007 godu [Russia: The Process of the Consolidation of Authorities and Society. Social and Sociopolitical Situation in Russia in 2007] / ed. by G. V. Osipova and V. V. Lokosova. Moscow, Publ. of the Institute of Socio-Political Research, RAS. Pp. 139–159.
Kirina, I. L. and Simonov, S. G. (2011) Dinamika sotsial'nykh transformatsii v sisteme vysshei shkoly tiumenskogo regiona [Dynamics of Social Transformations in the System of Higher School of the Tyumen Region]. Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Sotsiologiia. Ekonomika. Politika, no. 1, pp. 88–92.
Lamazhaa, Ch. K. (2008) Pokoleniia Tuvy XX veka [Generations of Tuva in the 20th Century]. Chelovek, no. 4, pp. 57–73.
Lamazhaa, Ch. K. (2011) Sotsial'naia transformatsiia [Social Transformation]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 262–264.
Lamazhaa, Ch. K. (2012) Tezaurusnyi podkhod k analizu tuvinskoi kul'tury [Thesaurus Approach to the Analysis of Tuvan Culture]. Novye issledovaniia Tuvy, no. 1 (13), pp. 25–46. [online] Available at: http://www.tuva.asia/journal/issue_13/4470-lamazhaa.html [archived in WebCite] (accessed 21.06.2014).
Lapshin, V. A. (2013a) Problema chelovecheskogo potentsiala molodezhi i tezaurusnyi podkhod [Issue of Human Potential of Youth and the Thesaurus Approach]. Youth World Politic, no. 1, pp. 58–68.
Lapshin, V. A. (2013b) Tezaurusnyi podkhod k issledovaniiam problem chelovecheskogo potentsiala molodezhi [Thesaurus Approach to Studies of the Issues of Youth’s Human Potential]. In: Tezaurusnyi analiz mirovoi kul'tury [Thesaurus Analysis of World Culture] : collection of articles. Issue 26 / ed. by Vl. A. Lukov. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. Pp. 46–58.
Lapshin, V. A. (2013c) Chelovecheskii potentsial molodezhi kak istochnik sotsiokul'turnykh izmenenii [Youth’s Human Potential as a Source of Sociocultural Changes] : diss. ... Candidate of Philosophy : 09.00.11. Moscow. 153 p.
Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2008) Kompleksnoe issledovanie cheloveka v svete tezaurusnoi kontseptsii [Comprehensive Research of Human Being in the Light of the Thesaurus Conception]. In: Kompleksnoe izuchenie cheloveka: problemy metodologii [Complex Studies of Human Being]. Issue 1 / ed. by B. G. Yudin. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. Pp. 14–71.
Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2013a) Tezaurus kak orientatsionnyi kompleks [The Thesaurus as an Orientation Complex]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 107–110. (In Russ.).
Lukov, Val. А. and Lukov, Vl. А. (2013b) Tezaurusy II: Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira [Thesauri II: The Thesaurus Approach to the Conceptualization of the Person and His/Her World]. Moscow, The National Institute of Business Publ. 640 p. (In Russ.).
Tkacheva, N. A. (2008) K probleme sotsial'nogo partnerstva v sfere trudovoi migratsii [On the Problem of Social Partnership in the Sphere of Labour Migration]. Akademicheskii Vestnik, no. 1, pp. 67–73.
Tkacheva, N. A. (2010) Sotsiologicheskaia kontseptsiia migratsionnoi politiki regiona v sisteme natsional'noi bezopasnosti [A Sociological Conception of Migrant Policy of a Region in the System of National Security] : diss. ... Doctor of Social Sciences. Tyumen. 405 p.
Fokina, A. B. (2013) Globalizatsiia i regionalizatsiia: vliianie na izmenenie professional'nogo potentsiala [Globalization and Regionalization: Impact on the Change of Professional Potential]. In: Sotsial'no-ekonomicheskoe, sotsial'no-politicheskoe i sotsiokul'turnoe razvitie regionov [Social and Economic, Social and Political and Sociocultural Development of Regions] : proceedings of the International research-to-practice conference dedicated to the 20th anniversary of the Constitution of the RF. Tyumen, Tyumen State Oil and Gas University Publ. Pp. 345–349.
Khairullina, N. G. (2011) Svobodnoe vremia: otsenka i mnenie tiumentsev [Free Time: Estimation and Opinion of Natives of Tyumen]. Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Sotsiologiia. Ekonomika. Politika, no. 1, pp. 63–66.
Khairullina, N. G. and Vorobiev, E. M. (2014) Mezhetnicheskie otnosheniia v Tiumenskoi oblasti: dinamika i tendentsii [Inter-ethnic Relations in Tyumen Oblast: Dynamics and Tendencies]. Tyumen, Tyumen State Oil and Gas University Publ. 196 p.
Khairullina, N. G. and Salikhova, A. R. (2005) Dinamika sotsiokul'turnoi situatsii na iuge Tiumenskoi oblasti [Dynamics of the Sociocultural Situation in the South of Tyumen Oblast]. Vestnik Tiumenskogo neftegazovogo universiteta. Regional'nye sotsial'nye protsessy, no. 1, pp. 103–113.
Фокина Анна Борисовна — соискатель кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета. Тел.: +7 (3452) 41-68-67.
Fokina Anna Borisovna, Applicant, Department of Marketing and Municipal Management, Tyumen State Oil and Gas University. Tel.: +7 (3452) 41-68-67.