Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №5 2014

Васильев Ю. А. Тайны «Могикана». Статья 6. Заключение

Статья подготовлена в рамках проекта «Демифологизация истории России», осуществляемого АНО «Центр образовательных технологий» при поддержке Общероссийской общественной организации «Общество “Знание” России».

The article was written within the framework of the project “The Demythologization of Russian History” conducted by Autonomous Non-Commercial Organization “Center for Educational Technologies” with support from All-Russian Non-governmental Organization “Society Knowledge of Russia”.


УДК 94(470.22)

Vasiliev Yu. A. The “Mohican’s” Secrets. Article 6. Conclusion

Аннотация ♦ В шестой статье из цикла «Тайны “Могикана”» (К 100-летию со дня рождения Ю. В. Андропова) обобщены результаты и сделаны итоговые выводы исследования темы.

В заключительной статье представлено осмысление обобщающих проблем, связанных с оценкой цены Победы, сохранения потенциала для будущего, роли идеологии в Великой Отечественной войне.

В годы Великой Отечественной войны самопожертвование, душевный порыв и стремление любой ценой защитить Отечество и свой народ, патриотизм и вера в идеалы советского общества стали характерными чертами поведения молодого поколения. Советский народ в лице молодого поколения в годы войны стал субъектом исторического процесса, чего не было в довоенный период советской истории. Патриотическое движение в помощь фронту автор определяет как социальный феномен, разновидность социального движения. Идеи советского общества оказались созвучны идеалам и ожиданиям молодого поколения, выросшего в условиях нового общества.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Ю. В. Андропов, Карело-Финская ССР, комсомол, оккупация, цена Победы, потенциал будущего, идеология.

Abstract ♦ The sixth article of the series The “Mohican’s” Secrets (dedicated to the 100th anniversary of Yuri Andropov) summarizes the results and makes the final conclusions of the study.

The final article presents the author’s conceptualization summarizing the problems associated with the evaluation of the price of the Victory, retention of a potential for the future, the role of ideology in the Great Patriotic War.

During the Great Patriotic War, self-devotion, spiritual impulse and desire to protect the Fatherland and its people at all hazards, patriotism and faith in the ideals of Soviet society became characteristic features of the behavior of the younger generation. During the war, Soviet people represented by the rising generation became a subject of the historical process. This phenomenon did not exist in the pre-war period of Soviet history. The author defines the patriotic movement for the support to the front line as a social phenomenon, a kind of social movement. The ideas of Soviet society were in tune with the ideals and expectations of the younger generation who had grown up under conditions of a new society.

Keywords: the Great Patriotic War, Yuri Andropov, Karelian-Finnish SSR, Komsomol, occupation, price of the Victory, potential of the future, ideology.


Последней аналитической информацией, отправленной Ю. В. Андроповым в адрес руководства ЦК ВЛКСМ в августе 1944 г., после освобождения Карелии, являлся отчет «О работе комсомола Карело-Финской ССР в дни Отечественной войны». В этом объемном докладе (35 страниц машинописного текста, которые до сих пор находятся в режиме секретного хранения) нет разделов о подпольной работе и партизанской деятельности на оккупированной территории. Вероятно, для этого были весомые основания — еще не пришло время раскрыть неизвестные страницы деятельности комсомола Карелии и его руководителя, с Финляндией готовилось подписание перемирия, которое было заключено в Москве 19 сентября 1944 г. Война с Финляндией закончилась, но до Победы над гитлеровской Германией и ее союзниками было еще далеко.

Последнее обстоятельство сегодня получило продолжение в мифотворчестве с финской стороны, которое связано не столько с историей, сколько с политикой. Именно в таком контексте обсуждаются т. н. «спорные вопросы», особенно истории Великой Отечественной войны. Недавно известный финский историк, член-корреспондент Финляндской академии наук и искусств, профессор Университета Хельсинки Тимо Вихавайнен заявил, что «Финская доктрина» в годы Второй мировой войны сводилась к формуле: страна ведет войну вместе с Германией, но не в союзе с Германией. Оказывается, что переговоры между Финляндией и Германией осенью 1941 г. проводились по поводу сотрудничества, но не о военном союзе. Понималось это так, что Финляндия и Германия ведут «общую войну против СССР на севере, но не имеют при этом общих целей». Логика рассуждения весьма странная. При этом утверждается: сегодня «бóльшая часть финнов полагает, что это была самостоятельная война, война между СССР и Финляндией, а Гитлер воевал отдельно» («Германия и СССР воспринимались в Финляндии одинаково» … , 2014: Электр. ресурс). В русле подобных утверждений даже в нейтральной Финляндии переворачивается интерпретация вопроса об оккупационном режиме на территории Советской Карелии (в Восточной Карелии, по финскому определению).

Последний отчет Ю. В. Андропова свидетельствует о том, насколько обширна была его деятельность как руководителя молодежной организации союзной республики СССР в годы войны. По мобилизации комсомола на предприятия пришли более 5 тыс. молодых рабочих. 1500 девушек освоили мужские профессии. Более 5 тыс. комсомольцев республики получили ордена и медали (РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 6. Д. 259. Л. 2, 3, 6). Комсомол занимался вопросами лесной промышленности, сельского хозяйства, рыбного промысла, охраны населенных пунктов и тыловых объектов оборонного значения (совместно с НКВД республики), военно-учебными пунктами, всевобучем, массово-политической работой, школами и другими учебными заведениями, а также многими другими направлениями. ВЛКСМ стал единственной общественной организацией в СССР, награжденной орденом Ленина в годы Великой Отечественной войны.

В этой многогранной работе комсомола Карелии было немало достойных страниц. Выделим одну из них. 25 апреля 1943 г. на имя первого секретаря ЦК ЛКСМ Ю. В. Андропова пришла телеграмма председателя ГКО И.В. Сталина с выражением благодарности молодежи КФССР за работу по сбору средств в помощь Красной Армии. В телеграмме говорилось: «Передайте комсомольцам и молодежи Карело-Финской ССР, собравшим 1 191 000 рублей на строительство вооружения для Красной Армии, мой горячий привет и благодарность Красной Армии» (цит. по: Шлейкин, 2014: 99).

Ко времени освобождения Карелии от финских оккупантов заметно помолодевший карельский комсомол увеличился вдвое в сравнении с началом 1942 г. В январе 1944 г. молодежная организация в республике заметно насчитывала 4590 комсомольцев, в апреле 1944 г. — 5900 членов (РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 6. Д. 188. Л. 76; Д. 259. Л. 4).

11 октября 1944 г. Ю. В. Андропов приступил к работе в должности второго секретаря Петрозаводского горкома КП(б) КФССР (фактически руководителем городской организации, поскольку должность первого секретаря горкома совмещал в одном лице первый секретарь ЦК партии Куприянов). Ему довелось руководить возрождением столицы республики, основательно разрушенной в период оккупации. В 1947 г. Андропов стал вторым секретарем ЦК КП(б) КФССР. У партийного руководителя республики Г.Н. Куприянова в те годы возражений не было никаких.

Для Андропова как руководителя организации был нетерпим шаблон, стереотип и формальное отношение к делу. В его работе преобладал напряженный интеллектуальный труд, требующий постоянного поиска новых форм и методов работы с учетом конкретной обстановки и условий. Следует отметить, что после ухода Андропова в руководстве карельского комсомола возникли серьезные кадровые проблемы. Об этом свидетельствовало постановление бюро ЦК ВЛКСМ от 25 августа 1945 г. «О работе ЦК комсомола КФССР». Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Н.А. Михайлов в ходе обсуждения вопроса на бюро говорил о необходимости «укрепить ЦК ЛКСМ кадрами» (РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 6. Д. 219. Л. 59).

Ю. В. Андропова отличало не только редкое умение подбирать комсомольские кадры. Он не забывал о них и в последующие годы. Андропов определил судьбы многих своих товарищей, с которыми приходилось работать в годы Великой Отечественной войны. После освобождения Карелии в 1944 г. многие бывшие партизаны и подпольщики по инициативе Андропова были отозваны на комсомольскую работу и укрепили актив республики. Бывший помощник комиссара по комсомолу партизанского отряда «Комсомолец Карелии» Вера Суслова получила рекомендацию на работу в ЦК ЛКСМ. Бывший комиссар этого отряда, созданного по инициативе Андропова, Иван Инниев в 1948 г. стал секретарем Калевальского райкома партии, бывший комиссар отряда «Вперед» Дмитрий Александров работал секретарем Кестеньгского райкома партии. В январе Ю. В. Андропов участвовал в работе III съезда ЛКСМ КФССР. На этом съезде секретарями ЦК комсомола республики избрали Николая Тихонова, Сергея Татаурщикова, Павел Удальцов стал заведующим отделом ЦК ЛКСМ. Бывший помощник комиссара по комсомолу партизанского отряда «Красный онежец» Михаил Захаров работал первым секретарем Петрозаводского горкома комсомола.

Ю. В. Андропов оказал поддержку многим людям. Так, бывший помощник комиссара по комсомолу партизанского отряда «Железняк» С. П. Татаурщиков был избран секретарем Заонежского райкома комсомола, затем, по рекомендации Андропова, — первым секретарем Петрозаводского горкома. В 1946 г. он был направлен на учебу в Центральную комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ и обучался в ЦКШ в 1946-1948 гг. В конце 1948 г. Татаурщикова избрали освобожденным секретарем партийного бюро школы. Однако оставаться в Москве он не захотел — ходил на приемы к секретарям ЦК ВЛКСМ Н.А. Михайлову и А. Н. Шелепину. Андропов, являясь в то время вторым секретарем ЦК КП(б) КФССР, помог и настоял на возвращении — Татаурщиков стал секретарем ЦК ЛКСМ по кадрам, затем — первым секретарем ЦК комсомола Карелии, в последующем многие годы работал на ответственной работе в партийных и государственных органах республики.

Изучение локальной истории, связанной с биографией Юрия Владимировича Андропова периода Великой Отечественной войны, позволило сделать несколько обобщающих выводов.

1. О цене Великой Победы. Патриотическое движение детей и подростков в помощь фронту, изложенное на материалах Карелии, имело типологический характер для всей страны. Природа и характер этого движения имели тождественные черты и тенденции. Великая Отечественная война явила миру огромное число юных героев, которые в мирное дни учились в школе, отдыхали, играли во время каникул. Какой ценой можно измерить вклад в Победу детей и подростков — советских школьников? Пожалуй, невозможно выразить участие детей войны в разгроме врага только в каких-то материальных показателях (количестве выработанных трудодней, собранном металлоломе, заработанных и сданных средств в фонд обороны и пр.). Сами по себе цифры показательны. Так, например, подсчитано, что в 1942–1944 гг. школьники страны выработали 588 600 трудодней, за три года войны собрали 240 784 тонны дикорастущих растений (Война глазами детей, 2011: 11).

Важнее другое. Самопожертвование, душевный порыв и стремление любой ценой защитить Отечество и свой народ, патриотизм и вера в идеалы советского общества стали характерными чертами поведения молодого поколения. Никакой статистикой это не показать, не выразить цифровыми исчислениями. В этом смысле Великая Победа воспринимается как Недооцененная Победа. «Пионерская правда» в годы войны напечатала анкету с рядом вопросов, в том числе «Чем ты помог Красной Армии?». В многочисленных ответах, присланных в редакцию газеты, выражалась безграничная любовь к Родине, к Красной Армии, желание учиться и трудиться в помощь фронту, во славу своей Родины.

Примеров личного самопожертвования юных героев Советской страны по всей стране было огромное множество. Вот, например, письмо, адресованное «Москва. Дедушке Сталину», аккуратно написанное ученической ручкой: «Дорогой дедушка Сталин! Мне 9 лет. Я учусь в 3 классе Больше-Валяевской школы Терновского района Пензенской области. Мой папа на фронте. Он бьет фашистов. Я хочу помочь ему и вношу 1000 руб. на строительство самолетов. Шлю вам горячий пионерский привет. Крепко обнимаю. Нина Гришаева. 12 января 1943 г.» (РГАСПИ. Ф. М-7. Оп. 1. Д. 262. Л. 1). Заработанные ребенком деньги были отправлены в фонд обороны.

Какой ценой измерить самоотверженный труд подростка Олега Ломова, оказавшегося после эвакуации из блокадного Ленинграда в таежном селе в далекой Сибири? (см.: Ильинский, 2014: 98, 126, 161). Некому было работать на тракторе в местном колхозе: все мужчины ушли на фронт. В 16 лет Олег стал трактористом на колесном тракторе ЧТЗ — от работы его трактора зависели все полевые работы и уборка урожая. На неокрепшие юношеские плечи легла неимоверная нагрузка: приходилось трудиться от зари до глубокой ночи — пахать, боронить, культивировать, таскать комбайн, сеялки, веялки, переходить с одного поля на другое. Предельно изношенный трактор требовал постоянного ремонта — фактически Олег его неоднократно перебирал узел за узлом. Занимаясь ремонтом под трактором в мастерской, Олег не обращал внимания ни на холод, ни на простуды — он застудился и смертельно заболел. Вероятно, это была своя передовая линия фронта для мальчишки военных лет, пожертвовавшего собственной жизнью ради народа и своей семьи, где он был опорой для матери и малолетних детей. Передовая линия — не иначе!

В памяти автора данной книги не просто сохранились — впечатались куда-то глубоко в душу рассказы отца, Васильева Альберта Степановича, 1932 г. рождения. С начала войны архангельские мужики — таежные охотники ушли на фронт (в их числе мой дед, заменивший охотничье ружье на снайперскую винтовку). Оказалось, что некому доставлять документы (областные, районные) для местных органов власти (сельсоветов) и почту (в т. ч. письма с фронта, деньги). 10-летний архангельский мальчишка взялся за ответственную и тяжелую работу — он развозил корреспонденцию по глухим таежным поселкам, преодолевая зимой на лыжах, летом на весельной лодке по реке Илексе и многочисленным озерам десятки верст (сегодня это район первозданного природного комплекса — Национального Водлозерского парка). Время было голодное — работать приходилось на пределе сил. Выполнение поручений было не только ответственным (с учетом секретности документов военного времени), но и опасным: приходилось остерегаться не только диких таежных обитателей (медведей, волков, рысей и пр.), но и лихих людей — «услонцев» (так называло местное население беглых заключенных из лагерей, по названию Управления СЛОНа — Соловецкого лагеря особого назначения), а также т. н. «дальних разведчиков» (диверсионных групп) со стороны Финляндии, добиравшихся до районов Архангельской и Вологодской областей. Старенькое ружьишко [особенность северного говора — использование ласкательно-уменьшительных слов и выражений. — Ю. В.] служило больше для успокоения, чем для устрашения: патронов не было. Порученное дело Алик Васильев выполнил достойно: позднее он был рекомендован в пограничные войска, входившие в систему госбезопасности, служил в Брестском погранотряде на погранзаставе имени лейтенанта А. М. Кижеватова, принимал участие в 1950-е гг. в лесных операциях против бандеровцев в западных пограничных районах СССР. В 1970-е гг. за самоотверженный труд в годы войны он получил звание «Труженик тыла» и удостоверение ветерана Великой Отечественной войны.

2. О сохранении человеческого потенциала для будущего (демографического, социального, трудового, интеллектуального и др.). Советская система, сосредоточившая воедино все ресурсы страны для их мобилизации на обеспечение фронта, сыграла положительную роль в военный период. Мобилизационная модель советского общества в период Великой Отечественной войны стала одним из решающих факторов победы советского народа. Однако именно в чрезвычайных условиях войны проявилась забота со стороны Советского государства о сохранении и сбережении молодого потенциала для будущего, воплощенного в молодом поколении.

В тяжелейших условиях войны для обучения подрастающего поколения работали школы и высшие учебные заведения, из года в год их количество увеличивалось, значительные государственные затраты вкладывались в народное образование. С начала 1944 г. призыв студентов и преподавате­лей в армию прекратился: необходимо было сохранить интеллектуальный и научный потенциал для будущего развития страны.

В Карело-Финской ССР детям и подросткам дали возможность учиться даже в чрезвычайных условиях прифронтовой республики: уже в первые месяцы войны финским войскам, а также немецким (на севере Карело-Финской ССР) удалось оккупировать две трети территории Советской Карелии, наиболее развитой в экономическом отношении, включая столицу г. Петрозаводск. С конца декабря 1941 г. линия советско-финляндско-германского фронта стабилизировалась и оставалась практически неизменной до июня 1944 г. В условиях длительного времени позиционной войны территория советского тыла находилась в непосредственной близости к фронту. В этих условиях существовала постоянная угроза вражеских бомбежек, нападений диверсионных отрядов противника, что создавало опасность для жизни населения в тылу.

Забота о школьниках и студентах стала важным условием патриотического движения учащейся молодежи в помощь фронту. Советский народ в лице молодого поколения в годы Великой Отечественной войны стал субъектом исторического процесса, чего не было в довоенный период советской истории. Патриотическое движение в помощь фронту следует определить как социальный феномен, разновидность социального движения. Под этим понятием подразумевается движение большой социальной группы (молодежи), обусловленное общностью интересов и задач, общей целью, направленной на помощь фронту. Социальное движение молодежи зависело от социальных факторов, которые его породили, оно выразилось в стремлении молодежи вместе со всем народом разрешить насущные вопросы, связанные с защитой Отечества, своей Родины. Патриотическое движение молодежи включало массовые коллективные действия в советском тылу по реализации интересов молодого поколения как социальной группы. Оказание помощи фронту как социальное движение оформилось в качестве совокупности продолжительных массовых коллективных действий большой социальной группы, связанных с удовлетворением и обеспечением групповых и общественных интересов и потребностей, целью которых являлось осуществление социальных изменений на основе общих интересов.

Изложенные обстоятельства исключают миф о якобы тоталитарном советском обществе в период военного лихолетья.

3. О роли идеологии в годы Великой Отечественной войны. Идеи советского общества, заложенные в молодом поколении в советской школе и семье в довоенные годы, основывались на вере в счастливое будущее, в социалистическую идею (социальное равенство, справедливость). Идеи советского общества оказались созвучны идеалам и ожиданиям молодого поколения, выросшего в условиях нового общества. Подобные созвучия проявились в синтетическом феномене советского коммунизма как идеологии коммунистической модернизации. Установки о построении новой общественной организации, основанной на социальном равенстве, устройстве справедливого и гуманного общества, соответствовали пониманию правды и свободы в ментальности советской молодежи. Советский коммунизм, целью которого являлось достижение идеальной высшей формы человеческого общества, создал духовную основу модернизации в России. Этот комплекс идей советского общества выдержал проверку на прочность в условиях тяжелейшей войны.

Осознание учащейся (школьной, студенческой) молодежью справедливых целей Великой Отечественной войны советского народа против захватчиков явилось источником небывалой энергии и трудового энтузиазма. Патриотическое движение учащейся молодежи в помощь фронту имело огромное идеологическое значение, так как являлось школой воспитания гражданственности и патриотизма. Советский патриотизм, выразившийся в мужестве, самоотверженности, идейной убежденности молодого поколения, защищавшего свое Отечество, оказался более могучим оружием, чем вся военная машина финско-германского противника.

В идеологической победе над врагом сказалась сила советского воспитания и обучения. Финские войска, пришедшие вроде как с освободительной миссией в отношении «родственного» населения Восточной Карелии ради создания «Великой Финляндии», получили мощное сопротивление со стороны населения Советской Карелии.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Война глазами детей. Свидетельства очевидцев (2011) М. : Вече. 384 с.

«Германия и СССР воспринимались в Финляндии одинаково». «31 спорный вопрос» русской истории: СССР как агрессор (2014) : [интервью с Тимо Вихавайненом] [Электронный ресурс] // Лента.Ру. 24 февраля. URL: http://lenta.ru/articles/2014/02/24/winterwar/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 1.03.2014).

Ильинский, И. М. (2014) Живу и помню: документальная повесть. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 232 с.

Шлейкин, Ю. В. (2014) Андропов. Карелия. 1940–1951… : биографическая хроника. Петрозаводск : Острова. 288 с.


REFERENCES

Voina glazami detei. Svidetel'stva ochevidtsev [War through the Eyes of Children. Eye-witnesses’ Account] (2011) Moscow, Veche Publ. 384 p (In Russ.).

«Germaniia i SSSR vosprinimalis' v Finliandii odinakovo». «31 spornyi vopros» russkoi istorii: SSSR kak aggressor [“Germany and the USSR Were Considered Similarly in Finland”: «31 Controversial Issues” in Russian History: The Soviet Union as an Aggressor] (2014) : [An Interview with Timo Vihavainen]. Lenta.Ru. February 24. [online] Available at: http://lenta.ru/articles/2014/02/24/winterwar/ [archived in WebCite] (accessed 1.03.2014) (In Russ.).

Ilinskiy, I. M (2014) Zhivu i pomniu: dokumental'naia povest' [I Live and Remember: A Documentary Novel]. Moscow : Moscow University for the Humanities Press. 232 p (In Russ.).

Shleikin, Yu. V. (2014) Andropov. Kareliia. 1940–1951…: biograficheskaia khronika [Andropov. Karelia. 1940–1951... : A Biographical Chronicle]. Petrozavodsk, Ostrova Publ. 288 p (In Russ.).


Васильев Юрий Альбертович — доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-55-81.

Vasiliev Yuriy Albertovich, Doctor of History, Professor; Professor, Department of History, Moscow University for the Humanities. Postal address: B. 3, 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-55-81.

E-mail: historymosgy@mail.ru


Библиограф. описание: Васильев Ю. А. Тайны «Могикана». Статья 6. Заключение [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2014. № 5 (сентябрь — октябрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/5/Vasiliev_Mohican-Secrets-Andropov-6/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 15.09.2014.


См. также:



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»