Воскобойников А. Э. Космические аспекты культурно-модернизационного развития земной цивилизации
Статья написана при поддержке РГНФ (проект № 12-03-00542а, «Культура как фактор модернизации России»).
The article was written with support from the Russian Foundation for the Humanities (project no. 12-03-00542а, “Culture as a Factor of Russia’s Modernization”).
УДК 130.2 ; 008
Voskoboinikov A. E. The Space Aspects of Cultural and Modernization Development of the Planetary Civilization
Аннотация ♦ В статье показана перспектива развития человечества в масштабе Вселенной, выделены три уровня развития цивилизации, из которых самым высоким определен уровень развития ее нравственного потенциала.
Abstract ♦ The article indicates a prospect of the development of humankind on the scale of the Universe. The author determines three levels of civilization development. The highest of them is the development level of moral potential.
Двум великим мыслителям по-разному виделась судьба нашей планеты и рода людского. По Г. Гейне, Земля — это скала, к которой навечно прикован страдающий Прометей — человечество. Согласно К. Циолковскому, наша планета Земля — колыбель разума, но нельзя вечно оставаться в своей колыбели. Тысячелетиями человечество напоминало страдающего Прометея. Ныне можно уже планировать, как дальше жить, по Циолковскому. И не только планировать. Уже более полувека идет освоение сначала околоземного, а затем и все более далекого космического пространства.
Освоение «ближнего Заземелья» представляет огромную ценность, причем, не только познавательную. Вот лишь некоторые примеры.
1) Установленная на специальных спутниках аппаратура обеспечивает телекоммуникационную связь, радио- и телевизионное вещание на всю планету.
2) Создана международная космическая система поиска судов и самолетов, терпящих бедствие. Благодаря ей, уже спасены тысячи людей.
3) Облетая Землю за полтора часа на высоте 300–350 км, соответствующая аппаратура быстро и эффективно производит картографическую съемку. За несколько минут делается то, на что уходили многие месяцы обычной аэрофотосъемки с самолета. Уточняются «почвенные карты», карты использования земель для сельскохозяйственных культур, эрозии почв, распространения вечной мерзлоты, сейсмических зон, нахождения подземных резервуаров пресной воды, распределения лесной растительности, подводного рельефа и шельфовых зон морей и океанов.
4) Спутники позволили значительно углубить метеорологические исследования и усовершенствовать прогнозирование погоды. В определенной мере ослабла необходимость создавать густую сеть метеостанций, покрывающую всю поверхность планеты, включая малоприспособленные для этого районы (труднодоступные горы, океаны).
5) Получаемые в условиях невесомости сверхчистые биологически активные вещества могут быть использованы в изготовлении ценных лекарственных препаратов и в микробиологическом производстве.
Освоение космоса может как сближать, так и разобщать страны и государства. К разобщению могут вести проекты «звездных войн»: космическая программа «противоракетной обороны» не должна перерождаться в «дамоклов меч», который навис бы над человечеством и использовался для устрашения «непокорных». В то же время целесообразно создать международную систему защиты нашей планеты от катастрофических «внедрений» извне (будь то астероид, ядро кометы или что-то другое).
Дальнейшие перспективы освоения космоса могут включать:
создание в околоземном пространстве энергетических установок, которые используют солнечную энергию;
освоение в качестве сырьевой базы некоторых астероидов, богатых ценными химическими соединениями;
создание постоянного научно-исследовательского центра и ракетодрома на Луне;
пробные пилотируемые полеты на другие ближайшие планеты Солнечной системы.
По некоторым прогнозам экспертов, к 2030 г. за пределами земной атмосферы будут постоянно трудиться более тысячи человек.
Особый интерес вызывает использование «космического опыта» в педагогическом процессе. Так, Герой Российской Федерации космонавт С. Н. Ревин провел сравнительное исследование локальной экосистемы космической станции и ее естественных земных аналогов в учебном процессе. В своей кандидатской диссертации, защищенной на диссертационном совете Московского гуманитарного университета, он показал, как формируются экологические понятия у школьников в процессе непосредственной связи с космической станцией. Важное значение при этом придавалось единству экологических знаний и ценностных ориентаций, плодотворному синтезу в экологической культуре природоцентрического и антропоцентрического подходов, которые в изоляции друг от друга менее плодотворны.
В связи с экологией можно выделить и такую жизненно важную проблему: для того, чтобы выжить, мы должны всё больше модернизировать окружающий нас мир, обрабатывать окружающую среду; а с этим связанно всё большее количество отбросов, и в идеале их надо выбрасывать в космос; он бездонен, и уж космос засорить, даже в масштабах нашей Галактики, нам никогда не удастся. Конечно, пока это слишком дорогая затея.
Перейдем к некоторым интересным проблемам более отдаленных космических областей. В настоящее время разработки и поиски каких-то форм космической жизни и космических цивилизаций[1] ведут не только астрофизики и космологи, но и представители многих других научных дисциплин. Ежегодно проводятся международные совещания и симпозиумы. Ответ на вопрос «Есть ли жизнь во Вселенной?» очевиден: конечно же, она есть! Ведь мы с вами жители не только Земли, мы не только земляне. Мы одновременно жители Вселенной. Если хотите, мы — «вселяне». Конечно, поставленный каверзный вопрос имеет гораздо более глубокий подтекст: а кроме нас и нашей планеты существует ли где-то какая-то жизнь? И вообще зачем нам космос, у нас что — своих проблем мало? Такие вопросы вполне уместны. Но вспомним хотя бы историю географических открытий. Может быть, и у Колумба спрашивали: «Зачем тебе куда-то далеко плыть? Тебе что — Европы мало?» Оказалось, что кроме родной Европы и Индии, куда он думал попасть, есть масса других удивительных мест на нашей планете. Бесспорно, что в человека эволюционно заложена некая «поисковость». В более простой форме она есть и у высших животных.
Даже в самых своих изощренных фантастических романах мы не можем предположить — что подарит нам космос, что нас ждет в необъятной Вселенной.
В свое время академик Кардашов ввел три типа очень развитых космических цивилизаций. Первая цивилизация КЦ1 — это такая, которая овладела энергетикой и ресурсами своей планеты. Нашу цивилизацию в не очень далекой перспективе можно причислить к этому типу. КЦ2 — это такая цивилизация, которая овладела ресурсами всей своей планетной системы. Для землян — это вся Солнечная система. И, наконец, немыслимая по мощи своего развития, КЦ3 — она овладела энергетикой и возможностями всего своего огромного «звёздного города» — своей галактики. Нам кажется, что гораздо глубже уровни цивилизации отображает понятие ее информационной насыщенности.
И, наконец, самое главное: наиважнейшим показателем является то, что можно назвать нравственным потенциалом цивилизации.
Но может ли существовать наука, которая пока конкретно не обнаружила своего предмета исследования? Не занимаются ли космологи и астрофизики некой «игрой в бисер»? В знаменитой книге нобелевского лауреата Гессе была воспроизведена очень тонкая игра, по очень тонким правилам, причем настолько многосложная, что она не поддавалась вразумительному описанию. Так вот, не занимается ли наука о КЦ тем же самым?
Мне кажется, что научно осмысленные фундаментальные исследования мироздания, включая связанные с проблемой КЦ, могут оказаться не только востребованными на практике, но и жизненно необходимыми для модернизации всей мировой системы, для дальнейшего выживания человечества. Даже если человечество окажется единственным и неповторимым, для ученых будет необходимо моделировать какие-то искусственные реальности. Ведь создавая их, мы лучше познаём нашу единственную, наиреальнейшую реальность. Скажем, в физике есть понятие «абсолютно твердое тело» — но такого реально не существует. В математике есть понятие «точка» — это то, что не имеет частей; но в реальном мире нету ничего такого. Во всяком случае, это тоже дискуссионные вопросы. Но с той степенью достоверности, с какой мы работаем с этими понятиями, они помогают решать целый ряд задач. А сколько в искусстве того, чего нет в реальной жизни. Далеко не все художники, занимающиеся изобразительным искусством, далеко не все поэты, далеко не все композиторы моделируют то, что так или иначе происходит в мире. Но какое богатство виртуальных реальностей они добавляют к нашему единственному реальному миру.
Поэтому изучение моделей КЦ, не обнаруженных в настоящем, а возможно и в будущем, всё равно будет полезно. Мы лучше узнаем свою цивилизацию, создавая возможные модели цивилизаций. Но я почти уверен, что где-то во Вселенной существуют наши братья по духу и разуму. Ведь в природе многое универсально воспроизводимо. Порой даже самое невероятное где-то снова может повториться при новом стечении схожих обстоятельств. Скорее всего, точно такой цивилизации, как наша, может, нет и не будет, но очень похожие могут быть. А могут быть и очень непохожие.
Однако почему всё же мы не находим собратьев по разуму? Ведь по известной формуле Дрейка только в нашей Галактике может быть, по крайней мере, 100 тысяч разумных цивилизаций. Совместный ответ участников соответствующих международных конференций был довольно неожиданным. Мы не находим собратьев по разуму не потому, что цивилизации редко возникают, они возникают часто. Мы не находим их потому, что они редко выживают. Либо мать-природа, либо высший творец словно поставили какую-то невидимую планку — нравственную планку, лишь поднявшись выше которой цивилизация не завершит свою историю губительным самоубийством. Что это за планка? Для начала можно хотя бы вспомнить основные библейские заповеди, но часто они совпадают и с общечеловеческими и может быть знаменитое «золотое правило» нравственности. «Не относись к другому так, как ты не хочешь, чтоб он относился к тебе» — это пассивная часть, вторая активная -»но, активно относись к другому так, как ты хочешь чтоб он относился к тебе». Пока цивилизация не достигла высокого уровня развития, она себе не опасна и может безрассудно нарушать эти высокие нравственные принципы. Но достигнув определенного уровня техногенного развития и продолжая нарушать эти правила, она подводит себя к трагическому концу. Это относится и к нашей цивилизации. Времени одуматься остаётся всё меньше. В самом большом, зачастую и в самом малом мы нарушаем все эти заповеди — не убий, не укради, не солги, и знаменитое, золотое правило нравственности.
Уж коли преодолев космические бездны до нас долетят посланцы иной цивилизации, значит, они освоили все эти нравственные сдерживающие рычаги и достигнув как технических, так и нравственных высот, стали космическими Колумбами.
Итак, углубленно изучая проблему возможных КЦ, мы лучше поймем свою цивилизацию и спрогнозируем свое будущее развитие.
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Выражение космические цивилизации (КЦ) более уважительно; оно отличается от выражения внеземные цивилизации (ВЦ) тем, что лишено антропоцентристского снобизма в отношении к возможным собратьям по духу и разуму.
Воскобойников Анатолий Эммануилович — доктор философских наук, профессор кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-55-11.
Voskoboinikov Anatoly Emmanuilovich, Doctor of Philosophy, Professor, Department of Philosophy, Culturology and Politology, Moscow University for the Humanities. Tel.: +7 (499) 374-55-11.