Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №4 2014
Борисов Г. А. Инструменты политического аудита, используемые в период проведения избирательной кампании
УДК 32; 019.5
Borisov G. A. Instruments of Political Audit Used during Election Campaigns
Аннотация ♦ В статье отражено понятие «инструментов политического аудита», а также раскрывается суть применения политического аудита в период проведения избирательной кампании.
Ключевые слова: политический аудит, избирательная кампания, план избирательной кампании, контроль за финансированием избирательной кампании.
Abstract ♦ The article covers the concept of “instruments of political audit” and reveals the essence of application of political audit during election campaign.
Keywords: political audit, election campaign, election campaign plan, control of election campaign financing.
Под инструментами политического аудита следует понимать комплекс мероприятий, направленных на проведение анализа и оценки текущей обстановки в период избирательной кампании.
По оценке С. В. Юсова, «региональные выборные кампании планируются и проводятся в более короткие сроки, чем федеральные. В еще более короткие сроки проходят выборы органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании, в связи с чем работа по подготовке и проведению выборов местного уровня требует большей интенсивности» (Методическое пособие … , 2001). Из этого обстоятельства следуют определенные организационные действия, которые нуждаются в соответствующем технологическом обеспечении. В определенном аспекте можно видеть в таком обеспечении, во-первых, повторяющиеся в своей основе действия (независимо от уникальности каждой избирательной кампании), во-вторых, принципиальную возможность ее количественной и качественной оценки, в том числе и в плане сравнения ее успешности/неуспешности с предыдущими и последующими кампаниями, а также с кампаниями того же уровня, проведенных на других территориях. Определим такую работу как совокупность мероприятий, имеющих целью оказание аудиторских услуг для достижения поставленных целей.
Выявляя инструменты политического аудита, мы будем опираться на некоторые основы политического процесса в ходе избирательных процессов, которые не могут быть в таком аудите проигнорированы. Основные субъекты избирательной кампании, как на это указывается в учебной литературе по политологии, — это «кандидаты и партии, борющиеся за соответствующие мандаты либо решающие другие задачи (повысить степень политического влияния накануне следующих выборов, обменять электоральный ресурс на доступ к ресурсам иного рода и т. п.)» (Шабров, 2013: 265). Соответственно выстраивается и роль избирательных комиссий: она «состоит в формировании правового пространства избирательной кампании и контроле за соблюдением правовых норм сторонами предвыборной борьбы» (там же).
Одним из ключевых инструментов политического аудита в период проведения избирательной кампании является процесс планирования выборной кампании. Планом определяются сроки проведения мероприятий и указываются ответственные за проведение каждого мероприятия. План избирательной кампании также устанавливает приоритеты планирования.
Отметим, что помимо политического аудита планирования избирательной кампании, аудит затрагивает и финансовые аспекты выборов. По большей части аудиторы озабочены лишь тем, насколько выбранный план кампании соответствует конечным и промежуточным целям кампании, насколько команда способна его выполнить (Кудинов, 2003).
Среди мероприятий, направленных на контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых на проведение избирательной кампании, особое место занимает аудит финансовой отчетности. В большинстве случаев такой аудит осложнен тем, что необходимо вести раздельные бухгалтерский, кассовый учет и отчетность по средствам, полученным из бюджетов различных уровней.
Аспекты контроля за финансированием выборов освещены в работах О. Н. Горбуновой, Е. Ю. Грачевой, Н. И. Химичевой, С. О. Шохина. Как отмечает Е. Ю. Грачева, «целью повышения финансового контроля является предотвращение различных нарушений на выборах» (Грачева, Соколова, 2010: 11). А. Н. Козырин определяет финансовый контроль как «осуществляемую с использованием специфических форм и методов деятельность государственных органов, а в ряде случаев и негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности» (Козырин, 1996: 48).
Финансирование избирательной кампании регулируется Федеральным законом Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Подготовка и проведение выборов в целом осуществляется за счет федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов или за счет кредитов банков (Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. в ред. от 15.04.2014 г. // СЗ РФ. № 67-ФЗ).
Стратегия построения имиджа кандидата на выборах также может быть отнесена к политическим технологиям, которые подлежат политическому аудиту. Уже достаточно давно практикуется проведение в преддверии выборов исследований, дающих картину общественного мнения о кандидате, ожидания от его деятельности в будущем (Политическое консультирование, 2002). Собственно, такие исследования являются одном из инструментов политического аудита, и при отношении к ним не только как к средству принятия решения об участии/неучастии данного кандидата в выборах, но и средству корректировки стратегии кампании и имиджа претендента, значимость таких исследований повышается. Правильная стратегия кампании позволяет кандидату полностью использовать такие ограниченные ресурсы как время, финансовые средства, люди и творческий потенциал. Кроме того, чаще всего именно оценочные исследования показывают результативность усилий, предпринимаемых поэтапно в ходе избирательной кампании (Гринберг, 2005).
Еще одним инструментом политического аудита, используемым в период проведения избирательной кампании, является контроль за соблюдением законности на избирательных участках. Контроль необходим для того, чтобы предотвратить всевозможные риски, возникающие в день голосования (Лучин, 2001). Практика показывает, что при наличии такого контроля избиратели будут уверены в справедливости выборов и смогут ощутить важность своего участия в них.
В законодательстве Российской Федерации предусматриваются санкции за такие виды нарушений, допускаемых на избирательных участках в период избирательной кампании, как: незаконная помощь избирателям с ограниченными возможностями, голосование по чужим документам, незаконная агитация, подлог при подсчете голосов, незаконное участие в выборах, подкуп и запугивание. В указанных случаях лицо, допустившее правонарушение, подлежит административной либо уголовной ответственности, в зависимости от степени тяжести совершаемых действий.
На основе указанного перечня могут быть определены зоны особого внимания при проведении политического аудита. На наш взгляд, для эффективного проведения выборов необходимо разрабатывать программы по контролю за соблюдением законности на избирательных участках с учетом действующих законов о выборах и принятых процедур. Данные мероприятия, в свою очередь, позволят провести политический аудит в период избирательной кампании в полном объеме. Однако существует ряд универсальных рекомендаций, применимых к любой избирательной кампании:
- необходимость планирования и организации мероприятий по контролю за соблюдением законности до начала выборов. Закон разрешает политическим партиям иметь одного или нескольких представителей на избирательном участке для наблюдения за ходом голосования, а также допускает присутствие там независимых наблюдателей;
- необходимость обучения наблюдателей для распознавания различных типов мошенничества. Наблюдатели на избирательных участках получают копию Закона о выборах, при этом учитываются знания в области законодательства о выборах;
- определение участков с наиболее вероятными случаями мошенничества. Определяются исходя из приоритетных избирательных участков, где возможно использование ограниченных ресурсов;
- контроль за результатами голосования. Наблюдатели на избирательных участках сообщают о результатах голосования в штаб кандидата, где может проводиться параллельный подсчет голосов, что скажется на точности результатов голосования, преданных в центральные избирательные органы.
За последние годы в России постепенно увеличивается уровень политической культуры и вместе с ней уровень избирательного процесса и его участников. Кандидаты, избиратели, политические консультанты, СМИ, институты гражданского общества после периода неопределенности и хаотичности позиций и действий формируют более основательную позицию, состоящую в принципиальном признании того, что общество имеет право контролировать соблюдение законности при подготовке и проведении выборов и референдумов. Хотя это положение закреплено в Основном законе Российской Федерации и в российском законодательстве (Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. в ред. 21.07.2014 г.), ее претворение в жизнь не является слишком простым делом и нуждается в технологическом обеспечении. Политический аудит здесь может быть вполне эффективным.
В период проведения избирательной кампании важной составляющей политического аудита выступают его «инструменты», наличие которых способно минимизировать риски и позволить провести выборы в наиболее благоприятной обстановке. Применение отдельных из описанных инструментов политического аудита хотя и может несколько улучшить избирательную кампанию, но не всегда способно гарантировать успех того или иного кандидата.
Из многих обстоятельств, ведущих к такому результату (как объективного, так и субъективного характера), отметим и такое, которое связано с технологией политического аудита, который применяет исследовательский инструментарий, в анкетных опросах прежде всего, ориентированный на узко прагматические цели. Здесь может быть достигнут более существенный результат, если исследования в рамках политического аудита будут перенацелены с решения сиюминутных задач увеличения числа голосов за кандидата на выявление групп «своих» и «чужих» для данного кандидата, которые более устойчивы в своих ориентациях и будут и после выборов группами поддержки или сопротивления.
В теоретико-методологическом плане такое видение исследовательских перспектив в рамках политического аудита связано с тезаурусным подходом, где тема «свой-чужой» как первичная ячейка социальной ориентации получила основательную разработку (Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2013; 2014).
В ходе применения тезаурусного подхода к пониманию политического аудита в период избирательной кампании можно с уверенностью высказать мнение о том, что если раньше нацеленность руководителей избирательной кампании была направлена на показатели экономической эффективности (соответствию окончательной стоимости объему выделенных ассигнований, величине экономии, размерам прибыли), то в настоящее время приоритетным являются желаемая цель и ресурсы (в данном случае инструменты политического аудита), используемые для ее достижения, иными словами, происходит сдвиг в сферу ценностей и ценностных ориентаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Грачева, Е. Ю., Соколова, Э. Д. (2010) Финансовое право России : учебник. 3-e изд., испр. и доп. М. : Норма ; ИНФРА-М. 352 с.
Гринберг, Т. Э. (2005) Планирование политических кампаний // Гринберг Т. Э. Политические технологии: ПР и реклама. М. : Аспект Пресс. 317 с. С. 122–157.
Козырин, А. Н. (1996) [Глава 4.] Финансовый контроль // Финансовое право / под ред. О. Н. Горбуновой. М. : Юрист. 400 с. С. 46–74.
Кудинов, О. П. (2003) Большая книга выборов : Как проводятся выборы в России. М. : Арт Бизнес Центр. 663 с.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II : Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира : науч. монография. М. : НИБ. 640 с.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2014) Методология тезаурусного подхода: стратегия понимания // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 18–35.
Лучин, В. А. (2001) Общественный контроль на выборах и референдуме : справочник для наблюдателя. М. : Права человека. 216 с.
Методическое пособие по организации деятельности территориальной избирательной комиссии при подготовке и проведении федеральных, региональных и местных выборов (2001) / Авт. колл.: С. В. Юсов (рук.), И. И. Балдук, А. А. Гладкий и др. / под общ. ред. С. В. Юсова. М. ; Ростов-на-Дону : Местная власть. 192 с.
Политическое консультирование (2002) / под ред. Е. В. Егорова-Гантман, И. Е. Минтусов. 2-е изд. М. : Никколо-Медиа. 471 с.
Шабров, О. Ф. (2013) [Глава 18.] Прикладная политология и политические технологии // Политология : учебник / под ред. В. И. Буренко. 2-е изд. М. : КНОРУС. 392 с. С. 259–270.
REFERENCES
Gracheva, E. Yu. and Sokolova, E. D. (2010) Finansovoe pravo Rossii [Financial Law of Russia] : textbook. 3rd edn., revised and enlarged. Moscow, Norma Publ. ; INFRA-M Publ. 352 p. (In Russ.).
Grinberg, T. E. (2005) Planirovanie politicheskikh kampanii [Planning Political Campaigns]. In: Grinberg, T. E. Politicheskie tekhnologii: PR i reklama [Political Technologies: PR and Advertising]. Moscow, Aspekt Press. 317 p. Pp. 122–157. (In Russ.).
Kozyrin, A. N. (1996) [Glava 4.] Finansovyi kontrol' [Chapter 4. Financial Control]. In: Finansovoe pravo [Financial Law] /ed. by O. N. Gorbunova. Moscow, Iurist Publ. 400 p. Pp. 46–74. (In Russ.).
Kudinov, O. P. (2003) Bol'shaia kniga vyborov : Kak provodiatsia vybory v Rossii [Big Book of Elections: How Elections Are Held in Russia]. Moscow, Art Biznes Tsentr Publ. 663 p. (In Russ.).
Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2013) Tezaurusy II : Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira [Thesauri II: The Thesaurus Approach to the Conceptualization of the Person and His/Her World]. Moscow, The National Institute of Business Publ. 640 p. (In Russ.).
Lukov, Val. А. and Lukov, Vl. А. (2014) Metodologiia tezaurusnogo podkhoda: strategiia ponimaniia [The Methodology of the Thesaurus Approach: A Strategy for Understanding]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 18–35. (In Russ.).
Luchin, V. A. (2001) Obshchestvennyi kontrol' na vyborakh i referendume [Public Control in Elections and Referendum] : guidelines for election observers. Moscow, Prava cheloveka Publ. 216 p. (In Russ.).
Metodicheskoe posobie po organizatsii deiatel'nosti territorial'noi izbiratel'noi komissii pri podgotovke i provedenii federal'nykh, regional'nykh i mestnykh vyborov [Guidance Manual for Organizing Territorial Election Commission’s Activity in Preparation and Holding of Federal, Regional and Local Elections] (2001) / Team of contributors: S. V. Yusov (team leader), I. I. Balduk, A. A. Gladkii et al. / ed. by S. V. Yusov. Moscow ; Rostov-on-Don, Mestnaia vlast' Publ. 192 p. (In Russ.).
Politicheskoe konsul'tirovanie [Political Consulting] (2002) / ed. by E. V. Egorov-Gantman, I. E. Mintusov. 2nd edn. Moscow, Nikkolo-Media Publ. 471 p. (In Russ.).
Shabrov, O. F. (2013) [Glava 18.] Prikladnaia politologiia i politicheskie tekhnologii [Chapter 18. Applied Politology and Political Technologies]. In: Politologiia [Politolgy] : textbook / ed. by V. I. Burenko. 2nd edn. Moscow, KNORUS Publ. 392 p. Pp. 259–270. (In Russ.).
Борисов Георгий Александрович — аспирант кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Научный руководитель — доктор философских наук, профессор Вал. А. Луков.
Borisov Georgii Aleksandrovich, Postgraduate, Department of Philosophy, Culturology and Politology, Moscow University for the Humanities. Research adviser: Doctor of Philosophy, Professor Val. A. Lukov.
E-mail:
borisov.g.a@gmail.com
Библиограф. описание: Борисов Г. А. Инструменты политического аудита, используемые в период проведения избирательной кампании [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2014. № 4 (июль — август). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/4/Borisov_Political-Audit-Election/ [архивировано в Archive.Today] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Дата поступления: 17.08.2014.
См. также:
|