Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №3 2014

Луков Вал. А., Лукова Е. Е. О теории социализации Франклина Гиддингса

УДК 316

Lukov Val. A., Lukova E. E. On the Theory of Socialization Proposed by Franklin Giddings

Аннотация ♦ В статье изложены представления Франклина Генри Гиддингса (1855–1931) о теории социализации. Гиддингс — один из первых социологов, кто обратился к этому понятию, которое по своему содержанию за прошедшее столетие существенно изменилось.

Ключевые слова: социология, социализация, теории социализации, Ф. Гиддингс, тезаурусный подход.

Abstract ♦ The article outlines the conceptualizations of the theory of socialization made by Franklin Henry Giddings (1855–1931). Giddings is one of the first sociologists who referred to this concept, which has significantly changed during the last century as follows from its content.

Keywords: sociology, socialization, theory of socialization, Franklin Giddings, the thesaurus approach.


Упрочение в социологии тематики социализации и ее теоретической концептуализации в немалой степени связано с именем Франклина Генри Гиддингса (1855–1931). Его относят к числу «отцов-основателей» американской социологии (наряду с Кули, Уордом, Самнером, Смоллом) (см.: История теоретической социологии, 1998: 104), он известен тем, что стал основателем первой в США кафедры социологии в Колумбийском университете (1894), и первым «полным профессором» социологии в США, при создании Американского социологического общества в 1906 г. был избран его вице-президентом, а в 1910–1911 гг. — президентом. Его работы были в числе наиболее популярных в социологии первой четверти ХХ века (см.: История социологии в Западной Европе и США, 1993: 86). Однако со временем теоретические позиции Гиддингса стали освещаться в литературе достаточно скупо или совсем обходиться молчанием[1]. В учебниках по истории социологии ему уделяют место главным образом как представителю психологического эволюционизма, а его вклад в теорию социализации почти или совсем не замечен (см.: История социологии, 1997: 74–76). В литературе иногда встречаются указания на то, что Гиддингс в своей книге «Теория социализации», вышедшей в 1897 г., дал первое теоретическое обоснование социализации (см.: Ковалева, 1996). В этой связи требуется более обстоятельно рассмотреть характеристику Гиддингсом понятия социализации и его места среди других понятий социологии, поскольку это важно для дальнейшей разработки теории социализации, над чем в настоящее время работают социологи Московского гуманитарного университета (см.: Ковалева, 1998; 2004; 2011; 2012; Ковалева, Богданова, 2012; Ковалева, Луков, 2012).

Сам Гиддингс называет в качестве своего источника концептуальную позицию выдающегося немецкого социолога Георга Зиммеля. Гиддингс пишет в самом начале своего изложения теории социализации: «Доктор Георг Зиммель, кажется, был первым автором, который использовал слово «социализация» в определении социологии. По его мнению, «исследование сил, форм и развития социализации, сотрудничества, ассоциации индивидов, должно быть единственным объектом социологии как особой науки»[2]. Это определение, по существу эквивалентно концепции социологии как фундаментальной социальной науки. Под социализацией, однако, доктор Зиммель, видимо, главным образом означает формирование социальных групп и развитие форм объединения» (Giddings, 1897: 1). Брошюра, Гиддингса написана им в период, когда он работал в Колумбийском университете в качестве профессора социологии, и была составлена как учебный план для изучения в колледже и университетских классах основ социологии. Поэтому она написана в тезисной форме, разбита на 76 фрагментов и содержит отсылки к базовой работе Гиддингса «Принципы социологии». Уже в первом фрагменте ученый обозначает свою позицию: «На следующих страницах социализация осмыслена как развитие социальной природы или характера — социального состояния души — в индивидах, которые объединены[3]. Социализация, таким образом, по нашему замыслу, дальше более рассматривается как эффект объединения и формирования социальных групп и в качестве причины развитых форм объединения.

Во втором фрагменте Гиддингс обозначает четыре основных процесса, на которых строится социальная жизнь. В их число он включает и социализацию: «II. Социализация является одним из четырех важнейших процессов, которые вместе составляют практическую деятельность жизни» (Giddings, 1897: 2). Какие это процессы? На первом месте у Гиддингса стоит «оценивание» (Appreciation), на втором — «использование» (Utilization), на третьем «характеризация» (Characterization) и на четвертом «социализация» (Socialization). В контексте этих процессов видна специфика социализации.

Об «оценивании» как социальном процессе Гиддингс пишет: «Первым делом жизни для каждого сознательного человека является то, что он должен привыкнуть к этому миру, в котором он живет» (Ibid). В ходе этого привыкания с самого момента рождения ребенка на свет возникает процесс оценивания внешнего мира.

Следующим, по Гиддингсу, фундаментальным социальным процессом является «использование»: «Второе большое практическое дело жизни — это попытка адаптировать внешний мир к себе». Автор поясняет, что по мере того как ребенок учится оценивать вещи, он обнаруживает, что определенное удовлетворение он может получать, отдавая вещи, которые иначе не могли бы к нему вернуться или остаться с ним, или что он иногда может объединять вещи в новых композициях, что принесет ему радость, когда в противном случае они могли бы не принести ему никакого удовольствия и даже причинить боль. К этому добавляется многозначительное примечание: «Взрослый человек проводит большую часть своего времени и сил в таких усилиях» (Ibid: 3). Итак, приспособлением Гиддингс называет «целенаправленную и систематическую адаптацию внешнего мира к нам самим» (Ibid).

«Характеризация», или третий базовый социальный процесс (в его тексте — «практическое дело жизни»), Гиддингс трактует как попытку человека приспособиться к внешнему миру. Это действие — обратное по сути предыдущему процессу «использования». Здесь имеет значение то, что, адаптируя к себе внешний мир, ребенок делает открытие, что часто ему необходимо изменить ранее намеченный план, принять другое направление действий. Позже «он начинает понимать, что если он хочет преуспеть в достижении своей цели он должен контролировать свой темперамент, вместо того чтобы давать волю инфантильной ярости по поводу каждой детали или инструмента, который окажется несговорчивым или неловким в его руках» (Ibid). Итак, заключает автор, процесс адаптации к внешнему миру может быть назван «характеризацией» (Ibid).

Наконец, Гиддингс обращается к процессу «социализации», включаемому им в число четырех главных социальных процессов. «Социализацию» он характеризует как «попытку приспособиться друг к другу» (Ibid). Он следующим образом комментирует этот свой тезис: «В тот момент, когда ребенок начинает привыкать к миру, он начинает также познакомиться с людьми, которые живут в мире с ним самим. Начиная с матери и медсестры, отца, брата и сестры, он теперь знакомится с друзьями семьи и родственниками, а затем, наконец, с одноклассниками и учителями. После окончания школы он ставит перед собой колоссальную задачу познакомиться с огромным количеством лиц в деловой и профессиональной жизни, в политике и в сотне других сфер деятельности. Знакомясь, он начинает замечать различия и сходства между людьми и в тесной связи с этими наблюдениями испытывать приязнь и неприязнь, антипатию и устанавливать дружеские отношения. Затем он обнаруживает, что он ему приятно знакомиться и общаться с лицами, которые ему по нраву, и что когда он и они имеют такие же задачи, с ними приятно и полезно работать вместе» (Ibid).

Гиддингс заключает свое рассуждение обобщающим выводом: «Процесс знакомства друг с другом, установления симпатии и дружеских отношений, научения получать удовольствие от общности и от сотрудничества друг с другом в нашей работе мы можем назвать социализацией» (“The process of getting acquainted with one another, establishing sympathies and friendships, learning to enjoy association and to cooperate with one another in our work, we may call socialization”) (Ibid: 5). Социализация как процесс завершает то, что последовательно реализуют «оценивание», «использование» и «характеризация», это своего рода вершина того, что начинается еще на предыдущих уровнях и чему может быть до определенного жизненного этапа не придано должного внимания. Для социализации же нужны серьезные усилия, чтобы развить ее «в целях получения наибольшего удовольствия и прибыли от нее» (Ibid).

Таким образом, в теоретической концепции социализации, предложенной Ф. Гиддингсом, социализация как социологическое понятие имеет довольно узкое значение: оно применимо лишь к установлению индивидом выгодных для него социальных связей с некоторым кругом людей. Здесь совершенно ясно выражается свойственная ранней американской социологии установка на индивидуализм как наиболее ценное социальное качество. Одновременно это дает повод видеть в концепции социализации Гиддингса особую разновидность теоретической конструкции этого важного для социологии понятия, которая может быть выражена следующей формулой: социализация — это процесс выстраивания индивидом своего социального окружения в соответствии со своими целями и интересами. Очевидно, что современные представления о социализации существенно отличаются от такой трактовки. Но, во-первых, ее важно учитывать в историко-социологическом аспекте, поскольку это одна из первых попыток обстоятельного представления термина «социализация» как важного для всей конструкции социологии понятия, во-вторых, в рамках социологической теории, которой придерживался Гиддингс, его позиция в отношении смысла социализации логична и непротиворечива, в-третьих, в современных условиях есть возможность учитывать концептуальную сторону концепции Гиддингса, подкрепляя ею тезаурусную концепцию социализации[4].

Последнее утверждение, конечно, не означает присоединения к социологической теории, развивавшейся в трудах Гиддингса и в соответствии с которой он и строил свою трактовку социализации. Эта теория была изложена Гиддингсом в его обобщающей работе «Принципы социологии» (1896). Однако, как замечал современник Гиддингса видный американский социолог Альбион Смолл, в ряде случаев изложение принципов здесь не вполне ясно [и основывается на «великолепных догадках», как не без иронии замечает рецензент (см.: Small, 1897: 111)]. Напротив, по мнению Смолла, в «Теории социализации» принципы, которые выдвигает Гиддингс, изложены достаточно определенно и имеют потенцию к дальнейшему развитию (Ibid: 113). Воспользуемся этим указанием Смолла и процитируем предисловие Гиддингса, где он дает реферат своих «Принципов социологии» [мы сохраняем отсылки автора к страницам своей книги (Giddings, 1896)]:

«Теория предполагает, — пишет Гиддингс, — что различные приспособления личности к физическому миру, определенным экономическим практикам, идеям и деятельности и определенным этическим переживаниям, идеям и тенденциям предваряют социальную жизнь (см. «Принципы социологии», с. 41–45 , 100–103, 239).

Сама теория, в отличие от этих предпосылок, включает в себя следующие положения, а именно: во-первых, определенные утверждения о режимах агрегации, которую приносят индивиды, более или менее похожие между собой, в контакт и знакомство; во-вторых, некоторые утверждения о наиболее важных видах сходства, которые могут наблюдаться в любой агрегации индивидов; в-третьих, утверждения о сознании сходства или сознании рода (the consciousness of a kind), который, как утверждается, является истинной причиной социальных явлений; в-четвертых, утверждения о влиянии ассоциаций и сознания рода на индивидуальные мотивы, поведение и характер; в-пятых, утверждения об организации сознания рода в социальную душу и о его выражении в социальной цели и контроле; в-шестых, утверждения о законах общественного выбора; седьмой, утверждения о создании определенных общественных отношений и институтов социальной душой; и, в-восьмых, утверждения о сохранении социального выбора и институтов.

Из этих утверждений играют ведущую роль те, которые характеризуют режимы сходства и сознание рода. Они содержат или включают всю теорию.

Признаются три режима сходства или рода. Это — (1) родство (в разных ее степенях семьи), национальность, раса и цвет кожи (см. «Принципы социологии», с. 18, 89, 90, 230–239, 256–298, 309–313, 338–340); (2) умственное и моральное сходство (см. «Принципы социологии», с. 18, 125–128, 171, 172, 175, 176, 180, 182, 183, 186, 187, 190, 196, 325–329, 341); (3) потенциальное сходство или способность ассимиляции (см. «Принципы социологии», с. 109–111, 322, 359, 360)» (Giddings, 1897: IX–XI).

Понятие «сознание рода» — ключевое для Гиддингса, оно вытекает из концепции «симпатии» А. Смита[5] и реализует его представление об общих моральных реакциях. Содержание понятия «сознание рода», каким оно представлено у Гиддингса, подробно проанализировал видный американский социолог Ф. Х. Хенкинс (1877–1970) (см.: Hankins, 1931). До некоторой степени оно может рассматриваться по аналогии с тезаурусной первоосновой «свое–чужое». В этом случае повод для сближения концепции социализации Гиддингса и тезаурусной концепции социализации дает то обстоятельство, что в первой и второй концепциях в центр поставлена картина окружающей действительности, которую конструирует в своем сознании социальный субъект (личность, группа и т. д.). Идея Гиддингса о социализации как конструировании приемлемого для себя социального окружения, вероятно, заслуживает рассмотрения в круге теорий социализации нашего времени.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См., например: Желтов В. В., Желтов М. В., 2010. О Ф. Г. Гиддингсе нет статьи в двухтомном энциклопедическом издании «Социологическая энциклопедия» (Социологическая энциклопедия, 2003). В Википедии его вклад в социологию практически не представлен в итальянской, польской, шведской и других версиях, включая и версию на английском языке.

[2] Здесь Гиддингс ссылается на публикацию зиммелевской статьи «Das Problem der Soziologie» в издании «Jahrbuch für Gesetssgebung, Verwaltung und Volkswirtschaft im Deutschen Reiche», вышедшем под редакцией Schmoller'а в 1894 г., а также на ее перевод на английский язык “The Problem of Sociology”, опубликованный в “Annals of the American Academy of Political and Social Science” (Vol. VI., no. 3, November 1895, p. 57, note).

[3] Гиддингс ссылается на другие свои работы — статью “The Province of Sociology”, опубликованную в “Annals of the American Academy of Political and Social Science” (Vol. I., no. 1, July 1890), и на книгу “The Principles of Sociology” (Book I, chapters 1, 2).

[4] См.: Луков Вал. А., 2002; Луков, Миневич, 2009. Наиболее полное изложение тезаурусной теории, включая и тезаурусную концепцию социализации см. в кн.: Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2013.

[5] Симпатия — центральное понятие в этической системе А. Смита. См.: Göçmen, электронный ресурс.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Желтов, В. В., Желтов, М. В. (2010) История западной социологии: этапы, идеи, школы. М. : Академический проект ; Гаудеамус. 863 с.

История социологии (1997) : учеб. пособие / под общ. ред. А. Н. Елсукова, Г. Н. Соколовой, А. А. Грицанова и др. 2-е изд., перераб. и доп. Минск : Вышэйшая школа. 381 с.

История социологии в Западной Европе и США (1993) / ред. кол.: Г. В. Осипов (отв. ред.) и др. М. : Наука. 424 с.

История теоретической социологии (1998) : в 4 т. / отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. М. : Канон. Т. 3. 446 с.

Ковалева, А. И. (1996) Социализация личности: норма и отклонение / Ин-т молодежи. М. 224 с.

Ковалева, А. И. (1998) Теоретико-методологические основы исследования социализации личности // Социологический сборник. Вып. 4. / Ин-т молодежи. М. : Социум. С. 3–8.

Ковалева, А. И. (2004) Социализация // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 139–143.

Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность : Лекции по социологии. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 204 с.

Ковалева, А. И. (2012) Методологические проблемы исследования социализации // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 19–24.

Ковалева, А. И., Богданова, В. В. (2012) Траектория социализации : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 184 с.

Ковалева, А. И., Луков, Вал. А. (2012) Социализация: социально-философский, социологический и социально-психологический аспекты понимания // Философия и культура. № 3. С. 27–35.

Луков, Вал. А. (2002) Тезаурусная концепция социализации // Дискурс: Социол. студия. Вып. 2: Социальная структура, социальные институты и процессы / под общ. ред. В. А. Лукова. М. : Социум. С. 8–19.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II : Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира : науч. монография. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.

Луков, Вал. А., Миневич, Я. В. (2009) Социализация студентов и социальное проектирование // СОТИС — социальные технологии, исследования. № 2. С. 28–43.

Социологическая энциклопедия (2003) : в 2 т. / рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин ; гл. ред. В. Н. Иванов. М. : Мысль. Т. 1. 694 с.; Т. 2. 863 с.

Giddings, F. H. (1896) The Principles of Sociology : An Analysis of the Phenomena of Association and of Social Organization. 3rd edn. N. Y. ; L. : MacMillan & Co., Ltd. xxvi, 476 p.

Giddings, F. H. (1897) The Theory of Socialization : A Syllabus of Sociological Principles for the Use of College and University Classes. N. Y. ; L. : MacMillan & Co., Ltd. xiv, 47 p.

Göçmen, Doğan. Adam Smith’s Common-sense Philosophical Contribution to the Debate on Mind-body Problem as a Social Problem [Электронный ресурс] // Academica.edu. URL: https://www.academia.edu/2276135/Adam_Smiths_common-sense_philosophical_contribution_to_the_debate_on_mind-body_problem_as_a_social_problem [архивировано в WebCite] (дата обращения: 9.05.2014).

Hankins, F. H. (1931) Franklin Henry Giddings, 1855–1931: Some Aspects of His Sociological Theory // American Journal of Sociology. Vol. 37. No. 3. P. 349–367.

Small, A. W. (1897) Review of The Theory of Socialization by Franklin Giddings // American Journal of Sociology. No. 3. P. 111–113.


REFERENCE

Zheltov, V. V. and Zheltov, M. V. (2010) Istoriia zapadnoi sotsiologii: etapy, idei, shkoly [The History of Western Sociology: Stages, Ideas, Schools]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ. ; Gaudeamus Publ. 863 p.

Istoriia sotsiologii [The History of Sociology] (1997) : study guide / ed. by A. N. Elsukov, G. N. Sokolova, A. A. Gritsanov et al. 2nd edn., revised and enlarged. Minsk, Vysheishaia shkola Publ. 381 p.

Istoriia sotsiologii v Zapadnoi Evrope i SShA [The History of Sociology in Western Europe and the USA] (1993) / editorial board: G. V. Osipov (executive editor) et al. Moscow, Nauka Publ. 424 p.

Istoriia teoreticheskoi sotsiologii [The History of Theoretical Sociology] (1998) : in 4 vols. / ed. and comp. by Yu. N. Davydov. Moscow, Kanon Publ. Vol. 3. 446 p.

Kovaleva, A. I. (1996) Sotsializatsiia lichnosti: norma i otklonenie [Socialization of the Person: The Norm and Deviation] / The Institute of Youth. Moscow. 224 p.

Kovaleva, A. I. (1998) Teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovaniia sotsializatsii lichnosti [Theoretical and Methodological Foundations of Investigation into the Socialization of the Person]. In: Sotsiologicheskii sbornik [Sociological Collection]. Issue 4. / The Institute of Youth. Moscow, Sotsium Publ. Pp. 3–8.

Kovaleva, A. I. (2004) Sotsializatsiia [Socialization]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 139–143.

Kovaleva, A. I. (2011) Obshchestvo i lichnost' : Lektsii po sotsiologii [Society and the Person: Lectures in Sociology]. Moscow, Moscow University for the Humanities Press . 204 s.

Kovaleva, A. I. (2012) Metodologicheskie problemy issledovaniia sotsializatsii [The Methodological Problems of the Research of Socialization]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 19–24.

Kovaleva, A. I. and Bogdanova, V. V. (2012) Traektoriia sotsializatsii [The Trajectory of Socialization] : monograph. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 184 p.

Kovaleva, A. I. and Lukov, Val. A. (2012) Sotsializatsiia: sotsial'no-filosofskii, sotsiologicheskii i sotsial'no-psikhologicheskii aspekty ponimaniia [Socialization: The Socio-philosophical, Sociological and Socio-psychological Aspects of Understanding]. Filosofiia i kul'tura, no. 3, pp. 27–35.

Lukov, Val. A. (2002) Tezaurusnaia kontseptsiia sotsializatsii [The Thesaurus Conception of Socialization]. In: Diskurs: Sotsiologicheskaia studiia [Discourse: Sociological Studio]. Issue 2: Sotsial'naia struktura, sotsial'nye instituty i protsessy [Social Structure, Social Institute and Processes]/ ed. by V. A. Lukov. Moscow, Sotsium Publ. Pp. 8–19.

Lukov, Val. А. and Lukov, Vl. А. (2013) Tezaurusy II: Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira [Thesauri II: The Thesaurus Approach to the Conceptualization of the Person and His/Her World]. Moscow, The National Institute of Business Press. 640 p. (In Russ.).

Lukov, Val. A. and Minevich, Ya. V. (2009) Sotsializatsiia studentov i sotsial'noe proektirovanie [Socialization of Students and Social Projection]. SOTIS — sotsial'nye tekhnologii, issledovaniia, no. 2, pp. 28–43.

Sotsiologicheskaia entsiklopediia [Sociological Encyclopedia] (2003) : in 2 vols. / research manager G. Yu. Semigin ; ed. by V. N. Ivanov. Moscow, Mysl' Publ. Vol. 1. 694 p.; Vol. 2. 863 p.

Giddings, F. H. (1896) The Principles of Sociology : An Analysis of the Phenomena of Association and of Social Organization. 3rd edn. New York ; London, MacMillan & Co., Ltd. xxvi, 476 p.

Giddings, F. H. (1897) The Theory of Socialization : A Syllabus of Sociological Principles for the Use of College and University Classes. New York ; London, MacMillan & Co., Ltd. xiv, 47 p.

Göçmen, Doğan. Adam Smith’s Common-sense Philosophical Contribution to the Debate on Mind-body Problem as a Social Problem. Academica.edu [online] Available at: https://www.academia.edu/2276135/Adam_Smiths_common-sense_philosophical_contribution_to_the_debate_on_mind-body_problem_as_a_social_problem [archived in WebCite] (accessed 9.05.2014).

Hankins, F. H. (1931) Franklin Henry Giddings, 1855–1931: Some Aspects of His Sociological Theory. American Journal of Sociology, vol. 37, no. 3, pp. 349–367.

Small, A. W. (1897) Review of The Theory of Socialization by Franklin Giddings. American Journal of Sociology, no. 3, pp. 111–113.


Луков Валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, проректор по научной и исследовательской работе — директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, вице-президент Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия). Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-70-20.

Lukov Valery Andreevich, Doctor of Philosophy, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation; Pro-rector for Research and Publishing, Director, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; Vice President, International Academy of Science (Innsbruck, Austria). Postal address: 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-70-20.

E-mail: v-lukov@list.ru

Лукова Екатерина Евгеньевна — магистр Московского гуманитарного университета (направление «Социология»). Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-60-21.

Lukova Ekaterina Evgenievna, Magister, Moscow University for the Humanities (discipline “Sociology). Postal address: Bldg. 3, 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-60-21.

E-mail: katrinka200707@rambler.ru


Библиограф. описание: Луков В. А., Лукова Е. Е. О теории социализации Франклина Гиддингса [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2014. № 3 (май — июнь). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2014/3/Lukovs_Theory-Socialization-Giddings [архивировано в Wayback Machine | WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 25.06.2014.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»