Луков Вал. А., Алиев В. В., Гневашева В. А., Луков С. В., Намлинская О. О., Погорский Э. К., Тихомиров Д. А., Фальковская К. И., Цогоев В. В., Шугальский С. С., Шустова Е. А. О реализации в российском обществе инновационного потенциала новых поколений
УДК 316.35 ; 323.3
Lukov Val. A., Aliev V. V., Gnevasheva V. A., Lukov S. V., Namlinskaia O. O., Pogorskiy E. K., Tikhomirov D. A., Falkovskaia K. I., Tsogoev V. V., Shugalskiy S. S., Shustova E. A. On New Generations’ Innovative Potential Realization in Russian Society
Аннотация ♦ Настоящие Рекомендации подготовлены проф. Вал. А. Луковым и группой молодых ученых Московского гуманитарного университета, осуществлявших в 2011–2013 гг. научный проект «Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений», поддержанный грантом РГНФ (проект № 11-33-00229а1).
Предложения исследовательской группы объединены в 7 разделов: Общие положения; Меры в области законодательства; Меры в области оценки инновационного потенциала молодежи; Меры в области интеграции молодежи в общество; Меры в области расширения зоны участия молодежи в общественной жизни; Меры в области управления системой государственной молодежной политики; Меры в области научного обеспечения государственной молодежной политики.
Рекомендации адресованы органам государственной власти федерального и регионального уровней, органам местного самоуправления, молодежным и детским общественным объединениям. Авторы исходят из того, что у государства имеется ограниченное поле деятельности в области развития человеческого потенциала. Задача государства состоит в формировании условий для развития этого потенциала, повышении мотивации для его накопления, а также создании ситуации, когда ресурсы из потенциальных становятся реальными. Основным инструментом государственного участия в развитии и реализации инновационного потенциала молодежи должен стать социальный, социокультурный проект. Проектный подход утверждается в сфере ГМП в последнее десятилетие, но он еще не освоен как действительное средство инновации.
Abstract ♦ These recommendations were prepared by Prof. Val. A. Lukov and a think-tank of young scientists from Moscow University for the Humanities who were making a research entitled “State Youth Policy: The Russian and World Practice of Its Realization in the Society of New Generations’ Innovative Potential” in 2011–2013. The project was supported with a grant from Russian Foundation for the Humanities (No. 11-33-00229а1).
The suggestions of the research team are combined into 7 sections: General Remarks, Measures in the Area of Law; Measures in the Field of Youth’s Innovative Potential Estimation; Measures in the Field of Youth’s Integration into Society; Measures in the Field of the Enhancement of Youth’s Participation in Public Life; Measures in the Field of State Youth Policy System Management; Measures in the Field of Scientific Support for State Youth Policy.
The recommendations are addressed to the government authorities of the federal and regional levels, local government bodies, youth and children’s non-governmental organizations. The authors proceed from the premise that the state has a limited scope of activity in the field of human potential development. The aim of the state consists in the generation of conditions for the development of this potential, a boost of motivation for its accumulation as well as the formation of a situation when potential resources become real. The main mean of state participation in the development and realization of young people’s innovative potential should be a social, sociocultural project. The project-based approach has been approved in the sphere of state youth policy during the last decade, but it is still not mastered as a real mean for innovation.
Keywords: youth, youth policy, the thesaurus approach.
Настоящие Рекомендации подготовлены авторским коллективом сотрудников, выпускников аспирантуры и аспирантов Московского гуманитарного университета в составе: Луков Вал. А., доктор философских наук, профессор (руководитель), Алиев В. В., аспирант, Гневашева В. А., доктор экономических наук, доцент, Луков С. В., кандидат социологических наук, Намлинская О. О., кандидат социологических наук, Погорский Э. К., кандидат философских наук, Тихомиров Д. А., кандидат социологических наук, Фальковская К. И., кандидат социологических наук, доцент, Цогоев В. В., аспирант, Шугальский С. С., кандидат философских наук, Шустова Е. А., аспирант. Подготовке Рекомендаций предшествовала исследовательская работа в рамках научного проекта «Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений» (2011–2013 гг., научный проект был поддержан грантом РГНФ — проект № 11-33-00229а1). Выводы исследования изложены в итоговой монографии (Государственная молодежная политика…, 2013), 12 сборниках материалов семинара для молодых ученых по проблематике проекта и более 50 статей в различных научных изданиях (включая электронные)[1]. В рамках проекта прошли 12 семинаров молодых ученых по проблематике проекта. Проведены экспертные опросы специалистов по работе с молодежью, активистов молодежного движения, исследователей проблем молодежи.
Общие положения
1. Российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений показывает, что этот процесс противоречиво сочетает в себе признание в обществе необходимости перемен и стремление сохранить достигнутое. Именно поэтому инновационный процесс нуждается в регулировании, разумном ограничении и в такой дифференциации по направлениям применения, целям и масштабам обновления, которая позволяла бы стимулировать одни новации и не допускать или существенно ограничивать другие.
2. Для государственной молодежной политики такого рода соединение стимулов и запретов составляет важную задачу и определяет способы реализации, которые могут быть эффективно применены на практике. Не все в потоке молодежных инноваций может быть отрегулировано и взято под контроль органов государственной власти, органов местного самоуправления и структур гражданского общества. Проявляющееся в последнее десятилетие в российских органах исполнительной власти стремление взять под государственный контроль процесс социализации молодежи в качестве цели государственной молодежной политики не реалистично не только потому, что у государства нет ни организационных, ни кадровых, ни финансовых средств обеспечить такую масштабную функцию, но и по существу дела: социализационный процесс протекает как результирующая многообразных и разнонаправленных влияний на человека и его встречного влияния на окружающих, на общественные институты и социальные общности, его результаты накапливаются годами и десятилетиями и выявляются ситуативно.
3. Все это касается и инновационной деятельности молодежи, которая накапливается в виде потенциала. Этот ресурс может раскрыться или рассеяться в зависимости от различных жизненных обстоятельств. Из этого следует, что многое не во власти государства, когда речь идет о человеческом потенциале народа, молодежи в том числе. Зато во власти государства формировать условия для развития человеческого потенциала, повышать мотивацию его накопления и создавать ситуации, когда ресурсы из потенциальных становятся реальными. В этом направлении целесообразно корректировать концепции ГМП и разрабатывать новые, а также формировать правовые основания ГМП и соответствующую правоприменительную практику. Основным инструментом государственного участия в развитии и реализации инновационного потенциала молодежи должен стать социальный, социокультурный проект. Проектный подход утверждается в сфере ГМП в последнее десятилетие, но он еще не освоен как действительное средство инновации.
4. В практике ГМП пока главным образом инновационный потенциал молодежи замечается и стимулируется в области науки и техники. Хотя средства для такой поддержки молодых новаторов остаются очень ограниченными, они все же изыскиваются в формах стипендиального обеспечения талантливых студентов, конкурсов проектов молодых ученых, их привлечения в реализацию государственных заданий и т. д. Кроме того, в общественном мнении поддерживается позитивный образ инноваций научно-технического характера. В определенной мере используется и административный ресурс в обеспечении общественной поддержки молодежи, с которой связываются прорывы в области научно-технической деятельности. Меньше определенности с поддержкой молодежной инновационности в такой сфере, как политическая деятельность. Крен делается в направлении развития различных форм молодежного парламентаризма, в том числе и на международном уровне. В то же время существует настороженность к политическим инициативам молодежи и экзотическим для привычной политической практики формам ее манифестаций. Здесь всегда будут зоны взаимного непонимания и даже полного неприятия, хотя бы и считалось, что в различных общественно-политических действиях формируется активная жизненная позиция молодежи, ее гражданственность. Незначительны достижения в привлечении инициативной молодежи в сферы малого и среднего бизнеса. Есть напряженность и в признании инноваций молодежи в культурной деятельности. Хотя поддерживаются многие творческие начинания молодых деятелей искусства и самодеятельное творчество молодежи, но поддержка иссякает, когда артефакты шокируют общество или когда за творчеством угадываются неприемлемые формы повседневной жизни молодых людей.
5. На многих направлениях, где может развиваться инновационный потенциал молодежи, имеются те же проблемы избирательности молодежной креативности для поддержки ее от лица государства, и было бы неверным считать это свидетельством несвободы российской общественной модели, как это часто представляется аналитиками международных организаций и зарубежных гуманитарных фондов. Такая дифференциация позитивного и негативного в молодежной инновационности необходима с точки зрения сохранения общественных устоев, что важно и для благополучия молодежи. Инновационность молодежи следует связывать с укреплением института семьи, духовно-нравственным воспитанием, привитием культуры здорового образа жизни и формированием конструктивного, позитивного, жизнеутверждающего мировоззрения.
Меры в области законодательства
6. Законодательство о государственной молодежной политике остается фрагментарным и не соответствует задачам развития инновационного потенциала молодежи. Выдвинутый Орловским областным Советом народных депутатов для обсуждения в Государственной Думе ФС РФ Проект Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» построен как рамочный и по своему правовому статусу не может устранить конституциональную неопределенность молодежной политики как предмета ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо совместного ведения.
Для отнесения к предмету ведения Российской Федерации целесообразно обратиться в Конституционный суд РФ за постановлением о признании предмета ведения «установление основ федеральной молодежной политики и федеральных программ в области государственной молодежной политики» вытекающим из смысла п. е) ч. 1 ст. 71 Конституции РФ.
Для отнесения к предмету совместного ведения могут быть предложены следующие варианты:
путем внесения изменений п. е) ч. 1 ст. 72 Конституции РФ изложить в следующей редакции: «е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры, спорта и государственной молодежной политики;»;
обратиться в Конституционный суд РФ за постановлением о признании предмета ведения «общие вопросы государственной молодежной политики» вытекающим из смысла вышеуказанного пункта.
Для отнесения к предмету ведения субъектов РФ следует обратиться в Конституционный суд РФ за постановлением о признании предмета ведения «реализация государственной молодежной политики» не относящимся к предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
В случае если Конституционный суд изложит в своем постановлении точку зрения, не соответствующую интересам Федерального Собрания РФ относительно государственной молодежной политики, вопрос конституционной определенности законов о государственной молодежной политике может быть решен исключительно путем внесения изменений в статьи 71, 72 Конституции РФ с соблюдением установленных кворумов для принятия таких ФКЗ.
В зависимости от исхода потребуется привести в соответствие с новыми формулировками или толкованиями законы субъектов РФ, а также вытекающие из предметов ведения федеральные и региональные программы, провести их проверку на предмет структурного соответствия процедурам бюджетного финансирования, соответствия статей расходов этим формулировкам и толкованиям и при необходимости требовать их пересмотра.
7. Попытки разработки законопроектов в области государственной молодежной политики ведутся преимущественно по модели Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991), который принимался в других общественно-политических условиях. Соответствующий федеральный закон в современных условиях целесообразен только как мера по приведению в соответствие с Конституцией РФ сложившегося положения, когда большинство субъектов РФ имеют законы о молодежи и молодежной политике и другие акты законодательства в сфере ГМП, а на федеральном уровне нормативного правового акта в статусе федерального закона нет. Но принятие федерального закона об основах ГМП не создаст необходимой правовой базы осуществления этой государственной деятельности и породит новые правовые коллизии. О такой перспективе свидетельствует принятый Международной Парламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств 23 ноября 2012 г. Модельный закон «О государственной молодежной политике». Так, среди мер, относимых к государственной поддержке молодых ученых, в Модельном законе отнесено установление «льготных квалификационных требований (в части стажа работы на соответствующих должностях) для молодых ученых в части присвоения ученых званий», что неправомерно с позиций задач профессиональной деятельности и является конфликтогенным фактором для научных и образовательных сообществ. С учетом этого не следует придавать принятию федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» решающее значение в правовом оформлении современной модели ГМП.
8. Правовое закрепление мер в области государственной молодежной политики целесообразно реализовывать в форме изменений и дополнений в акты законодательства в соответствии с установившейся структурой отраслей права и отраслей законодательства. Только таким путем могут эффективно решаться проблемы трудовых, образовательных, жилищных и других отношений с участием молодых граждан. В то же время этот путь имеет своим существенным недостатком фрагментарность решения социальных проблем молодежи, а также вероятность появления новых правовых коллизий. В этой связи целесообразно обеспечивать целостность юридического оформления ГМП и системную связь проектируемых для внесения в порядке законодательной инициативы правовых новелл через фиксацию в федеральных документах концептуального характера содержания правовых норм и положений, которые вытекают из общей стратегии ГМП. Имеющиеся концептуальные документы (Стратегия государственной молодежной политики в РФ, 2006, и последующие) обозначают вопрос о необходимости совершенствования законодательства о молодежи и молодежной политике в самом общем виде, хотя именно здесь должны быть конкретно сформулированы и зафиксированы позиции государства, которые далее приобретут форму законодательных инициатив.
9. С учетом мирового опыта и особенностей осуществления ГМП в России (включая недостаточность правовых, финансовых, организационных средств) основное внимание в правовом оформлении задач ГМП целесообразно сосредоточивать на подготовке и принятии на федеральном, региональном, местном уровнях соответствующих государственных целевых программ и проектов. Во многих случаях это более эффективный путь правового решения актуальных проблем молодежи, в том числе и в вопросах развития ее инновационного потенциала и творческой деятельности, чем работа в сфере законотворчества. Принципы участия молодежи и субсидиарности в таких программах и проекта должны быть основными или достаточно значимыми (в зависимости от содержания решаемых задач).
Меры в области оценки инновационного потенциала молодежи
10. Эффективная работа по развитию и реализации инновационного потенциала молодежи предполагает установление характеристик такого потенциала, которые зависят от многих объективных и субъективных факторов и могут со временем меняться, причем в современных условиях такие перемены происходят стремительно и нередко непредсказуемо. Соответственно программы и проекты, осуществляемые в рамках задач ГМП на федеральном, региональном, местном уровнях, а также программы и проекты структур гражданского общества (политических партий, религиозных организаций, общественных объединений, бизнес-организаций в части реализации своей социальной ответственности), опирающиеся на инновационный потенциал молодежи, нуждаются в его регулярном измерении и оценке.
Имеющиеся разработки таких оценочных средств в виде Индекса развития молодежи на основе применяемого в практике ООН Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) обеспечивают сравнение регионов России по таким показателям, как здоровье, образование, благосостояние (доходы) молодежи. Рассчитываемый на такой базе статистических данных Индекс развития молодежи полезен для анализа ряда молодежных проблем, в том числе для выявления межрегиональных различий, однако он недостаточен для проектирования конкретных действий в области выявления, поддержки и развития инновационного потенциала молодых поколений.
11. Для оценки изменений в молодежной среде, характерных для отдельных субъектов Российской Федерации, может быть использован Индекс инновационности молодежи, который отражает наличие отличительных характеристик информационного общества в базовой конструкции картин мира молодежи и предназначен для оценки степени подготовленности субъектов Российской Федерации к широкомасштабному использованию инновационности молодежи для социокультурных изменений. Индекс строится на основе агрегирования значений двух уровней: 1) достигнутого уровня становления информационного общества и 2) уровня развития инновационности молодежи. Каждый из уровней содержит в себе значения отдельных показателей: для 1 уровня применяются такие показатели, как доступ к информации, степень автономности личности и социальных общностей, развитие информационно-коммуникативных технологий, экономическая среда и занятость молодежи, показатель внедрения инноваций, наукоемкое производство в регионе (доля информационных технологий в общем уровне производства), наличие собственных систем взаимодействия и коммуникации молодежи; для 2 уровня применяется комплекс показателей, связанных с системой высшего образования, и показатель участия молодежи в социокультурном проектировании. Ниже на рисунке представлена структура Индекса инновационности молодежи.
Детализация Индекса инновационности молодежи позволяет осуществлять агрегирование показателей на нескольких уровнях, тем самым предоставляя возможность строить рейтинги регионов по отдельным направлениям и факторам развития инновационности молодежи в регионе с различной степенью детализации.
Количественное преставление Индекса инновационности молодежи на основе социального картографирования, экспертных оценок, официальных данных международной, государственной и отраслевой статистик, а также на основе данных опросов и обследований может дать измерительные шкалы для целей практического применения молодежных инноваций в деятельности органов государственной и муниципальной власти, молодежных и детских общественных объединений.
Индекс, по замыслу, — аналитическое средство. Если учесть разнообразие социальных, экономических и культурных условий России, то Индекс инновационности молодежи заведомо может быть охарактеризован как различающийся по регионам страны, не сводимый к усредненному показателю. Однако нельзя не видеть, что, во-первых, любые социальные показатели носят усредненный характер, во-вторых, что их значение раскрывается при наблюдении динамики социокультурных процессов, которая устанавливается в режиме мониторинга.
Развитие инновационности молодежи наиболее заметно в системе высшего образования. Хотя это не значит, что такого развития нет в других социальных институтах и в других, кроме студенчества, социальных группах молодежи, в названной системе ближе всего дистанция между инновационностью молодежи и социокультурными изменениями в масштабах всего общества. В силу этого и в сфере молодежной политики становится важным от общих слов об инновационном потенциале молодого поколения переходить к расширению участия молодежи в социокультурном проектировании как способе реализации ее инновационности. Результативность такого участия покажет Индекс инновационности молодежи.
12. Для оценки инновационного потенциала молодежи и ее соответствующей поддержки существенно определить, как отделить полезную инновационность от наносящей обществу вред, с тем чтобы первой оказывать государственную поддержку, а вторую блокировать. Здесь представляется целесообразным — среди прочих средств — шире использовать гуманитарную экспертизу. Задачи и механизмы гуманитарной экспертизы необходимо максимально увязать с взаимодействием институтов государства и гражданского общества в широком общественном контексте. Это значит:
установить порядок производства экспертиз и использования их результатов при принятии управленческих решений;
признать необходимость множественности экспертиз, понимая, что в гуманитарной сфере к обеспечению объективности в экспертизе можно приблизиться главным образом за счет производства экспертных заключений несколькими не зависимыми друг от друга экспертами или экспертными группами, включая и неспециалистов (носителей социальных проблем и социальных инноваций);
выработать процедуры согласования противоречащих результатов экспертиз или признания неразрешимости проблемы на экспертном уровне;
информировать людей (неспециалистов) о готовящихся решениях и результатах экспертиз.
Меры в области интеграции молодежи в общество
13. Исследование показало, что проблемы здоровья, трудовой занятости, образования, жилья и другие базисные проблемы повседневной жизни при определенном уровне напряженности в их решении сужают пространство молодежной инновационности, направляют ее в негативное, с точки зрения общественных норм и ожиданий от молодежи, русло. Это обстоятельство значительно уменьшает эффект от проводимых в рамках ГМП мероприятий, хотя и не делает их бесполезными.
Возможности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления решать фундаментальные вопросы жизни молодежи очень не велики и не могут заменить самоорганизацию общества, тем не менее некоторый ресурс у них все же есть, прежде всего в обеспечении управленческого воздействия на взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг. Такое воздействие целесообразно сосредоточить на следующих направлениях:
формирование интегрированных схем взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг посредством создания и развития инновационных форм образовательных учреждений, активно взаимодействующих с рынком труда, участвующих в формировании эффективного предложения рабочей силы, т. е. соответствующего объему и качеству потенциального спроса. Среди таких интегрированных схем могут активно развиваться исследовательские вузы, корпоративные университеты, вузы распределенного типа;
формирование баланса трудовых ресурсов с акцентом на изучение в процессе расчета баланса трех фаз процесса воспроизводства трудовых ресурсов, а именно: формирование, распределение и использование. Особо значима третья фаза — использование, оценка которой позволяет сформировать предложение рабочей силы, соответствующее спросу по объему и качеству;
прогнозирование занятости в отраслях, секторах экономики, отдельных предприятиях с целью определения спроса на объем и качество рабочей силы в среднесрочной перспективе, достаточной для профессиональной подготовки трудовых ресурсов, с целью формирования соответствующего объему и качеству рабочей силы предложения. Возможности прогнозирования, применяемые на отдельных предприятиях, позволят повысить эффективность занятости, сформировать структуру занятости, отвечающую реальным потребностям производственного процесса организации;
развитие системы подготовки кадров в соответствии с ратифицированными Россией Болонской декларацией 1999 г. и Лиссабонской конвенцией 1997 г. с учетом профессиональной структуры и объема компетенций, необходимых для национальной экономики;
развитие системы непрерывного образования, включающей и объединяющей в едином комплексе все уровни профессиональной подготовки рабочей силы. Укрупнение центров профессиональной подготовки рабочей силы позволит обеспечить более эффективное распределение ресурсов и осуществить контроль над формированием предложения рабочей силы на основе прогнозного спроса на нее; а также взаимодействие с работодателями в системе интегрированных форм рынка труда и рынка образовательных услуг;
развитие системы образовательного кредита, гарантированного государством, а также системы грантов на профессиональное образование;
развитие конкурентной среды в сфере высшего образования за счет формирования и развития интегрированных форм взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг с гарантиями трудоустройства при соответствии качества и объема запрашиваемой потенциальным работодателем рабочей силы;
формирование селективной поддержки системы профессионального образования за счет развития практики государственного заказа на подготовку специалистов;
разработка системы индикаторов, позволяющих оценивать качество образовательного процесса в вузе посредством проведения ежегодного мониторинга трудоустройства выпускников.
14. Интеграция молодежи в общество в аспекте развития и реализации ее инновационного потенциала предполагает в качестве одной из основных задач ГМП формирование социальной инфраструктуры, дружественной молодежи. В качестве таковой структуры выступает определенным образом упорядоченная совокупность объектов и организаций, которые содействуют решению задач воспитания и интеграции молодежи в общество и при этом воспринимаются молодежью (определенными ее группами, сообществами) как «свои». Такую инфраструктуру целесообразно проектировать прежде всего на местном уровне в соответствии с имеющимися ресурсами и культурными традициями.
Однако в вопросе о дружественной молодежи социальной инфраструктуре существует немало трудностей при отнесении к ней тех или иных объектов и организаций и оценки их дружественного молодежи характера. В наибольшей мере это относится к ситуации мегаполисов, в социокультурной среде которых преобладают публичные, приобретенные, динамические статусы и размытые социальные роли, что не может не сказываться на социальной и культурной идентичности молодежи. Сама же социальная инфраструктура, дружественная молодежи, связывается ею преимущественно со сферой развлечений. С учетом этого возникает разрыв между системой учреждений в рамках осуществления ГМП, включая социальные службы для молодежи, и коммерческими организациями, ориентирующими свои услуги в сфере развлечений на потребности и вкусы молодежи, тенденции молодежной моды, ее дистанцирование от политики и т. д. Этим создается альтернативная государственной социальная инфраструктура, дружественная молодежи, с сильной и разнообразной материальной, финансовой, кадровой базой и с высокой мобильностью перестроек под ожидания молодежи. В современных российских условиях нарастает конкуренция за молодежь между государственными и муниципальными органами и сотрудничающими с ними в деле достижения целей ГМП общественными объединениями, коммерческими и некоммерческими организациями, с одной стороны, и разветвленным рынком развлекательных услуг для молодежи, формирующим альтернативную социальную инфраструктуру, также претендующую на «дружественность» в отношении молодежи. В определенном смысле соотношение сил — в пользу второй инфраструктуры.
Существенно и то, что современная молодежь сталкивается с целым рядом специфических социальных проблем, к которым социальные службы оказываются не готовы, так как большинство из них создавались для работы в иных экономических и социокультурных условиях. В таких условиях социальные службы должны быть ориентированы на поиск новых инновационных технологий работы с молодежью. Ситуация осложняется еще и тем, что мало распространена практика обращения молодежи за помощью в данные службы, что в совокупности с культурными, религиозными, национальными и территориальными факторами, влияющими на доступность данных служб, усугубляет и без того не простую ситуацию по работе с молодежью.
Из этого следует, что социальная инфраструктура, обеспечиваемая и контролируемая в рамках ГМП, не должна брать на себя функций, аналогичных реализуемым коммерческими организациями в сфере развлечений. В то же время имеющийся опыт последних, в частности применение принципа дополнительности развлечений, т. е. обеспечения их многообразия в пределах одного пространства (одного объекта), показал свою эффективность (гибриды кафе, книжного магазина и концертной площадки, например, сеть О.Г.И., «буКафе» и многих их клонов; идея антикафе, где плата берется за проведенное время, а не за еду и напитки, т. е. главным предлагаемым продуктом становится общение). Такой опыт, переосмысливая его для других целей, было бы важно применять при формировании объектов ГМП (молодежных клубов и т. п.), причем не только по аналогии, но и с продумыванием того, как наряду с определенной общественно значимой деятельностью такие объекты будут создавать возможности и для развлечений, которые важны для социализации молодежи. На это, в частности, обращается внимание и в «Пересмотренной хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне» (2003), где сказано: «Любые стратегии и меры, призванные активизировать участие молодежи в жизни общества, следует претворять в жизнь в атмосфере уважения к молодежи и с учетом разнообразных потребностей, обстоятельств и чаяний молодых людей. При этом обязательно должен присутствовать элемент развлечения и удовольствия».
15. Для социализации молодежи и ее самореализации принципиальное значение имеет сфера досуга, которая не должна отдаваться на откуп коммерческим организациям. Однако путь к ограничению сферы платного досуга не может дать существенного укрепления социальной инфраструктуры, дружественной молодежи. Ее развитие в интересах ГМП предполагает, во-первых, ее последовательное описание с включением имеющихся в распоряжении координаторов ГМП объектов и организаций, во-вторых, выстраивание взаимодействия с гражданским обществом в вопросах воспитания и социального развития молодежи, в-третьих, широкой поддержки молодежного участия во всех сферах общественной жизни. Эти общие положения не столь просты для реализации, пока остается устойчивым представление, что только органы государственной власти могут признать нечто «дружественным», а нечто — «недружественным» молодежи. Здесь особенно важно применять последовательно в организации работы с молодежью принцип субсидиарности — и не только в его финансовом выражении.
Следует учитывать и мировой опыт, который показал, что попытки государства взять на себя формирование инфраструктуры молодежной политики, планировать «сверху» меры для молодежи несостоятельны. Особенность молодежи — в быстрой смене потребностей, интересов, вкусов, подверженность моде, а значит, государственные учреждения-тяжеловесы для молодежной политики могут применяться в узких областях. Тем важнее понять, что инфраструктура молодежной политики в значительной мере должна строиться на принципах субсидиарности, а именно: государство создает и поддерживает в рабочем состоянии объекты, используемые для целей молодежной политики, но значительная их часть передается для реализации программ, выдвигаемых структурами гражданского общества, и прежде всего молодежными и детскими общественными объединениями.
Второе, что следует учитывать в развитии инфраструктуры молодежной политики, — от нее не следует ожидать прямых политических результатов, а именно резкого изменения активности молодых избирателей. Многие звенья инфраструктуры молодежной политики по необходимости будут ориентированы на сферу молодежного досуга, спорта, туризма, хобби, и это обстоятельство совсем не удаляет молодежь от государственных забот. Немаловажно, что любые формы общественно приемлемой организации молодежи отвечают и тактическим, и стратегическим интересам страны: через коллективную деятельность молодые люди входят в большую жизнь.
16. В рамках развития на местном уровне социальной инфраструктуры, дружественной молодежи, целесообразно создавать площадки для неформальных встреч и общения молодежи — так называемое «третье место», не связанное с работой, учебой или домом, в частности с тем, чтобы опережать возможные девиантные проявления в молодежной среде, предоставляя молодежи более широкие возможности выбора содержания и форм своего свободного времени. В этом направлении предлагается:
в работе по созданию «третьих мест» в первую очередь расширить возможности для развития исторического сознания в духе демифологизации истории, укрепления патриотических ценностей молодежи, используя формы подготовки к службе в армии, исторических реконструкций и моделирования, деятельности поисковиков, патриотических клубов, организации дворовых праздников и т. д.;
обновить имеющиеся и создать новые культурно-досуговые центры для молодежи, объединяющие художественные, танцевальные, музыкальные, кинематографические, спортивные, научно-технические, бизнес, авто/мото и прочие секции и находящиеся в территориальной доступности для молодежи (в пределах так называемой «скорлупы повседневной жизни»);
организовать места для уличного творческого самовыражения молодежи, например, граффити, экстремального спорта, уличных танцев и т. д. (в частности, с учетом опыта хип-хоп фестиваля «Кофемолка»);
открыть кафе, ориентированные на молодежь младшего возраста, где она могла бы собираться, отмечать праздники, проводить встречи с интересными людьми, — с приемлемыми ценами, безалкогольные и безопасные для молодежи;
предоставлять льготы по аренде помещений под разовые разноплановые молодежные мероприятия, а также льготы по долгосрочной аренде малогабаритных офисных помещений (коворкингов) для молодежных проектов;
продлить работу всех учреждений для молодежи минимум до 22 часов, особенно спортивных и культурных сооружений, часть из них могут перейти и на круглосуточное функционирование, в особенности службы экстренной социальной помощи молодежи;
способствовать развитию дружественной инфраструктуры для молодежи там, где уже сформированы практики ее присутствия, а не только на новых территориях, куда молодежь еще необходимо будет дополнительно привлекать. Не должно получаться так, что к новым концертно-выставочным комплексам (например, «Винзавод», «Артплей», «Коллектор» в Москве, «Четверть» в Санкт-Петербурге и т. д.) не было удобного прохода или проезда. Особенно важно решить этот вопрос в ночное время, когда молодежи просто небезопасно появляться рядом с окружающими эти места промзонами, ведь многие мероприятия молодежной направленности проводятся именно ночью;
в рамках развития IT сферы проводить выставки компьютерных технологий, моддинга, компьютерных игр в отдаленных регионах, заинтересовывать молодежь возможностями удаленной работы из дома посредством интернет-технологий; организовывать соответствующие веб-семинары и тренинги для молодежи регионов;
создать специальную службу для молодежи, выбирающую наиболее интересные и подходящие для нее мероприятия и информирующую молодежь о них. Социальное значение такой службы видится в том, что очень большая разница между молодым человеком, выходящим на улицу и знающим, куда и зачем он идет, и молодым человеком, который не имеет представления, чем ему заняться.
Меры в области расширения зоны участия молодежи в общественной жизни
17. Основным условием реализации инновационного потенциала молодого поколения является его участие в общественной жизни и в принятии общественно значимых решений, что невозможно без накопления на каждом из этапов жизненного становления доступного для данного возраста опыта коллективной работы, организационных навыков, технологий управления, ответственного поведения. В условиях, когда ранее формировавшие такой опыт в младших молодежных возрастах институты социализации – школа (в формах ученического самоуправления), пионерская организация, комсомол – разрушены или малозначимы, инновационный потенциал молодежи имеет меньшие возможности для его проявления. Это накладывает на органы государственной власти, органы местного самоуправления, структуры гражданского общества обязанности по обеспечению участия молодежи в общественной жизни через формирование соответствующих управленческих знаний и умений на основе понимания смысла и содержания такой деятельности.
Мировой опыт показывает, что повышение мотивации такого участия целесообразно связывать с непосредственным доступом молодежи к решению конкретных вопросов местного значения. Игровые формы участия молодежи, такие как молодежные парламенты, советы, правительства-дублеры и т. д., должны выполнять функцию социализационных ступеней, помогать молодым гражданам получить опыт политической и управленческой работы, перенося его впоследствии на другие сферы жизнедеятельности. Но эти формы не должны подменять реальных механизмов участия, приучая молодого человека к безответственности и неучастию в принятии жизненно важных для населения данной территории решений.
18. Необходима разработка новых способов вовлечения молодежи в общественную жизнь, в том числе ее полноценного участия в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Органам государственной власти Российской Федерации и/или субъектов Российской Федерации в рамках предметов, отнесенных к их ведению на соответствующий момент времени, целесообразно разработать программы (внести изменения в существующие) вовлечения молодежи в политическую и управленческую деятельность (в рамках молодежных парламентов, советов, организаций и пр.) с установлением требований к такой молодежи по критериям:
наличия специальных знаний для участия в управленческом процессе в соответствующем ведомстве, а также наличия потенциала для приобретения таких знаний;
наличия аналитического конструктивного и полнообъемного мышления, применимого при работе по соответствующим направлениям;
отсутствия склонностей к работе, основанной на поверхностных знаниях.
В соответствии с этим запросить разработку тестовых материалов у специалистов в области психологии на основе перечисленных критериев, поскольку разграничение типов личности на основе их в полной мере реализуемо при имеющемся объеме научных знаний и должной квалификации специалистов.
В отношении участия молодежи в органах местного самоуправления может быть приемлем опыт Иркутска по включению в кадровый резерв на должности муниципальной службы студентов последних курсов высших учебных заведений. Подобные практики должны быть реализованы как можно шире, должна осуществляться пропаганда и популяризация таких возможностей.
19. Молодежные и детские общественные объединения могут внести свой вклад в развитие инновационной деятельности подростков и молодежи на местном уровне в крупных городах по таким направлениям, как:
заметные для города инициативы в сферах благоустройства, ресурсной экономии, городского имиджа и т. д., которые привлекут к совместной деятельности как молодежные и детские общественные объединения, так и других субъектов городской жизни, и прежде всего семьи, образовательные учреждения, органы местного самоуправления, общественные объединения и другие структуры гражданского общества;
снижение социальной напряженности в части, связанной с проблемами взаимоотношений между различными поколениями жителей города и протестным поведением части юных горожан, испытывающих неудовлетворенность уровнем своей самореализации;
апробация участниками молодежных и детских общественных объединений в своей деятельности на благо города новых технологий коммуникации в организациях, проектных разработках и их дальнейшее применение в системе управления городом;
создание в городе реальных условий для осуществления концепции «мира, пригодного для жизни детей и молодежи», возможность использования этого для формирования в мире позитивного образа России, ведения контактов с городами-побратимами и другими участниками международных отношений.
В малых городах, на селе необходимо активизировать инновацию молодежи в проектах, направленных на выявление и закрепление особых свойств данного места как их «визитной карточки» — природных, связанных с историческими событиями и личностями, нераскрытыми тайнами, особыми ремеслами, самодеятельными искусствами, спортивными достижениями и т. д.
20. Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений должна быть одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики в части решения задач развития и реализации инновационного потенциала молодежи. Развивая эту деятельность, государственные органы и организации должны исходить из широкого видения молодежных проблем и не допускать ее отрыва от других задач ГМП. Меры поддержки молодежных и детских общественных объединений окажутся малоэффективными, если одновременно с их осуществлением не ведется последовательная работа в области преодоления безнадзорности и беспризорности детей и подростков, социальных болезней, межнациональной розни, в области защиты детей и молодежи от разрушающей их духовный мир и нравственность информации, от насилия в семье и других социальных язв и вызовов современного общества. Это означает, что
необходимы согласительные процедуры по правовым, финансовым, организационным и другим вопросам, касающимся проблем молодежи, между органами и организациями всего социального блока управления на федеральном, региональном и местном уровнях;
нужна единая система управления кадрами, работающими с молодежью в системе образования, организации досуга, правоохранительной и другой деятельности в части, связанной с молодежным и детским движением; эта единая система в первую очередь должна реализоваться в подготовке и переподготовке таких кадров, научно-методическом обеспечении этой деятельности;
нужен независимый общественный контроль подготавливаемых и принимаемых решений, основанный на принципах и технологии гуманитарной экспертизы.
21. В аспекте активизации участия молодежи в различных формах молодежного движения актуальной становится борьба с такими явлениями, как привлечение молодежными организациями своих членов или участников массовых мероприятий за денежное или иное материальное вознаграждение. Следует поставить вопрос о введении административных санкций за использование незаконных материальных стимулов при привлечении молодежными организациями молодых людей. Молодежные организации – это основа молодежного движения, основная форма участия молодежи в политической жизни общества. Подобные ситуации никак не могут положительно сказаться на интеграции молодого поколения в общественно-политическую жизнь общества. У молодых людей, которые являются участниками подобных взаимодействий, формируется негативное представление об «участии», их общественно-политическая социализация проходит в корне неправильно, что приводит к соответствующим последствиям.
22. В экономической сфере инновационность молодежи было бы целесообразно связать с решением крупных государственных задач, в частности по развитию Сибири и Дальнего Востока. Здесь возможны общенациональные акции по инициативе молодежных организаций и движений «Поднимем Сибирь» и т. п., учитывающие опыт комсомольских строек 1930-х годов, но не воспроизводящие их ушедшие в прошлое черты и технологии комсомольского призыва. Здесь могут быть полезны выводы из патриотических волонтерских движений в помощь населению Крымска в 2012 г. и Дальнего Востока в 2013 г., возникших в режиме инициативы снизу и ставшие возможными через активистов социальных сетей.
23. В политической сфере участие молодежи через ее общественные организации может получить реальное воплощение и признание в той части, которая характеризуется как общественная дипломатия. В обозримой перспективе международное молодежное сотрудничество может приобрести значение фактора укрепления национальной безопасности именно на этом направлении.
Потенциал международного молодежного сотрудничества как одного из эффективных средств решения сложных и масштабных политических вопросов в российской политической практике широко использовался в советское время (в частности через структуру КМО СССР). Будучи одним из признанных инструментов «мягкой силы», молодежная общественная дипломатия имеет важное значение и как способ предварительной проработки спорных и сложных вопросов международной жизни, межгосударственных отношений, где у дипломатических служб еще не выработана концепция действий и не ясны возможные союзники и враги.
Партнерами в решении таких задач Министерством иностранных дел РФ, подведомственным ему Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и другими органами исполнительной власти могут выступать прежде всего молодежные организации с многолетним и разнообразным опытом международных связей. Это относится прежде всего к Национальному Совету молодежных и детских объединений России, имеющему развитую систему длительных международных контактов и соответствующие программы деятельности, а также к его членам, таким как Российский союз молодежи, а в аспекте раскрытия инновационного потенциала молодежи — Общероссийская общественная организация «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России "Интеграция"», Общероссийская детская общественная организация «Общественная Малая академия наук "Интеллект будущего"» и др. Сотрудничество государственных органов с молодежными и детскими общественными объединениями на данном направлении могло бы быть оформлено в форме Программы по реализации общественной дипломатии в молодежном гуманитарном и политическом пространстве, включающей, в частности:
создание школы публичной дипломатии как долгосрочного проекта для подготовки нового поколения международников;
развитие сети зарубежных контактных центров, занимающихся взаимодействием с молодежью на политическом уровне. Поддержание сети возможно при активизации потенциала российских диаспор;
создание информационного портала в Интернете, посвященного международному молодежному сотрудничеству, с задачей постепенно превратиться в основной интеллектуальный ресурс по разработке и выдвижению новых инициатив по вопросам молодежной политики в ее международном измерении; кроме того, русификация уже имеющихся в Интернете ресурсов по данной тематике.
Меры в области управления системой
государственной молодежной политики
24. В области управления системой государственной молодежной политики в части, связанной с развитием и реализацией инновационного потенциала молодежи, наиболее значимы меры, закрепляющие применение на практике принципов и технологий социального и социокультурного проектирования. Социальные и культурные проекты – важнейшие инструменты решения задач социального развития. На местном уровне они могут стать основной формой социального заказа на территории муниципальных образований на оказание услуг в социальной сфере молодежными и детскими общественными объединениями и на иную их общественно полезную деятельность. Объявление конкурсов таких проектов необходимо связывать с важнейшими задачами социально-хозяйственной и культурной сферы, которые решаются в данное время. Соответствующие поддержанные инициативные проекты молодежи могли бы получать наименование «Объект молодежной общественной деятельности».
Выявление актуальных направлений проектной работы молодежных и детских общественных объединений, связанных с развитием территорий, может вестись с применением гуманитарной экспертизы. В среднесрочной перспективе, кроме того, могли бы быть объявлены конкурсы молодежных и детских проектов, важных для культурного развития территорий и облагораживания их облика.
25. В организационном плане работа по применению подходов, основанных на социальном и социокультурном проектировании, постепенно должна привести к уменьшению формализма в сфере ГМП и освоению в качестве наиболее эффективной практики работы исходя из уже имеющихся ресурсов, в том числе человеческих. Социальное, социокультурное проектирование должно быть освобождено от гигантомании, учитывать различие в молодежной среде ориентационных знаниевых комплексов (тезаурусов) и их ядра — картин мира.
26. Социально-проектную деятельность в рамках ГМП необходимо преимущественно сосредоточить на уровне, максимально приближенном к повседневной жизни молодежи, где и создается дружественная для нее социальная и культурная среда. Пока эта линия лишь обозначена в российской модели ГМП, но ее реализации мешают частые смены концепций и органов управления. В этой связи целесообразно:
продолжить отработку критериев и показателей эффективности функционирования органов по делам молодежи, других органов и структурных подразделений, и их учреждений, выполняющих функции в области ГМП;
проводить периодический комплексный анализ и оценку деятельности указанных органов, подразделений и учреждений, а также экспертизу типовых должностных инструкций специалистов и руководящего состава модифицировать их в соответствии с современными требованиями;
подготовить стандарты работы с различными категориями молодежи на основе учета их возрастных групп, рода занятий, семейного положения, степени трудовой занятости и т. д.;
разработать систему мероприятий со студентами вузов, обучающимися по направлению «Организация работы с молодежью», с целью привлечения к профессиональной деятельности после окончания учебы;
усилить сотрудничество с учреждениями системы социального обслуживания населения, занимающихся решением проблем молодежи;
Федеральному координационному центру развития кадрового потенциала государственной молодежной политики с учетом итогов заседания Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по делам молодежи от 16.07.2013 г. внести коррективы в программы повышения квалификации в части, касающейся подготовки работников молодежной сферы к деятельности по развитию и реализации инновационного потенциала молодежи.
27. Курс на инновации должен быть не только в отношении молодежного потенциала, но и как общая стратегия развития России освобожден от нетерпения реформирования и поставлен в тесную связь с освоением новыми поколениями наследия предшествующих поколений, достижений мировой и отечественной культуры.
Здесь большую роль могут сыграть воспитательные меры, своим конечным результатом имеющие ослабление закрепившихся в последние десятилетия в общественном сознании молодежи ценностей индивидуализма, власти денег, преклонения перед Западом, пренебрежения историческими достижениями России, особенно в советский период ее развития. Такие меры естественным образом соединяются со стремлениями молодежи к достижениям в области спорта, где высокими ориентирами являются победы в Олимпиадах, Универсиадах, чемпионатах мира и страны, а также в области искусства — профессионального и самодеятельного.
При этом важно учитывать, что инновационный потенциал молодежи не может все время оставаться потенциалом, иными словами — нереализованными возможностями, он превращается в действительный фактор личной и общественной жизни или уходит в небытие, порождая неудовлетворенность, недовольство, невроз. Но и этот потенциал нуждается в социализации — в рамках общего социализационного процесса, иначе он становится социальным динамитом.
Широкое вовлечение молодежи в управление делами общества и государства создает возможности для реализации ее инновационности как источника социокультурных изменений. Из этого следует, что конструирование и развитие инновационности молодежи становится главной задачей в стратегии молодежной политики на этапе становления информационного общества.
Меры в области научного обеспечения государственной молодежной политики
28. Дальнейшее развитие ГМП как стратегии развития и реализации инновационного потенциала молодежи важно связывать с особенностями современного этапа социальных трансформаций в мире и России, которые своим содержанием имеют становление информационного общества. Необходимо в первую очередь учитывать следующие тенденции, уже обозначившиеся в этом глобальном процессе: 1). Информация и коммуникационные процессы определяют доминирующие в обществе картины мира и основные социальные практики, которые выступают как источники и механизмы социокультурных изменений и диалога культур; 2). Сетевые социальные взаимодействия становятся важнее иерархических взаимодействий, поскольку обеспечивают автономность личности и социальных общностей; 3). Виртуальный мир становится неотъемлемой частью повседневной жизни человека; 4). Пространство и время в социальных взаимодействиях перестают быть существенными для коммуникаций и различных видов деятельности; 5). Инновационность становится важнее поддержания культурных образцов, чем усиливается свойство информационного общества как общества риска; 6). «Кустовые» виртуальные взаимодействия образуют реальность, не менее значимую по своим последствиям для личности (группы), чем живое общение; 7). Автономные системы взаимодействия и коммуникации становятся неотъемлемой чертой социальных групп, их атрибутом и источником формирования.
29. С учетом этих тенденций целесообразно проводить дальнейшую доработку концепции ГМП, учитывающую новую роль сетевых взаимодействий в молодежной среде и реализующую тактик ГМП, сочетающую глобальный замысел на уровне концепции с проектированием множества разнообразных локальных мероприятий, лишь в конечном счете обеспечивающих достижение глобального замысла. С этом же направлении целесообразно строить взаимоотношения со СМИ как четвертой властью, принудительно воздействующей на молодежь с позиций принятых в масс-медиа идеологем, мифов и технологий манипуляций. Сетевой принцип отношений со СМИ может дать некоторые положительные эффекты для органов, обеспечивающих реализацию задач ГМП.
30. Разработка проблем инновационности молодежи в исследовательском аспекте своим основанием должна иметь научный арсенал, сформированный на таких направлениях фундаментальной и прикладной науки, как социология образования, экономика труда, психология творчества, междисциплинарных исследованиях молодежи, молодежного движения, молодежной политики и т. д., а также на развивающихся в условиях формирования информационного общества социальной информатике, социальном проектировании, социальной инноватике, биосоциологии, биоэтике, особо актуальных для концептуального обновления ГМП. Такую работу целесообразно не замыкать на небольшой группе специально созданных учреждений, поскольку это противоречит современным тенденциям в науке. Необходима программа молодежных исследований в рамках формируемых федеральных, региональных и местных целевых программ, скоординированная по исследовательским задачам, и тематике и исполнителям на межведоственной основе. Существенным условием выполнения заказов по такой программе должно стать участие в их осуществлении молодых ученых, аспирантов, студентов.
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] См.: Луков, Погорский, 2012; Луков, Вал. А., и др., 2013; Луков, Вал. А., 2013a; 2013b; 2013c; Луков, Вал. А., Луков, С. В., 2013; Луков, С. В., 2013; Луков, С. В., Шустова, 2013; Погорский, 2013; Тихомиров, 2013; Шугальский, 2013a; 2013b; и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений (2013) [Электронный ресурс] / Вал. А. Луков и др. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 718 с. URL: http://hdirussia.ru/assets/files/Books/State-Youth-Policy.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 2.01.2014).
Луков, Вал. А. (2013a) Место информационной политики в системе государственной молодежной политики в России // Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений : материалы семинара для молодых ученых. Вып. 11 [Текст] / под общ. ред. Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 3–35.
Луков, Вал. А. (2013b) Молодежная политика // Новая Российская Энциклопедия : в 12 т. / гл. ред. В. И. Данилов-Данильян, А. Д. Некипелов. Т. 11 (1) : Мистраль–Нагоя. М. : ООО «Издательство “Энциклопедия” ; Науч.-изд. центр «ИНФРА-М». С. 137–139.
Луков, Вал. А. (2013c) О сущности молодежной политики и ее базовых положениях // Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений : материалы семинара для молодых ученых. Вып. 9 [Текст] / под общ. ред. Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 3–15.
Луков, Вал. А., и др. (2013) Ценностный мир российской молодежи и молодежная политика [Текст] / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков, В. А. Гневашева, Н. В. Захаров, С. В. Луков // Государственная молодежная политика: из прошлого в настоящее и будущее : Труды междунар. науч.-практич. конференции (Орел, 13 апреля 2013 г.). Брянск : ГУП «Брянск. обл. полигр. объединение». С. 41–52.
Луков, Вал. А., Луков, С. В. (2013) Государственная молодежная политика: характеристики рязанских экспертов // Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений : материалы семинара для молодых ученых. Вып. 12 [Текст] / под общ. ред. Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 38–53.
Луков, Вал. А., Погорский, Э. К. (2012) Инновационность молодежи на этапе становления информационного общества // Iнформацiйне суспiльство i держава: проблеми взаємодiє на сучасному этапi : зб. наук. ст. та тез повiд. за матер. мiжнар. наук.-практич. конф. Харкiв, 26 жовтня 2012 р. Харкiв. С. 185–190.
Луков, С. В. (2013) О кадровом обеспечении государственной молодежной политики в России // Youth. World. Politics. № 4. С. 3–12.
Луков, С. В., Шустова, Е. А. (2013) О проблемах финансового обеспечения государственной молодежной политики // Youth. World. Politics. № 4. С. 13–27.
Погорский, Э. К. (2013) Молодежная политика как средство конструирования и развития инновационности молодежи // Youth. World. Politics. № 1. С. 37–49.
Тихомиров, Д. А. (2013) Демографический кризис и проблемы здоровья российской молодежи [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 5 (сентябрь — октябрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/5/Tikhomirov_Demographic-Crisis-Youth/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 2.01.2014).
Gosudarstvennaia molodezhnaia politika: rossiiskaia i mirovaia praktika realizatsii v obshchestve innovatsionnogo potentsiala novykh pokolenii (2013) [Elektronnyi resurs] / Val. A. Lukov i dr. — M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. 718 s. URL: http://hdirussia.ru/assets/files/Books/State-Youth-Policy.pdf [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 2.01.2014).
Lukov, Val. A. (2013a) Mesto informatsionnoi politiki v sisteme gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v Rossii // Gosudarstvennaia molodezhnaia politika: rossiiskaia i mirovaia praktika realizatsii v obshchestve innovatsionnogo potentsiala novykh pokolenii : materialy seminara dlia molodykh uchenykh. Vyp. 11 [Tekst] / pod obshch. red. Val. A. Lukova. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. S. 3–35.
Lukov, Val. A. (2013b) Molodezhnaia politika // Novaia Rossiiskaia Entsiklopediia : v 12 t. / gl. red. V. I. Danilov-Danil'ian, A. D. Nekipelov. T. 11 (1) : Mistral'–Nagoia. M. : OOO «Izdatel'stvo “Entsiklopediia” ; Nauch.-izd. tsentr «INFRA-M». S. 137–139.
Lukov, Val. A. (2013c) O sushchnosti molodezhnoi politiki i ee bazovykh polozheniiakh // Gosudarstvennaia molodezhnaia politika: rossiiskaia i mirovaia praktika realizatsii v obshchestve innovatsionnogo potentsiala novykh pokolenii : materialy seminara dlia molodykh uchenykh. Vyp. 9 [Tekst] / pod obshch. red. Val. A. Lukova. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. S. 3–15.
Lukov, Val. A., i dr. (2013) Tsennostnyi mir rossiiskoi molodezhi i molodezhnaia politika [Tekst] / Val. A. Lukov, Vl. A. Lukov, V. A. Gnevasheva, N. V. Zakharov, S. V. Lukov // Gosudarstvennaia molodezhnaia politika: iz proshlogo v nastoiashchee i budushchee : Trudy mezhdunar. nauch.-praktich. konferentsii (Orel, 13 aprelia 2013 g.). Briansk : GUP «Briansk. obl. poligr. ob"edinenie». S. 41–52.
Lukov, Val. A., Lukov, S. V. (2013) Gosudarstvennaia molodezhnaia politika: kharakteristiki riazanskikh ekspertov // Gosudarstvennaia molodezhnaia politika: rossiiskaia i mirovaia praktika realizatsii v obshchestve innovatsionnogo potentsiala novykh pokolenii : materialy seminara dlia molodykh uchenykh. Vyp. 12 [Tekst] / pod obshch. red. Val. A. Lukova. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. S. 38–53.
Lukov, Val. A., Pogorskii, E. K. (2012) Innovatsionnost' molodezhi na etape stanovleniia informatsionnogo obshchestva // Informatsiine suspil'stvo i derzhava: problemi vzaєmodiє na suchasnomu etapi : zb. nauk. st. ta tez povid. za mater. mizhnar. nauk.-praktich. konf. Kharkiv, 26 zhovtnia 2012 r. Kharkiv. S. 185–190.
Lukov, S. V. (2013) O kadrovom obespechenii gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v Rossii // Youth. World. Politics. № 4. S. 3–12.
Lukov, S. V., Shustova, E. A. (2013) O problemakh finansovogo obespecheniia gosudarstvennoi molodezhnoi politiki // Youth. World. Politics. № 4. S. 13–27.
Pogorskiy, E. K. (2013) Molodezhnaia politika kak sredstvo konstruirovaniia i razvitiia innovatsionnosti molodezhi // Youth. World. Politics. № 1. S. 37–49.
Tikhomirov, D. A. (2013) Demograficheskii krizis i problemy zdorov'ia rossiiskoi molodezhi [Elektronnyi resurs] // Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». № 5 (sentiabr' — oktiabr'). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/5/Tikhomirov_Demographic-Crisis-Youth/ [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 2.01.2014).
Shugalskiy, S. S. (2013a) Molodezh' v sfere razvlechenii: sotsial'no-filosofskii aspekt [Elektronnyi resurs] // Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». № 3 (mai — iiun'). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/3/Shugalskiy_Youth-Entertainment-Sphere/ [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 2.01.2014).
Shugalskiy, S. S. (2013b) Sotsial'nye praktiki molodezhi v svete tezaurusnogo podkhoda [Elektronnyi resurs] // Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». № 2 (mart — aprel'). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Shugalskiy_Social-Practices-Thesaurus/ [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 2.01.2014).
Луков Валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, проректор по научной и исследовательской работе — директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-70-20.
Lukov Valery Andreevich, Doctor of Science (philosophy), professor, honored scientist of the Russian Federation, the pro-rector for scientific and publishing work — director of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities. Tel.: +7 (499) 374-70-20.
Гневашева Вера Анатольевна — доктор экономических наук, доцент, директор Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-59-30.
Gnevasheva Vera Anatolievna, Doctor of Science (economics), associate professor, the director of the Youth Sociology Center of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities. Tel.: +7 (499) 374-59-30.
Луков Сергей Валерьевич — кандидат социологических наук, заместитель директора Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-75-95.
Lukov Sergey Valerievich, Candidate of Science (sociology), the deputy director of the Youth Sociology Center of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities. Tel.: +7 (499) 374-75-95.
Намлинская Оксана Олеговна — кандидат социологических наук, выпускница аспирантуры Московского гуманитарного университета, старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН. Тел.: +7 (499) 724-26-56, +7 (499) 129-14-33.
Namlinskaia Oksana Olegovna, Candidate of Sciences (sociology), alumna of the postgraduate school at Moscow University for the Humanities, senior researcher of the Institute of Market Problems, Russian Academy of Sciences. Tel.: +7 (499) 724-26-56, +7 (499) 129-14-33.
Погорский Эдуард Константинович — кандидат философских наук, руководитель проектов Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, стажер Эдинбургского университета (Великобритания). Тел.: +7 (499) 374-75-95.
Pogorskiy Eduard Konstantinovich, Candidate of Science (philosophy), a project executive of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities, intern at the University of Edinburgh (UK). Tel.: +7 (499) 374-75-95.
Тихомиров Дмитрий Андреевич — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-60-21.
Tikhomirov Dmitry Andreevich, Candidate of Science (sociology), associate professor of the Sociology Department at Moscow University for the Humanities. Tel.: +7 (499) 374-60-21.
Фальковская Ксения Игоревна — кандидат социологических наук, доцент, выпускница аспирантуры Московского гуманитарного университета, заместитель заведующего кафедрой теории и технологии социальной работы по учебной работе Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы. Тел.: +7 (495) 306-24-39.
Falkovskaia Ksenia Igorevna, Candidate of Science (sociology), associate professor, alumna of the postgraduate school at Moscow University for the Humanities, deputy head for educational work of the Department of Theory and Technology of Social Work at the Institute for Retraining of Managers and Specialists of the System of Social Protection of the Population of the City of Moscow. Tel.: +7 (495) 306-24-39.
Шугальский Сергей Сергеевич — кандидат философских наук, выпускник аспирантуры Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-75-95.
Shugalskiy Sergey Sergeevich, Candidate of Science (philosophy), alumnus of the postgraduate school at Moscow University for the Humanities. Tel.: +7 (499) 374-75-95.
Библиограф. описание: Луков Вал. А., Алиев В. В., Гневашева В. А., Луков С. В., Намлинская О. О., Погорский Э. К., Тихомиров Д. А., Фальковская К. И., Цогоев В. В., Шугальский С. С., Шустова Е. А. О реализации в российском обществе инновационного потенциала новых поколений [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2014. № 1 (январь — февраль). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/1/Lukov_et-al_New-Generations-Innovative-Potential/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).