Борисова И. А. Анализ систем управления качеством высшего профессионального образования
УДК 378.01
Borisova I. A. Analysis of Quality Management Systems in Higher Education
Аннотация ◙ В статье представлена характеристика основных моделей систем менеджмента качества, применяемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Ключевые слова: менеджмент качества, качество высшего образования, модель системы.
Abstract ◙ The article focuses on the characteristics of the main models of quality management systems, applied in educational institutions of higher education.
Keywords: quality management, quality of higher education, model of system.
Важное место в управлении любой организацией занимает системный подход. В его основе лежит рассмотрение организации как совокупности определенного набора связанных и взаимодействующих между собой элементов, которые можно разделить на субъекты и объекты управления. Взаимодействие между ними осуществляется путем принятия определенных управленческих решений и посредством механизма обратной связи, необходимого для получения информации о функционировании объекта управления и его соответствии заданным параметрам.
Начало применения данного методологического подхода относится к 1950 гг., а с середины 1960-х гг. он получил распространение и на область управления качеством. В общем виде системный подход к менеджменту качества можно определить, как выявление, понимание и управление взаимосвязанными процессами как системой для повышения результативности и эффективности деятельности организации при достижении ее целей и политики в области качества.
Основные принципы функционирования системы менеджмента качества представлены в таблице:
№ п/п
Принцип
Содержание
1.
Делимость
- возможность выделения в составе системы отдельных элементов, процессов и подсистем.
2.
Целенаправленность
- функционирование отдельных подсистем и системы в целом направлено на достижение конкретных целей.
3.
Иерархичность структуры
- формирование многоуровневой структуры с делегированием соответствующих полномочий на уровни структуры.
4.
Комплексность
- объединение подсистем, элементов, стадий жизненного цикла, объектов управления, и иерархических уровней системы в единое целое для проведения комплекса организационных, экономических, социальных, научно-технических, производственных и других мероприятий, используемых в системе управления качеством.
5.
Иерархия целей
- установление приоритетности одних целей по отношению к другим.
6.
Замкнутость управленческого цикла
- последовательное и непрерывное выполнение основных этапов управленческого цикла: прогнозирование, планирование, организация, мотивация и контроль.
Родоначальниками применения системного подхода в управлении качеством являются такие всемирно известные ученые, как Э. Деминг, А. Фейгенбаум, Дж. Джуран, использовавшие его при построении своих теоретических моделей.
Дальнейшее развитие системный подход к управлению качеством получил в Международных стандартах ИСО (Международной организации по сертификации) серии 9000, которые внесли огромный вклад в систематизацию многочисленных требований, терминов и понятий в области управления качеством.
Стандарты ИСО серии 9000, завоевавшие популярность в середине 1990-х гг., до сих пор остаются наиболее востребованными для организаций различных отраслей. Это обусловлено их универсальностью и формированием общих требований по созданию систем управления качеством, применимых к любой отрасли экономики, в том числе и к организациям высшего профессионального образования.
Система образования в России является сферой услуг, удовлетворяющей потребности населения. Она включает в себя сеть образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня и направленности.
В последние десятилетия проблеме качества образования во всем мире уделяется все большее внимание. Руководители государств, органов управления образованием и руководство высших учебных заведений высказывают озабоченность по вопросу достижения высокого уровня образования выпускниками вузов.
В мировой и отечественной практике используется около 10 различных моделей систем менеджмента качества вузов, включая следующие модели:
1) модель системы менеджмента качества в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов серии ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001);
2) модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и ее модификации для высшего образования;
3) модель премии Правительства РФ в области качества;
4) модель премии конкурса Министерства образования РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»;
5) модель Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS) университета Твенте (Нидерланды);
6) модель Ассоциации университетов Нидерландов (VSNU);
7) бельгийско-нидерландская модель (HBO Expert Group);
8) модель национальной американской премии по качеству «Baldrige National Quality Award» в области образования;
9) модель эталонного тестирования для Австралийских университетов и другие модели (Соболев и др., 2004: Электр. ресурс).
В основе этих моделей лежит процессно-ориентированный подход. Все они имеют большую степень совпадения, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата рабочих процессов организации и степенью перекрытия СМК с общей системой менеджмента вуза.
Перечисленные модели в определенной степени сходны по своим критериям и подкритериям. Наиболее полно специфика качества в высшем образовании момент отражена в Бельгийско-нидерландской модели улучшения качества высшего образования, которая основана на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM). Эта модель в свою очередь во многом совпадает с моделью конкурса МО России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». Таким образом, базовые критерии этих моделей могут служить прототипом для построения модели систем менеджмента качества в российских вузах с учетом положительных сторон других исследованных моделей.
Анализируя отечественный опыт разработки систем менеджмента качества для образовательных организаций следует отметить, что российские специалисты взяли за основу вышеописанные модели и осуществили их адаптацию с учетом отечественной специфики. На основе Бельгийско-Нидерландской модели улучшения качества высшего образования и модели конкурса Министерства образования и науки России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» в 2006 году была разработана Типовая модель системы качества образовательного учреждения. Данная модель является симбиозом положений международных стандартов ISO серии 9000 (ГОСТ Р ИСО 9000) и стандартов и директив Европейской сети (Ассоциации) гарантий качества (ENQA) в сфере высшего образования.
В целях стимулирования вузов к поиску современных методов управления, определения ориентиров в области развития систем обеспечения качества подготовки специалистов Минобразования России с 2000 года проводит конкурс «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», участие в котором заставило многие вузы задуматься о создании и совершенствовании собственных систем менеджмента качества. В том же году в перечень аккредитационных показателей было включено наличие внутривузовской системы контроля качества.
На сегодняшний день наличие сертифицированной эффективной системы управления вузом, базирующейся на основополагающих принципах менеджмента качества, учитывающей требования заинтересованных сторон и функционирующей в условиях непрерывного совершенствования деятельности, является одним из признаков успешности и стабильности вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Салимова, Т. А. (2007) Управление качеством : учеб. по специальности «Менеджмент организации». М. : Изд-во «Омега-Л». — 414 с.
Соболев, В. С., Степанов, С. А. (2004) Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования // Университетское управление: практика и анализ. № 2(30). С. 102–110.
Соболев, В. С., Степанов, С. А., Щербаков, А. Ю., Азарьева, В. В. (2004) Результаты пилотной апробации методики самооценки вуза на базе новой модели СМК [Электронный ресурс] // Качество и образование. URL: http://www.tqm.spb.ru/6_2004.shtml [архивировано в Archive.Is] (дата обращения: 21.12.2013).
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Salimova, T. A. (2007) Upravlenie kachestvom : ucheb. po spetsial'nosti «Menedzhment organizatsii». M. : Izd-vo «Omega-L». — 414 s.
Sobolev, V. S., Stepanov, S. A. (2004) Kontseptsiia, model' i kriterii effektivnosti vnutrivuzovskoi sistemy upravleniia kachestvom vysshego professional'nogo obrazovaniia // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. № 2(30). S. 102–110.
Sobolev, V. S., Stepanov, S. A., Shcherbakov, A. Iu., Azar'eva, V. V. (2004) Rezul'taty pilotnoi aprobatsii metodiki samootsenki vuza na baze novoi modeli SMK [Elektronnyi resurs] // Kachestvo i obrazovanie. URL: http://www.tqm.spb.ru/6_2004.shtml [arkhivirovano v Archive.Is] (data obrashcheniia: 21.12.2013).
Борисова Ирина Анатольевна — магистрант кафедры менеджмента Московского гуманитарного университета.
Borisova Irina Anatolievna, Candidate for a Master's Degree of the Management Department, Moscow University for the Humanities.
Библиограф. описание: Борисова И. А. Анализ систем управления качеством высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/6/Borisova_Analysis-QMS/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).