Титова О. Н. Ресурсное обеспечение политической элиты в контексте социально-политических трансформаций
УДК 32
Titova O. N. The Resources Provision of the Political Elite in the Context of Socio-political Transformation
Аннотация ◊ В периоды социально-политических трансформаций перед политической элитой стоит задача выстраивания политической стратегии модернизации посредством эффективного политического управления, оптимального использования имеющихся ресурсов и создания новых. Весь объем ресурсов советского времени, до последнего времени использованный политической элитой, окончательно исчерпан, сырьевые ресурсы, на основе которых осуществляется политика модернизации, не дает возможности догнать развитые страны. Задачи инновационного развития России требуют применения комплекса разнообразных политических, социальных, экономических, человеческих ресурсов, что предполагает отказ от опоры на сырьевые ресурсы, внедрение новых технологий, подготовку профессиональных кадров, использование молодежи как важнейшего кадрового ресурса политической элиты.
Ключевые слова: политическая власть, политическая элита, политические ресурсы, политические трансформации, модернизация, политическое управление.
Abstract ◊ In times of social and political transformations one of the tasks of the political elite is to draw up the political modernization strategy through an effective political management and optimal use of the available resources and the development of new ones. All the resources of the Soviet times, until recently used by the political elite, has finally been exhausted. Primary resources, on the basis of which the policy of modernization is being implemented, makes it impossible to catch up the developed countries. The innovative development tasks of Russia require the application of a complex of various political, social, economic and human resources. This implies a renunciation of the reliance on raw material resources and the introduction of new technologies, training of professional personnel, the use of young people as the most important human resource of the political elite.
Keywords: political power, political elite, political resources, political transformations, modernization, political management.
Проблема ресурсов политической элиты имеет принципиальное значение в условиях политических трансформаций по ряду причин. Политическая элита России сосредоточила в своих руках огромные властные, финансовые и информационные ресурсы, что позволило во всей большей степени усилить концентрацию власти и одновременно лишить трудящихся, прежде всего, рабочих и крестьян, возможности влиять легитимным путем на политические события, участвовать в принятии политических решений, затруднило их рекрутирование в элиту (Сковиков, 2010: 15–23). Перераспределение власти ведет к неоднородности элиты по отношению к ресурсам, что является источником внутриэлитных конфликтов, придает особую остроту борьбе за власть, к этому добавляется неравенство ресурсов региональных элит, и ресурсных возможностей федерального центра и регионов. В российском политическом процессе обнаруживается противоречие между активизацией субэлит и их низким интеллектуальным и нравственным уровнем, профессиональной подготовкой (Ледяев, 2011: 50–65). В условиях кризиса, последствия которого сказываются на экономическом развитии России явно ощущается потребность в эффективном управлении, возрастает роль институтов, обеспечивающих социализацию элит, прежде всего науки и образования (Шабров, 2010).
Использование ресурсов элитой определяется характеристиками самой российской политической элиты, условиями, в которых она действует, поставленными целями и результатами, к которым она стремится. К сожалению, в российских модернизационных процессах обнаруживаются глубокие противоречия между потребностями общества и идеями, которыми руководствуется политическая элита в своих действиях, целями, которые она перед собой ставит и нормами, которые обеспечивают достижение этих целей (Головин, 2012a: 42–47). Эволюция правящей политической элиты шла в направлении укрепления ее позиций во властных структурах в качестве решающей политической силы. Процесс этот был настолько дифференцирован по отношению к разным элитным группам, что в ходе распределения и использования ресурсов российская политическая система превращалась в поле острых конфликтов, дестабилизирующих положение не только в ней, но и в обществе (Мошняга, 2010: 81–94). Бесконечная борьба за электорат во время многочисленных избирательных кампаний беспрецедентно отвлекала значительные силы как власти, так и общества, этого же требовало политическое маневрирование, которое осуществлялось с использованием средств массовой информации, ведением чеченских войн, аппаратных перестроек (Мошняга, 2012: 18–23). Необходимость достижения и удержания власти привело к распределению имеющихся ресурсов и поиску новых. Этому же способствовал и корпоративный характер российской элиты, отдельные группы которой, субэлиты действуют преимущественно в собственных интересах, в этих целях сосредоточивая в своих руках ресурсы, которые позволят решать триединую задачу: манипулирование массами, мобилизацию масс, разделение масс. Эта задача была решена за короткий срок выстраивания властной вертикали, завершившейся новой централизацией власти (Ledyaev, 2008).
Несмотря на значительное внимание которой уделялось проблеме ресурсов в отечественной и зарубежной политической науке, нельзя утверждать, что ее содержание исчерпано. Практически все работы, так или иначе касающиеся вопросов политики и власти, содержат упоминание о ресурсах, есть и специальные исследования этой проблемы, содержание понятия «ресурс», «политический ресурс», «властный ресурс» рассматривается в политологических словарях и многочисленных учебниках по политологии.
Понятие «ресурс» получает широкое толкование в современных науках, обозначая средства, находящиеся в распоряжении явлений и процессов, способствуя их существованию и функционированию. Применительно к социуму, ресурсом является все, что способствует сохранению и развитию социума, применительно к политике ресурсы обеспечивают реализацию и интересов отдельных групп и общества в целом, применительно к власти — реализацию интересов самой власти (Головин, 2012b: 37–45).
Ресурсы используются как субъектами политического процесса, так и его объектами, ресурсами снабжены и явления (политические институты), и процессы (протест, революция, реформы) (Головин, 2009: 47–58).
Классифицируя ресурсы, современная наука относит к ним материальные и духовные ценности, нормы, информацию, коммуникации, организацию, технологии, личностные свойства индивида, имидж личности и территории, коллективный и индивидуальный разум, интерпретируя их содержание в естественных и гуманитарных науках. Разрабатываются критерии типологизации, изучаются признаки ресурсов и механизм формирования и использования. Особое внимание уделяется в последние годы инновационным технологиям, как важным ресурсам эффективного политического управления (Кондрашина, 2009), информационно-коммуникативным ресурсам, способствующим укреплению социально-политического взаимодействия и являющихся распространенным средством манипулирования сознанием. (Зелинский, 2008).
Классификация ресурсов обеспечивает выбор необходимых ресурсов, позволяет учитывать их влияние, дает возможность маневрировать ресурсами по мере возникновения потребности в них, оптимально использовать те или иные ресурсы в политическом управлении. Несмотря на то, что в контексте политических процессов понятия «политическая власть» и «политическое управление» чаще всего употребляются как синонимы, ресурсное обеспечение и применение позволяет различать эти явления.
Политическое управление представляет собой функцию политической власти по организации политического, экономического, культурного пространства путем привлечения комплекса ресурсов, способствующих перспективному развитию социума.
Политическое управление входит в функции политической власти, однако по существу власть — это отношение влияния и воздействия, в котором ресурс обозначает способность и возможность властного субъекта регулировать поведение объекта в целях самой власти, в то время, как цели политического управления в конечном счете лежат вне власти и его ресурсы используются для оптимальной организации политических и социальных процессов. Дисбаланс между политической властью и политическим управлением может привести в большим проблемам в организации политического процесса, создать политическую систему, функционирование которой противоречит потребностям современного цивилизационного развития. Неумение распорядится имеющимися ресурсами и создать новые — свидетельство ограниченности управленческого потенциала властной элиты.
Проблема властных ресурсов все чаще ставится в зависимость от тех внутренних и внешних условий, в которых осуществляется деятельность политических субъектов — глобализации, демократизации, социально-политических трансформаций (Чекмарев, 2008; Темрезов, 2010; Смолянинов, 2012). В последние годы разрабатывается тематика этнических ресурсов, политического менеджмента как политического ресурса, человеческого капитала как основного ресурса современной политики. В качестве перспективного ресурса российского политического управления рассматривается молодежь (Чекмарев, 2008).
Обращает внимание отсутствие единого представления о сущности властных ресурсов, что создает определенные методологические трудности при анализе их использования в социально-политической практике. В частности, к ресурсам, по сути относят все средства, используемые субъектом в политическом процессе, без уточнения, что они приобретают в нем специфический характер, наполняясь тем содержанием и направленностью, которые способствуют выполнению главной задачи — выживанию власти.
Несмотря на предлагаемые критерии типологизации ресурсов, «наборы» политических ресурсов не отличаются от тех, которые применяются в других сферах и могут быть отнесены к любому виду деятельности человека в любой иной сфере его деятельности. Характерно, например, распространенное предложение выделить экономические, социальные, силовые, информационные ресурсы власти (Коношевич, 2009). Вне поля зрения исследователей остается анализ эволюции ресурсов власти по мере изменения ее структуры, распределения по вертикали и горизонтали.
В результате политических и социальных трансформаций в России произошли существенные изменения во властных структурах: прекратила существование, казавшаяся незыблемой единственная политическая партия — КПСС, изменилось административно-территориальное деление страны, произошло разделение на федеральные и региональные органы власти, выделилась политическая элита, возглавившая процессы изменений, существенные изменения претерпел и ее ресурсный запас, так же, как и цели использования ресурсов. Перед политической наукой стала задача — рассмотреть эволюцию ресурсов в соответствии с эволюцией власти, провести различие между понятиями ресурс власти и ресурс управления и проследить, каким трансформациям подвергались ресурсы политической власти в период российской модернизации, какое влияние оказывал этот процесс на авторитет российской политической элиты и каким образом способствовал решению социально-политических задач.
Роль властных ресурсов и их использование определятся тем, как интерпретируется значение самой политической элиты в обществе. Если политическая элита обусловливает социальное развитие, как считали Парето и Моска, то ресурсы, которые способствуют ее укреплению, будут также играть решающую роль в политических процессах (Сковиков, 2012).
Ресурс власти — тот энергетический запас, который сосредоточивает властный субъект для осуществления главной цели — достижению, реализации, удержанию власти. Все, что способствует этой цели рассматривается властью как ее ресурс, какой бы характер он не носил: материальный или нематериальный, социокультурный или социо-психологический, одушевленный или неодушевленный, геофизический, демографический и т. д. Важнейшим ресурсом правящего класса, инструментом решения общезначимых проблем, по замечанию В. И. Буренко, является эффективное использование государственной власти (Буренко, 2010).
При этом сама власть является главными ресурсом достижения целей политического процесса.
Власть получает свое выражение и осуществление в функционировании политической элиты, которая субъективизирует властный процесс, накапливает, распределяет, направляет и использует властные ресурсы, осуществляя цели власти. Учитывая, что существование политической элиты тесно связано с социумом в той или иной форме — традиционной, договорной — она в той или иной мере вынуждена реализовывать и потребности общества (Буренко, 2012: 32–41).
Следует иметь в виду, что ресурсы власти претерпевают определенную эволюцию в зависимости от развития научно-технического прогресса и тех возможностей, которые он предоставляет властным структурам; изменения политического режима; структуры властной элиты. Характерно, что важнейшим ресурсом политической власти в России становится правовая система: российские законы вполне обеспечивают функционирование властной элиты в соответствии в целями политической власти.
Получая ресурсы в свое распоряжение либо путем захвата, либо по соглашению с другими элитными группами, правящая элита начинает контролировать процесс их использования, социально-политического обращения и распределения. Неравномерное распределение ресурсов среди субъектов политических управленцев является причиной внутриэлитной борьбы. Появление Интернет создало огромные возможности для эффективного политического и социального управления, однако по мере централизации российской власти усиливается ее стремление взять под контроль и мировую сеть, политизировать Интернет (Ульянов, 2006).
Так, поправки 2013 года к закону о СМИ и интернет-законы: закон о «Черных списках» ( № 139-ФЗ от 28.07.2012 «О защите детей от вредной информации»), вступивший в действие с 1 августа 2013 года, ряд поправок к различным законам, в совокупности названные журналистами «Законом об Интернете», дают власти реальную возможность закрывать на вполне законных основаниях «неудобные» сайты и блоги или же налагать на них крупные штрафы, то есть, по сути, вводится цензура в единственную еще до недавнего времени независимую информационную сферу — Интернет.
В июне 2013 года в интернет-изданиях часто появлялись сообщения о том, что поправки не проработаны, что к их принятию не привлекаются соответствующие специалисты. Например, Марк Твердынин, председатель правления Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), в интервью «Газета.Ru», заявил, что их структура к разработке поправок не привлекалась (Винокурова, 2013: Электр. ресурс). Заметим, РОИТ — это крупная общественная организация, которая была создана в марте 1996 года, и целями которой, в частности является «популяризации и продвижения сети Интернет как общедоступной среды коммуникации, создания и распространения информации, а также приемов и методов работы в глобальной компьютерной сети; продвижения идей безопасного использования интернет-технологий и способствования безопасному пользованию сетью Интернет; представления интересов пользователей сети Интернет и выражение их мнения в органах государственной власти, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях» (Цели и задачи РОЦИТ, электр. ресурс).
Так же с критикой принятых поправок выступили крупнейшие интернет-компании: российская компания Yandex, Российская академия электронных коммуникаций (Рунет выступает против…, 2013: Электр. ресурс) и Российское представительство компании Google (Google критикует новый закон…, 2013: Электр. ресурс).
То, что при принятии закона не учитывалось мнение ни компетентных экспертов, ни общественных организаций и самих россиян (так, например, опросы общественного мнения устраивали многие крупные социальные сети: «ВКонтакте», «Одноклассники» и тому подобные источники), приводит нас к единственному логичному выводу: данные действия направлены исключительно на то, чтобы постепенно официально взять под полный контроль российский сектор Интернета.
Еще в 2011 году Рафал Рохозински, старший сотрудник Университета Торонто, выступил с докладом об онлайн-репрессиях, где обвинил правительства России и многих стран бывшего Советского Союза в том, что они манипулируют информационными потоками, вбрасывают на сайты ложный контент и мешают оппозиционным группам проводить интернет-коммуникацию с обществом (Авторитаризм в Интернете, 2011: Электр. ресурс).
Поиски новых ресурсов политического управления приобрели особую значимость на этапе трансформаций, когда перестал использоваться главный ресурс политического управления советского периоды — идеологический и на первые места стали выходить экономической, технологический, кадровый ресурсы. В настоящее время задачи инновационного развития России требуют применения комплекса разнообразных политических, социальных, экономических, человеческих ресурсов, что предполагает отказ от опоры на сырьевые ресурсы, внедрение новых технологий, подготовку профессиональных кадров, использование молодежи как важнейшего кадрового ресурса политической элиты (Титова, 2010).
Есть различия в использовании ресурсов различными политическими элитами на федеральном и региональном уровнях, в элитных иерархиях. Они обусловливаются неравномерным развитие регионов, чрезмерной концентрацией власти в федеральном центре.
Новая политическая элита России формировалась в три этапа, будучи в начале связанной с советской номенклатурой, затем, вырастая из директората и бизнес-структур и наконец, вступая в период институционализации, когда оформляется федеральная и региональная элиты — по вертикали, управленческая (государственный служащие верхнего, среднего и нижнего эшелонов власти), военная, этническая — по горизонтали. Формирование «новой» политической элиты происходит собственно на стадии ее институционализации, в то время как начальная стадия российской модернизации отличалась осуществлением буржуазных по характеру реформ, без буржуазии — феномен, который впервые отметил А. С. Хоцей еще в 1999 году и впоследствии отмечаемый российскими исследователями (Хоцей, 1999; Карпец, 2009). Характерно, что по мере формирования новой политической элиты приобретал все более четкие очертания круг лиц, чьи интересы она выражала — представители крупной бизнес-элиты, то есть, по сути, быстро обогащающейся новой российской буржуазии. По замечанию О. В. Крыштановской российская бизнес-элита влиятельна более в политике, нежели в экономике именно потому, что контролирует ресурсы более, чем политическая элита, активно включается в политику и участвует в принятии политических решений. Чем слабее политическая элита, тем значительнее роль бизнес-элиты в политике, заключает это рассуждение автор (Крыштановская, 2005).
Асоциальность, безответственность российской политической элиты, отрыв ее от народа свидетельство того, что сама российская политическая элита становится ресурсом Запада, помогая ему активно осуществлять свое влияние на страну и сама активно использует материальные ресурсы, питая антиэлитные настроения россиян (Маслов, 2006).
На первом этапе приходящие к власти новые политические силы получали в свое распоряжение весь процесс промышленного производства и его инфраструктуру, здания, печать, каналы телевидения, пансионаты, дома отдыха, санатории финансы, принадлежавшие партийным и советским органам. Весь потенциал советского общества был присвоен узким кругом лиц, из которого и формировалась впоследствии политическая и экономическая элита. Инициаторами политических изменений были представители российской номенклатуры М. С. Горбачев и Б. Н. Ельцин, сделавшие попытку порвать с советской элитой и, объединив вокруг себя единомышленников, совершить прорыв в развитии российского общества. Именно они впервые попытались осуществить политическое управление, минуя идеологический ресурс и опираясь на демократические настроения населения (Загидов, Сковиков, 2008: 190–198).
На втором этапе, когда началось сращивание политического и экономического капитала, стала формироваться новая политическая элита, широко использовавшая материальный и финансовый ресурс.
Приход к власти В. В. Путина сопровождался возрастанием роли информационно-коммуникативного ресурса, отражавшим стремление политических верхов наладить социальные связи, создать впечатление тесных социальных взаимодействий, близости к российским гражданам (Шабров, 2012: 328–330).
На данном этапе ресурсы советской системы окончательно исчерпаны, и Россия в использовании ресурсных инноваций начала отставать не только от стран Запада, но и от азиатского окружения, например, успешно развивающегося Китая, вырывающейся вперед Индии (Ивановский, 2008a: 129–131). Многочисленные дискуссии о путях развития стран, непосредственно касаются вопросов использования экономических, технологических, людских ресурсов (Ивановский, Романов, 2008: 88–91). Все более очевидно, что российское политическое управление не только не способствуют успехам модернизации, выходу страны в число передовых стран мира, но грозят превращению России в сырьевой придаток более успешно развивающихся стран, в том числе Китая (Шакиев, 2009).
В условиях динамично развивающегося общества требуется постоянно обновление политической элиты, рекрутирование в ее ряды кадров не по принципу политического доверия, а в соответствии с потребностями в знающих специалистах, поэтому основным ресурсом политической элиты становится молодежь как новое поколение страны, обладающее потенциальными возможностями обеспечивать социально ответственное эффективное политическое управление в его инновационных формах, адекватных потребностям становления сложно организованной общественной системы. Следовательно, решая вопрос о приоритетах, которые должна выбирать российская политическая элита в политическом управлении, основное внимание в предстоящие годы, по всей видимости, следует обратить на кадровые, научные и образовательные ресурсы (Ледяев, 2008: 121–129). Подготовка профессионально грамотной, социализированной, готовой принять активное участие в политическом управлении молодежи в ближайшие годы потребует реальных реформ в системе образования и науки, так как существенно возрастает роль этих институтов, где готовится будущая управленческая элита страны. Другой сферой, где накапливается опыт сознательного политического участия, рационального отношения к сфере политики, становятся молодежные политические движения, политические партии, молодежные парламенты и правительства. Таким образом, появляется возможность нейтрализовать стихийное и спонтанное протестное движение, перевести протест в русло конструктивной оппозиции и создать условия для превращения политического управления в действенный фактор развития российского общества (Головин, 2012c).
В периоды социально-политических изменений поиск разнообразных ресурсов и их эффективное использование политической элитой в большей степени, чем усилиями политического пиара, политической риторики будет способствовать созданию положительного образа власти в глазах населения, поможет осуществлению реального диалога власти и общества.
Головин, Ю. А. (2009) Политическая безопасность личности и общества в российском государстве // Общество. Государство. Политика. № 5. С. 47–58.
Головин, Ю. А. (2012a) Публичная политика как пространство легитимации власти (на примере Ярославской области) // Политика и общество. № 4. С. 42–47.
Головин, Ю. А. (2012b) Защита политической системы Российской федерации: теоретические и прикладные аспекты // Национальная безопасность / Nota Bene. № 3. С. 37–45.
Головин, Ю. А. (2012c) Активизация деятельности современных СМИ в обеспечении информационной безопасности // Национальная безопасность / Nota Bene. № 4. С. 142–148.
Загидов, Т. З., Сковиков А. К. (2008) Активизация участия женщин в политических процессах // Социология власти. № 3. С. 190–198.
Зелинский, С. А. (2008) Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. СПб. : Издательско-торговый дом «Скифия». — 441 с.
Ивановский, З. В. (2008) XIV Международные Дашковские чтения // Русский язык за рубежом. № 3. С. 129–131.
Ивановский, З. В., Романов, Ю. В. (2008) Международная встреча испанистов // Латинская Америка. № 8. С. 88–91.
Карпец, В. (2009) Политическая элита новой России [Электронный ресурс] // Правая.ru. URL: http://pravaya.ru/look/16816 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.08.2013).
Кондрашина, Н. В. (2009) Интернет-технологии как инструмент взаимодействия политической власти и общества в современной России : Автореф. дис. .... канд. полит. наук. Астрахань. — 192 с.
Крыштановская, О. В. (2005) Анатомия российской элиты. М. : Захаров. — 384 с.
Ледяев, В. Г. (2008) Кого относить к элите? // Общество и экономика. № 3–4. С. 121–129.
Ледяев, В. Г. (2011) Концептуальные основания эмпирического исследования власти // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. № 4. С. 50–65.
Маслов, О. Ю. (2006) Российская элита начала XXI века в оценках современников и будущее российской элиты [Электронный ресурс] // Независимое аналитическое обозрение. URL: http://www.polit.nnov.ru/2006/10/09/roselitotsid/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 16.08.2013).
Мошняга, В. П. (2010) Диалог цивилизаций: достижения, проблемы, перспективы // Этносоциум и межнациональная культура. Т. 26. № 2. С. 81–94.
Мошняга, В. П. (2012) Национальные интересы, национальная безопасность в современных условиях // Этносоциум и межнациональная культура. № 10. С. 18–23.
Сковиков, А. К. (2010) Политическая и правящая элиты современной России: взаимодействия и противоречия // Политика и общество. № 10. С. 15–23.
Сковиков, А. К. (2012) Гаэтано Моска об акторах политического управления и власти // PolitBook. № 4. С. 104–115.
Смолянинов, Е. В. (2012) Распределение политических ресурсов в современных демократических системах : Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М. — 18 с.
Темрезов, Р. Б. (2010) Информационно-коммуникативные технологии как ресурс политической власти в условиях политической глобализации // Власть. № 6. С. 26–28.
Чекмарев, Э. В. (2008) Молодежь как политический ресурс модернизации современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. Т. 8. №. 2. С. 81–85.
Шабров, О. Ф. (2010) Актуальные проблемы политики и политологии в России : Сб. науч. ст. / Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации ; [редкол.: О. Ф. Шабров и др.]. М.
Ledyaev V. (2008) Domination, Power and Authority in Russia: Basic Characteristics and Forms // Journal of Communist Studies and Transition Politics. Vol. 24. No. 1. P. 17–36.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Avtoritarizm v Internete. (2011) [Elektronnyi resurs] // Newstube.ru. URL: http://www.newstube.ru/media/avtoritarizm-v-internete [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 16.08.2013).
Burenko, V. I. (2010) Instrumental'noe izmerenie politicheskoi elity [Elektronnyi resurs] // Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». № 6 — Istoriia. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/6/Burenko/ [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 16.08.2013).
Burenko, V. I. (2012) Sovremennyi politicheskii protsess v kontekste elitologii // Politika i obshchestvo. 2012. № 3. S. 32–41.
Vinokurova, E. (2013) Kreml' soberet internet v zakon [Elektronnyi resurs] // Gazeta.Ru. URL: http://www.gazeta.ru/politics/2013/01/23_a_4938357.shtml [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 16.08.2013).
Golovin, Iu. A. (2009) Politicheskaia bezopasnost' lichnosti i obshchestva v rossiiskom gosudarstve // Obshchestvo. Gosudarstvo. Politika. № 5. S. 47–58.
Golovin, Iu. A. (2012a) Publichnaia politika kak prostranstvo legitimatsii vlasti (na primere Iaroslavskoi oblasti) // Politika i obshchestvo. № 4. S. 42–47.
Golovin, Iu. A. (2012b) Zashchita politicheskoi sistemy Rossiiskoi federatsii: teoreticheskie i prikladnye aspekty // Natsional'naia bezopasnost' / Nota Bene. № 3. S. 37–45.
Golovin, Iu. A. (2012c) Aktivizatsiia deiatel'nosti sovremennykh SMI v obespechenii informatsionnoi bezopasnosti // Natsional'naia bezopasnost' / Nota Bene. № 4. S. 142–148.
Zagidov, T. Z., Skovikov A. K. (2008) Aktivizatsiia uchastiia zhenshchin v politicheskikh protsessakh // Sotsiologiia vlasti. № 3. S. 190–198.
Zelinskii, S. A. (2008) Informatsionno-psikhologicheskoe vozdeistvie na massovoe soznanie. SPb. : Izdatel'sko-torgovyi dom «Skifiia». — 441 s.
Ivanovskii, Z. V. (2008) XIV Mezhdunarodnye Dashkovskie chteniia // Russkii iazyk za rubezhom. № 3. S. 129–131.
Ivanovskii, Z. V., Romanov, Iu. V. (2008) Mezhdunarodnaia vstrecha ispanistov // Latinskaia Amerika. № 8. S. 88–91.
Karpets, V. (2009) Politicheskaia elita novoi Rossii [Elektronnyi resurs] // Pravaia.ru. URL: http://pravaya.ru/look/16816 [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 12.08.2013).
Kondrashina, N. V. (2009) Internet-tekhnologii kak instrument vzaimodeistviia politicheskoi vlasti i obshchestva v sovremennoi Rossii : Avtoref. dis. .... kand. polit. nauk. Astrakhan'. — 192 s.
Konoshevich, V. A. (2009) Politologiia : Ucheb. posob. (Al'bom skhem). Simferopol'. [Elektronnyi resurs] // Skhemo. URL: http://схемо.рф/shemy/politologija/konoshevich-v-a-politologija-uchebnoe-posobie-albom-shem-simferopol-2009-g (data obrashcheniia: 15.08.2013).
Kryshtanovskaia, O. V. (2005) Anatomiia rossiiskoi elity. M. : Zakharov. — 384 s.
Lediaev, V. G. (2008) Kogo otnosit' k elite? // Obshchestvo i ekonomika. № 3–4. S. 121–129.
Lediaev, V. G. (2011) Kontseptual'nye osnovaniia empiricheskogo issledovaniia vlasti // Politicheskaia kontseptologiia: zhurnal metadistsiplinarnykh issledovanii. № 4. S. 50–65.
Maslov, O. Iu. (2006) Rossiiskaia elita nachala XXI veka v otsenkakh sovremennikov i budushchee rossiiskoi elity [Elektronnyi resurs] // Nezavisimoe analiticheskoe obozrenie. URL: http://www.polit.nnov.ru/2006/10/09/roselitotsid/ [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 16.08.2013).
Moshniaga, V. P. (2010) Dialog tsivilizatsii: dostizheniia, problemy, perspektivy // Etnosotsium i mezhnatsional'naia kul'tura. T. 26. № 2. S. 81–94.
Moshniaga, V. P. (2012) Natsional'nye interesy, natsional'naia bezopasnost' v sovremennykh usloviiakh // Etnosotsium i mezhnatsional'naia kul'tura. № 10. S. 18–23.
Runet vystupaet protiv novogo zakona ob internet-piratakh (2013) [Elektronnyi resurs] // BBC. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2013/06/130613_yandex_copyright_law.shtml [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 16.08. 2013)
Skovikov, A. K. (2010) Politicheskaia i praviashchaia elity sovremennoi Rossii: vzaimodeistviia i protivorechiia // Politika i obshchestvo. № 10. S. 15–23.
Skovikov, A. K. (2012) Gaetano Moska ob aktorakh politicheskogo upravleniia i vlasti // PolitBook. № 4. S. 104–115.
Smolianinov, E. V. (2012) Raspredelenie politicheskikh resursov v sovremennykh demokraticheskikh sistemakh : Avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. M. — 18 s.
Temrezov, R. B. (2010) Informatsionno-kommunikativnye tekhnologii kak resurs politicheskoi vlasti v usloviiakh politicheskoi globalizatsii // Vlast'. № 6. S. 26–28.
Titova, O. N. (2010) Innovatsionnye molodezhnye proekty: regional'nyi aspekt [Elektronnyi resurs] // Setevoi portal zhurnala «Polis». URL: http://polis.isras.ru/files/File/puvlication/Titova.pdf [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 6.08.2013).
Ul'ianov, D. (2006) Razmetka polia. Bol'shie resursy i kutsye ideologii [Elektronnyi resurs] // Politicheskii zhurnal. № 14 (109). URL: http://www.politjournal.ru/preview.php?action=Articles&dirid=67&tek=5505&issue=155 [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 16.08.2013).
Khotsei, A. S. (1999) Teoriia obshchestva: Filosofskaia proza : v 3-kh t. Kazan' : Matbugat Iorty. T. 2 : Stanovlenie biurokratii. Tsivilizatsii. — 832 s.
Tseli i zadachi ROTsIT [Elektronnyi resurs] // ROTsIT. URL: http://www.rocit.ru/about/target/ [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 15.08.2013).
Chekmarev, E. V. (2008) Molodezh' kak politicheskii resurs modernizatsii sovremennoi Rossii // Izvestiia Saratovskogo universiteta. Novaia seriia. Seriia: Sotsiologiia. Politologiia. T. 8. №. 2. S. 81–85.
Shabrov, O. F. (2010) Aktual'nye problemy politiki i politologii v Rossii : Sb. nauch. st. / Rossiiskaia akad. gos. sluzhby pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii ; [redkol.: O. F. Shabrov i dr.]. M.
Shabrov, O. F. (2012) Politicheskie tekhnologii // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 4. S. 328–330.
Google kritikuet novyi zakon ob internet-piratakh (2013) [Elektronnyi resurs] // BBC. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2013/06/130614_rn_google_law_internet.shtml [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 16.08.2013).
Ledyaev V. (2008) Domination, Power and Authority in Russia: Basic Characteristics and Forms // Journal of Communist Studies and Transition Politics. Vol. 24. No. 1. P. 17–36.
Титова Ольга Николаевна — преподаватель кафедры социально-политических теорий Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова.
Titova Olga Nikolaevna, lecturer of the Socio-political Theories Department at Yaroslavl Demidov State University.