Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №4 2013

Ручкин Б. А. ВЛКСМ — непознанное наследие

УДК 94

Ruchkin B. A. All-Union Leninist Young Communist League — an Unexplored Legacy

Аннотация ◊ Статья посвящена обсуждению вопроса о том, насколько опыт деятельности комсомола может быть полезным для молодежной организации современной России.

Ключевые слова: комсомол, комсомольские кадры, история комсомола, молодежь, молодежная политика.

Abstract ◊ The article discusses the question of to what extent the experience of Komsomol activity can be useful for a youth organization of modern Russia.

Keywords: Komsomol, Komsomol staff, the history of Komsomol, youth, youth policy.


95-летие ВЛКСМ вновь пробудило интерес к этой уникальной молодежной организации, придало некоторый импульс к поиску концептуального подхода к вопросу об использовании какого «исторического опыта ВЛКСМ» в свете задач сегодняшнего и завтрашнего дня молодежного движения можно и должно говорить в XXI веке.

Комсомол как помощник КПСС был активным созидателем социалистического общества, организатором и воспитателем советской молодежи. О его заслугах перед Отечеством свидетельствуют высокие государственные награды: три ордена Ленина, ордена Красного Знамени и Трудового Красного Знамени, орден Октябрьской Революции. Никакая другая общественно-политическая организация не удостаивалась столь высокого признания своих заслуг. Однако отношение к социалистическому прошлому, атрибутам власти и общественным организациям у наших современников неоднозначное.

Комсомол не стал исключением. Его начали изгонять из российской истории или делать акцент на изложении его деятельности в черных цветах.

В этой связи позволим две цитаты. Первая — из статьи С. Хоружего 1993 г. «Зона»: «Сегодня в основном всё ясно с комсомольской организацией… Разными путями в обществе распространяется понимание, простая суть которого: комсомол — школа цинизма и карьеризма, жестокой дрессуры, звериной натаски лидеров. Комсомол — мастерская обрубки рядовых под болванку советского человека… комсомол — зона» (Хоружий, 1993: 166). И вторая — из вступительного слова редактора-составителя сборника «Молодежное движение России в документах (1905–1938 гг.) П. Деркаченко: «Вдохновителем и одним из главных организаторов такой организации (РКСМ) прислужников партии был Лазарь Щацкин. Помимо него в руководство входили фамилии, которые говорят сами за себя: Цейтлин, Рывкин, Герр... Не было в руководстве РКСМ молодых учителей, врачей, инженеров, офицеров... Были бывшие уголовники, эмигранты, дезертиры и прочие». Далее дается оценка комсомола в целом: «По смыслу своего учреждения, методам работы в целом, кровавой деятельности комсомол был и остается механизмом подавления и уничтожения российской молодежи» (Молодежное движение в России…, 1999: 13–14, 17).

С 1990-х годов мало что изменилось. Сценарист А. Смирнов вещает не от себя, а от имени поколения: «…молодость для многих из моего поколения, для меня, в частности, это была судорожная попытка пробраться сквозь шоры жуткого пионерско-комсомольского воспитания…» (цит. по: Руденко, 2008: Электр. ресурс).

За время своего существования комсомол, как и вся советская страна, прошел ряд этапов, существенно отличавшихся по первоочередным задачам. Это Гражданская война, период новой экономической политики, социалистической реконструкции народного хозяйства и колхозного строительства, Великая Отечественная война, время «оттепели», относительной стабильности, начало кризисных явлений в обществе и реформы периода перестройки. При неизменности идеологии в деятельности комсомола на каждом этапе были свои специфические черты. Опыт работы с молодежью видоизменялся и обогащался.

Раскрытие исторического опыта ВЛКСМ предполагает объективные оценки как опыта в целом, так и отдельных периодов его накопления. Речь идет об изучении опыта не только положительного, но и негативного, ибо само осознание ошибочности тех или иных действий имеет позитивное значение для извлечения уроков из истории.

Как же в целом можно определить этот опыт — как положительный или как отрицательный? Если за основу оценки положительного опыта взять практику, которая содействует прогрессивному развитию общества, то опыт ВЛКСМ следует признать положительным. При всех издержках социальная практика комсомола была направлена на созидание.

Сейчас, когда в стране миллионы бездомных (общероссийская армия сиротства оценивается в 700 тыс., из них 3% детей — биологические сироты, остальные — так называемые «социальные»), выброшенных на обочину жизни подростков, представляет практический интерес опыт участия комсомола в ликвидации детской беспризорщины в годы Гражданской войны. В короткий срок советскому правительству удалось решить эту трудную проблему. Создание в 1922 г. пионерской организации, работавшей под руководством комсомола, имело огромное значение в деле социализации детей, их политического, физического и нравственного воспитания.

В нынешних условиях стоило бы обратить внимание на социальную практику комсомола в период новой экономической политики, когда возникли частные предприятия и кооперация. Защита экономических интересов рабочей и трудящейся молодежи тогда выдвинулась на первый план. ЦК комсомола вносил в Совет народных комиссаров предложения, проекты постановлений, направленные на улучшение материальных условий работающей молодежи. Вместе с профсоюзами комсомольские организации заботились о соблюдении прав молодежи на производстве.

В современных условиях свою актуальность приобретает опыт комсомола по созданию целой системы поиска и развития молодых талантов, формы работы, дававшие старт молодым в науку, искусство, спорт. Одним из элементов этой системы были награды для различных категорий молодежи за ударный, творческий труд, за достижения в учебе, науке, воинской службе. Ежегодно их получали тысячи юношей и девушек. Наивысшей наградой, имевшей в обществе высочайший престиж, была премия Ленинского комсомола. За 25 лет (с 1966 по 1991 г.) ее лауреатами стали 5527 человек. Ныне предпринимаются шаги со стороны властей по привлечению и закреплению в науке молодых кадров. Правительством РФ 4 августа 2008 г. утверждена федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», учреждена также Премия Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых. Учреждены три премии по 2,5 млн руб. каждая.

Особого внимания заслуживает работа комсомола в строительстве и укреплении Красной армии и Военно-морского флота. Комсомольские организации городов устанавливали шефство над воинскими частями. С 1922 г. РКСМ являлся шефом ВМФ. В 1931 г. IX съезд ВЛКСМ принял шефство над Военно-воздушным флотом. «Комсомол — на самолет!» — таков был призыв съезда. Для руководства подготовкой летного состава был сформирован Центральный штаб при ЦК ВЛКСМ. На местах при комсомольских комитетах были созданы аналогичные штабы. Кадры пилотов готовились в авиашколах и авиаклубах при Обществе содействии обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). В 1940 г. авиаклубы и авиашколы подготовили около 10 тыс. различных специалистов. Комсомол явился также инициатором парашютного спорта в СССР. Без этой подготовки молодежи к войне победа далась бы еще с большими потерями в начальный период Великой Отечественной войны.

В сознании советской молодежи служба в армии считалась не только долгом, но и честью. Воспитание юношей и девушек в духе патриотизма проходит сквозной линией во все периоды деятельности. Опыт работы комсомола в этом деле является ценным его наследием.

Понятно, что положительный опыт в чистом виде, т. е. не содержащий ошибок, вообще едва ли возможен. Отдельные аспекты деятельности комсомола не могут вызвать позитивной оценки. Его усердие в «очищении» партии, Советов, комсомола, некоммунистических организаций молодежи стало общим местом и составляет предмет праведного негодования.

В большей мере недоброжелательно относящиеся к комсомолу исследователи неизменно подчеркивают его ответственность за поддержку политики террора в 1936–1938 гг. Многомиллионный размах чистки был бы невозможен без подключения в помощь карательным органам целой армии помощников. Выступая 20 ноября 1937 г. на собрании актива Москвы по поводу 20-летия ВЧК-ОГПУ-НКВД, А. И. Микоян заявил: «У нас каждый трудящийся — наркомвнуделец» (цит. по: Политическая история, 1996: 376).

Комсомол не был исключением. Выступая на VII пленуме ЦК ВЛКСМ, А. Косарев говорил: «Мы по-честному выполняем указания ЦК партии по очистке кадров. Только по линии аппаратов райкомов и обкомов 561 человек был снят как враг народа». За три года (1936–1938 гг.) по обвинению во враждебной деятельности из ВЛКСМ было исключено 141,3 тыс. человек (см.: Криворученко, 1991: 315, 323–327).

Комсомол был одновременно порождением советской системы, ее активным творцом и ее жертвой. Многие из руководящих комсомольских работников (в том числе и семь первых секретарей ЦК) стали жертвами государственного террора.

Возвращаясь к вопросу об общей оценке исторического опыта ВЛКСМ, повторимся: имеющиеся негативные моменты в его деятельности не изменяют сущности положительного опыта. «И научная оценка эпохи должна производиться не по совершенным в ней преступлениям, — говорил выдающийся мыслитель А. А. Зиновьев, — а по тому вкладу, который она внесла в социальный прогресс человечества. Вклад советской эпохи с этой точки зрения грандиозен. Он остался непонятым и неоцененным на научном уровне до сих пор» (цит. по: Русский интеллектуальный клуб, 2006: 9).

Исторический опыт отличается от истории тем, что изучается не вся история, а только те ее стороны, которые приобретают особую актуальность. Среди них — система работы с кадрами и активом комсомола.

Комсомол по определению считался и фактически являлся резервом правящей коммунистической партии. Но не только. На самом деле его политические функции простирались гораздо шире: циркуляция элиты в советском обществе, как общее правило, начинала свой разбег именно в комсомоле.

Кадровая политика в ВЛКСМ слагалась из многих элементов, но важнейшую роль в воспитании кадров и актива играло их обучение, сложившаяся система повышения их идейно-теоретического уровня и деловой квалификации. Эта система включала в себя: для самого массового звена — школы комсомольского актива при комитетах ВЛКСМ, райкомах и горкомах комсомола (к середине 80-х годов в течение года в них повышали квалификацию более 5 млн человек); для работников райкомов, горкомов комсомола — зональные, республиканские и областные школы — в них ежегодно обучалось более 26 тыс. человек (см.: Комсомольское строительство, 1984: 238–239).

Центральным звеном системы являлась Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ, созданная в 1969 г. За годы существования ВКШ в ней получили высшее и второе высшее образование свыше 20 тыс. человек плюс почти 10 тыс. иностранцев из 110 стран мира (30 лет ВКШ — Институту молодежи, 2000: 44).

Заботу о подготовке молодых специалистов, управленцев, чиновников все предметнее проявляет сегодня и власть. Об этом свидетельствует проведение с 2005 г. Ежегодных Всероссийских молодежных форумов «Селигер», организатором которых является молодежное движение «Наши». С 2009 г. этот форум курирует Федеральное агентство по делам молодежи. Есть конкретные результаты. К примеру, в рамках работы форума 2008 года 50 его участников получили предложение о работе в министерстве промышленности и торговли, 20 приглашены на обучение в Центр стратегического анализа Счетной палаты.

На встрече с участниками селигерского форума (июль 2012 года) В. В. Путин подтвердил, что «спокойно, поступательно» власть будет действовать в этом направлении. С целью расширения масштабов этой работы им была поддержана идея организовать под патронажем полпредов Президента в федеральных округах региональные «“предселигеры” — площадки для отбора лучшей молодежи, которая впоследствии пойдет на главный форум страны — форум “Селигер”» (Встреча с участниками форума «Селигер», 2012: Электр. ресурс).

В начале 2013 года этот проект был запущен в Центральном федеральном округе.

Прошедшие годы показали, что медленно, но верно молодые лидеры занимали разновеликие карьерные посты. Три их представителя есть в Госдуме, в ряде региональных парламентов представлены активисты движения, несколько человек проходили стажировку в «Газпроме», бывших структурах РАО «ЕЭС России». В принципе, как в комсомоле. Только масштабы несравнимы.

В целом, если можно так выразиться, «кадровый голодомор» испытывает вся система власти. Так, по словам Д. Медведева, в России насчитывается около 320 тыс. муниципальных служащих, а требуется еще половина от этого количества (Российская газета, 2008). Между тем, по его же словам, строгой и продуманной системы воспитания и роста новых кадров не возникло.

Видимо, восполнить этот пробел признан проект «Гражданский университет» (своего рода партшкола «Единой России»). Пока «партшколы» существуют в 17 регионах, но в планах «ЕР» предусматривается резкое их увеличение. Самой массовой станет программа «Политическое просвещение», которой планируется окормлять секретарей первичек — 82 тыс. человек (см.: Комсомольская правда, 2013).

Комсомол был кузницей кадров для всей системы советского общества и государства. Само государство было заинтересовано в каждом активном комсомольце, поскольку что эти активисты были готовыми управленцами. Заметим, что ВЛКСМ помог тысячам комсомольских работников устоять и не потеряться в новых российских условиях. Комсомол стал отправной точкой в карьере (со знаком «плюс» или «минус») для большинства представителей нынешней элиты России. Доля активистов ВЛКСМ среди россиян разного общественного статуса составляет: среди крупных бизнесменов и топ-менеджеров — 33%; специалистов — 24%; служащих и рабочих — 16%. В 1993 году 11,3% бизнес-элиты составляли выходцы из комсомольской номенклатуры (Ручкин, 2012).

Почему так происходит? Что же комсомольцы смогли вынести полезного для капиталистических реалий из коммунистических организаций?

Прежде всего, они получили в комсомоле прекрасную школу организации дела. Организовать дело — это значит: вовремя выбрать хорошую идею, набрать людей и направить их к одной цели. А еще комсомол давал возможность обзавестись связями по всей стране, развивал ораторские способности и умение убеждать. Отсутствие в настоящее время аналогичного института раннего приобщения молодых людей к общественно-управленческой деятельности не может не сказаться на качестве состава руководителей.

В системе обучения и воспитания молодежи комсомолом накоплен значительный опыт, есть немало ценных находок, которые носят универсальный и потому вневременной характер. Одной из них является опыт патриотического воспитания молодежи, к которому все в большей мере проявляется интерес власти. На новой основе возрождается ДОСААФ (в 1980-е годы в его рядах насчитывалось 35 млн комсомольцев). Воссоздается (по инициативе В. В. Путина) физкультурный комплекс «ГТО» в учебных заведениях.

Известно, что комплекс «ГТО» комсомол ввел в 1931 году, который и стал основой физического и военно-патриотического воспитания юношества. В 1970-1980-х гг. ежегодно в стартах «ГТО» принимало участие 34 млн молодых людей (ВЛКСМ: от съезда к съезду, 1982: 9). Заниматься внедрением «ГТО» и военно-патриотической игры «Зарница» призвана структура Федерального агентства по делам молодежи «Роспатриотизм» и управление по общественным проектам Кремля.

4 апреля 2013 года Совет Федерации высказался за скорейшее принятие «Закона о патриотическом воспитании граждан России» (вариант был разработан Госдумой ещё в 2008 году). По словам В. Матвиенко, он уже «просто жизненно необходим», поскольку в России обесценены такие понятия, как воинская честь, воинский долг, наблюдается снижение интереса молодежи к службе в армии (см: Совет федерации ждет закона…, 2013: Электр. ресурс).

К сожалению, принимаются эти документы на фоне утраты нравственных ориентиров не столько у юношества, сколько у самой правящей элиты (вспомним, процесс «Березовский против Абрамовича», другие подковерные тайны бизнеса, Сердюкова и компанию и т. д.). Поистине, по Грибоедову: «Где укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? Защиту от судов в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в парах и мотовстве…»

Можно ли законом — бюрократическим институтом воспитать любовь к Отечеству? Вопрос из риторических. Исторический опыт свидетельствует, что патриотизм вырастает на почве великих достижений, понятных и привлекательных социальных ориентиров и целей, высоких идей, веры в социальную справедливость. Чего у нас сегодня просто нет.

Комсомол имеет огромный опыт по привлечению юношества к решению народнохозяйственных задач. Гордостью комсомольцев старших поколений стали Донбасс, Магнитка, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре. И эти традиции в новых условиях, в новых формах проявились при восстановлении народного хозяйства после Отечественной войны, в освоении целины, тюменских просторов, строителей Братской ГЭС, БАМа. Отсюда опыт создания комсомольско-молодежных коллективов (от бригад до трестов), студенческих строительных отрядов, организация общественных призывов на ударные объекты, социалистического соревнования. Посмотрите на карту.

Олигархи России.

Карта предприятий России

Путем простого сопоставления фактов становится ясным, что весь нынешний промышленный потенциал создан в 80-е годы. Поистине это комсомольское наследие, подарок «олигархам» от 1 350 тысячи добровольцев 1970-1980-х гг. (Именно в тот период помимо гигантских объектов было ещё 380 ударных комсомольских строек).

В процессе труда, творческой деятельности происходило нравственное воспитание молодежи.

Коммунистическая нравственность содержала некоторые общечеловеческие ценности. К ним следует отнести труд на благо общества, социальную справедливость, взаимопомощь, стремление к духовному росту, любовь к своей стране, уважение к другим народам. Не воспитай комсомол этих качеств, не было бы тех побед в хозяйственном строительстве и победы в самой жестокой войне — войне с фашизмом.

Последним значительных делом в годы уже перестройки стала разработка и внедрение комсомолом основных принципов и инструментов государственной молодежной политики (см. подробнее: Закон о молодежи, 2008). Прошло несколько лет упорной борьбы, прежде чем 16 апреля 1991 года Верховный Совет СССР принял Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». Это главный законопроект, формулирующих принципиально иную молодежную политику и инструмент ее осуществления. Сам закон потерял свою силу сразу же после того, как произошел развал СССР (1991 г.) и потому не вошел в правовую систему России, но дал импульс для разработки и принятия соответствующих законов в ряде республик, областей РФ.

Оценивая политическую позицию комсомола в годы перестройки, можно сказать, что комсомол в меру своих возможностей оказывал сопротивление страшным событиям, начавшимся с 1985 г., еще раз пытался продемонстрировать свою способность в перестройке своей деятельности.

Тем не менее 28 сентября 1991 г. XXII Чрезвычайный съезд ВЛКСМ постановил считать исчерпанной политическую роль ВЛКСМ как федерации коммунистических союзов молодежи. Это произошло в ближайшем по времени историческом прошлом комсомола, и уроки имеют самое непосредственное отношение к происходящему сегодня.

Тема волнующая и требует специального рассмотрения. Такая попытка сделана (см.: Мухамеджанов, 2008).

Исходя из нашего исследования скажем, что все оказалось тесно переплетенным: и объективные, и субъективные причины. Комсомол как часть системы (политической и социальной) не мог выжить в одиночку.

В заключение. Большая ответственность в выявлении и оценке исторического опыта комсомола падает на историческую науку. Нужна правдивая, освобожденная от конъюнктурных подходов, подлинно научная история. Такой истории сегодня не существует.

Нельзя сказать, что к истории ВЛКСМ ныне не обращаются вовсе, хотя книги о комсомоле — редкость. На местах иногда появляются брошюры, рассказывающие об истории комсомольской организации города, области, края. На этом фоне стали заметным явлением книги И. М. Ильинского (Ильинский, 2008), Б. Н. Пастухова (Пастухов, 2012); Е. М. Тяжельникова (Тяжельников, 2013). Все они в разной степени освещают отдельные аспекты исторического опыта комсомола, рассказывают о судьбах лидеров молодежных организаций, ярких личностях, составивших славу ВЛКСМ.

Новое поколение, новые лидеры молодежного движения не отвечают за события прошлого, но они в ответе за то, какой урок будет извлечен ими из истории.

Наша задача, непосредственных свидетелей и активных участников, а затем исследователей ушедшей уже теперь в историю жизни и судьбы Ленинского комсомола, состоит в том, чтобы как можно полнее и объективнее отразить весь реальный процесс его возникновения, развития и разрушения.

Стихи Бориса Слуцкого звучат здесь уместным напоминанием:

Эпоха окончилась,
Надо ее описать.
Ну, пусть не эпоха — период, этак,
Но надо его описать,
От забвенья спасать,
Не то он забудется,
Не то затеряют его,
Заровняют его,
Он прочерком, пропуском станет,
И что-то — в ничто превратится,
И ничего в истории из него не застрянет.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

30 лет ВКШ — Институту молодежи (2000) : материалы Торжественного собрания 2 ноября 1999 г. М. : Социум.

ВЛКСМ: от съезда к съезду. XVIII–XIX. (1982) М. : Молодая гвардия.

Встреча с участниками форума «Селигер-2012». (2012) [Электронный ресурс] // Президент России. 31 июля. URL: http://www.президент.рф/transcripts/16106 [архивировано в WebCite ] (дата обращения: 4.08.2013).

Закон о молодежи (2008) : Документы и материалы по истории становления государственной молодежной политики в России. / сост. и авт. вступ. ст. И. М. Ильинский, Вал. А. Луков ; Моск. гуманит. ун-т. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 544 с.

Ильинский, И. М. (2008) Мой комсомол : избранные статьи и очерки. М. : Из-во Моск. гуманит. ун-та.

Комсомольская правда. (2013) 28 марта.

Комсомольское строительство (1984) : Учеб. пособие / авторский коллектив : И. М. Ильинский (рук.) [и др.]. М. : Молодая гвардия.

Криворученко, В. К. (1991) В тисках сталинщины: трагедия комсомола. М. : Институт молодежи.

Молодежное движение в России в документах (1905–1938 гг.) (1999) / Ред.-сост., авт. вступ. ст. П. Деркаченко ; вступ. ст.: О. Е. Пильщиков. М. : ОМП-press (Общественная молодежная палата).

Мухамеджанов, М. М. (2008) От перестройки к самороспуску: комсомол в 1985–1991 гг. К 90-летию создания ВЛКСМ. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Пастухов, Б. Н. (2012) Друзей моих прекрасные черты : повесть-воспоминание. М. : Молодая гвардия.

Политическая история. Россия — СССР — Российская Федерация (1996) : в 2 т. М. : Терра. Т. 2.

Российская газета. (2008). 24 июля.

Руденко, И. (2008) Андрей Смирнов: «Не допустить, чтоб наше прошлое стало нашим будущим». Анкета «Главное о главном» [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 21 мая. URL: http://kp.ru/daily/24101/327789/ [архивировано в WebCite ] (дата обращения: 4.08.2013).

Русский интеллектуальный клуб (2006) : Стенограммы заседаний и другие материалы. Кн. 5 / Под науч. ред. И. М. Ильинского. М. : Социум.

Ручкин, Б. А. (2012) Комсомольская элита и становление бизнес-класса // Управление мегаполисом. № 3. С. 126–132.

Совет федерации ждет закона «О патриотическом воспитании граждан». (2013) [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. № 57 (5088). 3 апреля. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2161230 [архивировано в WebCite ] (дата обращения: 4.08.2013).

Тяжельников, Е. М. (2013) Они были первыми: лидеры ленинского комсомола (1918–1968 годы). М. : Молодая гвардия.

Хоружий, С. С. (1993) Зона // Россия XXI. № 11–12.


BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

30 let VKSh — Institutu molodezhi (2000) : materialy Torzhestvennogo sobraniia 2 noiabria 1999 g. M. : Sotsium.

VLKSM: ot s"ezda k s"ezdu. XVIII–XIX. (1982) M. : Molodaia gvardiia.

Vstrecha s uchastnikami foruma «Seliger-2012». (2012) [Elektronnyi resurs] // Prezident Rossii. 31 iiulia. URL: http://www.президент.рф/transcripts/16106 [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 4.08.2013).

Zakon o molodezhi (2008) : Dokumenty i materialy po istorii stanovleniia gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v Rossii. / sost. i avt. vstup. st. I. M. Il'inskii, Val. A. Lukov ; Mosk. gumanit. un-t. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. 544 s.

Il'inskii, I. M. (2008) Moi komsomol : izbrannye stat'i i ocherki. M. : Iz-vo Mosk. gumanit. un-ta.

Komsomol'skaia pravda. (2013) 28 marta.

Komsomol'skoe stroitel'stvo (1984) : Ucheb. posobie / avtorskii kollektiv : I. M. Il'inskii (ruk.) [i dr.]. M. : Molodaia gvardiia.

Krivoruchenko, V. K. (1991) V tiskakh stalinshchiny: tragediia komsomola. M. : Institut molodezhi.

Molodezhnoe dvizhenie v Rossii v dokumentakh (1905–1938 gg.) (1999) / Red.-sost., avt. vstup. st. P. Derkachenko ; vstup. st.: O. E. Pil'shchikov. M. : OMP-press (Obshchestvennaia molodezhnaia palata).

Mukhamedzhanov, M. M. (2008) Ot perestroiki k samorospusku: komsomol v 1985–1991 gg. K 90-letiiu sozdaniia VLKSM. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta.

Pastukhov, B. N. (2012) Druzei moikh prekrasnye cherty : povest'-vospominanie. M. : Molodaia gvardiia.

Politicheskaia istoriia. Rossiia — SSSR — Rossiiskaia Federatsiia (1996) : v 2 t. M. : Terra. T. 2.

Rossiiskaia gazeta. (2008). 24 iiulia.

Rudenko, I. (2008) Andrei Smirnov: «Ne dopustit', chtob nashe proshloe stalo nashim budushchim». Anketa «Glavnoe o glavnom» [Elektronnyi resurs] // Komsomol'skaia pravda. 21 maia. URL: http://kp.ru/daily/24101/327789/ [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 4.08.2013).

Russkii intellektual'nyi klub (2006) : Stenogrammy zasedanii i drugie materialy. Kn. 5 / Pod nauch. red. I. M. Il'inskogo. M. : Sotsium.

Ruchkin, B. A. (2012) Komsomol'skaia elita i stanovlenie biznes-klassa // Upravlenie megapolisom. № 3. S. 126–132.

Sovet federatsii zhdet zakona «O patrioticheskom vospitanii grazhdan». (2013) [Elektronnyi resurs] // Kommersant". № 57 (5088). 3 aprelia. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2161230 [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 4.08.2013).

Tiazhel'nikov, E. M. (2013) Oni byli pervymi: lidery leninskogo komsomola (1918–1968 gody). M. : Molodaia gvardiia.

Khoruzhii, S. S. (1993) Zona // Rossiia XXI. № 11–12.


Ручкин Борис Александрович — доктор исторических наук, профессор, директор Центра исторических исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, академик Академии гуманитарных наук, в прошлом секретарь Саратовского обкома ВЛКСМ. Тел.: +7 (499) 374-58-01.

Ruchkin Boris Aleksandrovich, Doctor of Science (history), professor, the director of the History Research Center of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities, member of the Academy of the Humanities, precedently a secretary of Saratov Regional Committee of All-Union Leninist Young Communist League. Tel.: +7 (499) 374-58-01.

E-mail: bruchkin@mosgu.ru


Библиограф. описание: Ручкин Б. А. ВЛКСМ — непознанное наследие [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 4 (июль — август). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/4/Ruchkin_VLKSM-Unexplored-Legacy/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 24.07.2013.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»