Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №4 2013
Луков Вл. А. Шекспир и его современники в контексте истории польского театра
Статья выполнена в рамках проекта РГНФ «Информационно-исследовательская база данных “Современники Шекспира: электронное научное издание”» (грант № 11-04-12064 в).
УДК 821 ; 792
Lukov Vl. A. Shakespeare and His Contemporaries in the Context of the History of Polish Theater
Аннотация ◊ В статье представлена краткая история польского театра. Делается вывод о том, что творчество У. Шекспира и его современников привлекало внимание поляков на всех значимых этапах развития национального театрального искусства.
Ключевые слова: история театра, польский театр, У. Шекспир, современники Шекспира.
Abstract ◊ The article presents a concise history of Polish theater. The author makes a conclusion that the Poles have been paying attention to the works of W. Shakespeare and his contemporaries at all significant stages of the development of the national theatrics.
Keywords: the history of theater, Polish theater, W. Shakespeare, Shakespeare’s contemporaries.
История театра Польши была определена на века принятием страной католицизма (966 г.) и тем самым вхождением в территорию католической Европы как раз в то время, когда в церкви западных стран возродился театр после полутысячелетнего его отсутствия как результата гибели античной культуры. Так же, как в других странах, в Польше существовали театроподобные народные действа, население развлекалось выступлениями франтов (польских потешников), в церквях представлялись литургические драмы, затем на папертях полулитургические драмы, позже и общегородские мистерии на библейские сюжеты. В XVI веке мистерии с большим размахом игрались в Кракове, а также Хелме, Ченстохове, тогда же возникли кукольные театры, излюбленный сюжет которых — рождение Иисуса, отсюда название таких театров «шопки» (шопка — сарай, где, в соответствии с изображаемым сюжетом, рождался Спаситель). Шопки стали традиционным украшением праздника Рождества. К концу того же века возникают школьные театры, организуемые иезуитами, в них сохраняется религиозная направленность ранней стадии театра Польши. Формы светского театра зарождаются тогда же в придворном театре, где в представлениях участвовала польская знать.
Театр Польши находился в сложных взаимоотношениях с театром соседних стран — России, государств Священной Римской империи, более глубокие связи (особенно после начала Реформации) связывали его с театром Франции, Италии.
Уникальным событием были гастроли английской труппы Д. Грина, посетившей Польшу в год смерти У. Шекспира и показавшей полякам его произведения наряду с трагедиями К. Марло и Т. Хейвуда. Представления давались перед королевским двором, что повышало их статус. Таким образом, Польша была одной из первых стран, где пьесы Шекспира и его английских современников снискали международное признание (хотя это скорее единичный факт, о шекспировском влиянии на театр Польши говорить было бы преждевременно).
Первый постоянный публичный театр в Польше был открыт в Варшаве 19 ноября 1765 г. представлением в здании «Операльни» комедии Ю. Белявского «Назойливые», сыгранной труппой под патронажем короля Станислава Августа Понятовского. С 1807 г. он носит название Театр Народовы, в 1833 г. получил новое здание (театр Вельки, т. е. Большой театр) и существует до сих пор. Среди его первых руководителей наиболее выдающимися были В. Богуславский (1783–1814, с перерывами), Л. Осиньский (1814–1831, с перерывами). Восстановленный после Второй мировой войны в 1949 г., этот театр стремится идти в ногу со временем, ставя и современные пьесы, но славен он постановкой польской и зарубежной классики. На сцене театра и его филиала — театра «Розмаитости» (возникшего в 1829 г. и то отделявшегося от Театра Народовы, то сливавшегося с ним) играли выдающиеся польские актеры, среди них К. Освинский, прославившийся исполнением роли Гамлета, Ю. Ледуховская — одна из первых исполнительниц шекспировских ролей Джульетты, Офелии, леди Макбет.
В 1860-х гг., когда в Варшаве усиливается коммерческий принцип, процветают театры в парках, действующие в летний период, центр театральной жизни переместился в Краков, где во главе Краковского театра стал С. Козьмян. Здесь образовалась краковская школа, утверждавшая принципы реализма, психологизма. Здесь сформировалось и достигло расцвета творчество одной из самых значительных польских актрис Х. Моджеëвской. После 4 лет работы в Кракове она выступала в Варшаве (в Большом театре и театре «Розмаитости»), гастролировала в Англии и США, с большой трагической силой играла Анну в «Ричарде III» Шекспира и леди Макбет в его трагедии «Макбет».
На рубеже XIX–XX вв. в польском театре происходили те же процессы, что и в других странах Европы, шла борьба с коммерциализацией театра и с декадансом, которую на определенное время возглавил созданный в 1913 г. А. Шифманом «Театр Польски». Здесь позже развернулась деятельность крупного режиссера Л. Шиллера, ставившего пронизанные гражданским пафосом, яркие по форме спектакли. В годы Первой мировой войны некоторые польские актеры оказались в России и освоили принципы К. С. Станиславского и опыт Московского художественного театра, а вернувшись на родину, стали пропагандистами новых театральных идей (театр «Редута» и его создатель Ю. Остэрва; и др.).
Театральная деятельность не прерывалась (нередко в подполье) в годы Второй мировой войны. В 1943 г. в СССР под руководством В. Красновецкого польские актеры организовали фронтовой театр, уже в 1944 г. показавший первый спектакль в Люблине, на освобожденной от фашистов польской территории. После освобождения театры возрождаются, повсюду появляются новые. В 1947 г. проводится грандиозный Шекспировский фестиваль, на котором были отмечены постановки «Бури» (Театр Войска Польского, Лодзь, реж. Л. Шиллер), «Ромео и Джульетты» (Театр Земли Поморской, Торунь, реж. В. Хожица), «Как вам это понравится» («Театр Выбжеже», Гдыня, реж. И. Галль). В 1949 г. был проведен аналогичный фестиваль по произведениям русской и советской драматургии, победили Краковский театр им. Ю. Словацкого, поставивший «Три сестры» А. П. Чехова и «Любовь Яровую» К. А. Тренева (реж. Б. Домбровский), варшавские «Театр Польски», поставивший «На дне» А. М. Горького (реж. Л. Шиллер), «Театр Розмаитости», поставивший «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (реж. В. Коженевский) и др. В 1951 г., уже в новых условиях (к концу 1949 г. все театры были национализированы) был проведен фестиваль современной польской пьесы (среди победителей спектакли по пьесам А. Тарна, Е. Лютовского, Я. Ивашкевича). Эти три фестиваля закрепили отказ польского театра от коммерциализации, утверждение принципов реализма (как современной разновидности — социалистического реализма), настороженное отношение к модернизму.
Одним из следствий новой эстетики театра, складывавшейся после войны, стало обращение к национальной драматургии, классическим произведениям А. Мицкевича и Ю. Словацкого, не нашедших в период их возникновения пути на польскую сцену. В отличие от театра большинства стран социализма в театре Польши линия социалистического реализма не господствовала, ее сопровождала линия авангардизма, «театра абсурда» — постановки пьес Э. Ионеско, С. Беккета, польских драматургов С. И. Виткевича, В. Гомбровича, С. Мрожека и др. Еще одна особенность — выступление в качестве театральных режиссеров видных деятелей польского кино. Так, А. Вайда поставил несколько вариантов «Гамлета» Шекспира, «Бесы» и «Преступление и наказание» по романам Ф. М. Достоевского, одна из самых известных его театральных работ — постановка «Свадьбы» С. Выспянского в Краковском театре им. Ю. Словацкого (1963). К. Занусси поставил множество спектаклей (оперных в том числе) в Польше, а также в России, Германии, Италии, Франции и др.
В целом театр Польши не достиг того значения для мировой культуры, которого достигло польское кино. Но есть явление театра, которое имело не только региональный, но и международный резонанс, — это театральная эстетика Ежи Гротовского (1933–1999). Получив образование в Кракове с его особой театральной традицией, а затем в ГИТИСе у Ю. А. Завадского, он в своих трудах («На пути к бедному театру», 1962; и др.) сформулировал и в руководимых им театрах-лабораториях в г. Ополь и в г. Вроцлав реализовал теорию «бедного театра», которую можно отнести к предельным теориям театрального искусства. Гротовский размышлял над вопросом, без чего театр невозможен. Без занавеса — возможен, значит, можно убрать занавес, без декораций, музыки, реквизита, костюмов, зрительного зала с люстрами и бархатом лож — возможен, значит, все это тоже можно убрать. Театр невозможен только без актера, на котором режиссер, организующий спектакль, должен сосредоточить все свое внимание. В дальнейшем Гротовский обратился и к фигуре зрителя, стремясь вовлечь посетителей театра в мистическое единение с актером в мистерии драмы, превращая спектакль в некое священнодействие.
Выдающиеся работы режиссера — «Трагическая история доктора Фауста» по К. Марло (1963), «Студиум о Гамлете» по У. Шекспиру и С. Выспянскому (1964) и др. Его проекты «Театр соучастия» (или «Паратеатр», 1969–1978), «Театр истоков» (1979–1982) привлекли к себе внимание деятелей театра всего мира. В 1982 г. Е. Гротовский едет в США, потом в Италию, где организует Центр театрального эксперимента и поиска (1984). О Е. Гротовском говорят, как об одном из крупнейших реформаторов театра.
Как видим, театр Шекспира и его современников оказывался в поле зрения поляков на всех значимых этапах развития театрального процесса в стране.
Лит.: Польский театр // Театральная энциклопедия : в 5 т. / Под ред. С. С. Мокульского, П. А. Маркова и др. М. : Советская энциклопедия, 1965. Т. 4. Стб. 410–419; Башинджагян Н. З. Контуры биографии [Е. Гротовского] // Гротовский Е. От Бедного театра к Искусству-проводнику / Перев. с польск., вступит. ст. и примеч. Н. З. Башинджагян. М. : Артист. Режиссер. Театр, 2003. С. 5–47; Луков Вл. А. Культ Шекспира как научная проблема // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). 2006. № 2. С. 70–72; Луков Вл. А., Захаров Н. В. Культ Шекспира как социокультурный феномен // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). 2008. № 1. С. 65–68; Захаров Н. В., Луков Вл. А. Гений на века: Шекспир в европейской культуре : Науч. моногр. М. : ГИТР, 2012; Захаров Н. В. Хейвуд Томас // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 294–299; Макаров В. С., Гайдин Б. Н. Гений Шекспира // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 313–318; Rapacki U. Sto lat sceny polskiej w Warszawie. Warszawa : Instytut Wydawniczy “Bibljoteka Polska”, 1925; Teatr Narodowy. 1765–1794 / pod redakcja̦ J. Kotta, opracowali J. Jackl, B. Pawłowiczowa, K. Wierzbicka-Michalska, Z. Wołoszyńska. Warszawa : Państwowy Instytut wydawniczy, 1967; Brauneck M. Theater im 20. Jahrhundert : Programmschriften, Stilperioden, Reformmodelle. Reinbek bei Hamburg : Rowohlt, 1982; Richards T. Theaterarbeit mit Grotowski an physischen Handlungen. Berlin : Alexander-Verlag, 1996.
Bibliography (transliteration): Pol'skii teatr // Teatral'naia entsiklopediia : v 5 t. / Pod red. S. S. Mokul'skogo, P. A. Markova i dr. M. : Sovetskaia entsiklopediia, 1965. T. 4. Stb. 410–419; Bashindzhagian N. Z. Kontury biografii [E. Grotovskogo] // Grotovskii E. Ot Bednogo teatra k Iskusstvu-provodniku / Perev. s pol'sk., vstupit. st. i primech. N. Z. Bashindzhagian. M. : Artist. Rezhisser. Teatr, 2003. S. 5–47; Lukov Vl. A. Kul't Shekspira kak nauchnaia problema // Vestnik Mezhdunarodnoi Akademii Nauk (Russkaia sektsiia). 2006. № 2. S. 70–72; Lukov Vl. A., Zakharov N. V. Kul't Shekspira kak sotsiokul'turnyi fenomen // Vestnik Mezhdunarodnoi Akademii Nauk (Russkaia sektsiia). 2008. № 1. S. 65–68; Zakharov N. V., Lukov Vl. A. Genii na veka: Shekspir v evropeiskoi kul'ture : Nauch. monogr. M. : GITR, 2012; Zakharov N. V. Kheivud Tomas // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013. № 1. S. 294–299; Makarov V. S., Gaydin B. N. Genii Shekspira // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013. № 1. S. 313–318; Rapacki U. Sto lat sceny polskiej w Warszawie. Warszawa : Instytut Wydawniczy “Bibljoteka Polska”, 1925; Teatr Narodowy. 1765–1794 / pod redakcja̦ J. Kotta, opracowali J. Jackl, B. Pawłowiczowa, K. Wierzbicka-Michalska, Z. Wołoszyńska. Warszawa : Państwowy Instytut wydawniczy, 1967; Brauneck M. Theater im 20. Jahrhundert : Programmschriften, Stilperioden, Reformmodelle. Reinbek bei Hamburg : Rowohlt, 1982; Richards T. Theaterarbeit mit Grotowski an physischen Handlungen. Berlin : Alexander-Verlag, 1996.
Луков Владимир Андреевич — доктор филологических наук, профессор, директор Центра теории и истории культуры Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии наук (IAS, Инсбрук), Международной академии наук педагогического образования, член Шекспировской комиссии РАН, лауреат Бунинской премии. Тел.: +7 (499) 374-75-95.
Lukov Vladimir Andreevich, Doctor of Science (philology), professor, the director of the Theory and History of Culture Center of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities, honored scientist of the Russian Federation, full member of the International Academy of Science (Innsbruck) and the International Teacher’s Training Academy of Science, the Bunin Prize laureate. Tel.: +7 (499) 374-75-95.
E-mail:
lookoff@mail.ru
Библиограф. описание: Луков Вл. А. Шекспир и его современники в контексте истории польского театра [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 4 (июль — август). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/4/Lukov_Polish-Theater/ [архивировано в
WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Дата поступления: 15.07.2013.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|