Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №4 2013
Байков А. А. Классификация основных видов иллюзий относительно взаимодействия с субъектом
УДК 130.2
Baykov A. A. A Classification of the Main Types of Illusions with Respect to the Interaction with the Subject
Аннотация ◊ В данной статье разрабатывается классификация иллюзий по основаниям, наиболее значимым для исследования иллюзии в антропологическом контексте, что подразумевает рассмотрение ее в неразрывной связи с ее субъектом.
Ключевые слова: иллюзия, классификация иллюзий, признаки иллюзий, функции иллюзий, субъект.
Abstract ◊ The article develops a classification of illusions on the grounds that are the most significant for the study of illusion in the anthropological context. This means that it should be examined in inextricable connection with its subject.
Keywords: illusion, classification of illusions, characteristics of illusions, functions of illusions, the subject.
Иллюзия, правдоподобное и значимое искаженное восприятие и мышление действительности, неизбежно присуща человеческому существу: человек создает иллюзии и руководствуется ими. Рассмотрение иллюзии во взаимосвязи с человеком, ее субъектом, выводит иллюзию в антропологическую сферу, которая требует исследования способности человека к иллюзии как основы его бытия. Однако такой подход требует объединения общей трансцендентальной причиной (способностью к иллюзии) многочисленных проявлений иллюзии, что вызывает потребность в классификации этих проявлений. С одной стороны, требуется уточнить объем переосмысленного в антропологическом контексте понятия «иллюзия», не позволяя демонстрировать иллюзию только в одной узкой области и игнорировать остальные. Та или иная составляющая иллюзии, которую некоторый подход к ее изучению рассматривают как единственную, является всего лишь одним из видов иллюзии. С другой стороны, необходимо создание классификаций, уточняющих взаимоотношение иллюзии с человеком.
Мы выделяем самые существенные и необходимые для антропологического исследования иллюзии различия: по задействованной познавательной способности — необходимо для уточнения единства в иллюзии форм, связанных с восприятием, и форм, связанных с мышлением, для противостояния стремлению к разделению их как совершенно разных явлений; по необходимости возникновения — для подчеркивания существования иллюзий, непрозрачных для исследования из-за тесной и неразрывной связи с общечеловеческим восприятием и мышлением; по типу субъекта — для снятия противоречия между субъективностью иллюзии и возможности коллективного субъекта выступать в качестве носителя иллюзии; по источнику происхождения — в целях указания на способность человека создавать иллюзии, подчеркивания возможности активной позиции человека в отношении иллюзии; по влиянию на человека, культуру и общество — для рассмотрения иллюзии, как ценностно-нейтрального инструмента, польза или вред которого зависит от способа его применения; по уровню осознанности — для подчеркивания существования осознанных иллюзий и непротиворечия осознанности признаку правдоподобности. Все выделенные основания демонстрируют особенности взаимодействия иллюзии и ее субъекта.
По задействованной познавательной способности мы выделяем иллюзии восприятия и иллюзии мышления. Указанное различение можно считать естественной классификацией, проистекающей из сложившейся научной традиции: иллюзии восприятия и мышления обычно рассматриваются отдельно друг от друга. Внимание исследователя чаще приковано только к одному виду, что и вызывает представление об иллюзии восприятия и иллюзии мышления не как о разных видах одного явления, а как о разных явлениях, которые называются одним словом иллюзия. Здесь же рассмотрим их именно как виды иллюзии.
Иллюзия восприятия. В рамках психологии дается много определений данного вида иллюзии, к которому зачастую сводится иллюзия вообще (за исключением психоанализа и социальной психологии). В рамках такого подхода иллюзия наиболее кратко определяется как «извращенное восприятие» (Рыбальский, 1989: 91). Если описывать это более пространно, имеется в виду неверное отражение действительного предмета восприятия и его свойств.
К иллюзиям восприятия относятся, прежде всего, значимые искажения ощущений (любых органов чувств) и производимые ими искаженные образы. Здесь нужно указать два момента, расширяющие область иллюзий восприятия. Во-первых, отсутствие стимула также может являться основанием возникновения иллюзии, так что иллюзорные образы не всегда возникают на основе существующего восприятия. Таким образом, значимые для человека галлюцинации, вопреки часто появляющемуся в психологии различению, будут отнесены к иллюзии восприятия. Сюда же входит имитация восприятия, возникающая, например во сне. Во-вторых, следует учитывать, сама действительность может постоянно восприниматься искаженно, а значит, в иллюзии восприятия частично входит и гипотетическая мировая иллюзия (частично — потому что особая реальность задает не только восприятие, но также и способ мышления).
Иллюзия мышления. Данный вид не имеет четких устойчивых определений, так как предстает во многих формах, которые исследуются в отдельности. Можно сформулировать определение следующим образом: искаженное внечувственное представление о действительности.
К иллюзиям мышления относятся симулякры, стереотипы, мифы, идеологии, различные формы самообмана, личные значимые заблуждения и другие ложные идеи и представления, которые искажают мировоззрение людей. Стоит упомянуть, что для иллюзий мышления можно выделять особые подвиды по области действия: социальные иллюзии, научные иллюзии, политические иллюзии и другие.
Отличие иллюзий восприятия от иллюзий мышления может быть выражено в наличии у иллюзии восприятия признаков сенсорности и образности, которым в иллюзии мышления можно противопоставить внечувственность и понятийность. Сенсорность иллюзии восприятия заключается в связи с ощущениями, вне зависимости от внешнего стимула. Если органы чувств не получают сигналов извне, иллюзия остается иллюзией восприятия, если ее образы кажутся чувственно-воспринимаемыми. Иллюзия мышления, напротив, не имеет чувственного воплощения, но выражена в мыслях, идеях. Другое проявление иллюзии восприятия заключается в ее образности: выражении содержания в форме совокупности чувственных образов. Именно образы подвергаются искажению. В иллюзиях мышления искажению подвергается не видимая форма, а сам внутренний смысл: иллюзия мышления влияет на понятия, принимает ложные высказывания за истинные и наоборот.
Говоря о приложении к данным видам общих для всех иллюзий признаков, также можно найти очевидные расхождения. Прежде всего, это заметно в необходимой для иллюзии правдоподобности. Искаженное восприятие действительности легче принимается за истинное, чем искаженное мышление. Это связано с привычкой доверять чувственному восприятию. При наличии условий для возникновения иллюзии, иллюзия восприятия имеет больше возможности проявиться, чем иллюзия мышления.
При этом значимость, идеальность и субъективность легче выявляются в иллюзиях мышления. Иллюзию восприятия следует четко отличать от других его ошибок, так как мыслительный субъективный элемент утрачивает свою очевидность, когда искажает ощущения. Может показаться, что любое искажение восприятия происходит из физических причин или недостаточно внимательного рассмотрения, а значит, случайно и не связано с внутренним миром человека. Тем не менее, это не так: иллюзии восприятия показывает человеку то, что для него действительно значимо, или скрывают этот смысл под не значимым.
По причине повышенной правдоподобности, иллюзии восприятия особенно эффективно реализуют рекреационную и компенсаторную функции. Однако, из-за того, что они распространяются не так легко, как иллюзии мышления, они играют малую роль в осуществлении манипулятивной функции, которая, казалось бы, также требует высокой правдоподобности. Вообще иллюзии восприятия, помимо их использования в искусстве и всего, связанных с этим функций, имеют гораздо меньше влияния на человека, общество и культуру, чем иллюзии мышления. Последние обладают широкой сферой применения и во всей полноте реализуют присущие иллюзиям функции. Кроме того иллюзии восприятия тяжелее специально создавать: чтобы создать иллюзию мышления, достаточно применить один из приемов манипулятивного воздействия, в то же время создание конкретной иллюзии восприятия требует больших усилий.
Следует обратить внимание на разное действие креативной функции, в той ее составляющей, в которой иллюзия рассматривается с точки зрения конструирования феноменального мира. Иллюзия мышления формирует представление о мире, догадку о нем, мнение, которое может быть разрушено другим. Иллюзии восприятия, формируя мир (например, в случае сконструированности всего нашего окружения), создают ощущаемую реальность, в которой сложно усомниться. Поэтому иллюзии мышления зачастую разрушаются при соприкосновении с чувственно-воспринимаемой реальностью, но иллюзии восприятия уже влияют на нее. Таким образом, они оказываются сильнее иллюзий мышлений.
Следует учесть, что речь идет только о простых иллюзиях, явно относящихся к одной из этих групп. Мы также можем говорить о сложных иллюзиях, имеющих оба элемента. Это не значит, что возникает необходимость вводить третий, смешанный вид, так как сложная иллюзия (например, мировая иллюзия для сторонников веданты или радикального конструктивизма) не носит двойственный характер, но состоит из нескольких единичных иллюзий (в данном примере следует различать невозможность восприятия вещей-в-себе и несовершенство мышления).
По необходимости возникновения различаем трансцендентальные и акцидентальные иллюзии. Данное различение необходимо по причине трудности обнаружения трансцендентальных иллюзий.
Трансцендентальные иллюзии — искаженное восприятие и мышление человека, с необходимостью присущие ему, не зависимо от индивидуального опыта.
К трансцендентальным иллюзиям относятся, прежде всего, иллюзии, входящие в «идолы рода» Ф. Бэкона. Из трансцендентальных иллюзий восприятия можно назвать различные оптические искажения, например видение движения в смещающихся статичных картинках. Из иллюзий мышления к данному виду относятся, например, врожденные стремления, такие как тенденции к одушевлению неодушевленного (в детском возрасте и первобытном состоянии). Особое место в данном виде занимает возможность неосознаваемой иллюзорности всей действительности, в случае, если априорные формы чувственности искажают восприятия, а формы рассудка и разума искажают мышление. Такое проявление иллюзии будет также относиться к данному виду, и данный вид следует изучать, прежде всего, чтобы иметь в виду эту возможность.
Акцидентальные иллюзии — искаженное восприятие и мышление, присущее человеку необязательным, случайным образом, появляющиеся в связи с определенными явлениями и событиями или обусловленные индивидуальными особенностями. Вопреки традиционному противопоставлению трансцендентальному эмпирического, в данном случае этот термин не употреблен, так как индивидуальные врожденные особенности должны относиться к данному виду, но при этом не связаны с опытом.
К акцидентальным иллюзиям могут быть отнесены любые другие иллюзии: которые не разделяются всеми людьми и те, которые, хотя и не принадлежат всему человечеству с необходимостью, но разделяются всеми. Так заимствование элементов одних культур другими может привести к тому, что иллюзия, появившаяся для определенного круга лиц, распространяется на все культуры. В качестве примеров акцидентальных иллюзий можно привести принятие одного объекта за другой, стереотипное представление об определенном народе или убежденность в честности лживого человека.
Отличительными признаками трансцендентальных иллюзий являются всеобщность, врожденность, необходимость, которым в акцидентальных противопоставлены индивидуальность, приобретенность, случайность. Всеобщность трансцендентальных иллюзий подразумевает их распространение на все человечество и равные предпосылки к возникновению иллюзии (хотя нельзя сказать, что такая иллюзия будет совершенно одинакова для всех: любая иллюзия субъективна). Акцидентальные присущи индивидам и группам, а если и присущи всем, то только как огромной группе, в которую входят все люди, а не как человечеству. Врожденность подразумевает независимость от опыта. Необходимость подразумевает включение данных иллюзий в саму сущность человеческого существа: возможно без тех или иных трансцендентальных иллюзий человека нельзя было бы считать человеком. Случайность акцидентальных иллюзий показывает тот факт, что их могло бы не быть: имеется в виду не произвол в их возникновении, но отсутствие предпосылок, неизбежно создающих ту или иную иллюзию.
Многие трансцендентальные иллюзии обладают большей правдоподобностью, чем акцидентальные, особенно это касается возможности нереальности мира явлений: человек не может выйти за пределы себя и узнать о своих иллюзиях, но и другой ему не поможет, так как разделяет данную иллюзию. Человек сживается с трансцендентальной иллюзией и не может ее различить. Акцидентальные иллюзии зачастую больше связаны с субъективностью и обладают более явной значимостью для конкретных людей. Для трансцендентальных иллюзий субъективное их преломление — результат, а не начальная точка. Все могут видеть мир искаженным схожим образом, но конечное искажение будет различно. Акцидентальные чаще начинаются с этих субъективных черт.
В реализации основных функций иллюзии между трансцендентальными и акцидентальными иллюзиями не много различий: они различаются исходными предпосылками, но служат одним и тем же целям. Основная разница в том, что трансцендентальные иллюзии человеку сложнее взять под контроль: он не может ни создавать их, ни мешать их проявлению. Поэтому все функции, через которые иллюзия приносит пользу человеку, для трансцендентальных ослаблены, хотя на их основе можно создавать акцидентальные иллюзии, осуществляющие необходимые функции. Так в основе акцидентальной иллюзорной реальности кинематографа лежит трансцендентальная иллюзия движения.
Не всегда можно однозначно определить принадлежность иллюзии к трансцендентальным или акцидентальным иллюзиям. Так некоторое заблуждение, присущее всему человечеству, может происходить не из внутренних врожденных причин, но из-за его привычности может показаться, что оно врожденно. Особенно трудно определить принадлежность целой группы иллюзий связанных с особенностями употребления языка (подобно «идолам площади»). С одной стороны конкретный язык не может претендовать на всеобщность, как и иллюзии, его порождающие. С другой, такие иллюзии действуют похожим образом с трансцендентальными: также незаметны и неизбежны для своих субъектов. Скорее всего, в таких случаях следует говорить о трансцендентальной иллюзии в отношении самого наличия языка и влияния его на восприятие и мышление действительности, и о акцидентальной в отношении конкретных иллюзиях, вызываемых конкретным употреблением языков.
По типу субъекта выделим индивидуальные и коллективные иллюзии. Возможно выделить большое число подвидов коллективных иллюзий, однако в данном контексте важно только отличить их от индивидуальных, так как на разных уровнях объединения иллюзия обладает достаточно схожими чертами.
Индивидуальные иллюзии — искажение действительного, присущее одному единственному сознанию. К индивидуальным иллюзиям относятся личные заблуждения, результаты самообмана, искажения восприятия, причиной которых является индивидуальное развитие, случайные одномоментные иллюзии.
Коллективные иллюзии — искаженное восприятие и мышление, разделяемые целой группой лиц и имеющие общую причину. К коллективным отнесем иллюзии, возникшие двумя способами: из равных начальных условий, либо в случае распространения этой иллюзии, передачи ее от одних лиц другим. В первом случае речь может идти об одинаковом воздействии на одни и те же способности организма, ошибках вследствие естественных особенностей человеческого мышления (трансцендентальные иллюзии всегда коллективные), общих следствиях из иных коллективных убеждений, уже распространившихся в группе. Во втором подразумевается, например, стереотип, который передается из поколения в поколение в целом народе, ложное убеждение, которое одни несведущие люди передают другим, идеология, разработанная для контроля масс. Эти два случая не так сильно различаются между собой, так как распространяется не иллюзия, а ее материальная форма, оболочка: иллюзия сама по себе является следствием восприятия этой формы. Обладание общей причиной подчеркнуто, чтобы отделить от коллективных иллюзий выше упомянутый случай совпадения нескольких индивидуальных иллюзий.
Основное отличие индивидуальной иллюзии от коллективной базируется на характере их субъективности. Любая иллюзия, даже коллективная, в определенной степени субъективна: чтобы стать субъектом общепризнанной иллюзии, необходимо воссоздать ее для себя. Различие заключается в том, что индивидуальная иллюзия не имеет другой формы, кроме своего единственного субъективного воплощения, в то время как коллективная, преломляется во многих сознаниях и проявляется в разных формах, между которыми, тем не менее, остается то общее, что позволяет говорить о коллективной иллюзии.
Эта отличительная черта коллективных иллюзий, наличие у них нескольких носителей, значительно преобразуют действие иллюзии, ее влияние на человека, культуру и общество. Указанная практикоориентированность иллюзии в иллюзиях коллективных выходит в область совместной деятельности.
Наиболее явно это видно при рассмотрении функций индивидуальных и коллективных иллюзий. Главное отличие заключается в том, что коллективные иллюзии обладают дополнительными функциями и дополнительными способами осуществления общих функций. Прежде всего, речь здесь идет о коммуникативной функции, которая осуществляется только коллективными иллюзиями. Коммуникативная функция способствует общению и объединению субъектов одной иллюзии: люди, разделяющие иллюзию, живут в одном едином мире. Обратной стороной данной функции является отделение от тех, кто субъектом данной иллюзии не является. Познавательная функция в коллективных иллюзиях позволяет узнать не только конкретных ее субъектов, но и изучать общности, которым данная иллюзия принадлежит. Такие функции, как аксиологическая, регулятивная, защитная, компенсаторная, рекреационная в коллективных иллюзиях становятся управляемыми и поэтому оказываются подчиненными манипулятивной. Манипуляция возможна и при использовании индивидуальных иллюзий, когда о них становится известно. Но коллективные иллюзии, во-первых, открывают доступ к сознанию масс, во-вторых, легче выявляются и берутся под контроль, в-третьих, их можно умышленно создавать, на чем зачастую и строятся многие техники управления общественным сознанием. В дальнейшем вступают в ход другие вышеназванные функции, в зависимости от того, должна ли иллюзия побуждать к действию или, напротив, уводить людей от тяжестей реальности.
По источнику происхождения выделяем естественные и искусственные иллюзии. Это становится важно в контексте вышеуказанного манипулятивного использования иллюзий, так как показывает, что не все иллюзии появляются случайным образом.
Естественные иллюзии — иллюзии, создание которых не обусловлено сознательной деятельностью человека. К естественным иллюзиям можно отнести все врожденные иллюзии, большинство иллюзий восприятия, почти все индивидуальные иллюзии. Естественными являются и социальные иллюзии, не имеющие очевидного создателя, а возникшие случайно, из-за определенного стечения обстоятельств.
Искусственные иллюзии — иллюзии, умышленно создаваемые человеком, который при этом понимает, что создает иллюзию.
К искусственным иллюзиям наиболее явно относятся социальные иллюзии, созданные для манипуляции массами. Иллюзии, применяемые в искусстве — также очевидный пример. Сложность состоит в определении вида по источнику происхождения для иллюзий, которые специально вызываются, но на их характер нельзя повлиять. К таковым относятся, например наркотические галлюцинации, которые искусственны, так как человек самовольно их вызывает, но их содержанием он управлять не может.
Главным при различении искусственных и естественных иллюзий является четкое различение носителя иллюзии и ее автора. Под автором мы понимаем лицо, сознательно создающее иллюзию. Создателем иллюзии вообще всегда является носитель: она заимствует элементы его субъективности и воссоздается для него. Но носитель не имеет власти над своей иллюзией, он не может контролировать иллюзию, так как тогда он должен был бы отвергнуть ее правдоподобность. Автор иллюзии сознательно создает иллюзию для других. Он может и сам погрузиться в собственную иллюзию, но он никогда не поверит в нее так сильно, как те, кто не знают, как она создавалась. Как правило, автор может быть и носителем в случае с художественной иллюзией. Авторство искусственной иллюзии и есть основной ее признак, отличающий ее от естественной, которая возникает из естественных причин. Естественная иллюзия случайна и непредсказуема (кроме трансцендентальных иллюзий, которые необходимы). Искусственная иллюзия правдоподобна для своего носителя, но всегда есть те, кто понимают, что это иллюзия, и знают о том, что кто-то в нее верит. Следует также уточнить, что искусственные иллюзии чаще оказываются коллективными, чем индивидуальными. У искусственной иллюзии всегда есть потенциал, чтобы стать коллективной, так как она создана не в сознании носителя и уже использует внешние механизмы передачи.
В связи с этим, искусственные иллюзии реализуют лучше те функции, которые напрямую связаны с воздействием на общество и необходимость формирования конкретных иллюзий. Это, прежде всего, манипулятивная функция. Также большое внимание уделяется рекреационной функции, на которую работает современная индустрия искусственных иллюзий. Тем не менее, функции, связанные с внутренним миром человека, например, защитная и компенсаторная, лучше реализуются естественными иллюзиями, так как они все свое содержание берут из сознания и бессознательного конкретного субъекта, а значит, в точности соответствуют его нуждам.
По характеру влияния на человека, культуру и общество выделяем конструктивные и деструктивные иллюзии.
Конструктивные иллюзии оказывают положительное влияние на человека, культуру и общество. К ним относятся, например, художественные иллюзии, иллюзии восприятия, на которых затем основываются определенные оптические технологии, социальные иллюзии, способствующие сплочению общества не в ущерб отдельным лицам.
Деструктивные иллюзии оказывают негативное влияние. Общественные стереотипы, заблуждения ограничивающие познание относятся к ним.
Важным вопросом в связи с этим разделением является характер этой конструктивности. Не всякое явления может быть однозначно охарактеризовано позитивно или негативно. Например, не всегда то, что полезно для общества, как целого, приносит пользу отдельному человеку. Так следует различать конструктивное и деструктивное влияние на конкретного человека, на человечество, как единый организм, на конкретные группы людей, на отдельные культуры и т. д. Поэтому в большинстве случаев суждение о конструктивности или деструктивности иллюзии выносится в соответствие с определенной точкой зрения.
Особое внимание следует уделить практикоориентрированности данного вида иллюзий: именно данный признак обосновывает необходимость подобного различения. Иллюзия становится полезной или вредной именно когда обращается к практике.
Может создаться ошибочное впечатление, что деструктивные иллюзии влияют на человека извне и не обладают такими чертами, как субъективность и значимость, так как выражают противоположное им. Тем не менее, они так же присутствуют в деструктивных иллюзиях, выводя на поверхность негативные аспекты бессознательного.
Что касается функций данных видов иллюзии, можно выделить особые, выполняемые ими созидательную и разрушительную функции, но проще рассмотреть их как аспекты всех остальных, так как при реализации большинства функций иллюзии, есть возможность употребления их как во благо, так и во вред. У очевидно позитивной креативной функции есть деструктивный аспект: создание вещей ужасных и отвратительных. Аксиологическая функция может смешивать и подменять ценности и антиценности. Защитная, компенсаторная и рекреационная функции иллюзии заставляют уйти от реальности и ценить иллюзию больше, чем действительный мир.
По уровню осознанности иллюзии разделим на осознанные и неосознанные. Данное различение основано на классификации Л. В. Шукшиной (Шукшина, 2011: 48) социальных иллюзий, согласно которой среди социальных иллюзий следует выделять осознаваемые, малоосознаваемые и бессознательные. В данном рассмотрении мы проводим другое различение. Под осознанностью мы подразумеваем возможность определять иллюзию в качестве таковой, не разрушая ее. Правдоподобность требует того, чтобы иллюзия воспринималась как реальность, но многие иллюзии не развеиваются от осознания их иллюзорности.
Неосознанные иллюзии — иллюзии, которые полностью расцениваются своим субъектом как реальность. Большинство иллюзий неосознанны.
Осознанные иллюзии — искаженное восприятие и мышление действительности, понимаемая своим субъектом как иллюзия, но сохраняющая свои функции.
К осознанным иллюзиям, прежде всего, относятся некоторые иллюзии восприятия (видя в темноте чудовище и полностью осознавая, что его там быть не может и, понимая, какие предметы окружающего мира сложили эту картину, человек все равно будет бояться). В качестве примера осознанных иллюзий мышления можно привести сознательный отказ от реальности в пользу иллюзии. Мировая иллюзия в соответствующих мистических учениях также может считаться осознанной иллюзией, так как, например, ведантист понимает, что живет в иллюзии, но это понимание не дает ему созерцание Брахмана.
Таким образом, главные отличительные черты осознанной иллюзии — это понимание ее иллюзорной природы ее субъектом и не зависимость существования иллюзии от ее осознания субъектом.
Осознанные иллюзии наиболее важны для реализации рекреационной и компенсаторной функции, так как именно для них необходимы иллюзии, которые, тем не менее, осознаются в качестве иллюзий. Так события, происходящие в кинофильме, являются нереальными. Смотрящий фильм понимает это, но такое понимание не уничтожает правдоподобность и ценность иллюзии. Смотрящий воспринимает иллюзию «как бы» реальной, заставляет себя верить в нее и не думает о том, что видит игру света и звука, хотя осознает, что в действительности это так. Осознанные иллюзии почти не пригодны для осуществления манипулятивной функции.
Таким образом, выделенные виды иллюзии демонстрируют единство проявлений иллюзии, глубже раскрывают связь иллюзии со своим субъектом, позволяют проследить их функциональное значение для жизнедеятельности человека. Полученные результаты классификации основных видов иллюзии относительно взаимодействия с субъектом способствуют исследованию способности к иллюзии, как основополагающей черты человеческого бытия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рыбальский, М. И. (1989) Иллюзии, галлюцинации, псевдогаллюцинации: систематика, семиотика, нозологическая принадлежность 2-е изд., перераб. и доп. . М. : Медицина.
Шукшина, Л. В. (2011) Представления студентов о социальных иллюзиях // Среднерусский вестник общественных наук. № 4. С. 48–52.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Rybal'skii, M. I. (1989) Illiuzii, galliutsinatsii, psevdogalliutsinatsii: sistematika, semiotika, nozologicheskaia prinadlezhnost' 2-e izd., pererab. i dop. . M. : Meditsina.
Shukshina, L. V. (2011) Predstavleniia studentov o sotsial'nykh illiuziiakh // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. № 4. S. 48–52.
Байков Александр Алексеевич — аспирант кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-61-81. Научный руководитель — д-р филос. наук, д-р культ., проф. А. В. Костина.
Baykov Alexander Alekseevich, postgraduate of the Philosophy, Culturology and Politology Department at Moscow University for the Humanities. Tel.: +7 (499) 374-61-81. Research adviser — Doctor of Science (philosophy), Doctor of Science (culturology), professor A. V. Kostina.
E-mail:
gajasura@yandex.ru
Библиограф. описание: Байков А. А. Классификация основных видов иллюзий относительно взаимодействия с субъектом [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 4 (июль — август). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/4/Baykov_Types-of-Illusions/ [архивировано в
WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Дата поступления: 5.07.2013.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|