Агамов Т. Х. Социально-политические основы гражданского общества в Республике Дагестан
УДК 347.471
Agamov T. Kh. The Socio-political Foundations of Civil Society in the Republic of Daghestan
Аннотация ◊ Рассмотрены экономические и правовые основы формирования гражданского общества в одном из субъектов Российской Федерации — Республике Дагестан. Выявлены некоторые противоречия в социально-политическом развитии региона. Аргументирована позиция, что оперативное разрешение ряда острых проблем органами власти будет способствовать стабилизации политической системы как в рассматриваемом субъекте, так и в стране в целом.
Ключевые слова: Республика Дагестан, гражданское общество, политический процесс, политические интересы, политические институты, правовые основы гражданского общества.
Abstract ◊ The article considers the economic and legal bases of the formation of civil society in one of the constituent entities of the Russian Federation — the Republic of Dagestan. The study reveals some contradictions in the socio-political development of the region. The author argues in favour of his viewpoint that the immediate resolution of a number of acute problems by the government agencies will contribute to the stabilization of the political system both in this subject considered and the country in general.
Keywords: the Republic of Dagestan, civil society, political process, political interests, political institutions, the legal foundations of civil society.
Процесс формирования гражданского общества в современной России идет противоречиво. Это обусловлено рядом обстоятельств: социально-экономическим развитием государства, формированием институтов гражданского общества с учетом сложившихся традиций и менталитетом граждан и др. (Ледяев, 2012).
Гражданское общество представляет собой динамичное образование. Как отмечает политолог А. К. Сковиков «Его институты реагирует на все события государственной жизни, на решения, которые предпринимают лица, находящиеся на уровне принятия решений по разрешению острых социально-политических проблем, в разрешении которых заинтересованы большинство граждан страны. Гражданское общество чутко реагирует на состояние экономики, социальное положение людей и их качество жизни. Поддерживая решения руководства страны, члены гражданского общества рассчитывают на определенные позитивные результаты и прежде всего на удовлетворение собственных потребностей, как материальных, так и духовных, при этом необходимо подчеркнуть, что некоторые моделируемые конструкции общественно-политического устройства оказываются иллюзорными» (Сковиков, 2012: Электронный ресурс).
Обращение к данной теме способствовали изменения в руководстве Республике Дагестан инициированного Президентом Российской Федерации в 2013 г., а также трансформационные преобразования на политическом поле рассматриваемого субъекта.
Проблема формирования гражданского общества, его экономических и правовых основ, развития соответствующих институтов в современной России и отдельно взятых ее субъектах, к примеру, в Республике Дагестан является актуальной, востребованной, требующей дальнейшей разработки и научного анализа (Горелов, Горелова, 2012: 34–50). Своевременная диагностика интересов граждан и выявление острых не разрешенных социально-экономических проблем позволитответственным лицам находящихся на уровне принятий политических решений оперативно вносить коррективы в реализуемый курс социально-экономического, политического и культурного развития государства в целом и отдельных его субъектов в частности. Это позволит не допустить дисбаланса в сложившейся относительно устойчивой политической системе в стране (Лавриненко, 2012c).
Общеизвестно, что политическая система более стабильна в экономически развитых государствах, в которых граждане имеют высокий уровень благосостояния и доверяют политикам при определении вектора социально-экономического развития страны (Шабров, 2012: 32–34).
Обратимся к исследованию экономическим и правовым основам гражданского общества.
Представляется, что усилия по совершенствованию деятельности институтов гражданского общества должны корреспондироваться с нормами действующего права. И такая работа изначально ориентирована на производство и продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг, — так лаконично можно выразить главное предназначение субъектов гражданского общества, осуществляющих хозяйственную, экономическую деятельность (Буренко, 2012b).
Представляется, что в системе хозяйственного механизма современной экономики России, главным её структурообразующим элементом, являющимся основой нарождающегося гражданского общества являются отношения собственности (Шабров, 2010; 2012). По Конституции РФ и Конституции РД на территории рассматриваемого субъекта существуют и равным правовым образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Отсюда и представляется идентичная возможность учреждения, реорганизации, функционирования и прекращения деятельности предприятий различных организационно-правовых форм — хозяйственных обществ и товариществ, производственных и сельскохозяйственных кооперативов, публично-правовых (государственных и муниципальных) предприятий, различных общественных и благотворительных фондов. Акцентируем внимание на тот факт, что нет дискриминации ни для одной формы учреждения предприятий. Однако, к большому сожалению большинства граждан, и в Республике Дагестан, и по всей России существует тренд в сторону поддержки и создания хозяйствующих субъектов, прежде всего, на основе частной формы собственности. Образование и функционирование юридических лиц на основе иных, помимо частной формы собственности, отдано на откуп рыночной стихии. По этой причине в региональной и общероссийской экономике доля предприятий, занимающихся продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг, составляет чуть ли не 80%, в то время как в развитых странах современного мира это соотношение примерно 50% на 50%.Таким образом, в западноевропейских странах правительствами создаются конкурентоспособные отношения между хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм. Государственными органами ведется борьба с крупными монополиями и поощряется конкуренция. Получается так, что в экономике Республики Дагестан и в целом по экономике России складывается ситуация противоположная советской. Там почти всё было огосударствлено (Буренко, 2012a: 34). В настоящее время маятник качнулся в противоположную сторону — почти всё становится частным. Место плюрализма в механизме реализации форм собственности мало-помалу занимает монизм. Отсюда поле для конкуренции катастрофически суживается, а, стало быть, не далеки времена медленного сползания экономики к монополистическому и государственно-монополистическому типу. Станут традиционными по абсолютно многим разновидностямтоваров понятия «монопольный сговор», «монопольно высокая цена», «демпинг» для разорения небольших, малых, как их сегодня называют, предприятий. Негативные тенденции могут привести к ухудшению социального положения большинства слоев населения и дестабилизации политической системы как в отдельно взятом субъекте, так и в России в целом (Сковиков, 2010; Ламажаа, 2007; 2011).
Другой не менее важно экономической проблемой нарождающегося у нас в стране гражданского общества является материально и морально устаревшие основные и оборотные фонды ещё в советское время возведенных государственных предприятий. Трудность в их обновлении, реконструкции и запуске состоит в их ориентированности на выпуск продукций для нужд ВПК. Известный период конверсии отечественных предприятий так и не дал положительных результатов, предпринятые позднее в постсоветской России попытки их реанимирования с помощью средств Минобороны опять-таки не дали ощутимых результатов, попытки руководителей заводов получить заказы на выпуск продукции гражданского назначения не были эффективными. Одним словом, гордости промышленной индустрии, например, Дагестана, ранее славившиеся на весь Советский Союз выполнением и перевыполнением планов, сегодня находятся в крайне неблагополучной экономической ситуации. Многие опытные мастера производственного труда, заслуженные работники этих предприятий, оставшись без работы, уволились и, к большому сожалению, не смогли передать подрастающему поколению дагестанской молодежи азы производственного опыта и мастерства. Это самая настоящая трагедия! Ее последствия, отрицательное влияние сегодня ощущаются почти во всех сферах жизни дагестанского и российского общества. Только создание новых производственных мощностей с вовлечением современного высокотехнологичного оборудования, подготовка и переподготовка на базе средних и высших профессиональных учебных заведений работников, могущих работать с этими технологиями, могут стать локомотивами современного производственного прорыва республики в ряд лучших, динамично развивающихся экономик.
Другой важной экономической и социальной проблемой гражданского общества в стране является безработица.Она во все исторические времена развития капитализма является его неизбежным спутником, фактором, травмирующим существующее социопсихологическое пространство и ставящим граждан в крайне затруднительную ситуацию. Для минимизации и снятия такого рода противоречий крайне важна социальная ориентированность экономики, эффективная работа соответствующих государственных социальных служб, постоянная индексация пособия по безработице в соответствии с реальным прожиточным минимумом, дебюрократизация процесса получения статуса безработного, быстрый подбор им подходящей работы.Констатировать данные это не означает найти механизм выхода из сложившейся ситуации. Реально разрешить в жизни эти проблемы порой бывает крайне затруднительно из-за ограниченности материальных, финансовых средств, инерционной работы законодательного механизма по пересмотру величины и размера пособия по безработице, коррупции среди чиновничества, неисполнение ими своих функциональных обязанностей (Лавриненко, 2012b).
Если говорить об одном их субъектов Российской Федерации — Республике Дагестан, то сельское хозяйство в нем является экономической основой нарождающегося гражданского общества. Общеизвестно, что из-за своих природно-климатических и географических особенностей республика является аграрной. То есть овцеводство, животноводство, бахчеводство, виноградарство, растениеводство являются теми неполными составляющими сельскохозяйственного сегмента республиканской экономики, от эффективности развития которой опять-таки зависит благополучие и дагестанцев, и россиян.
Виноградарством дагестанцы занимаются издревле. Они знают секреты его возведения, качественного сбора урожая и доведения до потребителя. Из-за морозов виноградники республики в недавнем прошлом серьезно пострадали. Ощутимой компенсации с федерального и республиканского бюджета виноградари не получили. И, как результат, надеяться в ближайшие 3–4 года на высокую урожайность этой отрасли вряд ли стоит рассчитывать. И это после той советской компании по вырубке виноградников, которую провели в середине 80-х годов прошлого столетия. Известно, что в советские времена дагестанцы собирали и продавали государству более 340 тыс. тонн солнечной ягоды. Но в 2012 г. собрали где-то в районе 110 тыс. тонн. Наращивание темпов развития виноградарства, может существенно пополнить бюджет республики. Тем самым будут минимизированы негативные последствия постсоветского развития Дагестана, сделает более реальными социальноориентированные мероприятия государства, а гражданское общество — толерантным к государству.
В республике создано значительное число крестьянских фермерских хозяйств. Почти все из них для развития получают от государства дотации. Некоторые фермерские хозяйства являются эффективными, производят хорошую, добротную продукцию. Но, к большому сожалению, единицы из них являются липовыми, а этим должны заниматься соответствующие контролирующие и надзорные ведомства.
Обратимся к рассмотрению правовых основ формирования гражданского общества. Ясно, что движение и развитие России и Дагестана в ее составе к полноценному формированию основ гражданского общества немыслимо представить себе без соответствующих законодательных основ. И такие основы сегодня имеются, но это не означает отсутствия необходимости систематического мониторинга действующих нормативно-правовых актов на предмет соответствия их содержания и духа велению времени.
Представляется, что Основные законы России и Республики Дагестан являются системообразующими правовыми актами, в соответствии с которыми построена вся система российского и дагестанского законодательства. Это конституционное, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, административное, семейное, трудовое, жилищное, налоговое, бюджетное и международное и пр. Перечисленные отрасли российского права имеют обязательную силу на территории всей Российской Федерации, включая Республику Дагестан, как составной её части. Причем, одна часть законодательства в плане внесения дополнений и изменений является исключительной прерогативой федерального центра, другая — предметом совместного ведения Дагестана и России. Принимая такое положение дел как факт, следует отметить значимость и ценность всей системы действующего права, ибо благодаря ей и в Дагестане, и в России обеспечиваются необходимые для гражданского общества состояния, как законность, правопорядок и безопасность человека и гражданина (Титов, Лавриненко, 2012: 52).
Так, конституционное право призвано регулировать конституционно-правовые отношения между федеральным центром и его регионами, между органами государственной власти, управления Российской Федерации и аналогичными органами на уровне субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления. Такая регуляция показала свою востребованность и жизненную необходимость, оправдана проверкой времени и историей. Ибо никакое гражданское общество невозможно себе представить без гармоничных правоотношений между федеральным центром и его регионами. Поэтому, на наш взгляд, конституционное законодательство в своей основе должно быть незыблемым; граждане обязаны жить каждый день, соизмеряя свои действия и поступки в соответствии с требованиями конституции, является аксиомой. Так становится реальным конституционный правопорядок, который задаёт правовой ритм законности и справедливости, необходимые на всех ступенях формирования гражданского общества и правового государства.
Особую правовую ценность в деле формирования основ гражданского общества представляет гражданское право. Оно призвано регулировать имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения между физическими и юридическими лицами, между ними и публично-правовыми образованиями. На самом деле, трудно представить себе гармоничную, самодостаточную жизнь граждан без деятельности, связанной с реализацией и защитой вещных прав, продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг. А это есть те основные сферы, которые регулируются нормами отечественного цивильного права. Помимо этих гражданским правом регулируются наследственные правоотношения, а также те, которые вытекают из необходимости правовой регуляции деятельности, связанной с вопросами приобретения, использования, прекращения и защиты права интеллектуальной собственности (Лавриненко, 2012a).
Механизм правовой защиты и обеспечения содержания гражданского права прописан в рамках гражданского процессуального права. Человек в условиях гражданского общества должен в совершенстве владеть механизмом защиты гражданских прав. Илиему должны оказать высококвалифицированную юридическую помощь бесплатно, либо — за доступную плату. Иного не дано. Благо, сегодня государство инициировало процесс создания целой сети юридических адвокатских бюро, в которых соответствующая помощь малоимущим гражданам оказывается бесплатно.Это является одним из проявлений сотрудничества и взаимной заботы государства о своих гражданах и, наоборот. Только заботливое отношение государственных органов к рядовым гражданам повысит привлекательность первых в глазах вторых, и только такие взаимоотношения приемлемы в рамках цивилизованного гражданского общества и развитого правового государства (Ледяев, 2012; Ledyaev, 2008).
Весьма важным и ценным для гражданского общества является арбитражно-процессуальное право. По своей сути оно необходимо ему для правовой регуляции отношений, прежде всего, между хозяйствующими субъектами и публично-правовыми образованиями. За год арбитражные суды РФ разрешают более миллиона хозяйственных споров, по сути миллион случаев, когда люди могли бы заниматься между собой самосудом, если не было бы арбитражных и судов общей юрисдикции.
Надежным правовым инструментом, ограждающим рядовых граждан, общество и государство от общественно-опасных деяний, совершаемых различными лицами, является современное российское уголовное право. Оно является юридическим инструментом государства, санкционированным обществом, на осуществление уголовного преследования преступников, посягнувших на установленный правопорядок. Трудно себе представить ситуацию, если бы не было бы этой отрасли права. В обществе воцарились бы разгул преступности и насилия, хаос, анархия и вседозволенность. Поэтому гражданское общество само является гарантом незыблемости устоев отечественного уголовного законодательства, инициатором вносимых в него позитивных и справедливых изменений.
Само по себе уголовное право немыслимо без процессуальной её части. Речь идёт об уголовно-процессуальном праве, в котором чётко прописаны правила реализации норм уголовного закона, начиная от задержания лица, совершившего преступление, привлечения его к уголовной ответственности, осуждения приговором суда. А механизм отбывания наказания прописан уже в другой отрасли российского права — уголовно-исполнительном. Одним словом, все перечисленные три уголовно-правовые отрасли ориентированы на реализацию принципов справедливости и неотвратимости наказания за содеянное.
В рамках гражданского общества совершается столько мелких правонарушений, что при их неучтенности соответствующими управомоченными субъектами, говорить о сколько-нибудь значимой работе по обеспечению правопорядка говорить не приходится. Именно поэтому крайне важно обозначить позитивную роль и значение Административного права РФ. В нём детально регламентированы все возможные виды правонарушений, допускаемые человеком и гражданином, юридическими лицами, руководителями публично-правовых образований. Предусмотрена для них равная мера ответственности и механизм приведения в действие этой меры ответственности.
Семья является основной ячейкой гражданского общества. Поэтому такое общество инициировало принятие Семейного кодекса РФ и системы семейного законодательства. Оно в целом реально отражает необходимый и должный уровень взаимоотношений между детьми, детьми и родителями, между родителями, усыновителями и опекунами. Одним словом, без такой правовой регуляций отношений в этой сфере гражданского общества, вряд ли были бы полноценные порядок, спокойствие, согласие и взаимопонимание (Ситаров, Сикорская, 2009: 122–127; Ситаров, Сикорская, 2010: 161–166).
Немаловажно в рамках гражданского общества правовым образом закрепить и регулировать отношения между работниками, работодателями, между теми и другими, а также государством. Разрешению этих проблем в целом посвящено трудовое законодательство. Оно так же, как и прочее, является востребованным значительной частью общества, гармонирует отношения в трудовой сфере, делает отношения между упомянутыми субъектами определёнными, стабильными и жизнеутверждающими (Ситаров, Романюк, Луговой, 2007: 134–137; Ситаров, 2012: 4–10).
Жилищные права человека и гражданина, участника гражданского общества, являются весьма разнообразными, проблемными и нуждающимися в соответствующей правовой регламентации. В силу такого положения дел у нас в стране существует система жилищного законодательства. Статистика рассмотренных судами дел, вытекающих из семейных, трудовых, жилищных гражданских, уголовных, арбитражных и других правоотношений показывает ценность существующего в стране права, защиту им интересов гражданского общества и позитивную оценку обществом такого правопорядка (Хорина, 2012).
Налоговое и бюджетное право тесно взаимосвязаны между собой. Без них экономическая основа гражданского общества была бы не прочной и шаткой. Они позволяют на законной основе собирать от граждан и юридических лиц, публично-правовых образований предусмотренные законом налоги и сборы, формировать местный, федеральный и бюджет уровня субъектов Российской Федерации. Ведь любому простолюдину понятно, что без налогов и бюджета, нет экономики. Нет её, значит, нет и гражданского общества, функционирование его институтов, работы аппарата государства, её суверенитета. Поэтому субъекты гражданского общества совместно с работниками государственных органов понимают необходимость наличия, соблюдения необходимого и должного налогового и бюджетного правопорядка (Буренко, 2012c).
Таким образом, очевидно, что без высокоразвитой и производительной экономики говорить об успешности формирования современного цивилизованного гражданского общества в России вряд ли следует. Об этом свидетельствуют данные полученные автором при проведении социологического исследования среди молодежи Республики Дагестан в возрасте от 18 до 23 лет (выборка не репрезентативная, опрошено 450 респондентов). Данную позицию разделяют около 78,6% молодежи проживающих в г. Махачкала. На наш взгляд, не ошибемся, если добавим, что без экономики нет гражданского общества и, наоборот. Процесс формирования основ гражданского общества в России должен идти синхронно и с процессом становления основ высокоразвитой экономики (Сковиков, 2011: 153). Это значит, что и то, и другое являются незыблемыми ценностями для всего российского общества, залогом его процветания, единства проживающих в нём народов, толерантного отношения их друг к другу, совместного их гражданско-политического существования на основе личной свободы (Шабров, 2009: 110).
На наш взгляд между процессом формирования основ гражданского общества и системой действующего в стране права существует тесная взаимосвязь. Правопорядок и соблюдение законности являются незыблемыми атрибутами гражданского общества, залогом его развития и процветания. На самом деле у гражданского общества нет никакой перспективы без пропагандирования с помощью его институтов ценности и значимости действующего в стране права. Ибо в основном своем содержании оно является справедливым, гуманным, жизнеутверждающим, позволяющим человеку и гражданину реализовать свои естественные и позитивные права, делающим его активной частью гражданского общества и формирующегося у нас в стране правового государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Буренко, В. И. (2012a) Современный политический процесс в контексте элитологии // Политика и общество. № 3. С. 32–41.
Буренко, В. И. (2012b) Группы интересов и лоббизм в политическом процессе (зарубежный опыт и российская практика) // Вестник Университета (Государственный университет управления). № 4. С. 5–10.
Буренко, В. И. (2012c) О политической модернизации в современной России в контексте особенностей ее правящего класса // Вестник Университета (Государственный университет управления). № 17. С. 009–014.
Горелов, А. А., Горелова, Т. А. (2012) Предпосылки становления гражданского общества // PolitBook. № 2. С. 34–50.
Ситаров, В. А. (2012) Проблемы реализации заповеди «Возлюби ближнего как самого себя» // Педагогика. Общество. Право. № 3. С. 4–10.
Ситаров, В. А., Романюк, Л. В., Луговой, М. В. (2007) Жизнеспособность «Концепции воспитания жизнеспособных поколений» // Сибирский педагогический журнал. № 1. С. 134–137.
Сковиков, А. К. (2010) Институциональные преобразования в российской политической системе // Управление мегаполисом. № 4. С. 131–136.
Сковиков, А. К. (2011) Активизация традиционных и новых акторов гражданского общества в современной России // Управление мегаполисом. № 6. С. 151–154.
Сковиков, А. К. (2012) Формирование гражданского общества: мировая практика и российская действительность [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. № 6. URL: http://www.science-education.ru/106-8090 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.01.2013).
Титов, В. А., Лавриненко, В. Н. (2012) О действенных механизмах межкультурной коммуникации // Философия и культура. № 3. С. 47–53.
Хорина, Г. П. (2012) Власть и демократия в русской культуре // Философия и культура. № 12. С. 64–70.
Шабров, О. Ф. (2009) Сущность и механизмы политологического представительства // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. Т. 2. № 6. С. 110–111.
Шабров, О. Ф. (2010) Нравственность и общественный контроль как критерии научности и профессионализма // Проблема научности государственного управления и профессионализма в деятельности российских чиновников : Материалы научного семинара. Вып. 3 (33). М. : Научный эксперт. С. 39–41.
Шабров, О. Ф. (2012) Что впереди? Сценарии для России // Государственная политика и управление современной России в сфере идеологии, мировоззрения, религии, пропаганды, культуры и воспитания : Материалы научного семинара. Вып. 2 (49). М. : Научный эксперт, 2012. С. 32–34.
Ledyaev, V. (2008) Domination, Power and Authority in Russia: Basic Characteristics and Forms // The Journal of Communist Studies and Transition Politics. Vol. 24. No. 1. Р. 17–36.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Burenko, V. I. (2012a) Sovremennyi politicheskii protsess v kontekste elitologii // Politika i obshchestvo. № 3. S. 32–41.
Burenko, V. I. (2012b) Gruppy interesov i lobbizm v politicheskom protsesse (zarubezhnyi opyt i rossiiskaia praktika) // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniia). № 4. S. 5–10.
Burenko, V. I. (2012c) O politicheskoi modernizatsii v sovremennoi Rossii v kontekste osobennostei ee praviashchego klassa // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniia). № 17. S. 009–014.
Gorelov, A. A., Gorelova, T. A. (2012) Predposylki stanovleniia grazhdanskogo obshchestva // PolitBook. № 2. S. 34–50.
Lavrinenko, V. N. (2012a) Dukhovnaia zhizn' obshchestva: sotsial'no-filosofskoe izmerenie // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 193–198.
Lavrinenko, V. N. (2012b) Metodologicheskoe znachenie teorii sotsial'nykh interesov v issledovanii sovremennykh obshchestvennykh iavlenii// Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 38–43.
Lavrinenko, V. N. (2012c) Metod sotsial'noi dialektiki v politicheskikh issledovaniiakh // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 4. S. 324–326.
Lamazhaa, Ch. K. (2007) Klanovost' v politicheskoi zhizni regionov Rossii // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 133–147.
Lamazhaa, Ch. K. (2011) Arkhaizatsiia obshchestva v period sotsial'nykh transformatsii // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 35–42.
Lediaev, V. G. (2012) Sotsial'no-filosofskii analiz vlasti v lokal'nykh soobshchestvakh // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 124–130.
Sitarov, V. A. (2012) Problemy realizatsii zapovedi «Vozliubi blizhnego kak samogo sebia» // Pedagogika. Obshchestvo. Pravo. № 3. S. 4–10.
Sitarov, V. A., Romaniuk, L. V., Lugovoi, M. V. (2007) Zhiznesposobnost' «Kontseptsii vospitaniia zhiznesposobnykh pokolenii» // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. № 1. S. 134–137.
Sitarov, V. A., Sikorskaia, L. E. (2009) Dobrovol'cheskaia deiatel'nost' kak shkola nravstvennogo stanovleniia molodezhi (nachalo) // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 4. S. 122–127.
Sitarov, V. A., Sikorskaia, L. E. (2010) Dobrovol'cheskaia deiatel'nost' kak shkola nravstvennogo stanovleniia molodezhi (okonchanie) // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 161–166.
Skovikov, A. K. (2010) Institutsional'nye preobrazovaniia v rossiiskoi politicheskoi sisteme // Upravlenie megapolisom. № 4. S. 131–136.
Skovikov, A. K. (2011) Aktivizatsiia traditsionnykh i novykh aktorov grazhdanskogo obshchestva v sovremennoi Rossii // Upravlenie megapolisom. № 6. S. 151–154.
Skovikov, A. K. (2012) Formirovanie grazhdanskogo obshchestva: mirovaia praktika i rossiiskaia deistvitel'nost' [Elektronnyi resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia. № 6. URL: http://www.science-education.ru/106-8090 [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 10.01.2013).
Titov, V. A., Lavrinenko, V. N. (2012) O deistvennykh mekhanizmakh mezhkul'turnoi kommunikatsii // Filosofiia i kul'tura. № 3. S. 47–53.
Khorina, G. P. (2012) Vlast' i demokratiia v russkoi kul'ture // Filosofiia i kul'tura. № 12. S. 64–70.
Shabrov, O. F. (2009) Sushchnost' i mekhanizmy politologicheskogo predstavitel'stva // Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie. T. 2. № 6. S. 110–111.
Shabrov, O. F. (2010) Nravstvennost' i obshchestvennyi kontrol' kak kriterii nauchnosti i professionalizma // Problema nauchnosti gosudarstvennogo upravleniia i professionalizma v deiatel'nosti rossiiskikh chinovnikov : Materialy nauchnogo seminara. Vyp. 3 (33). M. : Nauchnyi ekspert. S. 39–41.
Shabrov, O. F. (2012) Chto vperedi? Stsenarii dlia Rossii // Gosudarstvennaia politika i upravlenie sovremennoi Rossii v sfere ideologii, mirovozzreniia, religii, propagandy, kul'tury i vospitaniia : Materialy nauchnogo seminara. Vyp. 2 (49). M. : Nauchnyi ekspert, 2012. S. 32–34.
Ledyaev, V. (2008) Domination, Power and Authority in Russia: Basic Characteristics and Forms // The Journal of Communist Studies and Transition Politics. Vol. 24. No. 1. R. 17–36.
Агамов Тагир Хидирович — аспирант кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета.
Agamov Tagir Khidirovich, postgraduate of the Philosophy, Culturology and Politology Department at Moscow University for the Humanities.
Библиограф. описание: Агамов Т. Х. Социально-политические основы гражданского общества в Республике Дагестан [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 4 (июль — август). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/4/Agamov_Civil-Society-Daghestan/ [архивировано в
WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).