Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 3 2013

Зубок Ю. А., Григоренко Б. Ю., Михеева В. В. Тезаурусная регуляция доверия молодежи к власти

УДК 009 ; 316.35

Zubok Ju. A., Grigorenko B. Yu., Mikheeva V. V. The Thesaurus Regulation of Youth’s Trust in the Authorities

Аннотация ◊ В статье рассматривается тезаурусная регуляция доверия молодежи к власти. Делается вывод, что данная регуляция является значимым механизмом укрепления ценностных основ доверия в молодежной среде.

Ключевые слова: доверие, тезаурусная регуляция, молодежь.

Abstract ◊ The paper examines the thesaurus regulation of young people’s credence in governance. The authors come to a conclusion that this regulation is a significant tool for the consolidation of the axiological foundations of trust among young people.

Keywords: trust, thesaurus regulation, youth.


Укрепление доверия к власти со стороны наиболее динамичных групп населения, каковой по праву является молодежь — одна из наиболее актуальных проблем в деятельности политической системы и ее взаимодействиях с обществом. Нравственно-оценочная рефлексия в отношении политического режима и проводимой им политики вызывает весьма неоднозначные реакции со стороны молодежи, часто порождая отрицательные отношение к власти в целом или к ее отдельным структурам и представителям.

В самом общем виде под доверием к власти понимается установка на позитивное восприятие власти, выраженная в положительных оценках ее деятельности, восприятии ее как способной отстаивать интересы людей, готовности ей подчиняться. При этом отношение к власти формируется под влиянием разных источников. Каждый из них по-своему воздействует на формирующийся образ власти и отношение к ней. Обыденное сознание и повседневный опыт являются результатом стихийного освоения действительности и ложатся в основу социальных практик, т. е. опривыченного отношения к власти, проявляющегося в стереотипной форме. Общественное мнение, содержащее широко признаваемые идеи, ориентирует на то, как следует воспринимать власть, взаимодействовать с ней и относиться. Научное, теоретическое знание, раскрывает глубинные, сущностные свойства власти — различные социальные процессы, события социально-политической жизни, ценностные ориентации участников этих событий, преследуемые ими цели и средства их достижения, определяя уровень доверия и недоверия в отношении к власти. Идеология способствует формированию картин и образов мира, укрепляя, либо, наоборот, разрушая доверие к политической власти в целом и ее структурам. Искусство формирует соответствующее отношение к власти, укрепляя или разрушая доверие к ней на основе образного представления действительности. Интуитивные, чувственные ощущения, проявляющимся в ответ на объективную потребность прогнозирования и конструирования своего будущего способствуют достраиванию образа власти в отсутствие надежной информации и формируют доверие на основании некоторых стереотипов восприятия, заимствованных из прошлого жизненного опыта и интуитивного знания. Подобные бессознательные формы освоения политической реальности часто подвержены влиянию архетипов сознания.

Усвоенные молодыми людьми знания, воспринятые ценности, усвоенные стереотипы предопределяют характер ориентационных комплексов — тезаурусов. «Тезаурус, — пишут Вал. А. и Вл. А. Луковы, — полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации в окружающей среде, а сверх этого также знаний, которые <…> расширяют понимание субъектом себя и мира, дают импульсы для радостной, интересной, многогранной жизни» (Луков Вал. А., Луков Вл., 2008: 67). Тезаурус отражает некоторую полноту знания, существенного для субъекта и означает достаточность какой-либо информации для дальнейших действий и принятия решений — доверять или не доверять власти вообще и существующей власти, в частности.

Важнейшую роль в тезаурусе играют ценности. Как совокупность установок на высшие принципы, содержащиеся в коллективных представлениях об объекте (предмете) — в данном контексте о том, или ином типе, или образе власти, они выполняют функцию смыслообразования в системе взаимодействий, предопределяя характер отношения к объекту. В этом своем качестве ценности становятся критерием выбора в альтернативных ситуациях именно того типа власти и властных структур, которые готовы эти представления защищать. Таким образом, знания и ценности, складывающиеся в более сложный комплекс ориентаций, применительно к данной проблеме выступают основой формирования отношения к власти, регулируя степень доверия к ней.

Специфика тезауруса, состоящая в особенностях его построения от своего к чужому, проявляется в том, что он функционирует как установка на позитивное или критичное отношение к власти и ее представителям на основе близости их политических позиций или личностных характеристик и, как следствие, идентификации с ними. Доверие к власти в этом смысле может быть сформировано на основании близости образа власти (термин Н. А. Романович [см. подробнее: Романович, 2009]) тезаурусу индивида или группы. Степень близости определяет уровень их доверия. Поэтому доверие к власти определяется как форма отношения к власти, ее структурам и представителям, выраженная в когнитивной и эмоционально-чувственной оценках ее деятельности, регулируемая тезаурусом.

Тезаурус, с одной стороны, является результатом познания индивидом или группой социальной действительности и одновременно основой выработки своего отношения к ее объектам. Поэтому социокультурные особенности индивидов и групп будут влиять и на формирование тезаурусов в процессе познания и на дальнейшее их функционирование (см.: Ламажаа, 2012; Ламажаа, Дамбиева, 2012: Электр. ресурс). Обращение к механизму тезаурусной регуляции представляется важным для понимания особенностей формирования доверия к власти в гетерогенной молодежной среде.

Рассмотрим на эмпирическом уровне, некоторые аспекты тезаурусной регуляции доверия молодежи к власти.

Ценности, содержащиеся в тезаурусах и заложенные в ожиданиях молодежи относительно определенного типа и образа власти, регулируют уровень ее доверия к власти.

Таблица 1

Изменение уровня доверия в зависимости от ориентаций на тип власти

Ориентации на тип власти

Установка на

Интенсивность доверия, средневзвешенный коэффициент по семибалльной шкале (К)

Доверие, %

Недоверие, %

Единовластие

41,7

32,3

4,21

Сильные партии

43,5

30,7

4,04

Централизация

41,4

31,0

4,44

Децентрализация

42,6

32,6

3,86

Персонификация

42,2

30,6

4,11

Деперсонификация

40,0

35,5

4,21

Ориентация на сильную власть

41,1

32,5

4,15

Разделение властей

43,6

31,2

4,10

Вертикаль власти

43,8

33,0

4,29

Нивелирование вертикали власти

41,9

29,5

4,03

Среднее значение

Традиционные

42,0

31,8

4,23

Современные

42,3

31,9

4,04

Во-первых, обнаруживается более тесная связь тезауруса с доверием к власти, чем с недоверием. В-вторых, традиционные ценности в тезаурусе имеют более выраженную связь с доверием власти (К=4,23), усиливая его, чем современные (К=4,04); в-третьих, доверие более выражено в среде сторонников традиционных ориентаций на централизацию, единовластие, сильную личность и вертикаль власти, а среди сторонников современных ориентаций на деперсонификацию и разделение властей. При этом недоверие к власти выше среди молодежи, ориентированной на деперсонификацию власти (35,5%). Не удивительно, что для современно ориентированных молодых людей это является главным фактором неудовлетворенности проводимой политикой и повышения нигилизма в отношении к конкретной власти.

О регулятивной роли тезауруса можно судить по характеру влияния содержащихся в нем смысложизненных ценностей на уровень доверия к власти.

Таблица 2

Связь смысложизненных ценностей с доверием власти, %

Ценности

Доверие

Недоверие

Стремление к истине

65,0

35,1

Спасение души

43,2

27,0

Борьба за справедливость

46,0

23,6

Спокойная безбедная жизнь

40,4

29,4

Идейная борьба

49,9

20,9

Проявление своей индивидуальности (самореализация)

40,5

32,4

Продолжение себя в будущих поколениях

37,0

33,9

Среднее значение

46,0

28,9

Наличие смысложизненных ценностей в сознании молодежи в целом позитивно влияет на доверие к власти как феномену социальной реальности. Иными словами, к власти вообще, а не к конкретным ее структурам и представителям. При этом, как видно из данных таблицы 2, каждый второй молодой человек, отличающийся высоким доверием власти, руководствуется в своем позитивном отношении не сиюминутными конъюнктурными мотивами, а идейными соображениями — стремлением к истине (65%), к справедливости (46%). Однако если власть не пользуется доверием, то это отражается и в тезаурусе. В этом случае молодой человек проводит дифференциацию власти на власть вообще и конкретную власть с провозглашаемыми ею идеями и политикой. В отношении к конкретной власти смысложизненные ценности в тезаурусе способны оказывать отрицательное воздействие. Это наглядно прослеживается по такому показателю как «поиск истины». Как видно, именно эта смысложизненная ценность в большей мере, чем остальные разводит молодежь по разные стороны барьера в их отношении к власти: 65% доверяют власти и 35,1% выражают недоверие. Это означает, что поиск истины как смысловое наполнение жизни и, как следствие, активная рефлексия на деятельность власти позволяет более полно осмысливать и всесторонне оценивать власть как феномен. Аналогичные данные были получены в ходе более ранних исследований, в частности при анализе влияния рефлексии на уровень доверия к власти. Молодежь с высокой ценностью рефлексии и готовностью ее осуществлять, отличается более высоким доверием к власти, чем ее сверстники, не отличающиеся подобными установками. В данном случае проявляется значимый ресурс таких терминальных ценностей как критическое осмысление действительности и позитивная установка на доверие в отношении к власти в молодежной среде. Однако разочарование проводимой политикой является фактором разрушения позитивных установок и проявления нигилизма.

Тезаурусная регуляция доверия посредством содержащихся в тезаурусе ценностей, основана на идентификации молодежи с теми, или иными ценностями, а также с их носителями. Тем самым определяется круг «своих» и «чужих». В понятии «свои» и «чужие» в интегрированной форме отражается весь комплекс отношений молодежи к власти. Свои получают больший кредит доверия, чужие — меньший или вовсе его лишаются. Применительно к отношениям с властью действует принцип отнесения к «своим», в случае обнаружения в действиях или риторике представителей власти соответствующих знаково-символических форм, которые в большей мере соотносятся с ожиданиями индивидов и групп. Противоположным образом производится маркировка «чужих» как реализующих иные, противоречащие ценностным установкам и ожиданиям индивидов образцы.

Для анализа этого механизма были использованы ответы респондентов на вопрос «При общении с другим человеком, по каким признакам вы испытываете к нему расположение (признаете «своим»), либо недоверие (отнесете к «чужим»)?» В результате предварительного отбора признаков в числе показателей «своего» оказались следующие индикаторы: «Его устремленность к высоким идеалам, ради общего блага», «Его отзывчивость, сострадательность», «Его скромность, застенчивость», «То, что он одной с Вами национальности». А индикаторами «чужого» выступили «Его стремление к собственному благополучию», «Его стремление к красивой жизни, к приобретению и потреблению», «Пренебрежение принятыми нормами, эпатаж», «То, что он представитель другого этноса». Отношение определялось по четырехбалльной шкале, где 4 — означало расположение, а 1 — недоверие. Проанализируем связь этих признаков с уровнем доверия власти в молодежной среде.

Таблица 3

Связь тезауруса с уровнем доверия власти,
средневзвешенный коэффициент по семибалльной шкале (К)

Индикаторы «своего» и «чужого»

Расположение, К

Недоверие, К

Устремленность к высоким идеалам, ради общего блага («свой»)

4,44

3,89

Стремление к собственному благополучию («чужой»)

4,25

4,63

Отзывчивость, сострадательность («свой»)

4,30

4,50

Стремление к красивой жизни, к приобретению и потреблению («чужой»)

4,51

3,76

Скромность, застенчивость («свой»)

4.28

3,78

Пренебрежение принятыми нормами, эпатаж («чужой»)

4,60

4,17

Принадлежность к одной национальности («свой»)

4,29

3,54

Принадлежность к другой национальности («чужой»)

4,22

3,22

Среднее значение

«Свой»

4,32

«Чужой»

4,19

Данные таблицы 3 показывают, в какой степени интенсивность доверия выше среди «своих», чем в отношении «чужих». Разделение на «своих» и «чужих» существенно подрывает доверие молодежи к власти. Причем, этот подрыв был бы еще более выраженным, если бы не парадоксальные связи по отдельным признакам. Так, стремление к красивой жизни, эпатажности и нарушению норм, отнесенные молодежью в ходе предварительного отбора к признаку «чужих», тем не менее, вызывает у нее больше доверия, расположения и симпатии. В данном случае, видимо, проявляется особенность самой современной молодежи, в лабильном сознании которой яркие эпатирующие образцы приобретают самоценное значение. А стремление к красивой жизни не только не осуждается, а является референтным образцом. Из этого следует, что именно эти проявления в имидже и действиях того, или иного политика, или политической партии, могут оказаться решающими в формирования доверия им со стороны молодежи. Данное обстоятельство говорит о специфике проявления в тезаурусе ее возрастных социокультурных особенностей. В возрастных разных группах молодежи значимость тех, или иных признаков будет различаться. Во-первых, различается интенсивность доверия в различных возрастных группах. Среди юношеских групп в возрасте 18–24 лет оно проявляется сильнее (К=4,20), чем в возрасте 25–29 лет (К=4,07).

Определенную роль в формировании тезауруса способны играть не только возрастные, но и гендерные, поселенческие, образовательные характеристики индивидов и групп (см. подробно: Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2008: 72). Рассмотрим, как они проявляются в тезаурусе применительно к ориентациям молодежи на тот или иной образ власти с характерными типологическими признаками.

Таблица 4

Изменение ценностных составляющих тезауруса
в зависимости от социальных и демографических признаков

Социально-демографи-ческие характеристики

Ориентации на тип власти (%)

Едино-властие

Сильные партии

Центра-лизация

Децентра-лизация

Персони-фикация

Деперсони-фикация

Ориентация на сильную власть

Разделение властей

Вертикаль власти

Нивели-рование вертикали власти

Пол

Муж

69,8

21,3

46,7

45,6

72,2

21,9

57,4

33,1

48,5

37,3

Жен

66,9

20,8

48,1

42,2

72,1

22,1

63,6

23,4

53,2

26,0

Возраст

18–24

65,0

24,0

43,2

47,5

73,8

20,8

59,6

30,1

53,0

31,1

25–29

72,9

17,1

52,9

39,3

70,0

23,6

61,4

26,4

47,9

32,9

Образование

Полная средняя общеобра-зовательная школа

72,0

14,6

47,6

41,5

76,8

14,6

54,9

31,7

48,8

29,3

Среднее специальное образование (ПТУ, техникум, лицей)

74,6

17,2

48,5

44,8

73,9

19,4

63,4

24,6

54,5

30,6

Высшее, незакон-ченное высшее образование

57,3

32,3

43,8

46,9

64,6

32,3

58,3

33,3

46,9

37,5

Тип поселения

Центр субъекта федерации (областной центр)

67,3

19,2

50,0

42,3

71,2

22,1

51,9

31,7

52,9

27,9

Районный город

68,2

22,5

46,5

43,4

74,4

19,4

65,9

25,6

49,6

34,1

Село, поселок, деревня

70,0

21,1

45,6

46,7

70,0

25,6

62,2

28,9

50,0

33,3

Данные, представленные в таблице 4, позволяют увидеть отличия в ориентациях на тип власти, содержащиеся в тезаурусе различных групп молодежи. В гендерном аспекте при общей равнодействующей ориентаций выделяются значительно большие ориентации женщин на такие традиционные образцы, как сильная власть, вертикаль власти и ее централизация. А среди мужчин — на современные: разделение властей и нивелирование вертикали власти.

По возрастному признаку в старших возрастных группах существенно опережают по своему значению традиционные ориентации на единовластие, централизацию, сильную власть, но при условии ее деперсонификации. Младшие возрастные группы ориентированы больше на современные признаки — сильные партии, децентрализацию, разделение властей, но при сохранении вертикали. Последнее скорее говорит о парадоксальности политического сознания юношества, чем об их особой демократичности.

Поселенческий фактор определяет стабильно высокие ориентации жителей малых городов и сельской местности на единовластие и сильную власть, но при нивелировании вертикали власти, децентрализацию и расширении самостоятельности периферии. А также на современные образцы управления с сильными партиями, с которыми, они связывают надежды на улучшение условий своей жизни. Жители Центров субъекта федерации, напротив, поддерживают традиционную централизацию и современное разделение властей.

В еще большей степени проявляется роль образования в тезаурусе и ориентациях на образ власти. При общей тенденции доминирования традиционных ориентаций во всех группах, различия в степени их проявления в зависимости от уровня образования являются существенными. В большей мере традиционные ценности проявляются в сознании молодежи со средним специальным образованием (единовластие, персонификацию, сильную личность, вертикаль), а также среди молодежи со средним образованием (персонификацию, единовластие, сильную личность). Высшее образование, напротив, становится фактором ослабления значимости практически всех традиционных ориентаций (единовластия, централизации, персонификации, ориентации на вертикаль власти) и повышения современных (ориентации на сильные партии, децентрализации, деперсонификации, разделения властей и нивелирования вертикали).

Таким образом, тезаурусная регуляция доверия к власти в молодежной среде является значимым механизмом изменения отношения молодежи и к власти как к феномену социальной реальности, так и к конкретной власти. Способность самой власти отвечать содержащимся в сознании различных групп ожиданиям, будет способствовать укреплению ценностных основ доверия в молодежной среде.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ламажаа, Ч. К. (2012) Тезаурусный подход для тувиноведения // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 38–45.

Ламажаа, Ч. К., Дамбиева, А. Ф. (2012) Перспективы развития этнополитологии Тувы (тезаурусный подход) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 3. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_15/5239-lamazhaadambieva.html (дата обращения: 10.06.2013).

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы. Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во национального ин-та бизнеса.

Романович, Н. А. (2009) Формирование и воспроизводство образа власти в российском обществе. Изд-во Воронежского гос. ун-та.


REFERENCES (TRANSLITERATION)

Lamazhaa, Ch. K. (2012) Tezaurusnyi podkhod dlia tuvinovedeniia // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 2. S. 38–45.

Lamazhaa, Ch. K., Dambieva, A. F. (2012) Perspektivy razvitiia etnopolitologii Tuvy (tezaurusnyi podkhod) [Elektronnyi resurs] // Novye issledovaniia Tuvy. № 3. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_15/5239-lamazhaadambieva.html (data obrashcheniia: 10.06.2013).

Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy. Sub"ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. M. : Izd-vo natsional'nogo in-ta biznesa.

Romanovich, N. A. (2009) Formirovanie i vosproizvodstvo obraza vlasti v rossiiskom obshchestve. Izd-vo Voronezhskogo gos. un-ta.


Зубок Юлия Альбертовна — доктор социологических наук, профессор, заведующая Отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН. Тел.: +7 (495) 307-66-43.

Zubok Julia Albertovna, Doctor of Science (sociology), professor, the head of the Youth Sociology Department at the Institute of Socio-Political Research of the Russian Academy of Sciences. Tel.: +7 (495) 307-66-43.

E-mail: uzubok@mail.ru

Григоренко Борис Юрьевич — аспирант кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Научный руководитель — доктор социологических наук, профессор Ю. А. Зубок.

Grigorenko Boris Yurievich, postgraduate of the Sociology Department at Moscow University for the Humanities. Tel.: +7 (499) 374-60-21. Research adviser — Doctor of Science (sociology), professor Ju. A. Zubok.

E-mail: grig-boris@yandex.ru

Михеева Виталина Владимировна — кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социологии Украинской государственной академии железнодорожного транспорта. Тел.: +3 (057) 730-10-92.

Mikheeva Vitalina Vladimirovna, Candidate of Science (history), associate professor of the Philosophy and Sociology Department at the Ukrainian State Academy of Railway Transport. Tel.: +3 (057) 730-10-92.

E-mail: gonchar72@i.ua


Библиограф. описание: Зубок Ю. А., Григоренко Б. Ю., Михеева В. В. Тезаурусная регуляция доверия молодежи к власти [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 3 (май — июнь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/3/Zubok-Grigorenko-Mikheeva_Thesaurus-Regulation/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 10.06.2013.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»