Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 3 2013
Зубок Ю. А., Григоренко Б. Ю., Михеева В. В. Тезаурусная регуляция доверия молодежи к власти
УДК 009 ; 316.35
Zubok Ju. A., Grigorenko B. Yu., Mikheeva V. V. The Thesaurus Regulation of Youth’s Trust in the Authorities
Аннотация ◊ В статье рассматривается тезаурусная регуляция доверия молодежи к власти. Делается вывод, что данная регуляция является значимым механизмом укрепления ценностных основ доверия в молодежной среде.
Ключевые слова: доверие, тезаурусная регуляция, молодежь.
Abstract ◊ The paper examines the thesaurus regulation of young people’s credence in governance. The authors come to a conclusion that this regulation is a significant tool for the consolidation of the axiological foundations of trust among young people.
Keywords: trust, thesaurus regulation, youth.
Укрепление доверия к власти со стороны наиболее динамичных групп населения, каковой по праву является молодежь — одна из наиболее актуальных проблем в деятельности политической системы и ее взаимодействиях с обществом. Нравственно-оценочная рефлексия в отношении политического режима и проводимой им политики вызывает весьма неоднозначные реакции со стороны молодежи, часто порождая отрицательные отношение к власти в целом или к ее отдельным структурам и представителям.
В самом общем виде под доверием к власти понимается установка на позитивное восприятие власти, выраженная в положительных оценках ее деятельности, восприятии ее как способной отстаивать интересы людей, готовности ей подчиняться. При этом отношение к власти формируется под влиянием разных источников. Каждый из них по-своему воздействует на формирующийся образ власти и отношение к ней. Обыденное сознание и повседневный опыт являются результатом стихийного освоения действительности и ложатся в основу социальных практик, т. е. опривыченного отношения к власти, проявляющегося в стереотипной форме. Общественное мнение, содержащее широко признаваемые идеи, ориентирует на то, как следует воспринимать власть, взаимодействовать с ней и относиться. Научное, теоретическое знание, раскрывает глубинные, сущностные свойства власти — различные социальные процессы, события социально-политической жизни, ценностные ориентации участников этих событий, преследуемые ими цели и средства их достижения, определяя уровень доверия и недоверия в отношении к власти. Идеология способствует формированию картин и образов мира, укрепляя, либо, наоборот, разрушая доверие к политической власти в целом и ее структурам. Искусство формирует соответствующее отношение к власти, укрепляя или разрушая доверие к ней на основе образного представления действительности. Интуитивные, чувственные ощущения, проявляющимся в ответ на объективную потребность прогнозирования и конструирования своего будущего способствуют достраиванию образа власти в отсутствие надежной информации и формируют доверие на основании некоторых стереотипов восприятия, заимствованных из прошлого жизненного опыта и интуитивного знания. Подобные бессознательные формы освоения политической реальности часто подвержены влиянию архетипов сознания.
Усвоенные молодыми людьми знания, воспринятые ценности, усвоенные стереотипы предопределяют характер ориентационных комплексов — тезаурусов. «Тезаурус, — пишут Вал. А. и Вл. А. Луковы, — полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации в окружающей среде, а сверх этого также знаний, которые <…> расширяют понимание субъектом себя и мира, дают импульсы для радостной, интересной, многогранной жизни» (Луков Вал. А., Луков Вл., 2008: 67). Тезаурус отражает некоторую полноту знания, существенного для субъекта и означает достаточность какой-либо информации для дальнейших действий и принятия решений — доверять или не доверять власти вообще и существующей власти, в частности.
Важнейшую роль в тезаурусе играют ценности. Как совокупность установок на высшие принципы, содержащиеся в коллективных представлениях об объекте (предмете) — в данном контексте о том, или ином типе, или образе власти, они выполняют функцию смыслообразования в системе взаимодействий, предопределяя характер отношения к объекту. В этом своем качестве ценности становятся критерием выбора в альтернативных ситуациях именно того типа власти и властных структур, которые готовы эти представления защищать. Таким образом, знания и ценности, складывающиеся в более сложный комплекс ориентаций, применительно к данной проблеме выступают основой формирования отношения к власти, регулируя степень доверия к ней.
Специфика тезауруса, состоящая в особенностях его построения от своего к чужому, проявляется в том, что он функционирует как установка на позитивное или критичное отношение к власти и ее представителям на основе близости их политических позиций или личностных характеристик и, как следствие, идентификации с ними. Доверие к власти в этом смысле может быть сформировано на основании близости образа власти (термин Н. А. Романович [см. подробнее: Романович, 2009]) тезаурусу индивида или группы. Степень близости определяет уровень их доверия. Поэтому доверие к власти определяется как форма отношения к власти, ее структурам и представителям, выраженная в когнитивной и эмоционально-чувственной оценках ее деятельности, регулируемая тезаурусом.
Тезаурус, с одной стороны, является результатом познания индивидом или группой социальной действительности и одновременно основой выработки своего отношения к ее объектам. Поэтому социокультурные особенности индивидов и групп будут влиять и на формирование тезаурусов в процессе познания и на дальнейшее их функционирование (см.: Ламажаа, 2012; Ламажаа, Дамбиева, 2012: Электр. ресурс). Обращение к механизму тезаурусной регуляции представляется важным для понимания особенностей формирования доверия к власти в гетерогенной молодежной среде.
Рассмотрим на эмпирическом уровне, некоторые аспекты тезаурусной регуляции доверия молодежи к власти.
Ценности, содержащиеся в тезаурусах и заложенные в ожиданиях молодежи относительно определенного типа и образа власти, регулируют уровень ее доверия к власти.
Таблица 1
Изменение уровня доверия в зависимости от ориентаций на тип власти
Ориентации на тип власти
|
Установка на
|
Интенсивность доверия, средневзвешенный коэффициент по семибалльной шкале (К)
|
Доверие, %
|
Недоверие, %
|
Единовластие
|
41,7
|
32,3
|
4,21
|
Сильные партии
|
43,5
|
30,7
|
4,04
|
Централизация
|
41,4
|
31,0
|
4,44
|
Децентрализация
|
42,6
|
32,6
|
3,86
|
Персонификация
|
42,2
|
30,6
|
4,11
|
Деперсонификация
|
40,0
|
35,5
|
4,21
|
Ориентация на сильную власть
|
41,1
|
32,5
|
4,15
|
Разделение властей
|
43,6
|
31,2
|
4,10
|
Вертикаль власти
|
43,8
|
33,0
|
4,29
|
Нивелирование вертикали власти
|
41,9
|
29,5
|
4,03
|
Среднее значение
|
Традиционные
|
42,0
|
31,8
|
4,23
|
Современные
|
42,3
|
31,9
|
4,04
|
Во-первых, обнаруживается более тесная связь тезауруса с доверием к власти, чем с недоверием. В-вторых, традиционные ценности в тезаурусе имеют более выраженную связь с доверием власти (К=4,23), усиливая его, чем современные (К=4,04); в-третьих, доверие более выражено в среде сторонников традиционных ориентаций на централизацию, единовластие, сильную личность и вертикаль власти, а среди сторонников современных ориентаций на деперсонификацию и разделение властей. При этом недоверие к власти выше среди молодежи, ориентированной на деперсонификацию власти (35,5%). Не удивительно, что для современно ориентированных молодых людей это является главным фактором неудовлетворенности проводимой политикой и повышения нигилизма в отношении к конкретной власти.
О регулятивной роли тезауруса можно судить по характеру влияния содержащихся в нем смысложизненных ценностей на уровень доверия к власти.
Таблица 2
Связь смысложизненных ценностей с доверием власти, %
Ценности
|
Доверие
|
Недоверие
|
Стремление к истине
|
65,0
|
35,1
|
Спасение души
|
43,2
|
27,0
|
Борьба за справедливость
|
46,0
|
23,6
|
Спокойная безбедная жизнь
|
40,4
|
29,4
|
Идейная борьба
|
49,9
|
20,9
|
Проявление своей индивидуальности (самореализация)
|
40,5
|
32,4
|
Продолжение себя в будущих поколениях
|
37,0
|
33,9
|
Среднее значение
|
46,0
|
28,9
|
Наличие смысложизненных ценностей в сознании молодежи в целом позитивно влияет на доверие к власти как феномену социальной реальности. Иными словами, к власти вообще, а не к конкретным ее структурам и представителям. При этом, как видно из данных таблицы 2, каждый второй молодой человек, отличающийся высоким доверием власти, руководствуется в своем позитивном отношении не сиюминутными конъюнктурными мотивами, а идейными соображениями — стремлением к истине (65%), к справедливости (46%). Однако если власть не пользуется доверием, то это отражается и в тезаурусе. В этом случае молодой человек проводит дифференциацию власти на власть вообще и конкретную власть с провозглашаемыми ею идеями и политикой. В отношении к конкретной власти смысложизненные ценности в тезаурусе способны оказывать отрицательное воздействие. Это наглядно прослеживается по такому показателю как «поиск истины». Как видно, именно эта смысложизненная ценность в большей мере, чем остальные разводит молодежь по разные стороны барьера в их отношении к власти: 65% доверяют власти и 35,1% выражают недоверие. Это означает, что поиск истины как смысловое наполнение жизни и, как следствие, активная рефлексия на деятельность власти позволяет более полно осмысливать и всесторонне оценивать власть как феномен. Аналогичные данные были получены в ходе более ранних исследований, в частности при анализе влияния рефлексии на уровень доверия к власти. Молодежь с высокой ценностью рефлексии и готовностью ее осуществлять, отличается более высоким доверием к власти, чем ее сверстники, не отличающиеся подобными установками. В данном случае проявляется значимый ресурс таких терминальных ценностей как критическое осмысление действительности и позитивная установка на доверие в отношении к власти в молодежной среде. Однако разочарование проводимой политикой является фактором разрушения позитивных установок и проявления нигилизма.
Тезаурусная регуляция доверия посредством содержащихся в тезаурусе ценностей, основана на идентификации молодежи с теми, или иными ценностями, а также с их носителями. Тем самым определяется круг «своих» и «чужих». В понятии «свои» и «чужие» в интегрированной форме отражается весь комплекс отношений молодежи к власти. Свои получают больший кредит доверия, чужие — меньший или вовсе его лишаются. Применительно к отношениям с властью действует принцип отнесения к «своим», в случае обнаружения в действиях или риторике представителей власти соответствующих знаково-символических форм, которые в большей мере соотносятся с ожиданиями индивидов и групп. Противоположным образом производится маркировка «чужих» как реализующих иные, противоречащие ценностным установкам и ожиданиям индивидов образцы.
Для анализа этого механизма были использованы ответы респондентов на вопрос «При общении с другим человеком, по каким признакам вы испытываете к нему расположение (признаете «своим»), либо недоверие (отнесете к «чужим»)?» В результате предварительного отбора признаков в числе показателей «своего» оказались следующие индикаторы: «Его устремленность к высоким идеалам, ради общего блага», «Его отзывчивость, сострадательность», «Его скромность, застенчивость», «То, что он одной с Вами национальности». А индикаторами «чужого» выступили «Его стремление к собственному благополучию», «Его стремление к красивой жизни, к приобретению и потреблению», «Пренебрежение принятыми нормами, эпатаж», «То, что он представитель другого этноса». Отношение определялось по четырехбалльной шкале, где 4 — означало расположение, а 1 — недоверие. Проанализируем связь этих признаков с уровнем доверия власти в молодежной среде.
Таблица 3
Связь тезауруса с уровнем доверия власти,
средневзвешенный коэффициент по семибалльной шкале (К)
Индикаторы «своего» и «чужого»
|
Расположение, К
|
Недоверие, К
|
Устремленность к высоким идеалам, ради общего блага («свой»)
|
4,44
|
3,89
|
Стремление к собственному благополучию («чужой»)
|
4,25
|
4,63
|
Отзывчивость, сострадательность («свой»)
|
4,30
|
4,50
|
Стремление к красивой жизни, к приобретению и потреблению («чужой»)
|
4,51
|
3,76
|
Скромность, застенчивость («свой»)
|
4.28
|
3,78
|
Пренебрежение принятыми нормами, эпатаж («чужой»)
|
4,60
|
4,17
|
Принадлежность к одной национальности («свой»)
|
4,29
|
3,54
|
Принадлежность к другой национальности («чужой»)
|
4,22
|
3,22
|
Среднее значение
|
«Свой»
|
4,32
|
«Чужой»
|
4,19
|
Данные таблицы 3 показывают, в какой степени интенсивность доверия выше среди «своих», чем в отношении «чужих». Разделение на «своих» и «чужих» существенно подрывает доверие молодежи к власти. Причем, этот подрыв был бы еще более выраженным, если бы не парадоксальные связи по отдельным признакам. Так, стремление к красивой жизни, эпатажности и нарушению норм, отнесенные молодежью в ходе предварительного отбора к признаку «чужих», тем не менее, вызывает у нее больше доверия, расположения и симпатии. В данном случае, видимо, проявляется особенность самой современной молодежи, в лабильном сознании которой яркие эпатирующие образцы приобретают самоценное значение. А стремление к красивой жизни не только не осуждается, а является референтным образцом. Из этого следует, что именно эти проявления в имидже и действиях того, или иного политика, или политической партии, могут оказаться решающими в формирования доверия им со стороны молодежи. Данное обстоятельство говорит о специфике проявления в тезаурусе ее возрастных социокультурных особенностей. В возрастных разных группах молодежи значимость тех, или иных признаков будет различаться. Во-первых, различается интенсивность доверия в различных возрастных группах. Среди юношеских групп в возрасте 18–24 лет оно проявляется сильнее (К=4,20), чем в возрасте 25–29 лет (К=4,07).
Определенную роль в формировании тезауруса способны играть не только возрастные, но и гендерные, поселенческие, образовательные характеристики индивидов и групп (см. подробно: Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2008: 72). Рассмотрим, как они проявляются в тезаурусе применительно к ориентациям молодежи на тот или иной образ власти с характерными типологическими признаками.
Таблица 4
Изменение ценностных составляющих тезауруса
в зависимости от социальных и демографических признаков
Социально-демографи-ческие характеристики
|
Ориентации на тип власти (%)
|
Едино-властие
|
Сильные партии
|
Центра-лизация
|
Децентра-лизация
|
Персони-фикация
|
Деперсони-фикация
|
Ориентация на сильную власть
|
Разделение властей
|
Вертикаль власти
|
Нивели-рование вертикали власти
|
Пол
|
Муж
|
69,8
|
21,3
|
46,7
|
45,6
|
72,2
|
21,9
|
57,4
|
33,1
|
48,5
|
37,3
|
Жен
|
66,9
|
20,8
|
48,1
|
42,2
|
72,1
|
22,1
|
63,6
|
23,4
|
53,2
|
26,0
|
Возраст
|
18–24
|
65,0
|
24,0
|
43,2
|
47,5
|
73,8
|
20,8
|
59,6
|
30,1
|
53,0
|
31,1
|
25–29
|
72,9
|
17,1
|
52,9
|
39,3
|
70,0
|
23,6
|
61,4
|
26,4
|
47,9
|
32,9
|
Образование
|
Полная средняя общеобра-зовательная школа
|
72,0
|
14,6
|
47,6
|
41,5
|
76,8
|
14,6
|
54,9
|
31,7
|
48,8
|
29,3
|
Среднее специальное образование (ПТУ, техникум, лицей)
|
74,6
|
17,2
|
48,5
|
44,8
|
73,9
|
19,4
|
63,4
|
24,6
|
54,5
|
30,6
|
Высшее, незакон-ченное высшее образование
|
57,3
|
32,3
|
43,8
|
46,9
|
64,6
|
32,3
|
58,3
|
33,3
|
46,9
|
37,5
|
Тип поселения
|
Центр субъекта федерации (областной центр)
|
67,3
|
19,2
|
50,0
|
42,3
|
71,2
|
22,1
|
51,9
|
31,7
|
52,9
|
27,9
|
Районный город
|
68,2
|
22,5
|
46,5
|
43,4
|
74,4
|
19,4
|
65,9
|
25,6
|
49,6
|
34,1
|
Село, поселок, деревня
|
70,0
|
21,1
|
45,6
|
46,7
|
70,0
|
25,6
|
62,2
|
28,9
|
50,0
|
33,3
|
Данные, представленные в таблице 4, позволяют увидеть отличия в ориентациях на тип власти, содержащиеся в тезаурусе различных групп молодежи. В гендерном аспекте при общей равнодействующей ориентаций выделяются значительно большие ориентации женщин на такие традиционные образцы, как сильная власть, вертикаль власти и ее централизация. А среди мужчин — на современные: разделение властей и нивелирование вертикали власти.
По возрастному признаку в старших возрастных группах существенно опережают по своему значению традиционные ориентации на единовластие, централизацию, сильную власть, но при условии ее деперсонификации. Младшие возрастные группы ориентированы больше на современные признаки — сильные партии, децентрализацию, разделение властей, но при сохранении вертикали. Последнее скорее говорит о парадоксальности политического сознания юношества, чем об их особой демократичности.
Поселенческий фактор определяет стабильно высокие ориентации жителей малых городов и сельской местности на единовластие и сильную власть, но при нивелировании вертикали власти, децентрализацию и расширении самостоятельности периферии. А также на современные образцы управления с сильными партиями, с которыми, они связывают надежды на улучшение условий своей жизни. Жители Центров субъекта федерации, напротив, поддерживают традиционную централизацию и современное разделение властей.
В еще большей степени проявляется роль образования в тезаурусе и ориентациях на образ власти. При общей тенденции доминирования традиционных ориентаций во всех группах, различия в степени их проявления в зависимости от уровня образования являются существенными. В большей мере традиционные ценности проявляются в сознании молодежи со средним специальным образованием (единовластие, персонификацию, сильную личность, вертикаль), а также среди молодежи со средним образованием (персонификацию, единовластие, сильную личность). Высшее образование, напротив, становится фактором ослабления значимости практически всех традиционных ориентаций (единовластия, централизации, персонификации, ориентации на вертикаль власти) и повышения современных (ориентации на сильные партии, децентрализации, деперсонификации, разделения властей и нивелирования вертикали).
Таким образом, тезаурусная регуляция доверия к власти в молодежной среде является значимым механизмом изменения отношения молодежи и к власти как к феномену социальной реальности, так и к конкретной власти. Способность самой власти отвечать содержащимся в сознании различных групп ожиданиям, будет способствовать укреплению ценностных основ доверия в молодежной среде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ламажаа, Ч. К. (2012) Тезаурусный подход для тувиноведения // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 38–45.
Ламажаа, Ч. К., Дамбиева, А. Ф. (2012) Перспективы развития этнополитологии Тувы (тезаурусный подход) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 3. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_15/5239-lamazhaadambieva.html (дата обращения: 10.06.2013).
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы. Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во национального ин-та бизнеса.
Романович, Н. А. (2009) Формирование и воспроизводство образа власти в российском обществе. Изд-во Воронежского гос. ун-та.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
Lamazhaa, Ch. K. (2012) Tezaurusnyi podkhod dlia tuvinovedeniia // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 2. S. 38–45.
Lamazhaa, Ch. K., Dambieva, A. F. (2012) Perspektivy razvitiia etnopolitologii Tuvy (tezaurusnyi podkhod) [Elektronnyi resurs] // Novye issledovaniia Tuvy. № 3. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_15/5239-lamazhaadambieva.html (data obrashcheniia: 10.06.2013).
Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy. Sub"ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. M. : Izd-vo natsional'nogo in-ta biznesa.
Romanovich, N. A. (2009) Formirovanie i vosproizvodstvo obraza vlasti v rossiiskom obshchestve. Izd-vo Voronezhskogo gos. un-ta.
Зубок Юлия Альбертовна — доктор социологических наук, профессор, заведующая Отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН. Тел.: +7 (495) 307-66-43.
Zubok Julia Albertovna, Doctor of Science (sociology), professor, the head of the Youth Sociology Department at the Institute of Socio-Political Research of the Russian Academy of Sciences. Tel.: +7 (495) 307-66-43.
E-mail:
uzubok@mail.ru
Григоренко Борис Юрьевич — аспирант кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Научный руководитель — доктор социологических наук, профессор Ю. А. Зубок.
Grigorenko Boris Yurievich, postgraduate of the Sociology Department at Moscow University for the Humanities. Tel.: +7 (499) 374-60-21. Research adviser — Doctor of Science (sociology), professor Ju. A. Zubok.
E-mail:
grig-boris@yandex.ru
Михеева Виталина Владимировна — кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социологии Украинской государственной академии железнодорожного транспорта. Тел.: +3 (057) 730-10-92.
Mikheeva Vitalina Vladimirovna, Candidate of Science (history), associate professor of the Philosophy and Sociology Department at the Ukrainian State Academy of Railway Transport. Tel.: +3 (057) 730-10-92.
E-mail:
gonchar72@i.ua
Библиограф. описание: Зубок Ю. А., Григоренко Б. Ю., Михеева В. В. Тезаурусная регуляция доверия молодежи к власти [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 3 (май — июнь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/3/Zubok-Grigorenko-Mikheeva_Thesaurus-Regulation/ [архивировано в
WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Дата поступления: 10.06.2013.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|