Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 3 2013
Ганин В. Н. Психоаналитическая критика как литературоведческий метод
УДК 82.0 ; 009 ; 159.99
Ganin V. N. The Psychoanalytical Criticism as a Method for Literary Studies
Аннотация ◊ В статье характеризуется сформировавшийся под влиянием учения З. Фрейда особый литературоведческий метод — психоаналитическая критика.
Ключевые слова: литературоведение, методы литературоведения, психоаналитическая критика, З. Фрейд, К. Г. Юнг, Ж. Лакан.
Abstract ◊ The article characterizes a special method for literary studies, which was developed under the influence of S. Freud’s theory — the psychoanalytical criticism.
Keywords: literary studies, methods for literary studies, the psychoanalytical criticism, S. Freud, C. G. Jung, J. Lacan.
Психоаналитическая критика — литературоведческий метод, который сформировался под влиянием теории австрийского психиатра и психолога З. Фрейда и его учеников. Сам Фрейд был первым, кто использовал психоанализ для интерпретации художественных произведений. В своей монографии «Толкование сновидений» (1900) он объясняет странности в поведении Гамлета воздействием «эдипова комплекса», который был назван Фрейдом по имени Эдипа, героя трагедии Софокла, убившего отца и женившегося на собственной матери. Датский принц, по мнению ученого, также испытывал подсознательное влечение к матери и желание устранить отца. В Клавдии, который отравил его отца и женился на его матери, он увидел отражение собственных потаенных стремлений и потому в нем возникает внутреннее сопротивление возложенной на него миссии — отомстить за предательское убийство. И в самом творческом акте Шекспира Фрейд усмотрел проявление все того же «Эдипова комплекса». Он связал создание трагедии «Гамлет» со смертью отца драматурга в 1601 году. Фрейд попытался использовать психоаналитический метод и для анализа других произведений. Будучи человеком очень начитанным, австрийский психиатр выбирал для анализа произведения разных периодов и разных стран. Проявлял интерес он и к русской литературе. Среди российских писателей на первое место он ставил Д. С. Мережковского, но с позиций его теории необычайно привлекательными для Фрейда были личность и творчество Ф. М. Достоевского. В 1928 году он опубликовал работу «Достоевский и отцеубийство», которая являлась своеобразным предисловием к роману «Братья Карамазовы». Одной из главных движущих сил творчества Достоевского австрийский исследователь считал подсознательное желание писателя избавиться от своего отца. В «Братьях Карамазовых» этот комплекс представлен особенно наглядно в убийстве Карамазова-старшего и в построении интриги вокруг возможности совершения этого преступления одним из сыновей убитого.
В своих теоретических изысканиях Фрейд немало внимания уделял самому творческому процессу, который он также связывал с подсознательными импульсами. Согласно его теории, иногда подсознание направляет энергию запретных устремлений в творческую сферу, помогая тем самым личности преодолевать терзающие его конфликты. Данный процесс Фрейд обозначил как «сублимация». По мнению австрийского психиатра, многие шедевры мирового искусства являются результатом такой сублимации. Впрочем, энергия из подсознания может быть реализована не только в произведениях искусства, но и в политике, религии, научной деятельности и т. п.
На начальном этапе становления психоаналитической критики основное внимание исследователей было сосредоточено на изучении психики автора. Появилось большое количество психоаналитических биографий, где особенности творчества того или иного писателя связывались с присущими ему комплексами, которые имели в основе своей подсознательные сексуальные импульсы. Как пример такого рода биографии можно привести работы французского философа Ж. П. Сартра, посвященные Ш. Бодлеру и Г. Флоберу. Существенным дополнением к теории З. Фрейда стала его работа «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), где к сексуальному влечению был добавлен еще один мощный фактор, определяющий поведение человека — «влечение к смерти», характерное для всего живого. Эта идея также была подхвачена литературоведами-психоаналитиками, и позднее они стали проявлять интерес не только к героям, в которых ощутимо воздействие сексуальных подсознательных комплексов, но и к героям, проявляющим стремление к саморазрушению и смерти. Кроме этого, исследователи, принадлежащие к школе психоаналитической критики, отталкиваясь от фрейдовской работы «Толкование сновидений», пытаются увидеть в образах художественного произведения сходные символы, указывающие на подсознательный план психики человека.
Другим направлением в психоаналитической критике стал подход, который опирался на идеи швейцарского психолога и философа К. Г. Юнга. Юнг был одним из учеников Фрейда, но затем разошелся со своим учителем в трактовке бессознательного. Он отказался рассматривать бессознательное лишь как уровень психики человека, куда вытесняются сексуальные желания. Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», под которым он подразумевал безличное психическое содержание, которое связывает его носителя с древнейшими психическими формами, названными швейцарским ученым «архетипами». Таким образом, бессознательное выходит за пределы медицины и становится основой духовной жизни человека. Именно коллективное бессознательное, проявляемое в ярких образах-символах искусства, и питает подлинный творческий дар, согласно Юнгу.
Учение Юнга оказало влияние как на писателей (Д. Г. Лоуренс, Дж. Джойс, Г. Гессе), так и на литературоведов. Среди современных последователей Юнга можно упомянуть Г. Башляра, который, переработав идеи швейцарского психолога, создал собственную теорию воображения и художественных образов («Психоанализ огня», «Грезы о воздухе» и др.).
В период после Второй мировой войны классический фрейдизм постепенно утрачивает свою авторитетность, в психоаналитической критике на первый план выходят направления, которые сочетают психоанализ с элементами, заимствованными у других литературоведческих школ. Значительный вклад в этот процесс внес французский философ Ж. Лакан, который сумел объединить в своем учении идеи Фрейда и опыт структурализма и постструктурализма. Важное место в теории Лакана занимают такие категории как «воображаемое», «символическое», «реальное», которые образуют неразрывную триаду. Становление личности также тесно связано с этой триадой. В возрасте 6–18 месяцев, по утверждению Лакана, у ребенка наступает период, который ученый определил «стадия зеркала». Ребенок начинает осознавать себя как нечто целостное, узнает свое отражение в зеркале и может ассоциировать себя с этим образом. Лакан считал, что с этой стадии начинается вхождение ребенка в Воображаемое. Данное понятие в большей степени ведет свое происхождение от категории «образ», чем «воображение», и оно предполагает особый тип восприятия мира. Человек в этот период воспринимает мир в основном с помощью образов, а не слов. Ребенок представляет мир как нечто завершенное и целостное, а себя ощущает неразрывной его частью. Это единение особенно полно представлено в его отношениях с матерью. Ему кажется, что мать — это всё, что ему нужно, и сам он для нее есть всё, что ей нужно. Подобное ощущение единения порождает в нем ликование. Такое состояние продолжается, пока ребенок не начинает говорить. Овладение речью — важный момент для его становления: из Воображаемого он начинает переход в Символическое. Этот переход сопровождается осознанием отделенности от мира и, что особенно важно, отделенности от матери. Чувство потери данного единства сопровождает человека всю жизнь, и он ищет какие-то субституты, способные вернуть утраченное ощущение.
Реальное — одно из самых сложных и неразъясненных понятий в теории Лакана. Это нечто, лежащее за пределами тех объяснительных систем (идеологии, религии и пр.), которые навязывают человеку взгляд на мир. Реальное открывается на короткие мгновения, когда удается освободиться от идеологических и прочих пут, когда удается осознать, что они вовсе не являются воплощением вневременных ценностей и вечных истин. Реальное остается недоступным для понимания, но порой порождает тревожное чувство в человеке, что оно где-то существует. Лакан назвал подобное состояние «травма Реального».
Литературоведы, которые опираются в своих исследованиях на идеи Лакана, обычно ищут в персонажах, событиях или отдельных эпизодах повествования отражение Воображаемого и Символического и элементы текста, которые можно интерпретировать как проблески Реального. А также выясняют, в чем герои произведения пытаются найти замену тому состоянию единения с миром и с матерью, которое они утратили с переходом в Символическое.
В современной литературной критике немало исследователей, которые не считают себя неофрейдистами или неоюнгианцами, но используют в своих работах элементы психоанализа. К их числу можно отнести Н. Холланда, Ю. Кристеву, Н. Фрая, Г. Блума и многих представительниц феминистского движения.
В Советском Союзе бурный период развития психоанализа пришелся на 1920-е годы. Был открыт Государственный психоаналитический институт, который возглавил И. Д. Ермаков. Однако с середины 30-х годов на психоанализ начались гонения, и он не развивался ни в медицине, ни в литературоведении вплоть до 90-х годов XX века.
Соч.: Freud S. Das Unheimliche Gesammelte Werke. Frankfurt am Main : S. Fischer, 1966; Jung C. G. Gesammelte Werke : In 20 Bänden. Zürich : Rascher; Olten : Walter, 1960–1991; Lacan J. Ecrits. P. : Seuil, 1966; Lacan J. Le séminaire de Jacques Lacan. Livre I, II, III, XI, XX. P., 1973–1981; в рус. пер. — Фрейд З. Толкование сновидений. Минск : Попурри, 2000; Фрейд З. Психология бессознательного. СПб. : Питер, 2004; Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М. : СТД, 2006; Юнг К. Г. Архетип и символ. М. : Ренессанс, 1991; Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб. : МЦНК и Т «Кентавр», 1994; Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М. : Гнозис, 1995; Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). М. : Гнозис ; Логос, 1998.
Лит.: Аверинцев С. С. «Аналитическая психология» К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. М. : Искусство, 1972. С. 110–155; Классический психоанализ и художественная литература / сост. и общ. ред. В. М. Лейбин. СПб. : Питер, 2002; Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М. : Высшая школа, 1996; Лейбин В. М. Психоанализ: проблемы, исследования, дискуссии. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008; Psychoanalysis and Literary Process / ed. by F. Grews. Cambridge, MA : Winthrop Publishers, 1970; Fagès J.-B. Comprendre Jacques Lacan. Toulouse : Privat, 1971; Wright E. Psychoanalytic Criticism: Theory in Practice. N. Y. ; L. : Routledge, 1984; Forrester J. The Seductions of Psychoanalysis. Freud, Lacan and Derrida. Cambridge : Cambridge University Press, 1990; Bowie M. Psychoanalysis and the Future of Theory. Cambridge, MA : B. Blackwell; Elliott A. Psychoanalytic Theory: An Introduction. Oxford : Blackwell, 1994.
Oeuvre (transliteration): Freud S. Das Unheimliche Gesammelte Werke. Frankfurt am Main : S. Fischer, 1966; Jung C. G. Gesammelte Werke : In 20 Bänden. Zürich : Rascher; Olten : Walter, 1960–1991; Lacan J. Ecrits. P. : Seuil, 1966; Lacan J. Le séminaire de Jacques Lacan. Livre I, II, III, XI, XX. P., 1973–1981; v rus. per. — Freid Z. Tolkovanie snovidenii. Minsk : Popurri, 2000; Freid Z. Psikhologiia bessoznatel'nogo. SPb. : Piter, 2004; Freid Z. Vvedenie v psikhoanaliz. Lektsii. M. : STD, 2006; Iung K. G. Arkhetip i simvol. M. : Renessans, 1991; Iung K. G. Analiticheskaia psikhologiia. SPb. : MTsNK i T «Kentavr», 1994; Lakan Zh. Funktsiia i pole rechi i iazyka v psikhoanalize. M. : Gnozis, 1995; Lakan Zh. Seminary. Kniga 1: Raboty Freida po tekhnike psikhoanaliza (1953/54). M. : Gnozis ; Logos, 1998.
Bibliography (transliteration): Averintsev S. S. «Analiticheskaia psikhologiia» K. G. Iunga i zakonomernosti tvorcheskoi fantazii // O sovremennoi burzhuaznoi estetike. Vyp. 3. M. : Iskusstvo, 1972. S. 110–155; Klassicheskii psikhoanaliz i khudozhestvennaia literatura / sost. i obshch. red. V. M. Leibin. SPb. : Piter, 2002; Laplansh Zh., Pontalis Zh.-B. Slovar' po psikhoanalizu. M. : Vysshaia shkola, 1996; Leibin V. M. Psikhoanaliz: problemy, issledovaniia, diskussii. M. : «Kanon+» ROOI «Reabilitatsiia», 2008; Psychoanalysis and Literary Process / ed. by F. Grews. Cambridge, MA : Winthrop Publishers, 1970; Fagès J.-B. Comprendre Jacques Lacan. Toulouse : Privat, 1971; Wright E. Psychoanalytic Criticism: Theory in Practice. N. Y. ; L. : Routledge, 1984; Forrester J. The Seductions of Psychoanalysis. Freud, Lacan and Derrida. Cambridge : Cambridge University Press, 1990; Bowie M. Psychoanalysis and the Future of Theory. Cambridge, MA : B. Blackwell; Elliott A. Psychoanalytic Theory: An Introduction. Oxford : Blackwell, 1994.
Ганин Владимир Николаевич — доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры всемирной литературы Московского педагогического государственного университета. Тел.: +7 (495) 246-57-12.
Ganin Vladimir Nikolaevich, Doctor of Science (philology), professor, professor of the World Literature Department at Moscow Pedagogical State University. Tel.: +7 (495) 246-57-12.
E-mail:
vladgan99@yandex.ru
Библиограф. описание: Ганин В. Н. Психоаналитическая критика как литературоведческий метод [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 3 (май — июнь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/3/Ganin_Psychoanalytical-Criticism/ [архивировано в
WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Дата поступления: 17.06.2013.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|