Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №2 2013
Луков Вл. А. Эрвин Пискатор
Статья выполнена в рамках проекта РГНФ «Тезаурусный анализ в гуманитарном знании» (проект № 12-33-01055).
УДК 009 ; 929
Lukov Vl. A. Erwin Piscator
Аннотация ◊ В статье представляется пример использования концепции Нового Энциклопедизма, которую в последние годы призван реализовать целый ряд информационных проектов Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Статья посвящена жизни и творчеству немецкого театрального режиссера Эрвина Пискатора.
Ключевые слова: Новый Энциклопедизм, информационные проекты, театр XX века, Эрвин Пискатор.
Abstract ◊ The article introduces an example of the application of the New Encyclopaedism conception, which has been realized in a number of informational projects developed by the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities in recent years. The article covers the life and oeuvres of a German theater director, Erwin Piscator.
Keywords: New Encyclopaedism, information projects, 20th-century theater, Erwin Piscator.
Статья — пример использования концепции Нового Энциклопедизма (Программа..., 2012: Электр. ресурс; Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2013; Новый энциклопедизм, 2013). Статья посвящена жизни и творчеству немецкого театрального режиссера Эрвина Пискатора.
Пискатор Эрвин (Erwin Piscator; 17.12.1893, Ульм — 30.03.1966, Штарнберг) — немецкий театральный деятель, режиссер и теоретик театра.
Он родился в Ульме, южногерманском городе с тысячелетней историей, в семье протестантов. Пискатор рано увлекся театром, учился у актеров Мюнхенского придворного театра азам мастерства, играл на любительской сцене. Он получил гуманитарное образование в Мюнхенском университете (история искусств, германистика, философия).
Пискатор участвовал в Первой мировой войне, будучи призванным в пехоту, весной 1915 г. его полк находился в районе г. Ипр, где 22 апреля немцы применили хлор в качестве отравляющего вещества, открыв тем самым историю химических войн. Страшные картины войны изменили мировосприятие Пискатора, его антивоенные настроения в дальнейшем обрели форму «политического театра». Этапом в этом движении стала деятельность основанного Пискатором в 1919 г. в Кенигсберге театра «Трибунал». Пискатор ориентировался на эстетику авангарда, в духе немецкого экспрессионизма он трактовал поставленные им на сцене этого театра произведения А. Стриндберга и др. авторов. Радикализм спектаклей Пискатора привел к их запрету и закрытию театра.
Революция в России, которую Пискатор приветствовал, знакомство с марксизмом, солидарность с немецким рабочим движением определили следующий этап пути Пискатора к «политическому театру», связанный с созданием им в Берлине «Пролетарского театра» (1920). Он использует форму политического обозрения, самым ярким образцом которого стал триптих «Калеки», «У ворот», «День России», особенно его последняя часть, которая в полной мере воплотила идею политизации театра. После закрытия и этого театра Пискатор некоторое время не мог найти работу, наконец в 1923 г. он стал одним из руководителей Центрального театра в Берлине. Событием культурной жизни стала его постановка пьесы М. Горького «Мещане» (1923), за которой последовали обращения Пискатора к драматургии Р. Роллана («Настанет день», 1923) и Л. Н. Толстого («Власть тьмы», 1924), в 1927 г. Пискатор поставил «На дне» М. Горького. В театральном сезоне 1924/25 гг. Пискатор, выполняя поручение компартии (членом которой был с 1919 г.) в преддверии выборов в рейхстаг, поставил с актерами-любителями из рабочей среды агитационный спектакль «Обозрение Красный Балаган» (Revue Roter Rummel — сокращено RRR). Этот спектакль, помимо утверждения коммунистических идей, утверждал и новаторскую театральную эстетику, отказывающуюся от господства театральной иллюзии, от истонченного и нездорового психологизма драматургии декаданса, от абстрактного возмущения и бесцельного разрушения форм, характерных для драматургии немецкого экспрессионизма, противопоставляя всему этому эстетически оформленную идею политического театра. На сцене то демонстрировались кинокадры, фотомонтажи, то прыгали акробаты, то сообщалась статистика (в виде проецирования таблиц). Был полностью задействован зрительный зал, который то пел хором, то свистел, то присоединялся к речевкам. Агитобозрение посмотрели тысячи рабочих. Его эстетика отразилась в деятельности рабочих агиттеатров. Затем последовало агитобозрение «Несмотря ни на что» (1925), закрепившее популярность жанра. О Пискаторе заговорили как о выдающемся режиссере.
Эту оценку подтвердила дальнейшая режиссерская деятельность Пискатора в берлинском Свободном народном театре («Фрайе Фольксбюне»), социал-демократическое руководство которого в целом придерживалось политической нейтральности, но Пискатору, несмотря на это, удалось свою коммунистическую позицию напрямую воплотить на сцене. В спектакле «Буря над Готландом» (автор Э. Вельк, 1927), где к историческим сценам народной борьбы (действие пьесы происходит в XV веке) были присоединены символические эпизоды: проектировались кинокадры с изображением В. И. Ленина, к нему направлялись актеры в костюмах революционеров разных эпох, предводителю восставших рыбаков на Готланде с помощью грима было придано сходство с Лениным. Наиболее радикальной была постановка по пьесе французского драматурга А. Паке «Знамена» (1926), написанной на документальном материале о борьбе чикагских рабочих в конце XIX веке за свои права и обретшей в режиссуре Пискатора форму драматизированного репортажа — одного из первых примеров т. н. документальной драмы, признанной театральной публикой лишь через несколько десятилетий.
Формы эстетической политизации обнаруживаются в постановке Пискатором драмы Ф. Шиллера «Разбойники» (1926), где сюжет перенесен в современность, разбойники представлены как революционеры.
В 1929 г. Пискатор опубликовал книгу «Политический театр». Это рассказ о своей судьбе, о роли войны и революции в России в становлении коммунистических взглядов режиссера, подробное повествование о его работе в театрах Германии и объяснение принципов политического театра. Высокую оценку книге дал крупнейший немецкий деятель театра Б. Брехт, с которым Пискатор в одни и те же годы и на основе сходного миропонимания осуществлял коренное преобразование театральной эстетики.
В 1927 г. Пискатору удалось договориться с берлинским «Лессинг-театром» и на его сцене показывать спектакли Театра Пискатора (Piscator-Bühne), его открытие — один из примеров становящегося характерным для XX века авторского театра как формы театрального искусства. Театр работал до 1932 г. (с 1930 г. давал спектакли в другом здании в рабочем районе Берлина). Одна из показательных постановок — «Распутин, Романовы, война и восставший против них народ» (1927). В основе грандиозного представления была пьеса А. Н. Толстого и П. Е. Щеголева «Заговор императрицы», к которой Пискатор добавил несколько собственных сцен, доведя сюжет до Октябрьской революции 1917 г., к десятилетней годовщине которой и был поставлен спектакль. Другие крупные достижения — «Гоп-ля, мы живем!» Э. Толлера (1927), «Швейк» (1928, по роману Я. Гашека), были поставлены советские пьесы «Луна слева» В. Н. Билль-Белоцерковского (1930, комедия, пародирующая повесть С. И. Малашкина «Луна с правой стороны», где осуждалась любовь, мешающая исполнению революционного долга), «Инга» А. Г. Глебова (1931, пьеса о роли советский женщины в утверждении нового быта).
В 1931 г. Пискатор переехал в СССР, где был избран председателем Международного объединения рабочих театров, но через 5 лет он, женившись на богатой иностранке, перебрался во Францию, а в 1939 г. эмигрировал в США. Ему пришлось переключиться на классический репертуар («Король Лир» У. Шекспира, 1940; «Эмилия Галлоти» Г. Э. Лессинга, 1943), ставил он и современных европейских и американских авторов — Дж. Б. Шоу, Ж.-П. Сартра, Ю. О’Нила, сыграл определенную роль в становлении молодых драматургов Т. Уильямса, А. Миллера, ряда американских актеров (М. Брандо и др.). Несмотря на заметное снижение политизации Пискатор в 1951 г. был обвинен Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности в коммунистической пропаганде и вынужден был перебраться в Европу, в ФРГ (работал в Швейцарии, Голландии, Швеции, с 1955 г. жил и работал в Западном Берлине). Пискатор не относился враждебно к ГДР, творчески общался с Б. Брехтом и его театром (в 1960 г. поставил пьесу Брехта «Мамаша Кураж и ее дети», в 1962 г. — его же «Диалоги беженцев»). Среди лучших работ этого периода называют постановку Пискатором «Войны и мира» по роману Л. Н. Толстого (1955), столь успешную, что она возобновлялась режиссером в различных театрах 5 раз.
В 1963 г. Пискатор возродил театр «Фрайе Фольксбюне», поставил «Робеспьера» Р. Роллана, где мощно звучит революционная тема. Особо значимыми были спектакли театра по первым произведениям «документальной драмы» (построенной на подлинных исторических текстах, протоколах расследований и т. д.) — «Наместник» Р. Хоххута (1963), «Дело Роберта Оппенгеймера» Х. Кипхардта (1964), «Дознание» П. Вайса (1965). Смерть застала его в городке Штарнберг близ Мюнхена, известном тем, что здесь прошли последние годы жизни австрийского писателя-экспрессиониста Г. Майринка.
Находясь в СССР, Пискатор снял фильм «Восстание рыбаков» (1934) по новелле А. Зегерс «Восстание рыбаков из села св. Барбара».
Соч.: Das Politische Theater. Berlin : Adalbert Schulz Verlag, 1929; Das Politische Theater. Berlin : Rowohlt Verlag, 1963; Theater, Film, Politik. Ausgewählte Schriften / Hrsg. von L. Hoffmann. Berlin : Henschel, 1980; Briefe. Bd. 1–3 / Hrsg. von P. Diezel. Berlin : B&S Siebenhaar, 2005–2011; в рус. пер. — Политический театр. М. : Гос. изд-во худож. лит., 1934.
Лит.: Гвоздев А. А. Театр послевоенной Германии. Л. ; М. : Гос. изд-во худож. лит., 1933; Лацис А. Э. Революционный театр Германии. М. : Гос. изд-во худож. лит., 1935; Шнеерсон Г. М. Эрнст Буш и его время. М. : Сов. композитор, 1971; История зарубежного театра : В 4 ч. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. : Просвещение, 1981–1987. Ч. 3 : Театр Западной Европы и США (1917–1945) : учеб. пособие для студентов театр. вузов и вузов культуры / К. А. Гладышева, А. В. Бартошевич, Л. И. Гительман и др. ; под ред. Г. Н. Бояджиева, А. Г. Образцовой, Е. В. Кочетовой.— 1986; Ihering Н. Von Reinhardt bis Brecht : Bd. 1–3. Berlin : Aufbau-Verlag, 1958–1961; Willett J. Erwin Piscator. Die Eröffnung des politischen Zeitalters auf dem Theater. Frankfurt a.M. : Suhrkamp, 1982; Erwin Piscator. Eine Arbeitsbiographie : in 2 Bänden / Hrsg. von K. Boeser, R. Vatková. Berlin : Edition Hentrich, 1986; Haarmann H. Erwin Piscator und die Schicksale der Berliner Dramaturgie: : Nachträge zu einem Kapitel deutscher Theatergeschichte. München : Fink, 1991; Wege C. Piscator, Erwin Friedrich Max // Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 20. Berlin : Duncker & Humblot, 2001. S. 478–480; Jung P. Erwin Piscator. Das politische Theater. Ein Kommentar. Berlin : Nora, 2007; Wannemacher K. Der Amnesie des Publikums begegnen. Nachkriegstheater als Inkubator des „Aufarbeitungs“-Diskurses // Erfolgsgeschichte Bundesrepublik? Die Nachkriegsgesellschaft im langen Schatten des Nationalsozialismus / Hrsg. von S. A. Glienke, V. Paulmann, J. Perels. Göttingen : Wallstein, 2008. S. 263–291; Malina J. The Piscator Notebook. L. : Routledge Chapman & Hall, 2012; Программа научно-образовательного информационного поля: концепция Нового Энциклопедизма / Луков Вал. А., Луков Вл. А., Захаров Н. В., Гайдин Б. Н. Ламажаа Ч. К., Луков С. В., Гневашева В. А. [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/6/Lukovs_et-al_New-Encyclopaedism/ (дата обращения: 22.04.2013); Луков Вал. А., Луков Вл. А. Новый Энциклопедизм (тезаурусный анализ) // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 75–85; Новый энциклопедизм : сб. науч. трудов / отв. ред. Вл. А. Луков, Ч. К. Ламажаа. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013.
Oeuvre (transliteration): Das Politische Theater. Berlin : Adalbert Schulz Verlag, 1929; Das Politische Theater. Berlin : Rowohlt Verlag, 1963; Theater, Film, Politik. Ausgewählte Schriften / Hrsg. von L. Hoffmann. Berlin : Henschel, 1980; Briefe. Bd. 1–3 / Hrsg. von P. Diezel. Berlin : B&S Siebenhaar, 2005–2011; v rus. per. — Politicheskii teatr. M. : Gos. izd-vo khudozh. lit., 1934.
Bibliography (transliteration): Gvozdev A. A. Teatr poslevoennoi Germanii. L. ; M. : Gos. izd-vo khudozh. lit., 1933; Latsis A. E. Revoliutsionnyi teatr Germanii. M. : Gos. izd-vo khudozh. lit., 1935; Shneerson G. M. Ernst Bush i ego vremia. M. : Sov. kompozitor, 1971; Istoriia zarubezhnogo teatra : V 4 ch. Izd. 2-e, pererab. i dop. M. : Prosveshchenie, 1981–1987. Ch. 3 : Teatr Zapadnoi Evropy i SShA (1917–1945) : ucheb. posobie dlia studentov teatr. vuzov i vuzov kul'tury / K. A. Gladysheva, A. V. Bartoshevich, L. I. Gitel'man i dr. ; pod red. G. N. Boiadzhieva, A. G. Obraztsovoi, E. V. Kochetovoi.— 1986; Ihering N. Von Reinhardt bis Brecht : Bd. 1–3. Berlin : Aufbau-Verlag, 1958–1961; Willett J. Erwin Piscator. Die Eröffnung des politischen Zeitalters auf dem Theater. Frankfurt a.M. : Suhrkamp, 1982; Erwin Piscator. Eine Arbeitsbiographie : in 2 Bänden / Hrsg. von K. Boeser, R. Vatková. Berlin : Edition Hentrich, 1986; Haarmann H. Erwin Piscator und die Schicksale der Berliner Dramaturgie: : Nachträge zu einem Kapitel deutscher Theatergeschichte. München : Fink, 1991; Wege C. Piscator, Erwin Friedrich Max // Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 20. Berlin : Duncker & Humblot, 2001. S. 478–480; Jung P. Erwin Piscator. Das politische Theater. Ein Kommentar. Berlin : Nora, 2007; Wannemacher K. Der Amnesie des Publikums begegnen. Nachkriegstheater als Inkubator des „Aufarbeitungs“-Diskurses // Erfolgsgeschichte Bundesrepublik? Die Nachkriegsgesellschaft im langen Schatten des Nationalsozialismus / Hrsg. von S. A. Glienke, V. Paulmann, J. Perels. Göttingen : Wallstein, 2008. S. 263–291; Malina J. The Piscator Notebook. L. : Routledge Chapman & Hall, 2012; Programma nauchno-obrazovatel'nogo informatsionnogo polia: kontseptsiia Novogo Entsiklopedizma / Lukov Val. A., Lukov Vl. A., Zakharov N. V., Gaidin B. N. Lamazhaa Ch. K., Lukov S. V., Gnevasheva V. A. [Elektronnyi resurs] // Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2012. № 6 (noiabr' — dekabr'). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/6/Lukovs_et-al_New-Encyclopaedism/ (data obrashcheniia: 22.04.2013); Lukov Val. A., Lukov Vl. A. Novyĭ Entsiklopedizm (tezaurusnyi analiz) // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013. № 1. S. 75–85; Novyi entsiklopedizm : sb. nauch. trudov / otv. red. Vl. A. Lukov, Ch. K. Lamazhaa. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2013.
Луков Владимир Андреевич — доктор филологических наук, профессор, директор Центра теории и истории культуры Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии наук (IAS, Инсбрук), Международной академии наук педагогического образования, член Шекспировской комиссии РАН, лауреат Бунинской премии. Тел.: +7 (499) 374-75-95.
Lukov Vladimir Andreevich, Doctor of Science (philology), professor, the director of the Theory and History of Culture Center of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities, honored scientist of the Russian Federation, full member of the International Academy of Science (Innsbruck) and the International Teacher’s Training Academy of Science, the Bunin Prize laureate. Tel.: +7 (499) 374-75-95.
E-mail:
lookoff@mail.ru
Библиограф. описание: Луков Вл. А. Эрвин Пискатор [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 2 (март — апрель). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Lukov_Erwin-Piscator/ [архивировано в
WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Дата поступления: 22.04.2013.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|