Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №1 2013

Выборнова В. В. О новых подходах к тезаурусным исследованиям молодежных проблем

УДК 316.35

Vybornova V. V. On the New Approaches to Thesaurus Investigations into Youth’s Problems

Аннотация ◊ В статье ветерана отечественной социологии профессора В. В. Выборновой раскрываются перспективы применения тезаурусной концепции молодежи Вал. А. Лукова в той части, которая связана с выдвижением им теоретической концепции биосоциологии молодежи.

Ключевые слова: молодежь, тезаурусная концепция молодежи, биосоциология молодежи, тезаурусный подход.

Abstract ◊ The article, written by a veteran of sociology professor V. V. Vybornova, reveals the prospects of the application of Valery A. Lukov’s thesaurus theory of youth to the extent that is associated with his extension of the theoretical concept of the biosociology of youth.

Keywords: youth, the thesaurus conception of youth, the biosociology of youth, the thesaurus approach.


Тезаурусная концепция молодежи разрабатывается на протяжении примерно двадцатилетия. Ее автор Валерий Андреевич Луков, доктор философских наук, профессор, хорошо известен своими работами о молодежи — и в сфере чистой теории, и эмпирическими исследованиями, проводимыми с большим размахом (общероссийские, международные) и изобретательностью (сочетание количественных и качественных методов в превосходном исследовании курсантов и др.). Он — мастер междисциплинарного изучения многомерных объектов научного исследования, и его принимают как своего в научных сообществах философов, социологов, культурологов, психологов, правоведов, антропологов, филологов. В начале 1990-х годов вместе с таким же талантливым братом Владимиром Андреевичем Луковым, доктором филологических наук, профессором, тоже ученым междисциплинарного склада, он выдвинул оригинальную тезаурусную теорию, которая позже была представлена в фундаментальном труде обоих авторов «Тезаурусы» (Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2008).

Согласно этой концепции, тезаурусы представляют собой субъектно организованное гуманитарное знание. В наиболее общем виде тезаурус определяется авторами как полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации в окружающей среде, а сверх этого также знаний, которые непосредственно не связаны с ориентационной функцией, но расширяют понимание субъектом себя и мира, дают импульсы для радостной, интересной, многообразной жизни (там же: 67).

Положенная в основу тезауруса ориентационная модель «свой–чужой» (позже в ней добавился новый элемент, и она приобрела вид «свой–чужой–чуждый») определила исходные положения тезаурусной концепции молодежи, которая была выдвинута Вал. А. Луковым в работах конца 1990-х годов. Ее наиболее последовательное изложение тогда вошло в книгу, написанную им совместно с А. И. Ковалевой «Социология молодежи: теоретические вопросы» (Ковалева, Луков, 1999). В нашей рецензии на эту книгу, опубликованной в ведущем социологическом журнале страны, мы, в частности, отмечали, что разделяем мнение о том, что тезаурусное представление молодежи дает возможность приблизиться к социальным реальностям молодежи прежде всего на уровне повседневности, а сама концепция позволяет рассмотреть пути развития социальной субъектности молодежи и обнаружить ее противоречивые черты (Выборнова, Дунаева, 2001: 153–154). Впрочем, тогда было еще трудно увидеть, какое развитие получил тезаурусная концепция молодежи впоследствии.

Ее звездный час настал в последние годы, когда Вал. А. Луков опубликовал серию статей в журнале «Знание. Понимание. Умение», ставящих фундаментальные вопросы дальнейшего развития теорий молодежи на основе анализа уже утвердившихся теорий (Луков, 2008a; 2008b; 2009a; 2009b), обобщающих эти вопросы статей в журнале «Социологические исследования» (Луков, 2012f; 2012g), наконец в монографии «Теории молодежи: Междисциплинарное исследование» (Луков, 2012a). Об этой монографии следует сказать как об одной из наиболее значимых работ по молодежной проблематике, вышедшей в последнее время. Опирающаяся на изучение более 1000 книг, статей, исследований по проблемам молодежи, в том числе малодоступных изданий на английском, немецком, французском, польском и других языках, эта книга сегодня становится обязательной для чтения любым исследователем, будь он социолог, психолог, антрополог, берущимся за профессиональную исследовательскую работу в сфере молодежной проблематики.

Здесь же молодой ищущий ученый найдет множество тем, актуальных для разработки. На одну из них мы обратили внимание. В «Теориях молодежи» Вал. А. Луков пишет: «Перспективы молодежи, какими они могут стать в результате активного вмешательства человека в святая святых человеческой природы, ставят вопрос об актуальности такого направления исследований, которое на междисциплинарном уровне связывает изучение как социальных, так и биологических характеристик молодежи. Перспективы молодежи, какими они могут стать в результате активного вмешательства человека в святая святых человеческой природы, ставят вопрос об актуальности такого направления исследований, которое на междисциплинарном уровне связывает изучение как социальных, так и биологических характеристик молодежи» (там же: 366). Дальше он обозначает, что предпринимавшиеся попытки социобиологических концепций следует критически переосмыслить в свете новых данных науки и практики и формулирует идею о создании биосоциологии молодежи, комментируя при этом: «В молодежных исследованиях в этом плане актуальной может стать биосоциологическая трактовка возникающих проблем, порождаемых все большей близостью к временам постчеловека. В этом направлении можно ожидать новых продуктивных идей, особенно в аспекте субъектной организации гуманитарного знания» (там же: 367).

Нам показался этот новый подход интересным и перспективным. Мы ждали работ, его развивающий. Пионерные решения предложил сам инициатор данной идеи. Вал. А. Луков в 2012 и 2013 гг. опубликовал уже несколько работ по биосоциологии в журнале Президиума РАН «Человек» (Луков, 2012e), в журнале «Знание. Понимание. Умение» (Луков, 2011; 2012b; 2012c; 2012d) и других авторитетных изданиях.

По Лукову, биосоциология представляет собой формирующуюся научную концепцию междисциплинарного характера и практику исследования сложных по природе явлений современной общественной жизни. Эта концепция и эта практика исходят из неразрывной связи биологического и социального компонентов в жизни человека и человеческих сообществ (социальных общностей). «Важная задача биосоциологии — выявить возможные трансформации общества через накопление в новых поколениях критической массы биологических и интеллектуальных (под воздействием факторов внешней среды обитания и вызванных искусственными средствами), а также социокультурных изменений» (Луков, 2011: 319). В последующих работах автор выделяет аспекты биосоциологии молодежи, связанные с ее свойствами, которые он называет «дикостью» и «инновационностью». Соответственно ставится вопрос о соединении биосоциологического взгляда на ресурсы развития молодежи в информационном обществе с биоэтикой. Нам представляется такая задача важной и актуальной.

В целом биосоциология молодежи может вывести на более широкое представление о содержании и внутренних основаниях многих социальных процессов. Например, вынужденной миграции, ставшей огромной проблемой для многих стран мира, включая и Россию, и бывшие республики СССР. Миграционные потоки огромных человеческих масс в ситуациях межнациональных конфликтов, военных действий, природных и технологических катастроф обладают энергией, которая еще не нашла осмысления в междисциплинарном аспекте гуманитарного исследования. Если практики психологической поддержки беженцев более или менее отработаны, если установились соответствующие практики социальной работы и т. п., то целостного понимания того, что происходит с человеком, человеческими сообществами в период, когда социальная напряженность достигает апогея и люди видят для себя один способ выживания и спасения — бегство на другую территорию, в другую страну не в одиночку, а массой, ее энергия приобретает черты, которые можно осмыслить с применением тезаурусного подхода и биосоциологии. Здесь видятся большие перспективы.

Таким образом, не только в отношении молодежи могут рассматриваться характеристики «дикости» и «инновационности», но, по-видимому, в отношении тех социальных групп (общностей), которые волей обстоятельств лишаются своего достигнутого социального статуса, жизненных благ, а вместе с ними — жизненных перспектив, сложившегося жизненного уклада и самоидентичности. На это следовало бы обратить внимание при дальнейшей разработке тезаурусной версии биосоциологии. Этим будут прояснены и некоторые обстоятельства биосоциологии молодежи, оказавшейся в ситуации двойного кризиса социальной субъектности: кризиса, вытекающего из естественной ограниченности социальной субъектности молодежи в обществе, и кризиса, сопровождающего разрушение устоявшихся каналов формирования, легитимации и проявления социальной субъектности в масштабах всего общественного организма, в котором происходит становление нового поколения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выборнова, В. В., Дунаева, Е. А. (2001) [Рец. на кн.:] Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М. : Социум, 1999. 351 с. // Социологические исследования. Т. 27. № 1. С. 152–154.

Ковалева, А. И., Луков, Вал. А. (1999) Социология молодежи: теоретические вопросы. М. : Социум.

Луков, Вал. А. (2008a) Молодежь в свете перспектив человека и общества // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 21–30.

Луков, Вал. А. (2008b) Молодежь и проблема культурных констант // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 11–17.

Луков, Вал. А. (2009a) О свойствах междисциплинарности (к развитию теорий молодежи) // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 30–42.

Луков, Вал. А. (2009b) Теории молодежи: апология их неисчерпаемости // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 58–65.

Луков, Вал. А. (2011) Биосоциология // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 319–323.

Луков, Вал. А. (2012a) Теории молодежи : Междисциплинарное исследование. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация».

Луков, Вал. А. (2012b) Биосоциология молодежи и будущее гражданского общества // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 13–19.

Луков, Вал. А. (2012c) Биосоциология молодежи: экспертные оценки изменений в обществе, связанных с увеличением продолжительности жизни // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С. 77–83.

Луков, Вал. А. (2012d) Биосоциология молодежи: экспертные оценки изменений в новых поколениях // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 146–156.

Луков, Вал. А. (2012e) Будущее молодежи в обществе будущего // Человек. 2012. № 4. С. 38–48.

Луков, Вал. А. (2012f) Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы // Социологические исследования. № 1 (333). С. 5–16.

Луков, Вал. А. (2012g) Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы : [статья 2] // Социологические исследования. № 2 (334). С. 21–30.


BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Vybornova, V. V., Dunaeva, E. A. (2001) [Rets. na kn.:] Kovaleva A. I., Lukov V. A. Sotsiologiia molodezhi: teoreticheskie voprosy. M. : Sotsium, 1999. 351 s. // Sotsiologicheskie issledovaniia. T. 27. № 1. S. 152–154.

Kovaleva, A. I., Lukov, Val. A. (1999) Sotsiologiia molodezhi: teoreticheskie voprosy. M. : Sotsium.

Lukov, Val. A. (2008a) Molodezh' v svete perspektiv cheloveka i obshchestva // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 21–30.

Lukov, Val. A. (2008b) Molodezh' i problema kul'turnykh konstant // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 11–17.

Lukov, Val. A. (2009a) O svoistvakh mezhdistsiplinarnosti (k razvitiiu teorii molodezhi) // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 30–42.

Lukov, Val. A. (2009b) Teorii molodezhi: apologiia ikh neischerpaemosti // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 2. S. 58–65.

Lukov, Val. A. (2011) Biosotsiologiia // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 319–323.

Lukov, Val. A. (2012a) Teorii molodezhi : Mezhdistsiplinarnoe issledovanie. M. : «Kanon+» ROOI «Reabilitatsiia».

Lukov, Val. A. (2012b) Biosotsiologiia molodezhi i budushchee grazhdanskogo obshchestva // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 13–19.

Lukov, Val. A. (2012c) Biosotsiologiia molodezhi: ekspertnye otsenki izmenenii v obshchestve, sviazannykh s uvelicheniem prodolzhitel'nosti zhizni // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. № 4. S. 77–83.

Lukov, Val. A. (2012d) Biosotsiologiia molodezhi: ekspertnye otsenki izmenenii v novykh pokoleniiakh // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 146–156.

Lukov, Val. A. (2012e) Budushchee molodezhi v obshchestve budushchego // Chelovek. 2012. № 4. S. 38–48.

Lukov, Val. A. (2012f) Kontseptualizatsiia molodezhi v XXI veke: novye idei i podkhody // Sotsiologicheskie issledovaniia. № 1 (333). S. 5–16.

Lukov, Val. A. (2012g) Kontseptualizatsiia molodezhi v XXI veke: novye idei i podkhody : [stat'ia 2] // Sotsiologicheskie issledovaniia. № 2 (334). S. 21–30.


Выборнова Валентина Васильевна — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-60-21.

Vybornova Valentina Vasilievna, Doctor of Science (philosophy), professor, professor of the Sociology Department at Moscow University for the Humanities. Tel.: +7 (499) 374-60-21.

E-mail: socio-mosgu@mail.ru


Библиограф. описание: Выборнова В. В. О новых подходах к тезаурусным исследованиям молодежных проблем [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 1 (январь — февраль). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Vybornova_Thesaurus-Investigations/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 20.01.2013.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»