Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 3 2012

Луков Вл. А. Альфред Бине: портрет ученого-психолога

Статья зарегистрирована ФГУП НТЦ «Информрегистр»: № 0421200131\0031.

Работа выполнена при поддержке РГНФ в рамках проекта «Современная французская литература: Электронная энциклопедия» (№ 11-04-12028в).


УДК 159.9 ; 929

Lukov Vl. A. Alfred Binet: the Portrait of the Scientist and Psychologist

Аннотация ◊ В статье дан портрет французского психолога Альфреда Бине (1857–1911), который вошел в историю как изобретатель метода тестирования.

Ключевые слова: Альфред Бине, психология, тесты, тестирование.

Abstract ◊ The article provides a portrait of Alfred Binet, a French scientist and psychologist (1857–1911), who left his mark in history as the inventor of test method.

Keywords: Alfred Binet, psychology, tests, testing.


Выдающемуся французскому психологу Альфреду Бине (Alfred Binet, 1857–1911) суждено было сыграть совершенно исключительную роль в истории науки. Он был основателем экспериментальной психологии во Франции, первой французской психологической лаборатории (1889). Но значение трудов Бине выходит далеко за пределы родной страны и XIX столетия. Его можно считать изобретателем метода тестирования и создателем первых тестов, что решительным образом повлияло на становление современной психологии, педагогики, социологии, формирование новой методики объективного исследования и выработку научных критериев характеристики умственной деятельности, степени развития интеллекта.

Альфред Бине родился в Ницце в июле 1857 г. Довольно рано проявился его пристальный интерес к физиологии и психологии. Он получил медицинское образование в парижской больнице Сальпетриер у величайшего психиатра XIX в. Жана-Мартена Шарко почти в то же время, когда у него проходили подготовку Зигмунд Фрейд и Пьер Жане, вскоре совершившие переворот в психологии. Шарко верил в силу гипноза как средства исцеления от истерии и других психических болезней. Бине был увлечен этой верой и позже многие годы занимался изучением природы гипноза и его возможностей, казавшихся неисчерпаемыми. В работе «Психология умозаключения» (“La Psychologie du raisonnement”, 1886) он впервые раскрыл значение гипнотизма для психологии, оставаясь, тем не менее, верным учеником Шарко, как и в последующих трудах — «Животный магнетизм» (“Le Magnétisme animal”, 1887, в соавторстве с Фере), «Изменение личности» (“Les altérations de la personnalité”, 1892) и др.

Психические процессы в этот период трактовались исследователями в основном с позиций физиологии. Родоначальник экспериментальной психологии немецкий ученый Вильгельм Вундт разрабатывал науку именно в этом аспекте («Основания физиологической психологии», 1880–1881), вводя метод лабораторного эксперимента, позволившего выделить элементы сознания и обосновать законы их связи. Он основал первую в истории психологическую лабораторию (Лейпциг, 1879), в которой изуча­лись ощущения, ассоциации, внимание, элементарные чувства.

Бине избирает аналогичный путь, повторяя во Франции то, что Вундт сделал в Германии. В 1889 г. он принимает деятельное участие в создании при Высшей практической школе (Ecole Pratique des Hautes Etudes) в Париже психологического кабинета, где работает помощником директора (директором назначен более маститый ученый — проф. Бони). Бине проводит экспериментальные психологические исследования и публикует отчеты о них в специальных журналах — таких как «Научное обозрение» (“Revue Scientifique”), «Общее обозрение наук» (“Revue géné­rale des Sciences”), «Бюллетень трудов Лаборатории» (“Bulletins des Travaux du Laboratoire”), нередко в соавторстве со своими коллегами Анри, Вашидом, Куртье и др. В 1894 г. он участвует в создании «Психологического ежегодника» (“Année psychologique”) и через три года возглавляет его редколлегию. В журнале по-прежнему печатаются отчеты о психологических экспериментах.

Хотя Бине многое делает впервые, но все же он пока остается скорее последователем новаторов, чем собственно новатором. Однако уже на этом этапе он высказывает сомнение в справедливости сведения психологии к физиологии, спорит с утвердившимся представлением об ассоциациях как способе объяснения такого феномена как личность. Усиливающемуся интересу психологов к бессознательному Бине противопоставляет идею рассудочной деятельности как синтетического принципа, определяющего душевную жизнь человека. Его особенно интересуют свойства интеллекта, их количественные характеристики. В работах «Введение в экспериментальную психологию» (“Introduction à la psychologie expérimentale”, 1894, в соавторстве с Филиппом, Куртье и Анри), «Психология великих счетчиков и игроков в шахматы» (“Psychologie des grands calculateurs et joueurs d'échecs”, 1894) Бине приходит к идее психометрии — количественному измерению временных характеристик интеллектуальных процессов. Экспериментальное исследование того, как эти процессы протекают в сознании шахматистов, позволило ученому установить существование особого вида памяти — абстрактной памяти, позволяющей удерживать в сознании только схему предмета вне его формы и цвета.

Начинается период открытий Бине. Ученый все более осво­бождается от влияния своих великих учителей. Не случайно его работа «Внушаемость» (“Suggestibilite”, 1900) посвящена суггестивному воздействию на человека без применения гипноза. Его идеи становятся настолько неожиданными, что вызывают бурные дискуссии, как, например, содержащееся в «Экспериментальном очерке способности суждения» (“L’étude expérimentale de l'intelligence”, 1903) утверждение, что мысль и образ должны рассматриваться отдельно друг от друга, ибо, считает ученый, существует мышление без участия образов.

Бине продолжает писать работы по экспериментальной психологии, но чувствуется, что наступил период известного разочарования в ее возможностях и поиска в других областях знания. Бине-психолог уступает место Бине-педагогу и социологу. Уже в работе «Умственная усталость» (“La fatigue intellectuelle”, 1898, в соавторстве с Анри) предметом иссле­дования становится утомление детей в школе. Бине все больше интересуется проблемами организации более эффективного школьного преподавания. Около 1905 г. в рамках грандиозной работы по обследованию французских школ различных типов Бине вместе со своим сотрудником Теодором Симоном (Theodore Simon, 1873–1961) начинает употреблять в исследованиях умственного развития детей особого рода анкеты, в которых были даны точные формулировки вопросов и заданий, выявлявших спо­собности в понимании речи, говорении, счете, письме, и возможные ответы, оцененные в определенных баллах или соотнесенные с определенным возрастом ребенка, учащегося в школе. Это были первые тесты — самое значительное изобретение Бине. Методика тестирования подробно описана в работе Бине и Симона «Ненормальные дети» (1907), приводимой в этом издании. Некоторые понятия, употребляемые в этой работе, устарели. Когда мы изучали постановку работы с детьми, страдающими различными расстройствами вплоть до самых тяжелых, в специализированных учреждениях Великобритании (Лестер и окрестнос­ти), английские коллеги возразили даже против понятия «дефектология» как оскорбительного для таких детей — “children with special needs”, «детей со специальными нуждами», как их теперь принято называть. Слова «идиот», «имбецилик», «дебильный» и т. д., встречающиеся в работе Бине и Симона на каждой странице, сейчас были бы совершенно неприемлемыми. Но сами авторы утверждают: дело не в терминах, а в том, что за ними стоит. Они дают четкие определения, позволяющие хорошо ориентироваться в описываемых явлениях. В работе блестяще показано, какой положительный эффект может дать соединение усилий педагога, врача и социолога в организации школьного обучения, какова при этом роль достоверного знания, добывае­мого с помощью тестов. Эти тесты были несколько видоизменены американцем Льюисом Терменом (Lewis Terman, 1877–1956) еще перед первой мировой войной, и тест Бине-Термена, представляющий собой шкалу измерения интеллекта, определил стандарт в тестировании.

Следует отметить, что тестирование все более абсолютизируется, становясь очень опасным орудием в руках неумеренно увлеченных им психологов и педагогов. Между тем, Бине и Симом нигде не утверждают, что в основу выводов об умственном развитии ребенка должны быть положены только результаты тес­тирования. Знание социальных условий жизни ребенка, его раз­вития, искусство и интуиция педагога, научная подготовка, а также многое другое нужно для того, чтобы правильно истолковать результаты тестирования. Как это делается, убедительно показано в книге Бине и Симона.

Интересно, что свои психологические наблюдения Бине воплотил в ряде пьес, написанных совместно с плодовитым драматургом Андре де Лордом (André de Lord, 1869–1942): L'Obsession, drame en deux tableaux, Paris, Grand Guignol, 17 mai 1905; L'Horrible expérience, drame en 2 actes, Paris, Grand Guignol, 29 novembre 1909; L'Homme mystérieux, pièce en 3 actes, Paris, Théâtre Sarah-Bernhardt, 3 novembre 1910; Les Invisibles, tableau dramatique en 1 acte, Arènes de Nîmes, 23 juin 1912; Un crime dans une maison de fous, drame en 2 actes, Paris, Grand Guignol, 17 juin 1915).

Альфред Бине умер в Париже в 1911 г.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бине А. Измерение умственных способностей / Издание подгот. Вал. А. Луков, Вл. А. Луков. СПб. : Союз, 1998. (Психология и социология: Страницы классики).

Луков Вл. А. Об Альфреде Бине // Бине А. Измерение умственных способностей. СПб. : Союз, 1998. С. 423–427. (Психология и социология: Страницы классики).

Andrieu B., Avanzini G., Klein A. Alfred Binet (1857–1911): de la suggestion à la cognition. Lyon : Chroniques sociales, 2009.

Avanzini G. Alfred Binet. P. : Presses universitaires de France, 1999.

Binet A., Simon T. Les enfants anormaux. P. : L'Harmattan, 2008.


REFERENCES (TRANSLITERATION)

Bine A. Izmerenie umstvennykh sposobnostei / Izdanie podgot. Val. A. Lukov, Vl. A. Lukov. SPb. : Soiuz, 1998. (Psikhologiia i sotsiologiia: Stranitsy klassiki).

Lukov Vl. A. Ob Al'frede Bine // Bine A. Izmerenie umstvennykh sposobnostei. SPb. : Soiuz, 1998. S. 423–427. (Psikhologiia i sotsiologiia: Stranitsy klassiki).

Andrieu B., Avanzini G., Klein A. Alfred Binet (1857–1911): de la suggestion à la cognition. Lyon : Chroniques sociales, 2009.

Avanzini G. Alfred Binet. P. : Presses universitaires de France, 1999.

Binet A., Simon T. Les enfants anormaux. P. : L'Harmattan, 2008.


Луков Владимир Андреевич — доктор филологических наук, профессор, директор Центра теории и истории культуры Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия), академик Международной академии наук педагогического образования. Тел.: +7 (499) 374-75-95.

Lukov Vladimir Andreevich, Doctor of Science (philology), professor, director of the Theory and History of Culture Center of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities, honoured scientist of the Russian Federation, full-member of the International Academy of Science (Innsbruck, Austria) and the International Teacher’s Training Academy of Science. Tel.: +7 (499) 374-75-95.

E-mail: lookoff@mail.ru


Библиограф. описание: Луков Вл. А. Альфред Бине: портрет ученого-психолога [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 3 (май — июнь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Lukov_Alfred-Binet/ (дата обращения: дд.мм.гггг).



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»