Гневашева В. А., Намлинская О. О. Идейно-политические настроения в молодежной среде
Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 11-33-00229а1, «Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений»).
УДК 300–399:31
Gnevasheva V. A., Namlinskaia O. O. Ideological and Political Moods in the Youth’s Environment
Аннотация ◊ С целью определения степени взаимосвязи молодежи и государственной структуры власти в условиях существующих предпосылок развития гражданского участия в системе управления и построения гражданского общества, а также выявления предпосылок аполитичности современной российской молодежи Центром социологии молодежи ИФПИ МосГУ в рамках проекта «Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений» (РГНФ, № 11-33-00229а1) было проведено полевое исследование студенческой молодежи. В исследовании приняли участие студенты гуманитарных специальностей подготовки 2-4 курсов из таких регионов России, как: Москва, Московская область, Петрозаводск, Казань, Иркутск, Чита, Якутск, Екатеринбург, Оренбург, Элиста, Астрахань. Объем выборки составил 800 человек. Выборка определяется как многоступенчатая, на последнем этапе — гнездовая и репрезентативная. Одна из задач исследования — выявить степень аполитичности современной российской молодежи.
Abstract ◊ In order to determine the degree of relationship between young people and public authorities in the context of existing preconditions for the development of citizen participation in the system of governance and of the civil society construction, as well as to identify the prerequisites for the political apathy among contemporary Russian youth, the Youth Sociology Center of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities has carried out a field survey of student's youth within the framework of the project “The State Youth Policy: the Russian and World Practice of the Fulfillment of New Generations’ Innovative Potential” (Russian Fund for the Humanities, No. 11-33-00229а1). Second-year, third-year and fourth-year students of universities for the humanities from such regions of Russia as Moscow, the Moscow Region, Petrozavodsk, Kazan, Irkutsk, Chita, Yakutsk, Yekaterinburg, Orenburg, Elista, and Astrakhan took part in the survey. The sample volume was 800 people. The sample was defined as a multistage, and at the last stage — as a nesting and representative one. One of the objectives of the study is to identify the degree of indifference towards politics among contemporary young Russians.
Keywords: youth, youth policy, field research, policy efficiency, citizenship, identification.
В рамках проекта «Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений» было проведено исследование[i], в котором приняли участие в равной степени как юноши, так и девушки (41,6 и 58,4% соответственно), преимущественно, в возрастной группе 17–22 года (34,9% опрошенных представляют возрастную группу 17–19 лет и 53,3% — возрастную группу 20–22 года). Свое материальное положение каждый третий оценил как «хорошее» (42,9% опрошенных) и «терпимое» (41,9%). Критериями «хорошей жизни» респонденты (традиционно) видят следующие позиции: «быть материально обеспеченным» (82,7%); «быть здоровым» (78,6%); «иметь хорошую семью» (77,3%); «иметь хорошую работу» (68,2%) (вопрос предполагал множественный выбор).
Для определения гражданской позиции респондентов, выяснения их самоидентификации в политическом пространстве государства, степени включенности в социальные и политические сети, а также отношения к системе государственной власти, респондентам был задан ряд как прямых, так и косвенных вопросов, некоторые из которых были открытыми и предполагали собственную оценку участников.
Отвечая на вопрос «Гордитесь ли Вы своей страной?», 56,4% ответили утвердительно, но при этом 14,8% обозначили свое негативное отношение к данному вопросу. 89,3% опрошенных не состоят в каких-либо политических партиях и общественных организациях. При возможности выбора страны при рождении сложно определить доминирующие позиции респондентов, поскольку ответы представлены целым веером возможных стран и территорий, но среди приоритетных можно отметить: Россия (33,6% ответивших); США (14,7%); Япония (8,6%).
Две трети респондентов сказали, что чувствуют принадлежность к определенной национальности, но, несмотря на самоидентификацию к определенной нации, большинство респондентов, отвечая на вопрос: «Обращаете ли Вы внимание на национальность окружающих?», отметили позицию «обычно не обращаю» (44,1%) и «обращаю, если они мне чем-то несимпатичны» (28,4%). Возможность бракосочетания собственного либо своих детей с представителями других наций подтверждают практически половина опрошенных (23,1% выбрали позицию «безусловно, да» и 33,8% — «скорее де, чем нет»), что является проявлением национальной толерантности молодежи. Отличия граждан России от граждан других стран респонденты видят во многом, как то: менталитет (18,4%); культура (10,8%); не знаю (10,5%); гражданство (9,4%). Но при ответе на данный вопрос нет доминантной позиции большинства.
Примерно такое же — неотчетливое — представление о государстве демонстрируют респонденты, обозначая государство и как «структуру власти» (14,4%); и как неизвестное для них явление (позицию «не знаю» отметили 13,2% опрошенных); и как «орган, обеспечивающий социальную защиту граждан» (8,2%). Но при этом четко видно отсутствие у респондентов осмысленной собственной позиции в определении государства как системы общественных взаимоотношений и себя в нем.
Вполне оправданы в этой связи ответы на следующий вопрос — вопрос о связи респондентов с государством в их представлении. Каждый пятый ответил, что не видит собственной связи с государством вообще, 17,2 % — затруднились с ответом, а 8,8 % считают, что их связь с государством определена юридически, то есть по факту гражданства.
Интересно распределение ответов на вопросы об общественных организациях и государственных структурах. Среди молодежных организаций и движений, действующих сегодня на территории России респондентам хорошо знакомыми оказались «Молодая гвардия Единой России» (69,7% выбрали эту позицию) и «Скинхеды» (48,1%). Для приобщения молодежи к политике, по мнению респондентов, необходимо «учитывать в политических программах партий интересы и проблемы современной молодежи», так считает относительное большинство ответивших (41,2%). Основными правами для себя, провозглашенными Конституцией РФ, респонденты считают «право на жизнь» (46,2%) и «право на свободу и личную неприкосновенность» (47,9%). Что касается основных идейно-политических течений в российском обществе, то респонденты, преимущественно, затруднились ответить, каковы они. Каждый пятый склонился к большей преемственности для себя правых, либеральных идей, идей свободы и независимости. Определяя состав Общественной палаты, респонденты затруднились назвать возможных ее участников, 91,3% обозначили, что не знают, кто входит в состав данного органа общественной власти. В этой связи вполне предсказуем ответ и на следующий вопрос — об основных инициативах, делах, достижениях Общественной палаты, на который 93,1% ответили, что ничего не слышали об этом.
Практически каждый второй из опрошенных считает, что его жизнь за последний год изменилась к лучшему, характеризуя свое отношение к будущему как позитивное и перспективное. Описывая ценностные позиции современной молодежи, респонденты отметили, что ей в большей степени свойственно качество «агрессивности», в то время как для старшего поколения, с их точки зрения в большей степени присущи ценности семьи, личного счастья и благополучия.
***
Современная молодежь России, находясь в социальном поиске согласно своему возрасту, вряд ли может в полной мере определить собственное место в общественных сетях, тем более в структурах активного диалога с властью. Индивидуальность, присущая молодежи, во многом есть результат протеста и поиска себя, собственной идентификации в обществе. Стремясь, преимущественно, к достижению личного благополучия, критериями которого молодежь видит «материальную обеспеченность», «наличие высокооплачиваемой работы», «наличие семьи», «здоровье», молодые люди в полной мере осознают сложность его достижения, и, выказывая личную независимость в жизненном становлении, все же тяготеют к малой социальной группе (семье), которая, несомненно, является базовым и ведущим агентом их социального становлении. Во многом запутанность социальных сетей способствует большему взаимодействию молодых людей и малых социальных групп, определению своего социального статуса именно в этих социальных координатах. Что подтверждает практически отсутствие заинтересованности молодежи в политической жизни государства и практически полное незнание основных политических институтов власти и их основных целей и задач, а главное — непонимание важности и целесообразности этих институтов для собственной успешной профессиональной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Гневашева В. А. Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи: теоретические и эмпирические исследования. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Gnevasheva V. A. Sotsial'nye i kul'turnye tsennostnye orientatsii rossiiskoi molodezhi: teoreticheskie i empiricheskie issledovaniia. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2011.
Гневашева Вера Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент, директор Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, ассоциативный член Международной академии наук (IAS, Инсбрук). Тел: +7 (499) 374-59-30.
Gnevasheva Vera Anatolievna — a Candidate of Science (economics), associate professor, the director of the Youth Sociology Center of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities, an associate member of the International Academy of Science (Innsbruck). Tel.: +7 (499) 374-59-30.
Namlinskaia Oksana Olegovna — a Candidate of Science (sociology), senior researcher of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities. Tel.: +7 (499) 374-75-95.