Симонишвили Л. Р. Демократические основы в организации государственной власти в смешанной республике
УДК 351/353; 342.6
Simonishvili L. R. Democratic Foundations in the Organization of State Power in a Semi-presidential System
Аннотация ◊ В правовых государствах существуют три формы правления: президентская республика, парламентарная форма правления и смешанная республика; последняя является спорной и трактуется неоднозначно. В смешанной республике президент и парламент в объеме своих властных полномочий конкурируют за право формировать правительство. В смешанной республике роспуск парламента — мера, которая выносится президентом на рассмотрение народа и преследует победу президентской партии на парламентских выборах и установление единовластия в высших государственных структурах. Демократизм смешанной республики находится в прямой зависимости от механизма организации государственной власти, определяется степенью реальной поддержки избирателями, а также тем, что объем властных полномочий высших институтов власти может изменяться в зависимости от степени данной поддержки.
Ключевые слова: власть, правовое государство, разделение властей, система сдержек и противовесов, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, парламентское большинство, формирование правительства, вотум недоверия, роспуск парламента.
Abstract ◊ There are three forms of government in law-based states: presidential republic, parliamentary government, and semi-presidential republic. The last one is controversial and interpreted ambiguously. In a semi-presidential republic President and Parliament compete for the right to form the Government within the scope of their power authorization. In a semi-presidential republic dissolution of Parliament is an action that is put to referendum by the President who aims at the victory of his/her party in parliamentary elections and establishment of autocracy in the upper government institutions. Democratism of a semi-presidential republic is in direct dependence on the mechanism of state power organization. It is also determined by the degree of the electorate’s real support and by the fact that the scope of power authorization of the upper government institutions can be changed in accordance with this degree.
Keywords: state, power, legal state, separation of powers, system of checks and balances, legislative power, executive power, judicial power, parliament, president, parliamentary majority, forming of government, vote of non-confidence, dissolution of parliament.
Современная наука различает развитые и неразвитые в правовом отношении государства. Многообразие последних влечет за собой и многообразие форм правления[1], что же касается современных правовых государств (преследующих главную цель — реализацию правовой свободы на основе принципа формального правового равенства индивидов), то для них характерны три формы правления: президентская республика, парламентарная форма правления и смешанная республика[2]. Из данной триады наиболее спорной является сущность смешанной республики, которая современной наукой трактуется неоднозначно. Так, одни ученые вообще ставят под сомнение сам факт ее существования, признавая лишь две традиционные формы правления: президентскую республику и парламентарную форму правления[3]. Другие ученые, наоборот, считают, что республика со смешанной формой правления существует, но при этом их анализ не определяет основной принцип присущей ей модели организации государственной власти, которая отличала бы существующие государственно-правовые модели друг от друга. Исходя из этого, идентичная модель организации государственной власти, порой, бывает отнесена учеными к разным формам правления[4].
Главный принципсмешанной республики, отличающий ее от других форм правления, заключается в следующем: если в президентской республике правительство существует при президенте, а в парламентарной форме правления формирование правительства является прерогативой парламента, то в смешанной президент и парламент в объеме своих властных полномочий конкурируют за право формировать правительство[5].
В этом аспекте большое значение имеет их партийная принадлежность, которая может влечь за собой две полярные друг другу модели организации государственной власти:
1) Президент и парламентское большинство принадлежат к одной партии. В этом случае можно говорить о возникновении «партийно-президентской власти», во главе которой стоит президент — лидер партии большинства в парламенте, опираясь на которое, он формирует правительство, по сути, самостоятельно, становясь его главой.
2) Президент и парламентское большинство принадлежат к разным партиям. В данной ситуации (так называемом «сосуществовании властей») парламентскому большинству и фактически сформированному им правительству («партийно-правительственной» власти) противостоит президент. В этом случае исполнительная власть приобретает характер двуглавой: её осуществляют и премьер-министр, и президент.
Вместе с тем ряд полномочий президента дают ему возможность оставаться весомой политической фигурой государственного механизма при всех возможных раскладах политических сил (в том числе и в период «сосуществования властей»). Особенно актуальным из данных полномочий является право роспуска парламента. Так, по мнению М. Дюверже, данное право президента помогает ему прибегать в случае необходимости к арбитражу избирателей при конфликтах между ним и парламентским большинством[6]. Это — важнейший признак смешанной республики.
В отличие от президентской республики, где роспуск парламента невозможен, и парламентарной формы правления, где парламент распускается до тех пор, пока не сформируется устойчивая «партийная» власть, в смешанной республике роспуск парламента — мера, которая выносится президентом на суд народа и преследует одну цель: победу президентской партии на парламентских выборах и установление единовластия в высших государственных структурах.
Вместе с тем, реализация данного права порой бывает существенно затруднена: так, если парламент избран после президента (в соответствии с известной современной науке концепцией «более свежей легитимности», получил мандат от населения позже), последнему не остается ничего другого, как сформировать оппозиционное ему правительство (т. е. правительство, опирающееся на партию, оппозиционную президенту). В этом случае роспуск парламента чрезвычайно рискован для президента, так как последние выборы отразили реальные симпатии народа, пойти против которых президент вряд ли решится.
В случае же, если президент был избран после парламента, роспуск парламента для него может стать более результативным: президент, поддерживаемый народом, выносит свой спор с парламентом, на его суд, распускает парламент, получает большинство в новом парламенте и формирует правительство из представителей своей партии, становясь его главой, тем самым, устанавливая единовластие (из представителей «своей» партии) в высших государственных структурах.
Правда, в первом варианте возможна ситуация, когда президент все же пойдет на роспуск парламента и его партия получит большинство в новом. Тогда сформируется мощная «партийно-президентская» власть во главе с президентом, который возглавит правительство.
Во втором варианте возможен и иной финал: в результате роспуска парламента партия президента наберет еще меньше голосов избирателей, проиграет выборы, результатом чего станет сохранение «сосуществования властей»[7]. В таком случае президент окажется в оппозиции парламентскому большинству и правительству.
Исходя из этого, как отмечают некоторые ученые, правом роспуска парламента нужно пользоваться очень аккуратно, так как оно может обратиться в настоящий «бумеранг»[8].
Таким образом, гибкость организации государственной власти в смешанной республике в решающей степени предопределяется способом формирования органов государственной власти и тем объемом полномочий, которыми они обладают. «Двойная демократическая легитимность» (т. е. всенародность избрания и президента, и парламента) исключает серьезные политические разногласия, которые могли бы привести к параличу власти. Баланс властей таков, что объем властных полномочий президента и парламента в наибольшей мере зависит от степени поддержки народом, воли избирателей:
a) Если народ поддерживает президента и на парламентских выборах голосует за его партию, то устанавливается единовластие в высших государственных структурах. И президент, и парламентское большинство, и правительство в этом случае принадлежат к одной партии, что практически исключает конфликт властей. В данной ситуации объем властных полномочий президента возрастает и превращает его в политическую фигуру номер один.
b) Если президент утрачивает поддержку народа, то возрастает влияние партии, оппозиционной президенту, которая формирует свое правительство. Устанавливается период сосуществования властей.
Таким образом, особенностью смешанной республики, отличающей ее от президентской республики и парламентарной формы правления, является то, что:
1) она предполагает возможность конкурирования между президентом и парламентом (парламентским большинством) за право формирования правительства и, как следствие, то, что правительство в определенных ситуациях может быть сформировано как президентом, так и парламентом;
2) в случае возникновения противостояния, кардинальных разногласий между институтами власти (прежде всего, президентом и парламентом [парламентским большинством]) итог данного противостояния выносится на суд народа, которому принадлежит право выбора модели организации государственной власти — либо единовластия в высших государственных структурах, либо «сосуществование властей»[9].
Исходя из этого, демократизм смешанной республики заключается в прямой зависимости механизма организации государственной власти от степени реальной поддержки избирателями, а также тем, что объем властных полномочий высших институтов власти (прежде всего, президента и парламента) в зависимости от степени данной поддержки может изменяться.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] См.: Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2001. С. 159–170.
[2] См.: Проблемы общей теории права и государства / под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1999. С. 599.
[3] См.: Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 246–250; Общая теория государства и права : Академический курс в 2-х т. / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1999. С. 172–173; Теория государства и права / под ред. М. Н. Марченко. М., 1997. С. 111–112; Сырых В. М. Теория государства и права. М. : Былина, 1998. С. 65.
[4] Так, например, предметом острых дискуссий является форма правления Пятой республики во Франции. Одни считают её классической смешанной республикой; другие — классической президентской; третьи, анализируя основы организации государственной власти в данной стране, конструируют французскую модель президентской республики. Аналогичны и дискуссии по вопросу о форме правления в РФ (по Конституции 1993 г.). Так, одни настаивают на том, что это смешанная республика; другие — президентская; третьи делают вывод о том, что это неопрезидентская республика; четвертые утверждают, что форма правления в РФ — это некая модификация президентской республики (российская модель президентской республики).
[5] Следует иметь в виду, что смешанная республика — это достаточно редкая республиканская форма правления. Наличие фигуры премьер-министра и одновременно избрание народом президента, который в конституции называется главой государства, — не основание считать республику смешанной, т. е. и не президентской, и не парламентарной. В большинстве случаев — это разновидности либо президентской, либо парламентарной формы правления (так называемые президентские республики с элементами парламентаризма и парламентарные республики с элементами президенциализма).
[6] Duverger M. Le systeme politique français. Paris, 1996. P. 551.
[7] Нельзя забывать, что, если «сосуществование властей» возникло в связи с досрочным роспуском парламента, президент ограничен временными рамками по повторному его роспуску.
[8] Cohendet M. A. La cohabitation. Leçons d'une experience. Paris, 1996. P. 36.
[9] Как показывает, в частности, опыт Франции, если в 60–70-е годы французы предпочитали единовластие в высших государственных структурах, то в 80-е годы ситуация кардинально изменилась и предпочтительным стало «сосуществование властей».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 1999.
Общая теория государства и права : Академический курс в 2-х т. / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1999.
Проблемы общей теории права и государства / под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1999.
Сырых В. М. Теория государства и права. М. : Былина, 1998.
Теория государства и права / под ред. М. Н. Марченко. М., 1997.
Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2001.
Cohendet M. A. La cohabitation. Leçons d'une experience. Paris, 1996.
Duverger M. Le systeme politique français. Paris, 1996.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Nersesiants V. S. Obshchaia teoriia prava i gosudarstva. M., 1999.
Obshchaia teoriia gosudarstva i prava : Akademicheskii kurs v 2-kh t. / otv. red. M. N. Marchenko. M., 1999.
Problemy obshchei teorii prava i gosudarstva / pod red. V. S. Nersesiantsa. M., 1999.
Syrykh V. M. Teoriia gosudarstva i prava. M. : Bylina, 1998.
Teoriia gosudarstva i prava / pod red. M. N. Marchenko. M., 1997.
Chirkin V. E. Konstitutsionnoe pravo zarubezhnykh stran. M., 2001.
Cohendet M. A. La cohabitation. Leçons d'une experience. Paris, 1996.
Duverger M. Le systeme politique français. Paris, 1996.
Симонишвили Лия Робертовна — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Московской финансово-промышленной академии. Тел.: +7 (917) 585-54-63.
Simonishvili Liia Robertovna, Candidate of Science (law), associate professor of the Theory and History of State and Law Department at the Moscow Academy of Industry and Finance. Tel.: +7 (917) 585-54-63.
Библиограф. описание: Симонишвили Л. Р. Демократические основы в организации государственной власти в смешанной республике [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2011. № 5 (сентябрь — октябрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/5/Simonishvili_Semi-presidential_System/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).