Луков Вл. А. Пьетро Метастазио: опыт энциклопедической статьи о великом оперном либреттисте
УДК 82.2 ; 7.03
Lukov Vl. A. Pietro Metastasio: A Sample of Encyclopedic Article on the Great Opera Librettist
Аннотация ◊ В работе, представленной в форме энциклопедической статьи, рассмотрен жизненный и творческий путь итальянца Пьетро Метастазио, сыгравшего видную роль в оформлении оперного либретто как жанра.
Ключевые слова: Метастазио, опера, либретто, итальянская культура XVIII века.
Abstract ◊ The article, in the form of an encyclopedic article, considers the life and creative development of Italian playwright Pietro Metastasio who played a notable role in the formation of the opera libretto as a genre.
Keywords: Metastasio, opera, libretto, the Italian culture of the 18th century.
Метастазио Пьетро [Metastasio; наст. имя Пьетро Антонио Доменико Трапасси; Pietro Antonio Domenico Trapassi, 13.01.1698, Рим — 12.04.1782, Вена] — итальянский драматург, оперный либреттист.
Родился в Риме. Адвокат и поэт Джан Винченцо Гравина (1664–1718), заметивший поэтические способности ребенка, усыновил его, дав ему фамилию Метастазио (греч. перевод фамилии Трапасси — «Переходов»), обеспечил образование, способствовал созданию юношеской трагедии «Юстин» (1712), а впоследствии оставил немалое наследство. В 1719 г. Метастазио переехал в Неаполь, в том же году был принят в академию Аркадия (литературное сообщество салонно-аристократического типа, которое боролось с маринизмом, оставаясь одной из разновидностей итальянского барокко, движущимся к рококо; Гравина был главным теоретиком Аркадии), имея на своем счету сборник «Стихи» (1718), в который он поместил трагедию «Юстин», идиллии на античные сюжеты «Пир богов», «Похищение Европы» и некоторые другие стихи.
Признание пришло к Метастазио в 25-летнем возрасте, когда он написал лирическую трагедию «Покинутая Дидона», обретшую форму оперного либретто. Метастазио взял сюжет из IV песни «Энеиды» Вергилия, где повествуется о страданиях Дидоны, покинутой Энеем, и о ее печальной кончине, развил его в нежных, меланхолических стихах. В этой опере он хотел услышать певицу Марианну Бульгарелли (по прозвищу Романина), предмет своей страстной любви, поэтому отрабатывал каждую строку, прикидывая, как она прозвучит в вокальном исполнении (Метастазио в это время занимался музыкой под руководством известного композитора Н. Порпоры), драматург стремился к ясности и выпуклости образов, красоте стихов, в которых подчеркнуты гласные звуки, наиболее значимые в пении, так как на них опирается мелодия. Музыка Доменико Сарро реализовала заложенные Метастазио потенциальные возможности оперной формы, и премьера «Покинутой Дидоны» в 1724 стала триумфальной. В этот период к удачному либретто нередко обращались другие композиторы, и в дальнейшем появилось еще около 50 опер, в которых использовано либретто Метастазио (среди этих композиторов — Порпора, Гассе, Дуни, Иомелли, Майо). Те черты произведения, которые были вызваны к жизни конкретной задачей раскрыть лучшие качества любимой певицы, затем определили стиль Метастазио, воплотивший в себе черты классицизма и при этом не избежав влияния нарождавшегося предромантизма. Драматург редко отступал от выработанной им композиционной и образной схемы: в опере должно быть 3 действия, 6 персонажей, охваченных любовью, из которых две женские партии (примадонна и первое сопрано) и одна мужская (тенор) обязательно включают в себя по 5 арий разного характера (ария страстная, ария бравурная, ария блестящая и т. д., в каждой по три куплета, причем 1-й и 3-й совпадают). В сюжете Метастазио перенес центр тяжести с событийного ряда на психологическое раскрытие характеров, осуществляемое в коротких, но насыщенных содержанием и фонетически красивых ариях, отошел от мифологических, фантастических мотивов. Эти стилистические приметы характерны и для последующих трагических опер — «Сирое» (1726), «Катон в Утике» (1728), «Эцио» (1728), «Александр в Индии» (1729) и др. В произведениях — текст соединяется с музыкой различных композиторов: на текст «Узнанной Семирамиды» (1729) написали оперы Вивальди, Порпора, Граун, Иомелли, Траэтта; на текст «Артаксеркса» (1730) — Лео, Гассе, Граун, Дуни, Терраделас, Скарлатти, Иомелли, Майо и т. д. Здесь индивидуальные тезаурусы композиторов отражали общий культурный тезаурус эпохи: подобное использование текстов Метастазио соответствовало классицистической традиции в трактовке роли различных искусств при создании театрального спектакля, которая требовала единого средства воздействия на зрителей (таким средством в драматическом театре было слово), все же остальное рассматривала как фон. В опере, в соответствии с этой традицией, главное место занимала музыка, слово же становилось фоном (как и декорации, например, условные декорации Джузеппе Бибьены, в которых исполнялись многие оперы на либретто Метастазио). Лишь через несколько десятилетий Ж. Ж. Руссо в своей лирической монодраме «Пигмалион» (1762, 1770) противопоставил этой традиции «принцип художественного резонанса»: все средства в меру своих возможностей одновременно направлены на раскрытие того или иного содержания, исчезает разделение средств на главные и неглавные, стирается понятие фона как условного антуража, на смену требованию чистоты жанра приходит синтез искусств.
С 1730 г. и до конца своих дней Метастазио жил и работал в Вене, заняв пост придворного поэта. Среди его либретто, написанных в Вене, — «Адриан в Сирии» (1731), «Димитрий» (1731), «Олимпиада» (1732), «Милосердие Тита» (1734), «Ахил на Скиросе» (1736), «Узнанный Кир» (1736), «Фемистокл» (1736), «Аттилий Регул» (1740). Метастазио в сценариях тяготел не просто к повествованию о судьбах известных исторических или мифических персонажей, а к воссозданию средствами либретто вечных образов — этим можно объяснить сохранение композиции произведения почти неизменной при обращении к героям самых различных эпох и народов. Либретто Метастазио, послужившие для пышных постановок в жанре оперы-сериа, принесли ему общеевропейскую известность. После 1740 в его творчестве обнаруживается спад, произведения (относимые исследователями к «третьему периоду») не поднимаются на прежнюю высоту художественности, некоторые из них, называемые по традиции того времени мелодрамами (т. е. пьесами, сопровождаемыми музыкой), предвещают появление нового, еще не оформившегося драматического жанра — мелодрамы. Среди пьес Метастазио этого периода — «Китайский герой» (1752), «Торжество Клелии» (1762) и др.
Для понимания эстетики Метастазио существенна его теоретическая работа «Изложение поэтики Аристотеля и рассуждения о ней» (1782). В этой и других работах называются кумиры Метастазио — древнегреческие трагики, Аристотель, Гораций. Специалисты видят влияние и более поздних писателей — Т. Тассо, Дж. Марино и др.
Был период настоящего культа Метастазио, когда еще не было культа Шекспира или Оссиана, ничто не затмевало сияния его имени. Но Метастазио стал свидетелем заката своей славы. Связано это с тем, что на смену стабильной эпохе культурного развития, к которой принадлежал и с которой не хотел расставаться Метастазио, пришла другая эпоха, отмеченная переходностью. Лишь значительно позже была признана его ведущая роль в формировании либретто как особого литературного жанра и общехудожественной жанровой генерализации (в отличие от философской, психологической, биографической и других жанровых генерализаций, где объединение в генерализацию осуществляется на основе какого-либо внежанрового принципа, либретто — пример объединения в генерализацию сходных жанровых образований, но в разных искусствах — театре, опере, балете, кино- и телеискусстве, искусстве массовых представлений, цирке и т. д.). Тогда стало ясно, что он явился создателем продуктивной авторской литературной модели. В европейской культурной картине мира он усилил ценности театрализации жизни, декорирующей ее обыденность, показал, что большая история может быть воспринята сквозь призму оперной сценичности. В дальнейшем эту линию развили представители неоклассицизма, неоромантизма, ряда модернистских течений, постмодернизма.
Значим его вклад в историю классической музыки: на либретто Метастазио писали оперы крупнейшие европейские композиторы А. Вивальди, Г. Ф. Гендель, Дж. Перголези, К. В. Глюк, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Дж. Мейербер и др. Высокую оценку творчеству Метастазио дали К. Гольдони, Стендаль. Но если вклад его в культурный тезаурус Европы был действительно большой, то имя постепенно стерлось из памяти, стало достоянием историков культуры.
В России XVIII века имя Метастазио и его произведения были хорошо известны, 17 из них были тогда же переведены на русский язык (большинство еще при жизни Метастазио). Г. Р. Державин и Я. Б. Княжнин перевели «Милосордие Тита» (оба дав название пьесе «Титово милосердие»). Державин перевел также «Фемистокла».
Соч.: Opere: V. 1–12. Parigi, 1780–1782; Drammi scelti / a cura di Paolo Emiliani Giudici. Milano, s. a.; в рус. пер. — Александр в Индии. СПб., 1755; Фемистокл // Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота. СПб., 1867. Т. 4; [Отрывки из писем и «Фемистокла»] // Хрестоматия по истории западноевропейского театра / Сост. и ред. С. Мокульского. М., 1955. Т. 2.
Лит.: Стендаль. Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио // Стендаль. Собрание сочинений: в 15 т. М., 1959. Т. 8; Де Санктис Ф. История итальянской литературы. М., 1964. Т. 2; Реизов Б. Г. Итальянская литература XVIII века. Л., 1966; Голенищев-Кутузов И. Н. Литературные теории Италии XVII–XIX веков // Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы: Исследования и статьи. М., 1975; Хлодовский Р. И. Метастазио // История всемирной литературы : В 9 т. М., 1988. Т. 5; Луков Вл. А. Предромантизм. М., 2006; Astaldi M. L. Metastasio. Milano, 1979; Maeder C. Metastasio, L'olimpiade e l'opera del Settecento. Bologna, 1993.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Вершинин И. В., Луков Вл. А. Европейская культура XVIII века. Самара : Изд-во СГПУ, 2002.
Кузнецова Т. Ф., Луков Вл. А. Культурная картина мира в свете тенденций развития культурологии // Вестник Международной Академии наук (Русская Секция). 2009. № 1. С. 66–69.
Луков Вал. А., Луков Вл. А. Вечные образы как константы тезаурусов мировой культуры [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2008. № 9 — Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/9/Lukovs_Eternal_Images/ (дата обращения: дд.мм.гггг).
Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Национального института бизнеса, 2008.
Луков Вл. А. Гамлет: вечный образ и его хронотоп // Человек. 2007. № 7. С. 44–49.
Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней : Учебн. пособие для студентов высш. учеб. заведений / 6-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2009.
Луков Вл. А. Классицизм // Новая Российская Энциклопедия : в 12 т. Т. 8 (1) : Квазичастицы — Когг / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян и др. М. : Энциклопедия ; ИНФРА-М, 2010. С. 358–360.
Луков Вл. А. Культ писателя // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 2. С. 172–177.
Луков Вл. А. Культ Шекспира как научная проблема // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). 2006. № 2. С. 70–72.
Луков Вл. А. Руссо и предромантизм (Идеи в области драматургии, театра, музыки) // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе : Межвуз. сб. научных трудов. М. : МГПИ, 1983. С. 19–37.
Луков Вл. А., Захаров Н. В. Культ Шекспира // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 1. С. 132–141.
Луков Вл. А., Кирюхина Т. М. Композиция // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 251–254.
Луков Вл. А., Трыков В. П. Неоклассицизм // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 4. С. 275–278.
Oeuvre (transliteration): Opere: V. 1–12. Parigi, 1780–1782; Drammi scelti / a cura di Paolo Emiliani Giudici. Milano, s. a.; v rus. per. — Aleksandr v Indii. SPb., 1755; Femistokl // Sochineniia Derzhavina s ob"iasnitel'nymi primechaniiami Ia. Grota. SPb., 1867. T. 4; [Otryvki iz pisem i «Femistokla»] // Khrestomatiia po istorii zapadnoevropeiskogo teatra / Sost. i red. S. Mokul'skogo. M., 1955. T. 2.
Bibliography (transliteration): Stendal'. Zhizneopisaniia Gaidna, Motsarta i Metastazio // Stendal'. Sobranie sochinenii: v 15 t. M., 1959. T. 8; De Sanktis F. Istoriia ital'ianskoi literatury. M., 1964. T. 2; Reizov B. G. Ital'ianskaia literatura XVIII veka. L., 1966; Golenishchev-Kutuzov I. N. Literaturnye teorii Italii XVII–XIX vekov // Golenishchev-Kutuzov I. N. Romanskie literatury: Issledovaniia i stat'i. M., 1975; Khlodovskii R. I. Metastazio // Istoriia vsemirnoi literatury : V 9 t. M., 1988. T. 5; Lukov Vl. A. Predromantizm. M., 2006; Astaldi M. L. Metastasio. Milano, 1979; Maeder C. Metastasio, L'olimpiade e l'opera del Settecento. Bologna, 1993.
FURTHER READING (TRANSLITERATION)
Vershinin I. V., Lukov Vl. A. Evropeiskaia kul'tura XVIII veka. Samara : Izd-vo SGPU, 2002.
Gaydin B. N. Vechnye obrazy kak konstanty kul'tury (interpretatsiia «gamletovskogo voprosa») : avtoref. dis. … kand. filos. nauk. M., 2009.
Gaydin B. N., Zakharov N. V., Lukov Vl. A. Gamlet: vechnyi obraz (tezaurusnyi analiz) [Elektronnyi resurs] // Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2009. № 9 — Kompleksnye issledovaniia: tezaurusnyi analiz mirovoi kul'tury. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/9/Gaydin&Zakharov&Lukov/ (data obrashcheniia: dd.mm.gggg).
Kuznetsova T. F. Perekhodnost' kak parametr printsipa istorizma // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2007. № 1. S. 56–59.
Kuznetsova T. F., Lukov Vl. A. Kul'turnaia kartina mira v svete tendentsii razvitiia kul'turologii // Vestnik Mezhdunarodnoi Akademii nauk (Russkaia Sektsiia). 2009. № 1. S. 66–69.
Lukov Val. A., Lukov Vl. A. Vechnye obrazy kak konstanty tezaurusov mirovoi kul'tury [Elektronnyi resurs] // Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2008. № 9 — Kompleksnye issledovaniia: tezaurusnyi analiz mirovoi kul'tury. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/9/Lukovs_Eternal_Images/ (data obrashcheniia: dd.mm.gggg).
Lukov Val. A., Lukov Vl. A. Tezaurusy: Sub"ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. M. : Izd-vo Natsional'nogo instituta biznesa, 2008.
Lukov Vl. A. Gamlet: vechnyi obraz i ego khronotop // Chelovek. 2007. № 7. S. 44–49.
Lukov Vl. A. Zhanry i zhanrovye generalizatsii // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2006. № 1. S. 141–148.
Lukov Vl. A. Istoriia literatury: Zarubezhnaia literatura ot istokov do nashikh dnei : Uchebn. posobie dlia studentov vyssh. ucheb. zavedenii / 6-e izd., ster. M. : Izdatel'skii tsentr «Akademiia», 2009.
Lukov Vl. A. Klassitsizm // Novaia Rossiiskaia Entsiklopediia : v 12 t. T. 8 (1) : Kvazichastitsy — Kogg / Redkol.: A. D. Nekipelov, V. I. Danilov-Danil'ian i dr. M. : Entsiklopediia ; INFRA-M, 2010. S. 358–360.
Lukov Vl. A. Kul't pisatelia // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2006. № 2. S. 172–177.
Lukov Vl. A. Kul't Shekspira kak nauchnaia problema // Vestnik Mezhdunarodnoi Akademii Nauk (Russkaia sektsiia). 2006. № 2. S. 70–72.
Lukov Vl. A. Russo i predromantizm (Idei v oblasti dramaturgii, teatra, muzyki) // Problemy metoda i zhanra v zarubezhnoi literature : Mezhvuz. sb. nauchnykh trudov. M. : MGPI, 1983. S. 19–37.
Lukov Vl. A. Teoreticheskoe osmyslenie neoromantizma: akademicheskaia rech' Rostana // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2009. № 3. S. 111–118.
Lukov Vl. A. Frantsuzskii neoromantizm : Monografiia. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2009.
Lukov Vl. A., Zakharov N. V. Kul't Shekspira // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2008. № 1. S. 132–141.
Lukov Vl. A., Kiriukhina T. M. Kompozitsiia // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2009. № 1. S. 251–254.
Lukov Vl. A., Trykov V. P. Neoklassitsizm // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. № 4. S. 275–278.
Lukov Vladimir Andreevich, Doctor of Science (philology), professor, the director of the Theory and History of Culture Center of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities, the honored scientist of the Russian Federation, a full-member of the International Academy of Science (Innsbruck). Tel.: +7 (499) 374-75-95.