Иванов С. С. О нравственном преобразовании сущности государства
УДК 323.2 ; 172.1
Ivanov S. S. On the Moral Transformation of the Essence of State
Аннотация ◊ В статье обосновывается тезис о невозможности социальных реформ без этической составляющей, а следовательно, объективная необходимость нравственного преобразования сущности государства на основе процессов социализации личности и персонализации общества. Рассматриваются конкретные методы формирования справедливого государства, связанные с осуществлением норм социальной морали и повышением общего уровня гражданского правосознания.
Ключевые слова: нравственность, персонализм, социализация, справедливое государство, органы этической власти, политическая организация общества.
Abstract ◊ The article substantiates the thesis about the impossibility of social reforms without an ethical component, and, consequently, the objective necessity of the moral transformation of the essence of state on the basis of individual socialization and social personalization processes. The author considers certain methods for the formation of a just state that are connected with the implementation of social morality norms and the raising of the general level of civil legal conscience.
Keywords: morality, personalism, socialization, the just state, ethical authorities, the political organization of society.
На протяжении тысячелетий человеческой истории политическая организация общества, возникшая в результате социальной дифференциации, оставалась неизменным орудием классового господства. Правители приходили и уходили, а суть государства по-прежнему сводилась к эксплуататорским отношениям между господствующим и подчиненным классами. Тем не менее уже в Древнем мире появились первые политико-правовые теории, в которых особое место отводилось необходимости справедливой политической организации общества и социальной ответственности руководителей государства перед подданными, обрисовывался идеал мудрого правителя, осуществляющего руководящие политические функции в национальных интересах и в согласии с лучшими людьми страны. Политические лидеры, ориентированные на нравственную организацию общественной жизни, пытались осуществить идеал этического преобразования сущности государства и сформировали предпосылки становления гражданского общества.
Образование античного полиса (города-государства) впервые поставило перед гражданским правосознанием проблему этического государства, основывающегося на гармонии личности, общества и его политической организации, связанной с корреляцией естественного и позитивного права[1]. Античному полису в известном смысле удалось приблизиться к этому идеалу, например, в Афинской республике.Основной ценностью политико-правовой жизни граждан античного города-государства являлась добродетель, тождественная знанию истины и справедливости, что выразилось в сократовско-платоновской концепции этического государства, включавшей необходимость правовых гарантий нравственного развития общества[2], а на практике — в социальных реформах, проводившихся в Афинах целым рядом правителей. Аристотель дополнил античное учение о правовом государстве положением о функциональном разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную в структуре политической организации общества[3].
Как показывает история, практические попытки нравственной организации общества оказывались трудноосуществимыми; даже первые христиане, обладая высоким уровнем гражданского правосознания, не смогли в полной мере реализовать в жизни идеал нравственного мироустройства. Среди них оказались люди, которые не пожелали передать свои сбережения нуждающимся, как это полагалось в соответствии с уставом общины. Русский философ-правовед И. А. Ильин пришел к выводу, что опыт первохристианской общины по введению в ней имущественного коллективизма в форме добровольной складчины и жертвенно-распределительной общности окончился неудачей по причине недостатка самоотречения, взаимного доверия, правдивости и честности у членов общины: «В Деяниях Апостольских (Деян. 4:34–37; 5:1–11) эта неудача описывается с великим объективизмом и потрясающей простотой: участники складчины, расставаясь со своим имуществом и беднея, начали скрывать свое состояние и лгать, последовали тягостные объяснения с обличениями и даже со смертными исходами; жертва не удалась, богатые беднели, а бедные не обеспечивались; и этот способ осуществления христианской “социальности” был оставлен как хозяйственно несостоятельный, а религиозно-нравственный — неудавшийся. Ни идеализировать, ни возрождать его в государственном масштабе нам не приходится»[4]. Таким образом, попытка обойтись в социально-экономических отношениях без помощи государства, выстроить человеческое общество исключительно на отвлеченных социально-этических началах в условиях несовершенной исторической действительности обернулась моральным разложением и несправедливостью, что очень скоро свело на нет благие пожелания и стремления.
В период Средневековья сформировались основные архетипы христианского религиозно-правового сознания. Св. Августин Аврелий впервые сформулировал ставшую основополагающей для определения нравственной сущности государства концепцию двух градов, различающихся по своему образу жизни: «по Богу» и «по человеку». Тезис св. Иоанна Богослова: «Не любите ни мира, ни того, что в мире» (1Иоан. 2:15–17) — стал ориентиром для нравственного развития христианина и сообразования его относительной человеческой воли с Абсолютной. Общепризнанный авторитет в сфере католической теологии св. Фома Аквинат дополнил схему св. Августина представлением о третьем Граде — Церкви как посреднике между Богом и человеком. Св. Иоанн Златоуст, св. Василий Великий, св. Климент Римский, св. Амвросий Медиоланский, св. Григорий Богослов заложили основы средневековой христианской социальной теологии, главными принципами которой стали нравственная организация общественной жизни и социальное служение Церкви и государства. Именно эта теория предвосхитила позднейшую концепцию христианского социализма, построенную на верховенстве прав и свобод личности в обществе.
В период Возрождения к христианским представлениям о смысле человеческой жизни и нравственном преобразовании сущности государства стали примешиваться языческие и рационалистические мотивы, усилившиеся в эпоху Просвещения. В западных странах закрепляется верховенство норм естественного права над позитивным, утверждается демократическое народоустройство, основанное на разделении властей, низвергается абсолютизм и устанавливается конституционное представительное правление.
Рационалистическая философия Нового времени, основными представителями которой явились И. Кант и Г. В. Ф. Гегель, представляла собой попытку сформулировать политический идеал справедливого государства, адаптированного к условиям конкурентной рыночной экономики. Предложенные основателями немецкой классической философии пути преодоления политического отчуждения человека сохраняют свою актуальность и для формирования современного социального правового государства, нравственного преобразования его сущности в условиях идеологического господства политического рационализма и юридического позитивизма.
Представители Марбургской школы неокантианства (Г. Коген, П. Наторп, Ф. А. Ланге, Р. Штаммлер) развили концепцию этического социализма в качестве нравственной социально-гуманистической программы, в которой требование справедливого государства связывалось с коренным преобразованием существующих общественных нравов и социально-экономической структуры.
В XIX в. теория этического социализма И. Канта, развитая на почве критического рационализма, стала основой практического действия международной социал-демократии. Немецкий философ Э. Бернштейн в работе «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1899) в полемике с представителями революционного марксизма продолжил разработку доктрины этического социализма, дополнив ее критикой классового подхода к решению проблем социально-политического развития общества как конфронтационного, а потому явно несостоятельного способа политического действия[5]. Нравственной основой политики и партийной организации социал-демократии родоначальник ревизионизма объявил, помимо научного социального анализа, личностные и социальные категории, вытекающие из христианской этики и получившие развитие в гуманистической философии XIX столетия.
В Новейшее время проблемы становления и развития этического государства исследовались представителями разных философских направлений, включая христианский социализм. Его персоналистический (личностно ориентированный) вариант получил широкое распространение прежде всего в России (Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, П. И. Новгородцев)[6] и во Франции (Ш. Пеги, П. Тейяр де Шарден, Ж. Маритен, Э. Мунье и др.)[7].
Задачи справедливого государства, сформулированные Вл. Соловьевым в концепции положительного социального всеединства, или свободного универсализма, определили методы развития нравственной организации общества. По мнению представителей гуманистической философии, соблюдение прав и свобод личности становится определяющим критерием нравственной оценки государственной деятельности, фундаментом концепции персоналистского, а следовательно, этического государства.
С момента образования человеческого общества историческая эволюция форм государства и права представляет собой попытку нахождения оптимального соотношения морали и законодательства, права естественного и права позитивного. В основе подобного синтеза находится тенденция к нравственной ориентации политики, без которой государство не станет по-настоящему справедливым, а общество — гражданским. Из постулата С. Н. Булгакова «политика есть социальная мораль»[8] органично вытекает тезис о нравственной ответственности представителей политической и экономической власти перед обществом.
Конструктивное взаимодействие церковного, государственного и культурного начал общественного развития привело к появлению такой исторической формы свободной теократии, как этическое государство правды, называемое также по условной терминологии Вл. Соловьева «христианским государством» в силу того, чтопредставление о нем сформировалось в недрах христианской правовой культуры (Кодекс Юстиниана). По замечанию В. С. Нерсесянца, «христианство как религия свободы сыграло всемирно-историческую роль в преодолении правового неравенства и утверждении всеобщей свободы и равенства людей. Это принципиальное обстоятельство нашло свое отражение и в соответствующих христианских доктринах естественного права, общего блага, справедливости, государства»[9].
Идея верховенства прав человека в справедливом государстве получает высшую духовную санкцию благодаря религиозно-нравственному приоритету христианской Церкви над государством. Для подобного рода церковно-государственных отношений наиболее всего подходит условное понятие «верховенство добра», предполагающее содействие созидательных политических и социальных сил духовному возрождению общества[10].
Основные задачи Церкви и государства В. С. Соловьев выразил в «правиле истинного прогресса», состоящем «в том, чтобы государство как можно менее стесняло внутренний нравственный мир человека, предоставляя его свободному духовному действию церкви, и вместе с тем как можно вернее и шире обеспечивало внешние условия для достойного существования и совершенствования людей»[11].Смысл этого правила состоит в определенном ограничении компетенции государственной власти, создающем благоприятные условия для реализации гражданами собственного права на свободу совести и выбор того или иного мировоззрения, не исключая и религиозного.
Немаловажную роль в процессе нравственного преобразования сущности государства может сыграть выработка направлений государственной политики, ориентированной на морально-политическую консолидацию общества посредством содействия формированию общенациональной идеи как своеобразного способа идеологической легитимации государственной власти, разновидности интегративной правовой идеологии, который представляет собой единство определенных духовно-нравственных и социальных ценностей, признанных обществом и положенных в основу права.
В числе этих ценностей в преамбуле Конституции РФ называются общее историческое происхождение народов России; права и свободы человека, гражданский мир и согласие; исторически сложившееся государственное единство, общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов; память предков, передавших современному поколению любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость; возрождение суверенной государственности России и незыблемость ее демократической основы; обеспечение благополучия и процветания России, ответственность за Родину перед нынешним и будущим поколениями; полноправное участие страны в мировом сообществе. Как правило, общенациональная идея сочетает в себе исторические традиции страны и уровень существующей общественной морали. Это не означает провозглашения какой-либо идеологии или религии официальной, что противоречило бы основным принципам и нормам конституционного строя демократического государства, имеющего светский характер.
Таким образом, основными сущностными признаками этического государства являются социальный характер государственности, осуществляющей публично-правовое регулирование экономики с целью обеспечения общественного благосостояния и социальной справедливости, а также оптимизация церковно-государственных отношений, регулируемых на основе принципа «симфонии властей».
Стремясь обеспечить прочные нравственные основания практических государственных преобразований, законодатели современных демократических стран все больше исходят из невозможности абстрагироваться от доминирующих в обществе моральных представлений и идеалов. Поэтому сегодня необходима корректировка политической концепции светского государства в сторону большего учета этноконфессиональной идентичности, что предполагает последовательный курс государства на защиту свободы совести и вероисповедания. Оптимизация церковно-государственных отношений сегодня уже происходит в форме социального партнерства Церкви и государства в таких странах, как Германия, Испания, Италия и Польша[12].
Сегодня необходимость интеграции нравственности и права, свободы и равенства посредством объединения усилий личности, общества и государства в контексте социальной необходимости этического и правового контроля за деятельностью органов государственной власти весьма актуальна. Современные проблемы России, на решение которых нацеливает свою деятельность государство, заключаются в борьбе с бедностью, маргинализацией общества и коррупцией, обеспечении национальной безопасности и эффективности функционирования государственных институтов.
Христианские социалисты видят суть подхода к проблеме нравственного преобразования сущности государства в следующих основных положениях:
взаимной корреляции церковного, государственного и культурного начал в государстве;
оптимизации соотношения в обществе и государстве принципов свободы и равенства на началах разумных и справедливых;
проведении христианской политики, нацеленной на нравственную организацию общественной жизни и последовательное осуществление принципов социальной морали;
социальном понимании власти, собственности и общественного положения личности, ограничивающем права социального статуса интересами общественного благосостояния.
Таким образом, нормативно-правовое содержание форм государственности, способствующее достижению положительных результатов исторического развития общества и связанное с воплощением в жизнь гуманного народоустройства, является главным условием нравственного преобразования сущности государства. Справедливое (этическое) государство есть государство персоналистское, социальное, правовое, светское и федеративное, способное к формированию достойной политической элиты общества и в то же время к постоянному повышению правовой культуры общества посредством осуществления демократии участия — широкого привлечения граждан к делам общественного, производственного и государственного управления.
Средством обеспечения этического характера государства может стать формирование системы органов этической власти, сформированных на основе представительства научного сообщества, верующих и атеистов. Следует также учитывать, что корпоративное производственное представительство может стать основой организации системы органов этической власти. Основная задача подобного социального партнерства — оптимизация нравственных проблем общественного развития и осуществление этического контроля над деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] См.: Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.
[2] См.: Платон. Государство // Древнегреческая философия: От Платона до Аристотеля. М. ; Харьков, 1999. С. 142.
[4] Ильин И.А. Социальность или социализм? // Ильин И. А. Наши задачи: Историческая судьба и будущее России: статьи 1948–1954 годов : в 2 т. М., 1992. Т. 1. С. 41.
[5] См.: Современная социал-демократия. М., 1990. С. 273.
[6] См.: Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1991; Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1993; Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1990.
[7] См.: Тейяр де Шарден П. Божественная среда // Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 2000; Маритен Ж. Интегральный гуманизм // Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994; Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999.
[8] Булгаков С. Н. Неотложная задача (о Союзе христианской политики) // Христианский социализм (С. Н. Булгаков): Споры о судьбах России. Новосибирск, 1991. С. 50.
[9] Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997. С. 69.
[10] См.: Соловьев В. С. Россия и Вселенская Церковь // Соловьев В. С. О христианском единстве. М., 1994. С. 188.
[11] Соловьев В. С. Оправдание добра. М., 1996. С. 394.
[12] См.: Филиппов Б. А. Церковь в правовом государстве // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института : Материалы. М. : Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1997. С. 110–117. URL: http://pstbi.ru/institut/book/1997/fil.htm (дата обращения: 13.10.2011).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1991.
Булгаков С. Н. Неотложная задача (о Союзе христианской политики) // Христианский социализм (С. Н. Булгаков): Споры о судьбах России. Новосибирск, 1991.
Ильин И. А. Социальность или социализм? // Ильин И. А. Наши задачи: Историческая судьба и будущее России: статьи 1948–1954 годов : в 2 т. М., 1992. Т. 1. С. 40–41.
Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.
Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1993.
Маритен Ж. Интегральный гуманизм // Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994. С. 52–134.
Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999.
Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997.
Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1990.
Платон. Государство // Древнегреческая философия: От Платона до Аристотеля. М. ; Харьков, 1999. С. 91–440.
Современная социал-демократия. М., 1990.
Соловьев В. С. Оправдание добра. М., 1996.
Соловьев В. С. Россия и Вселенская Церковь // Соловьев В. С. О христианском единстве. М., 1994. С. 181–265.
Тейяр де Шарден П. Божественная среда // Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 2000. С. 86–94.
Филиппов Б. А. Церковь в правовом государстве // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института : Материалы. М. : Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1997. С. 110–117. URL: http://pstbi.ru/institut/book/1997/fil.htm [архивировано в WebCite] (дата обращения: 13.10.2011).
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Berdiaev N. A. O naznachenii cheloveka. M., 1991.
Bulgakov S. N. Neotlozhnaia zadacha (o Soiuze khristianskoi politiki) // Khristianskii sotsializm (S. N. Bulgakov): Spory o sud'bakh Rossii. Novosibirsk, 1991.
Il'in I. A. Sotsial'nost' ili sotsializm? // Il'in I. A. Nashi zadachi: Istoricheskaia sud'ba i budushchee Rossii: stat'i 1948–1954 godov : v 2 t. M., 1992. T. 1. S. 40–41.
Losev A. F. Istoriia antichnoi filosofii v konspektivnom izlozhenii. M., 1989.
Losskii N. O. Usloviia absoliutnogo dobra. M., 1993.
Mariten Zh. Integral'nyi gumanizm // Mariten Zh. Filosof v mire. M., 1994. S. 52–134.
Mun'e E. Manifest personalizma. M., 1999.
Nersesiants V. S. Filosofiia prava. M., 1997.
Novgorodtsev P. I. Ob obshchestvennom ideale. M., 1990.
Platon. Gosudarstvo // Drevnegrecheskaia filosofiia: Ot Platona do Aristotelia. M. ; Khar'kov, 1999. S. 91–440.
Sovremennaia sotsial-demokratiia. M., 1990.
Solov'ev V. S. Opravdanie dobra. M., 1996.
Solov'ev V. S. Rossiia i Vselenskaia Tserkov' // Solov'ev V. S. O khristianskom edinstve. M., 1994. S. 181–265.
Teiiar de Sharden P. Bozhestvennaia sreda // Teiiar de Sharden P. Fenomen cheloveka. M., 2000. S. 86–94.
Filippov B. A. Tserkov' v pravovom gosudarstve // Ezhegodnaia Bogoslovskaia konferentsiia Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo bogoslovskogo instituta : Materialy. M. : Izd-vo Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo Bogoslovskogo Instituta, 1997. S. 110–117. URL: http://pstbi.ru/institut/book/1997/fil.htm [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 13.10.2011).
Иванов Сергей Сергеевич — кандидат политических наук, доцент кафедры социологии, социальной политики и регионоведения Поволжского института имени П. А. Столыпина. Тел.: +7 (8452) 33-92-14.
Ivanov Sergey Sergeevich, Candidate of Science (political sciences), associate professor of the Sociology, Social Policy and Regional Studies Department at P. A. Stolypin Volga Region Institute. Tel.: +7 (8452) 33-92-14.