Аннотация ◊ В статье утверждается, что в дизайне проявился выход категории композиции за пределы искусства в область современной культуры повседневности.
Ключевые слова: композиция, дизайн, искусство, культура повседневности.
Abstract ◊ The article affirms that the transcendence of the category of composition beyond art into the sphere of contemporary culture of routine has appeared in design.
Keywords: composition, design, art, culture of routine.
Дизайн к началу XXI века стал неотъемлемой частью культуры повседневности, занял в ней место не только одного из ее специфических феноменов, но и некого общего принципа и одновременно требования в эстетическом позиционировании мира вещей.
Литература по дизайну огромна и в странах Запада (монографии Т. Мальдонадо[1], А. Бранци[2], Дж. М. Вудэма[3] и др., многочисленные сборники трудов[4]), и у нас (работы Р. О. Антонова[5], Л. Н. Безмоздина[6], В. Л. Глазычева[7], К. М. Кантора[8], Г. Н. Лола[9], Е. Э. Павловской[10], С. И. Серова[11], С. О. Хан-Магомедова[12], Н. В. Воронова[13], В. Ф. Рунге[14] и мн. др.), появились серьезные диссертации М. В. Федорова[15], А. А. Останина[16] и др. На определенном этапе появлялись другие термины — техническая эстетика[17], художественное конструирование[18] и др., из которых для рассматриваемой темы особенно интересен термин «композиция в технике»[19], однако на сегодняшний день они фактически слились в понятии «дизайн».
В обыденном употреблении слово «дизайн» остается скорее технологическим термином: «Дизайн [< англ. design проектировать, конструировать] — художественное конструирование предметов; проектирование эстетического облика промышленных изделий»[20].
Но, как отмечают современные исследователи, ему следует придать более широкое, культурологическое значение: «система подходов и решений, лежащих в основе художественного и социального упорядочения пространства, поведения, речи в связи с формированием феномена моды, «эстетикой» и «риторикой» которой он становится.
Дизайном формируется стильность (в отличие от стиля в классической эстетике и теории искусства), таким образом, через дизайн эстетическое начало выходит за рамки искусства и внедряется непосредственно в повседневную жизнь, что придает дизайну значение прикладной эстетики (в том числе и в сфере социальных отношений и проявлений)»[21].
Дизайн следует рассматривать в контексте теорий повседневности. Повседневность принято понимать как «процесс жизнедеятельности индивидов, разворачивающийся в привычных общеизвестных ситуациях на базе самоочевидных ожиданий»[22].
Наиболее значимыми из них представляются идеи Георга Зиммеля (1858–1918) — немецкого социолога, который противопоставлял творческую пульсацию жизни и ее объективацию в застывших формах культуры, творчество («приключение») и повседневность («рутину»)[23].
Другой теоретик повседневности — АльфредЩютц (1899–1959), американский социолог (эмигрировавший из Австрии в 1939 г.), который соединил теорию социального действия Макса Вебера и феноменологический метод Гуссерля[24].
Последователи А. Щютца — ПитерБергер (США, так же эмигририровавший из Австрии) и ТомасЛукман (ФРГ) — авторы одного из авторитетнейших на сегодняшний день социологического труда «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания» (1966)[25]. Они также используют феноменологический подход к изучению общества, выясняют, какое знание является для разных культур само собою разумеющимся, исходя из тезиса: «Реальность повседневной жизни организуется вокруг “здесь” моего тела и “сейчас” моего настоящего времени. (…) Я воспринимаю повседневную жизнь как зависимость от степени пространственной и временной протяженности и удаленности. Ближайшей ко мне является та зона повседневной жизни, которая непосредственно доступна моей физической манипуляции»[26].
Начиная с Зиммеля повседневности в трудах основных теоретиков приписываются следующие признаки: нерефлексивность, отсутствие личностного участия в процессе конструирования ситуаций, схематизм восприятия и подверженность типологическим структурам.
Как видим, повседневность — не сама повседневная жизнь, а способ ее отражения в тезаурусе. Это некий способ упорядочения действительности, причем некоторые его особенности совпадают с механизмами, на которых основан дизайн.
Композиция, которая в эстетическом плане может быть определена как эстетический принцип художественного упорядочения действительности, в дизайне выступает в своем наиболее чистом виде.
Здесь высказаны только наиболее общие положения о композиции в дизайне. Она обладает своими специфическими качествами в различных видах дизайна. Мы предлагаем выделять в дизайне следующие его разновидности:
Пространственный дизайн. В него включаются:
1. Облик города, интерьер.
2. Книга, журнал, газета.
3. Пространственная реклама.
Временной дизайн. В него включаются:
1. Литература.
2. Музыка.
3. Радио.
Пространственно-временной дизайн. В него включаются:
1. Театр.
2. Кино.
3. Телевидение.
4. Интернет.
Дизайн в повседневной жизни. В него включаются:
1. Мода.
2. PR.
3. Стиль жизни.
Все виды дизайна в своей основе имеют композицию как процесс, механизм и результат формирования из повседневной жизни, повседневности — современной культуры повседневности на эстетических основаниях.
В дизайне проявился выход категории композиции за пределы искусства в область современной культуры повседневности.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Maldonado T. Design, Nature and Revolution: Towards a Critical Ecology. N. Y. : Harper and Row, 1972.
[2] Branzi A. The Hot House: Italian New Wave Design. Cambridge (M. A.) : MIT Press, 1984.
[3] Woodham J. M. Twentieth-Century Design. Oxford ; N. Y. : Oxford University Press, 1997.
[4] См., напр.: Design 1900–1960: Studies in Design and Popular Culture of the 20th Century / ed. by T. Faulkner. Newcastle upon Tyne : Petras ; Polytechnic, 1976; Deconstruction and the Visual Arts: Art, Media, Architecture / ed. by P. Brunett, D. Wills. Cambridge : Cambridge University Press, 1994; Design after Modernism: Beyond the Object / ed. by J. Thackera. London ; N. Y. : Thames and Hudson, 1988; Design Discourse: History, Theory, Criticism / ed. by V. Margolin. Chicago : The University of Chicago Press, 1989; Duncan A. Art Nouveau. L., 1994.
[5] Антонов Р. О. Особенности формообразования в советском дизайне 30-х годов // Некоторые проблемы развития отечественного дизайна : сб. статей. М. : ВНИИТЭ, 1983.
[6] Безмоздин Л. Н. Дизайн в современной культуре // Искусство в системе культуры / сост. и отв. ред. М. С. Каган. Л. : Наука, Ленингр. отд., 1987. С. 163–167.
[7] Глазычев В. Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М. : Искусство, 1970.
[8] Кантор К. М. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия (1955–1985). История и теория. М. : АНИР, 1996.
[9] Лола Г. Н. Дизайн: Опыт метафизической транскрипции. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1998.
[10] Павловская Е. Э. Дизайн рекламы: поколение NEXT: Стратегия творческого проектирования. СПб. : Питер, 2003.
[11] Серов С. И. Стиль в графическом дизайне: 60–80-е годы. М. : ВНИИТЭ, 1991.
[12] Хан-Магомедов С. О. Пионеры отечественного дизайна. М. : Галарт, 1995.
[13] Воронов Н. В. Очерки истории отечественного дизайна: Ч. 1–2. М. : б/и, 1997–1998.
[14] Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. М. : МЗ-Пресс, 2003.
[15] Федоров М. В. Научно-методические проблемы становления и развития отечественного дизайна: дис. … д-ра искусствоведения (в виде научного доклада) / ВНИИТЭ. М., 1998.
[16] Останин А. А. Дизайн, компьютерный дизайн: дис. … канд. культурологии. М., 2004.
[17] Основы технической эстетики. М. : ВНИИТЭ, 1970.
[18] Зефельд В. В. Художественное конструирование операторских пунктов. М. : Машиностроение, 1970; Методика художественного конструирования / 2-е изд., перераб. М. : ВНИИТЭ, 1983; Художественное конструирование: Проектирование и моделирование промышленных изделий : учеб. для студентов худ.-пром. вузов / Быков З. Н. и др. М. : Высшая школа, 1986; серия «Художественное конструирование за рубежом»; и др.
[19] Сомов Ю. С. Композиция в технике / 3-е изд., перераб. и доп. М. : Машиностроение, 1987.
[20] Словарь иностранных слов / 18-е изд., стер. М. : Рус. яз., 1989. С. 167.
[21] Луков Вл. А., Останин А. А. Дизайн: Культурологическая интерпретация : науч. монография. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2005. С. 3.
[22] Ионин Л. Г. Повседневность // Социологическая энциклопедия : В 2 т. М. : Мысль, 2003. Т. 2. С. 200.
[23] См. : Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. М. : Юрист, 1996. (Лики культуры); и др.
[24] См. : Щютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / сост. А. Я. Алхасов; Пер. с англ. М. : Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.
[25] См. : Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М. : Моск. филос. фонд ; Academia-Центр ; Медиум, 1995.
Антонов Р. О. Особенности формообразования в советском дизайне 30-х годов // Некоторые проблемы развития отечественного дизайна : сб. статей. М. : ВНИИТЭ, 1983.
Безмоздин Л. Н. Дизайн в современной культуре // Искусство в системе культуры / сост. и отв. ред. М. С. Каган. Л. : Наука, Ленингр. отд., 1987. С. 163–167.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М. : Моск. филос. фонд ; Academia-Центр ; Медиум, 1995.
Воронов Н. В. Очерки истории отечественного дизайна: Ч. 1–2. М. : б/и, 1997–1998.
Глазычев В. Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М. : Искусство, 1970.
Зефельд В. В. Художественное конструирование операторских пунктов. М. : Машиностроение, 1970.
Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. М. : Юрист, 1996. (Лики культуры).
Ионин Л. Г. Повседневность // Социологическая энциклопедия : В 2 т. М. : Мысль, 2003. Т. 2. С. 200.
Кантор К. М. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия (1955–1985). История и теория. М. : АНИР, 1996.
Лола Г. Н. Дизайн: Опыт метафизической транскрипции. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1998.
Луков Вл. А., Останин А. А. Дизайн: Культурологическая интерпретация : науч. монография. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2005.
Методика художественного конструирования / 2-е изд., перераб. М. : ВНИИТЭ, 1983.
Основы технической эстетики. М. : ВНИИТЭ, 1970.
Останин А. А. Дизайн, компьютерный дизайн: дис. … канд. культурологии. М., 2004.
Павловская Е. Э. Дизайн рекламы: поколение NEXT: Стратегия творческого проектирования. СПб. : Питер, 2003.
Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. М. : МЗ-Пресс, 2003.
Серов С. И. Стиль в графическом дизайне: 60–80-е годы. М. : ВНИИТЭ, 1991.
Словарь иностранных слов / 18-е изд., стер. М. : Рус. яз., 1989. С. 167.
Сомов Ю. С. Композиция в технике / 3-е изд., перераб. и доп. М. : Машиностроение, 1987.
Федоров М. В. Научно-методические проблемы становления и развития отечественного дизайна : дис. … д-ра искусствоведения (в виде научного доклада) / ВНИИТЭ. М., 1998.
Хан-Магомедов С. О. Пионеры отечественного дизайна. М. : Галарт, 1995.
Художественное конструирование: Проектирование и моделирование промышленных изделий : учеб. для студентов худ.-пром. вузов / Быков З. Н. и др. М. : Высшая школа, 1986; серия «Художественное конструирование за рубежом».
Щютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / сост. А. Я. Алхасов; Пер. с англ. М. : Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.
Branzi A. The Hot House: Italian New Wave Design. Cambridge (M. A.) : MIT Press, 1984.
Deconstruction and the Visual Arts: Art, Media, Architecture / ed. by P. Brunett, D. Wills. Cambridge : Cambridge University Press, 1994.
Design 1900–1960: Studies in Design and Popular Culture of the 20th Century / ed. by T. Faulkner. Newcastle upon Tyne : Petras ; Polytechnic, 1976.
Design after Modernism: Beyond the Object / ed. by J. Thackera. London ; N. Y. : Thames and Hudson, 1988.
Design Discourse: History, Theory, Criticism / ed. by V. Margolin. Chicago : The University of Chicago Press, 1989.
Duncan A. Art Nouveau. L., 1994.
Maldonado T. Design, Nature and Revolution: Towards a Critical Ecology. N. Y. : Harper and Row, 1972.
Woodham J. M. Twentieth-Century Design. Oxford ; N. Y. : Oxford University Press, 1997.
Кирюхина (Лукова) Татьяна Михайловна — доктор философии (Ph. D.), ординарный профессор, арт-директор Благотворительного фонда «MISSIA». Тел.: +7 (499) 193-12-94.
Kiriukhina (Lukova) Tatiana Mikhailovna, Ph. D., professor in ordinary, art director of Charitable Foundation “MISSIA”. Tel.: +7 (499) 193-12-94.