Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 4 2011

Гусева Л. И. Социальные стандарты на услуги по преодолению кризиса семьи

УДК 321.11; 332.145; 316.356.2

Guseva L. I. Social Standards for Family Crisis Overcoming Services

Аннотация ◊ В статье рассматривается разработка социальных стандартов в сфере семейной и молодёжной политики и их реализация в городе Москве. Обосновывается определение минимальных социальных стандартов как установленный законом показатель отдельных социальных прав и гарантий российских граждан, фиксирующий минимальный гарантированный уровень бесплатного их удовлетворения в данный период за счёт финансирования из всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Исследуется профилактическая работа с кризисными семьями, имеющими детей.

Ключевые слова: социальная политика, семейная политика, молодёжная политика, социальные стандарты, социальные права, социальные гарантии, государственные услуги, стандарты.

Abstract ◊ The article views the social standards development in the sphere of family and youth policy and their realization in Moscow city. The evaluation of minimal social standards as a statute-established factor of social rights and protection of Russian citizens is substantiated. This factor fixes the minimal secure level of their free recovery nowadays at the expense of the all levels of the budget system of the Russian Federation. The author investigates preventive work with crisis childed families.

Keywords: social policy, family policy, youth policy, social standards, social rights, social guarantees, government services, standards.


Разработка социальных стандартов

Для эффективного преодоления трудностей в реализации государственной социальной политики по отношению к российским гражданам большое значение имеют минимальные социальные стандарты государственных услуг, которые безвозмездно оказываются всем гражданам России. На основе государственных минимальных социальных стандартов определяются нормативы бюджетного финансирования по текущим расходам на социальную сферу, которые регулярно пересматриваются и изменяются в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами в Российской Федерации, а также в отдельных регионах и на муниципальном уровне. Это способствует выравниванию минимальной бюджетной обеспеченности финансирования социальной сферы на всей территории Российской Федерации для оптимальной реализации основных социальных гарантий и прав российских граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

В настоящее время не существует устоявшегося мнения относительно содержания минимальных социальных стандартов, в нормативных документах они определяются по -разному. Так, в Бюджетном кодексе Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (ст. 6) минимальные государственные социальные стандарты определяются как государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счёт финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации.

В проекте Федерального закона «О минимальных государственных социальных стандартах» (принят Государственной Думой в первом чтении 11 июня 2003 г.) минимальные государственные социальные стандарты представлены как единые на всей территории Российской Федерации требования к объёму и качеству определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации на минимально допустимом уровне для обеспечения реализации установленных в Конституции РФ отдельных социальных гарантий и прав граждан, финансируемые из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

На основе анализа различных нормативных документов федерального и регионального уровня можно дать следующее определение: минимальным социальным стандартом является установленный законом показатель отдельных социальных прав и гарантий российских граждан, фиксирующий минимальный гарантированный уровень бесплатного их удовлетворения в данный период за счёт финансирования из всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Государственный минимальный социальный стандарт устанавливает комплекс общедоступных социальных услуг, предоставление которых гарантируется государством вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства за счёт средств бюджетов всех уровней, государственных и муниципальных внебюджетных фондов.

С другой стороны, можно сказать, что государственный минимальный социальный стандарт — это установленный законодательством минимально необходимый уровень государственных гарантий, обеспечивающих удовлетворение важнейших потребностей человека в услугах социальной сферы, выражаемый в социальных нормативах и нормах.

Предоставление государственной услуги, как правило, связано с обращением граждан или организаций. В этом состоит отличие государственной услуги от государственной функции, которая не связана с непосредственным обращением граждан или организаций и состоит, например, в выполнении регулярных проверок, мониторинга и т. п.

Государственные услуги подлежат регламентации в виде стандартов как системы требований к ним в интересах их получателей, принятых нормативным правовым актом в порядке, установленном законодательством об административных регламентах и стандартах государственных услуг. Оформляются такие стандарты в виде документов, устанавливающих требования, которым должна удовлетворять услуга, чтобы обеспечить соответствие её назначению.

Деятельность по профилактической работе с кризисными семьями, имеющими детей, относится к сфере, регулируемой социальными стандартами, являющимися государственными документами, определяющими совокупность норм, правил, требований, а также характеристик (критериев качества и оптимизации) социальной услуги как объекта стандартизации.

Стандарт услуг в области профилактической работы с кризисными семьями, имеющими детей, относится к категории минимальных государственных социальных стандартов, определяющих сферу государственных услуг, предоставление которых гражданам осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основах и гарантируются государством на определённом минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации[1].

Система реализации государственных минимальных социальных стандартов имеет определенную структуру, в которую входят:

  • области, сферы и номенклатура объектов социальной стандартизации;
  • социальные и финансовые нормативы, определяющие минимально-необходимый уровень гарантий предоставления всем гражданам бесплатных услуг социальной сферы;
  • порядок разработки и изменения социальных стандартов, социальных и финансовых нормативов;
  • механизмы финансового обеспечения и реализации социальных стандартов, социальных и финансовых нормативов.

Использование данных принципов и структуры социальных стандартов позволит упорядочить разработку стандартов в области профилактики работы с кризисными семьями на различных уровнях российского законодательства.

Установление минимальных государственных стандартов в области профилактики работы с кризисными семьями, имеющими детей, требует реализации следующих принципов:

  • реализация конституционных прав российских граждан в области социальных гарантий;
  • соблюдение прав человека, этических и правовых норм;
  • обеспечение общедоступности социальных услуг, оказываемых в соответствии с государственными социальными стандартами;
  • информационное обеспечение населения о наличии системы соответствующих минимальных социальных государственных стандартов;
  • конфиденциальность, неразглашение работниками соответствующих социальных служб фактов обращения к ним представителей кризисных семей;
  • добровольность принятия социальной, психологической, юридической, помощи кризисными семьями, имеющими детей.

Формирование и применение государственных минимальных социальных стандартов на федеральном уровне осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, а также с федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Об образовании», «Об основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте», «О культуре», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и другими.

На региональном уровне действует соответствующее законодательство. В Москве, как субъекте Федерации, законодательной основой для государственных минимальных социальных стандартов являются Закон города Москвы «О молодежи», «Комплексная программа дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка на 2007 год», Городская целевая программа «Молодежь Москвы»[2] и другие законы и нормативные акты города Москвы и Российской Федерации.

В связи с тем, что пока нет единого мнения по структуре и содержанию Государственного минимального социального стандарта, следует обозначить цели, принципы и структуру их создания.

Целями минимальных социальных стандартов государственных услуг являются:

  • реализация основных конституционных прав и гарантий граждан в обеспеченности важнейшими образовательными, медицинскими, социально-культурными, жилищно- коммунальными услугами;
  • установление отраслевых стандартов уровня и качества жизни населения, необходимых для обеспечения устойчивого развития российского общества;
  • установление единой правовой базы и общих принципов формирования системы государственных минимальных социальных стандартов, а также соответствующих социальных и финансовых нормативов.

Государственные минимальные социальные стандарты, социальные и финансовые нормативы устанавливаются и применяются для решения следующих основных задач:

  • нормативного обеспечения формирования и использования бюджетных и внебюджетных средств на социальные нужды;
  • обеспечения государственной поддержки развития социальной сферы;
  • оценки уровня жизни населения региона и муниципальных образований;
  • разработки и реализации государственной социальной и экономической политики, федеральных, региональных и муниципальных социальных программ, концепций и прогнозов[3].

Разработка и принятие минимальных государственных стандартов в области профилактики работы с кризисными семьями, имеющими детей, создаёт предпосылки, условия и основания эффективного решения обозначенных выше задач в рассматриваемой области.

Минимальный стандарт в области профилактики работы с кризисными семьями, имеющими детей, должен регулировать вопросы профилактики распада кризисных семей, а также оказания социально-реабилитационных услуг таким семьям для устранения негативных факторов, послуживших причиной появления кризисной семьи.

В деятельность органов социальной работы входит ряд функций по профилактике кризисных семей, имеющих детей. Эти функции могут войти в структуру социального стандарта как бесплатные услуги населению:

  • выявление находящихся в социально опасном положении кризисных семей, имеющих детей (семей, нуждающихся в государственной защите);
  • принятие профилактических мер по предотвращению распада кризисной семьи;
  • оказание помощи кризисной семье с целью достижения положительных изменений в ней и её социальной реабилитации;
  • проведение оценки возможности удовлетворения потребностей ребёнка в его полноценном развитии в кризисной семье;
  • проведение оценки способностей кровнородственной кризисной семьи обеспечить реализацию этих потребностей;
  • оценка степени воздействия как положительного, так и отрицательного характера факторов социального окружения на повышение устойчивости антикризисного потенциала кризисной семьи и выходе её из кризисного состояния.

Реализация этих функций на уровне субъекта Российской Федерации требует:

а) организации единого процесса профилактики кризисной семьи и защиты прав ребёнка;

б) установления государственных минимальных требований к обеспечению нормальной жизнедеятельности семьи;

в) минимальных нормативов организации системы территориальных органов по социальным услугам кризисным семьям, имеющим детей.

Социальное обслуживание супругов из кризисных семей осуществляется в соответствии со следующими этапами:

  • выявление сущностных причин имеющейся или реально возможной трудной жизненной ситуации, субъектных особенностей кризисной семьи, специфики социального окружения и других характеристик жизнедеятельности такой семьи;
  • разработка программ комплексной социальной реабилитации или адаптации при наличии у кризисной семьи, имеющей детей, трудной жизненной ситуации;
  • координация выполнения индивидуальных комплексных программ реабилитации, адаптации и профилактики, в реализации которых участвуют иные социальные службы, а также государственные, муниципальные и негосударственные органы, организации и учреждения (здравоохранения, образования, миграционной службы и т. п.);
  • социальная профилактика, направленная на предотвращение социальных последствий реальной угрозы трудной жизненной ситуации, осуществляемой работниками социальных служб.

Требования, обеспечивающие доступность социальной услуги для потребителей.

При принятии решения о предоставлении клиенту конкретных социальных услуг учитываются его интересы, состояние здоровья, специфика трудной жизненной ситуации, в которой он находится, содержание индивидуальной программы реабилитации (при её наличии), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы.

В получении социальных услуг граждане должны иметь право на:

  • выбор учреждения и формы обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов Федерации;
  • информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
  • уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
  • конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;
  • защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;
  • отказ от социальных услуг.

Требования к информационному обеспечению потребителей социальных услуг должны способствовать качеству их выполнения. Учреждение обязано доводить до граждан своё наименование и местонахождение любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации, предоставлять по требованию клиентов необходимую и достоверную информацию о выполняемых услугах, позволяющую им сделать компетентный выбор.

Состав информации о предоставляемых социальных услугах кризисным семьям (в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей»[4]) должен включать в себя:

  • перечень основных видов социальных услуг, предоставляемых учреждением;
  • характеристику каждой услуги, область её предоставления и затраты времени на её предоставление;
  • возможность получения оценки качества услуги со стороны клиента;
  • установление взаимосвязи между предложенной услугой и реальными потребностями клиента;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования услуг;
  • гарантийные обязательства учреждения — исполнителя услуг.

Информация должна быть достоверной и полной. Если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации об услуге повлекло причинение вреда жизни, здоровью или имуществу клиента социальной службы (вследствие производственных, рецептурных и иных недостатков услуги), он вправе предъявить учреждению требования о возмещении причинённого вреда.

Информация может быть расположена в общественных местах. Например, в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ и в учреждениях социального обслуживания размещается информация о наименовании, адресах места нахождения, маршрутах проезда, телефонах и видах социальных услуг.

Информация в сети Интернет на сайте Министерства здравоохранения и социального развития РФ и/или на сайте учреждения размещаются следующие сведения об учреждении:

  • наименование учреждения;
  • информация об адресе места нахождения, маршрутах проезда и контактных телефонах;
  • информация о видах социальных услуг, оказываемых учреждением;
  • ФИО руководителя.

В удобном для обозрения месте располагается информация:

  • о видах социальных услуг учреждения;
  • о приемных часах руководителя и заместителей руководителя учреждения;
  • о контактных телефонах учреждения;

Требования к организации учёта мнения потребителей социальных услуг следующие.

В учреждении, оказывающем социальные услуги кризисным семьям с детьми, должна быть книга отзывов и предложений, предоставляемая потребителям данных услуг по их требованию. Отзывы и предложения посетителей рассматриваются руководством данных учреждений еженедельно с принятием, при необходимости соответствующих мер. В помещениях этих учреждений должно быть оборудовано место для сбора заявлений и предложений от лиц, посещающих учреждение, проверка содержания которых осуществляется еженедельно.

Кроме того в этих учреждениях проводятся опросы потребителей услуг с целью выявления их мнения относительно качества и доступности предоставляемых услуг.

Действие Государственного социального стандарта распространяется на кризисные семьи с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, следующих групп:

  • малообеспеченные семьи;
  • неполные семьи;
  • многодетные семьи;
  • семьи, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий или приравненных к ним событий);
  • семьи беженцев и вынужденных переселенцев;
  • семьи, имеющие в своём составе детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;
  • семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • семьи, имеющие в своём составе нетрудоспособных или длительно болеющих членов, инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
  • семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом;
  • семьи, где дети и женщины подвергаются любым формам физического, сексуального или психического насилия;
  • семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и/или содержанию и/или отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;
  • молодые семьи;
  • семьи с несовершеннолетними родителями.

Как видим, предоставление социальных услуг дифференцируется по 13 видам семей.

Рассмотрим более конкретно содержание некоторых конкретных услуг, наиболее востребованных членами кризисных семей, имеющих детей.

Социальный патронаж кризисных семей включает:

1. Выявление кризисных семей, имеющих детей и нуждающихся в социальном обслуживании (изучение материалов средств массовой информации; изучение информации, поступившей в учреждение по почте и от абонентов телефонной связи; обработка информации очных обращений; выявление запроса клиента; оформление учетной карты (социального паспорта).

2. Обследование состояния кризисных семей, имеющих детей (посещение места проживания, составление акта обследования жилищно-бытовых условий, сбор информации о семье (в школе, у соседей и др.).

3. Определение путей решения социально-бытовых проблем таких семей, предоставление им соответствующих рекомендаций по выходу из кризисного состояния.

Социальный патронаж может быть первичным, текущим, контрольным в зависимости от ситуации.

Социальный патронаж кризисных семей предполагает полное изучение проблемы, необходимое консультирование и оказание помощи, а также содействие в налаживании быта такой семьи в сложившейся ситуации для её выведения на уровень устойчивой жизнедеятельности и самообеспечения, что включает в себя:

1. Выявление кризисных семей, имеющих детей (прием звонков, граждан, ходатайств от учреждений, организаций и пр.).

2. Уточнение сложившейся кризисной ситуации, составление учетной карточки.

3. Консультирование кризисной семьи о её правах, льготах, предоставление информации об учреждениях, оказывающих помощь.

4. Взаимодействие с учебными заведениями, местными органами власти, общественными организациями, спонсорами о предоставлении детям из этих семей адекватной сложившейся ситуации помощи.

5. Содействие (при необходимости) в зачислении детей из кризисных семей в стационарные (полустационарные) учреждения (ходатайство, взаимодействие с органами местного самоуправления).

6. Оказание содействия членам кризисных семей в трудоустройстве (консультирование) при необходимости.

7. Содействие кризисным семьям в предоставлении материальной помощи (помощь в написании заявления, сборе документов, подготовка ходатайства).

8. Обеспечение кризисных семей одеждой, обувью, продуктами питания, предметами первой необходимости, мебелью, постельными принадлежностями при необходимости.

В качестве социальной услуги кризисными семьями в значительной степени востребовано психологическое консультирование (ПК) по вопросам:

а) отношений между родителями и детьми, методике семейного воспитания, формирования семейных и супружеских отношений, включая сексуальные;

б) предупреждения и преодоления семейных конфликтов в социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям жизни и быта;

г) особенностей индивидуального развития детей с ограниченными возможностями.

Данная услуга реализуется в форме специально организованной беседы (индивидуальной или групповой). По своему содержанию она включает в себя:

1. знакомство, выяснение эмоционального настроя клиентов на взаимодействие со специалистом, создание условий по психологической безопасности;

2. выяснение проблемы, заключение соглашения о согласии на оказание услуги;

3. предоставление запрашиваемой клиентом информации, предоставление соответствующих рекомендаций.

Психологическое консультирование проводится по мере обращения клиентов, а также по запросу учебных заведений, родительских коллективов школ, детских садов, трудовых коллективов.

Требования к качеству предоставления данной социальной услуги следующие:

1. создание положительной мотивации у клиентов на предоставление услуги;

2. предоставление полная, качественная, квалифицированная информация с конкретными рекомендациями;

3. предоставление информационных материалов — буклетов по обсуждённой проблеме;

4. дают рекомендации родителям детей с ограниченными возможностями о методике применения специальных навыков и умений при общении с детьми.

Следующая востребованная клиентами услуга — социально- педагогическое консультирование по вопросам:

а) отношений родителей с детьми, особенностей возрастного и индивидуального развития детей, методике семейного воспитания;

б) налаживания межличностных и внутрисемейных отношений;

в) преодоления семейных конфликтов;

г) ранней профориентации детей и их трудоустройства.

По своему содержанию данная услуга для кризисных семей, имеющих детей, включает в себя:

1. выявление проблем кризисной семьи (собеседование с членами семьи, с педагогами школ и др.);

2. предоставление памятки (по возможности) об учреждениях нужного профиля для решения проблем клиента (адрес, режим работы, содержание работы, специалисты);

3. предоставление рекомендаций клиенту по сути проблемы;

4. привлечение других специалистов для консультирования (при необходимости).

Консультирование может производиться как по телефону, так и при личном обращении клиента в индивидуальной и групповой форме.

Данная услуга способствует правильному пониманию и оптимальному решению стоящих перед клиентом социально-педагогических проблем.

Одной из наиболее значимых услуг для кризисных семей, имеющих детей, является педагогическая коррекция неадекватных форм поведения родителей и их установок при воспитании своих детей.

Педагогическая коррекция проводится по запросу кризисных семей, имеющих детей, а также органов опёки и попечительства и других структур, по результатам социально- педагогического патронажа. По своему содержанию данная услуга включает в себя следующие моменты:

1. установление доверительных отношений с кризисной семьей (встречи и беседы с семьей, интервьюирование, проведение разминки, беседа на отвлеченные темы);

2. выявление существа семейной педагогической проблемы по воспитанию ребенка и причин её возникновения, постановка социального диагноза, формирование личного дела;

3. разработка плана по устранению проблемы (семейная психотерапия, социальное научение, социальное сопровождение, социальная реабилитация, включение детей в группы дневного пребывания, беседы, разъяснения, рекомендации);

4. заключение соглашения с семьей о проведении педагогической коррекции;

5. поэтапное выполнение мероприятий педагогической коррекции, согласно утвержденному плану, с использованием современных методик;

6. отслеживание эффективности реализуемой программы коррекции.

Качество данной услуги определяется тем, что оказана квалифицированная и эффективная помощь родителям в преодолении и исправлении допущенных ими педагогических ошибок или конфликтных ситуаций в семье, травмирующих детей, в исправлении неадекватных родительских установок и форм поведения родителей при воспитании детей.

Кроме того, эта услуга способствует возврату ребенка в семью либо улучшению детско-родительских отношений.

Услуга предоставляется в отдельном помещении, при отсутствии посторонних лиц, избегая резкой критики и проявления недовольства с использованием профессиональных психолого-педагогических методов коррекции.

Большое значение для кризисных семей имеет такая услуга, как оказание юридической помощи в оформлении документов на осуществление мер социальной поддержки, положенных им по законодательству Российской Федерации, документов для трудоустройства; документов, удостоверяющих личность; проведение юридических консультаций. Реализация данной услуги предполагает следующие действия:

1. выявление семей, оказавшихся в экстремальной ситуации (личные обращения, обращения трудовых коллективов, школ и пр.);

2. консультирование кризисных семей по вопросам предоставления льгот, мер социальной поддержки, предоставление информации об учреждениях, оказывающих содействие в помощи;

3. разъяснения о порядке получения (восстановления, замены) документов; предоставление информации об органах и учреждениях; помощь в написании текста документов, заявлений или заполнение фирменных бланков, написание сопроводительных писем, ходатайств контроль результативности услуги.

Качество этой социальной услуги определяется тем, что клиентам предоставляется полная информация о правах на меры социальной поддержки, о пакете документов для оформления льгот и пособий. Услуга способствует своевременному и объективному решению стоящих перед семьей проблем.

Социальные услуги предоставляются на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, государственного органа, общественного объединения, лиц, осуществляющих уход за нуждающимися в социальном обслуживании. Любые ограничения права граждан обращаться за предоставлением социальных услуг недопустимы. Социальные услуги предоставляются, как правило, по месту постоянного или преимущественного жительства лиц, нуждающихся в социальном обслуживании.

В соответствии с законодательством лица, обращающиеся с ходатайством об оказании социальных услуг, предоставляют социальным работникам и другим специалистам, занятым в системе социального обслуживания, всю необходимую информацию для оказания испрашиваемых социальных услуг.

Государственные органы, иные юридические лица, а также физические лица, предоставляющие социальные услуги, гарантируют конфиденциальность полученной информации. Ограничение предоставления социальных услуг, гарантируемых государством, допускается в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Фактическими результатами услуг в сфере профилактической работы с кризисными семьями, имеющими детей, должны быть:

1) социальное диагносцирование и паспортизация семей, подверженных кризисам;

2) оказание адресной медицинской, психологической, педагогической и социальной помощи проблемным семьям;

3) координация деятельности учреждений и служб социальной профилактики;

4) реабилитация и улучшение положения семей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию;

5) минимизация риска возникновения случаев оставления детей без попечения родителей.

Указанные результаты должны иметь документальное отражение, в частности в виде издания уполномоченным органом приказа о создании паспорта кризисных семей, а также внесения соответствующей записи в реестр-банк данных о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В рамках Департамента семейной и молодежной политики города Москвы услуги по реализации Московского городского стандарта услуг в области профилактической работы с кризисными семьями, имеющими детей, должны осуществлять следующие органы:

  • Межведомственная научно-методическая комиссия по стандартизации государственных социальных услуг в сфере семейной и молодежной политики;
  • Комиссия по координации профилактической работы с кризисными семьями, имеющими детей, Департамента семейной и молодежной политики города Москвы;
  • органы префектур административных округов города Москвы, отвечающие за профилактическую работу с кризисными семьями, имеющими детей;
  • районные органы города Москвы, отвечающие за профилактическую работу с кризисными семьями, имеющими детей;

  • муниципальные органы города Москвы, отвечающие за профилактическую работу с кризисными семьями, имеющими детей;
  • образовательные учреждения города Москвы;
  • органы здравоохранения города Москвы;
  • органы социальной защиты населения города Москвы;
  • органы опеки и попечительства города Москвы;
  • правоохранительные органы города Москвы;
  • информационные и научные учреждения города Москвы.

Правовой основой для оказания государственных услуг в сфере профилактической работы с кризисными семьями, имеющими детей, и для их стандартизации являются федеральное законодательство и плановые документы, включая, среди прочего, Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации[5] и нормативную базу по стандартизации государственных услуг[6].

Получателями государственных услуг в области профилактической работы с кризисными семьями, имеющими детей, являются граждане Российской Федерации, попавшие в социально трудное положение. Комплекс услуг по профилактической работе с кризисными семьями, имеющими детей, оказывается с момента издания приказа уполномоченным органом о регистрации кризисных семей, нуждающихся в государственной поддержке, до момента издания приказа об их снятии с учета.

Основаниями для отказа в предоставлении услуг в сфере профилактической работы с кризисными семьями, имеющими детей, являются: а) несоответствие документов, представленных окружными и районным органами по профилактической работе с кризисными семьями, имеющими детей, установленным требованиям, например, неполный перечень, неправильное заполнение; б) наличие в представленных указанных документах сведений, не соответствующих действительности.

Кроме того могут быть оказаны следующие услуги по профилактической работе с кризисными семьями, имеющими детей:

1) регистрация семейных кризисов;

2) прогнозирование и предупреждение семейных кризисов;

3) своевременное преодоление последствий семейных кризисов малой и средней глубины;

4) реакция на тяжкие последствия семейных кризисов;

5) кондуктивное сопровождение;

6) посреднические услуги;

7) дневное попечительство;

8) экономическая помощь;

9) помощь в поиске жилья;

10) помощь в поиске работы;

11) обследование условий жизни семей, претендующих на возвращение детей;

12) мониторинг поведения и образа жизни семей, лишенных детей;

13) юридическая помощь;

14) психологическая помощь;

15) организация лечения больных детей;

16) проведение регулярных встреч с детьми их родителями;

17) фиксация обязательств, которые берут на себя родители, претендующие на возвращение детей;

18) контроль за выполнением обязательств.


Должностные и административные регламенты реализации стандарта

Весьма значительную роль в реализации государственных услуг их потребителям из числа кризисных семей являются административные регламенты, где нормативно устанавливаются формы и методы оказания такого рода услуг, а также необходимые условия, обеспечивающие надлежащее качество предоставления социальных услуг. Регламент позволяет владеть достоверной информацией об организации профилактической работы в отношении всех выявленных детей и семей, находящихся в социально опасном положении, что способствует проведению качественного анализа и прогноза складывающейся ситуации, принятию соответствующих эффективных управленческих решений.

При этом административная составляющая оказания государственных услуг в области профилактической работы с кризисными семьями, имеющими детей, базируется на Положении о Департаменте семейной и молодежной политики города Москвы[7] и Постановлении Правительства «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»[8].

Важной составляющей процесса предоставления государственных услуг в рассматриваемой области является возможность для населения получения информации о порядке реализации стандарта на эти услуги. С этой целью любому лицу, обратившемуся в Комиссию по координации профилактической работы с кризисными семьями, имеющими детей Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, должно гарантироваться предоставление:

1) сведений о местонахождении органов, осуществляющих комплекс услуг по профилактической работе с кризисными семьями, графике их работы и процедуре приема посетителей;

2) данных о наличии стандарта услуг в области профилактической работы с кризисными семьями, имеющими детей, и способах ознакомления со стандартом;

3) обобщающих результатов мониторинга внедрения стандарта.

Представителям московских городских органов, осуществляющих в городе Москве профилактическую работу с кризисными семьями, имеющими детей, в случае обращения должно гарантироваться получение:

а) выписки из реестра-банка данных о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации[9];

б) руководства по внедрению Московского городского стандарта услуг в области профилактической работы с кризисными семьями, имеющими детей, носящие служебный характер;

в) фактографических и аналитических материалов по результатам мониторинга внедрения стандарта, носящих служебный характер.

С целью упрощения формирования реестра-банка данных семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, при постановке на учёт и снятии с учёта семей, находящихся в социально опасном положении, должны использоваться формы, утвержденные Приказом Департамента образования города Москвы от 07.02.2006 № 51 «Об организации ведения в государственных образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении»[10]. Данные, содержащиеся в заполненных формах, поступивших в Департамент семейной и молодежной политики города Москвы из окружных и районных органов профилактической работы с кризисными семьями, имеющими детей, должны заноситься в указанный реестр-банк данных.

Услуги по профилактической работе с кризисными семьями, имеющими детей, должны оказываться по месту жительства семей, занесенных в реестр-банк данных о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также по месту нахождения московских городских органов, осуществляющих в городе Москве профилактическую работу с кризисными семьями, имеющими детей.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ (с изменениями от 10.01.2003 г.)[11] информация о гражданах (в нашем случае персональные данные о семьях, находящихся в сложной жизненной ситуации) носит конфиденциальный характер. К информации о гражданах, согласно статье 2 указанного Федерального закона, относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Для обеспечения необходимого уровня конфиденциальности должны использоваться следующие правила:

1) прием членов семей, оказавшихся в сложном социальном положении, должен быть строго индивидуальным;

2) при вызове в кабинет и в процессе других коммуникаций должны использоваться не фамилии, а специальные номера дел;

3) за семьей, которая попала в социально опасное положение, должен быть закреплен постоянный уполномоченный или инспектор по профилактической работе с кризисными семьями, имеющими детей.

Сотрудники органов, осуществляющих профилактическую работу с кризисными семьями, имеющими детей, в процессе их общения с получателями услуг должны проявлять вежливость, терпение и деликатность. Все сотрудники должны пройти курс подготовки по общению с членами кризисных семей, имеющих детей.

Для указанных уполномоченных и инспекторов по профилактической работе с кризисными семьями, имеющими детей, должна быть организована «горячая линия», по которой они в случае необходимости могут получить консультацию специалистов по семейной и детской психологии, а также юристов, специализирующихся в области гражданского, семейного и ювенального права.

Услуги по профилактической работе с кризисными семьями, имеющими детей, осуществляются бесплатно для получателей услуги. Для их получения необходимо представление Совета по профилактике с прилагающимися к нему документами и бланками, используемыми при постановке на учет и снятии с учета семей, находящихся в социально опасном положении, в соответствии с формами Приказа Департамента образования города Москвы от 07.02.2006 № 51 «Об организации ведения в государственных образовательных учреждениях департамента образования города Москвы учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении»[12].

Взаимодействие в процессе оказания услуг в области профилактической работы с кризисными семьями, имеющими детей, должно выражаться в личном (устном или письменном) контакте работников органов, оказывающих указанные услуги, с получателями услуг — членами семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также оказание им психологической, консультативной, материальной и административной поддержки осуществляют районные органы по профилактической работе с кризисными семьями, имеющими детей. Координируется эта деятельность окружными органами.

Сведения о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, должны передаваться в Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, где они должны регистрироваться в банке данных. Регистрация является основанием использования городских ресурсов для оказания поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В процессе взаимодействия получатели услуг могут подавать жалобы, предложения и претензии устно или письменно на любой уровень московской городской системы, осуществляющей реализацию стандарта по профилактической работе с кризисными семьями, имеющими детей, или анонимно по телефону доверия.

Любые обращения получателей услуг должны находить отражение в мониторинговой части реестра-банка данных семей, попавших в сложную жизненную ситуацию, включая дату обращения и сведения о том, кому это обращение было передано, результаты рассмотрения обращения и отметку об информировании обратившихся об этих результатах.

В процессе профилактических работ с кризисными семьями должен быть обеспечен уровень качества, соответствующий определенным параметрам. Качество услуги выступает как совокупность характеристик услуги, определяющих её способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя. В соответствии с «Рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации» от 6 июля 2007 года[13] критериями качества профилактической работы с кризисными семьями, имеющими детей, являются:

  • уменьшение численности кризисных семей, имеющих детей;
  • сокращение численности детей, оставшихся без попечения родителей, и их доли в общей численности детей, проживающих в городе Москве;
  • сокращение численности впервые выявленных детей, оставшихся без попечения родителей;
  • сокращение численности детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, и их доли в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве;
  • уменьшение количества интернатных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • сокращение числа детей, родители которых отказались взять их из родильного дома (отделения) либо из иного учреждения здравоохранения, образовательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений, дали согласие на их усыновление (удочерение) покинутых детей;
  • уменьшение численности выявленных детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни здоровью или препятствующей воспитанию, детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
  • уменьшение численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей;
  • уменьшение численности детей, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, численности родителей, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;
  • увеличение численности детей, родители которых восстановлены в родительских правах или в отношении которых отменено ограничение в родительских правах;
  • увеличение численности детей, возвращенных в родную семью;
  • уменьшение численности родителей (иных законных представителей), не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и содержанию своих детей;
  • уменьшение случаев жестокого обращения с детьми;
  • увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями, а также их доли в общей численности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве;
  • уменьшение случаев нарушения личных неимущественных и имущественных прав несовершеннолетних[14].

Получатели услуг по профилактической работе с кризисными семьями, имеющими детей, должны иметь право обжаловать некачественное оказание услуги, нарушение требований к месту, времени, сроку и комфортности оказания услуги, а также отказ в оказании услуги.

Обжалование нарушения прав получателей профилактических услуг, связанных с неправомерными действиями должностных лиц, определяются действующим законодательством Российской Федерации.

Получатели услуг по профилактической работе с кризисными семьями, имеющими детей, должны иметь право подать любые жалобы, высказать предложения или мнения по порядку и качеству предоставления услуг, которые должны быть рассмотрены в течение десяти рабочих дней с момента их официальной подачи. Заявитель жалобы должен иметь право получить информацию о результатах рассмотрения.

В случае необходимости руководство Департамента семейной и молодежной политики города Москвы должно иметь право оперативного рассмотрения жалобы на поведенческие моменты во взаимоотношениях с подотчетными должностными лицами, занятыми в реализации стандарта услуг в области профилактической работы с кризисными семьями, имеющими детей, если действия указанных должностных лиц по отношению к заявителю жалобы связаны с субъективным отношением, грубостью, демонстративным игнорированием и т. п.

Должностные лица, осуществляющие реализацию услуг в области профилактической работы с кризисными семьями, имеющими детей, за неправомерные действия должны нести ответственность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и должностными инструкциями.

В случае возникновения противоречий между органами, осуществляющими профилактическую работу с кризисными семьями, имеющими детей, эти органы имеют право обратиться в Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, который рассматривает обращение с позиций максимального обеспечения прав получателей услуг. Рассмотрение такого рода обращений и вынесение по ним решений должно производится в течение не более чем десяти рабочих дней.

Предложения и претензии получателей услуг по профилактической работе с кризисными семьями, имеющими детей, являются важным источником информации для совершенствования процесса оказания указанных услуг. Сбор предложений и претензий получателей услуг должен осуществляться по системе обратной связи, а также по телефону доверия, в том числе и анонимно.

Сведения обо всех предложениях и претензиях передаются в Департамент семейной и молодежной политики города Москвы для их внесения в мониторинговую часть банка данных реестра семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Каждое из предложений и претензий должно быть внимательно рассмотрено сотрудниками Департамента и по нему должно быть вынесено решение в течение десяти рабочих дней с момента поступления. Информация о принятых мерах или о причинах отклонения обращений должна быть доведена до получателей услуг по профилактической работе с кризисными семьями, имеющими детей, а также до соответствующих окружных и районных органов.

Сведения о предложениях и претензиях, накопленные в мониторинговой части банка данных, сотрудниками Департамента семейной и молодежной политики города Москвы должны ежемесячно подвергаться анализу, на основе которого руководством Департамента должны приниматься необходимые решения.

Не менее одного раза в год Межведомственной научно-методической комиссией по стандартизации государственных социальных услуг в сфере семейной и молодежной политики должна осуществляться оценка качества оказания услуг по профилактической работе с кризисными семьями, имеющими детей, а также степень удовлетворенности получателей услуги. Не реже одного раза в два года должна проводиться независимая оценка качества оказываемых услуг с привлечением представителей общественных и международных организаций.

По результатам мониторинга оценки качества и степени удовлетворенности получателей услуг в ходе реализации стандарта услуг в области профилактической работы с кризисными семьями, имеющими детей, руководство Департамента семейной и молодежной политики города Москвы по предложению Межведомственной научно-методической комиссии по стандартизации государственных социальных услуг в сфере семейной и молодежной политики должен иметь право инициировать процедуру пересмотра стандарта с целью повышения качественных показателей, совершенствования стандарта, внедрения новых управленческих технологий и методик профилактической работы с кризисными семьями, имеющими детей, оптимизации бюджетных издержек.

Если по результатам рассмотрения реализации стандарта Межведомственной научно-методической комиссией предложений о пересмотре стандарта сделано не было, семейной и молодежной политики города Москвы должен издать приказ, констатирующий, что стандарт государственной услуги в существующем виде в наибольшей степени удовлетворяет потребности получателей государственных услуг в сфере профилактической работы с кризисными семьями, имеющими детей.

Право инициировать процедуру пересмотра стандарта должны также иметь окружные и районные органы по профилактической работе с кризисными семьями, имеющими детей, а также соответствующие уполномоченные службы. Основанием для пересмотра положений стандарта могут быть двенадцать однотипных обращений получателей услуг, поступивших независимо друг от друга.

Подлежат обязательному рассмотрению предложения о совершенствовании стандарта, поступившие от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, представляющих интересы получателей услуг.

Порядок обращения за получением социальных услуг и порядок их предоставления имеет следующую регламентацию. Социальные услуги предоставляются на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, а также государственного органа, общественного объединения, и лиц, осуществляющих уход за нуждающимися в социальном обслуживании. Любые ограничения права граждан обращаться за предоставлением социальных услуг недопустимы. Социальные услуги предоставляются, как правило, по месту постоянного или преимущественного жительства лиц, нуждающихся в социальном обслуживании.

В соответствии с законодательством лица, обращающиеся с ходатайством об оказании социальных услуг, предоставляют социальным работникам и другим специалистам, занятым в системе социального обслуживания, всю необходимую информацию для оказания испрашиваемых социальных услуг. Государственные органы, иные юридические лица, а также физические лица, предоставляющие социальные услуги, гарантируют конфиденциальность полученной информации. Ограничение предоставления социальных услуг, гарантируемых государством, допускается в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Управление государственной системой социального обслуживания и координация её деятельности осуществляется федеральными и региональными органами государственного управления, на которые возложена ответственность за проведение государственной политики в области социальной защиты, труда, здравоохранения и образования. Координация деятельности и научно-методическое обеспечение системы социального обслуживания осуществляются соответствующим органом государственного управления в области социальной защиты.

Федеральные органы государственного управления в области социального обслуживания в пределах своей компетенции:

  • принимают меры по осуществлению государственной политики в области социального обслуживания и внесению предложений по его совершенствованию;
  • разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты в области социального обслуживания и осуществляют контроль за соблюдением указанных стандартов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ;
  • организуют подготовку и повышение квалификации социальных работников и других специалистов, занятых в системе социального обслуживания;
  • осуществляют создание, управление и обеспечение деятельности организаций, учреждений социального обслуживания, находящихся в государственной собственности;
  • оказывают методическую помощь, осуществляют разработку проектов нормативных актов, распространяют прогрессивный опыт организации социального обслуживания;
  • организуют и координируют в установленном порядке проведение научных исследований в области социального обслуживания;
  • развивают международное сотрудничество в области социального обслуживания;
  • осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.

Местные исполнительные и распорядительные органы в области социального обслуживания в пределах своей компетенции:

  • разрабатывают, координируют и реализуют социальные программы и социальные проекты в области, районе (городе);
  • создают свои структурные подразделения, которые отвечают за организацию социального обслуживания в области, районе (городе), в том числе за предоставление социальных услуг на соответствующей территории;
  • могут создавать юридические лица системы социального обслуживания, осуществляют в установленном порядке их реорганизацию и ликвидацию;
  • организуют необходимую работу по обеспечению социального обслуживания, финансируют в установленном законодательством порядке юридические лица системы социального обслуживания и осуществляют контроль за предоставлением социальных услуг на соответствующей территории;
  • собирают и анализируют в установленном законодательством порядке информацию, необходимую для оказания социальных услуг, о гражданах и семьях, нуждающихся в социальном обслуживании;
  • принимают в порядке, установленном законодательством, соответствующие меры для получения необходимых сведений об уровне доходов и о составе имущества граждан, обращающихся по поводу предоставления социальных услуг;
  • организуют обучение и повышение квалификации социальных работников и других специалистов, занятых в системе социального обслуживания;
  • осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оказание социальных услуг может осуществляться на договорной и недоговорной основе. Местные исполнительные и распорядительные органы на конкурсной основе могут заключать с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими социальные услуги, договоры об условиях предоставления социальных услуг, финансирования оказания социальных услуг и контроля за их деятельностью. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие с местными исполнительными и распорядительными органами договоры об оказании социальных услуг, ежегодно отчитываются за использование средств, выделенных им местными исполнительными и распорядительными органами.

Основные права и обязанности лиц, оказывающих социальные услуги, характеризуются тем, что деятельность по социальному обслуживанию обеспечивают социальные работники, а также другие специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой ими работы, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг. К деятельности по социальному обслуживанию могут привлекаться социальные волонтеры, которые могут оказывать социальные услуги под руководством социального работника, если иное не установлено законодательством РФ. Квалификационные требования к социальным работникам и другим специалистам, занятым в системе социального обслуживания, порядок аттестации названных лиц определяются законодательством РФ. Лица, оказывающие социальные услуги, имеют право на создание условий, необходимых для оказания социальных услуг, в том числе на периодическое повышение квалификации в установленном порядке (для лиц, оказывающих социальные услуги, требующие специальных навыков и знаний).

Лица, оказывающие социальные услуги, обязаны:

  • добросовестно оказывать социальные услуги нуждающимся в них лицам;
  • руководствоваться в своей деятельности принципами социального обслуживания, уважать достоинство граждан, семей и их право на самореализацию;
  • не допускать негуманных и дискриминационных действий по отношению к гражданам и семьям, получающим социальные услуги;
  • предоставлять обслуживаемым лицам полную информацию о полагающихся им видах социальной помощи;
  • сохранять в тайне информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей, а также ту информацию, которая может быть использована против обслуживаемого лица;
  • заботиться о поддержании необходимого уровня своих знаний, требуемых для оказания социальных услуг.

Порядок и условия оказания социальных услуг установлены в соответствии с положениями федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания». Важное значение имеет Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»[15] .

При получении социальных услуг граждане должны иметь право на:

  • выбор учреждения и формы обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;
  • информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
  • уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
  • конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;
  • защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;
  • отказ от социальных услуг.

Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждения, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Социальные услуги предоставляют при условии добровольного согласия граждан на их получение, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Допускается анонимное обращение клиентов для получения услуг отдельных видов.

Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после получения необходимой информации в сфере социального обслуживания. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимают органы опеки и попечительства.

Помещение в специализированные стационарные учреждения безнадзорных, беспризорных и находящихся в социально опасном положении детей и подростков, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляют на основании:

  • личного обращения несовершеннолетнего;
  • заявления родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего 10 лет, кроме случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
  • направления органа управления социальной защитой населения или согласованного с этим органом ходатайства должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;
  • акта оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) других муниципальных и административно-территориальных образований о необходимости помещения несовершеннолетнего в подобное учреждение.

Важное значение для профилактики кризисных семей, имеющих детей в городе Москве, будет иметь Центр психолого-медико-социального сопровождения «Городская служба сопровождения и восстановления семьи». Целью деятельности данной службы является обеспечение высококачественными услугами по сопровождению семей, принявших детей в семью в городе Москве, а также кровных семей по восстановлению их правового и функционального статуса, лиц из числа детей, оставшихся без попечения — бывших подопечных, воспитанников замещающих семей.

В число её основных задач входит:

1. обеспечение единого порядка организации деятельности по сопровождению семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, а также деятельности по восстановлению правового и функционального статуса кровной семьи ребенка;

2. организация и осуществление экспертно-методической деятельности;

3. оказание кризисной и экстренной помощи семьям, принявшим ребенка (детей) на воспитание, кровным семьям, нуждающимся в сохранении и восстановлении юридического и функционального статус, проживающим в городе Москве;

4. защита нарушенных прав семей и детей в условиях замещающей семейной заботы, при сохранении и восстановлении юридического и функционального статуса;

5. осуществление мониторинга и оценки эффективности деятельности по сопровождению семей, принявших детей на семейные формы, и восстановлению биологической семьи в городе Москве;

6. учет сведений о семьях, нуждающихся в сопровождении;

В организационную структуру этой службы входит Сектор организационно — методической работы по восстановлению кровной семьи, в функции которого входят следующие видов деятельности:

  • обобщение и внедрение новых передовых видов и форм работы по восстановлению кровной семьи;
  • экспертиза программного обеспечения городской системы восстановлению кровной семьи;
  • методическое руководство деятельностью специалистов городских организаций, занятых в области восстановления кровной семьи;
  • осуществление руководства методическими объединениями специалистов;
  • организация и проведение стажировок специалистов в области восстановления кровной семьи;
  • разработка и реализация программ введения в должность специалистов организаций, занятых в области восстановления кровной семьи;
  • организация проведения мероприятий (семинаров, круглых столов, профессиональных занятий) по повышению профессионального уровня специалистов в области восстановления кровной семьи;
  • проведение экспертиз инновационной деятельности подведомственных учреждений Департамента семейной и молодежной политики в области помощи кровной семье;
  • оказание консультативных услуг специалистам.
Не менее важное значение для профилактики кризисных семей имеет и такое структурное подразделение этой службы, как Сектор по сохранению и восстановлению семьи, в функции которого входит:
  • диагностика социально-психолого-педагогической ситуации в семьях в ситуации лишения, ограничения и восстановления родительских прав;
  • социально-психологический патронаж членов семей, в ситуации лишения, ограничения и восстановления родительских прав родительских прав;
  • семейная терапия в ситуации угрозы лишения, ограничения;
  • социально-психологическое консультирование родителей и детей в ситуации лишения, ограничения и восстановления родительских прав;
  • юридическое консультирование по спорным вопросам лишения, ограничения и восстановления родительских прав;
  • работа с жалобами граждан;
  • защита нарушенных прав семей и детей в суде;
  • ведение сложных случаев сопровождения;
  • проведение комплексных экспертиз ресурсности семьи для сохранения и восстановления родительских прав;
  • психологическая реабилитация семьи в ситуации лишения, ограничения и восстановления родительских прав;
  • организация и проведение супервизий деятельности специалистов городских организаций по осуществлению помощи семьям в ситуации лишения, ограничения и восстановления родительских прав.

Важная роль в структуре данной Городской службы сопровождения и восстановления семьи отводится Сектору по организации мониторинга и общественным связям, в функции которого входит:

проведение городских мониторингов, разработка прогнозных показателей развития семейного жизнеустройства и подготовка аналитических отчетов по соблюдению прав ребенка в условиях семейного жизнеустройства, подготовка аналитического отчета, включая разделы: по соблюдению прав детей в замещающей семье; соблюдению прав семьи в ситуации лишения, ограничения и восстановления родительских прав; качеству услуг городских организаций, выполняющих полномочия органов опеки по сопровождению семей, принявших детей на воспитание и осуществляющих деятельность по восстановлению кровной семьи;

  • подготовка материалов и информационный обмен со СМИ;
  • проведение консультаций по разъяснению политики города Москвы в области сопровождения семей;
  • ведение информационного сайта;
  • выпуск информационных сборников;
  • подготовка и проведение PR-акций;
  • ведение городского сайта по сопровождению семей.

Финансовое обеспечение деятельности данного Учреждения осуществляется за счёт средств бюджета города Москвы и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, если такая деятельность разрешена учреждению законодательством Российской Федерации и города Москвы.

Следует отметить и те виды деятельности, которые выполняют специалисты этой службы, оказывая профильные социальные услуги кризисным семьям, имеющим детей в рамках социального стандарта. Так, например, специалисты по профессии «Педагогика и психология» со специализацией семейная психология, психология замещающей семьи, психология развития, кризисное семейное консультирование осуществляют экспертизу семейной ситуации в случае конфликта интересов членов семьи при установлении и отмене опёки над ребенком, а также ведении сложных случаев сопровождения (в случае, когда потребности семьи или ребенка выходят за рамки компетенции специалистов территориальных УО по сопровождению), психологическое консультирование, образовательные услуги для семей, услуги по кризисной и экстренной помощи: по технологии мобильных бригад, по технологии ТД, «Горячая линия».

Не менее важную деятельность по профилактике и сохранению устойчивости кризисной семьи с детьми осуществляют и социальные педагоги, которые проводят дополнительное расследование семейной ситуации в случае конфликта интересов при установлении и отмене опеки над ребенком, осуществляют консультирование семей по сложным случаям сопровождения, принимают участие в процессе ведения сложных случаев сопровождения замещающей семьи, участвуют в экспертизе конфликтного случая в семье.

Таким образом, можно отметить весьма значительную роль административных регламентов при оказании государственных социальных услуг по профилактике кризисных семей, имеющих детей, поскольку они выступают определяющими факторами, обусловливающими оптимальное качество предоставления социальных услуг. Эти регламенты необходимы как членам кризисных семей, обращающимся в соответствующие учреждения, так и социальным работникам этих учреждений, оказывающим данные услуги, поскольку регламенты нормативно устанавливают формы и методы оказания социальных услуг, а также необходимые условия, обеспечивающие реализацию этих услуг в соответствии с регламентированными критериями качества предоставления услуг.



ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. Ст. 6: «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе» // [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Официальный сайт компании «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/popular/budget/ (дата обращения: 20.07.2011).

[2] См.: Закон города Москвы от 28.01.2004 № 4 «О молодежи»; Постановление Правительства города Москвы от 25.05.2004 № 339-ПП «О городской целевой программе “Молодежь Москвы” (2004–2006 гг.)»; Постановление Правительства города Москвы от 29.11.2005 № 962-ПП «О дополнительных мерах по совершенствованию работы с молодежью и студентами в городе Москве»; «Комплексная программа дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребёнка на 2007 год»: Приложение к постановлению Правительства города Москвы от 21.11.2006 № 928-ПП; Постановление Правительства города Москвы от 29.08.2006 № 646-ПП «О ходе реализации городской целевой программы “Молодежь Москвы” (2004–2006 гг.) и о концепции городской целевой программы “Молодежь Москвы” (2007–2009 гг.)».

[3] См., например: Закон Республики Карелия «О государственных минимальных социальных стандартах, социальных и финансовых нормативах Республики Карелия». Принят Палатой Республики Карелия 23 марта 2000 г. №404-ЗРК [Электронный ресурс] // Карелия. Документы. URL: http://www.gov.karelia.ru/Karelia/629/t/629_3.html (дата обращения: 20.07.2011).

[4] «О защите прав пoтpeбитeлeй» : Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 23.11.2009, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс Официальный сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/popular/consumerism/ (дата обращения: 20.07.2011).

[5] См.: Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р (в ред. распоряжений Правительства РФ от 12.03.2008 № 301-р, от 28.02.2009 № 251-р, от 16.07.2009 № 997-р) [Электронный ресурс] // Управление молодежной политики Департамента спорта, туризма и молодежной политики Смоленской области. URL: http://www.molodezh67.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=177&Itemid=18 (дата обращения: 20.07.2011).

[6] См.: Федеральный закон «О стандартизации» от 27.12.1995. № 211-ФЗ. (в ред. Федеральных законов от 27.12.1995 № 211-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 10.07.2002 № 87-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ) [Электронный ресурс] // Общество защиты прав потребителей, г. Уфа. URL: http://uozp.akcentplus.ru/zakon%20o%20standartizacii.htm (дата обращения: 20.07.2011).

[7] Положение о Департаменте семейной и молодежной политики города Москвы. Утверждено Постановлением Правительства Москвы от 05.12.2006 № 929-ПП [Электронный ресурс] // Альянс Медиа. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_163886.html (дата обращения: 20.07.2011).

[8] Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) (в ред. постановлений Правительства РФ от 29.11.2007 № 813 от 04.05.2008 № 331). Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2007 № 813 от 04.05.2008 № 331) [Электронный ресурс] // МногоЗаконов.ру URL: http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/2005/11/11/43772/ (дата обращения: 20.07.2011).

[9] Персональные данные о гражданах, включенные в состав информационных ресурсов города Москвы как субъекта Российской Федерации, носят конфиденциальный характер. См.: Выписка из реестра-банка данных в соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 № 24-ФЗ (с изменениями от 10.01.2003 г.).

[10] Приказ Департамента образования г. Москвы от 07.02.2006 № 51 «Об организации ведения в государственных образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении» (вместе с «Инструкцией об организации и порядке ведения в государственных образовательных учреждениях учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении») [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://moscow.consultant.ru/prof/doc70499.html (дата обращения: 20.07.2011).

[11] Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 (с изменениями от 10.01.2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации 1995. № 8. Ст. 609; Российская газета. 1995. 22 февраля; [Электронный ресурс] // НТЦ «Система». URL: http://www1.systema.ru/inc/bkard.php?Id=24311 (дата обращения: 20.07.2011).

[12] Приказ Департамента образования г. Москвы от 07.02.2006 N 51 «Об организации ведения в государственных образовательных учреждениях департамента образования города Москвы учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении» [Электронный ресурс] // Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. URL: http://www.mma.ru/articles/65379/ (дата обращения: 20.07.2011).

[13] «Рекомендации по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации» от 6 июля 2007 г. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/3910/ (дата обращения: 20.07.2011).

[14] Там же.

[15] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовой портал. Документы системы Гарант. URL: http://base.garant.ru/180687/ (дата обращения: 20.07.2011).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. Ст. 6: «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе» // [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Официальный сайт компании «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/popular/budget/ [архивировано WebCite] (дата обращения: 20.07.2011).

Закон города Москвы от 28.01.2004 № 4 «О молодежи».

Постановление Правительства города Москвы от 25.05.2004 № 339-ПП «О городской целевой программе “Молодежь Москвы” (2004–2006 гг.)».

Постановление Правительства города Москвы от 29.11.2005 № 962-ПП «О дополнительных мерах по совершенствованию работы с молодежью и студентами в городе Москве».

«Комплексная программа дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребёнка на 2007 год»: Приложение к постановлению Правительства города Москвы от 21.11.2006 № 928-ПП.

Постановление Правительства города Москвы от 29.08.2006 № 646-ПП «О ходе реализации городской целевой программы “Молодежь Москвы” (2004–2006 гг.) и о концепции городской целевой программы “Молодежь Москвы” (2007–2009 гг.)».

Закон Республики Карелия «О государственных минимальных социальных стандартах, социальных и финансовых нормативах Республики Карелия». Принят Палатой Республики Карелия 23 марта 2000 г. №404-ЗРК [Электронный ресурс] // Карелия. Документы. URL: http://www.gov.karelia.ru/Karelia/629/t/629_3.html [архивировано WebCite] (дата обращения: 20.07.2011).

«О защите прав пoтpeбитeлeй» : Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 23.11.2009, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс Официальный сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/popular/consumerism/ [архивировано WebCite] (дата обращения: 20.07.2011).

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р (в ред. распоряжений Правительства РФ от 12.03.2008 № 301-р, от 28.02.2009 № 251-р, от 16.07.2009 № 997-р) [Электронный ресурс] // Управление молодежной политики Департамента спорта, туризма и молодежной политики Смоленской области. URL: http://www.molodezh67.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=177&Itemid=18 (дата обращения: 20.07.2011).

Федеральный закон «О стандартизации» от 27.12.1995. № 211-ФЗ. (в ред. Федеральных законов от 27.12.1995 № 211-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 10.07.2002 № 87-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ) [Электронный ресурс] // Общество защиты прав потребителей, г. Уфа. URL: http://uozp.akcentplus.ru/zakon%20o%20standartizacii.htm [архивировано WebCite] (дата обращения: 20.07.2011).

Положение о Департаменте семейной и молодежной политики города Москвы. Утверждено Постановлением Правительства Москвы от 05.12.2006 № 929-ПП [Электронный ресурс] // Альянс Медиа. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_163886.html [архивировано WebCite] (дата обращения: 20.07.2011)

Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) (в ред. постановлений Правительства РФ от 29.11.2007 № 813 от 04.05.2008 № 331). Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2007 № 813 от 04.05.2008 № 331) [Электронный ресурс] // МногоЗаконов.ру. URL: http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/2005/11/11/43772/ [архивировано WebCite] (дата обращения: 20.07.2011).

Выписка из реестра-банка данных в соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 № 24-ФЗ (с изменениями от 10.01.2003 г.).

Приказ Департамента образования г. Москвы от 07.02.2006 № 51 «Об организации ведения в государственных образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении» (вместе с «Инструкцией об организации и порядке ведения в государственных образовательных учреждениях учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении») [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://moscow.consultant.ru/prof/doc70499.html [архивировано Archive.Today] (дата обращения: 20.07.2011).

Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 (с изменениями от 10.01.2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации 1995. № 8. Ст. 609; Российская газета. 1995. 22 февраля; [Электронный ресурс] // НТЦ «Система». URL: http://www1.systema.ru/inc/bkard.php?Id=24311 [архивировано WebCite] (дата обращения: 20.07.2011).

Приказ Департамента образования г. Москвы от 07.02.2006 N 51 «Об организации ведения в государственных образовательных учреждениях департамента образования города Москвы учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении» [Электронный ресурс] // Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. URL: http://www.mma.ru/articles/65379/ [архивировано WebCite] (дата обращения: 20.07.2011).

«Рекомендации по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации» от 6 июля 2007 г. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/3910/ [архивировано WebCite] (дата обращения: 20.07.2011).

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовой портал. Документы системы Гарант. URL: http://base.garant.ru/180687/ [архивировано WebCite] (дата обращения: 20.07.2011).


Гусева Людмила Ивановна — руководитель Департамента семейной и молодёжной политики города Москвы. Тел.: +7 (495) 680-64-79.

Guseva Liudmila Ivanovna, Chief of the Family and Youth Policy Department of Moscow city.

E-mail: dsmp@mos.ru

Дата поступления: 26.06.2011.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»