Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №3 2011

Мошняга В. П. Гуманитарная деятельность международных организаций в современном мире

Статья зарегистрирована ФГУП НТЦ «Информрегистр»: № 0421100131/0024.


УДК 94(100)

Moshniaga V. P. Humanitarian Activity of International Organizations in the Modern World

Аннотация ◊ Рассматривается деятельность международных межправительственных организаций по развитию дружеских отношений между народами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения, сотрудничества в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах при соблюдении прав человека и основных свобод для всех людей мира. Раскрывается деятельность Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО в сфере образования, культуры, науки, коммуникации и информатизации.

Ключевые слова: международные межправительственные организации, ООН, ЮНЕСКО, дружеские отношения между народами, принцип равноправия и самоопределения, сотрудничество в экономической сфере, сотрудничество в социальной сфере, сотрудничество в культурной сфере, сотрудничество в гуманитарной сфере, права человека, устав ООН, устав ЮНЕСКО.

Abstract ◊ The author analyzes various activities of international and intergovernmental organizations related to the development of friendly relations among nations based on equal rights principle, as well as economical, socio-cultural, humanitarian cooperation in terms of human rights. In particular, the author reviews UN and UNESCO activities in such fields as education, science, culture, communication and informatization.

Keywords: international intergovernmental organizations, UN, UNESCO, friendly relations among nations, equal rights principle, economical cooperation, socio-cultural cooperation, humanitarian cooperation, human rights, the UN Charter, the UNESCO Charter.


Наряду с вопросами международной безопасности, прекращения гонки вооружений в деятельности международных межправительственных организаций, прежде всего ООН и ЮНЕСКО, важное место занимают проблемы развития дружеских отношений между народами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения, сотрудничества в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах при соблюдении прав человека и основных свобод для всех людей мира.

Многие гуманитарные вопросы, прежде всего проблемы образования, культуры и науки, коммуникаций и информации являются сферой деятельности Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), которая была учреждена в Лондоне на Конференции министров образования 44 стран в ноябре 1945 г. День ратификации и вступления в силу Устава ЮНЕСКО — 4 ноября 1946 г. — стал датой её основания[1]. Согласно Уставу, ЮНЕСКО — международная межправительственная организация, членами которой могут стать только суверенные государства. Эта Организация — одна из самых крупных специализированных учреждений системы ООН. В 2009 г. 193 государства являлись членами ЮНЕСКО и 7 государств — ассоциированными членами. С 1991 г. в состав ЮНЕСКО входит Россия в качестве правопреемника СССР[2].

Приоритетная цель ЮНЕСКО состоит в осуществлении международного сотрудничества на основе принципов Устава ООН и своего Устава. Но если для ООН международное сотрудничество относится к сфере безопасности, то ЮНЕСКО — к области образования, науки, культуры, информации и коммуникаций. В этой сфере деятельности она способствует утверждению прав человека и мира в международных отношениях.

В центре многогранной деятельности ЮНЕСКО находятся вопросы свободы личности и свободы народов вне зависимости от политических, идеологических, этнических и религиозных различий. На это направлена вся её гуманитарная и образовательная деятельность, которая в концентрированном виде выражает основные положения Устава ЮНЕСКО — укоренять идеи мира в сознании людей. С учётом изменяющихся обстоятельств ЮНЕСКО вырабатывает новые формы участия в реализации этой идеи, наполняя её концепцией «культуры мира и демократии».

Главный принцип ЮНЕСКО — «мыслить глобально, действовать локально». Миссия ЮНЕСКО в совремённом мире сводится к 5 основным функциям: 1) предвидение развития науки, культуры, средств коммуникаций; 2) продвижение, передача и совместное использование основных, в первую очередь, исследовательских, методов в обучении и образовании; 3) нормативная деятельность, выработка, пересмотр, применение «международных законов»; 4) экспертная помощь государствам-членам в политике и проектах; 5) обмен специализированной информацией.

Основные руководящие органы ЮНЕСКО — это Генеральная конференция, Исполнительный Совет во главе с Генеральным директором и Секретариат, штаб-квартира которого находится в Париже. Генеральная конференция является высшим и наиболее представительным органом ЮНЕСКО. Она включает полномочные делегации всех государств-членов, где каждое из них имеет один голос. Генеральная конференция собирается на очередные сессии раз в два года. Она определяет политику и общие направления деятельности ЮНЕСКО, утверждает двухгодичную программу работы и бюджет, среднесрочные (шестилетние) планы, принимает международно-правовые акты (декларации) конвенции, межправительственные рекомендации, организует наиболее важные конференции по различным проблемам образования, науки и культуры, рассматривает и утверждает международные проекты и рекомендации, входящие в компетенцию Организации. На конференциях утверждаются программы Десятилетий. В период сессий Генеральная конференция по существу превращается в крупнейший международный форум, имеющий реальную возможность административного и финансового влияния на решение проблем и многостороннего научного и культурного сотрудничества стран мира.

Принципиальной особенностью Генеральной конференции в последнее время является то, что её решения принимаются с учётом баланса интересов всех стран на основе консенсуса. Это способствует децентрализации политики ЮНЕСКО, созданию условий и возможностей для укрепления региональных механизмов сотрудничества с тем, чтобы при её финансовой и технической поддержке полнее отражать интересы стран и регионов. Для реализации указанных целей и задач той или иной страны функционируют специализированные учреждения (центры), региональные бюро и другие структуры ЮНЕСКО.

В своей деятельности ЮНЕСКО сотрудничает с 588 неправительственными организациями и 4800 центрами ассоциаций и клубов, осуществляя Программы совместной деятельности. В ЮНЕСКО 2200 штатных и внештатных сотрудников. Её бюджет составляет ежегодно $455 млн. Бюджет ЮНЕСКО, кроме взносов государств-членов, включает и дополнительные источники финансирования от Программы Развития ООН, Фонда народонаселения, региональных фондов развития[3].

Важнейшим направлением политики ЮНЕСКО является нормотворческая деятельность, которая осуществляется с учётом разницы культур и традиций государств-членов на договорной основе. Представители государств договариваются следовать общим правилам и на основе консенсуса принимать международные акты — Конвенции, Декларации и Рекомендации ЮНЕСКО. Эта деятельность выражается как в разработке, пересмотре и принятии текстов указанных документов, так и в наблюдении за их выполнением и нередко в помощи государствам по их внедрению.

Много времени ЮНЕСКО уделяет вопросам соблюдения прав человека в области образования, науки, культуры и информации. Она осуществляет большую издательскую деятельность, издает Всемирные доклады о состоянии образования, науки, культуры и коммуникаций, публикуемые раз в два года; Статистический ежегодник — справочное издание, позволяющее получить данные о деятельности ЮНЕСКО во всех странах и регионах мира.

Анализируя итоги деятельности ЮНЕСКО за более чем шестидесятилетний период, её эволюцию и политическое лицо, необходимо учитывать общую обстановку на международной арене и основные тенденции развития международных отношений в разные годы. В ст. I Устава ЮНЕСКО, не претерпевшей серьезных изменений за время её существования, Организация ставит своей задачей содействовать укреплению мира и международной безопасности путём расширения сотрудничества народов в области образования, науки, культуры и коммуникаций в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, соблюдения прав человека и основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола, языка и религии.

Учрежденная в результате победы прогрессивных демократических сил над фашизмом и милитаризмом, ЮНЕСКО активно участвует в создании системы всестороннего международного сотрудничества для устранения угрозы международному миру и безопасности народов. «Мысли о войне, — записано в первых строках Устава ЮНЕСКО, — возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира»[4]. Так, XI сессия Генеральной конференции (1960 г.) в резолюции «Мирные и добрососедские отношения между государствами» призвала государства-члены руководствоваться в своих отношениях друг с другом принципами мира и сотрудничества, воздерживаться от пропаганды войны в любой форме и принимать меры для воспитания молодежи в духе международного взаимопонимания[5].

Такие задачи международного сотрудничества и, прежде всего, утверждение идеалов мира, образования и культуры на основе духовной и моральной солидарности человечества ЮНЕСКО не могла бы решать, если бы она не стала универсальной Организацией по составу своих участников, принципу и характеру своей деятельности. Поэтому Устав ЮНЕСКО зафиксировал принцип суверенного равенства всех стран и невмешательства Организации в их внутренние дела, заботясь о том, «чтобы обеспечить государствам-членам настоящей организации независимость, неприкосновенность и сохранение своеобразия их культуры и систем образования»[6]. Добиться таких целей можно только при условии участия людей в социальном развитии и соблюдении прав человека, толерантности, отказа от насилия и установления демократических порядков. Важную роль в этом процессе призвано сыграть образование, получаемое людьми, начиная с раннего детства и в течение всей жизни, а также оказание поддержки организациям граждан, обеспечение плюрализма и независимости средств массовой информации и коммуникаций.

Политика и деятельность ЮНЕСКО осуществляются в русле общецивилизационных процессов, развития общественной мысли и научно-технологического прогресса в мировом сообществе, которые определяются основными проблемами современности: мир, развитие, защита окружающей среды и права человека во всех сферах жизнедеятельности.

Центральное место в деятельности ЮНЕСКО занимает образование, дающее людям наиболее широкие возможности приобщиться к ценностям, установкам, знаниям, которые лежат в основе уважения прав человека и демократических свобод, отказа от насилия и утверждения духа терпимости, понимания и взаимного уважения между людьми, группами людей, нациями, государствами и цивилизациями.

Политика ЮНЕСКО в области образования и науки исходит из основных принципов Всеобщей декларации прав человека, согласно которым каждый человек имеет право на образование. При этом начальное и общее образование должно быть обязательным и бесплатным, а профессионально-техническое и высшее — должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Целью же образования должно быть развитие человеческой личности на основе уважения прав человека и основных свобод. Именно правовые гарантии в области образования способны содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должны содействовать деятельности ООН по поддержанию мира (ст. 26 Устава ЮНЕСКО).

Важную роль в решении проблем образования играют следующие структуры ЮНЕСКО: Международное бюро просвещения (место и дата создания — Женева, 1952 г.), которое с 1969 г. действует в рамках ЮНЕСКО в области компаративного образования, документации и информации по образованию; Институт ЮНЕСКО по образованию (Гамбург, 1951 г.), основная деятельность которого — образование взрослых и непрерывное образование; Международный институт планирования образования ЮНЕСКО (Париж, 1962 г.) — содействие обучению и исследованиям по планированию образования в области экономического и социального развития; Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (Москва, 1997 г.)[7].

ЮНЕСКО приняла целый ряд конвенций, деклараций и рекомендаций, которые призваны способствовать обеспечению каждому человеку права на образование. Среди этих документов наибольшую известность и влияние приобрела Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.)[8], которая направлена на осуществление статей 2 и 26 Всеобщей декларации прав человека и запрещает все виды дискриминации в области образования с учётом тех мер, которые будут приняты для реализации Конвенции при равных возможностях государств-участников.

В соответствии со ст. 3 Конвенции государства-участники приняли обязательства проводить политику в области образования на основе устранения и предотвращения его дискриминации. В связи с тем, что государства встретились с трудностями при ратификации Конвенции, особенно в связи с многообразием их систем образования, XVIII сессии Генеральной конференции (1975 г.) приняла программу, предусматривающую международное сотрудничество по усилению борьбы с дискриминацией в области образования, плановый подход к ее осуществлению с учетом национальных систем[9].

Конвенция призывает государства разрабатывать и проводить в жизнь общегосударственную политику, опирающуюся на соответствующие национальные обычаи, а методы её осуществления должны учитывать равенство возможностей. Эта идея нашла подтверждение в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), где содержатся конкретные статьи о необходимости обеспечить начальное образование, расширять бесплатное среднее и высшее образование, постоянно улучшать материальные условия преподавательского персонала.

На протяжении всей своей деятельности ЮНЕСКО придерживалась трех принципов в своей политике в области образования: ликвидация неграмотности, демократизация образования и образование для будущего. Одной из наиболее приоритетных областей деятельности была ликвидация неграмотности, которая сводилась к развитию и обновлению начального образования в сочетании с распространением грамотности среди взрослых с тем, чтобы увязать это с системой формального образования.

Одновременно ЮНЕСКО стремилась развивать образовательные структуры в наиболее бедных районах, мобилизовав для этого все доступные ресурсы.

Второе направление стратегии ЮНЕСКО состояло в том, чтобы все мероприятия и программы в области образования осуществлялись на принципах равенства и справедливости. Главнейший из этих принципов — борьба с дискриминацией в сфере образования и содействие мерам, позволяющим социальным группам, находящимся в наиболее неблагоприятных условиях, осуществлять их право на образование.

Политика ЮНЕСКО в области образования осуществляется на принципах международно-правовых актов ООН. Кроме отмеченной выше Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования к ним можно отнести региональные конвенции о признании документов об окончании средних учебных заведений, дипломов о высшем образовании и учёных степеней, рекомендации о статусе учителей, Декларацию о расе и расовых предрассудках. В этих документах сформулированы цели и задачи развития образования в мире.

ЮНЕСКО считает, что функции образования состоят в развитии человеческого потенциала, содействии передаче и совместному освоению знаний с тем, чтобы улучшить качество жизни в эпоху, когда ключевыми ресурсами являются интеллект, творческие возможности и способность к адаптации знаний в условиях развития.

С учетом того, что образование и обучение представляют собой единый процесс, ЮНЕСКО особое внимание уделяет тем, кто осуществляет обучение и защиту их прав. В 1966 г. Межправительственная конференция с участием Международной Организацией Труда (МОТ) приняла Рекомендации о положении учителей, в которых подчеркивалось, что учитель является главной фигурой в осуществлении прав человека в области образования и признавалась его важная роль в развитии человеческой личности. Рекомендации ориентировали государства-члены на необходимость создания национальной системы подготовки учительской профессии, занятости учителей, их прав и обязанностей, а также разработки условий и программ, способствующих эффективности обучения и воспитания.

В контексте реализации прав человека в сфере образования ЮНЕСКО значительное внимание уделяет профессионально-техническому образованию. Так, учитывая, что МОТ в послевоенный период приняла три Рекомендации о профессиональной подготовке (в 1949, 1956 и 1962 гг.) и, стремясь к тесному сотрудничеству с МОТ, ЮНЕСКО утвердила в 1974 г. пересмотренную Рекомендацию о техническом и профессиональном образовании. Она выполняла важную роль в налаживании международного сотрудничества в сфере профессионально-технического образования и подготовила почву для принятия в ноябре 1989 г. Конвенции о техническом и профессиональном образовании, которая для стран, ратифицировавших её, имеет обязательную юридическую силу.

В этой Конвенции сказано, что «договаривающиеся Государства соглашаются вырабатывать политику, определять стратегию и осуществлять в соответствии со своими потребностями и ресурсами программы и учебные планы технического и профессионального образования, предназначенные для молодежи и взрослых, в рамках своих соответствующих систем образования с тем, чтобы содействовать приобретению ими знаний и «ноу-хау», необходимых для экономического и социального развития, а также индивидуального и культурного самовыражения личности в обществе»[10].

В Конвенции и Рекомендации подчеркивается, что в связи с научным и техническим развитием, которое характеризует нашу эпоху, техническое и профессиональное образование должно быть важнейшим аспектом процесса образования. В частности, должно: содействовать более широкой демократизации и достижению социального, культурного и экономического прогресса, развивая вместе с тем потенциальные возможности отдельных лиц для активного участия в установлении и осуществлении этих целей.

В 1993 г. был представлен Доклад о выполнении этих актов, содержащий Руководящие принципы и правовые положения, которые призваны содействовать реорганизации этого вида образования и его адаптации к современным условиям в контексте непрерывного образования.

Серьезным препятствием для развития общества являются неграмотность населения, его значительная численность и, как следствие, усиление социальной дезинтеграции. Преодоление этого тормоза на пути прогресса должно осуществляться, в частности, через образование.

Свою миссию в образовании ЮНЕСКО осуществляет через участие в коммуникационных возможностях общества, главной из которых является распространение информации о взаимопонимании и толерантности, демократическом участии в осознании и защите прав человека.

В подходе к оценкам образования, его ценностям и процессам развития ЮНЕСКО выработала свои критерии, в основу которых положены национальные интересы государств-членов. В отличие от традиционного подхода, согласно которому образование рассматривается в основном как обучение в школе и вузе, классификация, принятая ЮНЕСКО и действующая со времени создания Организации, носит расширительный характер и понимается как весь процесс формирования человеческой личности от рождения человека до конца его жизни.

Основные цели такого образования выражены в Докладе «Учиться быть», подготовленном Международной комиссией по развитию образования и опубликованном в 1972 г. Эти цели сводятся к тому, что образование может быть только всеобщим и непрерывным. «Мы должны отныне не прилежно добиваться овладения знаниями раз и навсегда, а учиться тому, как наращивать постоянно развивающийся объём знаний на протяжении всей жизни — учиться быть»[11].

Социальное, экономическое и социокультурное развитие современного общества свидетельствует о том, что демократизация образования во всём мире всё больше сближает народы; рушатся барьеры, препятствующие использованию в целях образования достижения человечества в науке и культуре. Этот процесс усиливается с развитием средств массовой информации и коммуникаций. Хотя различия в формах участия населения разных стран в традиционной системе образования стираются, однако образование, так необходимое для сохранения культурных особенностей каждого народа и для взаимопонимания между народами, сталкивается с препятствиями экономической и социальной среды в осуществлении государственной политики в этой области.

В целях дальнейшего развития всех видов и ступеней образования в ЮНЕСКО была разработана Концепция образования, в которой абсолютный приоритет придаётся всеобщей ликвидации неграмотности, а также обновлению и расширению системы начального образования. В развитии этого типа образования важную роль сыграли результаты тех успехов, которые были достигнуты в ходе проведения Международного года грамотности (ММГ) и Всемирной конференции по образованию для всех, которая проходила в Джомтьене (Таиланд) в 1990 г. с участием делегаций 155 стран мира.

Конференция выступила с исключительной значимости предложением обеспечения базового образования для всех уже в 2000 г. Была также принята Программа действий по выполнению решений этой конференции, разработанная вместе с Всемирным банком, организацией при ООН «Программа развития Организации Объединённых Наций» (ПРООН), Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и направленная на выполнение и развитие новаторских подходов в сфере базового образования, на распространение и содействие взаимному обучению.

Многие страны пересмотрели свои национальные программы по образованию, положив в их основу решения Конференции. Были выработаны новые стратегии, направленные на развитие базового образования, включающие знания, профессиональные навыки, представления и ценности, которые рассматриваются как основные условия выживания и факторы, определяющие качество жизни, а также способствующие развитию людских ресурсов[12].

В политике и деятельности в области образования ЮНЕСКО стремится тесно увязывать повседневную работу с перспективами. Так, в 1992г. была учреждена Международная комиссия по образованию для XXI века в составе 15 авторитетных учёных и специалистов в области образования из разных стран во главе с бывшим председателем Европейской комиссии Жаком Делором.

Уже на первой сессии этой Комиссии в марте 1993 г. и особенно в Докладе «Образование: сокрытое сокровище» (1995 г.) были подчеркнуты 4 базовых принципа образования: учиться жить, учиться познавать, учиться делать и учиться сосуществовать. Необходимость реализации этих принципов продиктована тем, что в XXI веке для «устойчивого развития необходимо будет преодолевать противоречия между глобальным и локальным, всеобщим и индивидуальным, традиционным и современностью, перспективными и ближайшими задачами, конкуренцией и равенством возможностей, неограниченным расширением знаний и ограниченными возможностями человека усваивать их, противоречия между духовным и материальным»[13].

Кроме того, Программа «Образование для XXI века» исходит из положения, что человечество должно фундаментально переосмыслить роль образования во всем мире. В глобальной ситуации на рубеже XX–XXI веков в условиях, когда все большее количество стран сталкивается с кризисами и другими вызовами, особенно в проблемах развития в их гуманистических и социальных аспектах, что нашло своё отражение, прежде всего, в проведённой Всемирной Встрече в интересах социального развития 1995 г., а также других международных конференциях, ЮНЕСКО ставит своей задачей оказание помощи и поддержки государствам-членам в построении системы образования, способной удовлетворить потребности современного мирового развития.

В указанных документах предложено определить, как образование могло бы влиять на достижение более тесной гармонии между людьми, как оно влияет на взаимосвязи в человеческом общежитии. Речь идёт о том, чтобы научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях, образе мышления с тем, чтобы осознать растущую взаимосвязь между людьми, что приводит к совместному анализу рисков и вызовов, ожидающих человечество в будущем. Здесь выделятся два аспекта рассматриваемой проблемы: сам человек, его измерение и качество жизни. Направляющими факторами в этой перспективе должны быть экономика и государство как единые формирования в их связи с образованием. Следует выделить также новые структуры в организации и распределении труда, демографические изменения в обществе и проблемы развития науки и техники, включая средства коммуникаций.

В своей деятельности в области образования ЮНЕСКО ставит задачу логически обосновать все его ступени в системе развития общества, исходя из принципа непрерывности образования и его соответствия требованиям современности. Особую роль в этом контексте призвано играть высшее образование в современном обществе. Расширение и демократизация доступа к высшему образованию вписываются в перспективу непрерывности образования для всех, в практической реализации которого высшая школа призвана сыграть решающую роль.

Сложившееся неравенство доступа к образованию в этом секторе становится особенно заметным, если рассматривать его по такому показателю, как численность студентов на 100 тыс. жителей. Он в четыре раза ниже в развивающихся странах по сравнению с промышленно развитыми[14]. И этот разрыв в получении высшего образования продолжает увеличиваться, а возможности государственного субсидирования сокращаются.

Вместе с тем мир становится свидетелем беспрецедентного по своим масштабам развития высшего образования и растущего осознания его жизненно важной роли в экономическом и социальном развитии. С точки зрения тех ожиданий, которые общество связывает с высшим образованием, прослеживается его решающее значение и ответственность за судьбу образования в целом. Не менее важным вопросом является участие высшей школы в поиске решений насущных проблем человечества, таких как народонаселение, окружающая среда, мир и международное взаимопонимание, демократия и права человека.

Учитывая столь важную роль высшего образования в современном мире, ЮНЕСКО развернула в последнее десятилетие широкую дискуссию по его проблемам и по всем его параметрам. Чтобы придать стройность анализу и дискуссиям, ЮНЕСКО предложила разбить проблемы образования на четыре крупные темы: соответствие высшего образования требованиям современности; его качество; управление и финансирование; пути сотрудничества в этой области, чтобы разработать «Повестку дня на XXI век» с последующим обсуждением на Всемирной конференции по высшему образованию.

Всемирная конференция по высшему образованию состоялась в октябре 1998 г. в Париже. Она прошла по теме: «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры»[15]. В её материалах подчеркивается основополагающая миссия высшего образования — служить человеку и обществу. Своими научно-исследовательскими и теоретическими работами, программами в области образования и профессиональной подготовки, деятельностью в области сотрудничества и партнерскими связями с различными секторами общества «высшее образование признано решительно способствовать поиску и определению новых путей к лучшему будущему для общества и человека, направлять и формировать это будущее»[16].

Всемирная конференция по высшему образованию подвела итоги усилиям многих стран и всего сообщества в этой сфере и признала, что высшее образование призвано решительно способствовать поиску и определению новых путей к лучшему будущему для общества и человека, направлять и формировать это будущее. Развитие потенциала «исследования будущего» и его прогнозирования заслуживает поэтому самого пристального внимания высшего образования.

Конференция отметила также, что традиционная миссия сохранения, развития и распространения знаний путём научных исследований и интеллектуального творчества, обучения и распространения знаний в различной форме имеет основополагающее значение. Она касается точных и естественных наук, технических, гуманитарных и социальных наук и предусматривает учёт потребностей общества и его экономического, социального и культурного развития.

Политика ЮНЕСКО в области образования на рубеже веков и в первом десятилетии XXI столетия была сосредоточена на решении как традиционных проблем образования, так и новых, связанных с задачами постиндустриального, устойчивого развития в условиях глобализации. Ключевым направлением в этой сфере в соответствии с политикой ЮНЕСКО стала программа «Образование для всех» (ОДВ), которая должна стать неотъемлемым элементом «Целей развития тысячелетия», которая была определена в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Декларации Тысячелетия ООН от 8 сентября 2000 г.[17]

В области образования для устойчивого развития политика ЮНЕСКО была направлена на улучшение профессионально-технического, высшего образования, образования в области прав человека, гражданского воспитания, совершенствование системы образования в контексте конфликтных и постконфликтных ситуаций, профилактика ВИЧ и СПИД через образование[18].

Для реализации указанных задач разработаны новые программы и проведены многие научно-практические конференции, «круглые столы», обмен опытом работы как в ходе дискуссий на указанных форумах, так и при посещении и изучении накопленного опыта в вузах и школах России и других стран. Так, была сформулирована программа «Инклюзивного образования», которая включала право человека на получение образования, предоставление качественного образования для детей с ограниченными возможностями. Подтверждением этого стало проведение в Москве в 2006 г. международного семинара о «Внедрении современных психолого-педагогических технологий в работу интегративных образовательных учреждений»[19].

В контексте устойчивого развития исключительно большое значение имеет качественное образование в профессионально-технических средних учебных заведениях и в системе высшего образования. Так, профессионально-техническое образование понимается как средство для достижения «Целей развития Тысячелетия» (ЦРТ), соединение профессионально-технического образования с трудом, реальным сектором экономики и производства[20].

Как было отмечено выше, Всемирная конференция по высшему образованию 1998 г., Болонская декларация 1999 г. указали на стратегическую миссию высшего образования в условиях экономики знаний. В духе решений указанных форумов политика ЮНЕСКО в области высшего образования в современных условиях, в которых общество всё более основывается на знаниях, высшее образование и наука всё больше выступают в качестве составляющих элементов культурного, социально-экономического и экологически безопасного устойчивого развития современного общества.

Для повышения эффективности высшего образования в рамках Болонского процесса в РФ было проведено научное исследование «Актуальные вопросы международной гармонизации образовательных систем». Основное внимание уделено оптимизации учебного процесса в вузах путём перехода на систему зачётных единиц как средства измерения интенсивности учебного процесса и его эффективности при обучении студентов с учётом требований инновационного развития[21].

Таким образом, мы видим чёткую и последовательную политику ЮНЕСКО в области образования, которая направлена на ликвидацию неграмотности, развитие базового образования как основы концепции непрерывного образования, образования для всех, профессионально-технического образования, с учётом достижений современной науки и информационных технологий, широкой диверсификации образования, особенно высшего, гуманитаризации и глобализации образования в интересах устойчивого развития.

В политике ЮНЕСКО большое место занимают вопросы соблюдения и защиты прав человека в области культуры. Участие человека в культурной жизни вытекает из процесса его жизнедеятельности и общественного развития, поскольку сама культура представлена в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и учреждений, духовных ценностях, совокупности отношений людей к природе, между собой и к самому себе.

В понятие культуры включается также своеобразие исторических форм жизни людей, их самобытность, особенности национальных и этнических общностей, согласующих свои действия и поступки в традициях и нормах, как способа социального и культурного наследия. В этом смысле культура носит универсальный характер, поскольку она унаследует всеобщие, особенные и индивидуальные качественные характеристики социальной жизни и транслирует их из поколения в поколение.

Во Всеобщей декларации прав человека (ст. 27) провозглашено право свободно участвовать в культурной жизни общества, заниматься творческой деятельностью, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. При этом каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Основная деятельность ЮНЕСКО направлена на обеспечение этих прав в соответствии со своим Уставом, который предусматривает, наряду с невмешательством во внутренние дела государств, «неприкосновенность и плодотворное многообразие их культур» (п. 3, ст. 1). Согласно Всеобщей декларации прав человека идеал свободной личности может быть осуществлён лишь тогда, когда будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться как своими экономическими, социальными и культурными правами, так и своими гражданскими и политическими правами. Это утверждается в преамбуле Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[22].

ЮНЕСКО в развитие этих идей и положений разработала и ввела в действие нормативные акты в сфере культурной деятельности. В 1966 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов международного культурного сотрудничества, в которой подчеркивается, что развитие собственной культуры — право и долг каждого народа и что это право является одной из целей международного культурного сотрудничества, которое сводится к обеспечению «каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни»[23].

Важным документом ЮНЕСКО в области культуры, принятым её Генеральной конференцией, является Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), в которой впервые в истории было заявлено, что человечество владеет общим наследием и, следовательно, должно совместно обеспечить его сохранение. Основные параметры Конвенции и новаторское её значение состоят в том, что она сводит воедино охрану культурного и природного наследия и обеспечивает постоянную юридическую, административную и финансовую основу для международного сотрудничества в этой области. Она также вводит особое понятие — «всемирное наследие», значение которого выходит за рамки политических и административных границ.

В соответствии с Конвенцией под Всемирным культурным и природным наследием понимается дело рук человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии и антропологии.

Согласно Конвенции государства-члены выявляют, сохраняют и популяризируют для передачи будущим поколениям культурное и природное наследие, а также проводят общую политику, направленную на придание культурному наследию определённых функций в общественной жизни. При этом каждое государство обязуется не принимать каких-либо действий, которые могли бы причинять прямо или косвенно ущерб культурному и природному наследию[24].

С целью реализации указанной Конвенции при ЮНЕСКО учрежден Комитет всемирного наследия и составлен Список объектов всемирного наследия, в который включено 690 уникальных памятников природы и культуры в 122 странах. Кроме того определён красный список в количестве 30 из 690 объектов, находящихся под угрозой[25].

В настоящее время около 170 государств присоединились к Конвенции ЮНЕСКО по сохранению культурного и природного наследия[26]. ЮНЕСКО проводит большую работу по оказанию содействия ряду государств для завершения идентификации всемирного наследия, обеспечения постоянного репрезентативного и авторитетного характера Списка всемирного наследия, содействия должной защите его объектов и управления ими, обеспечения более систематического мониторинга объектов всемирного наследия и расширения осведомленности общественности и поддержки с ее стороны.

При активном участии представителей стран-членов ЮНЕСКО постоянно разрабатываются концептуальные подходы к культуре. Самое значительное место занимают вопросы формирования и разработки конструктивной политики в области культуры. С этой целью проведены конференции в Монако (1967 г.), в Венеции (1970 г.) и другие форумы ЮНЕСКО. Значительное место в этой политике заняла Всемирная конференция по политике в области культуры в Мехико (1982 г.), в которой приняли участие 26 международных организаций системы ООН, 55 межправительственных организаций, 179 неправительственных организаций и 37 фондов[27].

В «Декларации Мехико по политике в области культуры» сказано, что «в самом широком смысле слова культура может рассматриваться как совокупность ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих общество или социальную группу»[28]. В этой Декларации заметна эволюция понятия культуры — переход от традиционного понимания культуры как литературы и искусства к более широкому представлению, которое включает разнообразие образов жизни, системы ценностей, прав человека, патриархальных традиций и религиозного разнообразия. Такое понимание культуры и предопределило необходимость регулирования процессов культуры на международном уровне.

Основной проблемой конференции стало определение понятия «культурная самобытность», которое предусматривает защиту традиций, истории и моральных, духовных и этических ценностей прошлых поколений, но она тем не менее не означает приверженности традиционализму, ухода в прошлое и иммобилизма. На конференции отмечалось, что, высоко оценивая наследие прошлого, культура включает также в силу динамики всякой культурной и общественной жизни настоящее, современное творчество, конечные цели и ценности, вдохновляющие будущее. Эти ценностные ориентации культуры связаны с особенностями конкретной цивилизации, с тем, чтобы обеспечить настоящее, сохранить жизнь и национальный культурный характер народа. Право на культуру — это, прежде всего, право народа распоряжаться своей судьбой, право устанавливать свои политические системы. Было подчеркнуто, что законное требование самобытности не означает замыкание в себе, а предполагает установление отношений на основе взаимного обогащения путем диалога культур в рамках сотрудничества между свободными и равными партнерами.

Для развития культуры в современных условиях исключительно важное значение имеет решение 41-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1986 г. о провозглашении Всемирного десятилетия развития культуры (1988-1997 гг.). Основными целями этого десятилетия были определены: выделение культурного аспекта в общем процессе развития; утверждение и обогащение самобытности культуры; расширение участия народов всех стран в развитии культуры; укрепление международного культурного сотрудничества[29].

Это были те самые цели, которые провозглашались ЮНЕСКО в качестве основ культурной политики для всех стран, начиная с обсуждения их в 1967 г. в Монако и затем на всех последующих конференциях и встречах по вопросам культуры. Программа по реализации Десятилетия развития культуры включала 4 области деятельности ЮНЕСКО в этой сфере: международное сотрудничество в области культуры; сохранение и обогащение культурной самобытности; культура в целях развития; сохранение и возрождение культурного наследия. В соответствии с этими направлениями в ЮНЕСКО были разработаны многочисленные и разнообразные проекты по широкому спектру тем.

С 1993 г. началась реализация программы Десятилетия, в ходе которой осуществлялось 250 проектов, которым была присвоена эмблема Десятилетия. Из них более 100 получили финансовую поддержку ЮНЕСКО в размере $1,5 млн[30].

Главная цель этого и последующих десятилетий — соединить культуру и развитие. Подлинное развитие основывается на использовании людских ресурсов и материальных возможностей каждого общества, однако задачи и цели развития следует определять, исходя из требований культуры. Эта потребность вызвана тем, что современный мир с его тяготением к глобализации порождает, с одной стороны, в массовых формах обмен идеями, интенсивное развитие торговли, расширение контактов между народами, а с другой — опасную унификацию культурных ценностей, усугубляет неравенство возможностей для достижения прогресса на международном уровне. Это в одинаковой степени касается как промышленно развитых стран, так и развивающихся, где вследствие увлечения чисто экономическими целями предается забвению собственная культура, из-за чего страдает её творческое многообразие.

В связи с этим ЮНЕСКО ставит задачу — выработать управленческие механизмы взаимосвязи культуры и развития с тем, чтобы обеспечить условия для раскрытия творческой индивидуальности каждого, избежать стандартизации, способствовать созданию равных возможностей для самовыражения различных культур и их более плодотворных обменов. Этому должны служить 4 задачи Десятилетия: признание культурного аспекта развития, которое сводится к взаимосвязи экономики и национальной культуры; утверждение и обогащение культурной самобытности как развитие творческого потенциала и инициатив на индивидуальном и коллективном уровнях; расширение участия в культурной жизни с помощью мобилизации как личности, так и общества во имя обеспечения прав человека, доброй воли и духовного раскрепощения; развитие международного интеллектуального сотрудничества через взаимосвязь культуры разных народов для их обогащения и утверждения незыблемости человеческих истин[31].

В целях реализации этих планов в соответствии с решениями ООН и ЮНЕСКО в 1992 г. была создана Всемирная комиссия по культуре и развитию, возглавляемая бывшим Генеральным секретарем ООН Пересом де Куэльяром. В 1995 г. Комиссия представила ЮНЕСКО доклад «Наше творческое разнообразие», в котором говорится о необходимости «поставить культуру во главу угла», содержатся рекомендации по руководству политикой в сфере культуры и развития. В докладе подчеркивалось, что именно «культура даёт ключ к устойчивому человеческому развитию на основе солидарности», ибо «развитие берет свое начало в человеческой культуре» и «в будущем модели развития должны быть сосредоточены на человеке и должны способствовать укреплению культурных ценностей, а не наносить им ущерб»[32].

В этой связи необходимо подчеркнуть самую тесную связь между культурой и образованием, поскольку развитие может наполниться культурой только в том случае, если оно сначала впитает в себя образование и если, в свою очередь, образование будет эффективно содействовать становлению личности в её собственной культуре.

В докладе «Наше творческое развитие» дается анализ вопроса о соотношении культуры и развития, о том, что культура в современном обществе служит надёжным средством достижения намеченных целей развития, механизмом содействия и обеспечения устойчивого роста. При этом подчеркивается несомненная важность и универсальная ценность экономического роста[33].

Культура и развитие, которые рассматриваются как взаимосвязанные и дополняющие друг друга культурные аспекты жизни человека, имеют более важное значение, чем экономический рост. Это положение следует понимать в том смысле, что товары и услуги представляют ценность лишь потому, что расширяют возможности жить в соответствии с нашими интересами, потребностями и ценностями.

Комиссия особое внимание обратила на необходимость переосмысления политики в области культуры в плане содействия более широкому международному признанию культурных прав. Учитывая, что многие социальные группы и отдельные лица, подвергающиеся преследованиям в области культуры, не находят адекватных средств правовой защиты, Комиссия рекомендовала составить реестр всех культурных прав, которые не охраняются действующими международными актами, чтобы иметь возможность внести коррективы в действующие нормы международного права для защиты культурных прав человека.

В докладе Комиссия предложила также составить кодекс поведения в области культуры, который мог бы служить основой правового регулирования в культурных процессах[34]. Было рекомендовано стимулировать сравнительные исследования в отношении меняющихся форм участия в культурной жизни. Обращалось внимание на необходимость содействия деятельности коренных народов по активизации их культурного развития, оказывать поддержку народной музыке на местном уровне, обеспечивать многосторонние режимы авторского права и смежных прав с тем, чтобы наиболее полно удовлетворять культурные потребности, более гармонично развивать связи между творческими работниками и гражданским обществом[35].

Доклад «Наше творческое разнообразие» в декабре 1996 г. был представлен Генеральной конференции ЮНЕСКО и Генеральной Ассамблее ООН. По итогам обсуждения доклада принята конкретная программа мероприятий, получившая название «Международная повестка дня», в которой даётся новое видение отношений между культурой и развитием. Сформулирован ряд рекомендаций, в которых, в частности, указывалось на необходимость публиковать независимый ежегодный доклад по культуре и развитию; готовить новые стратегии развития, в которых учитывались бы аспекты культуры; привлекать в международных масштабах добровольцев для работы в сфере культурного наследия; разработать Международный план, касающийся обеспечения равенства мужчин и женщин; обеспечить защиту культурных прав как одного из прав человека; содействовать развитию прав средств массовой информации и их саморегламентирования; обеспечить внедрение глобальной этики в сферу управления и организовать Встречу на высшем уровне по вопросам культуры и развития[36].

В этом контексте важную роль сыграла «Межправительственная конференция по политике в области культуры в интересах развития» в апреле 1998 г. (Стокгольм), которая подтвердила основные принципы «Декларации Мехико» по политике в области культуры. Указанная Конференция приняла «План действий по политике в области культуры в интересах развития». В нём подчеркнуто, что «устойчивое развитие и расцвет культуры взаимозависимы», и одновременно указаны 5 целей деятельности, рекомендованных государствам-членам: 1) превратить политику в области культуры в один из ключевых элементов стратегии развития; 2) поощрять творчество и участие в культурной жизни; 3) укреплять политику и практическую деятельность с целью сохранения и повышения роли материального и нематериального, движимого и недвижимого наследия и содействия развитию индустрии культуры; 4) содействовать культурному и языковому разнообразию в рамках информационного общества и для его блага; 5) выделять более значительные людские и финансовые ресурсы на развитие культуры[37].

Таким образом, в «Плане действий по политике в области культуры в интересах развития» сделан следующий и очень важный шаг в понимании культуры как ключевого фактора устойчивого развития современного мирового сообщества. Конференция отметила, что современные процессы глобализации могут привести к установлению более тесных связей между культурами, к их взаимодействию в ходе развития и что признание культурного разнообразия способствует выявлению и укреплению существующих между сообществами связей. Но для этого необходимы признание культурной самобытности, терпимость в отношении культурных различий и, как следствие, диалог культур, который во всех этих процессах играет доминирующую роль.

Политика и деятельность ЮНЕСКО в области культуры в первом десятилетии XXI столетия стали логичным продолжением реализации решений ранее принятых конвенций, деклараций, программ с учётом новых реалий современного разделенного и несправедливого мира. Усилия ЮНЕСКО и стран-членов направлены на поддержку и поощрение культурного разнообразия и содействие межкультурному диалогу как важному фактору устойчивого развития. Кроме того, значительное внимание уделяется укреплению культурной политики в сфере охраны всемирного материального и нематериального культурного наследия.

С этой целью Российский национальный комитет при поддержке Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО с участием делегаций стран Восточной и Центральной Европы провёл в 2007 г. в Санкт-Петербурге Международную конференцию «Управление и сохранение исторических центров городов, внесенных в Список Всемирного наследия». В её ходе эксперты ЮНЕСКО, Международного совета по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС), Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ) совместно с делегациями стран Центральной и Восточной Европы обсудили вопросы управления и сохранения памятников истории и культуры и приняли итоговые документы, в т. ч. рекомендации по сохранению исторических центров городов, выработке ключевых индикаторов по их сохранению[38].

В политике и практической деятельности многие страны-члены ЮНЕСКО большое внимание уделяют сохранению нематериального культурного наследия с помощью современных информационно-коммуникативных технологий. Речь идёт о традициях и творчестве коренных и малых народов, музыкального и песенного фольклора народов стран мира[39].

В контексте сохранения культурного наследия важную роль призваны играть музеи. С помощью обобщения опыта в этом важном деле на базе Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) в 2006 г. был организован Международный круглый стол по созданию информационно-образовательных центров на примере проекта «Русский музей: виртуальный филиал». В результате этого проекта в некоторых странах открыты информационно-образовательные центры, что в конечном счете способствует лучшему восприятию культуры других стран и народов, т. е. культурному разнообразию в глобализирующемся мире[40].

Отмечая важность сохранения самобытности и разнообразия культур, следует отметить, что во Всеобщей декларации о культурном разнообразии ЮНЕСКО (2001 г.) акцентируется внимание на самобытности, разнообразии и плюрализме. Одновременно подчеркивается необходимость рассматривать культурное разнообразие как общее достояние человечества, как фактор устойчивого развития, культурного творчества широких кругов людей. При развитии идей о культурном разнообразии необходима международная солидарность с целью создания устойчивых индустрий культуры, способных конкурировать на национальном и международном уровнях[41].

Успешная реализация Всеобщей декларации о культурном разнообразии возможна с одновременным противодействием таким негативным явлениям, как эскалация современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, — говорится в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 2010 г.[42]

Для реализации целей и задач развития культуры, получивших отражение во Всеобщей декларации о культурном разнообразии, Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, необходимо укрепление потенциала культурной политики как на национальном, так и на международном уровнях. С этой целью в 2007 г. проведена Международная конференция «Конвенции ЮНЕСКО в области охраны культурного наследия и национальное законодательство государств-участников СНГ»[43].

В этом контексте следует рассматривать заявление нового генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой, что ЮНЕСКО объявила 2010 год Международным годом сближения культур. С этой целью была создана Группа высокого уровня по вопросам диалога между культурами средствами образования, науки, культуры, информации и коммуникаций.

В гуманитарной сфере важную роль играют коммуникация и информация, т. к. доступ к информации и знаниям всё в больше мере определяют модель обучения, культурного самовыражения и социального участия. Для решения указанных задач ЮНЕСКО сконцентрировала усилия на таких программах, как «Расширение прав и возможностей людей на основе доступа к информации и знаниям с уделением особого внимания свободе выражения мнений» и «Содействие развитию коммуникаций и расширение использования информационных технологий в области образования, нации и культуры»[44].

В политике и деятельности ЮНЕСКО, таким образом, прилагает постоянные усилия для развития диалога между культурами как основополагающего элемента любой стратегии укрепления мира, содействуя, прежде всего, обменам между крупными регионами мира, в частности, между мусульманским Востоком и христианским Западом, оказывая тем самым помощь государствам, которые стремятся утвердить свою культурную самобытность. ЮНЕСКО в этом плане содействовала широкому осознанию того, что именуется в её Уставе «сохранением своеобразия» культур и их взаимному обогащению. Именно международное сотрудничество, импульсом к развитию которого служит сама Организация, позволило выявить понятие общего наследия человечества, лучше узнать многочисленные культуры других народов и мобилизовать интеллектуальные сообщества для осуществления проектов, нацеленных одновременно на укрепление разнообразия и на взаимодействие культур.

Такие глубокие по своей сути всесторонние подходы ЮНЕСКО к культурным процессам в современных условиях требуют сохранения и укрепления диалога не только между крупными культурными регионами и различными народами, но и внутри самих обществ, которые переживают глубокие преобразования.

Глобализация культурных обменов привела, наряду с унификацией норм и известных правил поведения, к пробуждению самосознания, этнического и национального; лингвистические и национальные сообщества энергично защищают символы своей самобытности. Хотя эти процессы могут привести к возникновению движения в сторону позитивной конвергенции культур, в результате чего появится ряд общих ценностей для многих культур, но на этом этапе ЮНЕСКО содействует диалогу культур и цивилизаций в духе его открытости с тем, чтобы люди находили общий язык независимо от культурной самобытности в интересах культуры мира, прав человека и развития человеческого потенциала в условиях глобализирующегося мира.



ПРИМЕЧАНИЯ

[1] ЮНЕСКО. Цели, структуры, деятельность. Хроника, факты, цифры. М., 2002.

[2] История ЮНЕСКО. [Электронный ресурс] // ЮНЕСКО. URL: http://www.unesco.org/new/ru/unesco/about-us/who-we-are/history (дата обращения: 18.04.2011).

[3] ЮНЕСКО. М., 2002. С. 135.

[4] Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. С. 26.

[5] Акты Генеральной конференции. Одиннадцатая сессия. ЮНЕСКО. (Резолюция 8). Париж, 1960. С. 70

[6] Международные нормативные акты ЮНЕСКО. С. 26.

[7] Международное сотрудничество. 1997. Журнал № 3. С. 6.

[8] Международные акты о правах человека : Сборник документов. М., 1998. С. 159–164.

[9] См.: Курьер ЮНЕСКО. 1975. Март. С. 43.

[10] Международные нормативные акты ЮНЕСКО. С. 112.

[11] ЮНЕСКО. Деятельность в области образования во всем мире. Париж, 1995. С. 7.

[12] Там же. С. 5.

[13] См.: Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. ЮНЕСКО. Париж, 1996.

[14] Реформы и развитие высшего образования. Программный документ. ЮНЕСКО. Париж, 1995. С. 19.

[15] Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры. Париж, 1998. С. 7.

[16] Там же.

[17] Доклад Тысячелетия ООН. Утверждена Рез. 55/2 ГА ООН от 8 сентября 2000 г. Нью-Йорк, 2000. С. 1.

[18] Доклад о деятельности ЮНЕСКО 2006–2007. М., 2007. С. 13.

[19] Там же. С. 14–17.

[20] Там же. С. 19.

[21] Там же. С. 19-21.

[22] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международные акты о правах человека. С. 45–53.

[23] Там же. С. 392.

[24] Международные нормативные акты ЮНЕСКО. С. 293.

[25] ЮНЕСКО. Цели, структуры, деятельность. Хроника, факты, цифры. М., 2002. С. 99.

[26] Там же. С. 97.

[27] Всемирная конференция по политике в области культуры. ЮНЕСКО. Париж, 1982. С. 5; Культурная политика и художественная жизнь. М., 1996. С. 32–35.

[28] Цит. по: Наследие и современность. Информационный сборник. Вып. 7. М., 1999. С. 132.

[29] Культурная политика и художественная жизнь. С. 35.

[30] Доклад Генерального директора 1994–1995. ЮНЕСКО. Париж, 1996. С. 89.

[31] Курьер ЮНЕСКО. 1988. Декабрь. С. 6.

[32] Доклад Всемирной комиссии по культуре и развитию: «Наше творческое разнообразие». ЮНЕСКО. Париж, 1996. С. 4.

[33] Там же. С. 14–15.

[34] Там же.

[35] Там же. С. 17.

[36] Доклад Генерального директора 1994–1995. ЮНЕСКО. С. 55.

[37] План действий по политике в области культуры и интересах развития. Стокгольм, 1998. С. 5–10.

[38] Доклад о деятельности ЮНЕСКО. 2006–2007. М., 2007. С. 61.

[39] Там же. С. 67.

[40] Там же. С. 65.

[41] Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. [Электронный ресурс] // ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/decl_diversity.pdf (дата обращения: 18.04.2011).

[42] Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. [Электронный ресурс] // Генеральная Ассамблея ООН. Резолюции 65-й сессии (2010–2011 годы). URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N10/524/56/PDF/N1052456.pdf (дата обращения: 18.04.2011).

[43] Доклад о деятельности ЮНЕСКО 2006–2007. М., 2007. С. 73.

[44] Там же. С. 81.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Акты Генеральной конференции. Одиннадцатая сессия. ЮНЕСКО. (Резолюция 8). Париж, 1960.

Всемирная конференция по политике в области культуры. ЮНЕСКО. Париж, 1982.

Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. [Электронный ресурс] // ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/decl_diversity.pdf (дата обращения: 18.04.2011).

Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры. Париж, 1998.

Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. ЮНЕСКО. Париж, 1996.

Доклад Всемирной комиссии по культуре и развитию: «Наше творческое разнообразие». ЮНЕСКО. Париж, 1996.

Доклад Генерального директора 1994–1995. ЮНЕСКО. Париж, 1996.

Доклад о деятельности ЮНЕСКО 2006–2007. М., 2007.

Доклад Тысячелетия ООН. Утверждена Рез. 55/2 ГА ООН от 8 сентября 2000 г. Нью-Йорк, 2000.

История ЮНЕСКО. [Электронный ресурс] // ЮНЕСКО. URL: http://www.unesco.org/new/ru/unesco/about-us/who-we-are/history (дата обращения: 18.04.2011).

Культурная политика и художественная жизнь. М., 1996.

Курьер ЮНЕСКО. 1975. Март.

Курьер ЮНЕСКО. 1988. Декабрь.

Международное сотрудничество. 1997. № 3.

Международные акты о правах человека : Сборник документов. М., 1998.

Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международные акты о правах человека : Сборник документов. М., 1998. С. 45–53.

Наследие и современность. Информационный сборник. Вып. 7. М., 1999.

Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. [Электронный ресурс] // Генеральная Ассамблея ООН. Резолюции 65-й сессии (2010–2011 годы). URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N10/524/56/PDF/N1052456.pdf (дата обращения: 18.04.2011).

План действий по политике в области культуры и интересах развития. Стокгольм, 1998.

Реформы и развитие высшего образования. Программный документ. ЮНЕСКО. Париж, 1995.

ЮНЕСКО. Деятельность в области образования во всем мире. Париж, 1995.

ЮНЕСКО. Цели, структуры, деятельность. Хроника, факты, цифры. М., 2002.


BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Akty General'noi konferentsii. Odinnadtsataia sessiia. IuNESKO. (Rezoliutsiia 8). Parizh, 1960.

Vsemirnaia konferentsiia po politike v oblasti kul'tury. IuNESKO. Parizh, 1982.

Vseobshchaia deklaratsiia IuNESKO o kul'turnom raznoobrazii. [Elektronnyi resurs] // OON. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/decl_diversity.pdf (data obrashcheniia: 18.04.2011).

Vysshee obrazovanie v XXI veke. Podkhody i prakticheskie mery. Parizh, 1998.

Delor Zh. Obrazovanie: sokrytoe sokrovishche. IuNESKO. Parizh, 1996.

Doklad Vsemirnoi komissii po kul'ture i razvitiiu: «Nashe tvorcheskoe raznoobrazie». IuNESKO. Parizh, 1996.

Doklad General'nogo direktora 1994–1995. IuNESKO. Parizh, 1996.

Doklad o deiatel'nosti IuNESKO 2006–2007. M., 2007.

Doklad Tysiacheletiia OON. Utverzhdena Rez. 55/2 GA OON ot 8 sentiabria 2000 g. N'iu-Iork, 2000.

Istoriia IuNESKO. [Elektronnyi resurs] // IuNESKO. URL: http://www.unesco.org/new/ru/unesco/about-us/who-we-are/history (data obrashcheniia: 18.04.2011).

Kul'turnaia politika i khudozhestvennaia zhizn'. M., 1996.

Kur'er IuNESKO. 1975. Mart.

Kur'er IuNESKO. 1988. Dekabr'.

Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo. 1997. № 3.

Mezhdunarodnye akty o pravakh cheloveka : Sbornik dokumentov. M., 1998.

Mezhdunarodnye normativnye akty IuNESKO. M., 1993.

Mezhdunarodnyi pakt ob ekonomicheskikh, sotsial'nykh i kul'turnykh pravakh // Mezhdunarodnye akty o pravakh cheloveka : Sbornik dokumentov. M., 1998. S. 45–53.

Nasledie i sovremennost'. Informatsionnyi sbornik. Vyp. 7. M., 1999.

Nedopustimost' opredelennykh vidov praktiki, kotorye sposobstvuiut eskalatsii sovremennykh form rasizma, rasovoi diskriminatsii, ksenofobii i sviazannoi s nimi neterpimosti. [Elektronnyi resurs] // General'naia Assambleia OON. Rezoliutsii 65-i sessii (2010–2011 gody). URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N10/524/56/PDF/N1052456.pdf (data obrashcheniia: 18.04.2011).

Plan deistvii po politike v oblasti kul'tury i interesakh razvitiia. Stokgol'm, 1998.

Reformy i razvitie vysshego obrazovaniia. Programmnyi dokument. IuNESKO. Parizh, 1995.

IuNESKO. Deiatel'nost' v oblasti obrazovaniia vo vsem mire. Parizh, 1995.

IuNESKO. Tseli, struktury, deiatel'nost'. Khronika, fakty, tsifry. M., 2002.


Мошняга Виктор Пантелеевич — доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (495) 686-51-86.

Moshniaga Victor Panteleevich, Doctor of Science (history), professor, professor of the Sociology Department at Moscow University for the Humanities.Tel.:+7 (495) 686-51-86.

E-mail: pavelmoshniaga@gmail.com


Библиограф. описание: Мошняга В. П. Гуманитарная деятельность международных организаций в современном мире [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2011. № 3 (май — июнь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/3/Moshniaga_Humanitarian_Activity/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»