Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 1 2011
Реснянский С. И. Воспитание историей
№ 0421100131\0002
УДК 94 (470+571)
Resnianskiy S. I. Upbringing by Dint of History
Аннотация ♦ Рассматривается значение отечественной истории в обучении и воспитании молодых поколений.
Ключевые слова: Россия, образование, история, патриотизм, отечество, наследие.
Abstract ♦ The article covers the significance of native history for education and upbringing of young generations.
Keywords: Russia, education, history, patriotism, Motherland, heritage.
Образование, на мой взгляд, это, прежде всего, выстраивание личности, ибо восстановление духовного в сегодняшнем человеке — самая главная проблема ХХI столетия. По мысли замечательного современного философа А. С. Панарина, сейчас «эпоха предельной порчи человека». В то время как в современном образовании делается главным образом акцент исключительно на знаниях. Без духовно-нравственного стержня воспитывается культурный зверь. Это, конечно, трагедия. А между тем молодые люди лишены чувства исторической традиции, исторической ответственности. Это прекрасно понимал, например, А. С. Пушкин, когда писал императору Николаю I предупредительную записку «О народном образовании», где великий русский поэт и мыслитель как раз говорил о необходимости воспитании молодых поколений отечественной историей.
Это чрезвычайно актуально для современной России, ибо мы воочию наблюдаем реальный мировоззренческий вызов со стороны западноевропейских держав. Более того, как мне представляется, весь современный мир на пороге поглощения глобализирующейся массовой культурой. Сегодня предельно ясно, что потерпела полный провал идея модерна (со времён Ренессанса) «улучшения мира» путём его преобразования рациональной активностью в природные сферы бытия. Современный мир в ожидании новой парадигмы своего существования.
Для России в этой связи возникает жизненно важный вопрос — каков этико-культурный фундамент той модернизации, о которой постоянно говорят руководители нашего государства? (Сегодня мы наблюдаем интенцию к нарастанию сциентистского оптимизма, Сколково и т. д.). И может ли быть модернизация архаики? И что тогда понимать под архаикой: всё традиционно-культурное прошлое российской державы, как утверждает наш современный либеральный радикализм, в частности, в передаче Н. К. Сванидзе «Суд времени». Запад через вот такие СМИ стремится вырвать у России духовные корни, ибо они способны вновь возродиться. Особенно пытаются нивелировать проблему национальной идентичности, ведущую к утрате смысловых жизненных мотивов как государства, так и отдельной личности.
Швейцарский писатель Макс Фриш в своём романе «Назову тебя Гантенбайн» говорил о различных формах мимикрии: «примеряют истории как платья». Он подчёркивал, делая анализ духовной атмосферы Запада: если нужны друзья, то только для времяпрепровождения, если нужна женщина, то только для физиологии, смысл жизни подменяется качеством жизни, то есть замещение внутреннего мира телесным аналогом.
На мой взгляд, «Большой гамбургер», который предлагают, выражаясь фигурально, в качестве смысла человеческого существования всевозможные либеральные дискурсы, не может быть идеей, способной быть путеводной звездой для российского социума. Об этом свидетельствует всё прошлое историко-культурное наследие нашего отечества. Поиск духовно-нравственного совершенства — главный мотив творчества от Епифания Премудрого и Андрея Рублёва до Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого. Мир бывания, где мы, по мысли того же Гоголя, «только существователи», не исчерпывает бытие. Не всё может быть раскрыто логико-аналитическими суждениями. Об этом и напоминал Гоголь в письме к графине Виельгорской, когда советовал ей изучать отечественную историю, одновременно читая историю русской православной церкви, что только таким образом можно понять сокровенные смыслы исторического процесса. И действительно, можно ли рационализировать человека? Читать его как текст, и этим он исчерпывается, как предлагает, в частности, семиотическая лотмановская школа? Можно ли рационализировать историю и историческое время? Это значит овладеть всей времённой текучестью истории. Возможно ли это? Думаю, что такой максимализм аналогичен авантюре. Исчерпывается ли история своей событийной текучестью? Или есть нечто иное в историческом прошлом? Тот самый «камень», который, согласно «Священному Писанию», должен быть поставлен во «главу угла»?
Например, сакральное историческое поле, которое имеют все исторические народы, обладающие национальной идентификацией. В частности, такую роль играли «Илиада» и «Одиссея» в античной Греции, или «Северная Эдда» для германских народов и т. д. История, конечно же, безусловно, вариативна в том смысле, что это открытый процесс, где действует человек со своей свободной волей, и всегда ценности, нормы, традиции, верования, обычаи играли в обществе интегрирующую роль, являлись источником креативной энергии. Это вполне объяснимо, на мой взгляд, ибо именно на этих основах только и могла быть осуществлена корпоративность русского этноса в многовековой российской истории. И с этим наследием прошлого надо быть, как мне представляется, предельно деликатным и осторожным.
В этой связи хочу подчеркнуть очень важную миссию современного историка — чтобы её достойно нести в студенческие аудитории, чтобы быть вообще историком и педагогом, нужно иметь способность вчувствования в родную историю, в чужую душу, обладать совестной интуицией. Именно историки, работающие с молодёжью, в первую очередь призваны нести эти духовные традиции как трансляцию неизбывных ценностей другим поколениям. Тем более это важно и потому, что студенты живут одной культурой (идеалы которой конструируют современные СМИ), а преподаватели — другой. Есть, естественно, свои маркёры и критерии. Мы, преподаватели, пытаемся накладывать свою аксиологическую сетку, свою шкалу.
Здесь очень большая проблема и ответственность. Например, сегодня телевидение от Швыдкого до Сванидзе (к сожалению, им несть числа) внушает мысль, что Россия — это уже не великая нация, а региональная держава, и измерять мир мировым аршином негоже. С другой стороны, ещё филолог-лингвист Ламанский говорил, что важно, чтобы в нации поддерживалось сознание своей исключительности мировой миссии, альтернативы и Западу и Востоку, ощущения роли единого мира, имеющего свои духовные корни в «религиозных корнях наших».
В воспитании такого мировоззрения у студенческой молодёжи истории принадлежит исключительная роль. Какую сторону баррикад займёт сегодняшний историк, именно баррикад, ибо сейчас идёт настоящая идеологическая война, а такая духовная война, как об этом говорил французский поэт А. Рембо, гораздо более жестокая, чем обычные сражения. Память поколений должна быть сопричастна к великому наследию великой державы. И здесь, хочу ещё раз подчеркнуть — доминирующая роль принадлежит истории. Нужно всегда помнить, что просвещение — это труднейший процесс постижения высших смыслов бытия. А между тем по Болонским соглашениям духовные историко-культурные традиции с православной составляющей загоняются в угол. Это, на мой взгляд, трагедия. Но История длится, кто знает, что нас ждёт в будущем, но с оптимизмом смотреть в него, приближать его своим ремеслом историка мы обязаны.
Любите Россию, господа!
Реснянский Сергей Иванович — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии ГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса».
Resnianskiy Sergey Ivanovich, Doctor of History, Professor, Head, Department of Philosophy and Culturology, Russian State University of Tourism and Service.
E-mail:
S-R44@yandex.ru
Библиограф. описание: Реснянский С. И. Воспитание историей [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2011. № 1 (январь — февраль). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/1/Resnianskiy_Upbringing/ [архивировано в
WaybackMachine] (дата обращения: дд.мм.гггг).
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|