Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 1 2011
Калинин А. М. Ликвидация немецкого научно-технического потенциала в советской зоне оккупации послевоенной Германии
№ 0421100131\0004
УДК 330.3
ББК 63.3(2)622
Б 75
Kalinin A. M. Reduction of German Scientific and Technical Potential in the Soviet Zone of Occupation in the Post-war Germany
Аннотация ◊ После разгрома фашисткой Германии был ликвидирован её научно-технический потенциал; часть его вывез Советский Союз. Потсдамская конференция держав-победительниц определила цели оккупации Германии, исполнение которых рассмотрено в статье. Автор отмечает, что, компенсируя разрушенное в ходе войны в СССР, взимая с Германии репарации в промышленном и научно-техническом выражении, Советский Союз вывез значительный объем промышленного и технического оборудования.
Ключевые слова: наука, техника, технологии, научно-технический потенциал, оккупационный период, Контрольный совет, промышленное и техническое оборудование, история Германии, советская зона оккупации.
Abstract ◊ After the defeat of the fascist Germany its scientific and technical potential was reduced; a part of it was eloigned by the Soviet Union. The Potsdam conference of the victorious powers defined the goals of the occupancy of Germany. The article considers the implementation of these goals. The author points out that the Soviet Union effected reimbursement for the destruction of the war on its territory and levied reparations on Germany in terms of industry, science and technology, i.e. it eloigned a significant part of industrial and technical equipment.
Keywords: science, technics, technologies, scientific and technical potential, occupancy period, Allied Control council, industrial and technical equipment, history of Germany, Soviet zone of occupation.
Вторая мировая война, развязанная нацистской Германией в Европе, закончилась её полным военным, политическим поражением и национальной катастрофой для немецкого народа. В соответствии с решениями Ялтинской конференции трех держав — СССР, США и Великобритании, к которым затем присоединилась Франция, вся территория Германии была разделена на 4 зоны оккупации, контроль в них осуществлялся соответствующими Главнокомандующими союзных войск. Советские войска оккупировали около трети территории Германии, включая Берлин. Эти земли находились на востоке страны, в них проживало свыше 20 млн человек. Для контроля за выполнением Германией своих обязательств в оккупационный период в распоряжение Главнокомандующих оккупационными войсками в каждой зоне были созданы органы военной администрации со своими штабами, состоявшими из отделов и управлений с аппаратом на местах.
Для осуществления оккупационного управления Германией в целом, а также для координации действий союзных военных администраций и оккупационных войск в соответствии с соглашением оккупирующих держав о контрольном механизме в Германии были созданы Контрольный совет и подчиненный ему штаб, состоявший из директоратов. Как верховный орган власти в Германии в этот период Контрольный совет обладал законодательными функциями и издавал приказы и директивы, обязательные для исполнения. Контрольный совет состоял из 4 главнокомандующих оккупационными зонами и обеспечивал согласованность их действий в своих оккупационных зонах. Он вырабатывал планы и общие решения по главным политическим, экономическим, военным и другим общим для всей Германии вопросам на основании инструкций, получаемых от своих правительств, а также контролировал деятельность немецких административных органов в оккупационных зонах.
Рабочим органом Контрольного совета являлся Координационный комитет, состоявший из заместителей Главноначальствующих военных администраций союзников. В системе Контрольного совета существовало 12 директоратов: военный, военно-морской, военно-воздушный, транспортный, политический, экономический, финансовый, репараций и поставок, внутренних дел и связи, правовой, рабочей силы, по делам военнопленных и перемещенных лиц.
Потсдамская конференция держав-победительниц определила цели оккупации Германии, которыми должен был руководствоваться Контрольный совет. К основным целям оккупации относились: полное военное и экономическое разоружение и демилитаризация Германии; денацификация и предотвращение всякой нацистской и милитаристской деятельности; демократизация политической и экономической жизни страны и удовлетворение репарационных претензий стран, пострадавших от германской агрессии[1].
Для осуществления задач Союзной контрольной власти в Германии и управления Советской зоной оккупации Германии постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 6 июня 1945 г. была создана Советская военная администрация в Германии (СВАГ). Её Главноначальствующим был назначен Главнокомандующий советскими оккупационными войсками в Германии маршал Советского Союза Г. К. Жуков, его первым заместителем — генерал армии В. Д. Соколовский, заместителем по делам гражданской администрации — комиссар государственной безопасности 2-го ранга И. А. Серов, начальником Штаба — генерал-полковник В. В. Курасов, политическим советником при Главноначальствующем — первый заместитель наркома иностранных дел СССР А. Я. Вышинский.
В соответствии с постановлением СНК СССР от 6 июня 1945 г. были созданы органы Советской Военной Администрации в Германии, которые включали Штаб, 3 управления: комендантской службы, экономическое и административно-хозяйственное, а также 21 отдел: военный, военно-морской, военно-воздушный, связи, репатриации, кадров, здравоохранения, организационно-учетный, политический, цензуры, правовой, народного образования, внутренних дел, промышленный, сельскохозяйственный, транспортный, топливный, рабочей силы, финансовый, торговли и снабжения, репараций и поставок. Впоследствии организационная структура центральных органов СВАГ неоднократно изменялась.
Исследование показало, что организационная структура органов СВАГ на местах в принципе повторяла структуру его центрального аппарата, которая включала 5 управлений СВА в провинциях и землях зоны (Мекленбург, Бранденбург, Саксония, Саксония-Ангальт, Тюрингия) и Управление военного коменданта советского сектора оккупации Берлина[2], которым, в свою очередь, подчинялись районные, городские и окружные военные комендатуры.
Органы СВАГ тесно взаимодействовали с Группой советских оккупационных войск в Германии (ГСОВГ), соединения и части которой дислоцировались во всех провинциях и землях Советской зоны оккупации Германии. В июне 1945 г. войска фронтов, находившихся в Советской зоне оккупации, были преобразованы в Группу советских оккупационных войск в Германии (ГСОВГ). Штаб и Полевое управление Группы формировались в основном на базе 1-го Белорусского фронта. Первоначально в состав ГСОВГ входили 47-я армия, 5-я ударная армия, 8-я гвардейская армия, 1-я гвардейская танковая армия, 2-я гвардейская танковая армия, 69-я армия, 33-я армия, 3-я армия, 61-я армия и 16-я воздушная армия. Затем боевой состав Группы постепенно сокращался, но и в 1970-е гг. она являлась самой мощной группировкой советских войск за рубежом и насчитывала около 350 тыс. человек личного состава. Главнокомандующим ГСОВГ был назначен Г. К. Жуков, одновременно он стал Главноначальствующим Советской военной администрации в Германии.
В соответствии с решениями Потсдамской конференции демилитаризация и военно-экономическое разоружение Германии являлись приоритетной задачей в деятельности органов СВАГ. Созданная для управления Восточной Германией Советская военная администрация незамедлительно приступила к «аудиту» доставшегося ей немецкого военного имущества и военно-экономической базы. При этом советской стороной преследовались как минимум две основные цели; во-первых, ликвидировать немецкую военную и военно-промышленную мощь, которая в будущем могла бы стать материальной основой новых агрессивных устремлений; во-вторых, ликвидировать идеологию нацизма и милитаризма, которые являлись «духовной составляющей» агрессивной внешней политики Третьего рейха[3].
Правовой основой для демилитаризации Советской зоны оккупации явились согласованные решения держав-победительниц, законы и директивы союзного Контрольного совета по Германии, приказы и директивы Советской военной администрации в Германии[4].
Основная практическая работа по проведению демилитаризации Советской зоны оккупации выполнялась специальными органами СВАГ: Военным отделом (позднее — Военным управлением), Военно-морским отделом, Военно-воздушным отделом, а также Управлением по экономическому разоружению Германии и некоторыми другими структурами Советской военной администрации, в круг задач которых входили выявление военных формирований, военных и военно-промышленных объектов Третьего рейха, их учет, регистрация и ликвидация посредством уничтожения или демонтажа. В основном вся работа по демилитаризации Советской зоны оккупации была завершена в 1949 г.
В то же время эта деятельность существенно усложнялась под влиянием неблагоприятных внешнеполитических факторов. Сразу же после окончания войны между союзниками выявились непреодолимые противоречия в принципиальных вопросах оккупационной политики и взглядах на будущие перспективы некогда единого германского государства. К 1948 г. отношения между Советским Союзом и западными державами развивались в русле «холодной войны». В этих условиях советской стороне было непросто уничтожать сложнейшие инженерно-технические сооружения военного и военно-промышленного назначения, которые могли использоваться в будущем, представлявшимся вполне реальным военным противостоянием с Западом.
Поэтому линия СССР в части соблюдения союзных договоренностей о безусловной и полной демилитаризации Германии и уничтожении её военного и военно-промышленного потенциала была не вполне последовательной. Послевоенные политические реалии, а также необходимость организации экономической жизни в Советской зоне оккупации заставили Москву и советские оккупационные власти, если не де-юре, то де-факто пересмотреть и подвергнуть ревизии многие союзные решения по Германии, в том числе и в данной области. Справедливости ради следует отметить, что западные партнеры СССР вели себя аналогичным образом в своих оккупационных зонах.
Послевоенные политические реалии, урон, нанесенный народному хозяйству нашей страны немецкими захватчиками в годы войны, а также необходимость организации экономической жизни в Советской зоне оккупации заставили правительство и советские оккупационные власти корректировать свою деятельность в этой сфере в послевоенный период. Исследование проблемы позволяет утверждать, что фактически в вопросе о чисто военных аспектах демилитаризации Германии позиции Советского Союза и западных союзников были близки. И те, и другие были заинтересованы в том, чтобы с немецкой земли никогда больше не исходила военная угроза другим странам. Но в том, что касалось политического «наполнения» этой задачи, а именно, какой быть новой послевоенной Германии, на кого ей ориентироваться в послевоенном мире, мнения бывших союзников по антигитлеровской коалиции разделились. Это принципиальное противоречие оказало решающее воздействие на весь ход новейшей немецкой истории и обусловило раздельное существование двух немецких государств в течение четырех десятков лет.
Компенсируя разрушенное в ходе войны, взимая с Германии репарации в их промышленном и научно-техническом выражении, Советский Союз вывез значительный объем промышленного и технического оборудования. Значительная работа проводилась в самой оккупированной Германии, где ускоренными темпами были созданы и развернули свою деятельность специальные советские научные учреждения для изучения немецких научно-технических достижений на месте. Одновременно лучшие немецкие ученые и технические специалисты привлекались в «добровольно-принудительном» порядке к работе в интересах СССР как на немецкой, так и на советской территории.
Немецкая наука и техника славились во всем мире и внесли свою лепту в создание самой мощной национальной промышленности Европы. После прихода нацистов к власти немецкие научно-технические достижения были поставлены на службу политике агрессии и захвата чужих территорий, поэтому после капитуляции Германии союзники по антигитлеровской коалиции приняли согласованные решения о ликвидации немецкого научно-технического потенциала.
Правовой основой для этого в Советской зоне оккупации явились, кроме нормативных актов Союзного контрольного совета, соответствующие приказы и директивы Советской военной администрации в Германии. В то же время широкомасштабный вывоз из Германии научного и технического оборудования и деятельность советских научно-технических подразделений в Советской зоне оккупации, конечно, выходили далеко за рамки союзных решений об уничтожении немецкого военно-экономического потенциала и его конверсионном использовании в странах — победителях. Однако послевоенные геополитические реальности и необходимость скорейшего восстановления и укрепления экономики СССР требовали максимально прагматичного подхода в этом вопросе. Немецкие высокие технологии[5], «интеллектуальные репарации» из Германии в Советский Союз сыграли огромную роль в развитии ряда отраслей советской промышленности и в первую очередь военно-промышленного комплекса. В тоже время их роль и значение для СССР по причинам как объективного характера (недоступность архивно-документальной базы и отсутствие объективных статистических данных), так и по причинам конъюнктурно-политического свойства до сих пор не нашли адекватного отражения в российской исторической науке.
Основной задачей Управления СВАГ по изучению достижений науки и техники Германии являлось оказание практической помощи представительствам отраслевых министерств и ведомств СССР, советским научно-исследовательским организациям в Германии в ознакомлении с достижениями немецкой науки и техники и использовании их в интересах СССР. После организационного оформления Управления осенью 1946 г. командование СВАГ поставило перед ним ряд конкретных задач:
- оказание помощи в обеспечении технической документацией демонтируемых предприятий и учреждений;
- изучение новых технологических процессов на немецких предприятиях и разработка научно-технической тематики с учетом задач послевоенного пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР;
- контроль за работой немецких научно-исследовательских организаций с целью недопущения возрождения военного потенциала Германии;
- использование в интересах СССР немецких патентов и изобретений, особенно последних предвоенных и военных лет[6].
В докладной записке начальника Управления СВАГ по исследованию достижений науки и техники Германии заместителю Главноначальствующего СВАГ по экономическим вопросам К. И. Ковалю указывалось, что в 1946 г. «изучалось 3320 научно-исследовательских и конструкторских тем, полностью изучено и отправлено в Советский Союз 2523 темы, в том числе около 500 экспериментальных тем». В том же году в СССР было отправлено 800 опытных образцов машин, станков, приборов. На эти работы в 1946 г. было израсходовано 171 млн марок. В числе основных научно-исследовательских и конструкторских тем, освоенных в 1946 г. ведущими отраслевыми министерствами, в Германии были следующие (табл. 1)[7]:
Таблица 1
Произведенные научно-исследовательские и конструкторские работы
Отрасль
|
Произведенные научно-исследовательские
и конструкторские работы
|
Авиационная промышленность
|
Собраны и отправлены в СССР:
- самолеты новейших конструкций: МЕ-262, НЕ-162, МЕ-163, НЕ-219, АРАДО-234с;
- моторы: реактивные ЮМО-004, БМВ-003, «Вальтер», поршневые «Юнкерс — 228», «Даймлер — Бенц».
Доработаны, изготовлены и отправлены в СССР:
- образцы реактивных и поршневых моторов ЮМО-004ф, ЮМО-012, БМВ-018, ЮМО-224;
- образцы реактивных самолетов: штурмовики Ю-126, ЮМО-226, бомбардировщики Ю-131, Ю-132;
- образец экспериментального сверхскоростного самолета «Зибель-346».
|
Машиностроение
|
Разработаны и отправлены в СССР:
- проекты Киевского и Московского мотоциклетных заводов;
- проект газотурбинной установки мощностью 12000 кВт для электростанций, работающих на мазуте;
- проект паротурбовозов и газотурбовоза для тяжелых пассажирских и товарных поездов;
- проект общесоюзной серии нормальных асинхронных двигателей мощностью от 1 до 100 кв. при 1500 об/мин.;
- проекты и образцы новейших типов станков;
- проект телевизионного приемника Т-1-А;
- проект электронного микроскопа;
- проект стандартной пишущей машинки.
|
Химическая промышленность
|
Изучено производство:
- синтетических моющих средств;
- сырого изобутилового масла;
- аппанола — каучукообразной пластмассы;
- синтетического горючего (бензина) из окиси углерода и водорода;
- цветной кинопленки по методу «АГФА-колор»;
- чистого металлического кальция новым высокопроизводительным способом.
|
Добыча полезных ископаемых
|
Изучено производство:
- получения чистого никеля новым способом;
- рафинирования вторичного алюминия магниевым способом;
- брикетирования углей;
- разработки буроугольных месторождений открытым способом.
|
Легкая, пищевая, текстильная и др. промышленность
|
Изучено производство:
- синтетического полиамидного шелка «Перлон» для авиационного корда;
- синтетического хлорвинилового волокна «ПЦ»;
- синтетических жирных кислот из парафина.
|
За 1947 г. Управление и его подразделения выполнили 4865 научно-исследовательских и проектных тем; изготовили 2156 образцов опытных машин, приборов и установок; изучили и отправили в СССР рецептуры, технологии и образцы 6200 химикатов, препаратов, материалов и металлов. Только за первое полугодие 1947 г. на эти цели было израсходовано 86 млн марок. Всего за 1947 г. на разработку научно-исследовательских тем по планам Управления было израсходовано 195 948 тыс. марок, при этом годовой план работ был выполнен на 93,5 %. Основными темами НИОКР в 1947 г. стали (табл. 2)[8]:
Таблица 2
Тематика научно-исследовательских и конструкторских работ
Отрасль
|
Произведенные научно-исследовательские
и конструкторские работы
|
Машиностроение
|
Разработаны:
- проект газотурбовоза для товарных поездов с мощностью газовой турбины 3500 л.с.;
- проект паровозо-котельного цеха для Ижорского завода;
- газотурбинная установка мощностью 25000 кВт;
- опытные образцы картофелеуборочного и свеклоуборочного комбайнов;
- клепальные станки-автоматы для самолетостроения;
- опытный образец барабанного котла высокого давления.
|
Электротехническая промышленность
|
- передача электроэнергии постоянным током высокого напряжения;
- производство высоковольтных ртутных выпрямителей (до 180 000 вольт);
- разработка рентгеновских установок для просвечивания металлов;
- проектирование серии измерительных трансформаторов;
- проектирование центрального сортировочного железнодорожного почтамта в г. Москве.
|
Химическая промышленность
|
- технология производства пилоновой смолы;
- технология производства блочного полистирола;
- методы химической очистки технологической аппаратуры;
- технология переработки девонской нефти;
- проект завода по производству авиабензина и масел на базе Черемховских каменных углей.
|
Промышленность строительных материалов
|
- технология производства шлаковых строительных материалов;
- проект завода по производству кварцевого стекла.
|
Добыча полезных ископаемых
|
- брикетирование бурых углей;
- электросварка буровых труб.
|
Медицинская промышленность
|
- технология получения синтетического и биологического пенициллина.
|
Текстильная промышленность
|
- термическая обработка волокнистых материалов токами высокой частоты.
|
В 1948 г. по планам Управления было выполнено 1566 научных тем стоимостью 175 млн марок, созданы 145 типов новых опытных установок, 1828 образцов машин, приборов и аппаратов, разработаны технология и образцы 351 химиката, материалов и металлов[9]. Часть работ выполнялась непосредственно по постановлениям Совета Министров СССР, например — разработка технической документации по производству перхлорвинилового волокна (№ 3272-1066с от 17.09.1947); освоение производства аскорбиновой кислоты (№ 425 от 21.02.48); освоение технологии получения сверхчистого алюминия методом трехслойного электролиза (№ 6144-рс от 25.05.1947); освоение технологии получения редких металлов и рассеянных элементов (№ 1804 от 1.03.47); разработка технологии передачи энергии постоянным током высокого напряжения (№ 525-202с от 01.03.1948) и др.[10]
Для проведения научно-исследовательских работ в ряде отраслевых научно-технических отделов была создана хорошо оборудованная производственная база. В 1948 г. при научно-технических отделах и бюро советских министерств и ведомств в Германии работали 30 опытных производств и 95 лабораторий. Целый ряд научно-технических разработок был завершен изготовлением опытных образцов; например: картофелеуборочного комбайна, катера на подводных крыльях, бензокислородной торпеды, трехфазного электродвигателя, горизонтальной микротурбины и проч.[11] По некоторым научно-исследовательским темам кроме опытных образцов полностью изготавливалась вся технологическая оснастка, что позволяло достаточно быстро внедрять изобретения и технические новации в отрасли советской промышленности. Так, Научно-техническим отделом Министерства автомобильной промышленности в Германии был разработан проект Киевского мотоциклетного завода с полной технологической оснасткой, что позволило запустить завод и начать производство мотоциклов уже в 1948 г.[12]
В качестве консультативных структур, призванных оказывать научно-методическую помощь представительствам отраслевых ведомств СССР, занимавшихся демонтажными работами на немецких промышленных, технических и научных объектах в ноябре 1945 г. были созданы Ученый совет и методические комиссии, которые вначале действовали при аппарате заместителя Главноначальствующего СВАГ по экономическим вопросам. Комиссии организовывались по отраслевому принципу. Первоначально было создано 19 комиссий: горно-геологическая (сырьевая); обогащения полезных ископаемых; топливная (переработка сырья); металлургическая; химических производств; электропромышленная (сильных токов); электропромышленная (слабых токов и связи); энергетическая; авиационная; транспортного машиностроения и моторостроения; технологического машиностроения; технологии машиностроения и обработки металлов; автоматики и телемеханики; судостроения и водного транспорта; строительства и строительных материалов; текстильной и легкой промышленности (волокнистых веществ, бумаги, стекла, кожи и заменителей); сельского хозяйства и пищевой промышленности; здравоохранения; технического оборудования[13].
По мере постепенного изменения приоритетов в деятельности методических комиссий (от научно-технического обеспечения демонтажных работ к методическому обеспечению реализации научно-технических тем и проектов) их задачей явилась общая координация деятельности отраслевых НТО советских министерств и ведомств в Германии и устранение параллелизма в работе. Эта работа была более чем актуальной. Так, реализация темы «Технология сварки» была запланирована в НТО министерств транспортного машиностроения, тяжелого машиностроения и приборостроения, автопромышленности и судостроительной промышленности. Аналогичные случаи параллельной работы над одними и теми же темами имелись и в других отраслевых НТО.
Работой методических комиссий руководил Ученый совет, членами которого являлись председатели методических комиссий, их заместители и крупные специалисты различных областей науки и техники. На заседаниях Ученого совета, проводившихся еженедельно, заслушивались содоклады научно-технических бюро и отделов о результатах своей деятельности. Кроме этих отчетов Ученый совет заслушивал доклады о новых изобретениях, планах работы вновь организованных научных подразделений, а также рассматривал организационные вопросы (например, об организации сессий расширенного Ученого совета при Главноначальствующем СВАГ). В 1946 г. Ученый совет провел 31 очередное заседание и две расширенных сессии, на которых были рассмотрены 137 вопросов.
В 1947 г. Ученый совет был реорганизован в Научно-технический совет при Управлении СВАГ по изучению достижений науки и техники Германии, а методические комиссии стали именоваться научно-техническими. По состоянию на 1 января 1947 г. в Ученом совете было 30 человек, в том числе 1 действительный член Академии наук СССР, 6 профессоров (из них 3 доктора наук) и 12 кандидатов наук[14]. В том же году Научно-технический совет стал работать по квартальным планам, а его заседания проводились 2 раза в месяц. На квартальное планирование была переведена работа научно-технических комиссий и их отчетность. С конца 3-го квартала 1947 г. было введено обязательное рецензирование докладываемых на заседаниях Совета работ с выступлением рецензента в качестве официального оппонента. Принятые Советом постановления направлялись для принятия соответствующих решений в Госплан СССР и министерства. Работа Научно-технического совета в 1947 г. характеризовалась следующими показателями (табл. 3)[15]:
Таблица 3
Тематика и количество рассмотренных
Научно-техническим советом вопросов в 1947 г.
№
|
Рассмотренные вопросы
|
Количество
|
1
|
Основные доклады научно-технических комиссий.
|
16
|
2
|
Содоклады НТО и НТБ о наиболее крупных работах.
|
37
|
3
|
Доклады об отдельных работах.
|
15
|
4
|
Научно-информационные доклады.
|
14
|
5
|
Рецензии работ.
|
4
|
6
|
Организационные вопросы.
|
53
|
В 1947 г. 3 научно-технических комиссии — горная, топливная и по обогащению полезных ископаемых — были объединены в одну. Две научно-технических комиссии (подъемно-транспортных механизмов и автоматики) создавались вновь. В этом составе комиссии существовали до ликвидации Управления и Научно-технического совета.
Представление о том, как работали низовые структуры Управления СВАГ по изучению достижений науки и техники Германии в провинциях и землях зоны, дает отчет о работе отделения по науке и технике УСВА земли Тюрингия за второй квартал 1946 г. — были рассмотрены и утверждены планы работы и сметы групп трех отраслевых министерств по 15 темам; в порядке ознакомления и контроля рассмотрена работа группы Министерства вооружения под руководством генерал-майора С.А. Николаева на заводах «Карл Цейсс» и «Шотт» в г. Иене; группы Министерства мясомолочной промышленности; группы Транспортного отдела СВАГ; филиала Центрального Московского телевизионного института в г. Арнштадте. Отделение также рассматривало, проверяло и представляло экспертные заключения по отчетам групп отраслевых министерств о выполненных научно-исследовательских работах. При этом были сняты 11 исследовательских тем (группы министерств вооружения, резиновой промышленности и группа полиграфии) как фактически нереализованные. Не имелось нарушений в отчетности о выполненных темах в документах групп министерства машиностроения, строительства и стройматериалов, автомобильной промышленности, группы генерал-майора С.А. Николаева, артиллерийско-минометной группы и др.
Сотрудниками отделения по науке и техники УСВА земли Тюрингия была проверена с выездом на места работа групп министерств резиновой промышленности, текстильной промышленности, филиала Центрального Московского телевизионного института в г. Арнштадте и группы Министерства вооружения на заводе «Рейнметалл — Борзиг» в г. Зоммерда. Также инспектировались немецкие научно-исследовательские учреждения, работавшие по советским заказам: Иенский университет, сейсмологический институт в г. Иена, бактериологический институт доктора Г. Кнолля при заводах «Карл Цейсс» и «Шотт» в г. Иене. Отделением проверялась работа по демонтажу и отправке в СССР научного оборудования имперского физико-технического института в г. Вейде.
Анализ изученных архивных документов позволил определить одно из основных направлений его работы — прием изобретений и заявок на новые изобретения от немецких авторов. Несмотря на имевшиеся объективные трудности (отсутствие патентного законодательства в Советской зоне оккупации) во втором квартале 1946 г. отделением был запрошен дополнительный материал по 128 заявкам, получены чертежи и описания по 53 заявкам, направлены на экспертное заключение 28 заявок, отклонены как не представлявшие интереса 63 заявки. В то же время планирование работы и смет расходов по доведению и экспериментальной проверке изобретений, по указанной выше причине, практически не велось.
Отделение по науке и техники УСВА Тюрингии осуществляло контроль за деятельностью всех немецко-исследовательских учреждений, проектных и конструкторских бюро, вело регистрацию ученых и специалистов; составляло и направляло в вышестоящие инстанции планы и отчетные документы о своей работе; обменивалось опытом работы с другими отделениями по науке и технике УСВА провинций и земель зоны. Выполняя внеплановые задания командования, специалисты отделения приняли участие в обследовании ряда угольных и калийных шахт и предприятий Тюрингии. В рамках внеплановой научно-методической работы был рассмотрен ряд научных трудов, которые разрабатывали советские и немецкие специалисты, в том числе работа инженера Ф. Габриэля «О новых методах вычисления точности попадания снаряда в цель»[16].
Примерно такой же объем задач приходилось выполнять отделениям по науке и технике УСВА других провинций и земель зоны, хотя, безусловно, их конкретное содержание и направленность были различны и во многом зависели от исторически сложившегося в этих регионах разделения труда и общего уровня развития науки и производства.
Представляет значительную сложность попытка оценить общую эффективность работы Управления СВАГ по изучению достижений науки и техники Германии и работавших под его контролем научно-технических подразделений на основе только той информации, которая связана с Советской зоной оккупации. В конечном счете эта работа проводилась в интересах экономики, науки и техники СССР. Однако именно на уровне «выхода конечной продукции» в Советском Союзе, если такой термин вообще применим при оценке результатов научно-технического трансферта из Германии в СССР, объективные данные, по указанным ранее причинам, отсутствуют[17]. Тем не менее как показывает анализ документов СВАГ деятельность Управления и работавших под его руководством структур не была свободна от серьезных трудностей и недостатков, существенно влиявших на эффективность их работы. К их числу, по нашему мнению, следует отнести:
- Недостаточную укомплектованность и квалификацию специалистов Управления и научно-технических подразделений министерств и ведомств СССР в Германии. Так, например, даже в 1948 г. общий некомплект штатов Управления и научно-технических отделов составлял 25%. При этом 12% специалистов Управления и НТО не соответствовали должности по квалификации и профессиональному предназначению[18]. Эта ситуация была общей практически для всех органов СВАГ.
- Постоянные изменения, вносимые в тематические годовые планы научно-исследовательских работ большинства научно-технических отделов и бюро, что приводило к хронической «незавершенке» как прежних, так и новых научных тем. Однако это обстоятельство вряд ли можно поставить в вину Управлению СВАГ по изучению достижений науки и техники Германии, так как планы работы НТО составлялись в отраслевых министерствах и ведомствах в Москве. Они же, исходя из ведомственного понимания научно-технических приоритетов развития отрасли, были правомочны изменять эти планы.
- Постоянное отвлечение работников Управления, НТО и НТБ на выполнение советских заказов по репарациям и обеспечение различных демонтажных работ. Думается, что получение заданий такого рода было объективно обусловлено самой структурой «вертикали оккупационной власти», выстроенной в Восточной Германии. В конечном счете Управление СВАГ по изучению достижений науки и техники Германии и научно-технические подразделения отраслевых министерств функционально замыкались на заместителя Главноначальствующего СВАПГ по экономическим вопросам и на уполномоченного Особого комитета при Совете Министров СССР по Германии. Именно эти инстанции были правомочны вносить по мере необходимости соответствующие изменения в работу подчиненных им структур.
- Неквалифицированное и неполное использование как Управлением, так и научно-техническими подразделениями министерств и ведомств в Германии немецкой патентной документации. С учетом того обстоятельства, что Управление СВАГ по изучению достижений науки и техники Германии располагало практически полным комплексом немецких патентов с 1879 по 1945 гг. этот недостаток можно объяснить только тем, что Управление и другие научно-технические структуры СВАГ не располагали достаточным и квалифицированным числом переводчиков для перевода немецкой патентной документации на русский язык. Очевидно, что немецких специалистов со знанием русского языка привлекать для этого не захотели, либо таковых не было вовсе.
- Недостаточно эффективное руководство деятельностью НТО и НТБ в Германии со стороны их отраслевых министерств[19]. Следствием этого были постоянные задержки в присылке технических заданий, программ, утверждений проектов и согласований по ним, технических проб и т. д., а также плохое снабжение необходимыми материалами и приборами, которые не производились непосредственно в Германии, и трудности в размещении заказов на изготовление опытных образцов. Кроме того, тематические планы министерств часто содержали не актуальные для исследования темы, либо темы, которые не имели в Германии производственной базы. Все эти недостатки были имманентно присущи всей насквозь бюрократизированной советской хозяйственно-экономической системе, когда речь шла о научно-технических новациях. Исключение составляли лишь проекты, связанные с оборонной тематикой, либо те, что уже находились «на контроле» в высших советских инстанциях. Таким разработкам и проектам давался «зеленый свет» на всех уровнях.
- По оценкам Госплана СССР со стороны некоторых министерств наблюдалась тенденция к организации в Германии новых научно-технических экспериментальных работ, что ставило развитие советской науки и техники в зависимость от немецкой. Эти же ведомства и их НТО организовали в Германии массовый выпуск новых образцов продукции, что, по мнению Москвы, также могло поставить СССР в зависимое положение от немецкой промышленности. Речь в первую очередь шла о работе научно-технических отделов министерств электропромышленности и промышленности средств связи СССР в Германии, которые сумели восстановить на вверенных им профильных предприятиях зоны производство современной высокотехнологичной продукции (высоковольтных ртутных выпрямителей, электровакуумных приборов и новых видов телевизионных радиоламп), которая пользовалась большим спросом. Будучи, безусловно, позитивными в системе чисто экономических координат, эти действия, тем не менее, совершенно не вписывались в общую линию советской политики в отношении Германии.
Тем не менее, создание Управления СВАГ по изучению достижений немецкой науки и техники позволило значительно усилить контроль за работой научно-технических подразделений отраслевых министерств и ведомств в Германии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Сообщение о Берлинской конференции трех держав // Тегеран — Ялта — Потсдам. Сб. док. Изд. 3-е. М., 1971. С. 383–407.
[2] Западные державы получили в Берлине собственные секторы оккупации, образовавшие в последующем особую административно-политическую единицу Западный Берлин. В свою очередь, американские и английские войска в июле 1945 г. были выведены с территорий, которые должны были входить в Советскую оккупационную зону.
[3] Рейх (Reich) — историческое название Германской империи. В немецкой историографии рассматриваются три исторических государственных имперских образования: Первый рейх — Священная Римская империя германской нации (962–1806 гг.); Второй рейх — Германия, объединенная князем Отто фон Бисмарком (1861–1918 гг.); Третий рейх — нацистская Германия (1933–1945 гг.).
[4] Декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки и Временным Правительством Французской Республики от 5 июня 1945 г.; Сообщение о Берлинской конференции трех держав // Внешняя политика Советского Союза в период Великой Отечественной войны : В 3-х т. М., 1947. Т. 3. Док. и мат., 1 января — 3 сентября 1945 г. С. 273–281, 336–357; Сборники № 1–5 официальных документов, принятых и подписанных Контрольным советом в Германии в 1945–1946 гг. Берлин: Изд. СВАГ, 1946–1947.
[5] Высо́кие техноло́гии (англ. high technology, high tech, hi-tech) — наиболее новые и прогрессивные технологии современности. Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции. К высоким технологиям обычно относят наукоёмкие отрасли. См.: Высокие технологии [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Высокие_технологии (дата обращения: 15.07.2009).
[6] ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп.22. Д. 2. Л. 12–13.
[7] ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 22. Д.14. Л. 24–27.
[8] Там же. Л. 49–52.
[9] ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 4. Д. 74. Л. 3–4.
[10] ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 22. Д. 2. Л. 16–17.
[11] Там же. Л. 18–32.
[12] ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 4. Д. 73. Л. 5.
[13] ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 22. Д. 2. Л. 60–61.
[14] Там же. Л. 64.
[15] Там же. Л. 66.
[16] ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 22. Д. 6. Л. 74.
[17] Так, еще Управления СВАГ по изучению достижений науки и техники Германии отмечало отсутствие отзывов от различных инстанций в Москве на отправленные научно-технические проекты и работы, что не давало возможности судить об их качестве. См.: ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 22. Д. 2. Л. 80.
[18] См.: ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 22. Д. 2. Л. 80. Особенно ощущалось отсутствие крупных ученых специалистов в конкретных областях науки и техники. Утвержденные ставки окладов для сотрудников НТО в Германии (от 1800 до 3300 руб.) не предусматривали персональных надбавок специалистам высшей квалификации. См.: ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 22. Д. 2. Л. 80.
[19] В худшую сторону выделялись НТО министерств сельскохозяйственного машиностроения, автомобильной и тракторной промышленности, целлюлозно-бумажной промышленности, строительных материалов, тяжелого машиностроения, лесной промышленности, речного флота, кинематографии. См.: ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 22. Д. 2. Л. 35–36.
Калинин Анатолий Михайлович — аспирант Московского государственного университета приборостроения и информатики.
Kalinin Anatoly Mikhailovich — a postgraduate at Moscow State University of Instrument Engineering and Computer Sciences.
E-mail: evbodrova@mail.ru
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|