Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 3 2010 – Социология
Федорова И. А. Формы и технологии реабилитации детей с нарушениями умственного развития на примере Алтайского края
УДК 316.35
Fedorova I. A. Forms and Technologies of Handicapped Children Rehabilitation by the Example of the Altai Region
Аннотация ◊ Данная статья посвящена проблеме реабилитации детей с нарушениями интеллекта. Автор осуществляет попытку найти приоритетные формы и технологии реабилитации данной категории в условиях реабилитационного центра. В статье указаны основные результаты эмпирического исследования, проведенного в 2009 году в Алтайском крае.
Ключевые слова: реабилитация, социальная реабилитация, нарушение интеллекта, технология реабилитации, адаптация, интеграция.
Abstract ◊ This article is about problem of handicapped children’s rehabilitation. The author makes an attempt to find priority forms and technologies of rehabilitation of this category of people under conditions of a rehabilitation center. The article presents the main results of an empirical research that was carried out in 2009 in the Altai region.
Keywords: rehabilitation, social rehabilitation, deranged intellect, rehabilitation technology, adaptation, integration.
Согласно данным официальной статистики в Алтайском крае число детей-инвалидов за 3 года (с 2006 по 2009) сократилось на 2 тысячи человек. Но актуальной остается проблема реабилитации детей с ограниченными возможностями. В данной работе реабилитация рассматривается как комплекс медицинских, образовательных, юридических, трудовых и иных мероприятий, направленных как на восстановление функциональной активности, так и на приспособление к жизни в обществе.
В Алтайском крае функционирует 4 ГУ «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». В центрах детям и подросткам с ограниченными возможностями, в том числе детям с нарушениями интеллектуального развития, в возрасте до 18 лет оказывают квалифицированную медико-социальную, психолого-педагогическую помощь, создают условия для их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду. Для успешной адаптации и интеграции умственно отсталых детей в общество, необходимо применять эффективные формы и технологии реабилитации.
Для выявления путей решения данной проблемы нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление приоритетных в Алтайском крае форм и технологий реабилитации детей с нарушениями интеллекта в условиях реабилитационного центра. В качестве площадки для проведения эмпирического исследования было выбрано ГУ «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Барнаула. Исследование проводилось в период с 1.05.2009 по 20.05.2009.
В роли экспертов выступили специалисты центра, непосредственно осуществляющие реабилитацию детей с ограниченными возможностями, в том числе и с нарушениями интеллекта.
Достоверность и обоснованность результатов исследования было обеспечено соответствием теоретико-методологической позиции автора и применяемой совокупности теоретических и эмпирических методов; непротиворечивостью гипотез эмпирического исследования; репрезентативностью выборочной совокупности эмпирического исследования. Опрос экспертов проводился методом нестандартизированного интервью.
В ходе проведения исследования были выявлены приоритетные технологии реабилитации детей с нарушениями интеллекта в условиях реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Использованный в исследовании инструментарий (план беседы) позволил рассмотреть следующие аспекты:
1. Каким образом в центре организован реабилитационный процесс для детей с нарушениями интеллекта
2. Проводит ли центр работу с родителями
3. Существует ли специфика реабилитации умственно отсталых детей в Алтайском крае
Таким образом, при анализе результатов исследования особое внимание обращалось на указанные приоритеты.
В интервью приняли участие около 20 % респондентов от общего числа постоянно работающих сотрудников центра. В процентном соотношении:
60 % — руководители отделов, 40 % — специалистов.
В результате беседы были выявлены следующие формы реабилитации детей с нарушениями интеллекта, которые проводят специалисты центра: социально-медицинская, социокультурная, социальная, психолого-педагогическая и трудовая (частично; в основном в рамках творчества).
При определении приоритетных форм реабилитации умственно отсталых детей мнения экспертов разделились. 44 % респондентов считают комплексную реабилитацию приоритетной при работе с данной категорией детей. 28 % отдают приоритет социально-бытовой реабилитации и еще 28 % считают, что приоритеты в выборе форм реабилитации зависят от возраста ребенка. Например, в младшем возрасте — приоритет должен отдаваться медицинской реабилитации, в более зрелом — психологической и педагогической реабилитации, в подростковом — трудовой.
Эффективность реабилитационного процесса нужно отслеживать и это признают все специалисты. В центре для изучения и анализа эффективности реабилитации проводятся консилиумы всех специалистов.
В центре проводятся практикоориентированные занятия с семьей ребенка. Воздействие на родителей идет через ребенка.
100 % респондентов отмечают затруднения родителей в восприятии своего ребенка. 60 % экспертов связывают это с неадекватной оценкой ребенка, непризнанием его отклонения, непониманием. 40 % отмечают, что трудности в восприятии ребенка вызваны незнанием психологии и неумением контактировать с умственно отсталыми детьми, хотя есть желание узнать, каким образом можно эффективно взаимодействовать с ребенком.
Лишь 14 % опрошенных специалистов сказали, что существует специфика реабилитации умственно отсталых детей в Алтайском крае. В каждом субъекте РФ специфика реабилитации зависит от того, проводит ли конкретное учреждение работу с родителями. 76 % считают, что в Алтайском крае (по сравнению с другими субъектами РФ) не существует специфики реабилитации умственно отсталых детей.
Почти все респонденты заявили, что существуют направления для дальнейшего развития реабилитационных технологий. 28 % считают, что необходимо создать интегрированный лагерь для детей и подростков с ограниченными возможностями и для здоровых детей. 28 % заявили, что, прежде всего, необходимо повышать уровень квалификации и профессионализм самих специалистов, 14,5 % считают целесообразным постоянное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. 14,5 % опрошенных заявили, что развитие должно идти по всем направлениям реабилитации, и можно разрабатывать и внедрять новые технологии, и 14,5 % считают, что уже сейчас делается достаточно в работе с данной категорией детей.
В чем же причины ограничений внедрения инновационных технологий реабилитации? Эксперты назвали 3 причины:
1. проблемы финансирования (44 %);
2. слабая материально-техническая база (100 %);
3. необходимость постоянного обучения и переобучения сотрудников (28 %).
Если рассматривать приоритетные технологии реабилитации, то нельзя выделять только одно конкретное мероприятие. Ведь чтобы достичь успеха в процессе комплексной реабилитации, важно сочетание технологий и форм реабилитации разной направленности. Специалисты центра это хорошо понимают и стараются разрабатывать инновационные технологии.
Федорова Ирина Александровна — бакалавр по направлению социальная работа, магистрант 1 года обучения факультета социологии, Алтайского государственного университета (г. Барнаул). Тел.: 8-3852-62-73-59.
Fedorova Irina Aleksandrovna — a bachelor of social work, first-year candidate for a master's degree of the Sociology Faculty of Altai State University (Barnaul City). Tel.: 8-3852-62-73-59.
Е-mail: irina_a_fedorova (at) mail.ru
|