Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №2 2010 – Педагогика. Психология
Соловьянюк-Кротова В. Г. Стратегии профилактики девиантного поведения старшеклассников
УДК 37.062
Solovianiuk-Krotova V. G. Strategies for Prevention of Deviant Behavior among Senior Pupils
Аннотация ◊ В статье рассматриваются основные стратегии профилактики (предупреждения) девиантного поведения, анализируется их осуществимость в деятельности общеобразовательной школы. Предложен принципиально новый вариант реализации стратегии быстрого реагирования.
Ключевые слова: девиантное поведение, подросток, профилактика девиантного поведения, стратегии профилактики.
Abstract ◊ The article examines the main strategies for prevention of deviant behavior. It analyzes their feasibility in the general education school. A fundamentally new way of rapid response strategy implementation is proposed.
Keywords: deviant behavior, adolescent, deviant behavior prevention, prevention strategies.
Девиантное поведение как феномен является предметом исследования различных наук. Задачи профилактики девиантного поведения стоят перед различными социальными институтами, в том числе и перед общеобразовательной школой. Разработка эффективных стратегий предупреждения девиантного поведения — одна из ключевых задач по удовлетворению социального заказа, стоящего перед системой образования.
В психологическом словаре «девиантное поведение — это система поступков или отдельные поступки человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся представлениям о поведении»[1]. Подобные определения имеют в своем основании общественные отношения индивида с группой людей, поэтому являются социологическими.
Для организации педагогического процесса профилактики девиантного поведения необходимо сместить акценты в область главного регулятора человеческого поведения — психики. Если мы задаемся вопросом, почему у данного индивида возникли отклонения в поведении, то это будет в первую очередь вопрос социологии, медицины, экономики, социального окружения, особенностей семейного и иного воспитания и прочего. Если же мы ищем ответ на вопрос: «Почему индивид как личность выбирает отклоняющийся тип поведения?», мы перемещаемся в область психологии.
Понятие нормы не является объективно заданным. Поэтому в первом уточнении определения его логично заменить на понятие «одобрение» поведения индивида общественной группой.
Второе уточнение обращено к понятию «поступок», анализ которого приводит нас к действию. «Действие, объективно связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к одному из них и одновременно шагом в направлении от другого, и в силу этого обладающее конфликтным смыслом, есть поступок»[2]. Действия определяются мотивом. А мотив — это опредмеченная потребность. Поэтому понятие поступка и действия в определении «девиантное поведение» мы сводим к потребности и предлагаем следующее определение.
Девиантное поведение — это результат личностного выбора индивидом не одобряемого социальным окружением способа удовлетворения возникающей потребности. Если мы научим обучающихся избегать ошибочного выбора при планировании и реализации своих потребностей, то мы решим в общем виде проблему профилактики девиаций в поведении подростков. Обоснуем конкретные методы такой работы.
Нами выделены три основных существующих стратегии профилактики девиантного поведения:
— устранение всех причин возникновения девиаций в поведении или всеобъемлющая (тотальная) профилактика;
— профилактика в соответствии с особенностями личности каждого учащегося или личностно-ориентированная профилактика;
— профилактика девиаций на ранних этапах возникновения девиантного поведения или стратегия быстрого реагирования.
Стратегия всеобъемлющей (тотальной) профилактики девиантного поведения предполагает полное недопущение всех видов девиантного поведения за счет устранения причин, их вызывающих. Для организации всеобъемлющей профилактики необходимо, во-первых, предугадать все возможные отклонения; во-вторых, выявить и теоретически обосновать условия жизни и психического развития, исключающие зарождение любых видов девиаций; в-третьих, реализовать условия жизни и психического развития, исключающие появление любого вида девиантного поведения.
Если принять за основу, что девиантное поведение возникает из-за неблагоприятных социальных условий (Э. Дюркгейм, Р. Мертон и др.), то изменение этих условий потребует обязательного решения вопроса социально неблагополучных семей и семей, живущих за чертой бедности. Государство пока не может решить данную проблему.
Серьезным препятствием может стать и различие в культурных традициях и национальных особенностях людей. У некоторых народностей, например, на Кавказе или на Кубани, существует культура употребления алкогольных напитков. Принуждение к отказу от алкоголя как от возможной причины возникновения девиантного поведения повлечет возмущение со стороны народности и к утрате национальных особенностей.
Когда в семье много детей (что традиционно для сельской местности и южных районов страны), родители вынуждены много работать, чтобы обеспечить себя и детей как минимум питанием и одеждой. Если родители не справляются с организацией быта и воспитания, то дети оказываются предоставленными сами себе. Их воспитание становится стихийным, подверженным серьезным поведенческим проблемам, что может привести к появлению девиантного поведения. Для европейской части России и больших городов более типична семья с одним или двумя детьми, когда ребенок в семье становится центром, вокруг которого вращаются интересы взрослых. Ситуация развития этого ребенка также может быть угрожающей, но по другим причинам.
Следует отметить, что в зависимости от подходов к сущности девиантного поведения каждый исследователь определяет свою группу причин его возникновения. Для всеобъемлющей профилактики необходимо устранять все (!) выявленные причины девиантного поведения с равной интенсивностью.
Например, С. А. Беличева считает основной причиной девиантного поведения неблагоприятное психосоциальное развитие и нарушения процесса социализации. В общем случае эти нарушения проявляются как детско-подростковая дезадаптация, которая может быть представлена в довольно сложном сочетании и возникать в достаточно раннем возрасте, и «…выявление такого рода негативных влияний затруднено, прежде всего потому, что они не выступают изолированно, а представляют <…> взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих в разных возрастных периодах с разным негативным вкладом и «весом» в развитие девиантного поведения…»[3].
В. Н. Мясищев, занимавшийся проблемами трудновоспитуемости как формой проявления девиантного поведения, указывал на то, что девиантное поведение — это результат сложного сплетения комплекса социальных и биологических факторов. При этом «…мы подчеркиваем важность изучения личности ребенка в целом, роль отношения его к действительности и характеристики с точки зрения динамики этих отношений аномального детства…»[4].
Таким образом, большая трудоемкость, значительные экономические затраты, существенные теоретические затруднения делают данную стратегию практически неосуществимой.
К тому же общекультурное наследие показывает, что всеобъемлющая профилактика, если и оказывается возможной, не дает гарантированного результата. Например, индийского принца Сиддхартху Гаутаму всячески ограждали от бед и несовершенства мира, растили его в гармонии и радости. И когда принц впервые вышел за порог дворца, то испытал настоящий шок от встречи с болезнью, нищетой, старостью и смертью. Гаутама принял решение найти спасение для всех людей от страданий. Так появился Будда. В реальной же жизни чаще происходит иной вариант развития событий, чем в этой легенде: ограждаемая и охраняемая личность, внезапно получив свободу выбора, встает на путь порока и саморазрушения, что тоже описано во множестве изустных преданий и литературных произведений (например, в «Притче о блудном сыне» или «Портрете Дориана Грея» О. Уайльда). Следовательно, стратегия тотальной профилактики не только сверхтрудоемка, но и, скорее всего, вредна.
Во второй стратегии, которую мы назвали персональной или личностно-ориентированной профилактикой, предполагается строить профилактическую работу с учетом особенностей личности каждого учащегося. В этом случае необходимо организовать изучение психологических особенностей всех подростков для того, чтобы выделить группы индивидов, склонных к различным типам девиаций и заранее принимать предупреждающие меры в таких группах.
Е. В. Змановской[5] обобщен научный материал, а факторы, влияющие на возникновение девиантного поведения, систематизированы в несколько больших групп: индивидуально-типологическая ранимость; нарушение саморегуляции личности; дефицит ресурсов личности; дефицит социально-поддерживающих систем; социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие девиантное поведение; особенности девиантного поведения; форма и степень выраженности девиантного поведения; отношение личности к отклоняющемуся поведению; ингибиторы и ресурсы личности. Сочетание нарушений нескольких факторов определяет психологическую склонность к определенному виду девиантного поведения.
Обследование учащихся на предмет нарушения этих факторов позволяет достаточно надежно определить предрасположенность к различным видам девиантного поведения и организовывать работу по профилактике индивидуально для каждого подростка. Осуществлять эту стратегию должны люди, способные организовать и провести такое обследование. Кто будет этим заниматься в школе? Классный руководитель? Это, как правило, учитель-предметник, который не имеет специализированных знаний в психологии личности и недостаточно квалифицирован в области работы с девиантными подростками. И основное время он обязан использовать на преподавание своего предмета.
Такое обследование может проводить социальный педагог. В его профессиональные компетенции входят знания о психологических особенностях девиантных подростков и о методах работы с ними. Он владеет достаточной квалификацией для проведения обследования и для реализации различных методик профилактики. Социальный педагог как должность вводится по нормативу на 500 учащихся. Проведя тестирование, он должен потратить определенное время на обработку результатов тестов, составление социально-психологической карты, выбор и реализацию методик профилактики. Всего в распоряжении социального педагога около 1600 рабочих часов в год. Значит, на каждого ученика ему дается не более 3,2 часа в год для всех видов работ. В обязанности социального педагога входят также посещения социально неблагополучных семей, организация советов профилактики, работа в комиссии по делам несовершеннолетних и иные виды работ. В таких условиях даже собрать информацию для качественной организации персональной профилактики затруднительно. Поэтому полноценно реализовать данную стратегию на практике пока невозможно.
Однако существует, научно доказан и успешно осуществляется позитивный опыт по реализации личностно-ориентированной стратегии. Следует отметить, что опыт реализации второй стратегии связан больше с коррекцией, а не профилактикой девиантного поведения, потому что в процесс вовлекаются подростки, уже совершившие неодобряемые поступки. Формируются группы индивидов со сходными поведенческими проблемами. Коррекция организована во внеурочных занятиях, в досуговой деятельности, в загородных лагерях и образовательных центрах, в детских домах и учебных заведениях интернатного типа, при работе с родителями и т. п. При этом общая статистика не показывает снижение числа старшеклассников с девиантным поведением. Следовательно, существует несоответствие между теоретическими решениями задач профилактики девиантного поведения и практическим уровнем их реализации. Возможная причина кроется в том, что разработанные технологии в основном ориентированы на внеурочную деятельность и воспитательные мероприятия, недостаточно обеспечивая профилактическое воздействие в целостном образовательном процессе, в частности, в учебной деятельности.
Проанализируем третью стратегию — профилактику девиаций на ранних стадиях возникновения девиантного поведения или стратегию быстрого реагирования. Очевидно, что чем раньше начинается профилактика, тем она эффективней. «…Психопрофилактическая работа … наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем…»[6].
Такая психопрофилактическая работа в существующей практике традиционно включает в себя следующие формы: организацию социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально-важным навыкам; организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий девиантного поведения.
По указанному перечню форм психопрофилактической работы видно, что предлагается заниматься всеми условиями и причинами возникновения девиантного поведения: социологическими, бытовыми, экономическими, психологическими, организационными и прочими. По сути дела это призыв вернуться к первой стратегии — стратегии веобъемлющей профилактики девиантного поведения.
Для профилактики (предупреждения) требуется, чтобы личность еще не избрала социально неприемлемый способ удовлетворения своих потребностей и, тем более, еще не было бы сформированной отрицательной привычки. Следовательно, необходимо успеть предупредить, не допустить девиантный способ удовлетворения потребности личностью на самом раннем этапе.
Исследователи девиантного поведения (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Ю. Клейберг, В. Франкл, К. Роджерс, С. А. Беличева, Ю. И. Юричка и др.) из разных отраслей науки не рассматривают стадии формирования девиантного поведения. Понятие раннего этапа появления девиантного поведения остается нераскрытым. Обычно интуитивно ранний этап связывается с возрастом учащегося, а не с процессом возникновения и формирования отклонений в поведении. В существующих теориях девиантное поведение появляется как готовый продукт скрытых от нас процессов. То есть при наличии соответствующих причин и условий часть индивидов вдруг начинает вести себя девиантным образом.
Мы опирались на положение о том, что основной движущей силой психического развития ребенка выступают потребности — главные побудители поведения. Целостность структуры личности, ее направленность определяются возникающей в процессе жизни и воспитания индивида системой потребностей.
Вслед за С. Л. Рубинштейном под потребностью мы понимаем такое психическое переживание индивидом сложившейся ситуации, при котором, во-первых, человек испытывает эмоциональное состояние неудовлетворенности, дискомфорта, неопределенного эмоционального напряжения, эмоциональной дисгармонии; во-вторых, состояние эмоциональной дисгармонии вызывает активность индивида; в-третьих, вызванная активность направлена на поиск объекта, который, по мнению субъекта, может снять состояние эмоционального дискомфорта. Удовлетворением потребности является процесс или результат овладения таким объектом, который устраняет (снимает) возникшее эмоциональное напряжение потребностного состояния.
Такое определение потребности может быть использовано для управления педагогическим процессом формирования социально одобряемого поведения. Нарушения в процессе удовлетворения потребности проявляются в ошибочном выборе способов удовлетворения потребности. Если способ, избранный индивидом, социально не одобряется, то поведение индивида становится девиантным.
Поэтому стратегией раннего реагирования будет являться обучение подростков безошибочному выбору социально приемлемых потребностей и способов их удовлетворения. Результатом профилактики девиантного поведения будет являться сформированная у личности привычка выбирать только социально приемлемые способы удовлетворения своих потребностей.
Анализировать удовлетворение каждой потребности старшеклассников с целью предупреждения девиантного поведения у каждого подростка — слишком трудоемкий процесс, практически не осуществимый в рамках образовательного процесса. Поэтому нами выделены потребности, удовлетворение которых приоритетно для каждого старшеклассника: потребность в самоуважении (общественном признании и оценке); потребность в достижении; потребность в самореализации (самоактуализации). Удовлетворение данных потребностей для подростка настолько важно, что даже может превышать актуальность физиологических потребностей (например, девушка отказывается удовлетворять потребность в пище, чтобы похудеть и понравиться подругам и друзьям). Корни трудновоспитуемости, учебных неудач, педагогической нечувствительности и запущенности во многом лежат в невозможности удовлетворить именно эти важные для него потребности в главной деятельности подростка как учащегося — в учебной деятельности. Если ученик вне школы занимается спортом, общественно-значимой деятельностью, находит поддержку и реализацию в семье, то его потребности, не удовлетворенные в школе, все-таки находят иной способ удовлетворения. Для подростков с девиациями в поведении, к сожалению, типично то, что они не имеют поддержки социума: дома их никто не любит, на улице друзья и товарищи испытывают те же проблемы, заниматься спортом или искусством нет финансовой или физической возможности. Общение со старшими ребятами из социально незащищенных слоев населения дает опыт только девиантного способа удовлетворения потребностей в самоуважении, достижении и самореализации. Поэтому они удовлетворяют потребности в самоуважении, достижении и самореализации именно девиантным способом.
Для профилактики девиантного поведения на ранней стадии его возникновения требуется:
— вскрыть способы удовлетворения потребностей, освоенные к этому моменту старшеклассниками;
— в процессе планирования будущего найти возможные девиации в потребностях и способах их удовлетворения;
— оказать педагогическое воздействие по устранению девиантных способов удовлетворения потребностей, организовав усвоение социально приемлемых способов деятельности.
Нами разработан и экспериментально проверен метод «виртуального планирования реального будущего», который позволяет реализовать вышеперечисленные требования на предметных занятиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского. М., 1990. С. 257.
[2] Фридман Л. Ф., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., 1998. С. 263.
[3] Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1994. С. 20.
[4] Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 2003. С. 160.
[5] Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2004. С. 78–80.
[6] Там же. С. 161.
Соловьянюк-Кротова Валентина Григорьевна — соискатель Бирской государственной социально-педагогической академии Республики Башкортостан, заместитель директора по ИКТ, учитель высшей категории по информатике и физике МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 129», г. Уфа.
Solovianiuk-Krotova Valentina Grigorievna — an applicant of the Birsk State Social and Pedagogical Academy of the Republic of Bashkortostan, vice-principal for information and communication technologies, qualified teacher in informatics and physics at Municipal Education Institution “General Education School No 129”, Ufa city.
E-mail: valkenson@yandex.ru
|