Abstract ◊ In the article the efficiency of application of the principle of positive reinforcement on the process of training and on the communication sphere as a whole is proved.
Пожалуй, в современном мире мало кто станет возражать против того, что воспитание и обучение не должно быть основано на наказаниях (или только лишь наказаниях), и теория позитивного подкрепления интуитивно кажется знакомой многим, кто разделяет ценности гуманистической психологии и философии. Обучение должно быть мотивированным, и желательно, чтобы мотивация была позитивной, то есть мотивация «к», а не «от» — все это как будто тоже не нуждается в специальных доказательствах. Тем не менее, мы наблюдаем безрадостную в целом картину — обучение (чему бы ни было) редко бывает легким и радостным, и желания изучить что-то хватает лишь на первое время, потом мотивация куда-то уходит и наступает утомление, скука и стойкое торможение, преодолеть которое способны лишь люди с железной силой воли. Бытует убеждение, что для того, чтобы обучиться чему бы то ни было, нужно преодолевать сложности, и трудно должно быть непременно. Разумеется, в итоге с таким общепринятым убеждением все так и выходит. Даже те редкие случаи, когда обучение оказалось удачным, это воспринимается как проявление выдающихся способностей.
Что касается школьного обучения, не секрет, что нередко даже самые мотивированные дети, с большой радостью идущие в первый класс, достаточно быстро теряют мотивацию и уже не хотят учиться в полную силу. Причем сказанное может касаться как тех, кому школьная программа дается трудно (тут вроде бы понятно, почему таким детям неохота ходить в школу), так и тех, кому эта программа чересчур легка. Такие сообразительные дети с большей, нежели у других, скоростью мышления, «ловят с лету» то, что говорит учитель, в первые 10–15 минут урока, а остальное время вынуждены скучать и «валять дурака», за что их нередко наказывают. Таким образом, любовь к учебе если не убивается окончательно (все-таки страсть к познанию порой оказывается сильнее всех обстоятельств), то уж точно не растет и не развивается.
Методология преподавания включает в себя прежде всего способ подачи специальных знаний в определенном распорядке — от простого, понятного к сложному, четко, пошагово и в том темпе, который является оптимальным — это само по себе весьма непростая задача, и уже существует множество передовых теорий, позволяющих значительно быстрее и эффективнее, нежели раньше, обучаться самым различным навыкам.
Однако мы хотели бы остановиться еще на одной важной составляющей успешного обучения, включающей в себя такой источник энергии и мотивации, как позитивные эмоции. У любого мыслящего существа есть потребность постигать что-то новое, и правильно опираясь на эту потребность, можно повысить эффективность обучения во много раз. Применение принципа «позитивного подкрепления» помогает обучаемому испытывать радостное чувство удовлетворения от своих достижений в процессе обучения, тем самым подпитывая мотивацию обучаться дальше.
Однако само понятие «подкрепление», которое мы позаимствовали из бихевиоральной теории обучения Скиннера, имеет некоторые тонкости, на которые мало кто обращает внимание. Между тем обучение с подкреплением — это вовсе не система наград и наказаний, как кажется многим. Дело в том, что награды и наказания — это то, что обычно приходит после того, как действие совершено, часто спустя длительное время, как, например, в уголовном суде. Они могут повлиять, а могут и не повлиять на будущее поведение, так как это уже зависит как от справедливости награды или наказания, так и от степени морального развития наказываемого или награждаемого субъекта. С уверенностью можно утверждать одно — они, безусловно, не могут воздействовать на уже совершенное действие. Поэтому система наград и наказаний, хотя и призвана обучать общественным нормам, апеллирует скорее к памяти и воображению. Подкрепление же — как «положительное», к которому надо стремиться, например, улыбка, ласка или словесное одобрение, так и «отрицательное», которого желательно избегать, подобно нахмуренным бровям, ругани или причинению физической боли, происходит именно во время поведения, на которое надо воздействовать. Подкрепление изменяет поведение только тогда, когда дается в правильно выбранный момент.
Например, в воспитании детей (да и вообще во взаимоотношениях людей) плохо помогает крик и ругань, если кто-то ведет себя не так. Однако если вместо того, чтобы замечать только негативное и бороться с ним, наоборот, подмечать те элементы поведения, которые вам нужны, и сразу подкреплять их, желаемые изменения наступят гораздо быстрее. Например, стабильно хвалить, улыбаться, благодарить, когда ваши просьбы и пожелания выполняются, но тщательно игнорировать, когда вас игнорируют или раздражают. Неподкрепляемое поведение имеет свойство угасать, а подкрепляемое — усиливаться.
Конечно, подобные рассуждения непременно приведут к возражениям со стороны тех, кто воспитан в гуманистических традициях, так как воздействие на поведение человека при помощи своего рода осознанной техники кажется непоправимо безнравственным. Однако очевиден тот факт, на который опять же мало кто обращает внимание, что все мы пытаемся влиять на поведение друг друга любыми попавшимися под руку средствами, и зачастую эти средства не только не хороши, но и гораздо хуже тех, которым можно обучиться, исследовав механизмы грамотного использования подкрепления.
Понятие положительного подкрепления
Итак, что же такое положительное подкрепление? Согласно определению, предложенному Карен Пайор[1], положительное подкрепление — это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия. Любое поведение (осознанное ли оно, либо является автоматическим) можно усилить с помощью положительного подкрепления. Например, житейская ситуация: вы ждете звонка от близкого человека, и хотите, чтобы он звонил вам чаще. Напрямую воздействовать на то, чтобы он позвонил вам, будет затруднительно, но ситуация приобретает иные очертания, когда долгожданный звонок наконец раздался. Если вы искренне радуетесь звонку и стараетесь общаться с близким вам человеком так, чтобы ему было с вами интересно и приятно разговаривать, вы тем самым положительно подкрепляете его поведение, и таким образом, повышаете вероятность частоты звонков. Однако, что порой происходит на самом деле? Как только вы слышите долгожданный голос горячо любимого человека, вы обрушиваетесь на него с требованием объяснить, почему он так долго не звонил, жалуетесь, как вы волнуетесь и страдаете и т. п., не задумываясь о том, что все эти претензии и упреки (даже если они вполне справедливы) приводят лишь к его досаде и раздражению. В итоге создается следующая ситуация: человек не звонит вам по каким-то причинам, но он знает, как вы ждете его звонка и переживаете, а так как он уже не звонил целую неделю, это знание усугубляется для него еще и чувством вины… Налицо целый букет негативных эмоций, связанный с телефонными звонками — конечно, звонящий будет избегать негативных ощущений от разговора с вами, стараясь звонить вам реже. Таким образом, вы обучаете (и нередко вполне успешно!) этого человека вам не звонить.
Однако следует помнить о том, что далеко не всегда «хорошее отношение» является положительным подкреплением. Если вас пытаются вывести из себя, ни улыбка, ни похвала таких людей не остановят, так как подкреплением для них будет ваш гнев, ярость и слезы. Если вы не хотите, чтобы вас выводили из себя, лучше всего никак не подкреплять подобное поведение, чтобы оно, не получая подпитки вашими эмоциями, само собой угасло. Таким образом, во всех ситуациях нужно всегда учитывать контекст, осознавать, чего другие хотят от вас, а чего от них хотите вы.
В противоположность положительному, отрицательное подкрепление можно определить как то, чего субъект будет стараться избегать. Как уже говорилось выше, наказание происходит после поведения, на которое оно должно воздействовать, и избежать наказания, изменив взгляды или поступки, невозможно, так как неправильное поведение уже осуществилось. С той или иной степенью эффективностью наказание формирует будущее поведение. Можно в будущем, из страха наказания, улучшить его, или же научиться быть более хитрым и осмотрительным, чтобы впредь не попадаться. К сожалению, второй вариант модификации поведения вследствие наказания встречается чаще. Поэтому будет правомерным сделать предварительный вывод, что отрицательные подкрепления, как и наказания, которые можно рассматривать как отсроченные отрицательные подкрепления, работает менее эффективно, нежели положительные. Ниже речь пойдет о различных аспектах использования именно положительного подкрепления.
Информационная составляющая подкрепления
Смысл позитивного подкрепления заключается не только в том, чтобы тот, кто его получает, испытал позитивные эмоции и тем самым захотел повторить подкрепляемый поведенческий паттерн. Подкрепление — это еще и информация. Оно сообщает субъекту, что именно, какой элемент в его поведении нравится. В процессе обучения чему-то новому именно информационная часть подкрепления становится особенно важной, порой даже важнее самого подкрепления. Не столь важно, каким образом будет организовано подкрепление, важно, чтобы ученику было понятно, что в данный момент он сделал то, что надо. Например, во время тренировок спортсменов или при обучении музыкантов и танцоров очень помогают короткие восклицания учителя или тренера «Да!», «Так!», «Хорошо!» и т. п., отмечающие нужное движение, правильно взятую ноту или четко выдержанную паузу. Так как обучение затрагивает не только рациональную часть человека, но и эмоциональную, такого рода помощь со стороны мастера может значительно улучшить качество обучения. Ученик 1) получает информацию о мельчайших нюансах мастерства, которые зачастую невозможно объяснить словами или описать в учебниках, напрямую от человека, который этим мастерством уже владеет, 2) испытывает положительные эмоции от того, что у него уже получается, и, как следствие, 3) получает дополнительный импульс-мотивацию обучаться дальше. Когда обучение строится подобным образом, естественная радость от того, что начинает получаться то, что раньше казалось труднодостижимым, умножается за счет того, что оказываются задействованы еще и бессознательные ресурсы.
Необходимо добавить, что построение подобного стиля обучения, являясь более эффективным и приятным для учеников, требует гораздо большего педагогического и психологического мастерства, а также ежесекундного внимания к подопечному. Навык удержания такого активного внимания в течение множества часов обучения есть не у всех, но ему тоже — как и любому другому навыку — можно обучиться, изучая и применяя, в свою очередь, принцип позитивного подкрепления. Существуют различные курсы, где с помощью активных форм обучения (тренинги, обучающие игры и т. п.) можно повысить коммуникативную компетентность, в которую безусловно входит и умение внимательно слушать, наблюдать за реакциями собеседника и пробовать различные новые формы взаимодействия. Порой то, что кажется странным, смешным и даже бессмысленным, оказывается весьма эффективным — но узнать об этом можно, лишь проверив на собственном опыте. Например, мало кто применяет такой легкий и эффективный способ мотивирования себя, как самоподкрепление. Тем не менее даже мысленная похвала, улыбка самому себе в зеркало, или маленький кусочек шоколада за успешно сделанную работу, если их применять методично и в течение некоторого времени, могут значительно улучшить показатели, чем бы вы ни занимались — на писанием статей, обучением игре в теннис или изучением иностранных языков. Любая, пусть даже маленькая победа: точный удар (при игре в теннис или гольф), раннее вставание ради того, чтобы вовремя поспеть к началу важного события, проявленная решительность при разговоре (для слишком робких и застенчивых людей), достойна подкрепления. Разумеется, подкреплением является и само по себе ощущение победы, однако люди зачастую настолько строги по отношению к себе, что гораздо больше времени у них уходит на то, чтобы мысленно укорять себя за недочеты, забывая похвалить себя за успехи.
Время подачи подкрепления
Наибольшая ошибка, или недочет начинающего педагога или тренера — запоздалое подкрепление. Как уже говорилось, подкрепление должно совершаться не просто в связи с действием, которое предполагается видоизменить или закрепить/усилить, а желательно одновременно с ним. Только так подкрепление будет способствовать возникновению новых нейронных связей в головном мозге, необходимых в процессе обучения чему бы то ни было — будь то научная теория или новая форма поведения.
Мы все знаем, что нужно друг друга хвалить, говорить добрые слова и благодарить за то, что для нас делают по нашей просьбе или по собственной инициативе. Однако бывает, что добрые слова, призванные подкрепить то, что нам нравится, порой действуют чуть ли противоположным образом. Почему? Чаще всего потому, что нужные, подходящие и прекрасные слова оказались сказаны 1) не так, 2) не тогда, т. е. в неподходящий момент. Очень часто подкрепление запаздывает, и хорошо, если еще есть время, чтобы как-то исправить ситуацию. Как часто люди горько сожалеют о словах любви и благодарности, которые так и не успели сказать тому, кто уже ушел из жизни!
Итак, как выглядит стандартное запаздывание подкрепления. «Послушай, ты была самой красивой девушкой на новогодней вечеринке!» Женщина вправе решить, что сегодня комплимент уже неактуален, и зачем тогда его говорить? Вместо радости он может принести досаду и огорчение (особенно если сегодня эта женщина не ощущает себя столь красивой). Так же фразы, которые говорят при расставании: «Я благодарю тебе за все, что ты для меня делал(а)», «Ты был(а) мне лучшим другом» и т. п. — воспринимаются не как искреннее признание, а лишь как средство «подсластить пилюлю», ведь все уже в прошлом… А что стоило сказать те же слова в момент, когда они были актуальны? Мы продолжаем свято верить, что сила слов перекроет ошибки во времени подкрепления, и лучше поздно, чем никогда, однако, к сожалению, иногда «поздно» бывает равно «никогда».
Однако преждевременное подкрепление тоже неэффективно. Оно может быть приятным, утешающим, или же (если его слишком много) стать раздражающим и мешающим (вряд ли кому понравятся безостановочные подбадривания). Что касается маленьких детей, то чрезмерное и слишком раннее подкрепление может понизить эффективность их обучения. Тому есть две причины. Первая — постоянно нахваливая ребенка и говоря ему: «Молодец, хорошо, ты уже почти все сделал(а) правильно», мы не даем ему четкую информацию, что именно он делает хорошо и правильно. Получается, мы его хвалим уже за то, что он вообще что-то делает, независимо от результатов, т. е. практически мы подкрепляем попытки. Но существует большая разница между попыткой сделать что-то и выполнением этого. Для продолжения начатого и достижения каких-то значимых успехов требуется гораздо больше усилий, внимания, терпения, нежели просто попробовать что-то поделать короткое время. Возможно, именно из детей, у которых подкреплялись попытки, и вырастают инфантильные взрослые, которые не в состоянии сосредоточиться на чем-то и довести начатое до конца. Кому не знакомы бесконечные причитания «Я не могу», которые лишь иногда отражают фактическое положение вещей. Зачастую они являются признаком того, что субъект бессознательно «выпрашивает» подкрепление, т. н. «моральной поддержки». Однако получение желаемого еще не означает, что все будет сделано, так как подкрепление поведения, которое еще не совершилось, — подарками, обещаниями, комплиментами или чем-нибудь в этом роде — ни в коем разе не подкрепляет это поведение. Как уже говорилось выше, подкрепляется в лучшем случае попытка, или же — такое тоже часто случается — выпрашивание подкрепления.
Режимы подкрепления
Процесс обучения проходит в несколько последовательных этапов. На начальных этапах важны одни подкрепления, на последующих, когда навык уже почти сформирован — другие, этап шлифовки мастерства требует совсем иных форм поддержки. Мудрые педагоги и тренеры знают это или интуитивно чувствуют, совершенно по-разному работая с одними и теми же подопечными в разный период обучения.
Механистический взгляд, согласно которому обучаемый уподобляется машине, постоянно нуждающейся в одной и той же порции топлива одного и того же качества, может привести к еще одной ошибке. Эта ошибка состоит в представлении, что если начать вырабатывать поведение с помощью положительного подкрепления, то необходимо продолжать его применение на протяжении всей дальнейшей жизни субъекта, если этого не будет, то поведение исчезнет. На деле же постоянное подкрепление необходимо только на стадиях обучения. Начинающий нуждается и в моральной, и в информационной поддержке, которую как раз и дает положительное подкрепление. Каждый правильный шаг, даже самый незначительный, достоин подкрепления. Начинающий фигурист проехал два круга на коньках и ни разу не упал — молодец! Однако когда он уже отрабатывает сложные прыжки, довольно странно будет хвалить его за то, что он просто хорошо стоит на коньках; однако этапы сложных элементов, которые он теперь осваивает, по-прежнему нуждаются в подкреплении. В дальнейшем, когда катание уже в целом освоено, можно переходить к другому типу подкрепления, которое называется вариабельным режимом подкрепления, которое подается нерегулярно и в случайном порядке. Это необходимо для того, чтобы поддерживать уже выученное поведение на определенном уровне надежности. Как это ни покажется странным, для уже выработанного поведения вариабельный режим более эффективен для поддержания, чем постоянный, предсказуемый. Нам понятно, что нет нужды продолжать наказывать за неправильное поведение, если оно прекратилось, но почему бы не вознаграждать постоянно за правильное поведение. Это представляет логичным, но не так эффективно, как нам хотелось бы. Возможно, ответ кроется в особенностях нашего мышления, которое всегда стремится отгадывать загадки, а если схема чересчур проста и понятна, ей просто «неинтересно» становится следовать. Эта особенность нашей психики используется в азартных играх. Игроки никогда не знают наверняка, выиграют они или проиграют, и чем длительнее интервалы между подкреплениями в вариативном режиме, тем сильнее он стимулирует поведение (т. е. в данном случае продолжение игры). Игрок, который однажды получил большой куш, и после этого долго не выигрывал, будет стремиться «отыграться», и продолжать играть в ущерб себе, несмотря на полосу проигрышей…
Такого же рода непонятная стороннему взгляду зависимость от супруга или любовника, который отвратительно обращается со своей половинкой, может быть объяснена механизмом воздействия эпизодического подкрепления и длительными интервалами. Эта зависимость (не обязательно любовная, порой это именно походит на наркотическую зависимость) тем сильнее, чем более непредсказуем партнер, который третирует и обижает. Жертва режима с длительными интервалами между подкреплениями попала на крючок. Вступив в эмоциональную связь с очаровательным, веселым, обаятельным человеком, который дарил радость и счастье, но постепенно становился все более несговорчивым и даже враждебным, они живут теми редкими моментами, когда их партнер проявляет свои лучшие качества (увы, на короткое время). Так же, как редкий луч солнца в осеннюю непогоду заметен гораздо больше, чем летним погожим деньком, эти кратковременные «потепления» в отношениях, в целом весьма нерадостных, производят сильнейший подкрепляющий эффект, мотивируя сохранять эти отношения как можно дольше… Еще одна причина, которая «не отпускает» таких людей — трудные отношении, в которых много страданий и обид, кажутся им более насыщенными и интересными, так как на фоне постоянных отрицательных эмоций редкие мгновения счастья кажутся столь яркими, что ни один нормальный, доброжелательный и спокойный партнер не в силах дать им такую же остроту переживаний. Именно поэтому, избавившись от одного партнера, «практикующего режим вариабельного подкрепления», такие люди нередко находят похожего, способного предоставить им такой же коктейль сильных и противоречивых переживаний.
Помнить о психологических секретах, связанных с действием этого вида подкрепления, важно еще по одной причине. Если вы вознамерились бороться с каким-то поведением, пытаетесь угасить его, очень важно не подкреплять его вовсе и никогда! Без подкрепления поведение угасает — может быть не так быстро, как хотелось бы, но терпение и стойкость приведут к желаемому эффекту. Однако существует страшная опасность — стоит однажды уступить, т. е. подкрепить нежелательное поведение (одна поблажка ворчуну и зануде, стремящемуся пожирать ваше время и внимание, одна уступка истеричному требованию избалованного ребенка и т. п.) — и поведение, уже почти начавшее угасать, усилится! Это усиление дает включение режима с длительным интервалом между подкреплениями. И дальнейшая борьба потребует уже еще больше времени и терпения.
Чего можно добиться с помощью положительного подкрепления
К. Прайор приводит несколько интересных и познавательных примеров того, чего добились ее знакомые с помощью положительного подкрепления. Джуди, дизайнер по профессии, поступила в вечерний рисовальный класс при соседнем университете, где занятия происходили раз в неделю; из двадцати человек в классе большинство тоже были дизайнерами, либо коммерческими художниками. Преподаватель на неделю задавал домашнюю работу, выполнением которой мало кто себя утруждал. Преподаватель, естественно, огорчался и каждый раз подолгу критиковал учеников за плохое отношение к выполнению домашних заданий. Устав от того, что их без конца бранили, Джуди предложила преподавателю подкреплять тех, кто принес домашние работы, вместо того чтобы вправлять мозги тем, кто не сделал их. Так он и поступил, подкрепляя своих учеников публичной похвалой за каждое выполненное задание. К третьей неделе в классе не только улучшилось настроение, но и возросло число выполнивших домашнее задание с одной трети до трех четвертей класса.
Мы можем сказать, что преподаватель применял отрицательное подкрепление, к тому же отсроченное, которое, как нам известно, весьма малоэффективно. Заменив же его на более эффективный способ позитивного подкрепления, он (возможно, неожиданно для себя), обнаружил, что этот способ гораздо эффективнее и гуманнее — как по отношению к ученикам, так и по отношению к преподавателю.
Следующий пример еще более удивительный. Молодая женщина вышла замуж за человека, который очень любил распоряжаться и командовать. Хуже того, и его отец, который жил с ними, тоже взялся помыкать невесткой. Эту историю рассказывала мать девушки, которая была в ужасе, когда впервые увидела, что приходится терпеть ее дочери. «Не беспокойся, мама, — сказала дочь, — поживем — увидим». Девушка взяла за правило как можно меньше реагировать на команды и резкие реплики, и одновременно подкреплять послушанием и живостью реакции любое проявление вежливости и внимания со стороны мужчин. За год она превратила их в очень славных людей. Теперь, когда она приходит домой, они встречают ее улыбками, и оба с радостью соглашаются помочь с покупками.
Последний пример, который хочется также привести, важен не только при работе с животными. Одна восьмиклассница, жившая в городе, любила по выходным брать свою собаку на загородные прогулки, но собака часто убегала очень далеко и не возвращалась на зов, особенно когда наступала пора ехать домой. Однажды во время прогулки, когда, бегая туда-сюда, собака сама подходила к девочке, та начала очень живо на это реагировать — хвалить, гладить, болтать, обнимать, возиться с собакой. Когда пришло время ехать домой, девочка позвала собаку, и та с радостью подошла к ней. Громадное радушие в качестве положительного подкрепления, очевидно, перевесило обычное продление собакой своей свободы. Больше на прогулках неприятностей с ней не было.
Приведенные выше примеры позволяют надеяться, что знание принципов положительного подкрепления позволит улучшить коммуникацию в самых разных областях нашей жизни, и конечно, прежде всего, в обучении и самообучении.
Самоподкрепление
Как уже говорилось выше, многие люди настолько строги к себе, что в качестве самоподкрепления используют в основном самый малоэффективный его вариант — негативное. Если что-то получается хорошо, человек просто идет дальше, порой даже не особо задерживаясь мыслями на достижениях, а вот если что-то не получается, тут уж никакой пощады! В результате люди не позволяют себе ни минутки отдыха, переходя от одной задачи к другой, от нее к третьей, и в этой бесконечной напряженной гонке, не замеченные и неотблагодаренные никем, даже самими собой, чувствуют все большую усталость и уменьшение мотивации что-либо делать, не говоря уже о том, чтобы учиться новому. Не исключено, что лишение самого себя подкреплений является одним из факторов повышения нервозности и депрессий. Люди, которые хорошо к себе относятся и мысленно говорят себе хорошие слова, способны заниматься больше и эффективнее, чем те, которые всегда себя ругают. Можно посвятить не одну статью на тему, отчего так происходит и в чем причины низкой самооценки и нелюбви к себе, однако даже самое глубокое знание причин не даст того эффекта, которого можно добиться простыми поведенческими упражнениями.
Любое обучение, будь то отвыкание от вредной привычки, повышение коммуникативной компетентности, изучение наук, спорт, игры — требует от обучающегося прежде всего настойчивости. А настойчивость зависит не от силы воли, как принято считать, а от мотивации, т. е. желания что-либо делать. Сила воли — это способность человека заставить себя, превозмогая усталость, нежелание, нередко даже боль и отвращение. Вряд ли можно долго так себя истязать, если только на кону не стоит жизнь и здоровье (близких людей или собственное). Хотя даже в этом случае можно сказать, что источником энергии будет желание жить или же любовь и сострадание.
Обучаясь с желанием и удовольствием, можно преодолеть множество препятствий (в том числе так называемое отсутствие способностей) с помощью внутренних резервов, доступ к которым возможен лишь через радость. Человек — существо обучающееся, и стремление познавать является одной из насущнейших его потребностей. Так что самое важное — не погасить тот огонек любопытства, удивления и радости, которым сопровождается обучение всему новому, и постараться поддерживать его на протяжении всего процесса обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] См.: Прайор К.Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя (Don't Shoot the Dog: The New Art of Teaching and Training). М. : Эксмо, 2009.
Майленова Фарида Габделхаковна — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник сектора гуманитарной экспертизы и биоэтики Института философии РАН. Тел.: +7 (495) 697-90-67.
Mailenova Farida Gabdelkhakovna — a Doctor of Science (philosophy), chief researcher of the Human Expert Examination and Bioethics Sector at the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences.