Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 7 2009 – Биоэтика и комплексные исследования человека

Петрова В. Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе

УДК 009
 
Petrova V. N. Formation of a Creative Personality in the Education Process in University

Аннотация: В статье раскрывается система подхода к личности с позиций креативной педагогики.

Ключевые слова: креативная педагогика, креативная личность, творчество.

Abstract: The system of an approach to personality from the position of creative pedagogy is revealed in the article.

Keywords: creative pedagogy, creative personality, creativity.


В современной системе обучения преподавание и учение — это две равноценные составляющие деятельности обучения.

Мы считаем, что современная высшая школа, поставив целью формирование качеств гуманной, креативной, компетентной личности, должна уйти от репродуктивной стратегии обучения, которая строится на соответствии знаний, умений и навыков образовательным стандартам, в которой содержание образования сводится к вузовской программе. В связи с этим возрастает роль самообразования в процессе учения, целенаправленного развития опыта креативной деятельности, повышения качества знаний.

Чтобы знания были полными и глубокими, прочными и осознанными, известный педагог И. Я. Лернер выделял такие педагогические условия качества знаний, как полнота, систематическое применение знаний, соблюдение постепенности, при неизменном возрастании сложности знаний и способов оперирования ими, применение совокупности методов обучения: объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного, исследовательского[1].

К данным условиям мы добавили бы формирование у студента в процессе обучения в вузе опыта креативной и самообразовательной деятельности.

Одной из распространенных форм обучения в вузе является лекция. От того, как студент работает на лекции и с лекцией зависит очень многое. В связи с этим мы опирались на следующую гипотезу: если студент в процессе слушания лекции понимает, что учение — это процесс, который осуществляет он сам; то он активно работает с материалом лекции, ведет рефлексивный анализ процесса учения, что создаст положительную мотивацию к процессу учения и приведет к качественному обучению.

Мы считаем, что в рефлексивной обращенности студента на себя формируется опыт креативной деятельности в процессе обучения, а студент из пассивного «поглотителя готового» знания превращается в активного субъекта познания.

К основным стратагемам формирования опыта учения, опыта креативной деятельности можно отнести следующие:

· создание в вузе обучающей среды, способствующей максимальному раскрытию личности студента,

· активную целенаправленную работу (а не участие) студента в реализации программы, направленной на понимание творчества, креативности,

· поглощенность учебной деятельностью,

· формирование опыта самообразовательной деятельности.

Каковы педагогические условия организации качественного обучения, направленного на развитие такие качеств личности, как самостоятельность, креативность? На этот вопрос мы пытаемся ответить в нашем экспериментальном исследовании.

Проанализируем работу студента над лекционным материалом и представим некоторые данные. В нашем эксперименте студентам были прочитаны четыре четко структурированные лекции, насыщенные большим количеством интересной учебной информации, поданные в нетрадиционной форме диалога.

Рефлексивный анализ проводился на основе специально разработанных анкет, выявляющих отношение студентов к своей деятельности на лекции.

Необходимо отметить, что вначале первой лекции студентам не давалось указание на проведение рефлексивного анализа, им не сообщалось, что после лекции необходимо будет лекцию воспроизвести и заполнить анкеты №№ 1 и 2.

Приведем текст анкеты 1. Инструкция: в конце лекции, отметьте цифру позиции соответствующей вашей работе на лекции.

1. Занимался своими делами, ничего не запомнил и не записывал.

2. Постоянно отвлекался, ничего не запомнил и не записал.

3. Слушал, но ничего не запомнил и не записал.

4. Слушал, отвлекался, запомнил только интересные факты.

5. Частично записал содержание лекции.

6. Записывал все подряд.

7. Записывал то, что успевал запомнить в виде текста.

8. Записывал то, что успевал запомнить в виде ключевых слов.

9. Записывал все, как понял, схематично.

10. Пытался осмыслить лекцию и записать ее в виде графа.

11. Анализировал, искал дополнительный материал и внес в содержание лекции.

12. Размышлял над содержанием лекции, сам создал интеллектуальный продукт.

Условимся считать следующие уровни обученности при работе с лекцией:

· нулевой — пункты анкеты 1–2;

· неудовлетворительный — пункты анкеты 3–4;

· низкий — пункты анкеты 5–6;

· средний — пункты анкеты 7–8;

· высокий — пункты анкеты 9–10;

· очень высокий — пункты анкеты 11–12.

Примечание: баллы и уровни обученности студентам не сообщались.

Приведем текст анкеты № 2, которая была направлена на ведение студентом наблюдения за тем, как, отчего и почему изменялось его настроение во время слушания лекции, для этого необходимо было на график нанести цветные штрихи (или записать цвет), каждый из которых означал:

- красный — агрессию;

- оранжевый — конфуз из-за собственной некомпетентности;

- желтый — растерянность из-за плохой памяти;

- зеленый — радость от успешной деятельности;

- голубой — гордость за себя и свои знания;

- синий — повышение уровня самооценки;

- фиолетовый — неприятие и нежелание продолжать работу.

На основе полученных данных, можно считать, что рефлексия учебной деятельности вначале вызывала у студентов агрессию (первая — 10,1%, вторая лекция — 6,4%), но впоследствии количество агрессивно настроенных на рефлексивную деятельность студентов заметно снижалось (третья — 3,2%, четвертая лекция — 0%).

Анализ полученных данных показал, что на первых двух лекциях студенты в основном пассивно записывали содержание лекции, не занимались ее структурированием, некоторые даже не понимали, как делается граф (приходилось объяснять им это дополнительно), а рефлексивный анализ собственной учебной деятельности вызывал у них отрицательное отношение. Некоторые студенты даже отказывались писать рефлексивный анализ своей работы на лекции, в виду того, что они раньше этим никогда не занимались, но уже после второй лекции картина стала заметно меняться. А после третей лекции 5,7% студентов, после четвертой лекции 9,6% студентов искали дополнительную литературу по изучаемой теме и пытались самостоятельно сделать презентацию учебной информации, что не наблюдалось в начале экспериментальной работы.

Материалы эксперимента показывают, что внимание студентов на четвертой лекции было направлено только на работу, что проводилась на лекции, и на контрольном срезе студенты показали более высокий уровень обученности и качества знания.

На основе проведенного эксперимента можно считать, что систематическое заполнение листов рефлексии и цветовой анкеты, позволило студентам сделать осознанным процесс слушания лекции, добиться активного участия в работе с лекцией после лекции, развить умения учиться, ответственно относится к процессу учения.

Для формирования опыта креативной деятельности должна осуществляться целенаправленная работа: проектирование, планирование, специальный отбор креативных элементов, появляющихся в творческом процессе. Это, конечно идеальный вариант создания опыта креативной деятельности. На практике креативность сводится к подражанию творчеству, зачастую, минуя творческий процесс, человек может создавать креативные продукты и развивать креативные качества.

Креативные качества — это то, что изменяется в человеке, когда он занимается творчеством, они не раскрывают сути творчества. Знакомясь с творчеством, мы способствуем выходу личности на креативные качества. Креативность может «заинтересовать» человека больше, чем творчество, или наоборот. У каждого человека есть свое представление о творчестве и творческом процессе (наибольшее значение имеет интуитивное представление).

Итак, что мы понимаем под творчеством? Творчество — это целенаправленная обработка невербальной информации без участия памяти внимания[2].

Творчество как механизм неизменен, а вот способность человека в освоении творческого процесса подлежит развитию, осваивая опыт работы в творчестве, человек моделирует различные способы обеспечения состояния творчества. Творчество безразлично к содержанию обрабатываемой информации, в нем нет деления на ценность для будущего, акцент делается на выполнение поставленной задачи (цели) с тем, чтобы в результате получить готовый творческий продукт.

Мы считаем, что пришло время внести некоторые коррективы в понимание творчества как процесса или состояния, а не деятельности. Творчество — это особое состояние человека, в котором его мировоззрение, предрассудки, предрасположенности не влияют на процесс обработки информации.

Творчество влияет на человека, он становится более спокойным и уравновешенным; формируется креативность; опыт творчества.

Процесс обучения будет эффективен, если студент понимает, вернее, делает для себя более понятным собственный процесс учения. С этой целью введем такие принципы креативного учения, как совокупность трех составляющих:

· осознанности (достигается в ходе рефлексии процесса и результата);

· управления собственным вниманием;

· изменения (с целью улучшения) с последующим развитием в процессе постоянного движения от одного состояния к другому: от менее эффективного к более результативному.

Постулаты:

1. Развитие креативных качеств студента для процесса обучения, а не процесс обучения для формирования его креативных качеств.

2. В творчестве не работает память внимания, а в мышлении есть контроль, который осуществляется за счет памяти внимания.

3. Креативные качества человека заложенны в его памяти внимания.

Резюмируя вышесказанное, остановимся на некоторых существенных моментах:

· Процесс творчества не нуждается в развитии, так как он постоянен в плане своей конструкции и ограничивается сформированным опытом творчества. Формированию подлежит умение осознанно управлять своими действиями и эффективно использовать стадии творчества, знать их, учитывая свои индивидуальные особенности, развивается не процесс, а его понимание и работа с ним.

· От теоретического понимания творчества, необходимо перейти к проектированию формирования опыта креативной деятельности, а затем к практике[3].

Формирование опыта креативной деятельности включает следующие задачи:

· наличие контроля за собственными действиями для вхождения в творческое состояние и креативную деятельность;

· сбор и анализ информации в решении поставленной задачи;

· рефлексивный анализ процесса и полученного результата.

Творческая педагогика представляет интегральный комплекс, создающий условия для исследования личности студента, базирующийся на проектировании формирования опыта креативной деятельности в процессе обучения в вузе, который нам видится так:

1. Ключевые положения:

· переход от репродуктивной деятельности в обучении к доминированию креативной деятельности;

· уход от единообразия в освоении учебных планов и образовательных программ;

· сотрудничество и сотворчество преподавателя и студентов;

· разнообразие средств, методов и форм обучения и воспитания креативности.

2. Направления работы:

· изучение индивидуальных особенностей студентов;

· создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала студентов;

· определение уровня развития креативных качеств комплексом диагностических методик.

3. Переход от изучения теоретических основ творчества к практической их реализации включает

· понимание сути творческого процесса;

· знание этапов творческого процесса;

· сбор информации о творческом процессе;

· обучение творческому процессу;

· формирование опыта креативной деятельности.

4. Программа формирования опыта креативности у студентов строится на изменении учебных планов; внедрении методов обучения творчеству; создании благоприятных условий для развития креативности студентов; развитии мотивации на создание творческих продуктов в ходе учебных занятий; контроле и самоконтроле за реализацией программы формирования опыта креативной деятельности.

5. Основные критерии творческого продукта: непредсказуемость, целенаправленность, целостность, много скрытой информации; безличность или нейтральность; равнозначность (ничего автором особо не выделяется).

6. Основные критерии креативного продукта такие же, что и в творчестве, за исключением целостности. Основные показатели наличия креативности: формирование шаблонов творчества, использование при работе с логикой ссылок на участки памяти человека.

В связи с этим обозначим некоторые практические рекомендации в процессе работы со студентами необходимо:

· поставить задачу,

· организовать сбор информации для решения задачи в творческом процессе,

· иметь желание разрешить данную задачу творчески;

· знать, как происходит творческий процесс;

· иметь определенность в плане творческого процесса (умение переходить в состояние творчества достигается системой упражнений);

· помнить, что творческий процесс зависит от концентрации внимания, чему способствует максимум интереса и воля.

Креативное развитие будет возможным тогда, когда человек сделает это целью своей жизни, когда он предпримет колоссальные усилия для ее реализации.

Креативность — это работа с шаблонами творчества, подражание творчеству, она не требует большой концентрации внимания, в отличие от творчества. Преимущественно креативность используется для формирования стиля и формы представления содержания. Креативность, в отличие от творчества, не снимает временно имеющиеся ограничения, а, наоборот, добавляет ограничения, для того чтобы обойти некоторые из ограничений. Креативность начинает формироваться вместе с опытом творчества.

Творчество — это не технология, а искусство, требующее от человека максимальной концентрации внимания, использования всех имеющихся возможностей, стремления к совершенству.

Итак, основная стратегия обучения, как нам видится, ведется от формирования представления о творчестве к формированию опыта по изучению творчества и его использования на практике, способствующего пониманию творческого процесса и природы творчества, обогащению опыта вхождения в творческое состояние и формирования качеств креативной личности.

Формирование опыта креативной деятельности позволит современному студенту стать творцом процесса учения. В этом нам видится движущая сила развития педагогической науки и практики в вузе.

Мы считаем, что педагогическими условиями качественного обучения в вузе могут быть:

· осознанность и рефлексивность учения;

· умение учиться;

· проектирование и организация процесса самообразовательной и креативной деятельности;

· ответственность за качество учения.

Все это будет способствовать проявлению таких качеств личности, как ответственность и креативность.

Главной целью формирования опыта креативной деятельности является обеспечение направленности образовательного процесса на воспитание личности человека, для которого характерно мировосприятие, основанное на ценности человека, приоритетах созидания над разрушением, способности применять креативные качества в процессе решения проблем.

Необходимо сказать о том, что еще есть и прямое управление памятью внимания, оно может осуществляться за счет креативных качеств человека. Креативные качества отражают необычность управления вниманием, так как их можно считать источником информации по управлению своим вниманием. Но, с одной стороны, — это источник информации, а, с другой стороны, — это объект исследования. Вот поэтому мы считаем, что процесс работы с креативными качествами должен быть сознательным и изучаемым.

Желание человека осознанно идти по пути самообразования, самообучения, самовоспитания, позволит от пассивного самосозерцания перейти к активному самопостроению.

Креативные качества предоставляют нам возможность осознано заниматься вопросами управления собственным вниманием, которое связано практически со всей деятельностью человека, и, оттого, как организованы эти структуры, зависит эффективность процесса учения.

Формирование и развитие креативности состоит в преодолении традиций современного процесса обучения, направленного на применение методов репродуктивного характера. Мы считаем, что возрождению стремления человека к собственному развитию способствует креативная педагогика.


Петрова В. Н.профессор кафедры педагогики Университета Российской академии образования, кандидат педагогических наук.

Petrova V. N. — professor of the Department of Pedagogy of the University of the Russian Academy of Education, candidate of pedagogical sciences.



[1] Лернер И. Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Изд-во «Знание», 1978. С. 39–44.

[2] Петрова В. Н., Петров А. Н. Антропологическая теория творчества и креативности // Современные наукоемкие технологии. Международная научная конференция. Мальдивы (о. Медупару), 14–21 мая 2007. Изд-во Академии естествознания. 2007. №7. С. 74–75.

[3] Петрова В.Н. Антропологическая теория творчества как основа развития опыта креативной деятельности/1У международная научная конференция Москва, 18-20 октября 2007. Выпуск 2. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета. 2007. С. 67-74.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»