Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 7 2009 – Биоэтика и комплексные исследования человека

Луков Вал. А. К концепции Интернет-проекта «Человеческий потенциал России»

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 09-03-00798в/Р).

УДК 009

Lukov Val. A. To the Concept of the Internet-project «Human Potential of Russia»

Аннотация: В статье изложена концепция электронного проекта «Человеческий потенциал России», реализуемого при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в 2009–2010 годах.

Ключевые слова: человеческий потенциал, комплексные проблемы исследования человека

Abstract: In the article the concept of the electronic project «Human Potential of Russia», which is being carried out with the support of the Russian Humanitarian Scientific Fund in 2009–2010, is stated.

Keywords: human potential, complex problems of research on human being


В Конкурсе Российского гуманитарного научного фонда 2009 года по программе «Россия в многополярном мире: Образ страны» был представлен и получил поддержку научный проект «Информационно-исследовательский портал “Человеческий потенциал России”», представленный Институтом фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. В качестве ключевых слов проекта были обозначены следующие: человеческий потенциал, концепции и результаты исследований, аналитические материалы, научные публикации, итоги конференций, материалы для СМИ, образ России в мире, социальное проектирование, гуманитарная экспертиза. Эти ключевые слова ориентируют на достаточно широкий круг представляемых на портале материалов, объединенных актуальной исследовательской и практико-ориентированной темой, каковую составляет человеческой потенциал нашей страны.

Человеческий потенциал составляет основное богатство России, и его выявление, систематизация, описание, осмысление необходимы как в целях управления социальным и культурным развитием страны, так и для продвижения положительного образа России во внешних отношениях на межправительственном и неправительственном уровнях. Хотя в общей форме признание особых качеств человеческого потенциала России не подвергается сомнениям, остаются проблематичными его оценка, способы его измерения и экспертизы, системного описания, а также выявления проблем развития человеческого потенциала в биотическом, социальном, культурном, нравственном и других аспектах, стратегическое проектирование его накопления и реализации, его передачи новым поколениям в условиях многополярного мира. Теоретические работы в этой области нередко характеризуются экономическим уклоном и концептуально обосновывают растрату человеческого потенциала как ресурса экономического роста. В ряде научных сообществ сформировался другой взгляд на человеческий потенциал России, в основе которого — осмысление культурного своеобразия и возможностей человеческого развития, которыми располагает наша страна. Такой потенциал реализуется без его утраты: происходит кумулятивное накопление его качественных характеристик как общенародное достояние, передаваемое новым поколениям. В этом ключе работы по проблематике человеческого потенциала велись в Институте человека РАН и ныне продолжаются в Институте философии РАН (Б. Г. Юдин и его сотрудники), а в аспекте межпоколенческих отношений — в Московском гуманитарном университете (научная школа исследований проблем молодежи, разработка тезаурусной концепции молодежи Вал. А. Луковым). В настоящем проекте его научное содержание определяется соединением концепций и результатов практической работы (эмпирических исследований, организационного консультирования, экспертизы актов законодательства и др.) этих двух исследовательских групп.

Создание Информационно-исследовательского порталапозволит организовать оперативную публикацию научных статей, результатов эмпирических исследований, тематических докладов, материалов конференций по проблемам человеческого потенциала России. Эта работа выявит преимущества и особенные черты, которые имеет Россия в аспекте человеческого потенциала. Кроме теоретического значения, такая научно-исследовательская информация может стать существенной для работы органов государственной власти, СМИ, общественных объединений в формировании на международной арене позитивного образа России и ее людей.

Портал предназначен для исследователей, государственных и общественных деятелей, преподавателей, аспирантов, студентов вузов, работников СМИ.

Человеческий потенциал как научная проблема. Понимание человеческого потенциала как совокупности качеств человека и общества, способных проявиться в благоприятных обстоятельствах или остаться скрытыми, если в них нет нужды, одинаково важно и для теоретического знания, и для практического управления делами государства и общества. В своем теоретическом ядре концепция человеческого потенциала не может не восходить к философской проблеме человека, в практическом аспекте — основывается на насущных задачах и стратегических целях социального и культурного проектирования, включена в процесс разработки программ и планов социального развития.

Проблема человека в социолого-экономическом аспекте рассматривалась начиная, по крайней мере, с Платона, определившим принципиальное сходство между строением космоса, человеческой души и человеческого сообщества. Эта идея, в основном сохраненная на протяжении последующего развития платоновского учения в формах неоплатонизма, оказалась столь продуктивной в силу того, что индивидуальные свойства человека и его социально-статусные и социально-ролевые характеристики, возникающие в различных человеческих сообществах, позволяют оставить в стороне известное противопоставление человека и общества и увидеть важные свойства конкретного общества в свойствах составляющих его людей и, наоборот, свойства человека связывать с его социальной средой.

В этом духе истоки концепций человеческого потенциала в развитой форме можно видеть в раннем марксизме, трактовках общества Э. Дюркгеймом, М. М. Ковалевским, М. Вебером, Г. Зиммелем, П. А. Сорокиным и другими социологами конца XIX — начала ХХ века, придававшими значение человеческой субъектности — независимо от различий их теоретико-методологических позиций.

В 1960–1970-х годах философские, социологические, экономические, антропологические и другие исследования человека привели к утверждению концепций «человеческих ресурсов» и «человеческого капитала», которые получили большую популярность в мире как в прямой форме, так и в модификациях (концепция «символического капитала» П. Бурдье, разработки истории человеческой повседневности в духе школы «Анналов» и др.). Для трактовок человеческих ресурсов наиболее приемлемым был социально-организационный горизонт, для трактовок человеческого капитала — горизонт экономический. Для этих концепций, которые сохраняют свое значение для практики социального проектирования и ныне, характерно рассмотрение человека лишь в качестве ресурса для достижения чего-то, что имеет смысл вне его — экономики, политики, укрепления или трансформации социальных институтов и т. д.

Сегодня такой подход уже не может применяться как дающий достаточно полное представление о человеке и его перспективах. Однако существенно то, что концепции «человеческого ресурса» и «человеческого капитала» позволили увидеть в человеке не просто один из функциональных элементов производственных, социальных, технических, коммерческих и т. п. систем, но такое начало, которое никак не может быть жестко встроено в эти системы, редуцировано к чистой функциональности.

Во многих отношениях весьма интересны также концепции «уровня жизни» и «качества жизни», широко применяемые в мировой исследовательской практике на протяжении нескольких десятилетий. Но и эти концепции выявили свою односторонность, поскольку они, напротив, представляют человека как существо по преимуществу потребляющее. Стремление преодолеть такого рода односторонние трактовки привело к разработке концепции человеческого потенциала, интегральной по отношению как к названным, так и к другим концепциям.

В мировой практике в этом направлении был сформирован Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), отражающий характер научной трактовки данного понятия. Индекс, разработанный в 1990 году пакистанским экономистом Махбубом-уль-Хаком (Mahbub ul-Haq) и с 1993 года принятым ООН в качестве основного измерительного средства для сопоставления стран мира по уровню развития человеческого потенциала, включает три показателя: а) средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (показатель позволяет дать оценку долголетию), б) уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 показателя) и совокупная доля учащихся (1/3 показателя), в) уровень жизни, оцененный через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности в долларах США.

Но возможности концептуализации человеческого потенциала значительно шире, чем в ИРЧП: в этом понятии удачно оттеняется такая сторона человеческого бытия, как его принципиальную открытость, незавершенность в любой данный момент человеческой жизни. Только с учетом особенностей международных сравнений, доступных для проведения сегодня даже под эгидой Организации Объединенных Наций, можно считать приемлемым выделение указанных трех показателей для оценки человеческого потенциала. За пределами оценки оказываются духовные свойства людей, их социальные и культурные ценности, мобилизующая роль объединительных символов и т. д. С этой стороны концепцию человеческого потенциала еще предстоит дорабатывать, исходя из уже высказанных идей и динамично меняющейся социальной действительности, выдвигающей новые проблемы, требующие философского осмысления и технологической проработки.

Соответствующую теоретическую работу проводил под руководством И. Т. Фролова, а затем Б. Г. Юдина Институт человека — научно-исследовательская организация в составе АН СССР и затем Российской академии наук в 1991–2004 годах. В институте была создана оригинальная теоретическая концепция человеческого потенциала и проведены прикладные исследования по его описанию и оценке на материале ряда российских территорий. Институт сосредоточил внимание на выявлении и описании человеческого потенциала конкретных поселений. Уникальным проектом в этом отношении стало исследование человеческого потенциала Парфеньевского района Костромской области, результаты которого были опубликованы в 2002 году.

Дальнейшая работа над концепцией и ее практическими применениями была продолжена в Институте философии РАН, куда после реорганизации был включен кадровый состав Института человека, а также в Институте фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, где под руководством Вал. А. Лукова и Б. Г. Юдина ранее осуществленные оригинальные разработки существенно обогащены в теоретико-методологическом плане применением тезаурусного подхода, концепции социального проектирования, теории молодежи, молодежного движения и молодежной политики, а в прикладном плане — разработками в области гуманитарной экспертизы. Новые подходы к концепции человеческого потенциала отражены в публикациях журналов «Человек», «Знание. Понимание. Умение», ряде других публикаций (см. библиографию).

Данная концепция существенно отличается от других концепций человеческого потенциала тем, что выводится из представления о самоценности человека и придает большое значение субъектным основаниям человеческой жизни, а аспекты концепции, связанные с рассмотрением человеческого потенциала в контексте связи поколений, не имеют аналогов в мировой философской, социологической, культурологической, антропологической литературе.

Другое отличие состоит в более последовательной связи проблематики человеческого потенциала на теоретическом уровне с современными тенденциями в комплексных исследованиях человека. К этому подталкивают научное сообщество новые обстоятельства человеческой жизни, порожденные развитием науки и техники и сделавшие возможным выйти на массовое применение технологий «улучшения» человеческой природы. Такой вызов человека природе не может не стать основанием перестройки всей системы научного знания и передвинуть границы гуманитарных наук относительно наук естественных. Для науки о человеке и обществе становится неизбежным поворот, учитывающий как существенные для сферы повседневности человеческой жизни такие перспективы, как постчеловек и общество постлюдей, пока представляющие собой скорее интеллектуальные экзерсисы, но уже находящихся на грани практического осуществления.

Существенно и то, что вопросы комплексного изучения человека, человеческого потенциала должны осмысливаться в связи с процессами трансформации гуманитарного знания, которое все более субъективизируется. Этот аспект гуманитарного знания о человеке становится центральным в тезаурусном подходе, развиваемом участниками проекта. Тезаурус рассматривается как функциональная система, которая обеспечивает в кооперации (взаимосодействии) с другими системами и подсистемами жизнеспособность социального субъекта (от личности до человечества в целом), отражая иерархию его представлений о мире. Особая структура тезауруса, составляющие его элементы (концепты, константы, ценности и т. д.), способы поддержания «своего», освоения «чужого», исключения «чуждого», а кроме того, его динамика, энергетика, иерархический и сетевой строй тезаурусных конструкций, фрактальность тезауруса — все это теоретико-методологические акценты, важные для углубленного понимания феноменов, обозначаемых понятием «человеческий потенциал».

Таким образом, тематика человеческого потенциала, оставаясь вполне прагматической и увязанной с социально-экономической сферой, значительно расширяется и приобретает ключевое значение для современного гуманитарного знания.

Концептуальное основание проекта. В центре данного проекта лежит концепция человеческого потенциала России, проработанная в общей форме исследователями, продолжающими работы И. Т. Фролова по осмыслению перспектив человека и сформировавшими подходы к анализу человеческого потенциала в конкретных условиях России (Б. Г. Юдин и его сотрудники по Институту философии РАН), а в аспекте исследований молодежи и молодежной политики — учеными Московского гуманитарного университета (Вал. А. Луков и его сотрудники). Новое качество означенной концепции, которое возникает на пересечении двух научных подходов, состоит в рассмотрении человеческого потенциала как нерастрачиваемого богатства России, передаваемого новым поколениям. В этом ракурсе концепция человеческого потенциала еще не подвергалась проблематизации, структурированию, определению показателей и т. д.

С точки зрения образа России в мире здесь также есть перспектива переосмысления и переоценки сложившихся подходов. Безусловно, место России в многополярном мире во многом определяется ее экономической и военной мощью. Однако наша страна давала, дает, должна давать миру и то, что не сводится к фактору материальных ресурсов. Особое значение имеет воздействие России на мир через ее культурное своеобразие, достижения в различных сферах духовного творчества, в раскрытии возможностей человеческого развития, которыми располагает и должна располагать наша страна.

Как подчеркивает Б. Г. Юдин, если придавать этому первостепенное значение, то и образ России для мира может конструироваться иным, нежели тот, какой утвердился в большинстве развитых стран: этот образ все меньше должен пугать и все больше — привлекать, а это значит, что предстоят изменения в подходах не только на уровне СМИ. Общенародной задачей становится четкое, недвусмысленное направление ресурсов на развитие человеческого потенциала и создание условий для его проявлений в настоящем и будущем. Из этого следует, что насущной потребностью становится отслеживание текущей ситуации именно с этой точки зрения и определение с этой же точки зрения «узких мест», продумывание программ и проектов их ликвидации. Эта тематика должна быть ведущей при разработке как перспектив, так и целостной стратегии развития страны на ближайшие десятилетия.

Соответственно изложенному, проблема человеческого потенциала в научном аспекте является комплексной, междисциплинарной, предполагающей как теоретико-методологические и прикладные исследования, так и внедренческую деятельность. В аспекте практики она неразрешима без проработки переходов от теории вопроса к технологиям экспертной, социально-проектировочной, образовательной, нормотворческой и другой работы. Здесь недостаточно научного дискурса и требуется широкий диалог с государственными структурами и гражданским обществом. Именно потому форма Информационно-исследовательской базы данных в наибольшей мере соответствует научному и практическому содержанию проекта.

Содержание проекта. Проект представляет пользователям интернет-ресурсов получить обширную и систематизированную информацию

а) об имеющихся отечественных и (частично) зарубежных работах по проблематике человеческого потенциала (библиография, тексты статей, разделов книг и т. д.);

б) о результатах исследований человеческого потенциала, в том числе о методике исследований, используемых понятиях и показателях и т. д.;

в) о возможностях человека — физических, интеллектуальных, творческих и т. д.;

г) о высших достижениях россиян в различных областях жизнедеятельности;

д) о ИРЧП и других международных показателях, применяемых при оценке человеческого потенциала, показателях по России на фоне мировых тенденций;

е) об уникальном культурном мире русского и других народов, населяющих Россию;

ж) об исторических событиях и обстоятельствах, сформировавших особенности менталитета и повседневной жизни россиян;

з) о реализованных, неосуществленных, задуманных крупных социальных и культурных проектах, раскрывающих человеческий потенциал России;

и) об участии россиян в диалоге культур («русские» за границей, российские мыслители, ученые, деятели культуры, политики, получившие признание в мире, и др.).

Пользователи также получают возможность участвовать в дискуссиях по проблемам человеческого потенциала (форум), узнавать о планируемых научных мероприятиях по проблеме человека и человеческого потенциала и других новостях в этой области. Проект позволяет проводить интернет-опросы по актуальным проблемам, где могут применяться инструменты гуманитарной экспертизы.

Информационно-исследовательский портал «Человеческий потенциал России» реализует принципы междисциплинарности и, основываясь на понимании человеческого потенциала как основного богатства России, систематизирует разнородную информацию по тематическим блокам (разделам). В этой систематизации применяется тезаурусный подход, разрабатываемый в Московском гуманитарном университете[1].

Основные тематические разделы портала:

  • Человеческий потенциал: концепции. В разделе представлены тексты теоретических работ, содержащих изложение, обоснование, критику концепций человеческого потенциала, в целом проблем комплексного исследования человека (включая проблемы создания единой науки о человеке). Фактически это демонстрация концептуальных возможностей научного сообщества, сформировавшегося в России, на фоне идей, положений, концепций, которые представлены в трудах зарубежных теоретиков, специализирующихся на комплексных проблемах человека и оценки человеческого потенциала. (Образец статьи см. в Приложении.)
  • Возможности человека. В разделе собирается мозаика фактов, свидетельствующих о многообразии человеческих возможностей, позволяющих ему самореализоваться в окружающем его мире. Материалы систематизируются по рубрикам: Тело человека, Интеллект, Творчество, Лучшие решения, Достижения, Служение и честь, Сверхспособности. Основное внимание уделяется демонстрации наивысших достижений россиян.
  • Образованный человек в России XXI века. Раздел посвящен вопросам содержания образования, дискуссиям о значении образования как человеческого потенциала, возможности получить достойное образование для самореализации человека. Представлены данные исследований, проводимых в вузах, школах России.

  • Человек в истории России. В разделе собирается мозаика фактов и обобщающие материалы, освещающие особенности российского менталитета, инновационные импульсы, в разные времена шедшие из России, свидетельствующие о славных страницах ее истории. Материалы собираются в две группы. Первая: Имена России. Группа включает подрубрики: Политика, Управление, Экономика, Наука, Искусство, Спорт. Вторая: Коллективы, союзы, команды. В ней выделяются те же подрубрики: Политика, Управление, Экономика, Наука, Искусство, Спорт.

  • ИРЧП, индексы, статистика. Раздел содержит материалы о содержании и применении Индекса развития человеческого потенциала, а также различные данные статистики о социальном положении людей в России (вопросы благосостояния, уровня жизни, демографическая картина, социальная инфраструктура и др.).
  • Социальные и культурные проекты. В разделе представлены принятые и вынесенные на обсуждение проекты в социальной и культурной сфере на разных уровнях управления. Выделяются рубрики: Национальные проекты; Федеральные целевые программы; Региональные проекты и программы; Проекты в российских городах и поселках. В разделе также помещаются проекты общественных объединений, инициативные проекты граждан в социокультурной сфере. Даются рекомендации по технологии социального и культурного проектирования.
  • Связь поколений. Раздел посвящен взаимоотношениям поколений в российском обществе. Здесь размещаются материалы по молодежной политике, политике в отношении детей, пенсионной политике, данные исследований о положении различных возрастных групп, их отношении к реформам в российском обществе, работы в области социологии молодежи, социологии детства, социологии престарелых и др., материалы конференций.
  • Россия и мир: диалог культур. В разделе собирается информация о международных контактах россиян, взаимооценках людей, организаций, стран с позиций диалога культур, теоретические работы и данные эмпирических исследований в это области.
  • Гуманитарная экспертиза. Раздел посвящен разрабатываемой ИФ РАН и ИФПИ МосГУ концепции гуманитарной экспертизы, дискуссии о ее возможном содержании и формах организации в России и мире. Представлены экспертные заключения, которые по своему характеру являются актами гуманитарной экспертизы.
  • Библиотека. Раздел содержит библиографию, рефераты и тексты сборников научных трудов, монографий по теме проекта.
  • Научные центры по проблемам человека. Информационный раздел, в котором дается краткая характеристика основных российских научных организаций, занимающихся изучением человека, человеческого потенциала. (Образец статьи см. в Приложении.)
  • Персоналии исследователей человека. Информационный раздел, содержащий биографические сведения о российских ученых, в прошлом и сегодня занимающихся изучением проблем человека, человеческого потенциала и внесших заметный вклад в человекознание. Статьи оформляются в форме, принятой в энциклопедических изданиях. (Образец статьи см. в Приложении.)
  • Форум. Раздел, позволяющий обсуждать проблемы человеческого потенциала с пользователями информационно-исследовательского портала
  • Новости. Информационный раздел, содержащий текущую и регулярно обновляемую новостную информацию по теме проекта.
  • Полезные ссылки. Информационный раздел, адресованный пользователям, стремящимся расширить поиск данных, касающихся темы проекта.

Общий план работ. В 2009 году ведется разработка дизайн-макета и структуры портала, составление технического задания программистам, согласование и утверждение окончательного варианта технического задания, дизайн основных страниц, схема навигации; отбор материла для размещения на портале; программирование и тестирование системы, наполнение портала контентом (тематические рубрики, портфель теоретических и аналитических материалов, отчетов по проведенным исследованиям человеческого потенциала, база данных по персоналиям ученых, исследователей, научных коллективов, государственных и общественных структур, активно работающих в данной области, средств массовой информации, специализирующихся на освещении вопросов рассматриваемой тематики, база нормативных документов; библиотека; отработка подбора новостей) и его ввод в эксплуатацию, регистрация в русско- и англоязычных поисковых системах.

Ожидаемые в конце 2009 г. результаты разработка и размещение в сети интернета полномасштабного варианта портала «Человеческий потенциал России». Апробация первой редакции информационно-исследовательской базы на потоке информации (до 100 научно-исследовательских информационных массивов), подготовка доклада (публикации) по результатам первого этапа проекта.

В 2010 году основная работа по проекту включает отладку программного обеспечения, совершенствование интерфейса; отладку обновления ссылок на источники. Кроме того, предусматривается создание и развитие открытого форума (возможно также — интернет-конференции) по проблемам человеческого потенциала на портале для обсуждения опубликованный материалов. Осуществляются сопровождение работы портала и пополнение его новым контентом, перевод значимых материалов портала на английский язык и создание многоязычных пользовательских входов на портал, сканирование текстов для размещения на портале, а также ведутся разработка новых рубрик исходя из анализа обращений пользователей и опыта функционирования портала, анализ статистики и работа с аудиторией портала.

Готовность коллектива к реализации проекта. Имеющийся у коллектива научный задел по проекту в области теоретико-методологических разработок и эмпирических исследований по проблемам человека, человеческого потенциала представлен в Библиографии.

На интернет-портале Московского гуманитарного университета (www.mosgu.ru), в электронном издании журнала этого университета «Знание. Понимание. Умение» (www.zpu-journal.ru) имеются публикации членов авторского коллектива по теме проекта. Кроме того, в Московском гуманитарном университете накоплен значительный опыт участия в разработке крупных научных проектов, имеющих прямой выход в практику социального управления (законопроекты и проекты других нормативных правовых актов в сфере государственной молодежной политики, принятые на федеральном и региональном уровнях, работы в области социального проектирования, общероссийские мониторинги в области высшего образования и др.). Имеется также опыт создания информационных баз данных в электронной форме, интернет-порталов.

Библиография

  1. Биоэтика: вопросы и ответы [Текст] / А. Я. Иванюшкин, Л. Ф. Курило, Б. Г. Юдин и др. ; сост. и отв. ред. Б. Г. Юдин, П. Д. Тищенко. — М. : Прогресс-Традиция, 2005. — 64 с.
  2. Гуманитарное знание: перспективы развития в XXI веке / под общ. ред. Вал. А. Лукова. — М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2006. — 680 с.
  3. Доступность высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями : сб. материалов Междунар. науч.-практич. конференции (19–20 мая 2005 г.) [Текст] / под общ. ред. Вал. А. Лукова, В. А. Ситарова. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. — 208 с.
  4. Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты / под ред. Б. Г. Юдина. — М.: Ин-т человека РАН, 2003. — 288 с.
  5. Луков, Вал. А. Будущие политики : Социализация студентов, ориентированных на профессиональную политическую деятельность : науч. монография [Текст] / В. А. Луков, Я. В. Миневич. — М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2005. — 128 с.
  6. Луков, Вал. А. Владельцы автомобилей-олдтаймеров : К теории социальных общностей [Текст] / В. А. Луков, М. Ю. Русаков. — М. : Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии, 2002. — 112 с.
  1. Луков, Вал. А. Воспитание и глобализация : Проблемы социологии воспитания [Текст] / Вал. А. Луков. — М. : Флинта : Наука, 2007. — 144 с.
  2. Луков, Вал. А. Вынужденная миграция : Социальн. последствия межнациональн. конфликтов [Текст] / В. А. Луков, С. С. Нагдалиев. — М. : Социум, 2000. — 128 с.
  3. Луков, Вал. А. Высшее образование и контуры человеческого потенциала [Текст] / Вал. А. Луков // Высшее образование для XXI века : VI международная научная конференция, МосГУ, 19–21 ноября 2009 г. : доклады и материалы. Секция 5. Высшее образование и развитие человека / отв. ред. Вал. А. Луков. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. — С. 3–8.
  1. Луков, Вал. А. Гуманитарная экспертиза в сфере образования [Текст] / Вал. А. Луков // Univers Om : Revistă ştiinţifico-populară. — Chişinău. — 2008. — Nr. 1. — P. 60–66.
  2. Луков, Вал. А. Гуманитарная экспертиза: взгляд экспертов-гумани­тариев : Итоги экспертного опроса (май–октябрь 2007 г.) [Текст] / Вал. А. Луков. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. — 64 с.
  3. Луков, Вал. А. Гуманитарная экспертиза: от теории к практике [Текст] / Вал. А. Луков // Науковi i освiтянськi методологiï та практики. Випуск 3 / Нац. акад. наук Украïни ; редкол.: В. А. Ришко (гол. ред.) та iнш. — Киïв : ЦГО НАН Укр., 2007. — С. 302–306.
  4. Луков, Вал. А. Гуманитарные науки и процветание общества [Текст] / Вал. А. Луков // Экологическая культура и образование: опыт России и Сербии / под ред. С. Н. Глазачева, Д. Ж. Марковича. — Ниш (Сербия) — Москва : Ун-т у Нишу, 2006. — С. 211–218.
  1. Луков, Вал. А. Здоровье студентов в свете проблемы человеческого потенциала [Текст] / Вал. А. Луков // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения : труды Второй Всерос. науч.-практич. конференции с междунар. участием. Санкт-Петербург, 2–4 октября 2007 г. — СПб. : Изд-во Политех. ун-та, 2007. — С. 123–125.
  2. Луков, Вал. А. Карьера на иностранных предприятиях в современной России: влияние фактора организационных культур [Текст] / Вал. А. Луков, С. В. Луков // Kariere gestalten : Transnationaler Dialog zur Entwicklung von Personalmanagement / A. Krylov, K. U. Boenkost (Hrsg.) — Карьерный рост : Транснациональные диалоги об управлении и развитии рынка труда / А. Крылов, К. Ю. Бёнкост (ред.). — Bremen–Mos­kau : Verl. NIB, 2007. — С. 58–67.
  3. Луков, Вал. А. Комплексное изучение человека как задача наук о человеке и обществе [Текст] / В. А. Луков // Вестник Международной академии наук (Русская секция). — 2009. — №1. — С. 62–65.
  4. Луков, Вал. А. Курсанты : Плац. Быт. Секс : Социол. и социально-психолог. исследование [Текст] / В. А. Луков, Д. Л. Агранат. — М. : Флинта : Наука, 2005. — 272 с.
  1. Луков, Вал. А. Молодежная политика и возможности ее гуманитарной экспертизы [Текст] / Вал. А. Луков // Знание. Понимание. Умение. — 2007. — №2. — С. 155–157.
  2. Луков, Вал. А. О концепции фамилистической экспертизы [Текст] / Вал. А. Луков // Семья в России. — 1996. — №3–4. — С. 22–36.
  1. Луков, Вал. А. О тенденциях в развитии университетского образования в России и мире : науч.-аналит. доклад [Текст] / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков, В. А. Гневашева, Н. В. Захаров, Г. Ю. Канарш, Б. Н. Гайдин, С. В. Луков, О. В. Долженко ; под общ. ред. Вал. А. Лукова. — М. : : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. —56 с.
  2. Луков, Вал. А. Объединения предпринимателей в современной России : Социологич. аспекты воздействия ОП на развитие малого бизнеса : Монография [Текст] / В. А. Луков, Е. С. Рябов ; Нац. ин-т бизнеса. — М., 2001. — 136 с.
  1. Луков, Вал. А. Российский студент: социальный облик : По материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов» (этап 2007 года) [Текст] / Вал. А. Луков, В. А. Гневашева. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. — 54 с.
  2. Луков, Вал. А. Социализация студентов и социальное проектирование [Текст] / Вал. А. Луков, Я. В. Миневич // СОТИС (Социальные технологии, исследования). — 2009. — №2. — С. 28–43.
  3. Луков, Вал. А. Социальное проектирование : учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / В. А. Луков. — 2-е изд., перераб. и доп. / Ин-т молодежи. — М. : Социум, 2000. — 224 с. ; 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии : Флинта, 2003. — 239 с. (послед. изд. 2004, 2005, 2006, 2007, 2009)
  4. Луков, Вал. А. Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи : теоретич. и эмпирич. исследования : Расширенный колл. доклад Ин-та гуманит. исследований МосГУ Всерос. науч. конференции «Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры». Москва, 6–7 декабря 2007 г. [Текст] / Вал. А. Луков, В. А. Гневашева, Н. В. Захаров, Вл. А. Луков, С. В. Луков ; отв. ред. Вал. А. Луков. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. — 80 с.
  1. Луков, Вал. А. Тезаурусы : Субъектная организация гуманитарного знания [Текст] / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков. — М. : Изд-во Национального института бизнеса, 2008. — 784 с.
  2. Луков, Вал. А. Ценностные ориентации студентов. Московские студенты и проблема «своего» вуза [Текст] / Вал. А. Луков // А. Krylov, R. Oberliesen (Hrsg.). Zukunft gestalten : Transnationaler Dialog zur Bildung und Gesellschaft. — Bremen–Moskau : Verl. Nation. Business Inst., 2004. — S. 131–142.
  1. Луков, Вал. А. Человеческий потенциал и проблема гуманитарной экспертизы [Текст] / Вал. А. Луков // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения : труды Всероссийской научной конференции. 26–28 сент. 2006 г. — СПб. : Изд-во Политех. ун-та, 2006. — С. 47–49.
  2. Луков, Вал. А. Человеческий потенциал студента — образовательный потенциал вуза : По материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов» (этапы 2004–2008 годов) [Текст] / Вал. А. Луков, В. А. Гневашева ; Моск. гуманит. ун-т. Ин-т фундамент. и приклад. исследований. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. — 69 с.
  3. Луков, С. В. Тезаурусный подход к анализу диалога организационных культур в современной России [Текст] / С. В. Луков // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 4. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. — С. 3–14.
  4. Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке / под общ. ред. Б. Г. Юдина. — М. : Прогресс-Традиция, 2007. — 366 с.
  5. Молодое поколение России : Проект Доктрины / авторы и члены редкол. : В. В. Аверьянов (рук.), … В. А. Луков. — М. : Фонд «Русский предприниматель», 2008. — 142 с.
  6. Социальная справедливость в здравоохранении: биоэтика и права человека : материалы и документы междунар. конференции. Москва, 7–8 декабря 2005 г. / редкол.: Вал. А. Луков, А. В. Мартыненко, М. В. Рукавишников и др. ; под общ. ред. Б. Г. Юдина. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. — 228 с.
  7. Философия биомедицинских исследований: этос науки начала третьего тысячелетия / отв. ред. Б. Г. Юдин ; Ин-т человека РАН. — М., 2004. — 128 с.
  8. Философия биомедицинских исследований: этос науки начала третьего тысячелетия [Текст] / Б. Г. Юдин и др. ; отв. ред. Б. Г. Юдин. — М., 2004. — 128 с.
  9. Человеческий потенциал как критический ресурс России / отв. ред. Б. Г. Юдин. — М. : ИФ РАН, 2007. — 175 с.
  10. Человеческий потенциал Парфеньевского района Костромской области / отв. ред. С. М. Малков. — М.: Ин-т человека РАН, 2002. — 285 с.
  11. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерения / под ред. Б. Г. Юдина. — М.: Ин-т человека, 2002. — 265 с.
  12. Юдин, Б. Г. Как возможна единая наука о человеке? (Материалы семинара) [Текст] / Б. Г. Юдин // Человек. — 2004. — №1. — С. 49–60.
  13. Yudin, B. Bioethics in Central and Eastern Europe // Bioethica ou Bioethicas na Evolucao das Sociedades [Text] / B. Yudin / Ed. by Maria Neves and Manuela Lima. — Luso-Brasileria, Portugal. –– P. 337–340.
  14. Yudin, B. Human Experimentation in Russia / the Soviet Union [Text] / B. Yudin // Twentieth Century Ethics of Human Subjects Research. Ed. by V. Roelcke and G. Maio. —Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2004. — P. 99–110.
  15. Yudin, B. Interrelations between bioethics and ethics of biotechnology [Text] / B. G. Yudin // Актуальные проблемы гуманитарных исследований : доклады и материалы научной конференции, проведенной Институтом гуманитарных исследований 21 декабря 2004 г. в рамках научной сессии, посвященной 60-летию МосГУ / отв. ред. Вал. А. Луков. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2004. — С. 6–13.
  16. Юдин, Б. Г. Биологическое существование человека: культурные аспекты [Текст] / Б. Г. Юдин // Знание. Понимание. Умение. — 2004. — №1. — С. 87–93 ; 2005. — №1. — С. 79–86.
  17. Юдин, Б. Г. Биотехнологическое конструирование человека [Текст] / Б. Г. Юдин // Биология и культура. — М. : Наука, 2004. — С. 461–491.
  18. Юдин, Б. Г. Биоэтика. Гомеостазис. Информированное согласие. Оценка технологий. Принцип предосторожности. Профессиональная ответ­ственность. Социальная ответственность. Технологический императив. Этическая экспертиза. Этический комитет [Текст] / Б. Г. Юдин // Философия науки : словарь основных терминов. — М., 2004.
  19. Юдин, Б. Г. В фокусе исследования — человек: этические регулятивы научного познания [Текст] / Б. Г. Юдин // Философия науки. Вып. 11. Этос науки на рубеже веков. — М., 2005. — С. 224–242.
  20. Юдин, Б. Г. Высшее образование и проблема человеческого потенциала России [Текст] / Б. Г. Юдин // Высшее образование для ХХI века : Научная конференция. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2004. — С. 45–49.
  21. Юдин, Б. Г. Гуманитарная экспертиза : К обоснованию исследовательского проекта [Текст] / Б. Г. Юдин, Вал. А. Луков. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. — 38 с.
  1. Юдин, Б. Г. Гуманитарная экспертиза высшего образования [Текст] / Б. Г. Юдин // Высшее образование для XXI века : III международная научная конференция, МосГУ, 18–20 октября 2006 г. : Доклады и материалы / под общ. ред. И. М. Ильинского. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. — С. 80–82.
  2. Юдин, Б. Г. Диалог культур: самобытность, глобализация, толерантность [Текст] / Б. Г. Юдин // Гуманитарные проблемы современной цивилизации. Международные Лихачевские чтения, 26–27 мая 2006 г. — СПб., 2006. — С. 73.
  3. Юдин, Б. Г. Документы, регламентирующие этические нормы проведения биомедицинских исследований с участием человека [Текст] / Б. Г. Юдин // Этическая экспертиза биомедицинских исследований : практич. рекомендации / под общ. ред. Ю. Б. Белоусова. –– М., 2005. –– С. 13–18.
  4. Юдин, Б. Г. Еще раз о перспективах человека [Текст] / Б. Г. Юдин // Наука. Общество. Человек. — М. : Наука, 2004. — С. 238–253.
  5. Юдин, Б. Г. Здоровье человека в контексте новых технологий. [Текст] / Б. Г. Юдин // Социальная профилактика и здоровье. — 2006. — №4. — С. 24–27.
  6. Юдин, Б. Г. Здоровье человека как предмет междисциплинарного знания [Текст] / Б. Г. Юдин, Г. Б. Степанова // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. — 2004. — №1. — С. 3–10.
  7. Юдин, Б. Г. Место антропологических проблем в биоэтике [Текст] / Б. Г. Юдин // Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 1. Биоэтика: антропологические проблемы [Текст] / отв. ред. Б. Г. Юдин. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. — С. 3–8.
  8. Юдин, Б. Г. Место человека в системе социальных институтов: константа или переменная? [Текст] / Б. Г. Юдин // Человек институциональный. –– Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2005.
  9. Юдин, Б. Г. Мораль и генетика [Текст] / Б. Г. Юдин // Экология и жизнь. –– 2005. –– №8 (39). –– С. 30–34.
  10. Юдин, Б. Г. Моральные проблемы современной генетики [Текст] / Б. Г. Юдин // Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 3. Биоэтические проблемы геномики и этногенетики. [Текст] / отв. ред. Б. Г. Юдин. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. — С. 3–14.
  11. Юдин, Б. Г. Необходимость и возможности гуманитарной экспертизы [Текст] / Б. Г. Юдин // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — №4. — С. 187–194.
  12. Юдин, Б. Г. О человеке, его природе и его будущем [Текст] / Б. Г. Юдин // Вопросы философии. — 2004. — №2. — С. 16–28.
  13. Юдин, Б. Г. Оздоровительные технологии: гуманитарная экспертиза (материалы Круглого стола) // Общественное здоровье и профилактика заболеваний [Текст] / Б. Г. Юдин, Д. В. Реут, Л. Е. Романов, Г. Б. Степанова.–– 2005. –– №2(10). –– С. 43–57.
  14. Юдин, Б. Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям [Текст] / Б. Г. Юдин // Философия социальных и гуманитарных наук / под ред. С. А. Лебедева. –– М. : Академический проект, 2005. –– С. 216–244.
  15. Юдин, Б. Г. От клятвы Гиппократа –– к биоэтике [Текст] / Б. Г. Юдин // Экология и жизнь. — 2005. — №6(37). –– С. 32–35.
  16. Юдин, Б. Г. От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной [Текст] / Б. Г. Юдин // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — №2. — С. 126–135.
  17. Юдин, Б. Г. Перспективы человека [Текст] / Б. Г. Юдин // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — №3. — С. 28–31.
  18. Юдин, Б. Г. Потенциал человека и его «улучшение» [Текст] / Б. Г. Юдин // Человек в мире и мир человека. — М., 2004. — С. 402–412.
  19. Юдин, Б. Г. Практики оздоровления: необходимость гуманитарной экспертизы [Текст] / Б. Г. Юдин, Г. Б. Степанова // Социология медицины — реформе здравоохранения. — Волгоград, 2004. — С. 11–13.
  20. Юдин, Б. Г. Природа человека и его будущее: от натурализма к конструктивизму? [Текст] / Б. Г. Юдин // Философская антропология: учебное пособие / под ред. С. А. Лебедева. –– М. : ИКЦ Академкнига, 2005. –– С. 210–223.
  21. Юдин, Б. Г. Социальная справедливость как проблема биоэтики [Текст] / Б. Г. Юдин // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — №2. — С. 115–117.
  22. Юдин, Б. Г. Физиологические исследования с участием человека: биоэтическое регулирование [Текст] / Б. Г. Юдин // Российский физиологический журнал. — 2004. — Т. 90, №8, август (приложение). — С. 493–494.
  23. Юдин, Б. Г. Человек в мире современных технологий: новые возможности, новые угрозы [Текст] / Б. Г. Юдин // Гуманитарные проблемы современной цивилизации. Международные Лихачевские чтения, 26–27 мая 2006 г. — СПб., 2006. —
    С. 134–135.
  24. Юдин, Б. Г. Чтоб сказку сделать былью? (Конструирование человека) [Текст] / Б. Г. Юдин // Бюллетень сибирской медицины. — 2006. — №5. — С. 7–19.
  25. Юдин, Б. Г. Этическое и правовое обеспечение биомедицинских исследований с участием человека [Текст] / Б. Г. Юдин // Этическая экспертиза биомедицинских исследований : практич. рекомендации / под общ. ред. Ю. Б. Белоусова. –– М., 2005. — С. 12–13.
  26. Lukov, Val. A. (ed.). Social and Cultural Value Orientations of Russian Youth : The Theoretical and Empirical Researches : Monograph [Text] / Val. A. Lukov, Vl. A. Lukov, N. V. Zakharov, V. A. Gnevasheva, O. O. Namlinskaia. — Moscow ; Innsbruck : Moscow University for the Humanities, 2007. — 72 p.
  27. Lukov, Val. A. Social and Cultural Value Orientations of Russian Youth [Text] / Val. Lukov, Vl. Lukov, N. Zakharov // Vanhala-Aniszewski M., Siilin L. (eds.). Voices and Values of Young People — Representations in Russian Media. — Helsinki : University of Helsinki, 2007. — P. 33–48.
  28. Lukov, Val. A. State and politic assessment in health care [Text] / Val. A. Lukov // Social Justice in Healthcare: Bioethics and Human Rights: UNESCO Conference. Moscow, 7–8 December 2005. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. — С. 195–198.
  29. Lukov, Val. A. The Problem of Generalizing Assessments of the Situation of Young People [Text] / V. Lukov // Russian Education & Society. — N. Y.: M. E. Sharpe, 1999. — Vol. 41, no. 8, August. — P. 41–56.
  30. Lukov, Val. A. Thesaurus approach in humanities [Text] / Val. A. Lukov, Vl. A. Lukov // Sciences without borders. Transactions of the International Academy of Science. H&E. Vol. 2. 2005/2006, 524. — Innsbruck : ICSD/IAS, 2006. — P. 87–93.
  31. Lukov, Val. Lebensentwürfe der russischen Studenten in der neunziger Jahren [Text] / V. Lukov // Russland im Umbruch — Jugend im Aufbruch? / K. Eimermacher, A. Hartmann (Hrsg.). — Bochum, 2001. — S. 17–22.
  32. Lukov, Val. Russian Youth : Theoretical and Empirical Research [Text] / Val. Lukov // Vanhala-Aniszewski M., Siilin L. (eds.). Voices and Values of Young People — Representations in Russian Media. — Helsin­ki : University of Helsinki, 2007. — P. 49–64.


[1] См.: Луков, Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы: субъектная организация гуманитарного знания. М. : Нац. ин-т бизнеса, 2008.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»