Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 3 2009 – Социология

Орлова В. В. Социализация молодежи: потенциал регионального социума

УДК 316.346.32 — 053.6

Orlova V. V. Young People Socialization: Potential of Regional Society

Аннотация: В статье представлен анализ положения молодежи в социуме.Характер и содержание деятельности молодежи в обществе как субъекта социального развития напрямую зависят от объективных условий социальной среды, предлагающих ей определенные модели социализации.

Ключевые слова: социализация, молодежь, регион, социальная мобильность.

Abstract: In this article a theoretical analysis of position of young people is presented. Nature and matter of youth activity in society as a subject of social development depend on objective conditions of social environment proposing certain socialization models.

Keywords: socialization, youth, region, social mobility.


Социализация молодежи. Молодежь, острее других социально-демографических групп чувствует меняющиеся общественные настроения и больше расположена к политическим новациям. И она же находится в положении объекта и субъекта социализации, посредством которой любой начинающий жизнь человек, собственно, и становится социальной личностью.

В процессе социализации всегда взаимодействуют две стороны: объект социализации — это индивид, отдельные люди или группы людей, на кого направлен этот процесс, и субъект социализации, осуществляющий этот процесс. В обозначении процесса социализации употребляется множество терминологических понятий, не всегда представляющих единый синонимический ряд. Это «вхождение», «интеграция», «интериоризация» и др. Процесс обратного социализирующего влияния объектов социализации на общество предполагает творческое воспроизведение усвоенных норм и ценностей, культуры и знаний, опыта и навыков в социальной практике. К понятиям, характеризующим процессы обратного социализирующего воздействия, относят такие термины, как «приспособление», «усвоение», «превращение», «адаптация», «ассимиляция», «аккомодация».

Как подчеркивает Ч. Миллс, есть два главных средства, при помощи которых поддерживается социальное равновесие. Первое — это «социализация», посредством нее новорожденный индивид «делается» социальной личностью. Часть такого социального становления личностей состоит в приобретении ими мотивов для совершения действий, требуемых или ожидаемых другими. Второе средство — «социальный контроль», под которым понимаются все способы поддержания порядка среди людей.

Объяснение, в данном случае следующее: социализация предполагает, с одной стороны, следование гражданскому порядку, а с другой — возможность контроля за упорядоченным действием, поскольку есть преемственные критерии, нормы, ценности — то есть все, что необходимо социальному равновесию в обществе. Причем отметим нюанс: если баланс настроений и поведения при посредничестве социализации достижим в масштабах как минимум крупного региона (субъекта федерации), то подобная логика тем более вероятна для муниципальной территории, местного сообщества с их близкими человеческими связями. Таким образом, социализация — не самоцель. Будучи процессом естественным, объективным для любого вступающего в жизнь человека, она вместе с тем дает гораздо больший результат при дополнительном управляющем воздействии какой-либо третьей стороны. Эта логика вписывается в концепцию Т. Парсонса, считавшего возможным рассматривать дифференциацию социетального сообщества (интегративной социальной системы) и политической системы в более широком аналитическом контексте — как «политический фактор» в коллективном целедостижении безотносительно к тому, какой коллектив берется за точку отсчета.

В большинстве определений социализации личности, авторы, подспудно или прямо указывают на присутствие агентов социализационного процесса. Разница лишь в соотношении организуемых внешних воздействий и автономно, спонтанно возникающих влияний, которые добавляются к осознанному или интуитивному выбору жизненных ценностей самим индивидом (ребенком, подростком, молодым человеком).

Основная функция социализации, считал Э. Дюркгейм, сводится к приобщению индивидов к идее «коллективного сознания». Социализированной признается личность, научившаяся подавлять индивидуальные интересы во имя общественных. Опираясь на теорию морали, выступающую системой объективных правил поведения, ученый связывал действенность социальных норм с определенными механизмами интериоризации. Причем видел смысл воспитания не только в формировании самой способности растущего организма подчиняться власти общества, но и в широкой причастности общественной системы к выработке эталонов для подражания: воспитание, по его мнению, это не больше, чем образ и подобие общества. Оно подражает ему, воспроизводит его, но не создает его. Воспитание бывает здоровым, когда сами народы в здоровом состоянии. Если моральная среда испорчена, то и сами воспитатели, живущие в этой среде, не могут не быть пропитаны той же порчей.

Основные исходные посылы теории социализации остаются долгие годы неизменными: в целях обеспечения социального равновесия и надежности фундамента государственности общество формулирует совокупность нормативно-ценностных установок, являющихся общими для преемственного развития базовых социальных групп и выполняющих целенаправленную интеграционную функцию. A вот распространение и интериоризацию принятых норм и ценностей выполняют организации или институты, созданные специально или же инверсированные в этих целях[1].

Роль индивида в ней сводится к усвоению (неусвоению) предлагаемой обществом системы координат. В силу своей сложности общественный организм может предлагать не одну систему координат, а несколько, и в каждой из них агенты социализации отвечают за имеющийся набор установок и средств воздействия. Эти различия отражены в концепциях социальных ролей и социального статуса (Р. Дарендорф), согласно которым личность представляет собой «носителя социально предoпpeдeлeнныx атрибутов и норм поведения», адекватных идеологии и установкам групп и объединений, имеющих отношение к этой личности.

Молодежь занимает важное место в структуре общества (последняя понимается как система связей между элементами), поскольку является носителем определенных связей в социуме, принимает в его жизнедеятельности активное участие. В числе основных признаков позволяющих выделить молодежь в отдельную социально-демографическую группу можно определить — возраст и обусловленная им «переходность», выражающаяся в наличии социально-психологических особенностей. «Переходность» как основополагающая характеристика молодежи определяет сложность положения данной социально-демографической группы в обществе: 1) зависимость от родителей, взрослых формирует у значительного числа молодежи чувство неуверенности, несостоятельности; 2) отсутствие самостоятельности в принятии жизненно важных решений нередко формирует внутренний протест, несогласие молодых с тем, что в вопросах выбора и самоопределения они ограничены чужой, не своей волей, с которой они вынуждены считаться, даже если эта воля не соотносится с потребностями и интересами самой молодежи; 3) отношение к молодежи как к неравноправной, социально-незрелой, неполноценной группе со стороны агентов социализации и общества в целом, формирует в сознании молодых людей обостренное чувство социальной несправедливости, ущемленности, определяет ее заниженный социальный статус. В результате, молодое поколение отстранено от решения задач, стоящих перед обществом, не имеет навыков самостоятельной деятельности по решению этих задач. Вместе с тем, именно в молодежном возрасте потребность в самореализации выражается особо ярко. Возникает противоречие между данной потребностью и возможностями ее реализации, которое, в свою очередь, определяет ряд других противоречий: между нравственным сознанием и поведением, намерениями, мотивами и поступками молодых людей.

Некоторые социально-экономические характеристики регионов (Томской и Кемеровской области)

Стратегии современного развития населения сибирских регионов обусловлены не только социально-экономическими и политическими преобразованиями в российском обществе на фоне мирового кризиса, но и региональной спецификой. Разный социально-экономический уровень развития областей является одним из объективных факторов, оказывающих влияние на развитие населения в целом, и в частности молодежи. Переход к новым рыночным отношениям в областях в разрезе показателей социально-экономического характера имел определенные различия. В Томской области проходил наиболее успешно, в Кемеровской области — менее успешно.

Основные изменения, которые произошли в регионах в конце XX — начале XXI в. в экономической сфере и серьезно повлияли на социальные характеристики развития областей, уровень жизни отдельных граждан и этносоциальных групп, характеризуются следующими особенностями: уменьшение промышленного производства, снижение темпов развития сельского хозяйства, развитие преимущественно добывающей промышленности и сырьевых отраслей экономики; углубление межрегиональных различий, укрупнение городов и ослабление сельских населенных пунктов; изменение структуры занятости — значительно увеличилось число лиц, работающих в сфере услуг, управлении, энергетике, банковском деле, на транспорте, уменьшилось в промышленности и сельском хозяйстве; увеличение социального неравенства доходов по отраслям, когда самые низкие имеют занятые в сельском хозяйстве, наиболее высокие в добывающей промышленности, энергетике, сфере управления и банковском деле.

Небольшая по территории, компактная, с развитой сетью дорог, многоотраслевым хозяйством Кемеровская область играет заметную роль в экономике Сибири. Ведущими отраслями региона являются угольная, металлургическая, химическая промышленности. Здесь сосредоточено около одной трети основных производственных фондов Западной Сибири. Кемеровская область, обладающая богатыми природно-сырьевыми ресурсами, имеет мощный экспортный и инвестиционный потенциал. Для успешного развития экономики региона важное значение имеет внешнеэкономическая деятельность. Сегодня Кузбасс имеет внешнеторговые связи с 80 странами ближнего и дальнего зарубежья.

Экспортирует 1200 видов промышленной продукции, среди них: уголь, кокс, прокат, чугун, алюминий, цинк, ферросплавы, шифер, цемент, стекло, азотные удобрения, пластмассы, химические волокна, синтетические смолы, электротехническая продукция и продукция тяжелого машиностроения и другие. Чрезвычайно плодородны кузбасские черноземы, но долгие суровые зимы, короткое засушливое лето и ранние заморозки не позволяют земледельцам Кузбасса получать гарантированные урожаи. К тому же только 5 % трудоспособного населения области занято в сельском хозяйстве.

В настоящее время на территории Кемеровской области проживают шорцы и телеуты, отнесенные к числу коренных малочисленных народов Севера. В последние несколько лет происходит увеличение доли поступающих из числа коренных малочисленных народов в вузы и техникумы области. На сегодняшний день 11 % из 15 тыс. человек (шорцы, телеуты) коренного населения имеют высшее и среднетехническое образование.

Томск был основан в 1604 году по указу царя Бориса Годунова, который велел «под город место высмотреть, где пригоже, и на чертеже начертить, и велети место очистити и прося у Бога милости, город поставить в крепком месте».

По своему социально-культурному уровню Томск на рубеже XIX — XX веков стоял выше всех сибирских городов. Еще в 1873 году были открыты первые в Сибири книжный магазин и публичная библиотека, затем типография.

В соседние губернии и области из Томской губернии шли хлебные продукты, рыба, соль, вино, сало, медь, воск, кожа. Кедровые орехи и пушнина отправлялись в европейскую часть России и за границу.

Томская губерния была главным производителем сибирского масла, на ее долю приходилось до 60 % масляного экспорта России. Сибирское масло успешно конкурировало с лучшими сортами датского и голландского.

В 90-х годах XIX века через Томскую губернию была проложена Сибирская железная дорога. Она прошла южнее Томска в обход лесистых и заболоченных участков. Несмотря на быстрое экономическое развитие, население в Томской губернии росло в основном за счет ссыльных. В первой половине XIX века ссыльных переселенцев было особенно много — около 30 тыс. мужчин и более 7 тыс. женщин. Каждый пятый житель в Томске и окрестностях был из ссыльных.

В начале ХХ века Томск занимал первое место в Сибири по числу учебных заведений (104). Насыщенной была культурная жизнь города. В нем выходило 4 газеты, работало 4 театра, 5 кинематографов, 7 библиотек, 3 увеселительных сада.

В 1911 году было зарегистрировано 1001 торговое предприятие, 189 фабрик и заводов. Город занимал 15 км². Его центр был электрифицирован, телефонизирован и имел водопроводную сеть и централизованное отопление. Население увеличилось до 110 тысяч человек разного вероисповедания, о чем свидетельствовали 23 православные церкви, костел, кирха, две мечети, три синагоги. В энциклопедии Ф. Брокгауза и И. Ефрона есть упоминание, что Томск, как культурный и торгово-промышленный центр, опередил все прочие сибирские города.

После революции 1917 года Томск вошел в состав Сибирского, а позднее — Западно-Сибирского края. В 1937 году Томск и прилегающие к нему территории оказались в составе Новосибирской области. По мнению историков, «оставшись в предвоенное время городом областного подчинения... Томск потерял многие возможности экономического и культурного развития».

Еще в 1932 году Илья Эренбург писал: «Судьбу различных городов легко было распознать на вокзале: достаточно было поглядеть, какой хлеб едят местные жители. В Томске хлеб был черный, мокрый и тяжелый: пятилетка обошла Томск, и Томск умирал». Известный писатель, правда, добавил: «Томск мог умереть, но в Томске был университет...» В канун Великой Отечественной войны Томск уже имел славу города науки и вузов, каждый двенадцатый его житель был студентом.

За 400 лет Томск поднялся по своему значению, экономическому, социальному и культурному развитию до уровня городов Центральной России. По внешнему облику городские строения представляют собой смешение архитектурных стилей различных исторических эпох.

Следует отметить, что Томская область — регион с поликонфессиональной и многонациональной культурой. На её территории проживают 80 национальностей и народностей, в том числе представители 22 народностей Севера, осуществляют свою деятельность 16 конфессий. Самыми многочисленными являются русские — 88,2 %, украинцы — 2,6 %, татары — 2,1 %. Полиэтническая среда региона при условии продуманной национальной политики, а также толерантности сознания народов (заложенной спецификой менталитета), проживающих на одной территории, является наиболее благоприятной средой для развития национального самосознания молодежи, формирования ее ориентаций на сохранение национальных ценностей, и, вместе с тем, формирует у нее толерантное, уважительное отношение к традициям и культурам других народов, с которыми установлены тесные социально-культурные, общечеловеческие контакты в процессе жизнедеятельности на территории одного региона. Кроме того, Томская область среди российских регионов занимает четвертое место по удельному весу лиц, имеющих ученую степень доктора наук в общей численности преподавателей вузов. Третье место — (после Москвы и Санкт-Петербурга) по числу студентов на 10 тысяч человек населения, третье место по охвату молодежи в возрасте 17–26 лет программами высшего профессионального образования.

Социально-экономический фактор, оказывающий влияние на социализацию молодых людей в регионах определяет характер отношений, особенностей функционирования социальной инфраструктуры. Несмотря на то, что масштабный спектр социально-экономических проблем во многом явился причиной роста самосознания молодых людей, а значит и усиления их ориентаций на самореализацию, следует признать, что ситуация экономической нестабильности скорее фактор, сдерживающий экономическую социализацию молодежи, так как приводит к появлению фрустрации и растерянности в профессиональном самоопределении. Изучение этой проблемы позволяет понять, что экономические условия оказывают влияние на жизненные планы молодых людей, часть из них в силу низкой материальной обеспеченности родительской семьи не могут реализовать свои жизненные интересы.

Рыночная экономика не только создает благоприятные условия свободного действия каждого человека, но и предъявляет к нему жесткие требования — умение самостоятельно выбирать, быть готовым к непредсказуемым ситуациям. Неготовность к рыночным отношениям повлекла за собой массовое обнищание основной части населения. Оказалось, чтобы успешно освоить рыночные отношения и в этих условиях суметь материально обеспечить свою жизнь, недостаточно быть специалистом — инженером, врачом, педагогом. Необходимо плюс к тому овладеть искусством и наукой успешного освоения ближайшей социально-экономической среды, научиться преобразовывать эту среду обитания и обеспечить себе достаточный для этого материальный достаток. Чтобы справиться с этой задачей, молодежи надо непрерывно отслеживать процесс вхождения в рыночные отношения и их освоения.

Немаловажную роль в процессе социализации молодежи играетпроизводственно-технологический фактор, который включает в себя структуру и технологический уровень развития предприятий региона, страны в целом. Дело в том, что большинство предприятий находятся в стадии реформирования. Поэтому, у большинства молодежи вызывает некоторое опасение неясные перспективы самореализации. Такие факторы, как безработица, стихийное формирование рынка труда, неотработанность механизмов защиты молодежи в условиях низкого уровня оплаты труда, оказывают негативное воздействие на социализацию, формирование жизненных планов молодежи.

Образовательные стратегии как главный канал социальной мобильности

Образование — это один из факторов социальной стратификации, основной канал восходящей вертикальной социальной мобильности и важный индикатор устойчивого развития общества[2]. Кроме того, уровень образования оказывает влияние на социальное самочувствие личности, степень этнической толерантности, а также оценку межэтнических отношений.

Образовательные стратегии населения областей отражают специфику их развития, указывают на определенную связь с этнической принадлежностью, то есть фиксируют некоторую этноизбирательность.

На высшее образование в большей степени ориентированы те молодые люди, родители которых имеют высшее или среднее специальное образование, занимают руководящие должности, преимущественно заняты умственным или высококвалифицированным физическим трудом. С неполным средним образованием родителей в вузах регионов (Томской и Кемеровской области) обучается всего 3 % студентов.

Различия в намерениях прослеживаются по материальному, территориальному и этническому факторам (доля городских старшеклассников, связывающих свой выбор после школы с вузом, значительно больше, чем сельских; чем выше доходы семьи, тем более выпускники ориентированы на вузы). Самооценки возможностей абитуриентами вузов дифференцированы в зависимости от уровня успеваемости, доходов семьи, места жительства, состояния здоровья, национальности, социального статуса и образования родителей.

По результатам социологических исследований 2007–2008 г.[3], чаще всего встречаются «предприимчивые» молодые люди, которые планируют добиться успехов в бизнесе и богатстве. «Максималисты» уверены что, добьются успехов практически во всех сферах жизни. «Труженики», рассчитывают на хорошую работу. «Семейные», основное устремление — создание прочной семьи. «Гедонисты», рассчитывающие на жизнь полную удовольствий и «карьеристы», которые считают, что добьются всего, но только ценой таких усилий, которые не позволят им иметь много свободного времени. При этом на формирование этих моделей жизненных приоритетов оказывают влияние характеристики социальной среды, в которой формируется молодежь, тогда как духовные ценности, активно пропагандировавшиеся в советском обществе, существенно потеснились.

Происходящие в последние два десятилетия в стране процессы изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться. По результатам Аналитического доклада «Молодежь новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?»[4], у многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утере нашим обществом и его гражданами нравственных норм, о том, что эрозия морали достигла той критической точки, за которой грядет духовное перерождение, а точнее — вырождение России. При этом наиболее уязвимой к негативному моральному транзиту признается молодежь. По мнению большинства опрошенных, для современной молодежи в целом характерен «моральный релятивизм» и даже цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам. Эту точку зрения разделяют 64 % молодых респондентов и 70 % — представителей старшего поколения. И только треть россиян придерживаются оптимистичного взгляда на ситуацию, полагая, что молодежь тянется к высоким идеалам.

Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в России. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.

В среднем в возрасте от 16 до 29 лет молодежь приобретает устойчивый профессионально-трудовой статус в общественной и социальной сфере. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения разбивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда.

Молодежь до 18 лет представляет в основном учащихся средних школ, профессиональных училищ, начальных курсов вузов. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги основным путём. Ситуация с подростковой занятостью вызывает большую тревогу. Чаще всего — это самозанятость в виде мойки автомашин и торговли газетами или работа в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому, если не решить проблему государственного контроля над занятостью этой молодежной группы, то возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

Молодежь в возрасте 18–24 года — это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

В 25–29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.

Ответы молодежи 27–29 лет на вопрос «Если Вам удалось приспособиться к нынешним условиям жизни в обществе, то что главным образом способствовало этому?» преимущественно получены следующего содержания: 35 % — собственная целеустремленность, 27 % — предприимчивость, 31 % — активность, 23 % — требовательность к себе, 18 % — коммуникабельность, 21 % — уверенность в себе, 15 % — оптимизм, 12 % — вера в будущее.

Важнейшими показателями ситуации на рынке труда являются динамика уровня безработицы, емкость и конъюнктура рынка труда, соотношение спроса и предложения, его структура. Однако такая статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке груда, и особенно в его молодежном сегменте. Молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в другом возрасте. Статистика позволяет оценивать тенденции развития только официальной части открытого рынка труда и преимущественно в государственном секторе. Служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложения рабочей силы. В результате не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений, и в частности скрытая безработица. Если принять во внимание спад производства, то ее можно считать равной 40 %, около четверти которой составляет работающая молодёжь. Для молодых людей скрытая безработица представляет не меньшую опасность, чем зарегистрированная, так как именно они рискуют, в первую очередь, оказаться за воротами предприятий.

Более 50 % молодёжи, занятой на предприятиях государственного сектора, работает по совместительству, около 25 % — подрабатывает в различных альтернативных формах занятости. Молодые люди активно занимаются предпринимательством: около 70–80 % регистрируемых предприятий альтернативного сектора экономики организуется людьми 25–30-летнего возраста. Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. По некоторым прогнозам, в перспективе тенденция роста предложений молодежи, в том числе учащейся, на рынке труда сохранится. Из-за падения престижа производительного труда для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью, направленному на получение значительной материальной выгоды любым путем. Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики, как конкретной территории, так и всей страны.

Кардинальные изменения в сфере техники, технологии, научно-технического прогресса способствуют возникновению совершенно новых форм кооперирования человеческого труда, новых типов коммуникаций, способов хранения и передачи информации, связей и отношений в обществе, новых форм взаимодействия культурных традиций и соответственно поиска новых способов социализации в изменяющихся условиях. Непрерывная генерация новых образцов жизни, идей и концепций формирует необходимость признания новых ценностей, которыми не обладали предшествующие поколения, а значит и не существует традиционных способов передачи знаний.


Орлова Вера Вениаминовна — кандидат социологических наук, доцент Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники.

Orlova VeraVeniaminovna — a candidate of science (sociology), associate professor of Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics

E-mail: orlova_vv (at) mail.ru


[1] Бурдье П. Структуры, habitusa практики / Бурдье, Гидденс, Хабермас // Современная социологическая теория. Новосибирск: Изд-во Новосибирск. ун-та, 1995. С. 19–21.

[2] Тихонова Н. Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике / Н. Е. Тихонова. М. 1999. С. 61.

[3] Социологическое исследование: «Традиции и ценности молодежи». 2007–2008 гг. Выборка квотная, целенаправленная многоступенчатая. Объем 456 единиц, возраст 17–26 лет, Томская область. Автор: Орлова В. В.

[4] Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад. [Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Ф. Эберта РФ]. Аналитический доклад «Молодежь новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?» М., 2007. С. 83–162.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»