Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 11 2009 – Высшее образование для XXI века
Костина А. В. Высшее культурологическое образование в XXI веке: перспективы развития
УДК 378
Kostina A. V. The Higher Culturological Education in the XXI Century: the Development Prospects
Аннотация: В статье представлены итоги работы секции «Высшее культурологическое образование» в рамках V Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века». Проводится анализ особого положения культурологии в системе гуманитарных наук.
Ключевые слова: культурология, высшее образование, высшее образование для XXI века, Московский гуманитарный университет.
Abstract: In the article the results of the work of the section “The Higher Culturological Education” in the network of the V International scientific conference “Higher Education for the XXI Century” are presented. An analysis of special position of culturology in the system of the humanities is being conducted.
Keywords: culturology, higher education. higher education for the XXI century, Moscow University fir the Humanities.
13–15 ноября 2008 года в Московском гуманитарном университете прошла V Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века». Как и предыдущие четыре конференции, она была организована Московским гуманитарным университетом при участии и поддержке Комитета Государственной Думы по образованию, Комитета Совета Федерации ФС РФ по образованию и науке, Департамента образования города Москвы, Института философии, Института психологии, Института социологии и других ведущих институтов РАН в области гуманитарных и социальных наук, Российской академии образования, Национального союза негосударственных вузов, Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, Международной академии наук (IAS) и финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №08-06-14071г). Конференцию приветствовали Председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по образованию и науке проф. Х. Д. Чеченов, министр культуры РФ А. А. Авдеев, Президент Международной академии наук проф. Вальтер Кофлер (Австрия). Открыл конференцию председатель Оргкомитета ректор Московского гуманитарного университета профессор И. М. Ильинский. Он обратил внимание на болевые точки российской высшей школы в условиях существенных перемен в мире и в России. Анализ нынешней ситуации и перспектив развития высшего образования продолжили в своих докладах на пленарном заседании заместитель Председателя Комитета по образованию Государственной Думы ФС РФ проф. В. Е. Шудегов, заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики РФ О. А. Рожнов, видные российские ученые и организаторы науки и образования проф. К. К. Колин, акад. А. Д. Урсул, А. И. Фурсов, чл.-корр. РАН А. Л. Журавлев, проф. Н. А. Жильцов, проф. О. В. Долженко, проф. Вал. А. Луков. В рамках конференции прошли два круглых стола и работали 10 секций[1].
На секции «Высшее культурологическое образование» (рук. А. В. Костина, А. И. Шендрик) обсуждались вопросы, связанные с развитием культурологии как учебной дисциплины и специальности подготовки. В ее работе приняли участие около семидесяти специалистов, среди которых — формирующие различные направления современного знания о культуре — О. Н. Астафьева, Г. И. Зверева, О. И. Карпухин, И. В. Кондаков, Э. Ф. Макаревич, В. М. Межуев, В. М. Розин, О. К. Румянцев, М. В. Тлостанова, А. Я. Флиер, Г. П. Хорина, Н. А. Хренов и многие другие (материалы двух из них мы предлагаем читателям журнала в качестве своеобразного «среза» обсуждаемой на секции проблематики). Актуальность осмысления состояния современного культурологического образования обусловлена тем, что за полтора десятилетия существования культурологии в «официальном статусе», когда в 1993 году был утвержден Государственный образовательный стандарт по специальности «Культурология», разработанный специалистами Госкомвуза РФ при участии экспертов из ряда высших учебных заведений Москвы, в ней произошли существенные изменения. Сегодня можно говорить о том, что большинством ученых культурология воспринимается как комплексная гуманитарная наука, стремящаяся к синтезу различных парадигмальных подходов и выработке на их основе универсальной междисциплинарной теории, а культурологическое образование является неотъемлемой составляющей подготовки современного специалиста. Все это говорит о том, что культурология по праву заняла то место, на которое она претендовала в момент своего конституирования.
С чем связано это особое значение культурологии в современном научном и образовательном пространстве? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к Национальной доктрине образования в Российской Федерации и утвержденной правительством России Концепции модернизации российского образования, где в качестве основных стратегических целей образования на период до 2025 г., тесно увязанных с проблемами развития российского общества, определяются: «преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России» (Национальная доктрина образования в РФ).
Характерно, что все эти проблемы не только осмысливаются и учитываются, но и отчасти разрешаются в границах культурологического знания. В современном противоречивом и конфликтном мире с обострившейся демографической ситуацией в условиях гиперурбанизации, существенной неравномерностью плотности населения и массовой миграцией, обостряющей конфликтность в наиболее благополучных регионах, культура формирует те созидательные механизмы, которые могут препятствовать распространению агрессии и разрушительных тенденций. Эти механизмы необходимо выявлять, исследовать, учиться овладевать их возможностями (Багдасарьян), что и составляет основную задачу культурологии, которая, продолжая философско-антропологическую традицию, позволяет человеку осознать содержание и ценность как своей, так и иных культур. Это первое обстоятельство, позволяющее говорить об особой востребованности культурологического знания.
Второе обусловлено тем, что в условиях распространения глобализации усиливаются тенденции, связанные с кризисом идентичности. При этом многие из социальных и культурных систем распадаются, естественные связи в их границах уступают место функциональным социально-экономическим отношениям, что приводит к социокультурной маргинализации общества, а человек теряет способность сопоставлять свой образ мира с общепринятым в рамках этноса, нации, государства, класса или любой иной общности. Эти процессы являются общемировыми, но особенно ярко они проявляют себя в России, находящейся в условиях обретения новой идентичности и самоопределения в рамках новых границ, новой идеологии, нового экономико-политического проекта. В этой ситуации культурологическое знание, способствуя осмыслению специфики культурных миров, роли ценностей и норм, законов культурного развития, основывающегося на гармоничном взаимодействии традиции и инновации, облегчая процедуры коммуникации, способствует установлению его собственной идентичности, в том числе, социальной и политической.
Особая роль культурологического знания обусловлена также ситуацией современного антропогенного кризиса, связанного с неспособностью человека управлять собственным техногенным могуществом. В подобных ситуациях цена риска может быть существенно снижена вследствие применения современных способов моделирования социокультурной динамики, основанных на накопленном в социально-гуманитарном знании научном потенциале (Багдасарьян). Кроме того, культурологическое образование позволяет осознать, что технологический детерминизм приводит не только к негативным экологическим последствиям, но отрицательно сказывается и на развитии личности, начинающей воспринимать инструментально ценности, сводя их к потребностям, пытающейся глубокие аспекты духовности и нравственности заключить в рамки чисто экономических соображений. Становится очевидным, что развитие общества возможно только в той ситуации, когда сама культура развивается гармонично. Это третье обстоятельство, свидетельствующее об актуальности и культурологического знания и культурологического подхода.
Наконец, четвертое связано с тем, что культурология сейчас является практически единственной дисциплиной, формирующей нравственные стороны личности, мировоззренческие позиции, ценностные представления (О том, что образование утрачивает признак идеологичности в самом широком смысле этого слова, шла речь на II Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (Высшее образование XXI века — элитарность или массовость?)), а также способность человека не только воспринимать окружающий мир как целостность, но и понимать его. При этом понимание становится не только процессом раскрытия смысла явления, но и процессом его формирования в конкретных деятельностных и коммуникативных ситуациях. Оно проявляется не только в способности субъекта определенным образом осмысливать текст культуры, но и в способности выражать собственное к нему отношение и действовать в соответствии с социокультурным контекстом. Именно с дефицитом понимания, как показано в исследовании профессора И.М. Ильинского, во многом связано кризисное состояние современного общества (Ильинский И. М., 2002).
Наряду с обозначением социокультурных функций культурологии весьма существенным является вопрос о том, какие преимущества на рынке труда она представляет как тем, кто обучался по этой специальности, так и для «не культурологам». Состояние рынка труда в развитых странах свидетельствует о конкуретноспособности специалистов, обладающих, кроме узкой специализации, широким кругозором и разнообразной подготовкой. Работа таких специалистов оказывается экономически более эффективной. Знание законов функционирования культуры в широком смысле этого слова не только способствует освоению технологий корпоративного взаимодействия и создает базу для деловой коммуникации, составляющей необходимую компоненту профессионального успеха, но и облегчает поиск оптимальных решений в трудных профессиональных обстоятельствах, помогает высветить как ее узкопрофессиональный, так и человеческий смысл. Специалист, получивший культурологическую подготовку, не будет трактовать культуру как «сферу услуг», он не примет решение о постройке казино рядом с местами национальных духовных святынь, плотины и водохранилища на месте памятников истории, газопровода на территории проживания коренных народов, ведущих традиционное хозяйство. Специалист, владеющий культурой профессии, при разработке экономических программ будет исходить не только из их эффективности, но будет прогнозировать пути для разрешения их возможных негативных последствий для наименее защищенных групп граждан, рассчитывать, как изменится структура профессиональной занятости, приведет ли это к трудовой миграции, и повысится ли в связи с этим национально-культурная напряженность, а если да, то посредством каких культурных механизмов ее можно привести в норму, как изменится этническая и гендерная структура региона и как повлияют эти трансформации на демографическое его состояние, каковы пути преодоления негативных последствий этих процессов и т. д. и т. п. Основная цель культурологии как раз и направлена на формирование социокультурной компетентности специалиста как способности, необходимой для ответственного решения профессиональных задач, осмысленных в социокультурном контексте.
Все эти факторы обусловили интенсивное развитие в последние несколько лет прикладного пласта культурологического знания. И здесь также открываются значительные перспективы. По прогнозам, именно в культурологических специальностях прикладного характера возрастает потребность. Специалисты-культурологи выступают экспертами, способными выявить и оценить гуманитарные риски в инженерных, экономических, социальных, политических проектах, они востребованы в органах центрального и территориального управления, в системе госслужбы и частных компаниях, в издательствах, СМИ — в качестве менеджеров, референтов, культур-атташе, консультантов по вопросам культуры. Специалисты-культурологи работают экспертами художественных ценностей, арт-дилерами в музеях, антикварных магазинах, художественных салонах, галереях, консультантами по дизайну, таможенными экспертами, арт-бизнесменами и маркетологами в области искусства, менеджерами в сфере культуры, владеющими теорией управления, администрированием, культурой деловых отношений, психологией бизнеса, международным этикетом и протоколом, рекламным делом, public relations, иностранными языками.
Вместе с тем, в развитии культурологического образования ориентироваться, в основном, на прикладные технологии не только не целесообразно, но и губительно. Содержание прикладных профессий — вслед за развитием технологий, потребностями общества и даже модой на те или иные специальности — столь стремительно меняется, что достижение значительных результатов в профессиональной деятельности невозможно без фундаментальных знаний, которые являются безусловной основой не только прикладных культурологических специальностей и специализаций, но выступает в качестве составляющей профессиональной компетентности специалистов и в сфере гуманитарного и естественнонаучного знания.
Принимающие участие в работе секции были единодушны в том, что культурология выступает как необходимый элемент высшего образования в силу того, что она позволяет сохранить образованию признак идеологичности в самом широком смысле этого слова, оставаясь практически единственной дисциплиной, формирующей нравственные стороны личности, мировоззренческие позиции, ценностные представления, способность не только воспринимать окружающий мир как целостность, но и понимать его — и не только в виду того, что культура как высокосложная и полифункциональная система включает в себя в качестве элементов или подсистем и государство, и политику, и экономику, и науку, и общество, а не только литературу и искусство, — но и по той причине, что культура как становящаяся, так и накопленная, помогает обществу выжить.
Список литературы
Багдасарьян, Н. Г. Место культурологии в образовательном процессе // http://hischool.ru/mesto_cult.html
Ильинский, И. М. (2005) ЮНЕСКО: учиться жить вместе // Болонский процесс: взгляд на проблему. Сборник материалов для участников IX Всероссийской конференции заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежных дисциплин. 21–23 апреля 2005 г. М.
Национальная доктрина образования в РФ // http://mon.gov.ru/press/smi/1578
Сударенков, В. В., Грачев, В. А., Буслов, Е. В. (1998) К вопросу о разработке национальной доктрины образования Российской Федерации // Российское образование: проблемы реформирования. Вып. II / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 12 (79).
Флиер, А. Я. Культурологическое образование // Высшая школа культурологии — Культурологический словарь // http://ru.philosophy.kiev.ua/edu/ref/vsk/01.html
Фурсенко, А. А. «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы» на Правительственном часе в Государственной Думе РФ 03.09.2008 г.
Концепция формирования информационного общества в России // http://www.iis.ru/library/riss/
Конвенция ООН «Об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (20 октября 2005 г.).
Костина Анна Владимировна — доктор философских наук, доцент, зав. кафедрой культурологии Московского гуманитарного университета. Эл. адрес: Anna_Kostina(at)inbox.ru
Kostina Anna Vladimirovna — Ph.D. (philosophy), associate professor, the chief of Culturology Department of Moscow University fir the Humanities. E-mail: Anna_Kostina(at)inbox.ru
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|