Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 10 2009 – Искусствоведение

ЛУКОВ ВЛ. А. ДАДАИЗМ


Dadaism

Vladimir A. Lukov (Moscow University of Humanities)


Дадаизм как художественное явление XX века.

Ключевые слова: дадаизм

Abstract: Dadaism as the art phenomenon in XX century.

Keywords: dadaism

 

 

Дадаизм (от франц. dada — деревянная лошадка, как ее называют маленькие дети, в переносном смысле — бессвязный детский лепет) — одно из ранних проявлений авангардизма в европейском искусстве (литература, живопись, театр)[1]. Дадаизм возник в Швейцарии в 1916 г., в разгар первой мировой войны, и был своеобразным анархистским протестом: в иррационализме, нигилистическом антиэстетизме, эпатаже парадоксами, бессмысленными, случайными сочетаниями звуков, слов, предметов, линий можно усмотреть ироническое, пародийное отражение бессмысленности жизни, открывшейся в огне мировой войны.

Дадаисты впервые собрались 8 февраля 1916 г. в Цюрихе, в кабаре «Вольтер», открытом немецким писателем Г. Баллем. Здесь звучала музыка Шёнберга, читались стихи Аполлинера, Рембо, драма А. Жарри «Король Юбю». Основоположником литературы дадаизма стал Т. Тцара. Сформировалось несколько центров дадаизма: в Цюрихе (Г. Балль, Т. Тцара, Г. Арп), в Берлине (Р. Гюльзенбек, Р. Хаусман, Е. Голышев, В. Меринг), в Ганновере (К. Швиттерс, К. Шпенгеман), в Кёльне (Г. Арп, М. Эрнст, Г. Гёрле, Х. Хёх). Д. привлек внимание многих авангардистов, его поддержали Аполлинер, А. Бретон, Ф. Супо, Л. Арагон, П. Элюар, Б. Сандрар, художники П. Пикассо, А. Модильяни, В. Кандинский. После эпатирующих манифестаций в Париже в 1920–1921 гг. дадаизм довольно быстро сходит на нет, после конфликта Тцара и Бретона в мае 1922 г. официально заканчивает свое существование. Бретон, Супо, Арагон, Элюар становятся видными фигурами сюрреализма, в то время как немецкие дадаисты — экспрессионизма.

 

 

Луков Владимир Андреевич — директор Центра теории и истории культуры Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, академик Международной академии наук (IAS, Инсбрук) и Международной академии наук педагогического образования. Тел.: (495) 374-75-95. Эл. адрес: lookoff@mail.ru

 



[1] См.: Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне: Тексты, иллюстрации, документы. М., 2002; The Dada Painters and Poets: An Anthology. N. Y., 1950; Ades D. Dada and Surrealism Reviewed. L., 1978.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»